На главную Психология для всех Психосоматика Психотерапия при психосоматических заболеваниях
Психотерапия при психосоматических заболеваниях
Психология для всех - Психосоматика

1. Общие вопросы терапии психосоматических пациентов

Прежде чем перейти к рассмотрению общих вопросов терапии психосоматических пациентов требуется остановится на определении термина «психотерапич». В исследованиях А.С. Татровой отмечается, что под психотерапией, прежде всего, следует понимать коммуникацию невербального и вербального характера с больным, с целью оказания эффективного воздействия на его психическое и болезненно соматическое состояние [31, c. 284].
В то же время, в учебнике М. Рада, П. Кристиана и В. Бройтигама указывается, что психотерапия выступает обучающе-коррекционным методом лечения психических заболеваний [7].

В психологической науке при рассмотрении психосоматических заболеваний некоторые исследователи довольно часто уделяют внимание основным источникам таких заболеваний. Так в работе А. Радченко выделяются следующие источники:
1. Опыт травматического или болезненного характера в прошлом индивида. Как правило, к такому источнику психосоматических заболеваний могут быть отнесены травмы из раннего детства субъекта. Стоит при этом отметить, что данная причина формирования психосоматических заболеваний у индивида считается наиболее серьезной.
2. Самонаказание, совершаемое индивидов за проступки. В данном случае в качестве примера можно рассмотреть ситуацию, при которой родители внушают ребенку делать лишь то, что по их мнению считается наиболее важным. С воспитательной точки зрения при совершении «своего поступка», отличного от «правильных» поведенческих норм, субъект начинает испытывать чувство вины. Среди многих заболеваний психосоматического характера данная причина является одной из наиболее популярных.
3. Стремление индивида быть похожим на идеализированный образ, т.е. идентификация. В таких условиях: постоянного отстранения от своего «Я» и попытки имитации других лиц у человека формируются определенные ощущения дискомфорта и страдания, которые и приводят к заболеваниям психосоматического характера.
4. Органическая речь и ее элементы. Как известно, у психосоматических больных может сформировать заболевание в результате воплощения фразы в физическом плане. К примеру, может сформироваться реальный симптом умственных или сердечных заболеваний в результате воплощения фраз: «С ума схожу от этого», «Сердце болит из-за него».
5. Эффект внушения третьими лицами. Как известно, если с раннего детства ребенку закладывать определенные установки, то он перенесет их и во взрослую жизнь. К примеру, если родители будут постоянно повторять, что ребенок «жадина», то, став взрослым, он данное качество также будет демонстрировать.
6. Условная выгода или мотивация. Как следует отметить, данный источник психосоматических заболеваний является достаточно серьезным. Это, прежде всего, обусловлено тем, что довольно часто симптом довольно часто несет для пациента определенную выгоду условного характера. В качестве примера можно привести симптом мигрени, при избавлении от которого индивиду придутся увидеть и решить проблемы, находящиеся вокруг него.
7. Конфликт внутреннего характера, когда в индивиде осуществляет противоборство бессознательное и сознательное. В данном случае можно упомянуть пример переедания. Так, две разные модели поведения формируются в структуре личности при переедании. Если первая личностная структура говорит: «Прекрати есть», то вторая утверждает, что еда — способ утешения. В результате такого противоборства двух структур одной личности попеременно доминируют. В этом случае основной психотерапевтической задачей выступает их «примирение» [22].
В современных условиях можно выделить также такую причину формирования заболеваний психосоматического характера, как алекситимия, т.е. затруднение в описании собственного состояния. Невротические личности, как свидетельствует практика, наиболее часто становятся пациентами психотерапевтов. Если невротические личности могут с легкостью описания собственное внутреннее состояние, переживания, страхи и чувства, то психосоматические пациенты обеднены способностью такого ясного выражения. Кроме бедности словесного запаса для описания собственных состояний, они также не могут свои чувства и переживания дифференцировать. Это довольно часто обусловлено существующими у таких индивидов с ранее детства запретами на выражение чувств. Им свойственно ригидное следование правилам и нормам социальной жизни, а психосоматические расстройства выступают попыткой интеграции с человеческой душой.
Большинство людей при плохо выстроенных взаимоотношениях, прежде всего, стремятся к их прекращению. Что же касается психосоматических пациентов, то такие отношения они могут терпеть достаточно долгий временной период, что обусловлено подавлением в структуре эмоций злобы, агрессивности и враждебности. Как отмечается в трудах Р. Кочюнаса, лишь психотерапевт может с легкостью определить страдание таких индивидов, несмотря на кажущуюся внешнюю «нормальность» [14].
Таким образом, одной из наиболее важных задач психотерапевта при работе с психосоматическими больными считается помощь в определении скрытой озлобленности, а также установлении ее связи с симптомами соматического характера.
В сфере консультирования психосоматических пациентов еще одной проблемой для психотерапевта считается неспособность индивида вербализовать собственные переживания внутреннего характера, т.е. эмоциональная безграмотность. Именно поэтому психотерапевту требуется применять соответствующие техники, которые направлены на поддержку, а не конфронтацию. Для подготовки пациента к вербализации переживаний внутреннего характера психотерапевт должен использовать примеры анализа эмоциональных ситуаций, фантазий и так далее. Невзирая на то, что такие приемы не всегда дают необходимый эффект, они позволяют осознать и вербализовать пациентом собственные эмоциональные проблемы.
Исходя из выдвинутых идей, можно предположить, что специфической особенностью психосоматических заболеваний считается то, что для пациента остается скрытым, что основной причиной их заболевания выступает душевное неблагополучие. Именно поэтому психотерапевты должны вырабатывать и апробировать особый подход для лечения таких пациентов.
В современной медицинской практике в настоящее время требование личностного учета пациента стало общепризнанным постулатом. Однако в клинической практике пока не наблюдается его использование, так как он остается лишь теоретическим признанием. В то же время, А. Мацанов предлагал классифицировать психосоматических пациентов для выработки соответствующих психотерапевтических тактик:
1. Психоастенический склад пациента. Такие больные, по сути, имеют множественные сомнения, неловки и мрачны. У таких индивидов проявляется повышенный уровень страхов, преувеличение неудач, отсутствие перспектив. Таких пациентов успокаивают ненадолго дружеский тон бесед, ободрение, так как довольно быстро возникают новые переживания и сомнения.
2. Астенические пациенты, которые обладают такими качествами, как честолюбие, обидчивость, робость, застенчивость. Такие пациенты воспринимают собственное психосоматическое заболевание как судьбу, слушают назначения врача. Стоит отметить, что такие пациенты успокаиваются от доверительной и доброжелательной беседы.
3. Ювенильный склад пациентов. Такие больные, прежде всего, внушаемы и возбудимы, имеют склонность к преувеличению собственных переживаний. Кроме того, у таких пациентов наблюдается собственное представление о болезни. Однако, внимание таких больных нестойкое, легко переключаемое. Доброжелательность и спокойствие врача легко успокаивает таких пациентов.
4. Эпитимные пациенты. Для таких больных характерна раздражительность и угрюмость. В процессе лечения такие пациенты требуют четкой формулировки диагноза, перспектив лечения. Психотерапевту требуется беседовать с такими пациентами уверенно и четко, показывая рентгенограммы и анализы. Весьма убедительно на таких больных действуют медицинские термины, характеризующиеся оптимистичностью.
5. Циклотимные пациенты достаточно доброжелательны, коммуникабельны и оптимистичны. Такие пациенты довольно часто преуменьшают серьезность собственного заболевания, что обусловлено любовью к жизни и верой в перспективы лечения [19].
В современное время в лечении больных психосоматическими заболеваниями применяются все известные подходы психотерапевтического характера. Однако при выборе конкретного метода требуется принимать во внимание совокупность следующих основных факторов:
— компетенция психотерапевта;
— время, которое планируется потратить на психотерапию;
— личностные особенности пациента;
— клиническая картина заболевания.
В современной психосоматической медицине можно выделить несколько методов. Так, Н.А. Русина в собственных исследованиях выделяла следующие основные методы:
1. Методы, направленные на модификацию у пациентов их симптомов и поведения. В первую очередь, в эту совокупность методов можно включить:
— когнитивно-поведенческая психотерапия;
— гипнотерапия;
— иные методы суггестивного и аутосуггестивного характера.
2. Психологические глубинные методы, направленные на раскрытие у больных конфликта психологического характера, который порождает основные симптомы психосоматического характера. В данную группу методов могут быть включены следующие методы:
— кзистенциально-гуманистические методы (психодрама, гештальт-терапия и прочие);
— разные направления психодинамической психотерапии;
— психоанализ.
Использование данной категории методов возможно лишь при наличии достаточного времени для проведения психотерапевтического курса, а также при наличии у пациента способности к саморефлексии. Формы терапии могут быть и групповыми, и индивидуальными [24, c. 480].
Следует при этом отметить, что в практической психосоматической медицине довольно часто встречается комбинирование рассмотренных методов.
В современных исследованиях также указывается на широкое применение разных видов полувербальной и невербальной психотерапии при лечении психосоматических заболеваний. Среди таких методов, прежде всего, можно выделить следующие методы:
— симполдрама;
— танцевальная терапия;
— упражнения по мышечной релаксации;
— телесно-ориентированная терапия;
— музыкальная терапия;
— дыхательная гимнастика [10, c. 133].
Коррекция нарушений психосоматического характера в рамках психологической работы может быть представлена в виде следующих ступеней (рис. 2).

 

психосоматика

Рис. 2. Ступени коррекции нарушений психосоматического характера в рамках психологической работы

Для использования всех приемов борьбы с алекситимией у пациентов требуется релаксация, которая выступает основой психокоррекционной работы. Именно поэтому требуется фиксировать на сиюминутных переживаниях все внимание пациента с психосоматическими заболеваниями.
Необходимо использовать совокупность приемов и методик психопантомимического и психогимнастического характера для опоры
пациентов на невербальные коммуникативные способы. Такие приемы и методы, как следует подчеркнуть, способствуют спонтанному выражению основных эмоций на невербальном уровне, а также снятию у пациентов напряжения.
Именно поэтому использование таких приемов и методик приводит к тому, что у пациентов формируются основы для тренинга распознавания эмоциональных состояний в будущем, а также осуществления их вербализации. В результате того, что пациенты погружаются в собственные эмоции, у них происходит развитие внутреннего диалога. В этом контексте также могут использоваться разнообразные приемы, в том числе, приемы из гештальт-терапии:
1. Психокоррекционная работа. В данном случае на первоначальном этапе психотерапевту следует выяснить образное представление пациента о болезни и симптомах, после установить образное представление пациента о результатах терапии. После установления данных фактов, психотерапевт должен выяснить у пациента основные факторы, которые делают исчезновение симптомов болезни нежелательными, т.е. проводится проверка причины условной желательности или мотивации психосоматического заболевания. Затем разрабатываются конкретные шаги к процессу выздоровления, пациента обучают релаксации и устанавливают обратную связь для контроля.
2. Установление психологического контракта. В данном случае требуется выяснение представлений и концепции пациента относительно его психосоматического заболевания.
В форме рациональной психотерапии первоначально с пациентами осуществляется беседа о сущности лечения и основных факторах психологического характера в риске психосоматических заболеваний. Затем психотерапевт должен установить контракт психологического характера с пациентов, т.е. установить его цели и обсудить вопросы, связанные с заболеванием.
Таким образом, при проведении психотерапевтической работы с психосоматическими больными требуется руководствоваться принципом плюрализма методов, ориентированных на пациентов. Следует осуществлять выбор лишь тех возможностей терапии, которые соответствуют структуре личности пациента и возможностям психотерапевта.
Далее рассмотрим более подробно основные методы и техники психотерапии пси психосоматических заболеваниях.


2. Основные методы и техники психотерапии при психосоматических заболеваниях


В современных научных исследованиях отмечается, что основными методами психотерапии при лечении психосоматических заболеваний, считаются когнитивно-поведенческая психотерапия, гештальт-терапия, позитивная психотерапия, терапия, сфокусированная на решении, психогенез, суггестивная психотерапия и так далее. Рассмотрим некоторые из них более подробно.


1. Суггестивная психотерапия представляет с помощью использования внушения устранение нарушений психического и телесного характера. Основной сущностью терапии считается то, что в форме устных сообщений психосоматическим пациентам передаются правильные установки [11].
В рамках суггестивной терапии при работе с пациентами, которые больны психосоматическими заболеваниями, используется:
аутотренинг;
— внушение;
гипноз.
Согласно терминологическому определению, внушение представляет собой разные способы эмоционального воздействия невербального и вербального характера на пациента для формирования у него определенного состояния или побуждения к конкретным действиям. В рамках коррекции психосоматических заболеваний внушение способствует изменению соматовегетативных функций организма, вызову побуждений волевого характера, эмоциональных состояний, разных представлений и ощущений.
В исследованиях ученых отмечается, что гипноз представляет собой особое состояние сознания индивида, которое формируется непосредственно под психологическим воздействием. Данное состояние пациента можно охарактеризовать повышением восприимчивости к психологическим факторам при понижении чувствительности к факторам внешней среды.
Рассмотрим основные методы и техники гипноза.
Чаще всего в психосоматической практике используется две группы методов гипноза:
1) шоковые методы, в рамках которых гипноз вызывается с помощью действия внезапного сильного раздражителя (вспышка света, громкий звук и пр.);
2) методы воздействия повторяющихся раздражителей монотонного характера.
В настоящее время на основе выделенных методов были разработаны конкретные техники гипноза. Так, в работе В.А. Федосеева, Б.В. Михайлова и др. предлагаются следующие этапы погружения в гипнотическое состояние (рис. 3).

гипноз этапы

Рис. 3. Этапы погружения в гипнотическое состояние [21]

Для применения внушения в гипнозе прямым показанием считается истерический невроз, так же она показана при неврастении и нарушениях сна, для борьбы с вредными привычками у детей и в качестве методов коррекции девиантного поведения.
Стоит при этом подчеркнуть, что постоянно расширяется перечень показаний использования данного метода при лечении психосоматических заболеваний.
Еще одной группой техник в сфере лечения психосоматических заболеваний считаются техники самовнушения, которые являются соответствующей категорией психологического характера, включающей самовоспитание, самовоздействие, саморегуляция. На сегодняшний день в психосоматической практике разработано достаточно большое количество методов, которые базируются на самовнушении. Наиболее популярными из них являются методы Шульца, Джекобсона и Куэ.


2. Психосинтез.
Данный метод, прежде всего, используется в том случае, когда причиной психосоматического расстройства выступает достаточно сложный конфликт между разными бессознательными и сознательными силами пациента, который страдает психосоматическим заболеванием. Прежде всего, такие силы имеют конфликт в результате мучительных и глубинных кризисов у психосоматического пациента.
Основными этапами, которые позволяют достичь гармоничной внутренней целостности, являются следующие этапы.

Основные этапы, позволяющие достичь гармоничной внутренней целостности

Основные этапы, позволяющие достичь гармоничной внутренней целостности

Основные техники и методы психосинтеза при лечении психосоматических заболеваний, представлены ниже.

Техники и методы психотерапии психосоматических больных

Техники и методы психотерапии психосоматических больных


Как уже отмечалось ранее в работе, существует много методов и техник психокоррекционной работы с психосоматическими пациентами. Однако в рамках настоящего исследования невозможно описать все существующие методики. Именно поэтому рассмотрим поэтапную работу с психосоматическими больными и техники, используемые на каждом этапе.
На первоначальном этапе требуется осуществить подбор соответствующего инструментария исследования для выбора психотерапевтической цели. Для этого требуется провести диагностическую беседу, соответствующие психологические тесты, проективные
методики, описанные ранее в исследовании. В силу того, что психосоматический пациент имеет своего рода «мышечный панцырь», который скрывает его внутренние глубинные переживания и эмоции, требуется использование методы саморегуляции и телесно-ориентированной терапию В данном случае могут быть использованы техники суггестивной психотерапии: аутотренинги, изометрические упражнения, гипноз и т.д.
После этого требуется решение другой проблемы. Как известно, пациенты с психосоматическими заболеваниями, стремятся игнорировать заболевание и его психические причины. Именно поэтому требуется использовать методы поведенческой терапии, в частности, дневники самонаблюдения, контроль состояния, обучение уходу за собой и пр.
Основным маркером психосоматических заболеваний, как было доказано в работе, считается подавление эмоций. Именно поэтому требуется подбор и реализация методов и техник, которые направлены на борьбу с бедностью эмоционального словаря и алекситимичностью. В данном случае целесообразно использовать методы эмотивной психотерапии:


— стресс айкидо;
дыхательные упражнения;
методы саморегуляции;
— создание новой доминанты и так далее.


Затем задачей психотерапевта считается проведение необходимой работы для осознания пациентом существующей связи между его эмоциями и соответствующим физиологическим состоянием. Работа врача в данном случае, прежде всего, должна быть направлена, прежде всего, на расширение эмоционального словаря, тренировку когнитивных процессов и эмоций, маркировку эмоциональных состояний пациента.
Следующей задачей психотерапевта считается изменение у пациента негативного отношения к эмоциям отрицательного характера, а также фокусировка внимания на основных переживаниях, определение причин «запрета» на выражение отрицательных эмоций.
И, наконец, после того, как психосоматический пациент начал отслеживать основные ситуации, вызывающие у него ухудшение самочувствия, психотерапевт должен заняться обучением пациента адекватному выражению собственных эмоций, моделям совладания. В данном случае могут быть использованы техники:
— «нейролингвистического якорения»;
— психодрама;
— гештальт-терапия;
— другие техники.

Источник: Вербина, Галина Георгиевна. Психосоматика : учебное пособие / Г. Г. Вербина. — Казань : Бук, 2021. — 54 с. — Текст : непосредственный.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.