На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика процесса адаптации ребенка к школе Исследование особенностей ориентировки подростков в ситуации морального выбора
Исследование особенностей ориентировки подростков в ситуации морального выбора
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика процесса адаптации ребенка к школе

Описание исследования

Делая акцент на изучении ориентировки подростка в ситуации морального выбора, нам необходимо получить данные:
1) о характеристиках такой ориентировки; 2) ее соотношении с параметрами, фигурирующими в уже утвержденных и проверенных положениях психологии морального развития. В качестве таковых мы рассматриваем положения стадиальной концепции морального развития Л. Кольберга и, соответственно, параметры решения подростком моральных дилемм. Свою задачу мы видим в том, что бы показать соотношение уровня морального сознания по Кольбергу и ориентировки подростка в ситуациях нравственного противоречия.



Кратко отметим существенные для нашего эмпирического исследования положения:
1. Исходя из результатов анализа предметного содержания ориентировки мы будем рассматривать три типа ситуаций, в зависимости от наличия и особенностей морального конфликта:
а) ситуации неморального выбора
б) ситуации морального выбора между моральным и прагматическим мотивом поведения
в) ситуация моральной дилеммы, то есть столкновение двух моральных ценностей
Для каждого типа нами была подобрана особая ситуация, причем были выбраны ситуации, оцененные подростками как наиболее сложные и проблемные. Экспериментальная ситуация ("Жан"), представляющая собой моральную дилемму была заимствована из работы Ж. П.Сартра (1967); ситуация выбора между моральным и прагматическим мотивом поведения ("Диего") - оригинальная ситуация Л. Кольберга, ситуация неморального выбора ("Марсель") разработана нами специально для данного исследования (разработанные нами методики можно найти в приложении).

2. Учитывая возрастно-психологические особенности подростка, мы выделяем следующие направления нашего исследования:
а) личностные особенности субъекта выбора, его интеллектуальное развитие и эмоциональный статус;
б) ценностно-смысловую сферу личности;
в) особенности ориентировки подростка в ситуации морального выбора.

Мы использовали следующие методики:
Эмоционально-личностные предпосылки ориентировки: Депрископ (П.Хейманс), 14-ти факторный тест Кеттелла (юношеский вариант), субтесты методики ШТУР (аналогия и классификация).
Ценностно-смысловая сфера: опросник моральных суждений (М. Аль- Шейх), методика ценностных ориентаций М. Рокича.
Исследование ориентировки проводилось с помощью модифицированного опросника моральных дилемм.
Для изучения уровня развития морального сознания по Л. Кольбергу мы использовали методику "Моральные дилеммы" (Подольский, Карабанова, 2000).

3. Принимая во внимание представленные в литературе исследования морального развития, выделим следующие параметры ориентировки подростка в ситуации морального выбора:
а) учет отношений с другими участниками ситуации при выборе своего поведения;
б) учет последствий своих действий;
в) учет моральной оценки возможных альтернатив своего поведения;
г) учет собственных личностных качеств при выборе поведения.

Рассматривая ориентировку в качестве предмета нашего исследования, мы исходим из следующей гипотезы:
1. Теоретически выделенные параметры ориентировки существенны для понимания процесса разрешения подростком ситуации морального выбора.
2. Существует связь между параметрами ориентировки подростка в ситуации морального выбора и уровнем развития его морального сознания по Л. Кольбергу.
Приводим более подробную характеристику использованных нами методик:


Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла
(юношеский вариант)
Это одна из наиболее известных методик, созданных в рамках объективного экспериментального подхода к исследованию личности (в юношеском варианте 14 факторов). В рамках данного подхода наиболее распространенной является "теория личностных черт”, согласно которой личность описывается как совокупность устойчивых, взаимосвязанных элементов (основных первичных свойств личности), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение.

Опросник содержит 156 (142 - для юношеского возраста) вопросов и предназначен для тестирования лиц от 16 лет и старше (для юношеского возраста это 12-16 лет). Несмотря на то, что опросник достаточно длинный подростки с удовольствием заполняют его. Однако часто возникают вопросы, свяанные с тем, что невозмодно выбрать один из полярных вариантов ответа. Предварительное вступление к данному тесту, ориентирующее подростков на выбор наиболее приемлемого из представленных варианта, подчеркивая, что упомянутые варианты не являются исчерпывающими, позволит нивелировать многие подобные вопросы.


Методика "Ценностные ориентации"М. Рокича
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и жизненной концепции.
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Из изначально большого числа ценностей, М. Ро- кичем были выделены 36 наиболее репрезентативных.
М. Рокич различает два класса ценностей:
1. терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
2. инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Внутри каждого блока М. Рокич не объединял ценности в типы, оставляя за каждой из них свое уникальное содержание.
Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом). Испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер или раскладывает карточки с ценностями по порядку значимости. Считается, что последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.


Опросник моральных суждений
Опросник был разработан М. Аль-Шейхом в рамках диссертационного исследования, выполненного под руководством А.И. Подольского. Опросник направлен на выявление взаимосвязи между компонентами нравственного сознания подростка, выражающимися в суждениях, и образом поведения в ситуациях, требующих от человека ориентировки в собственных нравственных основаниях. Опросник имеет 13 шкал, каждая из которых представлена как моральными установками субъекта, так и образом его поведения в ситуации морального конфликта.


«Моральные дилеммы»
Для оценки уровня развития морального мышления, особенностей решения моральных противоречий в разных контекстах взаимодействия, особенностей ориентации на партнера при осуществлении морального выбора, уровня развития моральных суждений и вербального морального поведения была использована методика “Моральные дилеммы”. Данная методика была разработана в международном проекте «МАМОБ» (Подольский А.И., Карабанова О.А., 2000).
Испытуемому предлагаются две ситуации, приближенные к реальной жизни подростков и вопросы к ним, касающиеся оценки поведения одного из героев ситуации, который оказался в ситуации конфликта моральных норм. Анализ данных производится по многоступенчатой схеме, включая анализ таких параметров, как контекст взаимодействия, ориентация на нормы, стадия морального сознания по Л. Кольбергу. К обязательным вопросам нами были добавлены вопросы, касающиеся восприятия подростком моральной дилеммы.


Депрископ

Опросник разработан проф. Питером Хеймансом (Нидерланды) на основе двух современных западных обзоров по подростковой депрессивности. Опросник был адаптирован для российской выборки и апробирован во время проведения международного проекта "Социальное и моральное развитие российских подростков" (Heymans, Podolskij, Karabanova, et al., 1996). Методика направлена на выявление эмоционального статуса испытуемых за последние три месяца. Опросник включает в себя 31 утверждение, характеризующие негативные эмоциональные состояния. Подростку предлагается оценить присутствие этих состояний в течение последних 99 дней, отмечая примерное количество дней, в течение которых он испытывал то или иное состояние. Анализ ответов производится на основе нескольких показателей, в частности влияния депрессивности на эмоциональный статус подростка.


Модифицированный опросник моральных дилемм.

В целях исследования ориентировки подростка в ситуации морального выбора нами был модифицирован опросник "моральные дилеммы”. В качестве параметров ориентировки, намеченных для изучения, нами были выделены: а) последствия ситуации, б) отношения с людьми, в) моральная оценка, г) оценка личностных качеств субъекта выбора.
Опросник направлен на измерение косвенном методом следующих характеристик:
1. Ориентировки подростка в условиях моральной ситуации
2. Степени реализации параметров ориентировки в поведении
3. Выделения подростком морального содержания дилеммы.
В рамках изучения первой характеристики испытуемому предлагается оценить по пятибальной шкале различные факты, относящиеся к каждой из исследуемых областей. Факты составлены таким образом, чтобы направлять подростка на одно из двух возможных решений ситуации. Вторая характеристика оценивалась по выборам субъектом того или иного альтернативного варианта поведения. О третьей характеристике мы судили по даваемому подростком обоснованию своего выбора.
В соответствии с замыслом методики, мы фиксировали выбор подростка при наличии каждого описанного условия и значение, которое придает подросток также каждому описанному условию.
Таблицы предлагались испытуемому отдельно, так что он не мог воспользоваться данными предыдущей таблицы.


Субтесты «Аналогии» и «Классификации» методики ШТУР

В качестве методики, измеряющей интеллектуальное развитие наших испытуемых, мы выбрали субтесты методики ШТУР «Аналогии» и «Классификации». Это было сделано по причине простота в использовании данных субтестов и удобности обработки и анализа результатов.
Основные результаты эмпирического исследования ориентировки
подростков в ситуации морального выбор


Исследование ценностной ориентации подростков

Основными параметрами оценки ценностных предпочтений для нас служили ранговые места терминальных и инструментальных ценностей. Данные показывают большое разнообразие ценностных выборов подростков (табл.1). Ранговые места большинства терминальных ценностей варьируют от 1 до 14 и более.
Тем не менее, можно выделить наиболее и наименее предпочитаемые ценности. К разряду предпочитаемых можно отнести такие терминальные ценности, как активная деятельная жизнь, свобода, счастливая семейная жизнь, интересная работа, счастье других. К разряду наименее предпочитаемых - творчество, продуктивная жизнь, здоровье.
Нами не было обнаружено возрастных или половых различий в ценностных ориентации подростков (как в терминальных, так и в инструментальных ценностях).
Как отмечает П.М. Якобсон (1975), ценностные ориентации подростка не обязательно проявляются в его поведении, однако на основе ценностных представлений подростков можно говорить о некоторой тенденции к действию.


Таблица 1. Ценностные ориентации подростков (терминальные ценности)

Номер

Теминальные ценности

Ср. ранг

Ст. откл

Мин

Макс

1. Активная деятельная жизнь

5.3

3.8

1

13

2. Жизненная мудрость

8.2

4.3

1

14

3. Здоровье

9.0

4.4

1

15

4. Интересная работа

7.2

4.2

1

15

5. Красота природы и искусства

7.0

4.0

1

15

6. Любовь

9.6

4.9

1

17

7. Материально обеспеченная жизнь

9.0

4.8

1

17

8. Наличие хороших и верных друзей

8.0

4.9

1

16

9. Общественное признание

9.1

4.6

1

17

10. Счастье других

6.7

3.8

1

14

11. Творчество

10.0

5.0

1

18

12. Уверенность в себе

9.2

5.0

1

17

13. Познание

7.3

4.9

1

16

14. Продуктивная жизнь

10.0

3.9

1

16

15. Развитие

8.4

3.7

1

14

16. Развлечения

8.5

3.7

1

14

17. Свобода

7.0

3.3

1

13

18. Счастливая семейная жизнь

7.1

3.7

1

14


Исследование моральных представлений подростков


С помощью методики моральных суждений (М. Аль-Шейх) мы изучали представления подростков о правилах и нормах морали и образе своего поведения в ситуациях морального выбора.
Нами были выделены следующие параметры анализа:
1. Оценка подростками моральных норм и правил поведения в обществе
2. Оценка подростками образа своего поведения в ситуации морального выбора
3. Различие в представлениях о моральных нормах и их реализации в образе поведения
Возрастная динамика прослеживается только в перовом параметре - оценке подростками моральных норм и правил поведения в обществе, проявившаяся в значимом увеличении этого показателя у десятиклассников по сравнению с восьмиклассниками. Этот результат может говорить как о большей моральной сознательности десятиклассников, так и их подверженности тенденции к выражению социально желательного мнения. В целом, мы получили следующие результаты по данной методике:


Таблица 2. Моральные суждения и образ морального поведения подростков

 

N

Мин

Макс

среднее

Ст. откл

Моральные суждения

74

57

108

81.9

11.4

Образ морального поведения

74

54

107

76.3

9.8

Основным показателям моральных представлений подростков мы считаем степень различия в моральных суждениях и образе собственного поведения подростков (СП). Этот показатель определялся как среднее по всей выборке разницы значений моральных суждений и образа поведения. Можно говорить о тенденции к его уменьшению от восьмиклассников к десятиклассникам, что можно объяснить складыванием к более старшему возрасту определенной моральной позиции. Расхождение между представлениями о нормах и их реализации в поведении у подростков напротив может говорить о некоторой несформированности моральной позиции.
Расхождение между моральными суждениями и образом морального поведения может объясняться различной ориентировкой подростка в ценностном содержании суждения и ценностном содержании основанного на суждении образа поведения.


Исследование решения подростками моральных дилемм
Мы использовали методику "Моральные дилеммы” для исследования уровня морального развития суждений подростков в ситуации гипотетических дилемм "Катя" и "Андрей". Основными параметрами анализа методики для нас были:
1. Уровень развития морального сознания подростка по Л. Кольбергу
2. Уровень развития моральных суждений при оценке поведения героя
3. Уровень развития моральных суждений при оценке подростком собственного поведения
4. Предполагаемый подростком способ поведения в данной ситуации
Моральные суждения оценивались в соответствии с предложенными
Л. Кольбергом критериями стадий развития морального сознания.
1. Данные свидетельствуют о различном уровне развития морального сознания, проявляющегося в суждениях, оценивающих поведение героя в гипотетической моральной дилемме и суждениях о собственном предполагаемом поведении в этой ситуации. Так в суждениях о поведении героя ситуации подростки руководствуются принципами, соответствующими более высокой стадии развития морального сознания по Л. Кольбергу, чем при оценке собственного поведения. В целом (рис. 1.), мы получили следующее распределение стадий морального сознания в каждой из ситуаций в зависимости от того, чье поведение оценивалось (поведение героя или собственное):

опросные методы

Рис. 1. Стадии морального развития по результатам решения подростками моральных дилемм

2. Данные свидетельствуют о значимости половых различий в суждениях о поведении героя и собственном поведении в ситуации "Катя". Девушки показывают более высокий уровень моральных суждений, чем юноши. Подобная тенденция проявляется и для ситуации "Андрей".
Исследование ориентировки подростка в ситуации морального выбора
Мы исследовали ориентировку подростка с помощью модифицированной методики моральных дилемм. Основными параметрами анализа выступили следующие:
1. Оценка подростком значимости различных условий ситуации:
а) отношений с другими людьми,
б) последствий собственного поведения,
в) моральной оценки того или иного действия,
г) оценка личностных качеств самого субъекта выбора.
2. Вербальное поведение подростков в зависимости от тех или иных условий ситуации.
Подросткам предлагалось оценить значимость тех или иных условий на выбор поведения в ситуации и непосредственно выбрать способ поведения в зависимости от изменения условий ситуации.
Наблюдаются значительные различия между оценкой подростком тех или иных условий. Так, одни условия оказывают больше влияние на поведение, другие - меньшее. Так, наибольшее влияние на поведение подростков в ситуации моральной дилеммы оказывает оценка ими личностно-моральных качеств субъекта выбора. Т.е. качества субъекта предопределяют поведение в ситуации морального выбора. Далее следует оценка конфликтующих в данной ситуации ценностей. Далее идет оценка последствий поступка и
наконец наименьшее влияние на поведение в ситуации морального выбора оказывают отношения субъекта с другими участвующими в ситуации людьми.
Можно выделить две группы условий, оценивающихся подростами сходным образом: 1) отношения с другими и последствия собственного поведения, и 2) моральная оценка ситуации и оценка личностных качеств героя. При этом вторая группа условий оценивается подростками как более значимая при выборе поведения в ситуации морального выбора.
Важным аспектом нашего изучения являлась проблема соотношения параметров ориентировки в ситуации морального выбора и вербальным поведением. Корреляционный анализ полученных данных показал, что выбор поведения в ситуации моральной дилеммы связаны в первую очередь с учетом отношений с другими героями ситуации и последствиями своего поведения. Таким образом, в вербальном поведении подростков наблюдается тенденция, обратная той, что мы увидели в случае оценки подростками условий ситуации. В вербальном поведении подросток учитывает более прагматичные условия ситуации (отношения с другими и последствия), ориентируясь на моральные ценности лишь в ситуации оценки своего или чужого поведения.
Параметры ориентировки подростка в ситуации морального конфликта и показатели, вытекающие из стадиальной модели развития морального сознания по Л. Кольбергу: связи и расхождения
На материале всех задач, а также для каждой задачи в отдельности не было получено корреляций между параметрами ориентировки и стадиями морального сознания по Л. Кольбергу. Это дает нам основание для выдвижения предположения о разной природе исследуемых реальностей. Интересным для нас стало рассмотрение вербального поведения подростка в трех видах ситуаций с точки зрения стадиальной модели Л. Кольберга и параметров ориентировки подростка, а также соотнесение полученных данных.
Интересны результаты связи различных параметров ориентировки и содержания морального конфликта ситуации. Так оценка отношений с другими людьми примерно одинаково важна как в ситуации моральной дилеммы, так и в ситуации конфликта интересов. Оценка последствий более значима для подростков в вне-моральной ситуации и ситуации конфликта интересов. Личностные качества субъекта играют большую роль в ситуации моральной дилеммы. Оценка моральных принципов является основой принятия решения как ситуации конфликта интересов, так и в ситуации моральной дилеммы. Мы можем сделать предположение, что подростки не выделяют собственно моральное содержание проблемы, не выделяя специфику моральной дилеммы и ситуации конфликта интересов.


Исследование степени дифференциации подростками морального содержания ситуации от внеморального
С помощью модифицированной методики "Моральные дилеммы” мы получили следующие распределения суждений подростков по каждой из 
предлагаемых ситуаций (рис. 2.). Нами выделялись "не-ценностные" суждения по следующим критериям: ориентация на прагматические последствия, ссылка на факты, перефразирование самой ситуации. Ценностные суждения выделялись по следующим критериям: ориентация на ценность, но недифференцированного морального содержания от внеморального. Моральные суждения выделялись нами по следующим критериям: наличие моральной ценности, выделение морального содержания ситуации, указание на значимую моральную норму, моральные чувства или переживания. На графиках цифрами обозначены: 1 - не-ценностные суждения, 2 - ценностные суждения, 3 - собственно моральные суждения


Можно привести несколько примеров суждений подростков:
1. Неценностные: "мне все равно кататься не интересно", "покататься он может в другой раз", "отец вернет ему деньги позже", "На фронте важен каждый солдат, чем больше, тем лучше", "Идти на верную гибель - бессмысленно", "Потому, что их отец просит", "Если состояние мамы очень тяжелое, лучше нанять сиделку"
2. Ценностные: "Учеба - важнее, чем развлечения", "Самое главное - семья", "Защищать родину - долг каждого человека", "Если отец разбил чужое имущество необходимо возместить убытки".
3. Моральные: "Отношения с отцом не измеряются деньгами".

суждения


Мы получили значимые различия между распределениями ответов во всех перечисленных ситуациях.
Таким образом, мы можем говорить о различии в характере моральной ориентировки подростков в ситуациях, с различным моральным содержанием (неморальная ситуациям ("Марсель"), ситуация конфликта морального и вне-морального мотива ("Диего") и ситуация моральной дилеммы ("Жан"). Собственно моральных суждений по отношению к ситуациям
"Диего" и "Жан" мы получили значительно меньше, чем прагматических (не ценностных) или ценностных. На основе полученных данных мы можем выдвинуть предположение о том, что моральное содержание ситуации оставалось для подростка скрытым. Возможные причины такого положения могут заключаться как в особенностях восприятия подростками ситуаций, так и самой неспособности подростка отдифференцировать моральное содержание от неморального.
Мы получили любопытные данные о соотношении уровня моральных суждений и параметров ориентировки подростка в ситуации морального выбора в сфере ценностных ориентацией подростков. Для стадий развития морального сознания по Л. Кольбергу мы обнаружили следующие соотношения «стадия - доминирующая ценность».
Стадия 1: активная деятельная жизнь
Стадия 2: активная деятельная жизнь, красота природы и искусства, познание
Стадия 3: активная деятельная жизнь, счастье других, свобода, счастливая семейная жизнь
Стадия 4: счастье других, продуктивная жизнь, развлечения
При сопоставлении уровня развития морального сознания подростков с различными личностными факторами по Кеттеллу мы получили следующие данные:
Стадия развития морального сознания позитивно связана с фактором эмоциональной открытости, жизнерадостности, что позволяет предположить более высокую стадию морального развития у психологически благополучных подростков. С другой стороны, данные не позволяют говорить о связи показателя эмоционального статуса с уровнем развития морального сознания. Эта проблема, широко обсуждающаяся в последнее время, требует более обстоятельного изучения.
Сопоставляя уровень морального развития с результатами оценки интеллектуального развития, мы получили, как и ожидалось, значимую корреляцию между ними. Эти данные подтверждают тесную связь между стадией развития морального сознания и уровнем интеллектуального развития подростков, то есть базовую предпосылку, на которой построена теория Л. Кольберга.
Источник: Подольский Д.А. Исследование формирования социально-моральной компетентности подростков: монография. М-во образования и науки РФ, НИУ ВШЭ. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2017. 120 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.