Методики диагностики буллинга
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика межличностных отношений

С целью диагностики возможных проявлений ситуаций буллинга и выявления детей склонных к созданию ситуаций буллинга, а также с целью изучения типов темперамента детей младшего школьного возраста предлагаем использовать следующие методы исследования:


1. Определение темперамента для подростков (опросник Айзенка).
2. Методика на выявление «буллинг-структуры» (Е.Г. Норкина).

 

 

1. Определение темперамента для подростков (опросник Айзенка)

Инструкция:

Ответьте на несколько вопросов об особенностях вашего поведения и эмоций в различных условиях. Это не испытание ума или способностей, поэтому нет ответов хороших или плохих. Работайте быстро и не тратьте время на обдумывание ответа - важна первая реакция. На вопрос можно ответить «да» или «нет».
1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?
3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спросят?
4. Бывает ли такое, что тебя что-нибудь раздражает?
5. Часто ли у тебя меняется настроение?
6. Верно, что тебе приятнее быть одному (одной), чем с ребятами?
7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?
8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?
9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?
10. Ты когда-нибудь чувствуешь себя несчастным(ой) без всякой причины?
11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, оживленный человек?
12. Тебе приходилось когда-нибудь нарушать правила поведения в школе?
13. Верно ли, что ты часто бываешь раздражен(а) чем-нибудь?
14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе?
15. Ты переживаешь из -за страшных событий, которые могли бы произойти?
16. Тебе можно доверить любую тайну?
17. Можешь ли ты без труда внести оживление в скучную компанию?
18. У тебя бывает учащенное сердцебиение?
19. Делаешь ли ты обычно первый шаг, чтобы подружиться с кем - нибудь?
20. Ты когда-нибудь говоришь неправду?
21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?
23. Ты часто чувствуешь усталость?
24. Ты всегда сначала делаешь необходимую работу, а потом все остальное?
25. Ты обычно весел(а) и всем доволен(льна)?
26. Обидчив(а) ли ты?
27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?
28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
29. У тебя бывают головокружения?
30. Твои действия и поступки иногда ставят людей в неловкое положение?
31. Ты часто чувствуешь, что тебе что -нибудь надоело?
32. Любишь ли ты иногда похвастаться?
33. Ты обычно сидишь и молчишь в обществе незнакомых людей?
34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
35. Ты обычно быстро принимаешь решения?
36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?
37. Тебе часто снятся страшные сны?
38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?
39. Тебя легко огорчить?
40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
41. Ты обычно говоришь и действуешь быстро, не раздумывая долго?
42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?
43. Тебе нравятся подвижные игры?
44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?
45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем -то просят?
46. Ты любишь часто ходить в гости?
47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?
48. Бывал(а) ли ты когда-нибудь груб(а) с родителями?
49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?
50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь участие в общем веселье?
52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
53. Всегда ли у тебя есть уверенность, что ты справишься с делом, которое должен(на) выполнить?
54. Знакомо ли тебе чувство одиночества?
55. Ты стесняешься заговорить первым(ой) с незнакомыми людьми?
56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправить?
57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
58. Бывает, что ты чувствуешь себя веселым(ой) или печальным(ой) без причины?
59. Тебе трудно получить настоящее удовольствие от веселой компании?
60. Ты часто волнуешься из -за того, что ты сделал(а) что -то не подумав?


Обработка результатов

Ответ «да» = «+».
Ответ «нет» = «-».


Шкала экстраверсии - интроверсии (Ш1):
Значение по этой шкале определяется по сумме совпадения знаков в следующих вопросах: + 1, +3, -6, +9, +11, +14, +17, +19, +22, +25, +27, +30, - 33, +35, +38, +41, +43, +46, +49, -51, +53, -55, +57, -59.
Шкала эмоциональной стабильности (Ш2):
Значение по этой шкале определяется по сумме положительных ответов в следующих вопросах: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.
Шкала достоверности (Ш3):
Значение по этой шкале считается по числу совпадений знаков в следующих вопросах: -4, +8, -12, +16, -20, +24, +28, -32, +36, +44, -48.

 

Интерпретация результатов

Экстраверсия - интроверсия:
Ш1< 8: У тебя ярко выражены черты интроверта
Ш1=8 - 12: У тебя умеренно выражены черты интроверта Ш1=12 - 18:
У тебя умеренно выражены черты экстраверта Ш1 > 18
У тебя ярко выражены черты экстраверта Экстраверт: общителен, любит вечеринки, имеет множество друзей. Экстраверт жаждет возбуждения, новых впечатлений, рискует, действует под влиянием момента. Экстраверты беззаботны, оптимистичны, активны,
вспыльчивы, предпочитают движение и действие. Эмоции и чувства строго не контролирует, на него не всегда можно положиться.
Интроверт: спокоен, застенчив, склонен к самоанализу, предпочитает общению с людьми книгу, сдержан и отдален от всех, кроме близких людей. Планирует свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям. Он серьезно относится к принятию решений. Любит во всем порядок, контролирует свои чувства, редко поступает агрессивно, не выходит из себя. Обладая пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.
Эмоциональная устойчивость - неустойчивость:
Ш2 < 10: Ты обладаешь высокой эмоциональной стабильностью.
Ш2 = 11 - 4: У тебя умеренная эмоциональная стабильность.
Ш2 =15 - 18: У тебя высокая эмоциональная нестабильность.
Ш2 = 19 - 24: У тебя очень высокая эмоциональная нестабильность.
Эмоциональная стабильность: эмоционально -психологическая устойчивость, зрелость, отличная адаптация.
Эмоциональная нестабильность: эмоционально-психологическая
неустойчивость, нервозность, плохая адаптация.
Достоверность ответов:
Ш3 = 1 - 4 Твои ответы были искренними
Ш3 > 5: Ты стремишься давать одобряемые ответы, в связи с этим достоверность полученных результатов невысока.
В зависимости от значений Ш1 и Ш2 определяется темперамент

Таблица 5

Ш1 \Ш2

0 - 12

13 - 24

0 - 12

У тебя преобладает флегматический

У            тебя             преобладает

 

темперамент

меланхолический темперамент

13 - 24

У тебя преобладает сангвинический

У тебя преобладает холерический

 

темперамент

темперамент

 

Меланхолик. Человека меланхолического темперамента можно
охарактеризовать как, легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее.
Холерик. Человека холерического темперамента можно
охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но не уравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения.
Сангвиник. Человека сангвинического темперамента можно
охарактеризовать как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности.
Флегматик: Человека флегматического темперамента можно
охарактеризовать как медлительного, невозмутимого с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний.


Методика на выявление «буллинг-структуры» (Е. Г. Норкина)


На основании предложенной классификации «буллинг-структуры» нами была создана авторская методика, целью которой является определение ролей и позиций, занимаемых подростками в буллинге. Данный тест предназначен для подростков. Состоит из 25 вопросов, три из которых позволяют узнать о наличии насилия в классе, как со стороны учеников, так и педагогов.
1. Среди одноклассников у меня много друзей:
а) да, я дружу со всеми;
б) у меня есть пару друзей;
в) нет, я ни с кем не дружу;
г) мне бы хотелось дружить со всеми.
2. Для меня важна внешность окружающих:
а) да, если человек мне не симпатичен, я не буду с ним общаться;
б) нет, главное, чтобы человек был интересен;
в) я сам страдаю из -за своей внешности;
г) конечно, если человек не обладает хорошей внешностью, он не заслуживает ничего хорошего.
3. В моем классе есть ребята, которые мне не приятны:
а) да, один или два;
б) нет, мне приятны все;
в) мне все не нравятся;
г) да, но они не приятны всем в классе.
4. Мне кажется, что мои одноклассники лучше меня:
а) да, во всем;
б) иногда;
в) нет, на меня все равняются;
г) нет, я не чувствую себя хуже других.
5. Если мой одноклассник пришел в очках:
а) буду общаться с ним так же как всегда;
б) буду смеяться над ним;
в) перестану с ним общаться;
г) буду общаться только тогда, когда не видят другие ребята.
6. У меня очень дружный класс:
а) да мы очень дружны;
б) нет, мы почти не общаемся;
в) в основном да, если не считать некоторых;
г) у нас есть ребята, которые всех «задирают».
7. Я часто испытываю чувство одиночества и тревоги:
а) да;
б) нет;
в) иногда;
г) часто.
8. Если при мне обижают одноклассника, я чувствую:
а) облегчение, хорошо, что меня это не касается;
б) не справедливость и заступаюсь за одноклассника;
в) ничего не чувствую, наверняка он это заслужил;
г) мне нет до этого никакого дела.
9. Я бы хотел проводить больше времени с одноклассниками:
а) да, но это бывает редко;
б) мы и так постоянно проводим свободное время вместе;
в) нет, мне с ними не интересно;
г) нет, потому что некоторые ребята все портят.
10. Мне кажется, что мои одноклассники не хотят со мной общаться:
а) да это так и мне это неприятно;
б) нет, со мной все дружат;
в) да, но меня это устраивает;
г) это я не хочу с ними общаться.
11. У нас в классе есть пару ребят, на которых все равняются:
а) да, я думаю, что я один из них;
б) да, но они этого не заслуживают;
в) нет, у нас таких нет;
г) да, я тоже на них равняюсь.
12. Когда меня ругают, я испытываю чувство гнева:
а) да;
б) нет;
в) иногда;
г) часто.
13. В нашем классе есть несколько ребят, которых все боятся:
а) да, они всех унижают, а иногда и бьют;
б) нет, у нас таких нет;
в) я и сам из их числа — меня все боятся;
г) конечно, так и должно быть, это нормально.
14. Мне бы хотелось учиться в другом классе или школе:
а) да, мне не нравится наш коллектив;
б) нет, меня все устраивает;
в) иногда, после ссоры с одноклассниками;
г) нет, а вдруг там будет хуже.
15. Мне кажется, что с помощью силы можно решить любую проблему:
а) да это самый действенный способ;
б) нет, лучше решать «мирным» путем;
в) иногда без этого не обойтись;
г) все зависит от обстоятельств и от людей.
16. В моем классе есть один (несколько) человек, с которыми никто не дружит
а) да и мне их жаль;
б) нет, мы все дружим;
в) да, но они этого заслуживают;
г) я сам из их числа.
17. Мне кажется, что в нашем классе часто происходят акты насилия (обзывания, насмешки, обидные жесты или действия):
а) да, постоянно ссоры и драки;
б) нет, у нас такого не бывает;
в) почти нет, если не считать пару случаев;
г) конечно, так и должно быть.
18. Если я увижу драку между одноклассниками, то я:
а) пройду мимо это меня не касается;
б) обязательно остановлюсь и посмотрю;
в) сниму это все на телефон, и после размещу в интернете, пусть все увидят;
г) попытаюсь остановить драку и выяснить в чем дело.
19. Мне кажется, что в коллективе меня недооценивают:
а) да;
б) нет;
в) иногда;
г) часто.
20. По - моему педагоги в школе унижают и оскорбляют учащихся:
а) да;
б) нет;
в) иногда;
г) часто.
21. Если бы мой класс был на корабле, я бы стал:
а) капитаном;
б) помощником капитана;
в) обычным матросом;
г) юнгой.
22. Если у человека изъяны во внешности (бородавки, косоглазие, ожирение и др.):
а) это повод для насмешек;
б) я с таким не буду общаться;
в) меня это не беспокоит, буду общаться;
г) не буду общаться, чтобы не уронить свою репутацию.
23. Если при мне кто -то подвергается насмешкам:
а) я буду поступать так же как все;
б) встану на его защиту;
в) один из первых стану смеяться над ним;
г) ничего делать не буду, меня это не касается.
24. Я часто огорчаюсь, когда не пользуюсь успехом в классе:
а) да, для меня это очень важно;
б) нет-мне все равно;
в) я всегда пользуюсь успехом;
г) нет, я никогда не был успешен в классе.
25. Я нуждаюсь в поддержке одноклассников:
а) да;
б) нет;
в) иногда;
г) часто.


Таблица - ключ

Инициатор

Помощник

Защитник

Жертва

Наблюдатель

1

А

Б

А

Б

Г

2

Г

А

Б

В

Б

3

Г

Г

Б

А

В

4

В

Г

В

Б

В

5

В

Б

А

А

Г

6

А

Б

Г

Г

Г

7

Б

В

Б

А

В

8

Г

В

Б

Г

А

9

Б

В

А

В

Г

10

Б

Г

Б

В

А

11

А

В

А

Б

Б

12

А

Г

В

В

Б

14

Б

б

В

Г

А

15

Г

А

Б

В

Г

16

Б

В

А

Г

В

18

Б

В

Г

А

Б

19

Б

А

Б

Г

В

21

А

Б

А

Г

В

22

Г

А

В

В

Г

23

А

В

Б

Г

А

24

В

А

Б

Г

Б

25

В

Г

Б

В

А

 

За каждый совпавший ответ по отдельной шкале начисляется по баллу. Ответы на вопросы 13, 17 и 20 позволяет узнать о наличии насилия в классе как со стороны учеников, так и педагогов.
Таким образом, данная методика дает возможность социальному педагогу или психологу определить «буллинг-структуру» в классе для дальнейшей работы по профилактике школьного буллинга.

Источник: Профилактика буллинга с учетом индивидуально-личностных особенностей младших школьников: методические рекомендации / сост. К.И. Шишкина, Усенко Ю.С. - Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.- пед. ун-та, 2021. - 84 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.