Аннотация методик диагностики
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Индекс материала
Аннотация методик диагностики
Психодиагностический анализ ситуации
Все страницы

Аннотация методик диагностики (по сферам психических процессов, свойств и состояний)

Лабораторная работа

Психический процесс: ощущение, восприятие

1. Название методики: Методика "Узнай, кто это"
2. Автор: не найден
3. Область диагностики в соответствии с теорией: уровень развития восприятия
4. Особенности направленности или ограничений (возраст, социальные, профессиональные и т.д.): дети 3-7 лет
5. Данные о стандартизации: не найдены

6. Аннотация инструкции: ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок
7. Пример элемента методики (вопрос, рисунок и т.д.):

 

кто это

8. Особенности анализа данных: ребенку показывают рисунок, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента "а". Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится 10 сек. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время – 10 сек – ему показывают следующий, чуть более полный рисунок "б", и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке.
Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.
9. Интерпретация данных:
Оценка результатов теста
• 10 баллов- ребенок по фрагменту изображения "а" за время меньшее чем 10 сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака
• 7-9 баллов- ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, только по фрагменту изображения "б", затратив на это в целом от 11 до 20 сек
• 4-6 баллов- ребенок определил, что это собака, только по фрагменту "в", затратив на решение задачи от 21 до 30 сек
• 2-3 балла- ребенок догадался, что это собака, лишь по фрагменту "г", затратив от 30 до 40 сек
• 0-1 балл- ребенок за время, большее чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за
животное, просмотрев все три фрагмента "а", "б" и "в"
Выводы об уровне развития восприятия
• 10 баллов – очень высокий.
• 8-9 баллов – высокий
• 4-7 баллов – средний
• 2-3 балла – низкий
• 0-1 балл – очень низкий.

Психический процесс: память

1. Название методики: Заучивание 10 слов
2. Автор: А.Лурия
3. Область диагностики в соответствии с теорией: Оценка состояния па-мяти, утомляемости, активности внимания
4. Особенности направленности или ограничений (возраст, социальные, профессиональные и т.д.): дети от 5 лет
5. Данные о стандартизации: не найдены
6. Аннотация инструкции: вариант для детей: «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке». Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша. «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».
7. Пример элемента методики (вопрос, рисунок и т.д.)? Перечень слов: Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь
8. Особенности анализа данных: По полученному протоколу составляется график, кривая запоминания. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания.
9. Интерпретация данных: у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов. Если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

Психический процесс: воображение

1. Название методики: Метод 3 слов
2. Автор: Масселон
3. Область диагностики в соответствии с теорией: оценка продуктивности вербального воображения
4. Особенности направленности или ограничений (возраст, социальные, профессиональные и т.д.): без ограничений
5. Данные о стандартизации: не найдены
6. Аннотация инструкции: "Прочитайте слова, написанные на бланке и составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе бумаги. На работу Вам отводится 10 минут. Если все понятно, тогда начинаем!"
7. Пример элемента методики (вопрос, рисунок и т.д.): Примеры существительных:
– колесо, стена, стройка,
– весна, река, глаз,
– торговля, кино, дорога,
– птица, корни, ребенок.
8. Особенности анализа данных:
Показателями творчества в данном исследовании являются:
- величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение;
- сумма баллов за все придуманные испытуемым в течение 10 минут предложения.
9. Интерпретация данных: Оценивается количество и степень естественности предложений

Психический процесс: мышление

1. Название методики: Краткий Ориентировочный Тест
2. Автор: В.Н.Бузин, Э.Ф.Вандерлик
3. Область диагностики в соответствии с теорией: определение инте-грального показателя общих способностей.
4. Особенности направленности или ограничений (возраст, социальные, профессиональные и т.д.): школьники, взрослые
5. Данные о стандартизации: не найдены
6. Аннотация инструкции:
Вам предлагается несколько простых заданий. Прочтите внимательно эту страницу и без команды не переворачивайте ее.
Познакомьтесь с образцами заданий и правильными ответами на них:
• "Быстрый" является противоположным по смыслу слову:
1 – тяжелый, 2 – упругий, 3 – скрытный, 4 – легкий, 5 – медленный.
Правильный ответ: 5
• Бензин стоит 44 цента за литр. Сколько стоит 2,5 литра?
Правильный ответ: 110 центов или 1,1 доллар.
• Минер-минор. Эти два слова являются:
1 – сходными, 2 – противоположными, 3 – ни сходными, ни противоположными по значению.
Правильный ответ: 3.
Тест, который Вам будет предложен сейчас, содержит 50 вопросов. На выполнение теста Вам дается 15 минут. Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, и не тратьте много времени на один вопрос. Если необходимо – пользуйтесь бумагой для записи. О том, что Вам не понятно, спросите сейчас. Во время выполнения теста ответы на ваши вопросы даваться не будут.
После команды «Начали!» переверните страницу и начинайте работать.
Через 15 минут, по команде, сразу же прекратите выполнение заданий, переверните страницу и отложите ручку.
Сосредоточьтесь. Положите ручку справа от себя. Ждите команды.
Начали!
7. Пример элемента методики (вопрос, рисунок и т.д.): задание № 50: «В печатающейся статье 24000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большого размера на странице умещается 900 слов, меньшего – 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано меньшим шрифтом
8. Особенности анализа данных: Интегральный показатель общих умственных способностей (Ип) равен количеству правильно решенных задач. Анализ результатов целесообразно начинать с определения уровня общих умственных способностей. Для этого количество правильно решенных задач (Ип) соотносится со шкалой уровней.
9. Интерпретация данных: Анализ результатов целесообразно начинать с определения уровня общих умственных способностей. Для этого количество правильно решенных задач (Ип) соотносится со шкалой уровней. Тест позволяет продумать рекомендации для развития тех аспектов интеллекта, из-за которых медленно или неправильно выполнены соответствующие задания.
• Например, если испытуемый не выполнил задания №10, 13, то ему нужно рекомендовать упражнения, развивающие концентрацию и распределение внимания.
• Если испытуемый плохо справляется с заданиями типа №2, 5, 6, то в этом случае ему поможет чтение толковых словарей, словарей крылатых выражений и слов, пословиц и поговорок, словарей иностранных слов и двуязычных словарей, а также полезно решать лингвистические задачи.
• Если испытуемый плохо выполнил числовые задачи, то для развития соответствующего свойства полезны сборники головоломок.
• В случае, когда у испытуемого вызывали проблемы задачи, требующие пространственного представления, важна тренировка концентрации внимания на разнообразных объектах, с последующим преобразованием их образов в представлении.

Психический процесс: интеллект

1. Название методики: тест Векслера (детский вариант)
2. Автор: Д. Векслер
3. Область диагностики в соответствии с теорией: оценка общего интел-лекта и его составляющих – вербальный и невербальный интеллекты.
4. Особенности направленности или ограничений (возраст, социальные, профессиональные и т.д.): дети 5 – 16 лет
5. Данные о стандартизации: не найдены
6. Аннотация инструкции: У испытуемого не должно возникнуть впечатления, что его экзаменуют. Начинать надо примерно так: «Я хотел бы о чем-нибудь поговорить с тобой. Ты, в принципе, не возражаешь, нет? Ну, хорошо. Давай я о чем-нибудь спрошу тебя. Если знаешь, ответишь, если нет – не беда. О чем тебя спросить?» таким образом, все должно начинаться как бы с «экспромта». Вход в работу для ребенка должен быть незаметен, как в игру.
7. Пример элемента методики (вопрос, рисунок и т.д.): субтест 2 «Понятливость»: 1 Что ты будешь делать, если порежешь себе палец?
2: Помажу йодом. Забинтую. Заклею пластырем. Вымою водой с мылом.
1: Скажу маме. Пойду к врачу.
0: Плакать. Пойду домой. Ничего.
8. Особенности анализа данных: Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс. Учитывают общий интеллектуальный коэффициент (IQ), соотношение "вербального и невербального" интеллекта, анализируют выполнение каждого задания. Количественная и качественная оценки выполнения испытуемым заданий дают возможность установить, какие стороны интеллектуальной деятельности сформированы хуже и как они могут компенсироваться.
9. Интерпретация данных: низкий количественный балл по одному или нескольким субтестам свидетельствует об определенном типе нарушений. Выделяют качественные и количественные признаки, характерные для той или иной формы нервно-психической патологии. Обработка и интерпретация результатов может проходить на трех уровнях: 1) подсчет и интерпретация баллов общего интеллекта, вербального и невербального интеллектов, 2) анализ профиля оценок выполнения субтестов испытуемыми на основе подсчета соответствующих коэффициентов, 3) качественная интерпретация индивидуального профиля с привлечением данных наблюдения за поведением испытуемого в ходе обследования и прочей диагностической информации.
Стандартный вариант обработки заключается в подсчете первичных "сырых" оценок по каждому субтесту. Затем "сырые баллы" по соответствующим таблицам переводятся в стандартные и отображаются в виде профиля. Сырые оценки отдельно по вербальной и невербальной части суммируют и определяют по таблицам показатели общего, вербального и невербального IQ.
Классификация IQ-показателей по Векслеру:
o 130 баллов и выше – очень высокий IQ – у 2,2% населения
o 120-129 баллов – высокий IQ – у 6,7% населения
o 110-119 баллов – хорошая норма – у 16,1%
o 90-109 баллов – средний IQ – у 50% населения
o 80-89 баллов – плохая норма – у 16,1%
o 70-79 баллов – пограничная зона – у 6,7% населения
o 69 баллов и ниже – умственный дефект – у 2,2%
При анализе показателей IQ целесообразно специальное внимание уделять развитию у ребенка невербальных составляющих интеллекта. Выполнение невербальных заданий не столь сильно зависит от наличия у ребенка определенного запаса знаний, и может поэтому фиксировать «зону ближайшего развития», «потенциальные возможности интеллекта» в целом. По мнению Н. Дубровиной невербальные субтесты гораздо богаче в своих диагностических возможностях, поскольку невербальный интеллект играет определяющую роль в общей структуре интеллекта. Причем эта роль постепенно увеличивает свое значение после 5-8-летнего возраста.

Психическое свойство: темперамент

1. Название методики: Опросник структуры темперамента
2. Автор: В.М. Русалов
3. Область диагностики в соответствии с теорией: диагностика свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента
4. Особенности направленности или ограничений (возраст, соци-альные, профессиональные и т.д.): допускает индивидуальное и групповое применение, без ограничения времени
5. Данные о стандартизации: Психометрическая проверка показала, что Опросник темперамента В. М. Русалова обладает высокой ретестовой надежностью и валидностью.
6. Аннотация инструкции: Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дать первый естественный ответ, который приходит Вам в голову. Отвечайте быстро, не задумываясь, не пропуская ни одного вопроса. Помните, нет "хороших" или "плохих" ответов. Если Вы выбрали ответ "да", поставьте крестик (галочку). Ваши ответы не будут никому демонстрироваться.
7. Пример элемента методики (вопрос, рисунок и т.д.): вопрос № 14: Сильно ли Вы переживаете неполадки в своей работе?
8. Особенности анализа данных: Обработка данных по ОСТу проводится путем сравнения ответов испытуемого с «ключевыми». Каждое совпадение ответа испытуемого с ключевым оценивается в 1 балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале.
Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более) по шкале "К" (контрольные вопросы на социальную желательность), не подлежат рассмотрению.
9. Интерпретация данных: Темперамент рассматривается автором как система формальных поведенческих изменений, отражающих различные блоки функциональной системы в понимании П.К. Анохина. Число измерений и их содержание соответствует 4-х блоковой структуре функциональной системы: афферентный синтез соответствует эргичности; блок программирования — пластичности; блок исполнения — темпу; обратная связь — эмоциональной чувствительности. Каждое измерение состоит из двух подизмерений:
- объективно ориентированного и субъективно ориентированного (или коммуникативного), связанных с двумя главными сферами взаимодействия человека со средой (с предметным миром и обществом). Предметная эргичность характеризуется уровнем потребности в освоении предметного мира, жаждой деятельности, стремлением к умственному и физическому труду, стремлением вовлеченности в трудовую деятельность.
Социальная эргичность— уровень потребности в социальных контактах, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, вовлеченность в социальную деятельность.
Пластичность — степень легкости переключения с одного предмета дея-тельности на другой, быстрота перехода с одних способов мышления на другие, в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.
Социальная пластичность— степень легкости переключения в процессе общения с одного человека на другого, склонность к разнообразию коммуникативных программ, разнообразию количества готовых (неосознаваемых, импульсивных) форм социального
контакта.
Темп — скорость выполнения отдельных операций, быстрота предметно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
Социальный темп— скоростные характеристики двигательных актов в процессе общения (скорость речи при общении и т.д.)
Эмоциональность— эмоциональная чувствительность к несовпадению (расхождению) между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия, чувствительность к неудачам в работе.
Социальная эмоциональность— эмоциональная чувствительность в коммуникативной сфере: чувствительность к неудачам в общении, к оценкам окружающих людей.

Психический процесс: характер

1. Название методики: Опросник Леонгарда-Шмишека (акцентуации характера)
2. Авторы: Г. Шмишек, К. Леонгард
3. Область диагностики в соответствии с теорией: диагностика ак-центуаций характера и темперамента
4. Особенности направленности или ограничений (возраст, соци-альные, профессиональные и т.д.): предназначен для выявления акцентуированных свойств характера и темперамента лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.
5. Данные о стандартизации: не найдены
6. Аннотация инструкции: «Вам будут предложены утверждения, касающиеся вашего характера. Отвечайте, долго не раздумывая, вы можете выбрать один их двух ответов: «да» или «нет», других вариантов ответов нет. Свой ответ нужно отметить в ответном бланке, поставив крестик в окошке «да» или «нет» напротив цифры, соответствующей номеру вопроса»
7. Пример элемента методики (вопрос, рисунок и т.д.): вопрос №3: Случалось ли вам иногда быстро заплакать?
8. Особенности анализа данных: По каждой шкале подсчитываются плюсы (положительные ответы на указанные вопросы) и минусы (отрицательные ответы на соответствующие шкале вопросы). Затем полученные баллы (плюсы и минусы) по шкале суммируются, и результат умножается на коэффициент – при каждом типе акцентуации свой. В результате обработки результатов тестирования получится 10 показателей, соответствующих выраженности той или иной акцентуации личности по Леонгарду.
9. Интерпретация данных: Максимальный показатель по каждому типу акцентуации (по каждой шкале опросника) равен 24 баллам. По некоторым источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же основания практического применения опросника указывают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 18 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов личность является акцентуированной. Таким образом, вывод о степени выраженности акцентуации делается на основании следующих показателей по шкалам:
0–12 – свойство не выражено;
13–18 – средняя степень выраженности свойства (тенденция к тому или иному типу акцентуации личности);
19–24 – признак акцентуации.

Психическое свойство: способности

1. Название методики: Краткий Ориентировочный Тест
2. Автор: В.Н.Бузин, Э.Ф.Вандерлик
3. Область диагностики в соответствии с теорией: определение инте-грального показателя общих способностей.
4. Особенности направленности или ограничений (возраст, социальные, профессиональные и т.д.): школьники, взрослые
5. Данные о стандартизации: не найдены
6. Аннотация инструкции:
Вам предлагается несколько простых заданий. Прочтите внимательно эту страницу и без команды не переворачивайте ее.
Познакомьтесь с образцами заданий и правильными ответами на них:
• "Быстрый" является противоположным по смыслу слову:
1 – тяжелый, 2 – упругий, 3 – скрытный, 4 – легкий, 5 – медленный.
Правильный ответ: 5
• Бензин стоит 44 цента за литр. Сколько стоит 2,5 литра?
Правильный ответ: 110 центов или 1,1 доллар.
• Минер-минор. Эти два слова являются:
1 – сходными, 2 – противоположными, 3 – ни сходными, ни противоположными по значению.
Правильный ответ: 3.
Тест, который Вам будет предложен сейчас, содержит 50 вопросов. На выполнение теста Вам дается 15 минут. Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, и не тратьте много времени на один вопрос. Если необходимо – пользуйтесь бумагой для записи. О том, что Вам не понятно, спросите сейчас. Во время выполнения теста ответы на ваши вопросы даваться не будут.
После команды «Начали!» переверните страницу и начинайте работать.
Через 15 минут, по команде, сразу же прекратите выполнение заданий, переверните страницу и отложите ручку.
Сосредоточьтесь. Положите ручку справа от себя. Ждите команды.
Начали!
7. Пример элемента методики (вопрос, рисунок и т.д.): задание № 50: «В печатающейся статье 24000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большого размера на странице умещается 900 слов, меньшего – 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано меньшим шрифтом
8. Особенности анализа данных: Интегральный показатель общих ум-ственных способностей (Ип) равен количеству правильно решенных задач. Анализ результатов целесообразно начинать с определения уровня общих умственных способностей. Для этого количество правильно решенных задач (Ип) соотносится со шкалой уровней.
9. Интерпретация данных: Анализ результатов целесообразно начинать с определения уровня общих умственных способностей. Для этого количество правильно решенных задач (Ип) соотносится со шкалой уровней. Тест позволяет продумать рекомендации для развития тех аспектов интеллекта, из-за которых медленно или неправильно выполнены соответствующие задания.

Психическое состояние: внимание

1. Название методики: корректурная проба
2. Автор: Бурдон
3. Область диагностики в соответствии с теорией: Исследование степени концентрации и устойчивости внимания
4. Особенности направленности или ограничений (возраст, социальные, профессиональные и т.д.):
5. Данные о стандартизации: методика является стандартизированной и валидной
6. Аннотация инструкции: «На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».
Примечание: возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.
Примечание: инструкция к детскому бланку (там где листики и домики) Корректурной пробы (Тесту Бурдона) – "Нарисуй окошко у каждого домика и веточку у каждого листика".
7. Пример элемента методики (вопрос, рисунок и т.д.). (ссылка на методику выше)
8. Особенности анализа данных:
Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным по казателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).
Концентрация внимания оценивается по формуле:
К = С2 / П, где
• С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
• П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).
Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.
Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.
Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:
A = S / t, где
• А – темп выполнения,
• S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
• t – время выполнения.
По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть по-строена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:
С = (So / S) * 100, где
• So – количество ошибочно проработанных строк,
• S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таб-лицы.
При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.
9. Интерпретация данных: Если корректурная проба показала, что у ребёнка качество внимания находится на среднем или очень высоком уровне, то эти достижения школьнику следует поддерживать (много читать, складывать пазлы, заучивать стихотворения наизусть). А вот для тех, кто продемонстрировал очень низкий или низкий уровень, не обойтись без специальных заданий, которые должен индивидуально разработать психолог с учётом личностных особенностей конкретного малыша. Чаще всего в таком случае предлагаются упражнения по восстановлению порядка счёта, сюжета картинок, заучиванию стихотворений наизусть.
По результатам корректурной пробы учителю или психологу легче вы-строить стратегию работы с каждым учеником, а также определить опти-мальный характер учебных заданий для развития всех аспектов внимания, чтобы дать малышу возможность эффективного усвоения знаний и полноценного личностного роста.

Личность

1. Название методики: Личностный опросник EPI
2. Автор: Г.Айзенк
3. Область диагностики в соответствии с теорией: диагностика экстраверсии, интроверсии и нейротизма
4. Особенности направленности или ограничений (возраст, социальные, профессиональные и т.д.).
5. Данные о стандартизации: Коэффициенты надежности ретестовой (месячный интервал) опросника в различных группах по шкале психотизма составляют 0,51-0,86, по шкале экстра-интроверсии 0,80-0,92, по шкале нейротизма - 0,74-0,92, по «шкале лжи» 0,61-0,90.
6. Аннотация инструкции: «Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак + (да), если нет знак – (нет)».
7. Пример элемента методики (вопрос, рисунок и т.д.): вопрос №10: Вы считаете себя жизнерадостным человеком?
8. Особенности анализа данных: Представление результатов по шкалам экстраверсии и нейротизма осуществляется при помощи системы координат.
9. Интерпретация данных: Интерпретация полученных результатов проводится на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных.

 


 

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Комплексное задание №5
Описание ситуации:
К психологу обратилась классный руководитель 8 «Б» класса с запросом: «Как изменить ситуацию в межличностном взаимодействии в классе?».
Большая часть подростков 8 «Б» класса обучаются вместе с самого начала. Ранее значительных проблем не возникало. В восьмом классе пришел новый ученик Вадим Г., который сразу понравился ребятам. Мальчик активный, взрослее своих лет и многих одноклассников. Занимается футболом, имеет спортивные достижения. К концу первой части начали проявляться первые конфликтные ситуации. Вадим в них не участвовал, но происходили они из-за него. Класс стал разделяться, особенно ярко это проявлялось в среде девочек. На данный момент конфликты стали влиять на учебную деятельность. Ребята отказываются участвовать в совместной деятельности, если в группу будут входить «нежелаемые ученики». Класс становится «неуправляемым».

Этап

Уровень

Содержание

Программа психодиагностической работы

Уровень проектирования

  • Определить «лидеров конфликта» с помощью метода социометрии
  • Подтвердить или опровергнуть полученные данные с помощью методики срезов Т.Репиной
  • Разработать и провести тренинг на сплочение коллектива

Теоретическое обоснование этапов

Теоретический уровень

Метод социометрии позволяет измерить уровень эмоциональной близости участников опроса в количественном выражении:

  • определить социометрический статус каждого члена малой группы (класса);
  • выявить наличие референтных подгрупп;
  • измерить сплоченность группы;
  • определить, кто является центром симпатий и антипатий («звезды» и отвергаемые).

Методика срезов Т.Репиной предполагает изучение различных характеристик общения детей в группе сверстников. Наблюдение за общением детей проводится во время, отведенное для самостоятельной работы школьников. В каждый рассматриваемый момент времени группа имеет ту или иную динамическую структуру. Методика позволяет получить данные о контактировании детей, построить модель групповой структуры.
Тренинг на сплочение коллектива
В основе содержания программы тренинга лежит решение проблем, которые близки и понятны подросткам: как строить отношения в коллективе и противостоять давлению; как понять другого человека в ходе разговора, и как важно уметь донести свои мысли и чувства до собеседника. Таким образом, формируется коммуникативная компетентность подростков, а на ее основе динамично развивается групповая сплоченность.
Тренинговые занятия развивают следующие навыки и умения:

  • доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом;
    • эмоционально сопереживать однокласснику;
  • сотрудничать и действовать сообща;
  • согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи;
  • разрешать конфликтные ситуации;

Все это способствует сближению детей и развитию чувства «Мы» в школьном коллективе.

Методы и методики

Технический уровень

  • Метод социометрии
  • Методика срезов Т.Репиной
  • Тренинг на сплочение коллектива

Анализ предложенного случая

Деонтологический уровень

При соблюдении этических принципов, доброжелательности и открытости к ученикам с их стороны не должно возникнуть отторжения предлагаемого решения проблемы. Важно акцентировать внимание на готовности вместе, сообща решать проблемы класса и указать, что тестирование является анонимным

Обращение психолога на первой встрече

Уровень демонстрации профессиональных действий

Добрый день, дорогие друзья! Ко мне обратилась ваш классный руководитель с вопросом вашей успеваемости и взаимоотношений в классе. Не секрет, что отношения в классе и оценки очень сильно повлияют на ваши дальнейшие успехи в школе, а также на итоговые экзамены. Поэтому предлагаю решать проблему вместе, сообща. Что я вам предлагаю? Сейчас мы с вами заполним бланк тестирования. Оно не займет много времени и тест полностью анонимный. По его результатам я разработаю тренинг, где мы в игровой форме проработаем разные модели поведения. Я не буду давать вам дополнительные задания, не буду заставлять учить то, что вам неинтересно. С этим в и сами справитесь. На тренинге мы научимся эффективно общаться и работать в команде. А это, в свою очередь, повлияет на вашу успеваемость, вот и все.

Самоанализ

Уровень рефлексии

Для успешной реализации предложенного решения проблемы необходимо четко следовать инструкции методик, грамотно обработать и интерпретировать полученные результаты. А также важно адекватно сформулировать цель тренинга и разработать комплекс игр и упражнений

Чтобы объективно оценить свою проф.компетентность важно:
- осознавать нормы и требования, предъявляемые к школьному психологу
- знать свои конкурентные преимущества (в сравнении с одногруппниками, наставниками, опытными педагогами)
- уметь работать над своими недостатками, превращая их в достоинства
- положительное эмоциональное отношение к своей деятельности и стремление к достижениям (позитивная Я-концепция)

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.