На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Опросник «Индексы сравнительной целостности Ливер» (ИСЦЛ)
Опросник «Индексы сравнительной целостности Ливер» (ИСЦЛ)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Методика разработана Бетти Лу Ливер и представляет собой первую часть опросника АЛСАТ, который был опубликован в русском переводе в книге «Опросники» (Калифорния, 1995). Она определяет синопсис — эктасис, согласно рабочей терминологии автора методики. Б. Л. Ливер в приведенном в диссертации списке сокращений дает следующие определения авторских понятий: синопсис: см. «синоптический»: воспринимает все как целое; эктасис: см. «эктенический»: развертывает идею и концепции [16].
Она считает, что все когнитивные стили и стили мышления могут быть объединены общим конструктом, подразделяющим их на синоптическую и эктеническую группу. Синоптическая группа состоит из таких проявлений стилей, как импульсивность, конкретность, произвольность, целостность, синтетичность, индуктивность, правополушарность, полечувствительность, поленезависимость. Эктеническая группа («эктенический» от греческого, ektasis, «развертывать») включает рефлективность, абстрактность, последовательность, деталенаправленность, аналитичность, дедуктивность, левополушарность, поленечувствительность, полезависимость.

Инструкция: «Обведите кружком ответ, который наиболее точно описывает Вас. Если Вам подходит более чем один ответ, обведите тот, который описывает Ваше поведение в последнее время, в ситуации стресса или когда Вы ограничены во времени. Если у Вас есть опыт, связанный с определенной ситуацией, отраженной в вопросе, предскажите свою наиболее вероятную реакцию».


Текст опросника:
1. Когда Вас просят определить на рисунке-ребусе количество обезьян, прячущихся на дереве, то Вы:
а) легко находите их;
б) находите после некоторого поиска;
в) редко находите;
г) находите после того, как кто-то укажет Вам на одну из них или нескольких.
2. Выполняя задание, описанное выше, Вы испытываете:

а) положительное напряжение; б) радость;
в) расстройство; г) гнев.

3. При наличии двух предметов Вы, скорее всего, заметите:
а) только различие между ними;
б) только их схожесть;
в) сначала различие, затем схожесть;
г) сначала схожесть, затем различие.

4. Сталкиваясь с новым математическим понятием, Вы предпочитаете:
а) получить пошаговое объяснение;
б) рассмотреть несколько примеров и сделать свои собственные выводы;
в) сделать выводы из примеров, сопровождаемых объяснением;
г) получить объяснение сопровождаемое примерами.

5. Читая для удовольствия, Вы:
а) лучше помните сюжет рассказа;
б) лучше помните идеи;
в) смешиваете свои идеи и идеи автора;
г) используя текст, придумываете что-то свое.

6. Встречаясь с новыми словами в книгах или статьях, Вы предпочитаете:
а) угадать значение по контексту;
б) проанализировать значение, разбив слово на части;
в) найти слово в словаре;
г) пропускаете слово, если оно не является ключевым для понимания предложения.

7. Когда Вы смотрите фильмы на иностранном языке, Вы предпочитаете:
а) смотреть весь фильм;
б) смотреть весь фильм после колкого резюме относительно его содержания;
в) смотреть фильм по частям, чтобы обсудить их с другими прежде, чем продолжить просмотр;
г) получить список слов и фраз к фильму.

8. Когда Вы шьете или что-нибудь мастерите, Вы:
а) следуете чертежу шаг за шагом;
б) сначала изучаете чертеж, затем заглядываете в него только в случаях необходимости;
в) не пользуетесь чертежом;
г) пользуетесь картинкой-образцом, изредка заглядывая в чертеж.

9. Когда Вы смотрите телевизор, Вы чаще всего:
а, переключаете каналы, пока не найдете что-нибудь интересное;
б) имеете что-то в виду и переключаете каналы, пока не натолкнетесь на это;
в) выбираете каналы по телевизионной программе каждый раз заново;
г) планируете просмотр заранее на день или неделю.

10. После встречи впервые с кем-либо Вы, скорее всего, помните:
а) его / ее слова; б) идеи;
в) внешний вид; г) имена.

11. Если в Вашей квартире произведена незначительная перестановка, Вы, скорее всего, заметите ее:
а) сразу же;
б) только, если Вы не можете что-то найти;
в) пока Вам не укажут на это;
г) через некоторое время.

12. При знакомстве с новой компьютерной программой Вы:
а) следуете меню «помощь»;
б) следуете сначала руководству;
в) действуете исключительно методом проб и ошибок;
г) действуете методом проб и ошибок, обращаясь к меню «помощь» или руководству как к последнему источнику. 

13. В школе Вы получали или получаете лучшие оценки по заданиям, которые требуют:
а) перечисления (названия);
б) указать ошибки, например, подчеркнуть неправильно написанные слова;
в) описать или объяснить что-то;
г) придумать что-то.

14. Какое прилагательное учитель, скорее всего, использует для описания вашей работы в школе:
а) творческая; б) точная;
в) подробная; г) уникальная.

15. Какую форму работы Вы предпочитаете по естественно-научным предметам:
а) объяснение, сопровождаемое экспериментом;
б) эксперимент, сопровождаемый объяснением;
в) только объяснение;
г) только эксперимент.

16. На занятиях по родному языку Вам больше всего нравятся:
а) грамматические правила и построение предложений;
б) свободные сочинения;
в) сочинения на заданную тему;
г) словарные игры.

17. Запоминая стихи, Вы:
а) запоминаете сразу фразу, начиная с первой строки;
б) запоминаете сразу фразу, начиная с последней строки;
в) создаете в уме образ и затем облекаете его в слова;
г) слушаете много раз, повторяя.

18. При написании сочинения Вы начинаете:
а) с общего плана;
б) с иллюстрации и / или перечня идей;
в) со зрительного образа;
г) с подробного плана.

19. Направляясь в новое место в знакомом городе Вы:
а) планируете маршрут в голове;
б) следуете чьей-то инструкции;
в) двигаетесь в нужном направлении, потом действуете методом проб и ошибок;
г) используете карту.

20. Сталкиваясь с противоречивой информацией, Вы:
а) ищете компромисс;
б) пытаетесь определить, какая информация верна;
в) объединяете противоречивую информацию для создания новой идеи;
г) пытаетесь найти источник противоречий.

21. Если Вам приходив слышать разговор на иностранном языке:
а) не можете понять ничего, пока не определите, на каком языке говорят;
б) легко отличаете один язык от другого, даже если говорит один и тот же человек;
в) после незначительной путаницы в начале, легко отличаете один язык от другого, иногда с незначительным сознательным усилием;
г) очень легко понимаете язык страны, который Вы изучаете на уроке по иностранному языку.

22. Читая таинственную историю или детектив в первый раз, Вы:
а) просматриваете сначала оглавление;
б) читаете конец до прочтения всей книги;
в) читаете книгу последовательно с первой до последней страницы;
г) думаете о сюжете или анализируете его, используя информацию, уже имеющуюся до прочтения книги или время от времени усвоенную при чтении.

23. Покупая одежду в большом универмаге, в котором раньше не бывали, Вы:
а) до того как пройти к нужной секции изучите план расположения отделов и выберите дорогу;
б) будете бродить в поисках секции или пойдете туда наугад;
в) спросите направление в начале поисков;
г) спросите направление только, если Вы не можете найти секцию методом проб и ошибок.

24. Читая учебник с диаграммами и рисунками, Вы:
а) по мере чтения помечаете основные пункты;
б) останавливаетесь и зрительно представляете информацию по мере чтения;
в) сначала просмотрите картинки, затем читаете;
г) сначала читаете, рассматривая картинки, либо после чтения, либо вообще, не глядя на них.

25. Если бы Вам пришлось выбирать товар по каталогу Вы:
а) выбирали бы по картинкам;
б) выбирали бы по напечатанному описанию;
в) сначала посмотрели бы на картинки, затем прочли бы описание;
г) сначала прочли бы описание, затем посмотрели на картинки.


Ключ содержит указания на номера вопросов и их оценки в зависимости от варианта ответа (а, б, в или г).

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

а

1

2

1

1

1

4

5

1

5

2

1

2

б

2

1

5

5

2

2

4

2

4

5

4

1

в

5

4

2

4

4

1

2

5

2

4

5

5

г

4

5

4

2

5

5

1

4

1

1

2

4

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

1

4

2

1

1

2

4

4

5

4

1

1

5

2

1

4

5

2

4

2

1

1

5

5

5

1

4

2

1

4

5

5

5

5

2

1

2

5

4

5

5

5

2

4

1

1

2

4

2

4

2

2


Подсчитайте сумму набранных баллов. Согласно терминологии Бетти Лу Ливер, речь может идти о следующих когнитивных стилях: эктеническом, основанном на развертывании идчи или концепции (25—64), ситуативном (65—85) или синоптическом, основанном на восприятии всего как целого, (86—125) подходе.
Сегодня стилевой подход все чаще начинают внедрять в практику обучения школьников и студентов. Б. Лу Ливер рекомендует использовать разные технологии для обучения «эктеников» и «синоптиков».
Если большинство учащихся — эктеники, то при их обучении, например иностранному языку, рекомендуются следующие технологии. Подготовить учащихся к восприятию текста, используя предварительное обсуждение и ознакомление с его содержанием; провести предвагпельную работу над грамматикой и лексикой. В процессе чтения поставить перед учащимися определенную цель (стоит меть в виду, что учащимся эктенического типа нужно время на размышление); при наличии незнакомой лексики, необходимо помочь им понять ее через контекст (эктеник склонны искать перевод незнакомых слов в словаре). Эта склонность связана с подтверждением гипотез, а не с желанием поддержки родного языка. Во время чтения учить учащихся пониманию главной мысли, направляя их поиск от частного к общему пониманию, от слов к мысли, не забывая о потребности эктеников понять каждое слово.
Для синоптиков рекомендуются другие технологии обучения. В качестве подготовки необходимо провести обсуждение темы текста. В процессе чтения дать учащимся задание найти специфическую информацию или изложить аргументы и идеи втора. Иначе синоптики могут читать и понимать, но не пересказывать. Дать возможность перерабатывать прочитанную информацию. Например, приводить аргументы против позиции автора, инициировать выступления с использованием прочитанной информации, устраивать дебаты и дискуссии. Самое важное — дать учащимся возможность отбирать тексты по своим интересам и время для свободного чтения без каких-либо заданий или инструкций [16. Ливер, Б. Л. Методика индивидуализированного обучения иностранному языку с учетом влияния когнитивных стилей на процесс его усвоения: дис. . канд. пед. наук. 13.00.02 / Б. Л. Ливер. - М., 2000.].

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.