На главную Психодиагностика психолога в школе Патологии Дифференциальная диагностика нарушений развития детей
Дифференциальная диагностика нарушений развития детей
Психодиагностика психолога в школе - Патологии

Критерии дифференциальной диагностики нарушений развития

Критерии, используемые при разграничении интеллектуальной недостаточности, задержки психического развития и общего недоразвития речи

 


(В. И. Лубовский)

Критерии

Интеллектуальная недостаточность

Задержка психического развития

Общее недоразвитие речи

1) нарушения мышления

значительные нарушения

незначительное нарушение

отсутствие нарушений в наглядном мышлении при затруднениях в решении словесно-логических задач

2) нарушения речи

слабо выраженное отставание в речевом развитии

состояние речи на грани отсутствия нарушения и слабая их выраженность

значительное нарушение

3) нарушения обучаемости

выраженное снижение

незначительное нарушение

нормальная обучаемость

Показатели оценки уровня развития мышления при проведении дифференциальной диагно­стики нарушений развития у детей (О.Н. Усанова)

  • понимание и принятие задачи,
  • степень понимания инструкции,
  • возможность самостоятельного выполнения заданий,
  • способы выполнения заданий,
  • результативность выполнения заданий,
  • возможность коррекции ошибок,
  • мера помощи, необходимая для выполнения задания ребенком,
  • виды помощи, влияющие на успешность выполнения задания

Показатели развития, используемые при проведении дифференциально-диагностического из­учения детей с отклоняющимся развитием (М. Я. Семаго, Н. Н. Семаго)

  • внешний вид, специфика поведения,
  • особенности литерализации,
  • темповые характеристики деятельности, работоспособность,
  • сформированность регуляторных функций (произвольность регуляции собственных действий, самоконтроль),
  • адекватность,
  • критичность,
  • обучаемость,
  • развитие когнитивной сферы,
  • игровая деятельность,
  • особенности эмоционально-личностного развития

Критерии, используемые при проведении дифференциально-диагностического изучения детей
с нарушениями развития (С. Д. Забрамная)


Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования

проявления волнения (как естественная реакция ребенка на новую обстановку, незнакомых людей) или чрезмерная веселость, фамильярность в обращении с диагностом, неадекватность общения

Понимание инструкции и цели задания

  • способность ребенка выслушать инструкцию до конца,
  • наличие попыток понять ее прежде, чем приступить к работе,
  • характер инструкции, понятной ребенку (устная или устная с наглядным показом)

Характер деятель­ности

  • наличие и стойкость интереса к заданию,
  • целенаправленность деятельности,
  • умение доводить дело до конца,
  • рациональность и адекватность способов действий,
  • сосредоточенность в процессе работы,
  • общая работоспособность,
  • наличие самоконтроля, саморегуляции,
  • возможность использовать помощь,
  • мера и характер оказываемой помощи

Реакция на результат работы

- наличие правильной оценки своей деятельности, адекватной эмоциональной реакции (радость при успехе, огорчение при неудаче)

Показатели развития, используемые при проведении психологического изучения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями развития (И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева)

Эмоции и поведение

  • особенности контакта ребенка,
  • эмоциональная реакция на ситуацию обследования,
  • реакция на одобрение,
  • реакция на замечания,
  • реакции на неудачи,
  • эмоциональный фон,

 

  • выраженность эмоций,
  • эмоциональная подвижность

Общение

  • особенности общения,
  • коммуникативная функция речи

Саморегуляция и контроль

  • особенности саморегуляции,
  • особенности речевой регуляции,
  • саморегуляция мыслительной деятельности,
  • произвольность внимания,
  • качество графики,
  • зрительно-моторная координация,
  • критичность

Интерес к заданию

- наличие и стойкость интереса к заданию

Особенности деятельности

  • ориентировочная деятельность,
  • самостоятельность выполнения заданий,
  • характер деятельности (целенаправленность и активность),
  • темп и динамика деятельности

Организация помощи

- качество организуемой помощи

Работоспособность

- работоспособность

Внимание

- особенности внимания

Мелкая моторика

- состояние мелкой моторики

 

Зрительное восприятие

  • восприятие цвета, формы,
  • восприятие предметов (в том числе в необычном ракурсе),
  • социальная перцепция


Пространственное восприятие

  • ведущая рука,
  • поворот листа,
  • поворот изображения,
  • ориентация последовательных картинок,
  • соотнесенность рассказа и раскладки,
  • пространственное взаиморасположение частей,
  • дифференциация правой и левой рук,
  • расположение изображения в пространстве листа,
  • размер изображения

Память

  • объем кратковременной и долговременной памяти,
  • качество кратковременного и долговременного заучивания,
  • продуктивность запоминания

Речь

  • степень разборчивости, темпо-ритмические особенности,
  • способность составить рассказ,
  • лексико-грамматическое оформление высказывания,
  • качество грамматических конструкций, ошибки звукопроизношения и фонематического восприятия

Мышление

  • операционный компонент мыслительной деятельности,
  • создание целостного образа,
  • разделение целого на части,
  • уровень операции обобщения, уровень операции абстрагирования,
  • способность понимать смысл,
  • избирательность мышления

Воображение

  • разнообразие используемых цветов,
  • оригинальность изображения,
  • стереотипность изображения,
  • невербальное и вербальное воображение

Дифференциальная диагностика моторной (экспрессивной) алалии и системного недоразвития речи при интеллектуальной недостаточности


Признаки

Критерии сравнения

Моторная алалия

Интеллектуальная недостаточность

Языковые

механизм нарушения речевой деятельности

  • общее недоразвитие речи как результат несформированности языковых операций производства высказывания (лексических, грам­матических, фонетических) при от­носительной сохранности смыслово­го и моторного уровня порождения высказывания;
  • неусвоение в онтогенезе струк­турно-функциональных закономер­ностей языка при полной или отно­сительной сохранности неязыковых психических процессов

- системное недоразвитие речи вследствие тотального психического недоразвития как результат нарушения познавательной деятельности

Языковые

доречевое развитие

  • невербальное доречевое развитие проходит в соответствии с возрастом;
  • раннее доречевое развитие (до 1 г.) проходит в соответствии с возрастом;
  • ярко выражено стремление к эмо­циональному контакту со взрослыми с использованием паралингвистиче- ских средств общения (мимика, голос, жест)
  • своевременно не формируются невербальные формы общения (отсутствие фиксации взора на лице взрослого, возможности подражать действиям взрослого, интереса к игрушкам и предметам);
  • вовремя не появляется гуление, «комплекс оживления», не появляется активный лепет;
  • при отсутствии потребности в эмоциональном общении со взрослым - невыразительность мимики, однообразие жестов, крикливый немодулированный голос

 

динамика развития речи

  • нет скачков в темпе развития речи: дети спонтанно не овладевают языковыми закономерностями;
  • при наличии благоприятной социально-психологической среды существует возможность спонтанного, но патологического речевого развития как результат высокой мотивации к общению
  • к 6-7 годам на основе подражания дети овладевают простым грамматическим стереотипом;
  • по мере овладения стереотипом темп овладения речью ускоряется

импрессивная речь

понимание обращенной речи относительно сохранно: дети, как правило, не испытывают трудностей при понимании синтаксических конструкций, выражающих сложные отношения между фактами действительности

понимание речи затруднено, особенно конструкций, выражающих причинно-следственные связи

лексико- грамматиче­ская сторона речи

  • аграмматизм (на уровне синтаксиса связного текста и отдельных высказываний, на морфологическом уровне), трудности поиска слов, вы­бора морфем и установления порядка следования слов;
  • нарушение структуры фразы при попытках сохранения смысла
  • логически бедная или алогичная речь при возможной правильности в формально-языковом (грамматиче­ском) отношении;
  • структура фразы не нарушена, но отчетливо выступает семантический аграмматизм

активный словарный запас

трудности актуализации в речи достаточно большого запаса «предметных» знаний

предельно ограниченный запас «предметных» знаний при отсутствии нарушений их актуализации в речи

звукослоговая структура слова

звуковой и слоговой состав слова нарушен первично

звуковой и слоговой состав слова нарушен вторично (ребенок знает слово, говорит верно, но не может осознать значения слова)

тип дизонтогенеза

дефицитарный тип развития

тотальное недоразвитие

 

 

Признаки

Критерии сравнения

Моторная алалия

Интеллектуальная недостаточность

 

моторное развитие

как правило, соответствует возрасту

как правило, задержка моторного развития

Неязыковые

мышление

- невербальная форма сохранна (дети быстро усваивают новое, хорошо используют помощь, критичны);
при выполнении задания с серией сюжетных картинок невербальная деятельность нормальная, нарушено оречевление

- нарушение вербальной и невербальной форм, неспособность устанавливать причинно-следственные связи, некритичность;
дети не могут правильно отобрать мысли, нарушают логику повествования, передачу событий во времени

 

темп психического развития

значительно выше

низкий

Дифференциальная диагностика моторной (экспрессивной) алалии и недоразвития речи при задержанном психическом развитии


Признаки

Критерии сравнения

Моторная алалия

ЗПР

Языковые

характер речевого недоразвития

недоразвитие речи носит первичный характер

недоразвитие речи носит вторичный характер; выступает как результат замедленного психического развития

динамика речевого развития

работа но формированию речи - сложный и длительный процесс; как правило, наибольшие затруднения дети испытывают при овладении языком, литературой, а не математикой

как правило, речевой дефект после направленного логопедического воздействия перестает быть ведущим и дети чаще оказываются неуспевающими в первую очередь по математике

лексико- грамматическая сторона речи

нарушения всех компонентов лексико-грамматической стороны речи, что особенно проявляется в спонтанной речи (стойкий аграмматизм)

бедный словарный запас, элементарность грамматических конструкций, при этом спонтанная речь не содержит выраженных нарушений, аграмматизма и вполне удовлетворяет потребностям бытового общения

звукослоговая структура слова

более грубые нарушения звукопроизношения в сочетании со стойкими недостатками построения послоговой кинетической программы

как правило, менее стойкие, менее грубые нарушения звукопроизноше ния и слоговой структуры слова

Неязыковые

тип дизонто- генеза

дефицитарный тип развития

задержанное развитие

Важно:

Значительное сходство в причинах и проявлениях вербальных и невербальных функций при ОНР и 3ПР церебрально органического происхождения позволяет рассматривать эти состояния как близкие варианты дизонтогенеза. требующие во многом совпадающих форм коррекционной работы (ТА. Фотекови)

Источник: Баль Н. Н. Психолого-педагогическая диагностика лиц с нарушениями речи: дифференциальная диагностика : учеб.-метод, пособие / Н. Н. Баль, Н. В. Чемоданова. -Минск : Зорны Верасок, 2013. - 55 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.