На главную Психология для всех Психология общения Как поддержать в трудную минуту
Как поддержать в трудную минуту
Психология для всех - Психология общения
поддержать человека

Ошибки утешающих

Это очень деликатная тема. Увы, мы живем в довольно трудные времена. Каждый тянет за плечами ворох своих проблем, поэтому многим людям очень тяжело наблюдать за теми, кто в текущий момент испытывает сильные эмоции негативного плана. Первая реакция большинства — тут же бросить что-нибудь дежурное, чтобы хоть как-то уменьшить собственную неловкость.
Обычно такие реплики не очень помогают, а порой даже сильнее вгоняют человека в тоску.

  • Не стоит говорить что-то вроде: «Все будет в порядке!» — вы не можете знать этого и обещать такое.
  • Также не стоит бросаться небрежными фразами наподобие: «Это ерунда. Бывает еще хуже! Не обращай внимания!». Этим вы лишь обесцениваете переживания человека.
  • Некоторые начинают давать кучу советов и инструкций. Это тоже плохая тактика: в трудную минуту человек просто не способен воспринять их из-за нахлынувших эмоций. К тому же он не просил советов и не ради наставлений пришел к вам. Это может лишь отдалить вас друг от друга или усилить его чувство беспомощности, если оно имеет место.

Что же делать?

Поделиться переживаниями

Попробуйте заглянуть в свое сердце и понять, что вы чувствуете после услышанного и что бы вы чувствовали, оказавшись на месте этого человека. Это может быть страх, растерянность, печаль либо злость от совершившейся несправедливости или невозможности исправить произошедшее. Расскажите о своих чувствах. Это точно сблизит вас и поможет человеку ощутить, что он не наедине с собственными проблемами.

Быть рядом

Порой вовсе не нужны никакие слова. Достаточно просто побыть рядом с человеком и позаботиться о нем: обнять, подержать за руку, сделать чай или кофе, укрыть пледом. При этом позвольте выговориться человеку и просто слушайте. Эти, казалось бы, простые действия создают чувство безопасности и покоя и целебно действуют на душу. Именно таким образом работают психологи с жертвами насилия, терактов и катастроф в первые часы после ЧП.

Поделиться опытом

Вы также можете поделиться собственным опытом, если проходили через подобное. Только не нужно рассказывать о том, как легко вам удалось решить проблему, с какой ловкостью и героизмом вы вышли из неприятной ситуаций. От этого человеку станет еще хуже. Расскажите о ваших ошибках и проколах, о том, как вы не справились. Это поможет человеку почувствовать, что он не одинок, снимет с него груз ответственности, а значит, его переживания из-за трудностей уменьшатся.

Предложить помощь

В некоторых случаях (но не во всех!), если человек не дезориентирован и отдает себе отчет в происходящем, допустимо спросить, что вы можете сделать для него прямо сейчас или в ближайшее время. Это особенно хорошо помогает, если возникшая проблема требует быстрых действий, но сам человек в настоящий момент не в состоянии что-то предпринять.

Статья по теме Социально-психологическая помощь семье

Обратите внимание!

Еще раз о самом главном: не надо силой вытаскивать человека из сложных чувств. Любую обиду, горе, шок, растерянность, гнев нужно пережить, чтобы они потом не сказались на его здоровье и самочувствии. Важно быть рядом с ним и помочь ему выразить трудные чувства.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.