Страница 4 из 4
2.4. Опросник эмоционального интеллекта К. Барчард
Опросник эмоционального интеллекта К. Барчард, в адаптации Г. Г. Князева, Л. Г. Митрофановой, О. М. Разумниковой, включает 68 вопросов, которые измеряются по 5-балльной шкале. В опроснике 7 шкал: 1) Позитивная экспрессивность. 2) Негативная экспрессивность. 3) Внимание к эмоциям. 4) Принятие решений на основе эмоций. 5) Сопереживание радости. 6) Сопереживание несчастья. 7) Эмпатия. Инструкция. Выберите ответ, который наилучшим образом соответствует вашему обычному поведению [11 с. 49-53]. Категорически не согласен - 1 балл; не согласен - 2 балла; трудно сказать - 3 балла; согласен - 4 балла; абсолютно согласен - 5 баллов. 1. Выражаю любовь жестами. 2. Смеюсь громко, если смешно. 3. Выражаю счастье по-детски. 4. Читая или смотря телевизор, иногда громко смеюсь. 5. Крепко обнимаю близких друзей. 6. Когда счастлив, показываю свои чувства. 7. Мне трудно показать людям, что они мне небезразличны. 8. Мне трудно выразить свою привязанность. 9. Не делюсь с другими своим радостным настроением. 10. Кричу или визжу, когда я зол. 11. Не могу скрыть, что я расстроен, если случается что-то плохое. 12. Не скрываю свой страх. 13. Подозреваю, что выражение лица выдает меня, если мне грустно. 14. Показываю свою печаль. 15. Как бы я не был несчастлив, я этого не показываю. 16. Мне трудно показать людям, что я на них сержусь. 17. Как бы я не был напуган, я этого не показываю. 18. Редко показываю свой гнев. 19. Хотел бы, чтобы мне было легче показывать свои отрицательные эмоции. 20. Думаю о причинах, вызвавших мои эмоции. 21. Обращаю много внимания на свои чувства. 22. Обычно сознаю, что я в данный момент чувствую. 23. Замечаю свои чувства. 24. Часто чувствую, что пора прекратить анализировать свои эмоции. 25. Редко думаю о своих чувствах. 26. Редко анализирую свои эмоции. 27. У меня нет контакта со своими чувствами. 28. Часто игнорирую свои чувства. 29. Редко замечаю свои эмоциональные реакции. 30. Делая важные решения, прислушиваюсь к своим чувствам. 31. Обосновываю свои жизненные выборы скорее вдохновением, чем логикой. 32. Планирую свою жизнь, основываясь на том, что я чувствую. 33. Верю, что чувства определяют направление в жизни. 34. Прислушиваюсь скорее к сердцу, чем к голове. 35. Планирую свою жизнь логически. 36. Думаю, что важные решения должны основываться на логических умозаключениях. 37. Прислушиваюсь больше к голове, чем к сердцу. 38. Принимаю решения, основываясь на фактах, а не на чувствах. 39. Люблю наблюдать, как дети разворачивают подарки. 40. Если люди вокруг меня смеются, я обычно тоже начинаю смеяться. 41. Чувствую радость других. 42. Чувствую возбуждение, когда другие что-то празднуют. 43. На меня сильно действует хорошее настроение других. 44. Мне трудно оставаться в плохом настроении, если люди вокруг меня счастливы. 45. Не люблю быть среди счастливых людей, когда мне грустно. 46. На меня не влияет хорошее настроение других. 47. Редко заражаюсь возбуждением других людей. 48. Не люблю праздники по поводу детских дней рождения. 49. На меня сильно действует несчастье других. 50. Меня легко растрогать до слез. 51. Страдаю, если кто-то рядом грустит. 52. Бываю расстроен несчастьем незнакомых мне людей. 53. Был бы расстроен, увидев раненое животное. 54. Спокоен даже в напряженных ситуациях. 55. Меня нелегко взволновать какими-либо событиями. 56. На меня не действуют страдания других. 57. Редко плачу глядя печальные фильмы. 58. Остаюсь спокойным в критических ситуациях. 59. Забочусь о других. 60. Сочувствую тем, кому хуже, чем мне. 61. Сочувствую бездомным. 62. Считаю, что преступникам скорее нужно помогать, чем наказывать их. 63. Считаю, что бедные нуждаются в нашем сочувствии. 64. Мало забочусь о других. 65. Не сочувствую преступникам. 66. Смотрю свысока на любую слабость. 67. Не люблю быть вовлеченным в проблемы других. 68. Не сочувствую безработным.
Ключ для подсчета оценок по семи шкалам эмоционального интеллекта: 1) Позитивная экспрессивность - 1-9. Для вопросов 7-9 следует произвести инверсию оценок, т. е. вместо 1 поставить 5, вместо 4 - 2, вместо 5 - 1 и т.д. После этого суммировать баллы на вопросы 1-6 и добавить к этой сумме результат сложения баллов на вопросы 7-9, полученные после инверсии. 2) Негативная экспрессивность - 10-19. Для вопросов 15-19 произвести инверсию оценок, т.е. вместо 1 поставить 5, вместо 4 - 2, вместо 5 - 1 и т.д. После этого суммировать баллы на вопросы 10-14 и добавить к этой сумме результат сложения баллов на вопросы 15-19, полученные после инверсии. 3) Внимание к эмоциям - 20-29. Для вопросов 25-29 произвести инверсию оценок, т.е. вместо 1 поставить 5, вместо 4 - 2, вместо 5 - 1 и т.д. После этого суммировать баллы на вопросы 2024 и добавить к этой сумме результат сложения баллов на вопросы 25-29, полученные после инверсии. 4) Принятие решений на основе эмоций - 30-38. Для вопросов 35-38 произвести инверсию оценок, т. е. вместо 1 поставить 5, вместо 4 - 2, вместо 5 - 1 и т.д. После этого суммировать баллы на вопросы 30-34 и добавить к этой сумме результат сложения баллов на вопросы 35-38, полученные после инверсии. 5) Сопереживание радости - 39-48. Для вопросов 45-48 произвести инверсию оценок, т. е. вместо 1 поставить 5, вместо 4 - 2, вместо 5 - 1 и т.д. После этого суммировать баллы на вопросы 39-44 и добавить к этой сумме результат сложения баллов на вопросы 45-48, полученные после инверсии. 6) Сопереживание несчастья - 49-58. Для вопросов 54-58 произвести инверсию оценок, т. е. вместо 1 поставить 5, вместо 4 - 2, вместо 5 - 1 и т.д. После этого суммировать баллы на вопросы 49-53 и добавить к этой сумме результат сложения баллов на вопросы 54-58, полученные после инверсии. 7) Эмпатия - 59-68. Для вопросов 64-68 произвести инверсию оценок, т.е. вместо 1 поставить 5, вместо 4 - 2, вместо 5 - 1 и т.д. После этого суммировать баллы на вопросы 59-63 и добавить к этой сумме результат сложения баллов на вопросы 64-68, полученные после инверсии.
Источник: Никулина, Ирина Вячеславовна Эмоциональный интеллект: инструменты развития: учебное пособие / И.В. Никулина. - Самара: Издательство Самарского университета, 2022. - 82 с.
|