Страница 3 из 4
2.3. Методика диагностики эмоционального интеллекта М.А. Манойловой
Разработанная методика диагностики эмоционального интеллекта (МЭИ) представляет собой опросник, состоящий из 40 вопросов-утверждений. Обследуемому предлагается оценить степень своего согласия с каждым утверждением по 5-балльной шкале. Опросник содержит 4 субшкалы и 3 интегральных индекса: общего уровня ЭИ, выраженности внутриличностного и межличностного аспектов ЭИ [8, с. 110-115].
Инструкция. Прочитайте внимательно следующие 40 утверждений и оцените их по пятибалльной шкале. Каждому утверждению присваивайте балл, который больше всего подходит лично Вам, по следующей шкале: 5 - всегда; 4 - чаще всего; 3 - иногда; 2 - редко; 1 - никогда. 1. Я четко осознаю свои чувства и эмоции. 2. В моих публичных выступлениях отсутствуют эмоции. 3. Мое спонтанное поведение не мешает мне достигать намеченной цели. 4. В конфликтных ситуациях я скрываю свои эмоции, чувства. 5. Я внимательно выслушиваю партнеров по общению. 6. Принимать решение в конфликтной ситуации необходимо сразу. 7. Я стараюсь меньше влиять на поступки и чувства других людей. 8. Я предпочитаю контролировать людей. 9. Я в равной степени осознаю свою ранимость и свою силу. 10. Мне важно мнение людей, если я дал волю чувствам. 11. Мне удается контролировать свои чувства, даже когда я сердит или расстроен. 12. При общении с начальством я теряюсь и думаю только о том, чтобы поскорее закончился разговор. 13. Я сосредоточен на чувствах других. 14. Разногласия я стараюсь устранять сразу, как их обнаружил. 15. Я позволяю другим взять на себя мою роль руководителя и при этом их не контролирую. 16. Мне свойственно использовать власть, принадлежащую по должности. 17. Мне удается скрывать неприязнь к плохому человеку. 18. В общении с коллегами я могу думать о чем-то своем. 19. Во всех ситуациях я открыто выражаю свои чувства. 20. Поломка телевизора (бытовой техники) может заставить меня растеряться, впасть в отчаяние. 21. Я общаюсь с другими так, чтобы они гордились своими успехами. 22. Я не обращаю внимания на психологические состояния коллег при достижении общих целей. 23. Я помогаю другим лучше понять себя. 24. В общении я сосредотачиваюсь на цели, а не на чувствах. 25. Я легко выражаю симпатию к другому человеку. 26. Близкие люди одергивают меня: расслабься. 27. Я свободно выражаю свои чувства. 28. Я ощущаю неуверенность в общении с людьми. 29. Я понимаю чужие чувства, даже если дискуссия проходит на повышенных тонах. 30. Мне безразличны чувства других, возникающие в ходе совместной работы. 31. Я подбадриваю других, чтобы они делали работу лучше. 32. Мне сложно высказаться прямо о мешающем мне поведении другого человека. 33. Я доверяю своим чувствам при принятии серьезных решений. 34. Мне трудно смотреть прямо в глаза малознакомому человеку. 35. Я искренен, когда говорю о своих чувствах и намерениях с другими. 36. Когда я выражаю партнеру эмоциональную поддержку, он этого не воспринимает, не чувствует. 37. Мне важно, какие чувства и эмоции привели к конфликту. 38. Мне все равно, что чувствует неприятный мне человек. 39. Своей позой, глазами, интонацией я показываю свое отношение к другому человеку. 40. Мне сложно вести критический разговор, чтобы собеседник не обиделся, принял критику.
Ключ: I. «Прямые» 1, 9, 17, 25, 33 5 4 3 2 1 «Обратные» 2, 10, 18, 26, 34 5 4 3 2 1 II. «Прямые» 3, 11, 19, 27, 35 5 4 3 2 1 «Обратные» 4, 12, 20, 28, 36 5 4 3 2 1 III. «Прямые» 5, 13, 21, 29, 37 5 4 3 2 1 «Обратные» 6, 14, 22, 30, 38 5 4 3 2 1 IV. «Прямые» 7, 15, 23, 31, 39 5 4 3 2 1 «Обратные» 8, 16, 24, 32, 40. 5 4 3 2 1
Обработка результатов: В соответствии с ключом рассчитывается сумма балов по «прямым» и «обратным» вопросам. Затем для каждой шкалы рассчитывается индекс по формуле А-В, где А - сумма баллов по «прямым» вопросам, В - по обратным. То есть, из суммы баллов по «прямым» вопросам необходимо вычесть сумму баллов по «обратным» вопросам. Интегральные индексы: 1. Внутриличностный аспект эмоционального интеллекта (способность к осознанию и принятию своих чувств, самоконтроль): сумма баллов по 1 и 2 шкалам. 2. Межличностный аспект эмоционального интеллекта (способность к распознаванию, пониманию и изменению эмоциональных состояний других людей): сумма баллов по 3 и 4 шкалам. Интегральный показатель эмоционального интеллекта: сумма баллов по всем шкалам опросника. Диапазон баллов по каждой шкале: min - -20 баллов, max - +20 баллов. Интерпретация шкал опросника МЭИ: Интегральный показатель. Высокий уровень эмоционального интеллекта предполагает отсутствие или незначительное различие в иерархической зависимости отдельных компонентов, все формы интегративно проявляются на всех уровнях. Эмоциональный интеллект считается высоко развитым при условии, что все формы представлены качественными характеристиками и реализуются во взаимодействии, поведении и деятельности. Средний уровень развития эмоционального интеллекта характеризуется яркой выраженностью развития отдельных аспектов эмоционального интеллекта и низким уровнем развития других его компонентов. Средний уровень предполагает наличие способности к развитию отдельных компонентов эмоционального интеллекта. Низкий уровень развития эмоционального интеллекта представлен низкими количественными результатами диагностики и характеризуется отсутствием мотивации достижения успеха в профессиональной деятельности, во взаимодействии и общении. Эмоциональный интеллект можно развить в любом возрасте. Внутриличностный аспект. Шкала 1. Осознание своих чувств и эмоций. Высокие показатели: развитое эмоциональное самосознание, способность жить «в унисон» со своими внутренними эмоциями, хорошее понимание роли чувств в работе и в общении. Адекватная осведомленность об эмоциональных качествах, психологических характеристиках состояний личности и их роли в профессиональной деятельности, что является важным критерием продуктивности деятельности. Высокая потребность в познании самого себя. Высокая адекватная самооценка психолого-педагогических знаний, осознание своих способностей, высокая самооценка восприятия себя со стороны партнеров по взаимодействию. Развитая рефлексия - процесс зеркального взаимоотображения субъектов, содержанием которого является воспроизведение, воссоздание особенностей партнеров по общению. Рефлексия от процесса самопознания внутренних состояний переходит к пониманию другого путем размышления «с его позиции» и ведет к взаимопониманию. Рефлексия предполагает достаточную зрелость субъекта и целенаправленное внимание на деятельность собственной души. Развитая интуиция. Активность и гибкость как личностные особенности эмоциональной сферы помогают быстро отзываться на окружающие события, сравнительно легко находить верное решение в проблемной ситуации. Самонаблюдение играет важную роль в развитии самосознания и самоконтроля своих эмоциональных состояний и чувств. Осознание и понимание собственных чувств и эмоций, то есть развитость внутриличностного аспекта эмоционального интеллекта, происходит за счет усиления внимания к своему духовному миру. Духовное взаимодействие есть высший уровень гуманистического, доверительного общения внутренне конгруэнтных партнеров. Низкие показатели: низкая способность к пониманию роли собственных чувств в работе и в общении. Недостаточная осведомленность об эмоциональных качествах, психологических характеристиках состояний личности и их роли в профессиональной деятельности. Невыраженная потребность в познании самого себя. Заниженная самооценка своих способностей, зачастую неадекватное представление о восприятии себя другими людьми. Низкий уровень рефлексии и понимания мыслей, чувств другого человека; конфликты и разногласия зачастую связаны с непониманием причин поведения другого, неумением понять его точку зрения. Отсутствие склонности к самонаблюдению. Недостаточная опора на интуицию в деятельности и общении, пассивность, ригидность коммуникации. Трудности в разрешении проблемных ситуаций, связанных с межличностным взаимодействием. Невысокий интерес к собственному внутреннему миру, духовному развитию. Шкала 2. Управление своими чувствами и эмоциями. Высокие показатели: развитая способность управлять своими эмоциями и чувствами, умение принимать и контролировать чувства и эмоции. Возможность использовать свои эмоции для достижения поставленной цели. Высокий уровень развития самоконтроля, глубокое осознание собственного психоэмоционального состояния в данный момент и понимания происходящего в окружающем мире. Высокий уровень развития толерантности предполагает осознание человеком необходимости позитивного отношения к себе, осознание толерантной и интолерантной составляющих самого себя. Развитое умение управлять собой, высокая наблюдательность, которая проявляется в умении подмечать малозаметные, существенные эмоциональные особенности партнеров по общению. Высокий уровень развития управления своими чувствами и эмоциями, позитивное мышление, которое характеризуется единством позитивных эмоций и управлением поиска решения задач в профессиональной сфере. Позитивное мышление является показателем оптимистичного понимания мира, других людей и самого себя. Низкие показатели: низкая способность управлять своими эмоциями и чувствами, импульсивность; эмоции часто мешают достижению цели. Низкий самоконтроль, недостаточное осознание своих эмоциональных состояний и чувств других людей. Нетерпимость к иным позициям, взглядам, ценностям, образам жизни. Низкая наблюдательность в общении. Отсутствие установки на позитивное, оптимистичное восприятие себя и других людей, жизни в целом. Межличностный аспект. Шкала 3. Осознание чувств и эмоций других людей. Высокие показатели: Вы легко можете распознавать эмоции других людей, понимать чувства партнеров по общению. Вы способны понять положение другого, представить мир глазами другого человека. У Вас достаточно хорошо развит механизм идентификации, для которой необходима сильная эмоциональная связь и ориентация на другого человека. Сопереживание - уподобление эмоциональному состоянию партнеров по общению и взаимодействию выражается в гуманном отношении к другим. Высокий уровень межличностной симпатии, как одобрительного эмоционального отношения к партнерам по взаимодействию, проявляется в приветливости, восхищении, открытости во взаимодействии, оказании помощи на основе общих взглядов и интересов, выступает фактором интеграции людей и сохранения психологического комфорта в коллективе. Благодаря способности к прогнозированию, Вы умеете приписывать эмоциональный окрас ситуации, настраиваясь на те или иные переживания партнера по взаимодействию. Вы способны позитивно влиять на результативность процесса общения, что служит источником самосовершенствования и саморазвития личностей, вовлеченных в конфликтную ситуацию, способствует поиску продуктивных решений проблем. Высокий уровень развития осознания чувств и эмоций других людей является показателем целостного человековосприятия, то есть созданию образа партнера по общению, который включает в себя все уровни психического отражения и зависит от мировоззрения воспринимаемого. Шкала 4. Управление чувствами и эмоциями других людей. Высокие показатели: высокий уровень развития умения управлять состоянием партнера подразумевает осуществление совокупности гуманистических индивидуализированных воздействий, выбранных Вами, направленных на предотвращение неблагоприятных состояний реципиента. Управление состоянием происходит в целях предупреждения снижения работоспособности и сохранения здоровья путем нормализации функционального состояния партнера по общению. Вы умеете принимать решения, не ущемляя собственных интересов и не унижая другого. У Вас высоко развито проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям. Высокий уровень развития Вашего эмоционального интеллекта характеризуется непредвзятостью и беспристрастным отношением к окружающим. Объективность, присущая Вам, характеризует Вас как уверенного в своих силах человека. Вы проявляете высокий уровень психологической гибкости в выстраивании отношений, для выбора любого стиля взаимодействия, в зависимости от требований ситуации, способны на достижение хорошего психологического климата в коллективе [8]. Вы способны предвидеть развитие событий, результаты деятельности и способны подготовиться к реакции своего организма на некое событие до его наступления, а также внешним выражением (позой, движением) своего состояния повлиять на партнера по общению [8].
|