На главную Подросток Психологические особенности возраста Воспитание подростков по различным системам - Воспитание со спортивным уклоном
Воспитание подростков по различным системам - Воспитание со спортивным уклоном
Подросток - Психологические особенности возраста
Индекс материала
Воспитание подростков по различным системам
Воспитание со спортивным уклоном
Система воспитания с художественноэстетическим уклоном
Все страницы

 

2. Воспитание со спортивным уклоном


Учитывая, что формирование личности будущего специалиста начинается в школьные годы, обучение по системе воспитания со спортивным уклоном осуществляется планомерно и целенаправленно. Полагается, что у подростков развиваются профессиональный интерес, склонность к физкультурно-спортивной деятельности, физическая подготовленность, коммуникативная компетентность, потребность в самосовершенствовании, ценностные ориентации. На этом этапе ведущим становится формирование ценностных ориентаций, стержневой, мотивационной основой которых выступает социальная ответственность. Ее становление связано с развитием самостоятельности, инициативы, готовности к принятию решений, способности предвидеть результаты и последствия своей деятельности или конкретного поступка.
Воспитание в системе воспитания со спортивным уклоном состоит в создании таких условий в школах, чтобы каждый учащийся нашел себя, понял, к какой сфере деятельности он склонен и наиболее способен. Совершенно естественно, что, сделав выбор, подросток вправе рассчитывать на то, что получит в школе такой уровень подготовки, который обеспечит ему возможность поступить в соответствующее среднее специальное или высшее учебное заведение. Поэтому введение системы воспитания со спортивным уклоном преследует еще одну цель - обеспечить преемственность старшей ступени школы и учреждений среднего и высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта. Профиль подготовки как раз и задает определенную сферу деятельности, соответствующую индивидуальным склонностям школьников.
Специфика профильного воспитания позволяет учащимся выбрать конкретную приоритетную область для более глубокого изучения. Поскольку выбор предполагает ряд вариантов, то переход к профильному обучению - это, прежде всего, расширение свободы, вариативности школьного образования. В отличие же от углубленного изучения отдельных предметов, профильное обучение позволяет школьникам изучать не один, а группу предметов, взаимодополняющих друг друга.
Профильное обучение в области физической культуры в общеобразовательной школе, предусматривающее отбор и профессиональную ориентацию школьников, будет способствовать профессиональному самоопределению подростков в соответствии с профилем избранной специальности и индивидуальными способностями, формированию устойчивой профессиональной мотивации.
Развитие в системе воспитания со спортивным уклоном решает задачи рационального сочетания образовательной и спортивной деятельности в рамках единого учебно-воспитательного и учебнотренировочного процесса; повышения качества образования и укрепления здоровья школьников средствами физической культуры и спорта. В то же время воспитание со спортивным уклоном предполагает создание профильных и лицейских классов физкультурнопедагогической и спортивной направленности во всех школах, где есть необходимая материально-спортивная база и трудятся квалифицированные учителя.
Спортивный класс - это форма организации деятельности подростков, направленная на создание и обеспечение профильного уровня среднего (полного) образования с целью обеспечения преемственности профессиональной ориентации подростков. Основные задачи спортивно-педагогического класса:
1) создание благоприятных условий для разностороннего развития личности и более полного удовлетворения образовательных запросов и потребностей учащегося на основе ранней диагностики способностей и резервов развития;
2) формирование общей культуры личности подростков на основе оптимального сочетания общего среднего образования и профильного воспитания;
3) создание условий для развития индивидуальных способностей обучающихся и эффективной подготовки спортивного резерва из числа физически одаренных детей;
4) формирование мотивационно-ценностного отношения к педагогической профессии и допрофессиональное образование подростков в области физической культуры;
5) формирование умений и навыков научно-исследовательской работы в области физической культуры;
6) повышение качества подготовки выпускников в области выбранных ими учебных предметов и видах деятельности, разрешение проблем перехода от одной ступени воспитания к другой в системе непрерывного физкультурно-педагогического образования;
7) сохранение и укрепление здоровья подростков средствами физической культуры, формирование ценностно-ориентированного отношения к физической культуре и спорту, внедрение здорового образа жизни;
8) обеспечение условий для рационального сочетания учебы с углубленным учебно-тренировочным процессом.
В спортивно-педагогический класс подростков принимают на основании закона Российской Федерации «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении и Порядка приема выпускников второй ступени общего образования в государственные общеобразовательные учреждения на ступень среднего (полного) общего образования.
Образовательная система спортивного класса включает базовые общеобразовательные, профильные общеобразовательные и элективные курсы для профильного воспитания.
Реализация общеобразовательных программ в спортивном классе предусматривает углубленное изучение биологии, ОБЖ, образовательной области «Физическая культура» и ориентирована на овладение навыками самостоятельной проектной и учебно-исследовательской деятельности. Обучение в спортивном классе осуществляется на профильном уровне трудности при обязательной реализации государственных образовательных стандартов.
На занятиях по элективным курсам преобладают вузовские формы их организации и виды учебной деятельности: обзорные и установочные лекции, семинары, коллоквиумы, лабораторно-практические занятия, зачеты. Элективные курсы для подростков спортивного класса в основном углубляют и расширяют рамки действующих общеобразовательных и профильных предметов, выявляют специфику педагогической деятельности и профессиональных требований к специалистам по физической культуре.
Обучение строится на основе гибких форм организации образовательного процесса, способствующих формированию знаний, навыков исследовательского труда, ориентированных на индивидуальные способности обучающихся и их развитие через различные виды деятельности, допускающие право выбора самими обучающимися.
Наиболее подготовленные учащиеся могут заниматься по индивидуальным учебным планам и программам, осваивать отдельные курсы в порядке экстерната.
При проведении уроков и практических занятий по профильным предметам классы делят на две подгруппы.
На занятиях по физической культуре класс делят на подгруппы по уровню физической подготовленности и спортивным интересам обучающихся.
Учебно-тренировочные занятия проводят по видам спорта в ДЮСШ (СДЮШОР) или непосредственно в условиях школы.
Для обеспечения круглогодичных учебно-тренировочных занятий и активного отдыха подростков в период зимних и летних каникул организуется оздоровительно-спортивный лагерь.
За здоровьем учащихся следит врач школы. Если его нет, то подростки наблюдаются в кабинете врачебного контроля соответствующей территориальной поликлиники или во врачебно-физкультурном диспансере.
Обучение в спортивном классе способствует формированию и развитию не только спортивных достижений, но и всех компонентов личности: морально-нравственного, коммуникативного, волевого, эмоционального и интеллектуального.


3. Сравнительный анализ личностных особенностей подростков, воспитывающихся по системе со спортивным уклоном и традиционной системе


Сравнительный анализ личностных особенностей подростков, участвовавших в исследовании, показал, что по ряду показателей, таких как «Пропуски по болезни», «Русский язык», «Литература», «Алгебра», «Геометрия», «История», «География», «Биология», «Физика», «Химия», «Музыка», «Изо», «Физическая культура», они отличаются незначительно. Единственное различие по блоку «Успеваемость» наблюдается в показателе «Пропуски». Разница между показателями составляет 5,5 дня (Тст = 2,3 при р < 0,05) - это говорит о том, что подростки в классе со спортивным уклоном пропускают больше занятий, что можно связать с их тренировками, соревнованиями, выступлениями.
Исследование, проведенное по методике Р. Б. Кеттелла «Личностный опросник для старшеклассников (HSPQ)», не выявило различий среди объективных показателей поведения и числовых показателей результатов.
Значимые результаты наблюдаются по методике «Акцентуации характера» Г. Шмишека по показателям «Гипертимный тип», «Дистим- ный тип». Сформированность гипертимности доминирует у подростков, воспитывающихся по традиционной системе, т. е. они имеют более поверхностные интересы, а подростки, обучающиеся в классе со спор-
тивным уклоном, более сосредоточены, упорны, целенаправленны, легче относятся к рамкам социальных запретов. Позерство и демонстративность преобладают у подростков-«традиционщиков». Надо сказать, что самооценка имеет одинаковую тенденцию к несформи- рованности. Однако тенденция к завышению доминирует у подростков, воспитывающихся по традиционной системе.
На основании полученных результатов у подростков из класса со спортивным уклоном выделены аналогичные блоки проявлений особенностей личности: успеваемость, объективных показателей поведения, волевой, эмоциональный, интеллектуальный, коммуникативный, морально-нравственный, характерологический и самооценочный. Сопоставление результатов выраженности данных блоков показывает тождественность развития сфер (рис. П2).
Наиболее значимыми показателями в блоке «Успеваемость» у подростков в классе со спортивным уклоном являются такие предметы, как география, геометрия, химия, физика. В табл. 1 отражен среднеарифметический показатель корреляционных связей.


Таблица 1
Ранжирование показателей блока успеваемости у подростков в классе со спортивным уклоном

Ранг

Учебный
предмет

Корреляционные
связи

Среднеарифметический показатель корреляционных связей

1

География

12

0,63

2

Геометрия

11

0,78

3

Химия

10

0,772

4

Физика

9

0,78

Сравнительный анализ среднего балла значимых корреляционных связей блока успеваемости показал, что ведущими предметами у подростков, воспитывающихся по традиционной системе, являются несколько иные предметы: география, русский язык, литература, химия (табл. 2).

Ранжирование блока успеваемости у подростков, воспитывающихся по традиционной системе

Ранг

Учебный
предмет

Корреляционные
связи

Среднеарифметический показатель корреляционных связей

1

Химия

17

0,55

2

География

14

0,59

3

Литература

13

0,55

4

Русский язык

11

0,60

 

Различия по блоку «Успеваемость» наблюдаются в числовых значениях только по одному показателю «Пропуски», а по ранжированию показателей блока успеваемости отличия качественные, что предполагает особенности программ.
Корреляционный анализ показал, что наиболее значимыми показателями в блоке объективных показателей поведения у подростков в классе со спортивным уклоном выступают ответственность (1-е место), самостоятельность (2-е место) и активность (3-е место). Показатели отражены в табл. 3.


Таблица 3
Ранжирование блока объективных показателей поведения у подростков в классе со спортивным уклоном

Ранг

Показатель

Корреляционные
связи

Среднеарифметический показатель корреляционных связей

1

Ответственность

2

0,565

2

Самостоятельность

2

0,560

3

Активность

2

0,53

У подростков, воспитывающихся по традиционной системе, на первом месте стоит дисциплинированность, на втором - ответственность, а на третьем - самостоятельность (табл. 4).

Ранг

Показатель

Корреляционные
связи

Среднеарифметический показатель корреляционных связей

1

Дисциплинированность

9

0,42

2

Ответственность

7

0,5

3

Самостоятельность

4

0,37

Следовательно, особенности программы воспитания по традиционной системе полагают развитие качеств и их доминирование в морально-нравственной сфере, в то время как программа воспитания со спортивным уклоном, помимо указанных выше сфер, формирует еще коммуникативные и познавательные качества, т. е. активность.
Сравнивая ведущие личностные показатели выделенных сфер, можно отметить, что в классе со спортивным уклоном ведущим показателем в волевой сфере выступает фактор «I» (суровость - мягкосердечность), на втором месте - фактор «G» (недобросовестность - высокая совестливость), на третьем месте - фактор «Е» (покорность - настойчивость). Показатели отражены в табл. 5.


Таблица 5
Ранжирование показателей волевого блока у подростков в классе со спортивным уклоном

Ранг

Показатель

Корреляционные
связи

Среднеарифметический показатель корреляционных связей

1

I

7

0,57

2

G

3

0,60

3

E

3

0,55

4

Q3

0

0

 

У подростков, воспитывающихся по традиционной системе, в волевой сфере на первом месте стоит фактор «Q3» (импульсивность - контроль желаний), на втором - фактор «G» (недобросовестность - высокая совестливость) и фактор «I» (суровость - мягкосердечность).
Таким образом, программа воспитания обусловливает формирование различных волевых качеств, а также влияет на личность, что отражается в количестве корреляционных связей.
У подростков в классе со спортивным уклоном ведущим показателем в эмоциональной сфере является фактор «Q4» (нефрустриро- ванность - фрустрированность), на втором месте - фактор «С» (эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость), на третьем месте - фактор «Е» (покорность - настойчивость). Показатели отражены в табл. 6.


Таблица 6
Ранжирование показателей эмоционального блока у подростков в классе со спортивным уклоном

Ранг

Показатель

Корреляционные
связи

Среднеарифметический показатель корреляционных связей

1

Q4

5

0,59

2

С

4

0,58

3

E

3

0,55

4

A

2

0,595

5

D

2

0,555

6

Н

1

0,75

 

У подростков, воспитывающихся по традиционной системе, в эмоциональной сфере на первом месте также находится фактор «Q4» (нефрустрированность - фрустрированность), на втором - фактор «Н» (робость - смелость), на третьем - фактор «С» (эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость).
Несмотря на то, что у подростков в обоих классах на первом месте стоит фактор «Q4», различия наблюдаются уже со второго места, что указывает на формирование эмоционального блока в процессе становления личности.
У подростков в классе со спортивным уклоном ведущим показателем в коммуникативной сфере является фактор «F» (озабоченность - беспечность), на втором месте - фактор «I» (суровость - мягкосердеч
ность), на третьем месте - фактор «Q2» (зависимость от группы - индивидуальность). Показатели отражены в табл. 7.


Таблица 7
Ранжирование показателей коммуникативного блока у подростков в классе со спортивным уклоном

Ранг

Показатель

Корреляционные
связи

Среднеарифметический показатель корреляционных связей

1

F

10

0,57

2

I

7

0,57

3

Q2

3

0,7

4

E

3

0,55

5

A

2

0,595

6

О

2

0,565

7

D

2

0,555

8

Н

1

0,75

У подростков, воспитывающихся по традиционной системе, в коммуникативной сфере на первом месте также стоит фактор «F» (озабоченность - беспечность), но на втором - фактор «Н» (робость - смелость), а на третьем - фактор «А» (обособленность - сердечность).
Таким образом, коммуникативный блок, так же как и эмоциональный, отличается, начиная со второго места; ведущим показателем в обоих классах выступает фактор «F» (озабоченность - беспечность). Различия указывают на развитие коммуникативного блока в процессе становления личности.
Сопоставляя результаты, можно отметить, что у подростков в классе со спортивным уклоном ведущим показателем в моральнонравственной сфере является фактор «G» (недобросовестность - высокая совестливость), на втором месте стоит фактор «Е» (покорность - настойчивость). Причем фактор «Q3» (импульсивность - контроль желаний) не имеет значимых корреляционных связей. Показатели отражены в табл. 8.


Ранжирование показателей морально-нравственного блока у подростков в классе со спортивным уклоном

Ранг

Показатель

Корреляционные
связи

Среднеарифметический показатель корреляционных связей

1

G

3

0,60

2

E

3

0,55

3

Q3

0

0


У подростков, воспитывающихся по традиционной системе, в морально-нравственной сфере на первом месте находится фактор «Q3» (импульсивность - контроль желаний), на втором месте - фактор «G» (недобросовестность - высокая совестливость) и фактор «Е» (покорность - настойчивость).
Таким образом, программы воспитания со спортивным уклоном обусловливают добросовестное отношение к деятельности, определенную настойчивость в достижении результатов, в то время как традиционная система воспитания учит контролю желаний, добросовестности, а порой даже и покорности; настойчивость стоит на последнем месте.
Корреляционный анализ показал, что наиболее значимыми показателями в характерологическом блоке у подростков в классе со спортивным уклоном являются «Застревающий тип», «Эмотивный тип», «Дистимный тип» (табл. 9).


Таблица 9

 

Ранжирование показателей характерологического блока у подростков в классе со спортивным уклоном

 

Ранг

Показатель по шкалам

Корреляционные
связи

Среднеарифметический показатель корреляционных связей

1

Застревающий тип

7

0,56

2

Дистимный тип

4

0,63

3

Эмотивный тип

4

0,60

 

У подростков, воспитывающихся по традиционной системе, наиболее значимыми в характерологическом блоке считаются такие показатели, как «Гипертимный тип» и «Тревожный тип» (табл. 10).

 

Ранг

Показатель

Корреля
ционные
связи

Среднеарифметический показатель корреляционных связей

1

Уровень развития деловых коллективистских качеств личности, адекватной самооценки

6

0,65

2

Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно завышенной самооценки

6

0,63

3

Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно заниженной самооценки

5

0,56


Таким образом, под воздействием программы воспитания со спортивным уклоном можно выделить следующие типы акцентуаций характера у подростков: застревающий, дистимный, эмотивный. Это означает, что под воздействием спортивного уклона подростки «вязнут» в процессе своих тренировок, отрабатывая то или иное движение, упражнение. Причем они склонны быстро впадать в отчаяние и так же быстро приходить в восторг от полученных результатов.
Корреляционный анализ показал, что наиболее значимым показателем в самооценочном блоке у подростков в классе со спортивным уклоном является «Уровень развития деловых коллективистских качеств личности, адекватной самооценки» (табл. 11).
Ранжирование показателей самооценочного блока
у подростков в классе со спортивным уклоном


Таблица 11

Ранг

Показатель

Корреля
ционные
связи

Среднеарифметический показатель корреляционных связей

1

Уровень развития деловых коллективистских качеств личности, адекватной самооценки

6

0,65

2

Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно завышенной самооценки

6

0,63

3

Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно заниженной самооценки

5

0,56

 


У подростков, воспитывающихся по традиционной системе, в самооценочном блоке наиболее значимым показателем выступает «Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно заниженной самооценки» (табл. 12).


Таблица 12

Ранг

Показатель

Корреля
ционные
связи

Среднеарифметический показатель корреляционных связей

1

Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно заниженной самооценки

13

0,42

2

Уровень развития деловых коллективистских качеств личности, адекватной самооценки

7

0,41

3

Уровень развития личнопрестижной мотивации, неадекватно завышенной самооценки

4

0,42


Сопоставляя данные самооценочного блока, можно отметить, что влияние спорта на развитие групповых качеств личности, а также адекватной самооценки имеет первостепенное значение. В то время как традиционная система воспитания не обусловливает этого, наблюдается развитие лично-престижной мотивации и несформированной самооценки с тенденцией к занижению.
Таким образом, внутри каждого блока показателей личности существуют различия в ведущих показателях у подростков спортивного класса по сравнению с традиционным. В блоке «Успеваемость» у подростков, обучающихся в классе со спортивным уклоном, ведущие предметы - география и геометрия, в то время как у класса, обучающегося по традиционной системе воспитания, ведущие предметы - химия и география. В блоке объективных показателей поведения ведущим у спортсменов является ответственность, у «традиционщиков» - дисциплинированность. У подростков в классе со спортивным уклоном ведущим показателем в волевом блоке выступает фактор «I» (суровость - мягкосердечность), а у подростков, воспитывающихся по традиционной системе, на первом месте стоит фактор «Q3» (импульсивность - контроль желаний). В эмоциональном блоке у спортсменов и учеников традиционной системы воспитания ведущим показателем считается фактор «Q4» (нефрустрированность - фрустрированность). У подростков в классе со спортивным уклоном и у подростков, воспитывающихся по традиционной системе, ведущим показателем в коммуникативном блоке выступает фактор «F» (озабоченность - беспечность). В морально-нравственном блоке у подростков в классе со спортивным уклоном фактор «G» (недобросовестность - высокая совестливость) - ведущий показатель, а у подростков, воспитывающихся по традиционной системе, - фактор «Q3» (импульсивность - контроль желаний). У спортсменов в характерологическом блоке ведущим показателем выступает «Застревающий тип», а у «традиционщиков» - «Гипертимный тип». В самооценочном блоке у подростков в классе со спортивным уклоном ведущий показатель - «Уровень развития деловых коллективистских качеств личности, адекватной самооценки», а у воспитанников, обучающихся по традиционной системе, - «Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно заниженной самооценки».
На основании корреляционного анализа сопоставления результатов и факторного анализа автору удалось просчитать взаимосвязь показателей не только внутри блоков, но и между выделенными блоками личности (см. рис. П2). Схема показывает, что интеллектуальная сфера у подростков восьмого класса, обучающихся по программе со спортивным уклоном, не имеет прямых непосредственных взаимосвязей с другими блоками. Блок успеваемости взаимосвязан с блоком морально-нравственных качеств лишь у отдельных показателей, что указывает на слабую взаимосвязь успеваемости и моральнонравственной сферы. Также блок успеваемости опосредованно связан с блоком эмоциональной сферы, что говорит о слабой зависимости успеваемости от эмоций. Блок успеваемости напрямую связан с ведущим блоком коммуникативной сферы. Он влияет на успеваемость на уровне р < 0,05. Коммуникативный блок также связан с самооценочным блоком на уровне гср = 0, 56, при р < 0,01. Взаимосвязь коммуникативной и волевой сфер обусловлена взаимосвязью одного показателя, что говорит о слабом взаимодействии друг с другом. Коммуникативная сфера и эмоциональная также слабо взаимосвязаны.
Сопоставив взаимосвязи блоков спортивного класса и класса, обучающегося по традиционной системе воспитания, можно утверждать, что развиваются они по-разному. Так, блок интеллектуальной сферы у подростков, обучающихся по традиционной системе воспитания, взаимосвязан с такими блоками, как: самооценочный, успеваемость, коммуникативные качества, эмоциональный, чего не наблюдается у класса со спортивным уклоном. Различие связей очевидно и между блоками. Качественно отличается взаимосвязь волевого и самооценочного блоков. В классе с традиционной системой воспитания связь слабая (гср = 0, 39, при р < 0,05), в то время как связь между идентичными блоками в спортивном классе непосредственно обратная (гср = -0, 62, при р < 0,01). Наблюдается в классе с традиционной системой воспитания и взаимосвязь, которой не было в классе со спортивным уклоном между блоками морально-нравственной и эмоциональной сфер. Иной характер носит и взаимосвязь интеллектуальной и морально-нравственной сфер (данной связи не наблюдалось в классе со спортивным уклоном). Тем не менее общим в структурах является то, что и в классе со спортивным уклоном, и в классе, обучающемся по традиционной системе воспитания, ведущим выступает блок коммуникативной сферы, что отражается в количестве значимых взаимосвязей.
Таким образом, несмотря на идентичность выраженности сфер личности, структура личностных особенностей воспитанников, обучающихся по традиционной системе воспитания и по системе воспитания со спортивным уклоном, отличается ведущими показателями в каждой сфере и взаимосвязями между блоками личностных особенностей.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.