На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Методы изучения и коррекции когнитивного измерения жизненных перспектив личности - Методика «Психологическая автобиография»
Методы изучения и коррекции когнитивного измерения жизненных перспектив личности - Методика «Психологическая автобиография»
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Индекс материала
Методы изучения и коррекции когнитивного измерения жизненных перспектив личности
Психотехнический инструмент жизненного выбора «Персоплан» А.Г. Шмелева
Методика «Психологическая автобиография»
Техники коррекции когнитивного измерения жизненных перспектив личности
Все страницы

 


Методика «Психологическая автобиография»
Л.Ф. Бурлачука и Е.Ю. Коржовой


Данная методика была разработана Леонидом Фокичом Бурлачу- ком и Еленой Юрьевной Коржовой. «Психологическая автобиография» относится к классу субъективно-биографических методик. Это экспрессивная проективная методика исследования переживаний, связанных с восприятием человеком наиболее важных жизненных событий. Такая направленность методики позволяет выявить ситуационный компонент внутренней картины жизненного пути [5, 6].
Процедура проведения
1. При групповых обследованиях, когда отсутствует возможность уделить значительное внимание каждому испытуемому, методика применяется на начальных этапах обследования с целью сбора предваряющего исследование анамнеза жизненного пути. При индивидуальных обследованиях желательно предлагать методику на заключительных этапах. К этому моменту после довольно длительного общения с лицом, проводящим обследование, у испытуемых при положительном отношении к психодиагностической ситуации снижается эмоциональная напряженность, вызванная необычной для них деятельностью. При этом испытуемые проявляют большую откровенность.
2. Предлагается перечислить самые важные, с точки зрения испытуемого, события прошедшей и будущей жизни для получения сведений о переживаниях, связанных с наиболее значимыми сферами жизни. Количество событий не ограничивается.
3. Испытуемого просят дать количественную оценку каждому событию и указать его примерную дату.
4. Данные вносятся в бланк обследования, включающий инструкцию испытуемому.
5. Обработка данных осуществляется в соответствии со специальными таблицами. Таблица 2.3 служит для определения количества радостных, грустных, прошедших, будущих событий и событий в целом. С помощью таблицы 2.4 можно осуществить более детальный событийный анализ, выявляя суммарный вес радостных, грустных, прошедших, будущих событий и событий в целом. В таблицу 2.5 вносят данные о количестве событий, различающихся по силе воздействия. В таблицу 2.6 заносят сведения о среднем времени антиципации и ретроспекции, характеризующих время осуществления событий. С помощью таблицы 2.7 можно осуществить содержательный анализ событий, внеся в нее вес событий с учетом их содержания. Определяется вес радостных, грустных, прошедших, будущих событий и событий в целом по каждому виду, вес событий различных типов.


Таблица 2.3
Количество событий

События

Прошедшие

Будущие

Σ

Радостные

 

 

 

Грустные

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.4
Суммарный «вес» событий

События

Прошедшие

Будущие

|Σ|

Радостные

 

 

 

Грустные

 

 

 

|Σ|

 

 

 

Таблица 2.5
Количество событий, различающихся по силе воздействия

Воздействие

События

прошедшие

будущие

Σ

радостные

грустные

радостные

грустные

Значительное

 

 

 

 

 

Умеренное

 

 

 

 

 

Малое

 

 

 

 

 

Σ1

 

 

 

 

 

Σ2

 

 

Таблица 2.6
Среднее время антиципации и ретроспекции событий

 

События

Прошедшие

Будущие

Радостные

 

 

Грустные

 

 

Σ

 

 

 

Таблица 2.7
«Вес» событий с учетом их содержания

 

 

I

II

III

IV

|Σ1|

|Σ2|

|Σ3|

1

п

р

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

б

р

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

п

р

 

 

 

 

 

 

8

г

 

 

 

 

 

б

р

 

 

 

5

5

8

г

 

 

 

-3

3

3

п

р

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

б

р

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

4

п

р

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

б

р

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

5

п

р

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

б

р

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

6

п

р

3

10

 

5

18

18

28

г

 

 

 

 

 

б

р

 

10

 

 

10

10

г

 

 

 

 

 

7

п

р

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

б

р

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

8

п

р

 

 

 

5

5

5

5

г

 

 

 

 

 

б

р

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

п

р

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

б

р

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

10

п

р

 

9

 

 

9

13

13

г

 

-4

 

 

4

б

р

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

11

п

р

 

3

 

 

3

8

17

г

 

-5

 

 

5

б

р

 

9

 

 

9

9

г

 

 

 

 

 

12

п

р

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

б

р

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

И

3

50

-

18

71


I-IV - типы событий; 1-12 - виды событий; п - прошедшие события, б - будущие события, р - радостные события, г - грустные события.


Основные параметры интерпретации данных


В соответствии с полученными количественными показателями можно охарактеризовать следующие параметры: продуктивность воспроизведения образов жизненного пути, оценку событий испытуемым (значимость для него тех или иных жизненных событий, желательность - нежелательность, степень их влияния, среднее время антиципации и ретроспекции, а также дать содержательную характеристику событий (тип и вид значимых событий, частоту их встречаемости («оригинальность» - «популярность» и «силу» - «слабость»).
Продуктивность восприятия образов жизненного пути Определяется по количеству названных событий. При этом учитывается богатство образов, легкость их актуализации, психическое состояние, а также условия обследования, социальные, культурные различия.
1. Значимость жизненных событий.
Определяется по «весу», которым наделяет испытуемый то или иное событие.
2. Желательность - нежелательность событий.
Во многих исследованиях утверждается о неспецифичности влияния событий на здоровье, то есть их стрессогенности вне зависимости от желательности событий. Учет желательности - нежелательности событий целесообразен, поскольку помогает понять, какие события более значимы для человека - негативные (грустные, нежелательные) или позитивные (радостные, желательные).
3. Степень влияния событий.
Данный показатель классифицирует события на «значительные» и «незначительные» с точки зрения оценивающего их испытуемого. При обработке результатов, полученных при применении методики, предлагается выделять по степени влияния на испытуемого события, оказывающие значительное влияние (4-5 баллов), умеренное (3 балла), малое (1-2 балла).
Среднее время ретроспекции и антиципации событий
Для получения показателя среднего времени ретроспекции событий следует суммировать время, прошедшее после каждого указанного события, и разделить полученную сумму на общее количество событий прошлого. Подобным же образом вычисляется среднее время антиципации (предвосхищения) событий: это суммарное время удаленности событий в будущее, деленное на общее количество событий будущего. При анализе этих показателей возможно использовать положения Е.И. Головахи, А.А. Кроника. С учетом специфики настоящей методики они будут выглядеть следующим образом: чем больше удаленность событий в прошлое (среднее время ретроспекции), тем больше степень их реализованности; и чем больше удаленность событий в будущее (среднее время антиципации), тем больше степень их потенциальности.
Содержание событий
1. Тип и вид значимых событий.
Типы событий:
I. Биологический (например, травма, рождение ребенка).
II. Личностно-психологический (например, выбор жизненного пути, события, связанные с использованием свободного времени).
III. Тип событий, относящихся к изменениям физической среды (например, землетрясение, полет).
IV. Тип событий, относящихся к изменениям социальной среды (например, вступление в брак, продвижение по службе).
По виду события могут относиться к следующим жизненным сферам:
1. Родительская семья.
2. Брак.
3. Дети.
4. Место жительства.
5. Здоровье.
6. «Я».
7. Общество.
8. Межличностные отношения.
9. Материальное положение.
10. Учеба, повышение квалификации.
11. Работа.
12. Природа.
Виды событий «дружба» и «социальные отношения» объединены в «межличностные отношения». В зависимости от цели исследования в таксономическую решетку может быть добавлен вид «столкновения с законом».
2. Частота встречаемости событий различного содержания («оригинальность» - «популярность» событий).
Определение «оригинальности» - «популярности» событий конкретизирует данные анализа событий по типу и виду. Так как испытуемые отмечают наиболее важные для них события, то популярность определенных ответов (событий) будет означать, что они имеют наибольшую значимость для исследуемого контингента испытуемых. Оригинальность событий будет характеризовать в большей степени индивидуальные вариации ответов, по которым можно составить представление о своеобразии восприятия жизненного пути отдельными испытуемыми. На первый взгляд, логичнее всего предположить, что «оригинальность» события, в противоположность «популярности», указывает на меньшую значимость события, однако это имеет смысл лишь при сопоставлении типа и вида индивидуальных ответов с групповыми.
«Сильные» и «слабые» события
Если в данной методике под реакцией на ситуацию понимать оценку, которую испытуемый дает называемому им событию, то, анализируя такие оценки, можно попытаться выяснить, в каких случаях личностно-ситуационного взаимодействия сама ситуация заставляет реагировать на нее определенным образом, а в каких случаях нам важно знать личностные особенности испытуемых.
Отнесение события к «сильному» или «слабому» предпринимается только в том случае, если это событие указывают не менее 15 % испытуемых, так как небольшое количество ответов не позволяет сделать какие-либо определенные выводы. Событие обозначается как «сильное», если оценка его различными испытуемыми одинакова, и как «слабое», если оценки различаются.
В случае «сильного» события указывается его знак, то есть отмечается желательное (позитивное, радостное) это событие или нежелательное (негативное, грустное). В случае «слабого» события отмечается, какие реакции (оценки) преобладают: со знаком «+» или со знаком «-», или же указывается, что имеются в равной степени оценки с различным знаком.
На заключительном этапе обследования возможно построение «линии жизни» с учетом выделенных показателей.
Нормативные показатели
Приведенные ниже нормативные показатели по методике приведены для соматически здоровых лиц.
1. Нормативные показатели количества жизненных событий.
В целом, чем больше событий называет испытуемый, тем выше его общая продуктивность, характеризующая, как правило, богатство психологического времени, то есть богатство и легкость актуализации образов прошлого и будущего, а также адекватность психического состояния и социальную адаптированность (табл. 2.8). Особенно важный признак - наличие ответов о будущих событиях (особенно грустных), грустных событий прошлого и грустных событий в целом. Чем меньше таких ответов, тем больше беспокойство за будущее, вытеснение беспокоящих событий и психотравмирующих событий прошлого. Независимо от соматического здоровья для ответов характерно преобладание прошедших событий над будущими. Это закономерность, которую не изменяет соматическое заболевание. Она отражает большую роль прошлого опыта и естественную для человека опору на радостные события. Однако нетрудно заметить, что здоровые чаще всего указывают несколько событий будущего, от которых зависит все остальное (первый вариант), то есть небольшое количество событий в данном случае обусловлено своеобразным обобщением будущей жизни. Вторым вариантом является стремление спланировать всю жизнь до конца. Вместе с тем чрезмерно высокая продуктивность, проявляющаяся в большом количестве называемых событий, может означать стремление преодолеть беспокойство, разложив по полочкам свою жизнь.


Таблица 2.8
Нормативные показатели количества жизненных событий

Общее

Количество

Количество

Количество

Количество

количество

прошедших

будущих

радостных

грустных

событий

событий

событий

событий

событий

11,36+0,36

6,84+0,36

4,52+0,41

8,68+0,41

2,68+0,20

2. Нормативные показатели «веса» жизненных событий.
Чем больше «вес» жизненных событий, тем выше значимость тех или иных событий (желательных или нежелательных, значительных и малозначительных, прошедших и будущих, а также событий, принадлежащих к различным типам и видам). Наибольшее значение имеет суммарный «вес» событий (табл. 2.9).


Таблица 2.9
Нормативные показатели «веса» событий

Общий «вес» событий

«Вес»
прошедших
событий

«Вес» будущих событий

«Вес» радостных событий

«Вес» грустных событий

45,20+1,83

28,08+1,83

17,12+1,58

34,60+1,83

10,60+1,02

 

3. Нормативные показатели степени влияния событий.
Рассмотрение особенностей степени влияния указываемого события (табл. 2.10) осуществляет дальнейшую конкретизацию закономерностей, выявленных ранее. Обычно предпочтение отдается более высоким оценкам событий. Называются главные события жизни, ясно, что они оказывают значительное влияние.


Таблица 2.10
Нормативные показатели количества событий, оказавших различное влияние на человека

 

Количество значительных событий

Количество событий умеренного значения

Количество менее значительных событий

7,93+0,41

1,36+0,15

1,32+0,20

 

4. Нормативные показатели времени ретроспекции и антиципации жизненных событий.
Наиболее важный диагностический показатель - удаленность называемых событий в прошлое. Чем она меньше, тем больше человек открыт опыту настоящего. Соматически здоровые лица склонны называть в числе основных событий происшедшие недавно. «Нормативна» определенная «психологическая молодость» испытуемых. Чем больше потенциальность и меньше реализованность событий, тем более молод человек психологически (табл. 2.11). При сопоставлении степени удаленности событий в прошлое и будущее оказалось, что существует склонность называть более отдаленные прошедшие события и более близкие будущие. Это связано со значимостью прошлого опыта и сложностью предсказания будущего.


Таблица 2.11
Нормативное среднее время антиципации и ретроспекции событий

Среднее время антиципации

Среднее время ретроспекции

Радост
ные
события

Грустные
события

События в целом

Радостные
события

Грустные
события

События в целом

4,50+0,90

4,86+1,87

4,60+0,78

10,73+1,56

4,60+0,90

8,881,05

5. Нормативные показатели «веса» событий в зависимости от их содержания. На первом месте у соматически здоровых - изменения социальной среды и личностные изменения, охватывающие очень широкий спектр различных событий и, вероятно, наиболее непосредственно характеризующие особенности социальной адаптации (табл. 2.12). На втором месте - изменения биологического типа, в основном за счет событий, касающихся детей. Наименее значимы изменения физической среды.


Таблица 2.12
Нормативные показатели «веса» событий в зависимости от их содержания

Тип событий

Вид событий

I

II

III

IV

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

10,4

15,0

4,2

15,0

5,3

4,8

9,4

3,8

0,7

2,8

0,9

2,3

2,7

13,0

5,9

-

Если рассматривать виды событий, то следует указать, что на первом месте по значимости - события, связанные с учебой, повышением квалификации, на втором - события, связанные с детьми (с рождением и воспитанием), на третьем месте - работа и события в родительской семье. Наименее значимы события, касающиеся здоровья, а также общественных изменений. Такие данные получены без учета профессионального состава испытуемых. При рассмотрении же отдельных профессиональных групп данные о событиях различного типа согласуются с описанными выше данными, тогда как распределение событий по виду несколько иное. Наиболее значимы события, связанные с детьми, на втором месте у педагогов - события в родительской семье, учеба и работа, у инженерно-технических работников - те же события и события, относящиеся к браку.
Инструкция и бланк методики
Возраст
Дата
Инструкция: Перечислите наиболее важные события, которые произошли в Вашей жизни, а также те, которые вы ожидаете в будущем. Количество событий может быть любым. Каждое событие может быть радостным или грустным. Попробуйте выразить свое отношение к указанным Вами событиям, оценив радостные от +1 до +5, а грустные - от -1 до -5 (+5 - максимальная степень радости, -5 - максимальная степень грусти). Отметьте на бланке примерные даты событий.
Пример обследования
Возраст 24 года
Дата 12.12.1988
Перечислите наиболее важные события, которые произошли в Вашей жизни, а также те, которые вы ожидаете в будущем. Количество событий может быть любым. Каждое событие может быть радостным или грустным. Попробуйте выразить свое отношение к указанным Вами событиям, оценив радостные от +1 до +5, а грустные - от -1 до -5 (+5 - 
максимальная степень радости, -5 - максимальная степень грусти). Отметьте на бланке примерные даты событий.

П
Р
О
Ш
Е
Д
Ш
И
Е


С
О
Б
Ы
Т
И
Я

Событие

Оценка
события

Дата

Примечание

1

Я родился

+3

1964

у,р, I-6, 25Р

2

Каникулы у бабушки

+5

1970

з,р, II-6, 18Р

3

Первые годы обучения в школе

-3

1977

у,г, II-10, 11Р

4

Последние годы обучения в школе

+5

1980

з,р, II-10, 8Р

5

Публикация в газете обо мне

+5

1980

з,р, IV-6, 8Р

6

Поступление в институт

+1

1981

м,р, II-10, 7Р

7

Академотпуск

-1

1983

м,г, II-10, 6Р

8

Военные сборы

+2

1987

м,р, II-11, 1Р

9

Окончание института

+3

1988

у,р, II-10, 05Р

10

Летний отдых

+5

1988

з,р, II-6, 0,5Р

11

Первые месяцы работы

-5

1988

з,г, II-11, 1/3Р

12

Последние месяцы работы

+1

1988

м,р, II-11, 1/6 Р

Б
У
Д
У
Щ
И
Е


С
О
Б
Ы
Т
И
Я

1

Новый год

+5

1989

з,р, II-6,1/12A

2

Будущая работа

+4

1989

з,р, II-11, 0,5А

3

Новые встречи с интересными людьми

+5

1990

з,р, IV-8, 1А

4

Женитьба

-3

1993

у,р, IV-2, 4А

5

Свадебное путешествие

+5

1993

з,р, IV-2;4, 4А

6

Написание детектива

+5

2000

з,р, II-6, 11А

7

Создание оригинального метода лечения

+5

2010

з,р, II-11, 22А



Примечание:
м, у, з - степень влияния событий (малая, умеренная, значи тельная);
р, г - желательность событий (радостные, грустные события);
1-1V - тип событий;
1-12 - вид событий;
Р - время ретроспекции событий;
А - время антиципации событий.
Примечания испытуемого даны в скобках на бланке методик.
Результаты обследования показывают, что испытуемый назвал 19 событий, что больше, чем в «норме». Характерна очень высокая продуктивность воспроизведения образов своей жизни, легкость их актуализации, разнообразие и нестандартность ответов. Это касается как прошедших, так и будущих событий. Называется больше радостных событий, но отмечены и грустные, что указывает на открытость испытуемого, адекватность его психологических защит. Количество прошедших событий несколько преобладает над количеством будущих, что соответствует «норме». Большое количество событий может указывать на некоторую тревогу испытуемого. «Психологическая автобиография» испытуемого относится ко второму типу «нормативных» ответов, когда налицо стремление «разложить по полочкам» всю свою жизнь.
По ответам можно судить о том, что это человек, которому свойственны размышления о жизни, разносторонний, рефлексирующий, обладающий чувством юмора и не чуждый житейских радостей. «Вес» указанных событий согласуется с данными об их количестве: «вес» событий (радостных, грустных, прошедших, будущих и событий в целом) выше, чем в «норме», что указывает на высокую насыщенность значимых переживаний. Больше и значимость событий, оказавших различное влияние, то есть испытуемый хорошо дифференцирует события по степени их влияния. Среднее время антиципации сходно с «нормативным», а среднее время ретроспекции несколько меньше, то есть меньше реализованность событий, что указывает на несколько меньшую значимость прошлого опыта по сравнению с будущим.
По типу событий первое место с большим отрывом занимают события личностно-психологического типа, следовательно, высока (даже чрезмерна) сосредоточенность на себе, своем внутреннем мире. На втором месте события, связанные с изменениями социальной среды. Конкретизация содержания событий по их виду подтверждает, что испытуемый много внимания уделяет своему «Я» (наиболее высокая значимость событий, относящихся к сфере «Я»), на втором месте (с большим отрывом) - события, связанные с работой, затем - события, связанные с учебой. Указаны также события, относящиеся к сферам «межличностные отношения» и «брак». Таким образом, эти жизненные сферы имеют для испытуемого наибольшее значение.


Таблицы обработки данных


Таблица 2.13

События

Прошедшие

Будущие

Σ

Радостные

9

6

15

Грустные

3

1

4

 

12

7

19

Таблица 2.14
Суммарный «вес» событий

События

Прошедшие

Будущие

│Σ│

Радостные

30

29

59

Грустные

-9

-5

14

|Σ|

39

34

73

Таблица 2.15
Количество событий, различающихся по силе воздействия

Воздействие

События

прошедшие

будущие

Σ

радостные

грустные

радостные

грустные

Значительное

4

1

6

-

11

Умеренное

2

1

-

1

4

Малое

3

1

-

-

4

Σ1

9

3

6

1

19

Σ2

12

7

Таблица 2.16
Среднее время антиципации и ретроспекции событий

 

События

Прошедшие

Будущие

Радостные

7,57

6,43

Грустные

5,78

4,00

Σ

6,68

5,22

Таблица 2.17
«Вес» событий с учетом их содержания

 

I

II

III

IV

|Σ1|

|Σ2|

|Σ3|

1

п

р

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

б

р

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

2

п

р

 

 

 

 

 

 

8

г

 

 

 

 

 

б

р

 

 

 

5

5

8

г

 

 

 

-3

3

3

п

р

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

б

р

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

4

п

р

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

б

р

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

5

п

р

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

б

р

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

6

п

р

3

10

 

5

18

18

28

г

 

 

 

 

 

б

р

 

10

 

 

10

10

г

 

 

 

 

 

7

п

р

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

б

р

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

8

п

р

 

 

 

5

5

5

5

г

 

 

 

 

 

б

р

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

9

п

р

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

б

р

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

10

п

р

 

9

 

 

9

13

13

г

 

-4

 

 

4

б

р

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

11

п

р

 

3

 

 

3

8

17

г

 

-5

 

 

5

б

р

 

9

 

 

9

9

г

 

 

 

 

 

12

п

р

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

б

р

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

|Σ|

3

50

-

18

71



I-IV - типы событий 1-12 - виды событий;п - прошедшие
события, б - будущие события, р - радостные события, г - грустные события.


Данные, полученные по методике, можно представить графически (рис. 2.2).

оценка событий

«Вес» событий в зависимости от их типа: I - 3; II- 50; III -0; IV -18; II>IV>I>III.
«Вес» событий в зависимости от их вида: 2-8; 6-28; 8-5; 10-13; 1117; б>11>13>2>8.
График «линии жизни» наглядно демонстрирует, что в восприятии жизни испытуемым чередуются «спады» и «подъемы», что подтверждает адекватность восприятия образов жизненного пути. Наиболее насыщены событиями ближайшие прошлое и будущее, следовательно, они наиболее значимы, что соответствует нормативным данным. Отношение к будущему, возможно, слишком оптимистично, так как график заканчивается наиболее высоким плато. Возможно, здесь имеет место психологическая защита от будущих проблем и неопределенности.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.