(Автор А.Н. Волкова, модификация В.И. Слепковой)
Цель опросника: Опросник предназначен для измерения степени понимания, эмоциональной привлекательности и уважения партнеров в браке. Описание методики Опросник состоит из 45 утверждений, которые касаются взаимоотношений между партнерами в браке. В текст опросника заложены три шкалы, отображенные в названии методики: понимание, эмоциональное притяжение и авторитетность (уважение). Каждая шкала включает по 15 вопросов – утверждений.
Интерпретация шкал:
- Понимание (1 – 15 утверждения) – это наличие у субъекта картины личности партнера, субъективное ощущение знания его личных особенностей. Субъект, отмечающий высокое понимание, не затрудняется в интерпретации поведения, мыслей, чувств и намерений партнера, и легко может учитывать их при общении с партнером. Непонимание – отсутствие ясной картины личности партнера, затруднения в интерпретации, объяснении его мыслей, чувств, поступков.
- Эмоциональное притяжение (16 – 30 утверждения) – привлекательность партнера, желание общаться с ним, иметь с ним дело, терапевтическое воздействие контакта на субъекта. Низкие оценки по этой шкале характеризуют сложности в общении у партнеров, чувство усталости друг от друга.
- Авторитетность (уважение) (31 – 45 утверждения) – показатель того, насколько партнер принимается как личность, насколько субъект разделяет его мировоззрение, интересы, мнения и принимает их как эталон. Неуважение – презрение к партнеру как личности.
Инструкция: "Здесь даны высказывания о Вашем понимании своего супруга (своей супруги). На эти вопросы можно ответить: "да" (согласен, это так), "нет" (не согласен, это не так), или выбрать ответ "и да, и нет" (затрудняюсь сказать точнее). Выбрав ответ "да", отметьте его знаком "+", ответ "нет" - знаком "-", ответ "не знаю" – знаком "+-". Текст опросника
- Я легко читаю ее (его) мысли.
- Я с трудом угадываю ее (его) настроение.
- Я понимаю ее (его) без слов.
- Мне трудно предсказать, как она (он) будет вести себя в той или иной ситуации.
- Я хорошо знаю ее (его) вкусы и привычки.
- Мне трудно предсказать ее (его) мнение по тому или иному вопросу.
- Я знаю, чего она (он) хочет, к чему стремится.
- Мне кажется, я плохо ее (его) понимаю.
- Она (он) часто удивляет меня поступками, которых я от нее (него) не ожидал(а).
- Я хорошо знаю ее (его) достоинства и недостатки.
- Ее (его) внутренние переживания остаются для меня загадкой.
- Я знаю, на что она (он) способна (способен), а на что – нет.
- Я знаю, что для нее (него) важно в жизни.
- Часто выясняется, что я неверно ее (его) понял.
- Мне трудно сказать, что ее (его) может огорчить или обрадовать.
- На меня благотворно действует просто ее (его) присутствие.
- Мне нравится слушать ее (его) голос, смотреть на ее (его) лицо.
- Меня раздражают ее (его) манеры.
- У нее (него) неприятное лицо.
- Мне нравится наблюдать, как она (он) ходит работает, сидит.
- Мне неприятны ее (его) поцелуи, прикосновения, ласка.
- Мне нравится ее (его) смех, улыбка.
- Я тяжело переношу разлуку с ней (ним).
- Что-то в ее (его) внешности мне явно не нравится.
- Рядом с ней (ним) я чувствую себя легко и раскованно.
- В ее (его) присутствии у меня поднимается настроение.
- Рядом с ней (ним) я легко утомляюсь, раздражаюсь, выхожу из себя.
- Я готов(а) отложить важные дела, лишь бы побыть с ней (ним) рядом.
- Часто у меня появляется желание отдохнуть от нее (него).
- Я чувствую себя лучше, когда она (он) отсутствует.
- Я нахожу в ней (нем) много личных достоинств, за которые я ее (его) уважаю как человека.
- Среди моих знакомых и близких она (он) – самый авторитетный для меня человек.
- Когда мне трудно что-нибудь решить, я чаще всего советуюсь с ней (ним).
- Она (он) легко может меня переубедить.
- Я считаю, что у нее (него) хорошо работает голова.
- Я интересуюсь теми книгами и фильмами, которые произвели на нее (него) впечатление.
- Она (он) интересный человек, я с ней (ним) не скучаю.
- Я часто критикую ее (его) действия и высказывания.
- Часто она (он) высказывает дельные и умные мысли.
- Ее (его) взгляды на многие вещи неприемлемы для меня.
- Я дорожу ее (его) мнением обо мне.
- Я горжусь тем, что она (он) мой друг.
- Я редко соглашаюсь с ее (его) мнениями и оценками.
- Иногда мне кажется, что она (он) недалекий человек.
- В ней (нем) есть такие качества, которые я хотел(а) бы видеть у себя.
Обработка результатов
Подсчет баллов производится отдельно по каждой шкале в соответствии с ключом:
- за ответ "да" ("+") в вопросах: 1, 3, 5, 7, 10, 12, 13, 16, 17, 20, 22, 23, 25, 26, 28, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37,39, 41, 42, 45; - за ответ "нет" ("-") в вопросах: 2, 4, 6, 8, 9, 11, 14, 15, 18, 19, 21, 24, 27, 29, 30, 38, 40, 43, 44.
- 1 балл присваивается за ответ "не знаю (затрудняюсь сказать точнее)".
- 0 баллов – за ответ, не совпадающий с ключом.
Сумма баллов в пределах одной шкалы является числовой мерой измеряемого параметра. Таким образом, методика позволяет измерить меру понимания, привлекательности и уважения в шкале 0 – 30 баллов, где 0 и 30 соответственно минимальное и максимальное количество баллов по шкале.
Литература: Слепкова В.И. Полоролевая дифференциация брачно-семейных ориентаций старшеклассников: Диссертация …канд. психолог. наук. Мн. 1990.
|