Диагностика эмоционального интеллекта |
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Для того, чтобы понять, какие именно способности, входящие в структуру эмоционального интеллекта, необходимо развивать, можно провести его диагностику.
|
|
МЭИ: межличностный ЭИ |
ВЭИ: внутриличностный ЭИ |
ПЭ: понимание эмоций |
МП: понимание чужих эмоций |
ВП: понимание своих эмоций |
УЭ: управление эмоциями |
МУ: управление чужими эмоциями |
ВУ: управление своими эмоциями |
Шкала МЭИ (межличностный ЭИ). Способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими.
Шкала ВЭИ (внутриличностный ЭИ). Способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими.
Шкала ПЭ (понимание эмоций). Способность к пониманию своих и чужих эмоций.
Шкала УЭ (управление эмоциями). Способность к управлению своими и чужими эмоциями.
Субшкала МП (понимание чужих эмоций). Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.
Субшкала МУ (управление чужими эмоциями). Способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.
Субшкала ВП (понимание своих эмоций). Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин их возникновения, способность к вербальному описанию.
Субшкала ВУ (управление своими эмоциями). Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.
Субшкала ВЭ (контроль экспрессии). Способность контролировать внешние проявления своих эмоций.
Инструкция к опроснику. Вам предлагается заполнить опросник, состоящий из 46 утверждений. Читайте внимательно каждое утверждение и ставьте "1" в той графе, которая лучше всего отражает Ваше мнение.
№ |
Утверждение |
Совсем не согласен |
Скорее не согласен |
Скорее |
Полностью |
1. |
Я замечаю, когда близкий человек переживает, даже если он (она) пытается это скрыть |
|
|
|
|
2. |
Если человек на меня обижается, я не знаю, как восстановить с ним хорошие отношения |
|
|
|
|
3. |
Мне легко догадаться о чувствах человека по выражению его лица |
|
|
|
|
4. |
Я хорошо знаю, чем заняться, чтобы улучшить себе настроение |
|
|
|
|
5. |
У меня обычно не получается повлиять на эмоциональное состояние своего собеседника |
|
|
|
|
6. |
Когда я раздражаюсь, то не могу сдержаться, и говорю всё, что думаю |
|
|
|
|
7. |
Я хорошо понимаю, почему мне нравятся или не нравятся те или иные люди |
|
|
|
|
8. |
Я не сразу замечаю, когда начинаю злиться |
|
|
|
|
9. |
Я умею улучшить настроение окружающих |
|
|
|
|
10. |
Если я увлекаюсь разговором, то говорю слишком громко и активно жестикулирую |
|
|
|
|
11. |
Я понимаю душевное состояние некоторых людей без слов |
|
|
|
|
12. |
В экстремальной ситуации я не могу усилием воли взять себя в руки |
|
|
|
|
13. |
Я легко понимаю мимику и жесты других людей |
|
|
|
|
14. |
Когда я злюсь, я знаю, почему |
|
|
|
|
15. |
Я знаю, как ободрить человека, находящегося в тяжелой ситуации |
|
|
|
|
№ |
Утверждение |
Совсем не согласен |
Скорее не согласен |
Скорее |
Полно |
16. |
Окружающие считают меня слишком эмоциональным человеком |
|
|
|
|
17. |
Я способен успокоить близких, когда они находятся в напряжённом состоянии |
|
|
|
|
18. |
Мне бывает трудно описать, что я чувствую по отношению к другим |
|
|
|
|
19. |
Если я смущаюсь при общении с незнакомыми людьми, то могу это скрыть |
|
|
|
|
20. |
Глядя на человека, я легко могу понять его эмоциональное состояние |
|
|
|
|
21. |
Я контролирую выражение чувств на своем лице |
|
|
|
|
22. |
Бывает, что я не понимаю, почему испытываю то или иное чувство |
|
|
|
|
23. |
В критических ситуациях я умею контролировать выражение своих эмоций |
|
|
|
|
24. |
Если надо, я могу разозлить человека |
|
|
|
|
25. |
Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как поддержать это состояние |
|
|
|
|
27. |
Если собеседник пытается скрыть свои эмоции, я сразу чувствую это |
|
|
|
|
28. |
Я знаю, как успокоиться, если я разозлился |
|
|
|
|
29. |
Можно определить, что чувствует человек, просто прислушиваясь к звучанию его голоса |
|
|
|
|
30. |
Я не умею управлять эмоциями других людей |
|
|
|
|
31. |
Мне трудно отличить чувство вины от чувства стыда |
|
|
|
|
№ |
Утверждение |
Совсем не согласен |
Скорее не согласен |
Скорее |
Полно |
32. |
Я умею точно угадывать, что чувствуют мои знакомые |
|
|
|
|
33. |
Мне трудно справляться с плохим настроением |
|
|
|
|
34. |
Если внимательно следить за выражением лица человека, то можно понять, какие эмоции он скрывает |
|
|
|
|
35. |
Я не нахожу слов, чтобы описать свои чувства друзьям |
|
|
|
|
36. |
Мне удаётся поддержать людей, которые делятся со мной своими переживаниями |
|
|
|
|
37. |
Я умею контролировать свои эмоции |
|
|
|
|
38. |
Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас замечаю это слишком поздно |
|
|
|
|
39. |
По интонациям моего голоса легко догадаться о том, что я чувствую |
|
|
|
|
40. |
Если близкий человек плачет, я теряюсь |
|
|
|
|
41. |
Мне бывает весело или грустно без всякой причины |
|
|
|
|
42. |
Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих меня людей |
|
|
|
|
43. |
Я не умею преодолевать страх |
|
|
|
|
44. |
Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не чувствует, не понимает |
|
|
|
|
45. |
У меня бывают чувства, которые я не могу точно определить |
|
|
|
|
46. |
Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются |
|
|
|
|
Для подсчета баллов ответы испытуемых кодируются по следующей схеме. Для утверждений с прямым ключом: «совсем не согласен» - 0, «скорее не согласен» - 1, «скорее согласен» - 2, «полностью согласен» - 3; для утверждений с обратным ключом: «совсем не согласен» - 3, «скорее не согласен» - 2, «скорее согласен» - 1, «полностью согласен» - 0.
Ключ:
Номера утверждений с прямым ключом: 1, 3, 4, 7, 9, 11, 13, 14, 15, 17, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 32, 34, 36, 37.
Номера утверждений с обратным ключом: 2, 5, 6, 8, 10, 12, 16, 18, 22, 30, 31, 33, 35, 38, 39, 40,41, 42, 43, 44, 45, 46.
Номера вопросов, относящихся к субшкале МП: 1, 3, 11, 13,
20, 27, 29, 32, 34, 38, 42, 46.
Номера вопросов, относящихся к субшкале МУ: 2, 5, 9, 15, 17, 24, 30, 36, 44.
Номера вопросов, относящихся к субшкале ВЭ: 6, 10, 16, 19,
21, 23, 39.
Номера вопросов, относящихся к субшкале ВУ: 4, 12, 25, 28, 33, 37, 43.
Номера вопросов, относящихся к субшкале ВП: 7, 8, 14, 18,
22, 26, 31, 35, 41, 45.
Значения по шкалам МЭИ и ВЭИ получаются путем простого суммирования соответствующих субшкал:
МЭИ = МП + МУ ВЭИ = ВП + ВУ + ВЭ
Другой способ суммирования субшкал дает еще две шкалы - ПЭ и УЭ:
ПЭ = МП + ВП УЭ = МУ + ВУ + ВЭ
Шкала |
Очень низкое |
Низкое |
Среднее |
Высокое |
Очень высо- |
|
значение |
значение |
значение |
значение |
кое значение |
МП |
0-19 |
20-22 |
23-26 |
27 -30 |
31 и выше |
МУ |
0-14 |
15-17 |
18-21 |
22-24 |
25 и выше |
ВП |
0-13 |
14-16 |
17-21 |
22-25 |
26 и выше |
ВУ |
0-9 |
10-12 |
13-15 |
16-17 |
18 и выше |
ВЭ |
0-6 |
7-9 |
10-12 |
13-15 |
16 и выше |
МЭИ |
0-34 |
35-39 |
40-46 |
47-52 |
53 и выше |
ВЭИ |
0-33 |
34-38 |
39-47 |
48-54 |
55 и выше |
ПЭ |
0-34 |
35-39 |
40-47 |
48-53 |
54 и выше |
УЭ |
0-33 |
34-39 |
40-47 |
48-53 |
54 и выше |
ОЭИ |
0-71 |
72-78 |
79-92 |
93-104 |
105 и выше |
Таблица 13. Перевод сырых баллов по шкалам опросника ЭмИн в стенайны
Стенайны |
|
||||
МЭИ |
ВЭИ |
ПЭ |
УЭ |
|
|
1 |
31 |
28 |
31 |
29 |
Очень |
2 |
32-34 |
29-32 |
32-34 |
30-32 |
|
3 |
35-37 |
33-36 |
35-37 |
33-36 |
|
4 |
38-40 |
37-40 |
38-40 |
37-40 |
|
5 |
41-44 |
41-44 |
41-44 |
41-44 |
|
6 |
45-47 |
45-48 |
45-47 |
45-47 |
|
7 |
48-51 |
49-53 |
48-51 |
48-51 |
|
8 |
52-55 |
54-57 |
52-56 |
52-56 |
|
9 |
56 |
58 |
57 |
57 |
Очень |
Данная методика предназначена для выявления способности понимания отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управление эмоциональной сферой на основе принятия решений. Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал: 1) эмоциональная осведомленность; 2) управление эмоциями (скорее это эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность); 3) самомотивация (произвольное управление своими эмоциями);
4) эмпатия; 5) распознавание эмоций других людей (умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей) [3, с. 633-634].
Инструкция по применению методики Н. Холла. Ниже вам будут предложены высказывания, отражающие так или иначе различные стороны вашей жизни. Пожалуйста, напишите цифру справа от каждого утверждения, исходя из оценки ваших ответов: полностью не согласен - (-3 балла); в основном не согласен - (-2 балла); отчасти не согласен - (-1 балл); отчасти согласен - (+1 балл); в основном согласен - (+2 балла); полностью согласен - (+3 балла).
Текст опросника Н. Холла:
1. Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания, как поступать в жизни.
2. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни.
3. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.
4. Я способен наблюдать изменение своих чувств.
5. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.
6. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.
7. Я слежу за тем, как я себя чувствую.
8. После того, как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.
9. Я способен выслушивать проблемы других людей.
10. Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.
11. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.
12. Я могу действовать успокаивающе на других людей.
13. Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.
14. Я стараюсь подходить творчески к жизненным проблемам.
15. Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.
16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.
17. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.
18. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.
19. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».
20. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.
21. Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица.
22. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.
23. Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.
24. Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.
25. Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.
26. Я способен улучшить настроение других людей.
27. Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.
28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.
29. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.
30. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.
Ключ к методике Н. Холла
Шкала «Эмоциональная осведомленность» - пункты 1, 2, 4, 17, 19, 25.
Шкала «Управление эмоциями» - пункты 3, 7, 8, 10, 18, 30.
Шкала «Самомотивация» - пункты 5, 6, 13, 14, 16, 22.
Шкала «Эмпатия» - пункты 9, 11, 20, 21, 23, 28.
Шкала «Распознавание эмоций других людей» - пункты 12,15, 24, 26, 27, 29.
Разработанная методика диагностики эмоционального интеллекта (МЭИ) представляет собой опросник, состоящий из 40 вопросов-утверждений. Обследуемому предлагается оценить степень своего согласия с каждым утверждением по 5-балльной шкале. Опросник содержит 4 субшкалы и 3 интегральных индекса: общего уровня ЭИ, выраженности внутриличностного и межличностного аспектов ЭИ [8, с. 110-115].
Инструкция. Прочитайте внимательно следующие 40 утверждений и оцените их по пятибалльной шкале. Каждому утверждению присваивайте балл, который больше всего подходит лично Вам, по следующей шкале: 5 - всегда; 4 - чаще всего; 3 - иногда; 2 - редко; 1 - никогда.
1. Я четко осознаю свои чувства и эмоции.
2. В моих публичных выступлениях отсутствуют эмоции.
3. Мое спонтанное поведение не мешает мне достигать намеченной цели.
4. В конфликтных ситуациях я скрываю свои эмоции, чувства.
5. Я внимательно выслушиваю партнеров по общению.
6. Принимать решение в конфликтной ситуации необходимо сразу.
7. Я стараюсь меньше влиять на поступки и чувства других людей.
8. Я предпочитаю контролировать людей.
9. Я в равной степени осознаю свою ранимость и свою силу.
10. Мне важно мнение людей, если я дал волю чувствам.
11. Мне удается контролировать свои чувства, даже когда я сердит или расстроен.
12. При общении с начальством я теряюсь и думаю только о том, чтобы поскорее закончился разговор.
13. Я сосредоточен на чувствах других.
14. Разногласия я стараюсь устранять сразу, как их обнаружил.
15. Я позволяю другим взять на себя мою роль руководителя и при этом их не контролирую.
16. Мне свойственно использовать власть, принадлежащую по должности.
17. Мне удается скрывать неприязнь к плохому человеку.
18. В общении с коллегами я могу думать о чем-то своем.
19. Во всех ситуациях я открыто выражаю свои чувства.
20. Поломка телевизора (бытовой техники) может заставить меня растеряться, впасть в отчаяние.
21. Я общаюсь с другими так, чтобы они гордились своими успехами.
22. Я не обращаю внимания на психологические состояния коллег при достижении общих целей.
23. Я помогаю другим лучше понять себя.
24. В общении я сосредотачиваюсь на цели, а не на чувствах.
25. Я легко выражаю симпатию к другому человеку.
26. Близкие люди одергивают меня: расслабься.
27. Я свободно выражаю свои чувства.
28. Я ощущаю неуверенность в общении с людьми.
29. Я понимаю чужие чувства, даже если дискуссия проходит на повышенных тонах.
30. Мне безразличны чувства других, возникающие в ходе совместной работы.
31. Я подбадриваю других, чтобы они делали работу лучше.
32. Мне сложно высказаться прямо о мешающем мне поведении другого человека.
33. Я доверяю своим чувствам при принятии серьезных решений.
34. Мне трудно смотреть прямо в глаза малознакомому человеку.
35. Я искренен, когда говорю о своих чувствах и намерениях с другими.
36. Когда я выражаю партнеру эмоциональную поддержку, он этого не воспринимает, не чувствует.
37. Мне важно, какие чувства и эмоции привели к конфликту.
38. Мне все равно, что чувствует неприятный мне человек.
39. Своей позой, глазами, интонацией я показываю свое отношение к другому человеку.
40. Мне сложно вести критический разговор, чтобы собеседник не обиделся, принял критику.
Ключ:
I. «Прямые» 1, 9, 17, 25, 33 5 4 3 2 1
«Обратные» 2, 10, 18, 26, 34 5 4 3 2 1
II. «Прямые» 3, 11, 19, 27, 35 5 4 3 2 1
«Обратные» 4, 12, 20, 28, 36 5 4 3 2 1
III. «Прямые» 5, 13, 21, 29, 37 5 4 3 2 1
«Обратные» 6, 14, 22, 30, 38 5 4 3 2 1
IV. «Прямые» 7, 15, 23, 31, 39 5 4 3 2 1
«Обратные» 8, 16, 24, 32, 40. 5 4 3 2 1
Обработка результатов:
В соответствии с ключом рассчитывается сумма балов по «прямым» и «обратным» вопросам. Затем для каждой шкалы рассчитывается индекс по формуле А-В, где А - сумма баллов по «прямым» вопросам, В - по обратным. То есть, из суммы баллов по «прямым» вопросам необходимо вычесть сумму баллов по «обратным» вопросам.
Интегральные индексы:
1. Внутриличностный аспект эмоционального интеллекта (способность к осознанию и принятию своих чувств, самоконтроль): сумма баллов по 1 и 2 шкалам.
2. Межличностный аспект эмоционального интеллекта (способность к распознаванию, пониманию и изменению эмоциональных состояний других людей): сумма баллов по 3 и 4 шкалам. Интегральный показатель эмоционального интеллекта: сумма баллов по всем шкалам опросника. Диапазон баллов по каждой шкале: min - -20 баллов, max - +20 баллов.
Интерпретация шкал опросника МЭИ:
Интегральный показатель.
Высокий уровень эмоционального интеллекта предполагает отсутствие или незначительное различие в иерархической зависимости отдельных компонентов, все формы интегративно проявляются на всех уровнях. Эмоциональный интеллект считается высоко развитым при условии, что все формы представлены качественными характеристиками и реализуются во взаимодействии, поведении и деятельности.
Средний уровень развития эмоционального интеллекта характеризуется яркой выраженностью развития отдельных аспектов эмоционального интеллекта и низким уровнем развития других его компонентов. Средний уровень предполагает наличие способности к развитию отдельных компонентов эмоционального интеллекта.
Низкий уровень развития эмоционального интеллекта представлен низкими количественными результатами диагностики и характеризуется отсутствием мотивации достижения успеха в профессиональной деятельности, во взаимодействии и общении. Эмоциональный интеллект можно развить в любом возрасте.
Внутриличностный аспект.
Шкала 1. Осознание своих чувств и эмоций.
Высокие показатели: развитое эмоциональное самосознание, способность жить «в унисон» со своими внутренними эмоциями, хорошее понимание роли чувств в работе и в общении. Адекватная осведомленность об эмоциональных качествах, психологических характеристиках состояний личности и их роли в профессиональной деятельности, что является важным критерием продуктивности деятельности.
Высокая потребность в познании самого себя. Высокая адекватная самооценка психолого-педагогических знаний, осознание своих способностей, высокая самооценка восприятия себя со стороны партнеров по взаимодействию. Развитая рефлексия - процесс зеркального взаимоотображения субъектов, содержанием которого является воспроизведение, воссоздание особенностей партнеров по общению. Рефлексия от процесса самопознания внутренних состояний переходит к пониманию другого путем размышления «с его позиции» и ведет к взаимопониманию. Рефлексия предполагает достаточную зрелость субъекта и целенаправленное внимание на деятельность собственной души.
Развитая интуиция. Активность и гибкость как личностные особенности эмоциональной сферы помогают быстро отзываться на окружающие события, сравнительно легко находить верное решение в проблемной ситуации.
Самонаблюдение играет важную роль в развитии самосознания и самоконтроля своих эмоциональных состояний и чувств.
Осознание и понимание собственных чувств и эмоций, то есть развитость внутриличностного аспекта эмоционального интеллекта, происходит за счет усиления внимания к своему духовному миру. Духовное взаимодействие есть высший уровень гуманистического, доверительного общения внутренне конгруэнтных партнеров.
Низкие показатели: низкая способность к пониманию роли собственных чувств в работе и в общении. Недостаточная осведомленность об эмоциональных качествах, психологических характеристиках состояний личности и их роли в профессиональной деятельности.
Невыраженная потребность в познании самого себя. Заниженная самооценка своих способностей, зачастую неадекватное представление о восприятии себя другими людьми. Низкий уровень рефлексии и понимания мыслей, чувств другого человека; конфликты и разногласия зачастую связаны с непониманием причин поведения другого, неумением понять его точку зрения. Отсутствие склонности к самонаблюдению. Недостаточная опора на интуицию в деятельности и общении, пассивность, ригидность коммуникации. Трудности в разрешении проблемных ситуаций, связанных с межличностным взаимодействием. Невысокий интерес к собственному внутреннему миру, духовному развитию.
Шкала 2. Управление своими чувствами и эмоциями.
Высокие показатели: развитая способность управлять своими эмоциями и чувствами, умение принимать и контролировать чувства и эмоции. Возможность использовать свои эмоции для достижения поставленной цели. Высокий уровень развития самоконтроля, глубокое осознание собственного психоэмоционального состояния в данный момент и понимания происходящего в окружающем мире.
Высокий уровень развития толерантности предполагает осознание человеком необходимости позитивного отношения к себе, осознание толерантной и интолерантной составляющих самого себя. Развитое умение управлять собой, высокая наблюдательность, которая проявляется в умении подмечать малозаметные, существенные эмоциональные особенности партнеров по общению.
Высокий уровень развития управления своими чувствами и эмоциями, позитивное мышление, которое характеризуется единством позитивных эмоций и управлением поиска решения задач в профессиональной сфере. Позитивное мышление является показателем оптимистичного понимания мира, других людей и самого себя.
Низкие показатели: низкая способность управлять своими эмоциями и чувствами, импульсивность; эмоции часто мешают достижению цели.
Низкий самоконтроль, недостаточное осознание своих эмоциональных состояний и чувств других людей.
Нетерпимость к иным позициям, взглядам, ценностям, образам жизни. Низкая наблюдательность в общении. Отсутствие установки на позитивное, оптимистичное восприятие себя и других людей, жизни в целом.
Межличностный аспект.
Шкала 3. Осознание чувств и эмоций других людей.
Высокие показатели: Вы легко можете распознавать эмоции других людей, понимать чувства партнеров по общению. Вы способны понять положение другого, представить мир глазами другого человека. У Вас достаточно хорошо развит механизм идентификации, для которой необходима сильная эмоциональная связь и ориентация на другого человека. Сопереживание - уподобление эмоциональному состоянию партнеров по общению и взаимодействию выражается в гуманном отношении к другим.
Высокий уровень межличностной симпатии, как одобрительного эмоционального отношения к партнерам по взаимодействию, проявляется в приветливости, восхищении, открытости во взаимодействии, оказании помощи на основе общих взглядов и интересов, выступает фактором интеграции людей и сохранения психологического комфорта в коллективе. Благодаря способности к прогнозированию, Вы умеете приписывать эмоциональный окрас ситуации, настраиваясь на те или иные переживания партнера по взаимодействию.
Вы способны позитивно влиять на результативность процесса общения, что служит источником самосовершенствования и саморазвития личностей, вовлеченных в конфликтную ситуацию, способствует поиску продуктивных решений проблем.
Высокий уровень развития осознания чувств и эмоций других людей является показателем целостного человековосприятия, то есть созданию образа партнера по общению, который включает в себя все уровни психического отражения и зависит от мировоззрения воспринимаемого.
Шкала 4. Управление чувствами и эмоциями других людей.
Высокие показатели: высокий уровень развития умения управлять состоянием партнера подразумевает осуществление совокупности гуманистических индивидуализированных воздействий, выбранных Вами, направленных на предотвращение неблагоприятных состояний реципиента. Управление состоянием происходит в целях предупреждения снижения работоспособности и сохранения здоровья путем нормализации функционального состояния партнера по общению. Вы умеете принимать решения, не ущемляя собственных интересов и не унижая другого. У Вас высоко развито проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям.
Высокий уровень развития Вашего эмоционального интеллекта характеризуется непредвзятостью и беспристрастным отношением к окружающим. Объективность, присущая Вам, характеризует Вас как уверенного в своих силах человека. Вы проявляете высокий уровень психологической гибкости в выстраивании отношений, для выбора любого стиля взаимодействия, в зависимости от требований ситуации, способны на достижение хорошего психологического климата в коллективе [8].
Вы способны предвидеть развитие событий, результаты деятельности и способны подготовиться к реакции своего организма на некое событие до его наступления, а также внешним выражением (позой, движением) своего состояния повлиять на партнера по общению [8].
Опросник эмоционального интеллекта К. Барчард, в адаптации Г. Г. Князева, Л. Г. Митрофановой, О. М. Разумниковой, включает 68 вопросов, которые измеряются по 5-балльной шкале. В опроснике 7 шкал: 1) Позитивная экспрессивность. 2) Негативная экспрессивность. 3) Внимание к эмоциям. 4) Принятие решений на основе эмоций. 5) Сопереживание радости. 6) Сопереживание несчастья. 7) Эмпатия.
Инструкция. Выберите ответ, который наилучшим образом соответствует вашему обычному поведению [11 с. 49-53]. Категорически не согласен - 1 балл; не согласен - 2 балла; трудно сказать - 3 балла; согласен - 4 балла; абсолютно согласен - 5 баллов.
1. Выражаю любовь жестами.
2. Смеюсь громко, если смешно.
3. Выражаю счастье по-детски.
4. Читая или смотря телевизор, иногда громко смеюсь.
5. Крепко обнимаю близких друзей.
6. Когда счастлив, показываю свои чувства.
7. Мне трудно показать людям, что они мне небезразличны.
8. Мне трудно выразить свою привязанность.
9. Не делюсь с другими своим радостным настроением.
10. Кричу или визжу, когда я зол.
11. Не могу скрыть, что я расстроен, если случается что-то плохое.
12. Не скрываю свой страх.
13. Подозреваю, что выражение лица выдает меня, если мне грустно.
14. Показываю свою печаль.
15. Как бы я не был несчастлив, я этого не показываю.
16. Мне трудно показать людям, что я на них сержусь.
17. Как бы я не был напуган, я этого не показываю.
18. Редко показываю свой гнев.
19. Хотел бы, чтобы мне было легче показывать свои отрицательные эмоции.
20. Думаю о причинах, вызвавших мои эмоции.
21. Обращаю много внимания на свои чувства.
22. Обычно сознаю, что я в данный момент чувствую.
23. Замечаю свои чувства.
24. Часто чувствую, что пора прекратить анализировать свои эмоции.
25. Редко думаю о своих чувствах.
26. Редко анализирую свои эмоции.
27. У меня нет контакта со своими чувствами.
28. Часто игнорирую свои чувства.
29. Редко замечаю свои эмоциональные реакции.
30. Делая важные решения, прислушиваюсь к своим чувствам.
31. Обосновываю свои жизненные выборы скорее вдохновением, чем логикой.
32. Планирую свою жизнь, основываясь на том, что я чувствую.
33. Верю, что чувства определяют направление в жизни.
34. Прислушиваюсь скорее к сердцу, чем к голове.
35. Планирую свою жизнь логически.
36. Думаю, что важные решения должны основываться на логических умозаключениях.
37. Прислушиваюсь больше к голове, чем к сердцу.
38. Принимаю решения, основываясь на фактах, а не на чувствах.
39. Люблю наблюдать, как дети разворачивают подарки.
40. Если люди вокруг меня смеются, я обычно тоже начинаю смеяться.
41. Чувствую радость других.
42. Чувствую возбуждение, когда другие что-то празднуют.
43. На меня сильно действует хорошее настроение других.
44. Мне трудно оставаться в плохом настроении, если люди вокруг меня счастливы.
45. Не люблю быть среди счастливых людей, когда мне грустно.
46. На меня не влияет хорошее настроение других.
47. Редко заражаюсь возбуждением других людей.
48. Не люблю праздники по поводу детских дней рождения.
49. На меня сильно действует несчастье других.
50. Меня легко растрогать до слез.
51. Страдаю, если кто-то рядом грустит.
52. Бываю расстроен несчастьем незнакомых мне людей.
53. Был бы расстроен, увидев раненое животное.
54. Спокоен даже в напряженных ситуациях.
55. Меня нелегко взволновать какими-либо событиями.
56. На меня не действуют страдания других.
57. Редко плачу глядя печальные фильмы.
58. Остаюсь спокойным в критических ситуациях.
59. Забочусь о других.
60. Сочувствую тем, кому хуже, чем мне.
61. Сочувствую бездомным.
62. Считаю, что преступникам скорее нужно помогать, чем наказывать их.
63. Считаю, что бедные нуждаются в нашем сочувствии.
64. Мало забочусь о других.
65. Не сочувствую преступникам.
66. Смотрю свысока на любую слабость.
67. Не люблю быть вовлеченным в проблемы других.
68. Не сочувствую безработным.
Ключ для подсчета оценок по семи шкалам эмоционального интеллекта:
1) Позитивная экспрессивность - 1-9. Для вопросов 7-9 следует произвести инверсию оценок, т. е. вместо 1 поставить 5, вместо 4 - 2, вместо 5 - 1 и т.д. После этого суммировать баллы на вопросы 1-6 и добавить к этой сумме результат сложения баллов на вопросы 7-9, полученные после инверсии.
2) Негативная экспрессивность - 10-19. Для вопросов 15-19 произвести инверсию оценок, т.е. вместо 1 поставить 5, вместо 4 - 2, вместо 5 - 1 и т.д. После этого суммировать баллы на вопросы 10-14 и добавить к этой сумме результат сложения баллов на вопросы 15-19, полученные после инверсии.
3) Внимание к эмоциям - 20-29. Для вопросов 25-29 произвести инверсию оценок, т.е. вместо 1 поставить 5, вместо 4 - 2, вместо 5 - 1 и т.д. После этого суммировать баллы на вопросы 2024 и добавить к этой сумме результат сложения баллов на вопросы 25-29, полученные после инверсии.
4) Принятие решений на основе эмоций - 30-38. Для вопросов 35-38 произвести инверсию оценок, т. е. вместо 1 поставить 5, вместо 4 - 2, вместо 5 - 1 и т.д. После этого суммировать баллы на вопросы 30-34 и добавить к этой сумме результат сложения баллов на вопросы 35-38, полученные после инверсии.
5) Сопереживание радости - 39-48. Для вопросов 45-48 произвести инверсию оценок, т. е. вместо 1 поставить 5, вместо 4 - 2, вместо 5 - 1 и т.д. После этого суммировать баллы на вопросы 39-44 и добавить к этой сумме результат сложения баллов на вопросы 45-48, полученные после инверсии.
6) Сопереживание несчастья - 49-58. Для вопросов 54-58 произвести инверсию оценок, т. е. вместо 1 поставить 5, вместо 4 - 2, вместо 5 - 1 и т.д. После этого суммировать баллы на вопросы 49-53 и добавить к этой сумме результат сложения баллов на вопросы 54-58, полученные после инверсии.
7) Эмпатия - 59-68. Для вопросов 64-68 произвести инверсию оценок, т.е. вместо 1 поставить 5, вместо 4 - 2, вместо 5 - 1 и т.д. После этого суммировать баллы на вопросы 59-63 и добавить к этой сумме результат сложения баллов на вопросы 64-68, полученные после инверсии.
Источник: Никулина, Ирина Вячеславовна Эмоциональный интеллект: инструменты развития: учебное пособие / И.В. Никулина. - Самара: Издательство Самарского университета, 2022. - 82 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |