На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Комплексная психолого-педагогическая экспресс-диагностика
Комплексная психолого-педагогическая экспресс-диагностика
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Целью такой диагностики является раннее выявление признаков и проявлений социально-педагогической запущенности детей по методу экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей. В основе ме­тода лежат независимые характеристики ребенка педагогом, психологом, родителями.
Инструкция. Внимательно прочтите утверждения каждой шкалы. Если указанное утверждение подходит к характери­стике вашего ребенка, зачеркните соответствующий номер в прилагаемом бланке. Искренность ваших ответов будет способствовать правильной оценке ситуации и поможет ре­бенку преодолеть имеющиеся трудности.

Список утверждений
Шкала I — СС (субъект самосознания)

  1. Хочет быть слишком маленьким (большим).
  2. Считает себя некрасивым.
  3. Считает себя нездоровым.
  4. Считает себя слабее других.
  5. Не любит свое имя.
  6. Не хочет быть девочкой (мальчиком).

7. Думает, что у него мало друзей.

  1. Думает, что у его знакомых более дружная семья.
  2. Ему кажется, что дома он всем мешает.
  3. Ему кажется, что он глупее других.
  4. Считает себя не очень способным.
  5. Полагает, что родители им недовольны.
  6. Считает, что ему часто не везет.
  7. Ему кажется, что учительница (воспитательница) им недовольна.
  8. Считает, что у него все получается плохо, что он ничего не умеет.
  9. Думает, что он плохой(ая) мальчик (девочка).
  10. Считает, что он никому не нужен, его никто не любит, и часто говорит об этом.

Шкала II — СО (субъект общения)

  1. Любит, когда к нему проявляют симпатию.
  2. Хочет быть замеченным, но сам не проявляет ак­тивности.
  3. Редко просит кого-то о помощи и помогает кому-то сам.
  4. У него мало друзей.
  5. Редко подходит к учителю по собственной инициа­тиве.
  6. Ребенок-подчиненный (соглашается на невыигрыш­ные роли).
  7. Имеет только одного друга в группе (остальных де­тей игнорирует).
  8. Часто жалуется на детей в группе.
  9. Шумно ведет себя, когда рядом нет учителя.
  10. Иногда, когда ему делают замечание, играет «героя».
  11. Случается, что прикидывается «шутом», паясничает.
  12. Мешает детям на уроках, в играх, подсмеивается над ними, любит пугать.
  13. Редко реагирует на замечания, советы или не обра­щает на них внимания.
  14. Не понимает, почему его поступки не нравятся ок­ружающим.
  15. Надоедает детям, пристает к ним.
  16. Находится в плохих отношениях со сверстниками.
  17. Проявляет агрессивность по отношению к окружа­ющим, портит вещи, игрушки.
  18. Подражает хулиганским проделкам.
  19. Ведет себя в группе как посторонний, отвержен­ный, бывает «козлом отпущения».
  20. Избегает контактов с учителем.
  21. Часто ведет себя невпопад.

Шкала III — СУД (субъект учебной деятельности)
A. Мотивация учения

  1. Нравится иметь школьные принадлежности и быть учеником.
  2. В школу ходит потому, что там много детей.
  3. Особой любознательности не проявляет.
  4. К учению относится равнодушно, иногда отрицательно.
  5. Ходит в школу без особого желания.
  6. Не любит учиться.
  7. Боится плохих оценок, потому что за них дома ру­гают или наказывают.
  8. Не любит учиться, потому что его редко хвалят.
  9. В школе не нравится, потому что там не любят плохих учеников.

Б. Учебно-познавательная активность

  1. Не отличается прилежанием к учению.
  2. Особого интереса к определенному предмету не проявляет.
  3. На уроках часто пассивен.
  4. Вопросы задает редко и не стремится отвечать на них.
  5. Работает тогда, когда над ним «стоит» учитель (ро­дители).
  6. Домашние задания редко выполняет самостоятельно, если делает сам, то не очень качественно.
  7. Мало читает.

B. Целенаправленность и осознанность учения

  1. С трудом понимает учебное задание, часто не знает, как его выполнить.
  2. Быстро забывает условие и вопрос.
  3. Чаще выполняет задание по стандарту.
  4. Ошибки в своих действиях обнаруживает и исправляет с трудом.
  5. Неуверен в правильности своих действий.
  6. Недоволен результатами своей учебной деятельности.

Шкала IV — ОТ (общая тревожность)
А. В семье (ОТС)

  1. Часто просит прощения у родителей или чувствует себя виноватым.
  2. Ведет себя дома беспомощно.
  3. Ведет себя дома неуклюже.
  4. Чувствует себя в семье бестолковым.
  5. Чрезмерно привязан к матери.
  6. Держится обособленно от всех близких.
  7. Слишком боится жалоб педагогов родителям.
  8. Часто обманывает родителей.
  9. Слишком часто вспоминает о семье.
  10. 10. Часто бывает в плохом настроении.

Б. В школе (ОТШ)

  1. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учи­телем.
  2. Чрезмерно дружелюбен по отношению к нему.
  3. Часто приносит и показывает ему различные пред­меты.
  4. «Подлизывается», старается понравиться учителю.
  5. Постоянно нуждается в помощи и поддержке.
  6. Добивается монополии на педагога, но безуспешно.
  7. Слишком озабочен, чтобы заинтересовать собой дру­гих.
  8. Легко устраняется в случаях неудачи.
  9. Играет «героя», когда ему делают замечание.
  10. Рискует без надобности.
  11. Играет исключительно с детьми старше или млад­ше себя.
  12. Неадекватно относится к оценкам окружающих.

Шкала V — ВМ (воспитательный микросоциум)
А. В семье (ВМС)

  1. Родители согласны, что частые наказания форми­руют сильный характер.
  2. Родители считают, что их поведение должно быть непреклонным.
  3. Работа родителей связана с командировками.
  4. У родителей очень ответственные должности.
  5. Ребенок часто пропускает занятия.
  6. Он растет довольно неряшливым.
  7. Ребенок «портит нервы» родителям.
  8. Родители могут пожаловаться на слабые способно­сти ребенка.
  9. Родители завидуют тем, у кого способные дети.
  10. Родители думают, что с этим ребенком им не по­везло.
  11. Родители хотят, чтобы их ребенок дружил с хоро­шими, воспитанными детьми.
  12. Родители предпочли бы не расспрашивать педаго­гов о своем ребенке и реже с ними встречаться.
  13. Родителям редко удается посещать родительские собрания.

Б. В школе (ВМШ)

  1. Ребенок вызывает у педагога скорее сожаление, чем симпатию.
  2. По мнению педагога, ребенок отстает во многом от своих сверстников.
  3. Учитель старается сделать так, чтобы отстающий ребенок не подводил класс.
  4. Педагог считает, что активность ребенка хороша, если она соответствует целям обучения и воспитания.
  5. Педагог считает, что уважать можно такого ребенка, который этого заслуживает.
  6. Педагог уверен в том, что дети должны быть послушными и дисциплинированными, — в этом залог воспитания.
  7. Педагог считает, что дети должны доверять учителю и делиться с ним своими мыслями и переживаниями.
  8. Педагог уверен, что успехов можно добиться, лишь работая по четкому плану, строго его придерживаясь
  9. Педагог полагает, что недостатки ребенка связаны прежде всего с его семейным воспитанием.
  10. Он уверен, что педагоги учат детей только хорошему.
  11. Нередко родителям бывает стыдно за своего ребенка перед знакомыми.

12.Родители видят все недостатки ребенка, которых больше, чем достоинств.
Шкала ДР (достоинства ребенка)
В произвольном порядке ответьте на вопросы маленького бланка.
Что он любит?
Что он умеет?
Чего он хочет?
Какой он?


Обработка результатов
Шкала I СС показывает уровень развитости свойств самосознания ребенка. Первые четыре суждения свидетельствуют о неприятии физического «Я», 5-е и 6-е указывают на отсутствие идентификации с именем и полом; 7, 8, 12, 14-е характеризуют его социальную неприспособленность, остальные свидетельствуют о неадекватной самооценке и уровне притязаний. Общее количество совпадений ответов по шкале притязаний указывает на уровень нарушений формирования самосознания запущенного ребенка.
Шкала II СО показывает уровень сформированности свойств субъекта общения. Первые два суждения касаются потребности ребенка в признании; утверждения 3, 5, 6, 7, 20-е говорят о низкой коммуникативной активности ребен­ка и его неудовлетворенной потребности в общении; в утверждениях 4, 8, 16, 19-м содержатся указания на низкий социальный статус ребенка и его отвержении окружающи­ми. Позиции 13, 14, 15, 21-я свидетельствуют о социаль­ной неадекватности ребенка, связанной со слабой социаль­ной рефлексией, а остальные демонстрируют способы за­щитно-компенсаторного поведения отверженного ребенка.
Шкала III СУД показывает уровень развития свойств ребенка как субъекта учебной деятельности.
По этой шкале суждения 1—9-е демонстрируют дисгар­монии мотивации учения; 10—16-е свидетельствуют о на­рушениях в учебно-познавательной активности ребенка; 17— 22-е характеризуют несформированность осознанности и целенаправленности обучения, опирающиеся на психиче­ские новообразования младшего школьного возраста (рефлесксия, внутренний план действий, произвольность психи­ческих процессов).
Шкала IV ОТ содержит 22 суждения, 10 из них ха­рактеризуют семейную тревожность ребенка — ОТС; 12 суж­дений содержат характеристики тревожности ребенка в школе — ОТШ. Чем выше балл общей тревожности, тем больше указаний на отвержение запущенного ребенка референтны­ми общностями, его социальную дезадаптацию. Этот показатель в большей степени характерен для младших школь­ников.
Шкала V ВМ имеет два варианта:
ВМС — воспитательный микросоциум семьи (15 суждений) и ВМШ — воспитательный микросоциум школы (10 сужде­ний).
В этих суждениях отражаются неблагоприятная семейная и школьная атмосфера, отвержение запущенного ребенка педагогами и родителями, авторитарно-гиперсоциализированный тип отношения к ребенку, сдерживающий его ак­тивность и самовыражение. Общее высокое количество баллов по шкале диагностирует неблагоприятность социально-педагогической ситуации развития ребенка.
Дополнительно вводится шкала ДР (достоинства ребен­ка), которая в опроснике не зашифрована. Эта шкала содер­жит четыре вопроса о ребенке, которые касаются его поло­жительных качеств, и выявляет, знают ли родители, педагоги, что он любит, что он умеет, что он хочет и какой
Незаполненность этой шкалы свидетельствует о незнании, отвержении, неприятии, одностороннем подходе к ребенку со стороны педагогов или родителей.
Противоречивые данные могут уточняться путем опосредственного наблюдения за ребенком. Полученные сведения о ребенке обобщаются. Социально-педагогическая запущенность диагностируется при наличии совпадений по I, IV, V и одной из оставшихся шкал (II, III) либо всем шкалам. При легкой степени запущенности число совпадений составляет 10—25%, при выраженной степени — 25—50, при высокой — 50% и более. При легкой степени запущенности совпадения суждений опросника и ответов респондентов группируются в первой трети утверждений.


Бланк для ответов
Имя, фамилия ребенка, возраст, класс
I - СС 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
II - СО 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

III- СУД 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
IV –ОТС 12345678910;

ОТШ - 123456789 10 11 12;
V- ВМС1 23456789 10 11 1213;
ВМШ — 123456789 10 11 12
Дата заполнения___________
Методику можно использовать в диагностических целях и для налаживания постоянных отношений с девиантными подростками.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.