На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Диагностика психологического здоровья при помощи проективной методики «Описание пейзажа»
Диагностика психологического здоровья при помощи проективной методики «Описание пейзажа»
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Е. В. Харитонова

Институт экономики и управления (Краснодар).

Многочисленные публикации последнего времени, посвященные актуальности изучения психологического здоровья, подчеркивают важность своевременной диагностики и коррекции психологического состояния как детей, так и взрослых. Можно сколько угодно долго спорить о надежности и валидности проективных методик, но, на наш взгляд, именно с их помощью можно узнать очень многое об исследуемом человеке, в том числе его личностные особенности и состояние психологического здоровья. Исследуя ригидность речи с помощью описания типичного пейзажа, мы обратили внимание на чувствительность этого теста к психологическому состоянию испытуемого.


Для исследования психологического здоровья мы предлагаем описание пейзажа по выбранной картинке. Стимульный материал представляет собой набор изображений пейзажа (10х15 см) Обязательным условием является наличие, приблизительно в одинаковом количестве, изображений пейзажа всех времен года, а также присутствие в наборе изображений различных ландшафтов (горы, лес, пустыня, реки, море, луг, антропогенный ландшафт). Инструкция для испытуемого включает в себя просьбу выбрать из предложенного набора изображений пейзажа наиболее приятный в данный момент времени и описать его. Проведенное исследование показало, что даже если попросить испытуемых описывать картинку не эмоционально, через несколько предложений сочинение все равно «пропитывается» собственными переживаниями. В результате проведения данной методики удается выяснить различные аспекты психологического здоровья, в том числе состояние эмоциональной и волевой сфер личности, наличие и характер психологических конфликтов, механизмы психологической защиты, признаки деструктивного личностного развития и т. д.


Проведение данной методики в письменной форме возможно начиная со старшего дошкольного возраста, причем у школьников при необходимости можно завуалировать истинные причины проведения исследования, предложив в качестве школьной темы сочинения описание предложенного пейзажа. В данном случае можно предложить изображения одного и того же пейзажа в разное время года, либо изображения различных ландшафтов (горы, лес, луг, пустыня, море, одиноко стоящее дерево на лугу, изображение городского ландшафта, в том числе изображение одинокого дерева на фоне высотных домов и движущихся машин, и т. д.). В устной форме возможно применение этой методики начиная со старшего дошкольного возраста.


Методика была апробирована на двух различных выборках: студенты очного отделения (173 человека), средний возраст которых составил 17-18 лет, и студенты заочного отделения, получающие второе высшее образование (107 человек), средний возраст которых составил 30-35 лет.


В сочинениях студентов очного отделения часто встречались строчки, вполне объяснимые возрастными особенностями исследуемых: «... В таком месте я не почувствую одиночества, потому что со мною будут деревья, птицы, облака.» (жен., 18 лет). «.Иголки дерева-куста кажутся пушистыми и почти не колючими. Это деревце будто смотрит тоскливо на облака и грустит, что не может летать, как они, а вынуждено стоять здесь, на краю обрыва с мелкой травкой, уже высохшей от палящего солнца, и цветочками, такими обычными и ничем не привлекательными» (жен., 17 лет). «... Мне кажется, что это апрель. Все наполняется жизнью и оживает, но еще достаточно прохладно. Огорчает, что птица одинока, без спутника, а также, что она на фоне холодной воды» (жен., 18 лет).


Типичными строками из сочинений студентов заочного отделения, получающих второе высшее образование, были следующие: «.Природа проснулась от холодов» (жен., 30 лет). «.Природа наслаждается началом новой жизни» (жен., 36 лет). «На моей фотографии показано одно дерево, которое уже успело расцвести ранней весенней порой для радости окружающих: «Вот посмотрите, кто-то только начинает просыпаться ото сна, а я уже вся в своем величии стою. И хорошо мне, расправив свои ветви, улавливать каждое дуновение свежего весеннего ветерка. Скудная, но приятная для глаз трава тоже радует душу, ведь было намного труднее ей «вылезти» из почвы, но справилась. Вот только плохо: выпало место не важное в том плане, что это не луг, не поле, где можно жить спокойно, радостно, но просто затоптанное, закопченное пылью, нет воздуха дышать полной грудью. Но возможно, на следующий год, ну почему, возможно, именно так и будет, я буду расти там и будет хорошо». Последнее предложение характеризует тот факт, что через некоторое время, описывая пейзаж, испытуемые не только описывают свое эмоциональное состояние, но и идентифицируют себя с некоторыми объектами или в целом с пейзажем. Помимо этого, приведенные строки служат примером психического состояния студентов, проживающих в маленьких поселках, открывших для себя психологию, имеющих огромное желание работать психологами, но, к сожалению, не имеющих возможности работать по специальности.


При наличии достаточного времени предлагается выбрать также пейзаж, который, напротив, испытуемому неприятен, и объяснить почему. При наличии в описании пейзажа отягощенной симптоматики испытуемому предлагается представить этот пейзаж в ходе сеанса символдрамы.


Как хотелось бы, что все сочинения заканчивались следующими строками: «Море напоминает мне постоянную глубокую вечность, которой стоит довериться, оно успокаивает, и в то же время наполняет силой, и я знаю, все в моих руках».

Источник: II Международный когресс «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» Минск, 3-6 ноября 2003 г. Ритм Социальный проект 2003г

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.