Диагностика эмоционального интеллекта
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Индекс материала
Диагностика эмоционального интеллекта
Методика Н. Холла
Методика диагностики эмоционального интеллекта М.А. Манойловой
Опросник эмоционального интеллекта К. Барчард
Все страницы

Для того, чтобы понять, какие именно способности, входящие в структуру эмоционального интеллекта, необходимо развивать, можно провести его диагностику.


2.1. Опросник ЭмИн Д.В. Люсина


Автор данного опросника исходил из определения эмоционального интеллекта как способности к пониманию и управлению эмоциями, как своими собственными, так и чужими. Эмоциональный интеллект трактуется именно как когнитивная способность, в него не включаются личностные черты, которые могут способствовать лучшему или худшему пониманию эмоций, но вместе с тем сами не являющиеся компонентами эмоционального интеллекта [7, с. 264-278].


Опросник ЭмИн, измеряют не саму способность понимать эмоции или управлять ими, а представления людей о своем эмоциональном интеллекте. По мнению автора опросника представления человека о каком-то своем свойстве отличаются от истинной выраженности этого свойства, но измерение представлений о своем эмоциональном интеллекте, с одной стороны, дает важные для психолога сведения о человеке, с другой стороны, предоставляет косвенную информацию и о подлинном уровне его эмоционального интеллекта. Описание основных шкал и субшкал опросника ЭмИн табл. 10 [7, с. 264-278].


Таблица 10. Структура опросника ЭмИн

 

МЭИ: межличностный ЭИ

ВЭИ: внутриличностный ЭИ

ПЭ: понимание эмоций

МП: понимание чужих эмоций

ВП: понимание своих эмоций

УЭ: управление эмоциями

МУ: управление чужими эмоциями

ВУ: управление своими эмоциями
ВЭ: контроль экспрессии

 

Шкала МЭИ (межличностный ЭИ). Способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими.
Шкала ВЭИ (внутриличностный ЭИ). Способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими.
Шкала ПЭ (понимание эмоций). Способность к пониманию своих и чужих эмоций.
Шкала УЭ (управление эмоциями). Способность к управлению своими и чужими эмоциями.
Субшкала МП (понимание чужих эмоций). Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.
Субшкала МУ (управление чужими эмоциями). Способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.
Субшкала ВП (понимание своих эмоций). Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин их возникновения, способность к вербальному описанию.
Субшкала ВУ (управление своими эмоциями). Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.
Субшкала ВЭ (контроль экспрессии). Способность контролировать внешние проявления своих эмоций.
Инструкция к опроснику. Вам предлагается заполнить опросник, состоящий из 46 утверждений. Читайте внимательно каждое утверждение и ставьте "1" в той графе, которая лучше всего отражает Ваше мнение.

Утверждение

Совсем не согласен

Скорее не согласен

Скорее
согласен

Полностью
согласен

1.

Я замечаю, когда близкий человек переживает, даже если он (она) пытается это скрыть

 

 

 

 

2.

Если человек на меня обижается, я не знаю, как восстановить с ним хорошие отношения

 

 

 

 

3.

Мне легко догадаться о чувствах человека по выражению его лица

 

 

 

 

4.

Я хорошо знаю, чем заняться, чтобы улучшить себе настроение

 

 

 

 

5.

У меня обычно не получается повлиять на эмоциональное состояние своего собеседника

 

 

 

 

6.

Когда я раздражаюсь, то не могу сдержаться, и говорю всё, что думаю

 

 

 

 

7.

Я хорошо понимаю, почему мне нравятся или не нравятся те или иные люди

 

 

 

 

8.

Я не сразу замечаю, когда начинаю злиться

 

 

 

 

9.

Я умею улучшить настроение окружающих

 

 

 

 

10.

Если я увлекаюсь разговором, то говорю слишком громко и активно жестикулирую

 

 

 

 

11.

Я понимаю душевное состояние некоторых людей без слов

 

 

 

 

12.

В экстремальной ситуации я не могу усилием воли взять себя в руки

 

 

 

 

13.

Я легко понимаю мимику и жесты других людей

 

 

 

 

14.

Когда я злюсь, я знаю, почему

 

 

 

 

15.

Я знаю, как ободрить человека, находящегося в тяжелой ситуации

 

 

 

 

Утверждение

Совсем не согласен

Скорее не согласен

Скорее
согла
сен

Полно
стью
согласен

16.

Окружающие считают меня слишком эмоциональным человеком

 

 

 

 

17.

Я способен успокоить близких, когда они находятся в напряжённом состоянии

 

 

 

 

18.

Мне бывает трудно описать, что я чувствую по отношению к другим

 

 

 

 

19.

Если я смущаюсь при общении с незнакомыми людьми, то могу это скрыть

 

 

 

 

20.

Глядя на человека, я легко могу понять его эмоциональное состояние

 

 

 

 

21.

Я контролирую выражение чувств на своем лице

 

 

 

 

22.

Бывает, что я не понимаю, почему испытываю то или иное чувство

 

 

 

 

23.

В критических ситуациях я умею контролировать выражение своих эмоций

 

 

 

 

24.

Если надо, я могу разозлить человека

 

 

 

 

25.

Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как поддержать это состояние

 

 

 

 

27.

Если собеседник пытается скрыть свои эмоции, я сразу чувствую это

 

 

 

 

28.

Я знаю, как успокоиться, если я разозлился

 

 

 

 

29.

Можно определить, что чувствует человек, просто прислушиваясь к звучанию его голоса

 

 

 

 

30.

Я не умею управлять эмоциями других людей

 

 

 

 

31.

Мне трудно отличить чувство вины от чувства стыда

 

 

 

 

Утверждение

Совсем не согласен

Скорее не согласен

Скорее
согла
сен

Полно
стью
согласен

32.

Я умею точно угадывать, что чувствуют мои знакомые

 

 

 

 

33.

Мне трудно справляться с плохим настроением

 

 

 

 

34.

Если внимательно следить за выражением лица человека, то можно понять, какие эмоции он скрывает

 

 

 

 

35.

Я не нахожу слов, чтобы описать свои чувства друзьям

 

 

 

 

36.

Мне удаётся поддержать людей, которые делятся со мной своими переживаниями

 

 

 

 

37.

Я умею контролировать свои эмоции

 

 

 

 

38.

Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас замечаю это слишком поздно

 

 

 

 

39.

По интонациям моего голоса легко догадаться о том, что я чувствую

 

 

 

 

40.

Если близкий человек плачет, я теряюсь

 

 

 

 

41.

Мне бывает весело или грустно без всякой причины

 

 

 

 

42.

Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих меня людей

 

 

 

 

43.

Я не умею преодолевать страх

 

 

 

 

44.

Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не чувствует, не понимает

 

 

 

 

45.

У меня бывают чувства, которые я не могу точно определить

 

 

 

 

46.

Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются

 

 

 

 


Для подсчета баллов ответы испытуемых кодируются по следующей схеме. Для утверждений с прямым ключом: «совсем не согласен» - 0, «скорее не согласен» - 1, «скорее согласен» - 2, «полностью согласен» - 3; для утверждений с обратным ключом: «совсем не согласен» - 3, «скорее не согласен» - 2, «скорее согласен» - 1, «полностью согласен» - 0.


Ключ:
Номера утверждений с прямым ключом: 1, 3, 4, 7, 9, 11, 13, 14, 15, 17, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 32, 34, 36, 37.
Номера утверждений с обратным ключом: 2, 5, 6, 8, 10, 12, 16, 18, 22, 30, 31, 33, 35, 38, 39, 40,41, 42, 43, 44, 45, 46.
Номера вопросов, относящихся к субшкале МП: 1, 3, 11, 13,
20, 27, 29, 32, 34, 38, 42, 46.
Номера вопросов, относящихся к субшкале МУ: 2, 5, 9, 15, 17, 24, 30, 36, 44.
Номера вопросов, относящихся к субшкале ВЭ: 6, 10, 16, 19,
21, 23, 39.
Номера вопросов, относящихся к субшкале ВУ: 4, 12, 25, 28, 33, 37, 43.
Номера вопросов, относящихся к субшкале ВП: 7, 8, 14, 18,
22, 26, 31, 35, 41, 45.
Значения по шкалам МЭИ и ВЭИ получаются путем простого суммирования соответствующих субшкал:
МЭИ = МП + МУ ВЭИ = ВП + ВУ + ВЭ
Другой способ суммирования субшкал дает еще две шкалы - ПЭ и УЭ:
ПЭ = МП + ВП УЭ = МУ + ВУ + ВЭ

 

Шкала

Очень низкое

Низкое

Среднее

Высокое

Очень высо-

 

значение

значение

значение

значение

кое значение

МП

0-19

20-22

23-26

27 -30

31 и выше

МУ

0-14

15-17

18-21

22-24

25 и выше

ВП

0-13

14-16

17-21

22-25

26 и выше

ВУ

0-9

10-12

13-15

16-17

18 и выше

ВЭ

0-6

7-9

10-12

13-15

16 и выше

МЭИ

0-34

35-39

40-46

47-52

53 и выше

ВЭИ

0-33

34-38

39-47

48-54

55 и выше

ПЭ

0-34

35-39

40-47

48-53

54 и выше

УЭ

0-33

34-39

40-47

48-53

54 и выше

ОЭИ

0-71

72-78

79-92

93-104

105 и выше

Таблица 13. Перевод сырых баллов по шкалам опросника ЭмИн в стенайны

Стенайны

 

МЭИ

ВЭИ

ПЭ

УЭ

 

1

31
и меньше

28
и меньше

31
и меньше

29
и меньше

Очень
низкое
значение

2

32-34

29-32

32-34

30-32

 

3

35-37

33-36

35-37

33-36

 

4

38-40

37-40

38-40

37-40

 

5

41-44

41-44

41-44

41-44

 

6

45-47

45-48

45-47

45-47

 

7

48-51

49-53

48-51

48-51

 

8

52-55

54-57

52-56

52-56

 

9

56
и больше

58
и больше

57
и больше

57
и больше

Очень
высокое
значение

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.