На главную Семейное право Теория Правовое просвещение школьников
Правовое просвещение школьников
Семейное право - Теория

Грязнов Сергей Александрович канд. пед. наук, доцент, декан ФКОУ ВО «Самарский юридический институт ФСИН России» г. Самара, Самарская область

Аннотация: статья посвящена изучению современной школьной образовательной системы и формирования в ней знаний по правоохранительной деятельности. Автором также представлены способы знакомства с деятельностью сотрудников правоохранительных органов.


Ключевые слова: молодое поколение, школьная система образования, правоохранительная деятельность, обществознание, физическая культура.


В связи с тем, что человек - это существо разумное, то потребность постоянно получать знания является основой его жизни. На протяжении всего времени существования письменности передача знаний была главной целью как ученого, так и философа. Возможность изучать информацию о прошлом, настоящем и будущем стало обязательным пунктом на пути становления человека. О первых школах известно много и по своей сущности они не сильно отличаются от современности: если раньше в основе обучение лежало Божье слово, то современные дисциплины более разнообразны и охватывает достаточное количество для комфортной жизни в обществе. Современные школьники получают знания по литературе, русскому и иностранному языку, математике, информатике, физике, химии, физической культуры, истории, обществознанию и праву.
В России роль традиционно школьного образования сводится не только к передаче определенной суммы знаний, но и к формированию у подрастающего поколения жизненных установок, что логично: на службу, на работу, на учебу в вуз приходит человек с уже сформировавшимся нравственно-ценностным личностным компонентом.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) уделяют значительное внимание формированию личности гражданина в целом, развитию патриотизма, законопослушного поведения, гражданственности. Таким образом, как и в советское время, современной российской школе вновь делегированы функции, делающие ее основным форпостом формирования личности гражданина Российской Федерации.
Так называемая подростковая жестокость, выражающаяся в драках, унижениях сверстников и более младших детей, в издевательствах на животными и актах вандализма, существовали всегда, в том числе и в считающемся благополучным периоде «развитого социализма» 1970-1980-х гг. Просто они намного реже становились достоянием гласности и не служили примером, тем не менее нашли отражение в художественных произведениях, многократно поднимались в педагогической литературе, в том числе и у А. С. Макаренко [1, с. 33].
Тем не менее социальные вызовы, провоцирующие молодежь на совершение противоправных поступков, усиливаются. Так, еще 10 лет назад не существовало проблемы угрозы воздействия на детей злоумышленниками в сети Интернет, на школьные дискотеки пытались пронести спиртное, а не наркотики. Совсем недавно возникла новая волна деяний на грани правового поля - опасные селфи, руферство, сталкерство и т. д.
Данные направления деятельности подростков и молодежи связаны не только с угрозами их собственному здоровью, но и напрямую ведут к нарушению закона (например, проникновение на охраняемую территорию, создание заведомо опасной ситуации на дороге и в транспорте, кражи товаров и лекарственных веществ, публичные оскорбления и хулиганство).
Стоит отметить, что школьное образование не только помогает расширить свой кругозор и получить требуемые знания, но и помогает человеку адаптироваться в обществе, в котором он будет жить и работать. Одним из основных требований со стороны государства, которое оно выдвигает современной образовательной системе, направлено на обучение современных подростков тем жизненным тезисам, которым они должны следовать на протяжении всей своей жизни.
Школьный период - это время, когда присутствует не только большой интерес ко всему неизвестному, но и повышается желание проявлять себя и участвовать в той деятельности, которая будет яркой и заметной. Именно в этот момент подросток наиболее уязвим к тому, чтобы нарушить закон. Для правоохранительной системы именно подростки от 12 до 17 лет - это самый опасный и наименее контролируемый слой гражданского общества в Российской Федерации, так как они наиболее чаще остальных совершают административные правонарушения. И если часть подростков в период взросления и полного становления личности в студенческих организациях перерастают свое стремление нарушать закон, то другая часть не только продолжает действовать против российского законодательства, так и иногда переходят к более серьезным правонарушениям.
Важность школы отменяют большинство современных социологов и психологов, так именно в школьные годы человек способен впитать в себя наибольшее количество информации, независимо от ее качества и полезности для общества. Современная образовательная система направлена на то, чтобы создать законопослушного гражданина, способного полностью следовать в рамках закона.
Как показывает практика, в формировании правильного представления о важности правоохранительной деятельности и соблюдения закона у современного подростка выполняет ряд различных школьных дисциплин, которые являются обязательными для изучения для всех классов школьных учреждений, независимо от их направления.
Рассмотрим несколько предметов обучения и их влияние на формирование знаний правоохранительной направленности у современно ученика школы. Прежде всего, это обязательная физическая подготовка учеников и сдача нормативов. Для будущего сотрудника правоохранительных органов важно быть в хорошей физической форме, так правоохранительная деятельность различных структур чаще всего подразумевает использование своих физических данных для погони и задержания преступника. Школьник с хорошей физической подготовкой при поступлении в российский юридический вуз успешно пройдет все предложенные нормативы и будет обладать возможностью поступить на бюджет [2, с. 118].
Конечно, не только физическая подготовка должна быть обязательным компонентом для школьника, который мечтает связать свою жизнь с правоохранительной деятельностью. Обществознание - это такая же важная наука, как русский язык и математика, который должен быть хорошо изучен еще до поступления в юридический вуз. Из определения следует, что обществознание - это наука об обществе и групп гражданских лиц Российской Федерации, а также о происходящих общественных процессах и связей между разными людьми. Соответственно, при изучении обществознания школьник получает информацию о том, как современное общество взаимодействует друг с другом, что регулирует это взаимодействие, на какие законы опираются люди при общении и взаимодействии между собой. Школьная программа предмета «обществознание» включает в себя также изучение нормативно-правовой базы Российской Федерации, что является важной составляющей для будущего сотрудника правоохранительных органов. Студент, поступающий на специальности правоохранительной направленности, должен понимать, какие юридические нормы должны соблюдаться в Российской Федерации, что регулирует правоохранительную деятельность, а также какие специфические нормативно-правовые акты могут фигурировать при составлении административного или уголовного судебного разбирательство над преступником в Российской Федерации.
Формирование знания в правоохранительной деятельности в Российской Федерации в школьном образовании также касается и посещения сотрудников правоохранительных органов школьных учреждений. Школьники из первых уст получают интересную и нужную информацию не только об опасности нарушения российского административного и уголовного законодательства, но и узнают истории о реальных делах сотрудников различных правоохранительных структур. Таким образом, ученики российских школ могут понять, нравится ли им изучение по юридической направленности и хотят ли они в будущем связать свою жизнь с правоохранительной деятельностью в Российской Федерации.
Современная школа - это не только инструмент для получения знаний по выбранной профессии или расширения кругозора человека, это также система различных образующих институтов и структур молодого поколение, которое учится жить в обществе Российской Федерации. В настоящее время школьное образование предоставляет подростку возможность узнать о том, что такое право, какие права есть у него и у окружающих его людей, какие поступки относятся к нарушению закона и по каким причинам их подразделяют на административные и уголовные наказания. Для создания комфортной жизни внутри любого общества требуется полное подчинение и следование российскому законодательству, что и предоставляет школьное образование.


Список литературы
1. Скрипник Л.Ю. Школьное образование как пространство формирования культуры правового и безопасного поведения / Л.Ю. Скрипник, О.Б. Алпатова // Проблемы современного образования. - 2018. - №1. - С. 24-35.
2. Аксютина З. А. Социальное воспитание как проблема правоохранительной деятельности / З.А. Аксютина, С. А. Маврин // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2010. - №3 (42). - 118 с.

Источник: Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. (Чебоксары, 20 сентября 2022 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары: Среда, 2022. - 288 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.