На главную Психодиагностика психолога в школе Проективные тесты исследования личности Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»
Проективный рисунок «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем»
Психодиагностика психолога в школе - Проективные тесты исследования личности

Цель: выявление внутреннего благополучия, представлений о себе во временной перспективе, самоотношения, самоценности, наличия трудностей в контактах с окружающими, внутреннего равновесия, комфорта или наличия тревожности, дискомфорта, адекватности возрастной и половой идентификации.


Инструкция

На листе бумаги, разделенном на 3 части, вначале нарисуй себя, когда ты был маленьким, затем - какой ты сейчас, затем - каким ты будешь в будущем, когда вырастешь. Около рисунка подпиши, каким ты будешь. (Рисунок выполняется цветными карандашами, фломастерами.)


Обработка результатов


В таблицу заносятся пять психологических характеристик:


• Чувство самоценности, высота самооценки (Самоценность). Акцентируется рисунок «Я сейчас».


• Легкость в установлении контактов, в общении (Контакты). Анализируется рисунок «Я сейчас».


• Наличие эмоционального, психического комфорта, отсутствие тревоги, беспокойства (Комфорт). Анализируется рисунок «Я сейчас».


• Адекватность половой идентификации (Пол). Анализируются все рисунки.


• Адекватность возрастной идентификации (Возраст). Анализируются все рисунки.


Форма протокола:

Ф.И. ребенка

Самоценность

Контакты

Комфорт

Пол

Возраст

Примечания

 

 

 

 

 

 

 


Максимальное количество баллов по параметрам «Самоценность», «Контакты», «Комфорт» - 5 баллов, за каждый признак, характеризующий психическое
неблагополучие (см. следующую таблицу) вычитается 1 балл из пяти. В графах «Пол» и «Возраст» ставится максимум 2 балла. За каждый признак неадекватной возрастной или половой идентификации снимается 1 балл.


«Определение признаков психического неблагополучия»


(при наличии одного признака вычитается 1 балл от максимально возможного по данному параметру)

Психологический параметр

Признак неблагополучия

1. Чувство неполноценности, низкая самооценка

Маленькие узкие плечи

Вся фигура малого размера


Короткие руки, ноги, отсутствие рук, руки за спиной

Рисунок у нижнего края листа, в нижней части

Карикатурный стиль, изображение клоуна

2. Трудности общения

Выделенное в сравнении с фигурой лицо

Отсутствие основных деталей лица, рта

Человек нарисован схематично, из палочек

Человек или голова в профиль

Руки, фигура в оборонительной позе

3. Тревожность, беспокойство, чувство внутреннего дискомфорта

Выделение, подчеркнутое прорисовывание отдельных деталей с нажимом

Стирание какой-либо детали

Штриховка какой-либо части фигуры

Прорисована линия основания: пол, земля

Короткие штрихи, двойные или прерывистые линии

Темные, серо-черно-коричневые цвета

4. Тревожность, беспокойство, чувство внутреннего дискомфорта

Одежда, атрибуты противоположного пола

Фигура, волосы не соответствуют полу

5. Неадекватная возрастная идентификация

На рисунке «Я в настоящем» человек явно младше своего возраста, сходство с рисунком «Я в прошлом»

На рисунке «Я в настоящем» человек явно старше своего возраста, сходство с рисунком «Я в будущем»

 

Схема анализа может быть использована только в случае сформированности у ребенка изобразительных навыков.

Источник: Жупиева Е. И. Практикум по психологии возрастного развития: [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Е. И. Жупиева. - Электрон. текст, дан. (8 Мб). Иркутск: Аспринт, 2023. - 170 с. 1 электрон. опт. диск (CD-R) - Систем. требования: РС, Intel 1 ГГц, 512 Мб RAM, 8 мб свобод. диск. пространства: CD-привод; ОС Windows XP и выше, ПО для чтения pdf- файлов. - Загл. с экрана. ISBN 978-5-6049703-2-4

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.