На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Методики диагностики потребности в преодолении препятствий
Методики диагностики потребности в преодолении препятствий
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Поводом для их создания явилась практическая попытка подтверждения теоретического положения П.В. Симонова (1971) объяснения воли человека посредством специфической «потребности преодоления препятствий».

Задание 1. «Кубики»
Не смотря на кажущуюся простоту, задание относится к трудно разрешимым. В каждом варианте имеется только одно единственное решение, которое, в зависимости от задач исследования, может быть продемонстрировано. Демонстрация может быть осуществлена и в процессе эксперимента, при сомнении испытуемого.
Испытуемому предлагается из четырех, пяти или шести кубиков, с разно окрашенными гранями составить четырехгранный параллелепипед таким образом, чтобы не было повторения одинаковых цветов на его гранях.


На выполнение задания отводится 10 мин. обязательного времени и одноминутные серии по желанию. Варианты правильного составления фиксировались (чего практически не было). Кроме того, засекалось:
1. Время начала и окончания эксперимента.
2. Одноминутные серии по желанию (и их количество).

Задание 2. «Телефон»
Испытуемым предлагалось набрать трехзначный номер на диске телефона. Демонстрировалось, что только после набора нужного сочетания цифр (без их показа) загорается лампочка. На самом деле лампочка загоралась после незаметного нажатия на специальную кнопку. На выполнена задания отводилось 10 мин. основного времени и одноминутные серии по желанию. В протоколе эксперимента, который в произвольной форме чертился и заполняется испытуемыми самостоятельно и по желанию, фиксировались:
1. Время начала эксперимента (обязательно).
2. Время окончания основного времени, серий по желанию и всего эксперимента в целом.
3. Попытки и варианты набора номера.
4. Трехзначные номера, при которых лампочка загорится обведением в кружок.

Задание 3. «Квадраты»
На карточке 21 х 13 см среди 30 фигур предлагалось найти одинаковые фигуры. Испытуемым разрешалось мысленно поворачивать изображения, но никаких отметок не делать.

РАЗРЕШИМЫЙ ВАРИАНТ

квадраты1

НЕРАЗРЕШИМЫЙ ВАРИАНТ

квадраты2

Если испытуемый не находил в течение 3-х минут одинаковые фигуры в разрешимом варианте методики, экспериментатор указывал на них. Данная серия проводилась для создания установки на разрешимость задачи.
Контрольная серия проводилась на неразрешимом варианте. О неразрешимости задания испытуемому не сообщалось.
Показателем длительности удержания цели (ДУЦ) явилось время, потраченное на поиск одинаковых фигур в неразрешимом варианте задачи.

Задание 4. «Перепутанные линии»
Существует множество модификаций методики Перепутанные линии. Наш вариант отличается тем, что все линии на рабочем поле (12 х 8 см.) имеют одинаковую длину - 50 см (выполнены при помощи курвиметра). Испытуемому предлагалось проверить свою выдержку, терпение и внимание при установлении соответствия букв и цифр. Разрешалось отслеживать соединение букв и цифр только с помощью зрения. Испытуемый по своему усмотрению мог прекратить выполнение задания в любой момент.
Правильные ответы:
A - 20, B - 15, C - 7, D - 17, E - 21, F - 3, G - 18, H - 4, I - 25, J - 16, K - 19, L - 14, M - 9, N - 22, O - 24, P - 13, Q - 12, R - 23, S - 11, T - 10, U - 8, W - 5, X - 1, Y - 6, Z - 2. Показателями длительности удержания цели (ДУЦ) явились количество (правильные пары) и время, потраченное на поиск соответствий.

перепутанные линии

Задание 5. «Карандаш»
(Исследование кинестезического тремора руки)
Инструкция экспериментатору. Это задание, наряду с диагностикой длительности удержания цели или потребности к преодолению препятствий (по П.В. Симонову), преследует и другую задачу - проверку сообразительности, креативности мышления. Установка карандаша с немного закругленным основанием на горизонтальной площадке практически не возможна. Однако остро заточенным концом его можно установить в отверстие на поле Е4. Если это произойдет, то (фиксируя время установки, сказать: «Такая установка не предусмотрена условиями эксперимента» и попросить испытуемого продолжить работу. При отказе - завершить эксперимент. В начале и конце эксперимента испытуемые отвечают на вопросы, ответы на которые дают представление об изменении отношения к проделанной работе.
Оборудование. Испытуемому дается деревянная площадка размерами 15 х 22 см. и толщиной 1 см. с просверленным отверстием диаметром не более 1 мм. По краям площадки идет обозначение полей. Подточенный карандаш (чтобы острие входило в отверстие и не ломалось при падении) с незначительно закругленным основанием.

 

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

л

м

н

о

п

р

с

т

у

ф

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкция испытуемому. В данном задании, относящемся к трудновыполнимым, исследуется тонкая мышечная чувствительность или мелкое дрожание – тремор. В связи с этим, конец карандаша подточен. В вашу задачу входит установка карандаша в вертикальное положение возможно большее количество раз таким образом, чтобы в этом положении он находился самостоятельно, без поддержки.
Все попытки установления (удачные и неудачные), фиксируйте в протоколе, удачные – знаком «+», не удачные – знаком «–». Для контроля удачные попытки демонстрируйте экспериментатору. Если по какой-либо причине вам не удастся установить карандаш в отведенные 5 мин. основного времени, можете продолжить его установку в 3-минутных дополнительных сериях.
Обязательно(!) жирной вертикальной чертой в бланке для ответов отметьте окончание 5-минутного интервала времени, а также отмечайте 3-минутные дополнительные попытки. При завершении работы (окончание определяете сами), запишите время завершения работы. Подсчитайте количество удачных и неудачных попыток и запишите их в протокол. Если вам будет недостаточно одного протокола, попросите у экспериментатора другой.
Примерный образец заполнения бланка для ответов.

 

1

2

3

4

Количество попыток

Попытки

Время начала

-1

-2

+3

-4

 

Время окончания

удачных

неудачных

Клетки             11 ч. 15 мин.

12 ч. 15 мин.         1                   3

Ответы на вопросы в начале… и при завершении эксперимента…

1
5

2 6

3 7

4 8

 

 

 

Перед началом эксперимента ответьте пожалуйста на ряд вопросов по 7-бальной шкале в бланке для ответов. После окончания эксперимента вы также должны будете ответить на некоторые вопросы.
Шкала оценок: 7 баллов – безусловно да, полностью согласен; 6 баллов – да, согласен; 5 баллов – возможно да, согласен частично; 4 балла – нечто среднее; 3 балла – возможно нет, не согласен частично; 2 балла – нет, не согласен; 1 балл – безусловно нет, полностью не согласен.

ОПРОСНИК № 1
1. Интересным ли вам показалось задание после прочтения методики?
2. Есть ли у вас потребность к достижению цели поставленной экспериментатором?
3. Стала ли эта цель вашей личной целью?
4. Уверены ли вы, что справитесь с заданием?
Ответили на вопросы? Тогда, записав время начала эксперимента, приступайте к работе выбрав для себя оптимальный (удобный) темп работы.

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

ФИ________________________________________________________________________________________
Пол_______ Возраст (дата рождения)_______________ Гр._______________ Дата___________ №________

«Карандаш».
7 – безусловно да; 6 – да; 5 – возможно да; 4 – нечто среднее;
3 – возможно нет; 2 – нет; 1 – безусловно нет.

Поп.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Кл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поп.

 

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

Кл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поп.

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

Кл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на вопросы в начале…

1

 

2

 

3

 

4

 

Удачные попытки

 

и при завершении эксперимента...

5

 

6

 

7

 

8

 

Неудачные

 

Вопросы задаваемые в конце эксперимента.

ОПРОСНИК № 2

1. Интересным ли вам показалось задание после его завершения?
2. Сохранилась ли у вас потребность к повторному выполнению задания?
3. Стала ли эта цель вашей личной целью?
4. Уверены ли вы, что смогли бы справиться с заданием?
Возможные показатели:
1. Качественные характеристики по вопросам.
2. Длительность удержания цели (ДУЦ) время и количество попыток.
3. Потребность в напряженной деятельности – количество времени и попыток сверх основного времени.
4. Разнообразие (широта) – количество задействованных полей по установке карандаша. Все рассмотренные задания, очевидно, можно применять для диагностики таких качеств,
как упорство, настойчивость, терпение, усидчивость и т.д., однако для этого необходимо экспериментальное подтверждение.
Источник: Прядеин В. П. Психодиагностика личности : избранные психологические методики и тесты : [монография] / В.П. Прядеин ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» [и др.]. – Сургут : РИО СурГПУ, 2013. – 245, [1] с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.