На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика одаренности Рекомендательные списки методик для диагностики способностей и одаренности
Рекомендательные списки методик для диагностики способностей и одаренности
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика одаренности

1. Методики диагностики интеллекта

1. Тест структуры интеллекта Амтхауэра.
(Источники: 1) Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. – С. 201–231. 2) Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра: Учебно-методическое пособие / сост. Ж. А. Балакшина, Т. В. Прохоренко. СПб.: Речь, 2002.)
2. Тест структуры интеллекта Амтхауэра (сокращенный вариант, разраб. А. Н. Ворониным и С. Д. Бирюковым). (Источник: В. Н. Дружинин. Психология общих способностей. – СПб.: Изд-во Питер, 1999. – С. 276–280.)


3. Прогрессивные матрицы Дж. Равена – тест изучения невербального интеллекта (от 4,5 до 65 лет).
(Источники: 1) Равен Д. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. М.: Когито, 1999. 2) Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2000.)
4. Тест интеллекта Д. Векслера (интеллектуальные шкалы Д. Векслера): вербальные и невербальные шкалы. WISC – для детей и подростков 6,5 – 16,5 лет, WAIS – для взрослых 16–64 лет.
(Источники: 1) В. Н. Дружинин. Психология общих способностей. СПб.: Изд-во Питер, 1999. – С. 64–75. 2) Филимоненко Ю. И., Тимофеев В. И. Руководство по методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера (WISC). Адаптированный вариант. Изд. 3-е, испр. СПб.,
1994. – 94 с. 3) Филимоненко Ю. И., Тимофеев В. И. Руководство к методике исследования интеллекта для взрослых Д. Векслера (WAIS). Адаптация 1995 / Под ред. О. И. Мулер. СПб.,
1995. – 109 с.)
5. Тест интеллекта Р. Кеттелла (CFIT) для людей от 8 до 60 лет.
(Источник: Денисов А., Дорофеев Е. Культурно свободный тест интеллекта Кеттелла. Спб.: Иматон, 1996. – 17 с.)
6. Школьный тест умственного развития (ШТУР). Субтесты: осведомлен
ность (2 субтеста), аналогии, классификации, обобщения, числовые ряды.
(Источник: Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. – С. 175–197.)
7. Тест ориентировочного определения умственного возраста детей 6–17 лет (Ю. З. Гильбух)
(Источник: Гильбух Ю. З. Темперамент и познавательные способности школь-ника: психология, диагностика, педагогика. Киев: ИП АПН Украины, 1993. – С. 76–83.)

2. Методики диагностики креативности

1. Диагностика невербальной креативности – тест П. Торренса (модиф. Е. Е. Туник). (Источник: Туник Е. Е. Диагностика креативности: Метод. рук. – СПб.: Иматон, 2000. – С. 121–167.)
2. Диагностика невербальной креативности – краткий вариант теста Торренса (адаптация: А. Н. Воронин).
(Источник: В. Н. Дружинин. Психология общих способностей. – СПб.: Изд-во Питер, 1999. – С. 281–309.)
3. Диагностика вербальной креативности – тест С. Медника – подростковый и взрослый варианты (адаптация: А. Н. Воронин, Т. В. Галкина).
(Источник: В. Н. Дружинин. Психология общих способностей. СПб.: Изд-во Питер, 1999. – С. 322–346.)
4. Изучение дивергентной продуктивности при операциях с символическим, образным, семантическим материалом.
(Источник: Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. Спб.: Речь, 2002. – с. 232–234.)
5. Креативные тесты Ф. Вильямса для детей и подростков 5–17 лет (модификация Е. Е. Туник): часть 1 – Тест дивергентного мышления; часть 2 – Опросник личностных творческих характеристик; часть 3 – Оценочная шкала для учителей и родителей.
(Источники: 1) Туник Е. Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Речь, 2003. – 96 с. 2). Фетискин Н. П. Психодиагностика детской одаренности. М: Кострома, 2011. – С. 97–102.)
6. Опросник креативности Д. Джонсона (модиф. Е. Е. Туник) для детей дошкольного и школьного возраста.
7. Тесты диагностики креативности Дж. Гилфорда (модиф. Е. Е. Туник).
(Источник методик 6, 7: Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: Дидактика Плюс, 2002.)

3. Методики диагностики педагогических способностей

1. Изучение склонностей к педагогической профессии – «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова.
2. Изучение коммуникативных и организаторских склонностей – КОС-2 В. В. Синявского и Б. А. Федоришина.
3. Способность сохранять эмоциональную стабильность, противостоять эмоциональному выгоранию – диагностика уровня эмоционального выгорания (Э. В. Бойко).
4. Диагностика коммуникативной установки (В. В. Бойко).
5. Диагностика уровня эмпатических способностей (В. В. Бойко).
(Источник методик 1–5: Д. Я. Райгородский (ред.-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Уч. пособие. – Самара: Бахрак, 1998. – С. 161, 298, 486, 569, 581.)
6. Диагностика культуры общения (Т. М. Хрусталева).
(Источник: Хрусталева Т. М. Психология педагогической одаренности. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2003.С. 147–148.)
7. Диагностика коммуникативных способностей.
(Источник: Батаршев А. В. Диагностика способности к общению. СПб.: Питер, 2006. – 176 с.)
8. Изучение педагогических компетентностей (способностей) – методика
МОРУ (Дж. Хазард, модификация Л. М. Митиной, А. М. Раевского).
(Источник: Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998.)
9. Изучение уровня педагогической эффективности (А. К. Маркова).
(Источник: Маркова А. К. Психология труда учителя. – М.: Просвещение, 1993.)
10. Изучение педагогического такта (М. И. Станкин).
(Источник: Станкин М. И. Профессиональные способности педагога. Акмеология воспитания и обучения. М.: Флинта, 1998.)
11. Диагностика способности к эмпатии (A. Mehrabian, N. Epstein).
(Источник: Методы психологической диагностики. Описание и применение. Курган: Зауралье, 1994.)
12. Изучение социального интеллекта Дж. Гилфорда.
(Источник: Михайлова (Алешина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта.
СПб.: ГП., 1996. – 51 с.)

4. Методики диагностики художественно-графических способностей

1. Изучение склонностей к творческой деятельности – «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова.
(Источник: Д. Я. Райгородский (ред.-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Уч. пособие. Самара: Бахрак, 1998. – С. 569–572.)
2. Изучение эмоциональности, воображения и образной памяти – опросник Б. Р. Кадырова
(Источник: Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учеб. пособие. М.: Флинта, 1998.)
3. Изучение пространственно-логического мышления – «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена.
(Источник: Равен Д. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. М.: Когито, 1999.)
4. Изучение образной творческости – тест П. Торренса. (Источник: Туник Е. Е. Диагностика креативности: Метод. рук. СПб.: Иматон, 2000. –
С. 121–167.)
5. Изучение моторной координации – тест «прицеливания» Уипла.
6. Изучение способности к воспроизведению натуры по памяти – методика «LWMPN».
(Источник методик 5–6: Киреенко В. И. Способности и деятельность. М.: Изд. АПН РСФСР, 1982.)
7. Изучение изобразительно-моторной чувствительности (А. Г. Ковалев).
(Источник: Ковалев А. Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности // Проблемы способностей / Отв. ред. В. Н. Мясищев. – М.: Изд-во АПН СССР, 1962. – С. 153–165.)

5. Методики диагностики математических способностей

1. Диагностика математического интеллекта (тест математических аналогий
А. Г. Гайштута, модификация В. Н. Дружинина).
(Источник: В. Н. Дружинин. Психология общих способностей. СПб.: Изд-во Питер, 1999. – С. 310–321.)
2. Аналитические математические способности. Форма Б (АМС.Б) для взрослых и детей от 12 лет.
3. Математические способности детей 6–7 лет:
A) Способность к обобщению математического материала (числа, цифры, знаки).
Б) Способность к обратимости мыслительных процессов.
B) Способность к свертыванию математических рассуждений и соответствующих математических действий.
(Источник: Колесникова Е. В. Диагностика математических способностей. Рабочая тетрадь для детей 6–7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 32 с.)
4. Тест структуры интеллекта Амтхауэра (субтесты: 5 – уровень практического математического мышления; 6 – индуктивное мышление; 7 – комбинаторные
способности; 8 – пространственное мышление) для людей в возрасте 13–61 год.
(Источники: 1) Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Го л о -вей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. – С. 201–231. 2) Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра: Учебно-методическое пособие / сост. Ж. А. Балакшина, Т. В. Прохоренко. СПб.: Речь, 2002.)
5. Прогрессивные матрицы Дж. Равена – тест изучения невербального интеллекта (от 4,5 до 65 лет).
(Источники: 1) Равен Д. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. М.: Когито, 1999. 2) Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2000.)

6. Методики диагностики технических способностей

1. Изучение технических способностей – «Тестовая батарея общих профессиональных способностей».
(Источник: Кулагин Б. В. Тестовая батарея общих профессиональных способностей. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1996.)
2. Изучение склонности к взаимодействию с техническими объектами – «Дифференциально-диагностический опросник» Е. Н. Климова.
(Источник: Практическая психодиагностика: методики и тесты. Учебное пособие / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: ИД «Бахрах», 1998. – С. 569–572.)
3. Изучение ручной умелости – Тест Cible-brodeur Э. Клапареда (рус. «Прокалывание мишеней» Е. Антиповой).
(Источник: Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь. – С. 67–70.)
4. Изучение тонкодвигательной координации – Тест «Монтаж-демонтаж».
(Источник: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Учеб.
Пособие / Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб.: Питер, 2002. – С. 269–271.)
5. Изучение глазомера – «Глазомерная линейка Леманна».
(Источник: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Учеб.
пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др. / Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб.: Питер, 2002. – С. 50.)
6. Тест механической понятливости Дж. Беннета (для взрослых и детей с 12 лет).
(Источник: Bennett G. K. Manual for The Bennett Mechanical Comprehension Test, Form S and T (2nd ed.). San Antonio: The Psychological Corporation; русифицированный вариант представлен в пакете «Одаренность» комплекса компьютерной диагностики Effecton Studio)
7. Тест пространственного мышления (ТПМ) И. С. Якиманской, В. Г. Зархина, Х.-М. Х. Кадаяса.
(Источник: Якиманская И. С., Зархин В. Г., Кадаяс Х.-М. Х. Тест пространственного мышления. Методические рекомендации по работе с тестом (для психологов-профессионалов). М., 1988).

7. Методики диагностики музыкальных способностей

1. Диагностика мелодического слуха.
2. Диагностика гармонического слуха.
3. Диагностика звуковысотного слуха.
4. Музыкально-ритмическая способность.
5. Музыкальная память: логический, зрительный, тактильно-моторный, слуховой компоненты.
6. Музыкальное мышление: репродуктивный, творческий компоненты.
7. Музыкально-языковая способность.
(Источник методик 1–7: Таллибулина М. Т. Музыкальная одаренность: модель, структуры,
методы выявления и развития. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2011. – С. 174–200.)

8. Методики диагностики речевых способностей ребенка

1. Изучение экспрессивной речи.
2. Изучение импрессивной речи.
3. Изучение фонематического слуха.
4. Изучение разборчивости речи.
5. Изучение фонематического слуха.
6. Понимание логико-грамматических конструкций.
7. Методы изучения чтения.
8. Методы изучения письма. (Источник методик 1–8: Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. – С. 239–254.)

9. Методики диагностики психомоторных способностей

1. Метрическая шкала для исследования моторной одаренности детей и подростков от 4 до 16 лет.
2. Групповые методы исследования моторики детей и подростков: Тесты на статическую координацию. Тесты на динамическую координацию. Тесты на скорость движений. Тесты на одновременность движений. Тесты на силу движений. Тесты на отчетливость выполнения.
3. Изучение ручной умелости.
4. Методы комплексного изучения психомоторных способностей человека. Измерение общей двигательной активности.
Измерение точности движений в условиях меняющегося положения тела. Измерение мышечной силы кистей и становой силы. Измерение статической мышечной выносливости. Измерение показателей мелкодвигательных координаций. Методика изучения доминирующей группы мышц и доминирующей группы действий (методика Е. Мира-и-Лопеса).
(Источник методик 1–4: Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. – С. 25–106.)
Источник: Хрусталева Т. М. Учебное пособие «Психология способностей» составлено в соответствии с требованиями ФГОС по направлениям 030300.62 «Психология», профиль подготовки «Психология», квалификация «Бакалавр психологии» и 030301.65 «Психология», профиль подготовки «Психология», квалификация «Специалист». – ПГГПУ, Пермь, 2013. – 180 с.

 

Рекомендации

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.