На главную Семейное право Попечительство Правовые формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Правовые формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Семейное право - Попечительство
Индекс материала
Правовые формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Усыновление как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Опека (попечительство) над несовершеннолетними, разновидности опеки (попечительства)
Все страницы

§ 1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Правовые основы совершения действий по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, заложены в разд. VI Семейного кодекса РФ, в Федеральном законе "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", а также в иных нормативных правовых актах.
Основным в настоящей главе является понятие "ребенок, оставшийся без попечения родителей". Легального определения этого понятия Семейный кодекс не дает, однако из его п. 1 ст. 121 следует, что к числу таких детей относится каждый ребенок, по каким-либо причинам лишившийся родительского попечения: ухода, охраны, воспитания, заботы.

Законодатель лишь перечисляет самые распространенные случаи, когда дети остаются без попечения родителей: смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, их длительное отсутствие, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, создание действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию.
Возникают, к сожалению, ситуации, когда дети не посещают школу, не получают по вине родителей медицинской помощи, оставлены без ухода и питания <1>. Такие юридические факты порождают особое правовое состояние - ребенок становится "оставшимся без попечения родителей". Ребенок приобретает статус оставшегося без попечения родителей также при отобрании его у родителей или лиц, их заменяющих, в случаях непосредственной угрозы его жизни или здоровью (ст. 77 СК), при пребывании родителей в местах лишения свободы. Перечень случаев, в которых ребенок может остаться без родительского попечения, не является, да и не может быть закрытым. Это связано с тем, что круг юридических обязанностей родителей по отношению к детям чрезвычайно широк (ст. ст. 63, 64, 80 СК), а их неисполнение может привести к различным негативным последствиям, таким как смерть, заболевание ребенка, совершение ребенком правонарушения и пр.
____________________________
<1> Необходимо знать, что жестокое обращение родителей с ребенком может быть основанием для привлечения их к уголовной ответственности по ст. 156 УК РФ, а также по иным нормам уголовного законодательства (например, ст. ст. 116, 117 УК и др.). Увы, поведение некоторых родителей дает основание и для привлечения их к ответственности за оставление в опасности (ст. 125 УК).

"Ребенок-сирота" и "ребенок, оставшийся без попечения родителей" - разные юридические понятия. В ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определено, что дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Факт отсутствия попечения родителей в соответствии с действующим законодательством не требует судебного установления <1>, хотя, например, наличие вступившего в законную силу судебного решения о лишении единственного родителя родительских прав или об ограничении его родительских прав, о признании его недееспособным или безвестно отсутствующим само по себе, безусловно, свидетельствует о том, что ребенок остался без попечения родителей.
_________________________
<1> На практике бытует заблуждение, согласно которому ребенок приобретает статус оставшегося без попечения родителей только после вступления в законную силу судебного решения о лишении его родителей родительских прав. Это не соответствует Семейному кодексу РФ.

Действующим законодательством предусмотрена специальная административная процедура выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей. Выявление и учет таких детей - задача государственного масштаба, исполнение которой позволит гарантировать каждому ребенку, оказавшемуся в трудной ситуации, предоставление необходимой и возможной помощи, а также планировать расходование бюджетных средств для обеспечения устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, происходят в следующем порядке.

1. Сведения о факте отсутствия родительского попечения в отношении ребенка поступают в орган опеки и попечительства.
Зачастую такая информация становится известной сотрудникам органов опеки и попечительства при исполнении их служебных обязанностей. Однако необходимо знать, что в соответствии с п. 1 ст. 122 СК РФ должностные лица организаций (дошкольных образовательных, общеобразовательных, медицинских и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Исполнение этой обязанности не подкреплено юридической санкцией, и это обстоятельство является одной из причин того, что тысячи должностных лиц и рядовых граждан ежедневно проходят безучастно мимо детей, нуждающихся в помощи.
2. В соответствии с п. 6 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2015 г. N 101), орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни этого ребенка и, установив факт отсутствия попечения его родителей или его родственников, обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот, зарегистрировать сведения о нем в журнале первичного учета, а также внести имеющуюся информацию о ребенке в специальную анкету ребенка.
Со дня поступления сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, органу опеки и попечительства предоставляется месячный срок для устройства ребенка.
3. Орган опеки и попечительства также обязан направить информацию о ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Орган власти субъекта Федерации передает эти сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ <1>, для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

_____________________________
<1> В настоящий момент эти функции возложены на Министерство просвещения РФ.
В течение месяца со дня поступления сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, орган исполнительной власти субъекта Федерации организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Федерации.

4. Если в течение месяца не удалось устроить ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью на территории соответствующего субъекта Федерации, то федеральный орган исполнительной власти оказывает соответствующему региональному органу содействие в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Таким образом, в Российской Федерации существует система учета детей, оставшихся без попечения родителей. Она предназначена для того, чтобы обеспечить устройство детей не только в семьи граждан, проживающих на территории того субъекта Федерации, где ребенок был выявлен, но и в семьи иных граждан. Кроме того, в государственном банке данных хранятся и сведения о лицах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (ст. 7 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей").
Как уже говорилось, отсутствие родительского попечения порождает особый правовой статус ребенка. Дети, относящиеся к числу оставшихся без попечения родителей:
- имеют право на устройство в семью (абз. 3 п. 2 ст. 54 СК);
- учитываются в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
- имеют право на различные социальные льготы и гарантии (Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Безусловно, важнейшим правом ребенка, оставшегося без попечения родителей, является право на устройство в семью. Это один из главных элементов специального правового статуса ребенка.
Законодатель одновременно употребляет понятия "устройство детей" и "воспитание детей", что требует разъяснения. Глава 18 СК РФ называется "Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей", однако в наименовании разд. VI Кодекса использован иной оборот - "формы воспитания детей". Это расхождение является всего лишь редакционной ошибкой законодателя. Дело в том, что воспитание как процесс воздействия на личность ребенка включает в себя не все из возможных действий, которые приходится совершать усыновителям, опекунам, попечителям ребенка. На этих лиц возлагается широкий круг обязанностей, в том числе и обязанность по представительству и защите интересов несовершеннолетнего. Действия во исполнение этой обязанности (обращение в суд в защиту ребенка, в орган социальной защиты для получения льгот и пр.) понятием "воспитание" не охватываются. Таким образом, в содержание понятия "устройство детей, оставшихся без попечения родителей" включается их "воспитание".
Устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, - один из видов социальной заботы (заботы государства и общества о людях). Оно состоит в том, что уполномоченный на это орган закрепляет за ребенком лицо (нескольких лиц), обязанное (обязанных) совершать в его пользу в течение определенного времени или без указания срока фактические и (или) юридические
действия, направленные на удовлетворение потребностей такого ребенка, а также отвечать за соблюдение законных прав и интересов несовершеннолетнего.
Понятие "устройство ребенка" является юридическим. Это связано, во-первых, с тем, что задачей устройства является обеспечение прав и интересов несовершеннолетнего. Следовательно, закрепление за ребенком опекуна или иного обязанного лица может быть облечено только в установленные законом формы. Во-вторых, важным признаком устройства является то, что оно осуществляется уполномоченными на то органами государственной власти или местного самоуправления.
Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, - это те правовые конструкции, которые позволяют обеспечить постоянное или временное закрепление за ребенком лица, которое обязано отвечать за него. Формы устройства могут быть различными, а их использование зависит от совокупности многих факторов: национальных традиций,
экономической ситуации, демографической ситуации и пр. Так, еще в XVIII в. в Российской империи по инициативе Екатерины II в Екатеринославском наместничестве на старост и старшин возлагалась "обязанность приискивать средства для пропитания малолетних. С этой целью одни должны были отдавать беспомощных сирот состоятельным односельчанам с тем, чтобы они кормили их, а в вознаграждение пользовались до совершеннолетия их трудами. На старосту возлагалась обязанность наблюдать, чтобы эти опекуны содержали малолетних изрядно и не изнуряли работами" <1>. Безусловно, цивилизованные правопорядки таких форм устройства детей "в семью" не знают.
_____________________________
<1> См.: Сергеевич В. Лекции и исследования по истории русского права. СПб., 1883. С. 940.

В соответствии с п. 1 ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В зависимости от субъекта, осуществляющего заботу о ребенке, все формы устройства детей следует разделить на две группы (см. схему N 1).
Схема N 1


Формы устройства

Формы "индивидуального" устройства --------------Формы "неиндивидуального" устройства


При "индивидуальном" устройстве (семейное устройство, устройство в семью) попечение о ребенке передается строго определенному физическому лицу (лицам), при выборе которого применяются установленные законом критерии. К таким формам устройства относятся усыновление ребенка, а также опека (попечительство) <1>. 
_______________________________
<1> В юридической литературе неоднократно отмечался тот факт, что "по сути дела, советское законодательство о браке и семье имеет в виду две формы устройства в семью" (см.: Право и защита семьи государством / Отв. ред. В.П. Мозолин, В.А. Рясенцев. М., 1987. С. 45; см. также: Ершова Н.М. Опека и попечительство над несовершеннолетними по советскому праву: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1957. С. 56).

В случаях "неиндивидуального" устройства ребенок передается на попечение организации, юридического лица. Разумеется, конкретные действия по воспитанию ребенка или по уходу за ним совершают физические лица - работники организации, однако их личности для формы устройства ребенка юридического значения не имеют. Важно только, что педагоги организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны иметь соответствующее образование. Однако это требование общего характера. Для передачи ребенка в такую организацию не имеет значения, какое имя носит его будущий педагог. Более того, один педагог (или воспитатель, няня) может быть в любое время заменен другим, что невозможно сделать при "индивидуальном" устройстве ребенка (например, при помещении под опеку). В настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 123 СК РФ к формам "неиндивидуального" устройства относится временная, на период до устройства на воспитание в семью, передача ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как следует из п. 2 ст. 155.2 СК РФ, правовое положение ребенка, пребывающего в такого рода организации, аналогично положению ребенка, которому назначен опекун (попечитель).
В зависимости от длительности отношений по устройству ребенка формы устройства разделяются на два вида (см. схему N 2).


Схема N 2


Формы устройства


Формы временного устройства --- Формы постоянного устройства


Пребывание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в одной из специальных организаций всегда является временной формой его устройства. Это связано с тем, что, как уже упоминалось, ребенок имеет право на семью. Ребенку, помещенному в интернат или иное учреждение, органы опеки и попечительства и иные уполномоченные на то органы обязаны продолжать подыскивать подходящую семью.
Устройство ребенка без указания срока (постоянное) предполагает возникновение длительных, более того, пожизненных отношений ребенка с посторонними людьми, а потому может быть облечено лишь в правовую форму усыновления. Пожизненный характер этих отношений играет роль при их установлении, но не исключает впоследствии отмены усыновления, как родство родителей и детей не исключает лишения родителей родительских прав.
Такая форма устройства, как опека (попечительство), носит временный (срочный) характер. Предусмотренная гл. 21 СК РФ приемная семья, а также патронатная семья, возможность создания которой может быть предусмотрена законами субъектов Российской Федерации, являются разновидностью опеки (попечительства). 
Система форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, складывается следующим образом (см. схему N 3).


Схема N 3

Схема

Не является формой устройства детей временная (не более чем на три месяца, в исключительных случаях - не более чем на полгода) передача ребенка в семью граждан, осуществляемая на основании п. п. 4 - 6 ст. 155.2 СК РФ. Лица, принимающие ребенка в семью на указанных основаниях, не являются его законными представителями, а ответственность за жизнь, здоровье, воспитание ребенка продолжают нести те организации, в которые ребенок был ранее помещен.
Важной составляющей системы выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является деятельность органов опеки и попечительства. В соответствии с п. 1 ст. 121 СК РФ только эти органы выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут их учет, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
В Российской Федерации запрещена деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей.
Поскольку попытки несанкционированного занятия устройством детей, оставшихся без попечения родителей, были особенно распространены при усыновлении, в СК РФ в 1998 г. была включена специальная ст. 126.1 "Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей", в которой определено, кому и при каких обстоятельствах разрешено оказывать усыновителям содействие. Необходимо иметь в виду, что незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка преследуются уголовным законодательством и законодательством об административных правонарушениях (ст. 154 УК, ст. 5.37 КоАП).
В соответствии с действующим законодательством органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако органы местного самоуправления тоже могут быть органами опеки и попечительства в случае, если законом субъекта Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.