На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика межличностных отношений Методика диагностики уровня сформированности совместной педагогически организованной деятельности группы (УСД) В.М.Сергеева
Методика диагностики уровня сформированности совместной педагогически организованной деятельности группы (УСД) В.М.Сергеева
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика межличностных отношений

Инструкция. Просим вас ответить на предложенные вопросы и дать ответам следующие цифровые обозначения:

4 означает - «да»;
3 - «скорее да, чем нет»;
2 - «иногда да, иногда нет», «не знаю»;
1 - «скорее нет, чем да»;
0 - «нет».


Текст опросника


1. Чем активнее человек (мальчик, девочка) участвует в делах класса, тем больше ценится его (ее) мнение.
2. Чаще всего класс выполняет те дела, которые ему приказали выполнять.
3. Когда класс готовит какое-то мероприятие, педагог занимается с каждым его участником.
4. Если бы педагог не заставлял, то класс не занимался бы тем, что он делает.
5. «Интересность» дела для ребят важнее, чем его «нужность».
6. При участии в общих делах класса ребятам больше всего нравится общение друг с другом.
7. Ребята охотнее выполняют те дела, за которые их наградят, похвалят.
8. Выполняя порученное, класс хочет добиться хорошего мнения о себе.
9. Ребята занимаются делами класса потому, что хотят приносить пользу людям.
10. Ребята плохо относятся к увиливающим от работы.
11. Когда обсуждаются дела класса, ребята молчат или занимаются чем-то своим.
12. Ребята не могут самостоятельно изменить план дела, на это нужно разрешение руководителя/педагога.
13. При первой возможности ребята стараются увильнуть от дела.
14. Если дело неинтересное, то ребята не будут его выполнять.
15. Дело идет лучше, если его выполняют все вместе, а не каждый по отдельности.
16. Когда человек участвует в деле, то он хочет, чтобы и для него была от этого дела какая-то польза.
17. Когда класс придумывает новые дела, ребята думают: что нужно классу?
18. Если дело не приносит пользу людям, то ребята не будут его выполнять.
19. Члены класса хотят, чтобы каждый понимал, зачем выполняется дело.
20. Дело чаще предлагает руководитель, чем ребята.
21. Если педагог не будет готовить дело или участвовать в нем, то оно провалится.
22. Чаще всего класс не может отказаться от дел, которые ему предлагают.
23. Когда класс выбирает дело, ребята оценивают, интересное ли оно.
24. Если в деле участвуют самые активные ребята, то им займется и весь класс.
25. Ребята будут охотнее выполнять порученное, если им обещана награда.
26. Ребята заботятся о том, чтобы их класс был дружным.
27. Ребята согласны пойти на самую тяжелую и неприятную работу, если она нужна людям.
28. Наш класс отличается от других классов. У него есть свои традиции, обычаи, правила работы.
29. Когда ребята из класса встречаются друг с другом, они обычно не говорят о делах класса.
30. Если сделать работу не удастся, ребят за это не отругают и не накажут.
31. Класс занимается теми делами, которыми обычно занимаются другие классы.
32. Если дело будет интересное, то и ребята будут активнее участвовать в нем.
33. Когда работа окончена, ребята не спешат расходиться и продолжают общаться друг с другом.
34. Ребят легче вовлечь в дело, если доказать его выгоду для каждого.
35. Дела пойдут лучше, если ребята будут соревноваться с другими классами.
36. Ребята стараются выполнять дела хорошо.
37. Когда ребята делят между собой работу в классе, то они соглашаются делать то, что им поручают и не обижаются.
38. Если руководитель что-то предлагает, то ребята обычно не спорят с ним.
39. При затруднениях ребята всегда обращаются к педагогу/руко- водителю.
40. Ребята сами не предлагают дел, которые нужны людям.
41 Ребята собираются вместе, потому что общие дела им интересны.
42. Ребята охотно участвуют в делах развлекательного характера: днях рождения, праздниках, вечерах и пр.
43. Ребята не будут участвовать в деле, если им непонятно, что оно даст им лично.
44. Когда ребята собираются вместе, они обязательно говорят о делах своего класса.
45. Ребята уважают других людей и другие классы, которые занимаются полезными делами.


Ключ к опроснику


1. Влияние деятельности на взаимоотношения (ВДО) - 1, 10, 19, 28, 37.
2. Степень участия ребят в постановке целей и задач деятельности (Ц): -2, -11, -20, -29, -38 (все вопросы - обратные).
3. Степень участия ребят в управлении (У): - 3, -12, -21, -30, -39 (все вопросы - обратные).
4. Давление педагога (П): 4, 13, 22, 31, 40.
5. Прагматический интерес (В): 7, 16, 25, 34, 43.
6. Интерес к предмету, процессу деятельности (ИП): 5, 14,23,32,41.
7. Интерес к общению (ИО): вопросы 6, 15, 24, 33, 42.
8. Идентификация с группой: цели коллектива - мои цели (Г): 8, 17, 26, 35, 44.
9. Идентификация с обществом: цели общества - мои цели (О): 9, 18, 27, 36, 45.


Каждый уровень сформированности педагогически организованной деятельности связан с определенной характеристикой преобладающих мотивов у подростков, с определенными взаимоотношениями и способом педагогического руководства. Анализ результатов позволяет выделить следующие уровни совместной деятельности:
1. Уровень принуждения ПР: характеризуется доминированием установок и мотивов внешнего принуждения к участию в деятельности. Отсутствует единство мотивов и целей деятельности, не сформирован ее предмет. Воздействие групповой деятельности на межличностные отношения минимально.
2. Пассивно-исполнительский уровень ПИ: отличается от предыдущего проявлением личной заинтересованности. Наряду с мотивами поиска прагматической выгоды более выраженным становится интерес к общению в группе. В то же время наиболее характерными чертами поведения подростков на этом уровне являются безынициативность и низкий уровень социальной активности.
3. Активно-исполнительский уровень АИ: наиболее типичен для старших подростков. Он связан с преобладанием у участников деятельности мотивов личной заинтересованности, получением удовольствия от участия в деятельности, повышенным интересом к предмету и содержанию деятельности, нередко присутствует выраженный интерес к общению. На этом уровне поведение подростков отличается пониженной организованностью и управляемостью, появлением определенных предпосылок единства деятельности, зарождением группового общественного мнения.
4. Личностно-групповой уровень ЛГ: характеризуется преобладанием мотивов групповой ориентации, заметным повышением социальной ответственности, наряду с мотивами деловой выгоды присутствуют мотивы интереса к общению и интереса к предмету деятельности. На этом уровне в поведении подростка впервые проявляются черты самостоятельности, товарищеской сплоченности, ориентации на общественное мнение группы. Вместе с тем положительное в поведении подростков на этом уровне проявляется, главным образом, в ситуациях группового общения и требует постоянной поддержки со стороны товарищей. Сохраняется возможность ухода в интимно-личностное общение, появления корпоративной замкнутости, особенно в условиях общественного непризнания группы.
5. Коллективно-групповой уровень КГ: отличается высокой заинтересованностью участников в результатах деятельности, коллективизмом, устойчивостью побуждений к деятельности, опорой на общественное мнение коллектива, готовностью преодолевать серьезные трудности. Преобладающей системой побудителей педагогически организованной деятельности является идентификация (отождествление) себя с коллективом, осознание групповых целей как своих собственных.
6. Коллективный уровень К: характеризуется высокой установкой на социальную ответственность и некоторым понижением групповых ориентации. Показателями деятельности служит ее коллективный, диалогический характер. Преобладающей системой побудителей данной деятельности является осознание общественно значимых целей как личных.

Источник: Плаксина, И. В. Психолого-педагогическая диагностика в П37 образовательной практике : учеб.-метод. пособие / И. В. Плаксина, К. В. Дрозд ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2022. - 388 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.