На главную Подросток Психологические особенности возраста Воспитание подростков по различным системам
Воспитание подростков по различным системам
Подросток - Психологические особенности возраста
Индекс материала
Воспитание подростков по различным системам
Воспитание со спортивным уклоном
Система воспитания с художественноэстетическим уклоном
Все страницы

1. Воспитание по традиционной системе

Традиционная система воспитания существует почти 400 лет. Она разработана крупнейшим чешским ученым и педагогом Яном Амосом Коменским (1592 - 1670). Он впервые обосновал идею всеобщего воспитания на родном языке, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочную форму воспитания.
В процессе воспитания в традиционной школе реализуются следующие цели: развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления.

Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии:
• учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав в течение всего периода школьного воспитания;
• класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
• основной единицей занятий является урок;
• урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
• работой подростков на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе подростков в следующий класс;
• учебники применяются в основном для домашней работы.
Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, домашнее задание, отметки - все это составляющие классно-урочной системы. Она способствовала развитию у школьников тех качеств, которые были необходимы для достойной жизни в условиях ремесленного производства. В течение всей своей жизни человек мог заниматься одним и тем же делом, выполняя его одними и теми же методами.
К поколениям россиян, выросших в ХХ веке, практически предъявлялись те же требования, они также имели возможность в течение жизни заниматься одной профессией, в которой мало что менялось.
Традиционное обучение по своей философской основе считается педагогикой принуждения. Основная цель воспитания - формирование системы знаний, овладение основами наук, что выражается в наличии стандарта воспитания. Массовая школа с традиционной технологией остается «школой знаний», где основной акцент ставится на информированность личности, а не на ее культурное развитие.
Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось еще в годы советской власти. Оно определялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем технически развитых капиталистических стран, общей ролью научно-технического прогресса. И по сей день содержание образования в массовой школе является технократическим. Знания адресуются в основном к рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности. Доказано, что 75 % учебных предметов школы направлено на развитие левого полушария мозга, на эстетические предметы отводится лишь 3 % от общего числа школьных дисциплин.
Основу традиционного воспитания составляют принципы, сформулированные еще Я. Коменским:
1) научность (ложных знаний быть не может, могут быть только неполные);
2) природосообразность (обучение определяется развитием ученика, не форсируется);
3) последовательность и систематичность (линейная логика процесса воспитания, от частного к общему);
4) доступность (от известного к неизвестному, от легкого - к трудному);
5) прочность (повторение - мать учения);
6) сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);
7) принцип наглядности;
8) принцип связи теории с практикой;
9) учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Традиционная технология - авторитарная технология, в которой
обучение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, практически отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих поисков личности. Как и любая технология воспитания, традиционное обучение имеет свои сильные и слабые стороны. К положительным сторонам в первую очередь следует отнести:
1) систематический характер воспитания;
2) упорядоченную, логически правильную подачу материала;
3) организационную четкость;
4) оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.
Система ориентирована на овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной формах. На основании языковых знаний и умений подростки овладевают и речевыми умениями. Не менее важно эмоциональное и литературное развитие школьника, формирование его научного мировоззрения, постоянное обогащение знаниями об окружающем мире, что, в свою очередь, связано с такими качествами личности, как любознательность, целеустремленность, трудолюбие [38].
Система предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у школьников познавательной самостоятельности: умения самостоятельно планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами и т. д.), способности к самооценке и самоконтролю. Под планированием понимается общий способ учебной деятельности - осознание ребенком цели выполняемой работы, необходимых познавательных действий и учебных средств [38].
Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя как умственного действия, протекающего во внутреннем плане [41]. Курс литературного чтения нацелен на развитие способности полноценно воспринимать художественное воспроизведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение подростков, ассоциативное мышление [43].
Курс математики предполагает формирование у школьников пространственных представлений, развитие образного и логического мышления, воображения. С самого начала воспитания у детей формируются некоторые важные обобщения (на примере чисел первого десятка выясняется, как образуется каждое следующее число в натуральном ряду, устанавливается соотношение между любым числом ряда и всеми предшествующими числами).
Учебный предмет «Окружающий мир» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности. Развиваются умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи [24].
Учебный предмет «Музыка» способствует развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сфер подростков. Занятия музыкой воспитывают и формируют у подростков эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать другому человеку, развивают художественное творческое мышление, воображение, интуицию [25].
Успеваемость подростков, воспитывающихся по традиционной системе, представляет собой целостный аспект жизнедеятельности. Максимальную значимость имеют такие предметы, как русский язык, литература, география и химия, что видно по высокой корреляционной зависимости со всеми остальными предметами. Другими словами, успеваемость по русскому языку предопределяет успеваемость по вышеуказанным предметам. На втором месте по значимости успеваемости стоит физическая культура, которая имеет одну корреляционную связь с изо. Успеваемость по предметам «Физическая культура», «Изо», «Музыка» имеет максимальные баллы; количество подростков, успевающих выше среднего балла выборки, больше 50 % и достигает 75 % по предмету «Музыка». Сложными предметами для ребят являются русский язык, алгебра, геометрия, история, география и физика. На это указывает низкий средний балл (3,4 ± 0,2 балла) и процент распределения подростков с баллами выше и ниже среднего, который варьируется в пределах от 36 % (география) до 46 % (русский язык и физика). Пропуски уроков в классе, где обучаются по традиционной системе воспитания, незначительны: 28,5 % учеников не пропускают занятия вообще; 46,5 % пропускают только по болезни; у 25 % пропуски варьируются от 1 до 5 дней по неуважительной причине. В среднем на класс приходится 3,3 дня пропусков в полугодие.
Показатель активности подростков равен 6,9 балла из 10 возможных. Это говорит о том, что класс в целом активный. Однако активность у данных подростков связана, как правило, с внеучебной деятельностью, следовательно, чрезмерная активность на уроках снижает успеваемость по ряду предметов. Об этом свидетельствуют обратно-значимые корреляционные связи между показателями «Изо» и «Активность» (г = -0,43 при р = 0,05), «Химия» и «Активность» (г = -0,42 при р = 0,05), «Физика» и «Активность» (г = -0,36 при р = 0,05), «Биология» и «Активность» (г = -0,47 при р = 0,01), «Алгебра» и «Активность» (г = -0,39 при р = 0,05). Значимая корреляционная связь между «Активностью» и фактором «Q4» (г = 0,37 при р = 0,05) говорит о наличии побуждений, которые не находят практической разрядки в процессе деятельности.
У 50 % подростков показатель дисциплинированности превышает средний балл выборки, а у 50 % показатель составляет от 2 до 5 баллов. Дисциплина важна на таких предметах, как биология, физическая культура, физика и алгебра. Об этом свидетельствуют корреляционные связи между показателями.
Ответственность важна для таких предметов, как химия, алгебра, биология, физика и геометрия. Взаимосвязь показателей «Ответственность» и акцентуации «Тревожный тип» (г = 0,41 при р < 0,05) свидетельствует о том, что у подростков рано формируются чувства долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности они стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Для них характерны высокое чувство ответственности, целеустремленности, добросовестности, аккуратности. Ученики воспринимают и выполняют правила и нормы поведения, предъявляемые взрослыми.
У 79 % подростков выражена акцентуация «Гипертимный тип», у 71 % подростков показатель по «Экзальтированному типу» находится в пределах выраженной акцентуации. Значимые корреляционные связи между показателями «Гипертимный тип» и «Уровень развития деловых коллективистских качеств личности, адекватной самооценки» (г = 0,4 при р = 0,05) говорят о влиянии адекватной самооценки на активность и подвижность, легкость в установлении контактов. Обратная взаимосвязь «Гипертимный тип» и «Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно заниженная самооценка» (r = -0,36 при р = 0,05) свидетельствуют об отрицательном влиянии неадекватной самооценки на подвижность.
Методика акцентуации характера Г. Шмишека показывает, что у подростков, обучающихся по традиционной системе, максимальным показателем является «Гипертимный тип» - 19,2 балла, на втором месте «Экзальтированный тип» - 19 баллов.
Показатель «Уровень развития деловых коллективистских качеств личности, адекватной самооценки» имеет среднее значение - 73,5 балла из 100 возможных у 78,5 % «традиционщиков»; показатель «Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно заниженной самооценки» имеет среднее значение - 47,2 % у 61 % подростков. Показатель «Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно завышенной самооценки» составляет 62 % из 100 % возможных у 64 % выборки. Обратно-значимые корреляционные связи между показателями самооценки и баллами успеваемости говорят об отрицательном влиянии заниженной самооценки на успеваемость по таким предметам, как алгебра, химия и физика. Следовательно, самооценка полностью не сформирована, но у большинства подростков наблюдается адекватная самооценка.
Уровень интеллекта у 89 % подростков, воспитывающихся по традиционной системе, находится в пределах среднестатистической нормы и выше. Оценки отражают хороший уровень развития вербального интеллекта, таких его функций, как обобщение, выделение частного из общего, овладение логическими и математическими операциями, легкость усвоения новых знаний. Корреляционные связи фактора «В» (по методике Р. Кеттелла) свидетельствуют, что география, изо, русский язык, литература, история, биология, химия оказывают влияние на развитие абстрактного мышления. Подросткам свойственны эмоциональный аспект действий и определенный рационализм. «Традиционщики» уверены в себе и, соответственно, спокойны, стабильны, лучше подготовлены к успешному выполнению школьных требований (+С). Такие подростки не расстраиваются из-за пустяков, чувствуют себя хорошо приспособленными. На эмоциональную устойчивость оказывают влияние социальная смелость, умение хорошо контролировать свои эмоции и поведение, активность, подвижность, адекватная и завышенная самооценка (значимые корреляционные взаимосвязи с факторами «Н», «Q3», «Гипертимный тип», «Уровень развития деловых коллективистских качеств личности, адекватной самооценки», «Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно завышенной самооценки»). 89 % подростков - обладатели высоких и нормальных оценок. Фактор отражает склонность к самоутверждению, противопоставлению себя как детям, так и взрослым, подростки отличаются стремлением к лидерству и доминированию, независимости. Проявление этого свойства у детей нередко сопровождается поведенческими проблемами, агрессией; лидерские тенденции часто не находят реального воплощения, так как им еще предстоит обучиться многим формам социального взаимодействия. У детей проявление этого фактора нередко выражается в виде «разговорчивости» (+Е). Данный аспект подтверждают результаты: 53 % испытуемых, которые отличаются энергичностью, активностью, отсутствием страха в ситуации повышенного риска, как правило, присущи переоценка своих возможностей и чрезмерный оптимизм. Они живут, не задумываясь всерьез над событиями, легко относятся к жизни, верят в удачу; о будущем, как правило, не заботятся, строят жизнь по принципу «авось пронесет» (+F). В то же время это ответственные, целеустремленные, добросовестные, аккуратные молодые люди (+G). «Традиционщики» (89 %) непринужденны и смелы в общении, они легко вступают в контакт со взрослыми, невосприимчивы к угрозе, решительны, тяготеют к риску и острым ощущениям. Лица с высокими значениями по этой шкале не теряются при столкновении с неожиданными обстоятельствами, о неудачах быстро забывают, не делают надлежащих выводов из пережитых наказаний (+H). Для них характерны реалистичный подход к решению проблемы, практицизм, мужественная независимость. Они больше верят рассудку, чем чувствам (-I).
Подростки (50 %) экспрессивны, деятельны и некритичны (-J). Высока вероятность исправления поведения под влиянием воспитания. 93 % испытуемых - веселые, жизнерадостные ребята, уверенные в успехах и своих возможностях. Они живо откликаются на все происходящие события (-/+О). 89 % подростков несамостоятельны, зависимы, привязаны к группе. Эти лица в своем поведении ориентируются на групповое мнение, нуждаются в постоянной опоре, поддержке окружающих, в совете и одобрении. Они предпочитают жить и работать вместе с другими людьми не потому, что являются очень общительными, а скорее потому, что у них отсутствует инициатива и смелость в выборе собственной линии поведения. Подростки, воспитывающиеся по традиционной системе, стараются контролировать свои эмоции и поведение, действовать планомерно и упорядоченно, упорно преодолевать препятствия, не разбрасываться, начатое дело доводить до конца, осознавать социальные требования и стараться их аккуратно выполнять, заботиться о впечатлении, которое производят своим поведением (+Q3). При этом они обладают избытком побуждений, которые не находят практической разрядки в процессе деятельности, в их поведении господствует нервное напряжение: они беспокойны, возбуждены, неусидчивы, чувствуют себя разбитыми, усталыми (+Q4).
Таким образом, для подростков, воспитывающихся по традиционной системе, характерны эмоциональная устойчивость (±С), настойчивость (±Е), совестливость (±G), смелость (±Н), суровость (-/+7), интерес к участию в общих делах (-/+J), самоуверенность (-/+О), зависимость от группы (-/+Q2).
Для межличностного общения важны все сферы личности. Методами математической статистики было выяснено, что коммуникативная, интеллектуальная, волевая сферы подростков-«традиционщиков» развиты, показатели соответствуют среднестатистической норме. Эмоциональная и морально-нравственная сферы развиты сильнее. Структура корреляционных связей представлена на рис. П1.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.