Опросник "Измерение установок в семейной паре"
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика семейных взаимоотношений

(авторы Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская)

Цель методики
Методика предназначена для изучения установок супругов по наиболее значимым в семейном взаимодействии сферам человеческой жизни, определения степени социально – психологической совместимости партнеров в браке.
Описание методики
При создании опросника авторы руководствовались представлениями о том, какие аттитюды человека могут оказывать наиболее сильное влияние на его внутрисемейные отношения.

Методика представляет собой 40 суждений, выражающих ту или иную позицию по десяти различным, значимым для людей, сферам: 1) отношение к людям; 2) альтернатива между чувством долга и удовольствием; 3) отношение к детям; 4) отношение к автономности или зависимости супругов; 5) отношение к разводу; 6) отношение к любви романтического типа; 7) оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни; 8) отношение к "запретности секса"; 9) отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи;   10) отношение к деньгам.
Респонденты должны оценить степень своего согласия с каждым из утверждений.

 

Инструкция: "Просим оценить степень Вашего согласия с предлагаемыми ниже суждениями, выражающими ту или иную позицию человека в жизни. Нет, и не может быть, правильных или неправильных ответов, важно, чтобы выбранный вариант наиболее полно отражал Вашу личную, точку зрения".

Текст опросника

1. Я думаю, что многих людей оставляют равнодушными неприятности окружающих:
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, это не так
2. Большинство людей заняты только собой, и их мало интересует, что происходит вокруг:
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, это не так
3. Я уверен(а), что существуют определенные моральные принципы, которыми следует руководствоваться в любых обстоятельствах:
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, это не так
4. Плохие поступки люди совершают чаще всего не по своей воле, а по вине обстоятельств:
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, это не так
5. Что бы человек ни делал, главное, чтобы он от этого получал удовольствие:
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, это не так
6. Я считаю, что даже незнакомые охотно помогают друг другу, не говоря уже о близких людях:
1) да, его так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, это не так
7. Я думаю, что по возможности нужно избегать делать то, что тебе неприятно:
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, это не так
8. Чтобы быть счастливым, нужно, прежде всего, выполнять свои обязанности перед другими людьми:
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, это не так
9. Единственное, что придает смысл человеческой жизни - это дети:
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, это не так
10. Я думаю, что супруги должны рассказывать друг другу обо всем, что их волнует:
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, это не так
11. Семья, в которой нет детей, - неполноценная семья:
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, это не так
12. Я думаю, что в хорошей семье супруги должны разделять различные хобби и увлечения друг друга:
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, это не так
13. Чем больше детей в семье, тем лучше:
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, это не так
14. Быть постоянным свидетелем ссор родителей для ребенка значительно тяжелее, чем остаться с одним из родителей после развода:
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, независимо от отношений родителей для ребенка лучше жить с отцом и матерью
15. В хорошей семье супруги должны проводить свободное время всегда вместе:
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) думаю, что свободное время следует проводить порознь
16. Радость, которую ребенок доставляет своим родителям, не компенсирует всего того, чего они лишаются из-за него:
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, ребенок в жизни семьи может заменить все
17. Я считаю, что настоящая любовь бывает один раз в жизни:
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, любить можно и несколько раз в жизни
18. Часто люди разводятся, не используя всех возможностей наладить отношения:
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, это не так
19. Когда люди любят друг друга, то ничто их по-настоящему не радует, если рядом нет любимого человека:
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, любовь не означает, что ничто другое уже не радует
20. Я думаю, что взаимное уважение и любовь супругов друг к другу часто бывает важнее, чем сексуальная гармония между ними:
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, это не так
21. Развод, по-моему, дает человеку возможность, в конце концов, найти себе такого спутника, жизни, какой ему нужен:
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, возможность развода лишь мешает этому
22. Я считаю, что если у любимого есть какие-то недостатки, то нужно стремиться исправить их, а не закрывать на них глаза:
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, если уж любишь человека, то любишь и его достоинства, и его недостатки
23. В последнее время о сексуальных  проблемах слишком уж много говорят:
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, это не так
24. Я думаю, что доступность развода привела, к тому, что рушатся многие браки, которые могли бы быть удачными, если бы развод был невозможен:
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, возможность развода помогает сохранить удачный брак и дает средство исправить ошибку
25. Я считаю, что все семейные проблемы легко разрешимы, если физическая близость обоим приносит настоящее удовлетворение:
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, это не так
26. Если люди любят друг друга, то они каждую свободную минуту стремятся провести вместе?
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, я думаю, что то, что люди любят друг друга, не означает, что они постоянно хотят быть вместе
27. Я считаю, что лучше, чтобы супруги как можно реже обсуждали между собой проблемы, связанные с физической близостью:
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, это не так
28, Я думаю, что значение сексуальной гармонии в семейной жизни обычно преувеличивается:
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, это не так
29. Я считаю, что семейные отношения зависят только от того, как складываются сексуальные отношения супругов:
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, это не так
30. Секс может быть такой же темой для разговора между супругами, как и любая другая:
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, это не так
31. Я думаю, что не стоит обращаться к специалисту по поводу затруднений в своей сексуальной жизни:
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, необходимо обращаться
32 Современные женщины все реже соответствуют истинному идеалу женственности:
1) да, это гак
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, это не так
33. Как сейчас, так и в будущем, все основные обязанности женщины будут связаны с домашним очагом, а мужчины - с работой:
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, это не так
34. Для современной женщины так же важно обладать деловыми качествами, как и для мужчины:
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, для мужчины это значительно важнее
35. И жена, и муж должны иметь некоторую сумму, которую каждый может тратить так, как считает необходимым:
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, все траты нужно обсуждать вместе
36. Профессиональные успехи жены мешают счастливой семейной жизни:
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, это не так
37. Если есть деньги, то не стоит раздумывать, купить или не купить понравившуюся вещь:
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, это не так
38. Я думаю, что следует регистрировать (например, записывать) все произведенные расходы:
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, это не так
39. Бюджет семьи необходимо планировать до мельчайших покупок:
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли это так
4) нет, я думаю, планировать бюджет не надо
40. Я считаю, что необходимо делать сбережения, даже если при этом приходится себе в чем-то отказывать:
1) да, это так
2) вероятно, это так
3) вряд ли есть смысл делать сбережения, если средств недостаточно
4) делать сбережения следует только в том случае, если для этого не надо экономить

Обработка и интерпретация результатов
Все суждения группируются в 10 установочных шкал:
1 шкала: отношение к людям (позитивность отношения к людям): суждения 1, 2, 4,6;
2 шкала: альтернатива между чувством долга и удовольствием: суждения 3, 5, 7, 8;
3 шкала: отношение к детям (значение детей в жизни человека): суждения 9, 11, 13, 16;
4 шкала: ориентация на преимущественно совместную или же преимущественно раздельную деятельность, автономность супругов или же зависимость супругов друг от друга: суждения 10, 12, 15, 35;
5 шкала: отношение к разводу: суждения № 14, 18, 21, 24;
6 шкала: отношение к любви романтического типа: суждения 17, 19, 22, 26;
7 шкала: оценка значения сексуальной сферы в семейной жизни: суждения 20, 25, 28,29;
8 шкала: отношение к "запретности секса" (представление о запретности сексуальной темы): суждения № 23, 27, 30, 31;
9 шкала: отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи (ориентация на традиционные представления): суждения № 32, 33; 34, 36;
10 шкала: отношение к деньгам (легкость трат - бережливость): суждения № 37, 38, 39, 40.
По каждой шкале считается среднее арифметическое значение четырех ответов; альтернативам приписываются следующие значения: 4 ("да, это так"); 3 ("вероятно, это так"); 2 ("вряд ли это так"); 1 ("нет, это не так"), т.е. обработка по шкалам ведется следующим образом:
1 шкала (-1-3+4+6):4 - чем выше балл, тем более оптимистичное представление респондента о людях вообще;
2 шкала (3-5-7+8):4 - чем выше балл, тем выраженнее ориентация респондента на долг по сравнений с удовольствием;
3 шкала (9+11+13-16):4 - чем выше балл, тем более значимой представляется респонденту роль детей в жизни человека;
4 шкала (10+12+16-35):4 - чей выше балл, тем выраженнее у респондента ориентация на совместную деятельность супругов во всех сферах семейной жизни;
5 шкала (-14+18-21+24):4 - чем выше балл, тем менее лояльно отношение респондента к разводу;
6 шкала (17+19+22+26):4 - чем выше балл, тем выраженнее ориентация на традиционно представляемую романтическую любовь;
7 шкала (20-25+28-29):4 - чем выше балл, тем менее значимой представляется сексуальная сфера в семейной жизни;
8 шкала (23+27-30+31):4 - чем выше балл, тем более запретной представляется респонденту сексуальная тема;
9 шакала (-32-33+34-36):4 - чем выше балл, тем менее традиционно представление респондента о роли женщины;
10 шкала (-37+38-39+40):4 - чем выше балл, тем более бережливое отношение респондента к деньгам, чем ниже - тем легче он считает возможным их тратить.

Методика отвечает психометрическим критериям валидности и надежности.
Опросник может быть использован при изучении различных проблем семьи в контексте проведения научного исследования. В то же время методика может выполнять и диагностическую функцию при коррекционной работе с парой.

Лирература: Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я.,. Дубовская Е.М. Социально - психологические методы исследования супружеских отношений. (Спецпрактикум по социальной психологии). – М.: Изд-во Моск. Унив-та, 1987. С. 78 – 90.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.