На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Методы изучения и коррекции когнитивного измерения жизненных перспектив личности - Психотехнический инструмент жизненного выбора «Персоплан» А.Г. Шмелева
Методы изучения и коррекции когнитивного измерения жизненных перспектив личности - Психотехнический инструмент жизненного выбора «Персоплан» А.Г. Шмелева
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Индекс материала
Методы изучения и коррекции когнитивного измерения жизненных перспектив личности
Психотехнический инструмент жизненного выбора «Персоплан» А.Г. Шмелева
Методика «Психологическая автобиография»
Техники коррекции когнитивного измерения жизненных перспектив личности
Все страницы

 


Психотехнический инструмент жизненного выбора «Персоплан»
А.Г. Шмелева


Возможности методики


«Персоплан» позволяет исследовать планирование жизненной перспективы человеком, в частности цели, средства их достижения, мотивы, стоящие за реализацией выстроенных планов, а также оценить эффективность жизненного планирования. Автор методики «Персоплан» - профессор А.Г. Шмелев [35].
Психотехнический инструмент жизненного выбора выполнен в форме компьютерной программы. Работа с «Персопланом» начинается с «Базового диалога», призванного помочь испытуемому актуализировать самые значимые для него средства, цели и мотивы его деятельности. Пример «Базового диалога» может выглядеть следующим образом. Персоплан: Укажите цель, самую важную для вас в ближайшее время. (выявление цели)
Респондент: Поступить в аспирантуру.
П: Что нужно для достижения цели «Поступить в аспирантуру?»
(выявление средств достижения цели)
Р: Успешно сдать вступительные экзамены.
П: Какие еще средства? (или укажите «все» - все названы).
Р: Определиться с направлением научного исследования.
П: Какие еще средства? (или укажите «все» - все названы).
Р: Все.
П: Что вам даст достижение цели «Поступить в аспирантуру МГУ?»
(выявление мотивов реализации цели)
Р: Возможность научного творчества.
П: Какие еще мотивы? (или укажите «все» - все названы).
Р: Карьерный рост.
П: Какие еще мотивы? (или укажите «все» - все названы).
Р: Все.
П: Какие еще важные цели вы должны достичь в ближайшее время.
Распознав последнее сообщение как завершение Базового диалога, компьютер завершает опрос пользователя и выводит на экран списки средств, целей и мотивов.
Далее программа настроена на оценку значимости того или иного пути в проектировании будущего человека - «Оценка весов». Для этого от испытуемого требуется оценить средства достижения целей по «трудности» их использования, цели - по «срочности», а мотивы - по «важности». Для этого реализуются три независимых «турнира высказываний» с полным перебором всех пар средств, целей и мотивов.
Следующий шаг - «Персоплан» производит «расчет приоритетов», который позволяет оценить, на достижение каких из обозначенных испытуемым целей в первую очередь должно быть направлено внимание, с помощью каких средств их легче достичь и каким жизненно важным мотивам будут удовлетворять реализованные цели.
Помимо описанных процедур, «Персоплан» производит «Оценку связей», помогающую обнаружить новые связи между планируемыми событиями, о которых испытуемый раньше мог не подозревать, поскольку не соотносил между собой различные «пути» - этапы выполнения задач из различных сфер своей деятельности. Для этого испытуемому предлагается оценить качество связи во всех парах «средство-цель», «цель-мотив» из соответствующих матриц.
А.Г. Шмелев описал распространенные варианты психологических ошибок в самоорганизации и планировании собственной жизнедеятельности человека:
1. Фиксация на цели «симптом тактика»: индивид стремится максимизировать критерий, стремясь выбрать из наиболее срочных целей ту, которую можно достичь наиболее легким путем. При этом не учитывается, что какая-то менее срочная и более трудная цель обусловливает достижение гораздо более важных мотивов.
2. Фиксация на мотиве «симптом стратега»: индивид выбирает путь, обусловленный одной лишь важностью цели, максимизируя критерий. В результате вне поля внимания оказываются более срочные цели, обусловливающие достижения необходимых мотивов.
3. Фиксация на средстве «симптом операционалиста»: индивид стремится использовать наиболее субъективно универсальное средство, максимизируя критерий, заставляющий выбирать средство и позволяющий достичь максимального количества целей (без учета их срочности).
Эффективность данной методики зависит от аналитичности, рефлексивности использующего ее, умения анализировать свой субъективный опыт, свои настроения и ожидания.
При необходимости ряд процедур «Персоплана» может быть переложен на бланковый вариант и выполнен в форме письменного опроса респондента.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.