Диагностика эмоционального интеллекта |
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 1 из 4 Для того, чтобы понять, какие именно способности, входящие в структуру эмоционального интеллекта, необходимо развивать, можно провести его диагностику.
|
|
МЭИ: межличностный ЭИ |
ВЭИ: внутриличностный ЭИ |
ПЭ: понимание эмоций |
МП: понимание чужих эмоций |
ВП: понимание своих эмоций |
УЭ: управление эмоциями |
МУ: управление чужими эмоциями |
ВУ: управление своими эмоциями |
Шкала МЭИ (межличностный ЭИ). Способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими.
Шкала ВЭИ (внутриличностный ЭИ). Способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими.
Шкала ПЭ (понимание эмоций). Способность к пониманию своих и чужих эмоций.
Шкала УЭ (управление эмоциями). Способность к управлению своими и чужими эмоциями.
Субшкала МП (понимание чужих эмоций). Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.
Субшкала МУ (управление чужими эмоциями). Способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.
Субшкала ВП (понимание своих эмоций). Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин их возникновения, способность к вербальному описанию.
Субшкала ВУ (управление своими эмоциями). Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.
Субшкала ВЭ (контроль экспрессии). Способность контролировать внешние проявления своих эмоций.
Инструкция к опроснику. Вам предлагается заполнить опросник, состоящий из 46 утверждений. Читайте внимательно каждое утверждение и ставьте "1" в той графе, которая лучше всего отражает Ваше мнение.
№ |
Утверждение |
Совсем не согласен |
Скорее не согласен |
Скорее |
Полностью |
1. |
Я замечаю, когда близкий человек переживает, даже если он (она) пытается это скрыть |
|
|
|
|
2. |
Если человек на меня обижается, я не знаю, как восстановить с ним хорошие отношения |
|
|
|
|
3. |
Мне легко догадаться о чувствах человека по выражению его лица |
|
|
|
|
4. |
Я хорошо знаю, чем заняться, чтобы улучшить себе настроение |
|
|
|
|
5. |
У меня обычно не получается повлиять на эмоциональное состояние своего собеседника |
|
|
|
|
6. |
Когда я раздражаюсь, то не могу сдержаться, и говорю всё, что думаю |
|
|
|
|
7. |
Я хорошо понимаю, почему мне нравятся или не нравятся те или иные люди |
|
|
|
|
8. |
Я не сразу замечаю, когда начинаю злиться |
|
|
|
|
9. |
Я умею улучшить настроение окружающих |
|
|
|
|
10. |
Если я увлекаюсь разговором, то говорю слишком громко и активно жестикулирую |
|
|
|
|
11. |
Я понимаю душевное состояние некоторых людей без слов |
|
|
|
|
12. |
В экстремальной ситуации я не могу усилием воли взять себя в руки |
|
|
|
|
13. |
Я легко понимаю мимику и жесты других людей |
|
|
|
|
14. |
Когда я злюсь, я знаю, почему |
|
|
|
|
15. |
Я знаю, как ободрить человека, находящегося в тяжелой ситуации |
|
|
|
|
№ |
Утверждение |
Совсем не согласен |
Скорее не согласен |
Скорее |
Полно |
16. |
Окружающие считают меня слишком эмоциональным человеком |
|
|
|
|
17. |
Я способен успокоить близких, когда они находятся в напряжённом состоянии |
|
|
|
|
18. |
Мне бывает трудно описать, что я чувствую по отношению к другим |
|
|
|
|
19. |
Если я смущаюсь при общении с незнакомыми людьми, то могу это скрыть |
|
|
|
|
20. |
Глядя на человека, я легко могу понять его эмоциональное состояние |
|
|
|
|
21. |
Я контролирую выражение чувств на своем лице |
|
|
|
|
22. |
Бывает, что я не понимаю, почему испытываю то или иное чувство |
|
|
|
|
23. |
В критических ситуациях я умею контролировать выражение своих эмоций |
|
|
|
|
24. |
Если надо, я могу разозлить человека |
|
|
|
|
25. |
Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как поддержать это состояние |
|
|
|
|
27. |
Если собеседник пытается скрыть свои эмоции, я сразу чувствую это |
|
|
|
|
28. |
Я знаю, как успокоиться, если я разозлился |
|
|
|
|
29. |
Можно определить, что чувствует человек, просто прислушиваясь к звучанию его голоса |
|
|
|
|
30. |
Я не умею управлять эмоциями других людей |
|
|
|
|
31. |
Мне трудно отличить чувство вины от чувства стыда |
|
|
|
|
№ |
Утверждение |
Совсем не согласен |
Скорее не согласен |
Скорее |
Полно |
32. |
Я умею точно угадывать, что чувствуют мои знакомые |
|
|
|
|
33. |
Мне трудно справляться с плохим настроением |
|
|
|
|
34. |
Если внимательно следить за выражением лица человека, то можно понять, какие эмоции он скрывает |
|
|
|
|
35. |
Я не нахожу слов, чтобы описать свои чувства друзьям |
|
|
|
|
36. |
Мне удаётся поддержать людей, которые делятся со мной своими переживаниями |
|
|
|
|
37. |
Я умею контролировать свои эмоции |
|
|
|
|
38. |
Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас замечаю это слишком поздно |
|
|
|
|
39. |
По интонациям моего голоса легко догадаться о том, что я чувствую |
|
|
|
|
40. |
Если близкий человек плачет, я теряюсь |
|
|
|
|
41. |
Мне бывает весело или грустно без всякой причины |
|
|
|
|
42. |
Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих меня людей |
|
|
|
|
43. |
Я не умею преодолевать страх |
|
|
|
|
44. |
Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не чувствует, не понимает |
|
|
|
|
45. |
У меня бывают чувства, которые я не могу точно определить |
|
|
|
|
46. |
Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются |
|
|
|
|
Для подсчета баллов ответы испытуемых кодируются по следующей схеме. Для утверждений с прямым ключом: «совсем не согласен» - 0, «скорее не согласен» - 1, «скорее согласен» - 2, «полностью согласен» - 3; для утверждений с обратным ключом: «совсем не согласен» - 3, «скорее не согласен» - 2, «скорее согласен» - 1, «полностью согласен» - 0.
Ключ:
Номера утверждений с прямым ключом: 1, 3, 4, 7, 9, 11, 13, 14, 15, 17, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 32, 34, 36, 37.
Номера утверждений с обратным ключом: 2, 5, 6, 8, 10, 12, 16, 18, 22, 30, 31, 33, 35, 38, 39, 40,41, 42, 43, 44, 45, 46.
Номера вопросов, относящихся к субшкале МП: 1, 3, 11, 13,
20, 27, 29, 32, 34, 38, 42, 46.
Номера вопросов, относящихся к субшкале МУ: 2, 5, 9, 15, 17, 24, 30, 36, 44.
Номера вопросов, относящихся к субшкале ВЭ: 6, 10, 16, 19,
21, 23, 39.
Номера вопросов, относящихся к субшкале ВУ: 4, 12, 25, 28, 33, 37, 43.
Номера вопросов, относящихся к субшкале ВП: 7, 8, 14, 18,
22, 26, 31, 35, 41, 45.
Значения по шкалам МЭИ и ВЭИ получаются путем простого суммирования соответствующих субшкал:
МЭИ = МП + МУ ВЭИ = ВП + ВУ + ВЭ
Другой способ суммирования субшкал дает еще две шкалы - ПЭ и УЭ:
ПЭ = МП + ВП УЭ = МУ + ВУ + ВЭ
Шкала |
Очень низкое |
Низкое |
Среднее |
Высокое |
Очень высо- |
|
значение |
значение |
значение |
значение |
кое значение |
МП |
0-19 |
20-22 |
23-26 |
27 -30 |
31 и выше |
МУ |
0-14 |
15-17 |
18-21 |
22-24 |
25 и выше |
ВП |
0-13 |
14-16 |
17-21 |
22-25 |
26 и выше |
ВУ |
0-9 |
10-12 |
13-15 |
16-17 |
18 и выше |
ВЭ |
0-6 |
7-9 |
10-12 |
13-15 |
16 и выше |
МЭИ |
0-34 |
35-39 |
40-46 |
47-52 |
53 и выше |
ВЭИ |
0-33 |
34-38 |
39-47 |
48-54 |
55 и выше |
ПЭ |
0-34 |
35-39 |
40-47 |
48-53 |
54 и выше |
УЭ |
0-33 |
34-39 |
40-47 |
48-53 |
54 и выше |
ОЭИ |
0-71 |
72-78 |
79-92 |
93-104 |
105 и выше |
Таблица 13. Перевод сырых баллов по шкалам опросника ЭмИн в стенайны
Стенайны |
|
||||
МЭИ |
ВЭИ |
ПЭ |
УЭ |
|
|
1 |
31 |
28 |
31 |
29 |
Очень |
2 |
32-34 |
29-32 |
32-34 |
30-32 |
|
3 |
35-37 |
33-36 |
35-37 |
33-36 |
|
4 |
38-40 |
37-40 |
38-40 |
37-40 |
|
5 |
41-44 |
41-44 |
41-44 |
41-44 |
|
6 |
45-47 |
45-48 |
45-47 |
45-47 |
|
7 |
48-51 |
49-53 |
48-51 |
48-51 |
|
8 |
52-55 |
54-57 |
52-56 |
52-56 |
|
9 |
56 |
58 |
57 |
57 |
Очень |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |