Целью такой диагностики является раннее выявление признаков и проявлений социально-педагогической запущенности детей по методу экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей. В основе метода лежат независимые характеристики ребенка педагогом, психологом, родителями. Инструкция. Внимательно прочтите утверждения каждой шкалы. Если указанное утверждение подходит к характеристике вашего ребенка, зачеркните соответствующий номер в прилагаемом бланке. Искренность ваших ответов будет способствовать правильной оценке ситуации и поможет ребенку преодолеть имеющиеся трудности.
Список утверждений Шкала I — СС (субъект самосознания)
- Хочет быть слишком маленьким (большим).
- Считает себя некрасивым.
- Считает себя нездоровым.
- Считает себя слабее других.
- Не любит свое имя.
- Не хочет быть девочкой (мальчиком).
7. Думает, что у него мало друзей.
- Думает, что у его знакомых более дружная семья.
- Ему кажется, что дома он всем мешает.
- Ему кажется, что он глупее других.
- Считает себя не очень способным.
- Полагает, что родители им недовольны.
- Считает, что ему часто не везет.
- Ему кажется, что учительница (воспитательница) им недовольна.
- Считает, что у него все получается плохо, что он ничего не умеет.
- Думает, что он плохой(ая) мальчик (девочка).
- Считает, что он никому не нужен, его никто не любит, и часто говорит об этом.
Шкала II — СО (субъект общения)
- Любит, когда к нему проявляют симпатию.
- Хочет быть замеченным, но сам не проявляет активности.
- Редко просит кого-то о помощи и помогает кому-то сам.
- У него мало друзей.
- Редко подходит к учителю по собственной инициативе.
- Ребенок-подчиненный (соглашается на невыигрышные роли).
- Имеет только одного друга в группе (остальных детей игнорирует).
- Часто жалуется на детей в группе.
- Шумно ведет себя, когда рядом нет учителя.
- Иногда, когда ему делают замечание, играет «героя».
- Случается, что прикидывается «шутом», паясничает.
- Мешает детям на уроках, в играх, подсмеивается над ними, любит пугать.
- Редко реагирует на замечания, советы или не обращает на них внимания.
- Не понимает, почему его поступки не нравятся окружающим.
- Надоедает детям, пристает к ним.
- Находится в плохих отношениях со сверстниками.
- Проявляет агрессивность по отношению к окружающим, портит вещи, игрушки.
- Подражает хулиганским проделкам.
- Ведет себя в группе как посторонний, отверженный, бывает «козлом отпущения».
- Избегает контактов с учителем.
- Часто ведет себя невпопад.
Шкала III — СУД (субъект учебной деятельности) A. Мотивация учения
- Нравится иметь школьные принадлежности и быть учеником.
- В школу ходит потому, что там много детей.
- Особой любознательности не проявляет.
- К учению относится равнодушно, иногда отрицательно.
- Ходит в школу без особого желания.
- Не любит учиться.
- Боится плохих оценок, потому что за них дома ругают или наказывают.
- Не любит учиться, потому что его редко хвалят.
- В школе не нравится, потому что там не любят плохих учеников.
Б. Учебно-познавательная активность
- Не отличается прилежанием к учению.
- Особого интереса к определенному предмету не проявляет.
- На уроках часто пассивен.
- Вопросы задает редко и не стремится отвечать на них.
- Работает тогда, когда над ним «стоит» учитель (родители).
- Домашние задания редко выполняет самостоятельно, если делает сам, то не очень качественно.
- Мало читает.
B. Целенаправленность и осознанность учения
- С трудом понимает учебное задание, часто не знает, как его выполнить.
- Быстро забывает условие и вопрос.
- Чаще выполняет задание по стандарту.
- Ошибки в своих действиях обнаруживает и исправляет с трудом.
- Неуверен в правильности своих действий.
- Недоволен результатами своей учебной деятельности.
Шкала IV — ОТ (общая тревожность) А. В семье (ОТС)
- Часто просит прощения у родителей или чувствует себя виноватым.
- Ведет себя дома беспомощно.
- Ведет себя дома неуклюже.
- Чувствует себя в семье бестолковым.
- Чрезмерно привязан к матери.
- Держится обособленно от всех близких.
- Слишком боится жалоб педагогов родителям.
- Часто обманывает родителей.
- Слишком часто вспоминает о семье.
- 10. Часто бывает в плохом настроении.
Б. В школе (ОТШ)
- Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем.
- Чрезмерно дружелюбен по отношению к нему.
- Часто приносит и показывает ему различные предметы.
- «Подлизывается», старается понравиться учителю.
- Постоянно нуждается в помощи и поддержке.
- Добивается монополии на педагога, но безуспешно.
- Слишком озабочен, чтобы заинтересовать собой других.
- Легко устраняется в случаях неудачи.
- Играет «героя», когда ему делают замечание.
- Рискует без надобности.
- Играет исключительно с детьми старше или младше себя.
- Неадекватно относится к оценкам окружающих.
Шкала V — ВМ (воспитательный микросоциум) А. В семье (ВМС)
- Родители согласны, что частые наказания формируют сильный характер.
- Родители считают, что их поведение должно быть непреклонным.
- Работа родителей связана с командировками.
- У родителей очень ответственные должности.
- Ребенок часто пропускает занятия.
- Он растет довольно неряшливым.
- Ребенок «портит нервы» родителям.
- Родители могут пожаловаться на слабые способности ребенка.
- Родители завидуют тем, у кого способные дети.
- Родители думают, что с этим ребенком им не повезло.
- Родители хотят, чтобы их ребенок дружил с хорошими, воспитанными детьми.
- Родители предпочли бы не расспрашивать педагогов о своем ребенке и реже с ними встречаться.
- Родителям редко удается посещать родительские собрания.
Б. В школе (ВМШ)
- Ребенок вызывает у педагога скорее сожаление, чем симпатию.
- По мнению педагога, ребенок отстает во многом от своих сверстников.
- Учитель старается сделать так, чтобы отстающий ребенок не подводил класс.
- Педагог считает, что активность ребенка хороша, если она соответствует целям обучения и воспитания.
- Педагог считает, что уважать можно такого ребенка, который этого заслуживает.
- Педагог уверен в том, что дети должны быть послушными и дисциплинированными, — в этом залог воспитания.
- Педагог считает, что дети должны доверять учителю и делиться с ним своими мыслями и переживаниями.
- Педагог уверен, что успехов можно добиться, лишь работая по четкому плану, строго его придерживаясь
- Педагог полагает, что недостатки ребенка связаны прежде всего с его семейным воспитанием.
- Он уверен, что педагоги учат детей только хорошему.
- Нередко родителям бывает стыдно за своего ребенка перед знакомыми.
12.Родители видят все недостатки ребенка, которых больше, чем достоинств. Шкала ДР (достоинства ребенка) В произвольном порядке ответьте на вопросы маленького бланка. Что он любит? Что он умеет? Чего он хочет? Какой он?
Обработка результатов Шкала I — СС показывает уровень развитости свойств самосознания ребенка. Первые четыре суждения свидетельствуют о неприятии физического «Я», 5-е и 6-е указывают на отсутствие идентификации с именем и полом; 7, 8, 12, 14-е характеризуют его социальную неприспособленность, остальные свидетельствуют о неадекватной самооценке и уровне притязаний. Общее количество совпадений ответов по шкале притязаний указывает на уровень нарушений формирования самосознания запущенного ребенка. Шкала II — СО показывает уровень сформированности свойств субъекта общения. Первые два суждения касаются потребности ребенка в признании; утверждения 3, 5, 6, 7, 20-е говорят о низкой коммуникативной активности ребенка и его неудовлетворенной потребности в общении; в утверждениях 4, 8, 16, 19-м содержатся указания на низкий социальный статус ребенка и его отвержении окружающими. Позиции 13, 14, 15, 21-я свидетельствуют о социальной неадекватности ребенка, связанной со слабой социальной рефлексией, а остальные демонстрируют способы защитно-компенсаторного поведения отверженного ребенка. Шкала III — СУД показывает уровень развития свойств ребенка как субъекта учебной деятельности. По этой шкале суждения 1—9-е демонстрируют дисгармонии мотивации учения; 10—16-е свидетельствуют о нарушениях в учебно-познавательной активности ребенка; 17— 22-е характеризуют несформированность осознанности и целенаправленности обучения, опирающиеся на психические новообразования младшего школьного возраста (рефлесксия, внутренний план действий, произвольность психических процессов). Шкала IV — ОТ содержит 22 суждения, 10 из них характеризуют семейную тревожность ребенка — ОТС; 12 суждений содержат характеристики тревожности ребенка в школе — ОТШ. Чем выше балл общей тревожности, тем больше указаний на отвержение запущенного ребенка референтными общностями, его социальную дезадаптацию. Этот показатель в большей степени характерен для младших школьников. Шкала V — ВМ имеет два варианта: ВМС — воспитательный микросоциум семьи (15 суждений) и ВМШ — воспитательный микросоциум школы (10 суждений). В этих суждениях отражаются неблагоприятная семейная и школьная атмосфера, отвержение запущенного ребенка педагогами и родителями, авторитарно-гиперсоциализированный тип отношения к ребенку, сдерживающий его активность и самовыражение. Общее высокое количество баллов по шкале диагностирует неблагоприятность социально-педагогической ситуации развития ребенка. Дополнительно вводится шкала ДР (достоинства ребенка), которая в опроснике не зашифрована. Эта шкала содержит четыре вопроса о ребенке, которые касаются его положительных качеств, и выявляет, знают ли родители, педагоги, что он любит, что он умеет, что он хочет и какой Незаполненность этой шкалы свидетельствует о незнании, отвержении, неприятии, одностороннем подходе к ребенку со стороны педагогов или родителей. Противоречивые данные могут уточняться путем опосредственного наблюдения за ребенком. Полученные сведения о ребенке обобщаются. Социально-педагогическая запущенность диагностируется при наличии совпадений по I, IV, V и одной из оставшихся шкал (II, III) либо всем шкалам. При легкой степени запущенности число совпадений составляет 10—25%, при выраженной степени — 25—50, при высокой — 50% и более. При легкой степени запущенности совпадения суждений опросника и ответов респондентов группируются в первой трети утверждений.
Бланк для ответов Имя, фамилия ребенка, возраст, класс I - СС 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 II - СО 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
III- СУД 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 IV –ОТС 12345678910;
ОТШ - 123456789 10 11 12; V- ВМС1 23456789 10 11 1213; ВМШ — 123456789 10 11 12 Дата заполнения___________ Методику можно использовать в диагностических целях и для налаживания постоянных отношений с девиантными подростками. |