На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Методы изучения и коррекции когнитивного измерения жизненных перспектив личности - Техники коррекции когнитивного измерения жизненных перспектив личности
Методы изучения и коррекции когнитивного измерения жизненных перспектив личности - Техники коррекции когнитивного измерения жизненных перспектив личности
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Индекс материала
Методы изучения и коррекции когнитивного измерения жизненных перспектив личности
Психотехнический инструмент жизненного выбора «Персоплан» А.Г. Шмелева
Методика «Психологическая автобиография»
Техники коррекции когнитивного измерения жизненных перспектив личности
Все страницы

 

2.2. Техники коррекции когнитивного измерения жизненных перспектив личности


Упражнение «Приоритеты»
Цель: осознание собственных потребностей.
Инструкция: поразмышлять над тем, что человек хочет в жизни, что для него ценно и важно иметь. Сформулировать желания, записать их в столбик. Напротив каждого желания отметить, является ли оно собственным или желанием родных и близких. Выделить свои личные желания.


Упражнение «Цель»


Цель: постановка жизненных целей.
Инструкция: участники выбирают самое важное желание (упражнение «Приоритеты»). Формулируют на его основе цель, которую записывают на листе бумаги, учитывая следующие правила: 1) позитивная формулировка (например, «Я хочу заработать много денег, а не «Я не хочу больше бедствовать); 2) краткость, точность; 3) указание срока достижения цели (например, «Я хочу выйти замуж 1 марта 2021 года»); 4) притягательность, наполненность приятными и вдохновляющими чувствами (например, «Я уверен в своих силах»); 5) сформулированное как уже существующее (например, «Я говорю по-английски»); 6) включающее самого человека; 7) направленность на изменение себя, а не других («Я способствовал возникновению конфликта, я смогу исправить ситуацию»); 8) соответствие возможностям.
После упражнения участники озвучивают свои цели. Ведущий по необходимости корректирует формулировки целей.
Далее предлагается представить результат достижения цели в виде картинки, а затем нарисовать ее на листе под записанной целью. Образ может быть буквальным или метафорическим, должен удовлетворять следующим принципам: 1) запечатлевать определенный момент времени как кадр на фотопленке; 2) включать в себя человека, составляющего образ; 3) быть притягательным.


Техника «Общий анализ проблемы»


Цель: овладение методом анализа способов достижения целей и моделирования путей преодоления препятствий.
Инструкция: каждый участник называет 1-3 цели, важные для него в жизни, ведущий фиксирует их на доске. Из получившегося списка выделяются 5 целей, наиболее значимых для группы. Участники группы распределяются по подгруппам по несколько человек в соответствии с целью, над возможностями реализации которой они хотели бы подумать. Каждая подгруппа записывает цель в центре листа ватмана. Обсуждает факторы, помогающие и препятствующие на пути достижения данной цели. Каждое препятствие помещается на ватмане в прямоугольник, причем, чем сложнее его преодолеть, тем больше размер прямоугольника. Расстояние от цели до препятствий может быть разным, оно обозначается стрелкой, длина которой символизирует время столкновения с препятствием. Каждая помощь помещается в круг, чем сильнее помощь, тем больше размер круга. Расстояние от цели до круга может быть разным, оно обозначается стрелкой, длина которой символизирует время получения помощи. После выполнения рисунков представитель от каждой подгруппы знакомит группу с результатами анализа факторов, препятствующих и помогающих на пути достижения цели.
Ведущий обращает внимание участников на важность умения предвосхищать возможные препятствия на пути к цели и обстоятельства, которые могут помочь, как необходимых элементов в планировании достижения целей.


Упражнение «Ловушки»


Цель: повышение уровня осознания возможных препятствий на пути к цели и путей их преодоления.
Инструкция: желающим предлагается встретиться с возможными препятствиями на пути к достижению своей цели и попробовать преодолеть их. Доброволец озвучивает свою цель. Каждый из участников придумывает жизненное препятствие на пути достижения данной цели и свой вариант его преодоления. Участники по порядку называют препятствие, а доброволец - способ его преодоления, затем участник говорит о своем способе преодоления препятствия. Группа оценивает, чей способ продуктивнее (за более продуктивный способ присваивается «+»). После того, как список препятствий исчерпан, подводится итог: подсчитывается количество плюсов у добровольца и группы, в зависимости от результата констатируется мера успешности преодоления участником препятствий на пути к достижению цели.


Упражнение «Рисунок будущего»


Цель: активизация мыслительных процессов, направленных
на осознание образа желаемого будущего.
Инструкция: предлагается нарисовать свою будущую жизнь так, как человек хотел бы, чтобы она сложилась. Необходимо указать дороги, ведущие к вершинам, которые хочется покорить. По окончании рисунков участников составляется картинная галерея. Все участники, проходя вдоль этой галереи, обсуждают изображения, не называя имени автора рисунка.


Упражнение «Времена года моей души»


Цель: осознание направлений дальнейшего развития личности.
Преамбула: В природе мы можем наблюдать отрадное постоянство перемен. Все растения и животные проходят через цикл времен года. Зима дарит всем покой, а кому-то дает возможность спокойно умереть. Весной жизнь снова пробуждается. Летом она достигает своего полного расцвета, созревают плоды. Осень позволяет собирать урожай, а затем природа вступает в следующий цикл становления, исчезновения и нового рождения. Если мы хотим собирать урожай, то постоянство смены времен должно нас радовать, мы можем помнить о том, что зима, когда происходит гибель живого, всегда дает место новой жизни. Точно так же и на нашем собственном жизненном пути мы можем достигать зрелости и пожинать плоды лишь в том случае, если поймем и примем для себя, что многое уходит и изменяется, создавая тем самым предпосылки возникновения нового.
Инструкция: составить список (примерно из пяти пунктов) - перечень того, что в жизни человека отмирает, становится слабее, теряет свою значимость, отступает на второй план, возможно, видоизменяется или уходит в прошлое, но пока не исчезает совсем (дружба, работа, брак и т.п.). Может быть, трансформируется внутренняя позиция или какое-либо чувство, жизненная философия или политические взгляды. Затем составить еще один список (тоже примерно из пяти пунктов) - перечень того, что находится в самом начале, в стадии становления, но пока еще не стало полноценной частью, это может быть то, что только появляется или то, что вновь возвращается, становится все более важным и желанным (новая дружба, зарождающийся интерес к кулинарии, растущее желание путешествовать и т.п.).
Выбрать из второго списка тот пункт, который особенно интересен.
Написать небольшое пояснение к этому пункту, для этого задать себе следующие вопросы: Какова его предыстория, что именно зарождается? Что отмирает и мешает его проявлению? Может ли это стать важной жизненной целью? Если да, то какой? Как изменится жизнь, если то, что возникло, будет развиваться дальше?


Упражнение «Блокады развития»


Цель: осознание личностных механизмов, препятствующих развитию.
Преамбула: У всех людей есть внутренние «регуляторы энергии», от которых зависит, что и с какой скоростью, эффективностью мы делаем. Время от времени полезно спрашивать себя, соответствует ли данная скорость ситуации и нашим потребностям. Мы можем узнать о своем «регуляторе энергии» по результатам его действия, по тому, как он предохраняет от определенных поступков, блокируя необходимую энергию. Он как бы поддерживает уровень энергии в определенном состоянии и не позволяет вырваться большому ее количеству. Обычно это помогает более эффективному расходованию сил, но часто энергия блокируется даже тогда, когда она необходима для новой деятельности или осуществления новых замыслов. Если бы наш внутренний «регулятор энергии» мог говорить, он бы сказал нечто подобное: «Это лишнее», «Не делай этого, будет только хуже», «Не пытайся сделать это, у тебя может не получиться», «Это слишком сложно для тебя», «Это тебе только навредит» и т. д.
Инструкция: предлагается вспомнить и сконцентрироваться на том, что человек хотел бы сделать в своей жизни (например, сменить место работы, заняться спортом, переменить место жительства, партнера и др.), но не делает этого, потому что ощущает, что что-то мешает, блокирует энергию. Следует как можно пристальнее вчувствоваться в себя, уловить «заблокированное». Описать «блокаду» как можно подробнее (например, какое пространство занимает внутри тела, какие чувства вызывает, какие мысли приходят, какое влияние имеет на телесную жизнь и пр.). Записать все «симптомы», связанные с блокадой. Сконцентрироваться на внутренних «регуляторах напряжения». Попытаться представить свой собственный регулятор, который блокирует необходимую энергию - это может быть человеческая фигура, предмет или что-то живое. Нарисовать его. Пройтись по комнате, держа рисунок перед собой, почувствовать, как именно в настоящий момент работает ваш «регулятор энергии», как он ее блокирует, не позволяя двигаться в желаемом темпе, делать те движения, которые хотелось бы.
Разбиться на микрогруппы по три человека. Каждый человек комментирует свой рисунок, объясняя способ действия «регулятора энергии». Остальные задают вопросы, которые помогут понять, в чем заключаются «плюсы» и «минусы» процесса регуляции. Важно узнать, какую пользу приносит вам «регулятор», и то, как можно управлять его действием таким образом, чтобы он блокировал энергию только тогда, когда это необходимо.


Техника «Верстовые столбы будущего»


Цель: структурирование жизненных ценностей.
Инструкция: ведущий предлагает определить, как далеко участники группы хотели бы заглянуть в свою будущую жизнь. Этот срок не должен быть меньше одного года. Подумать, чего они хотят достичь за это время. Определить 5-6 целей. Представить, что каждая важная цель этого отрезка является верстовым столбом на пути жизни. Выбирать можно только такие цели, которые достойны того, чтобы к ним стремиться. Распределить их в нужной временной последовательности и обозначить каждый верстовой столб несколькими ключевыми словами. «Походить» по верстовым столбам. У каждого верстового столба говорить себе: «Это я уже сделал!», фиксировать состояние, которое возникает при этих словах.


Упражнение «Карта будущего»


Цель: осознание жизненных целей и путей их достижения.
Инструкция: предлагается начертить карту своего будущего. Глобальные цели обозначить как пункты местности, в которых человеку хотелось бы оказаться. Отметить на карте промежуточные цели на пути к ним. Придумать и написать названия для «пунктов-целей». Нарисовать дороги к целям. Какие препятствия и помощь могут встретиться на пути (нарисовать).
Участники микрогрупп рассказывают о своей карте.


Техника «Письмо из будущего»


Цель: коррекция жизненных планов.
Инструкция: Давайте попробуем перемеситься во времени. Представьте себе линию своей будущей жизни и переместитесь по ней. Вы должны оказаться в вашем будущем не менее чем на пять лет вперед. А может быть, вам захочется перемеситься на десять, пятнадцать или двадцать лет. Мысленно зафиксируйте эту точку на вашей линии будущей жизни. Из той точки будущего взгляните на вашу карту будущего, которую вы нарисовали пять или десять лет назад. Сейчас вы можете увидеть, что получилось из задуманного вами когда-то, какие цели были достигнуты, какие остались нереализованными. Вам видно, какие способы были неэффективны для достижения выдвинутых целей, а может быть, эти поставленные цели оказались незначимыми, нужно было стремиться к чему-то другому.
Из выбранной вами точки будущего напишите себе письмо, в котором прокомментируйте карту будущего, нарисованную когда-то. Это письмо должно помочь вам изменить ваше будущее. Вы можете дать советы, рекомендации по поводу того, как нужно изменить вашу карту, чтобы будущее было более счастливым, чтобы большинство ваших целей было достигнуто. Обратите внимание на пути достижения целей, напишите о том, какие препятствия вас ожидают, как вы можете их преодолеть. Поставьте дату, не забудьте написать обращение и подписаться.
После выполнения задания желающие могут прочитать свои письма вслух.

Источник: Методы изучения и коррекции жизненных перспектив М 545 личности : учебное пособие / И.А. Ральникова, О.С. Гурова, С.С. Даренских, Е.А. Ипполитова, Г.Ф. Кроян, под общ. ред. О.С. Гуровой ; Министерство науки и высшего образования РФ, Алтайский государственный университет. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2020. - 185 с.

Начало Методы изучения и коррекции ценностно-смыслового измерения жизненных перспектив личности



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.