Воспитание подростков по различным системам - Воспитание со спортивным уклоном |
Подросток - Психологические особенности возраста | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 2 из 3
2. Воспитание со спортивным уклоном
|
Ранг |
Учебный |
Корреляционные |
Среднеарифметический показатель корреляционных связей |
1 |
География |
12 |
0,63 |
2 |
Геометрия |
11 |
0,78 |
3 |
Химия |
10 |
0,772 |
4 |
Физика |
9 |
0,78 |
Сравнительный анализ среднего балла значимых корреляционных связей блока успеваемости показал, что ведущими предметами у подростков, воспитывающихся по традиционной системе, являются несколько иные предметы: география, русский язык, литература, химия (табл. 2).
Ранжирование блока успеваемости у подростков, воспитывающихся по традиционной системе
Ранг |
Учебный |
Корреляционные |
Среднеарифметический показатель корреляционных связей |
1 |
Химия |
17 |
0,55 |
2 |
География |
14 |
0,59 |
3 |
Литература |
13 |
0,55 |
4 |
Русский язык |
11 |
0,60 |
Различия по блоку «Успеваемость» наблюдаются в числовых значениях только по одному показателю «Пропуски», а по ранжированию показателей блока успеваемости отличия качественные, что предполагает особенности программ.
Корреляционный анализ показал, что наиболее значимыми показателями в блоке объективных показателей поведения у подростков в классе со спортивным уклоном выступают ответственность (1-е место), самостоятельность (2-е место) и активность (3-е место). Показатели отражены в табл. 3.
Таблица 3
Ранжирование блока объективных показателей поведения у подростков в классе со спортивным уклоном
Ранг |
Показатель |
Корреляционные |
Среднеарифметический показатель корреляционных связей |
1 |
Ответственность |
2 |
0,565 |
2 |
Самостоятельность |
2 |
0,560 |
3 |
Активность |
2 |
0,53 |
У подростков, воспитывающихся по традиционной системе, на первом месте стоит дисциплинированность, на втором - ответственность, а на третьем - самостоятельность (табл. 4).
Ранг |
Показатель |
Корреляционные |
Среднеарифметический показатель корреляционных связей |
1 |
Дисциплинированность |
9 |
0,42 |
2 |
Ответственность |
7 |
0,5 |
3 |
Самостоятельность |
4 |
0,37 |
Следовательно, особенности программы воспитания по традиционной системе полагают развитие качеств и их доминирование в морально-нравственной сфере, в то время как программа воспитания со спортивным уклоном, помимо указанных выше сфер, формирует еще коммуникативные и познавательные качества, т. е. активность.
Сравнивая ведущие личностные показатели выделенных сфер, можно отметить, что в классе со спортивным уклоном ведущим показателем в волевой сфере выступает фактор «I» (суровость - мягкосердечность), на втором месте - фактор «G» (недобросовестность - высокая совестливость), на третьем месте - фактор «Е» (покорность - настойчивость). Показатели отражены в табл. 5.
Таблица 5
Ранжирование показателей волевого блока у подростков в классе со спортивным уклоном
Ранг |
Показатель |
Корреляционные |
Среднеарифметический показатель корреляционных связей |
1 |
I |
7 |
0,57 |
2 |
G |
3 |
0,60 |
3 |
E |
3 |
0,55 |
4 |
Q3 |
0 |
0 |
У подростков, воспитывающихся по традиционной системе, в волевой сфере на первом месте стоит фактор «Q3» (импульсивность - контроль желаний), на втором - фактор «G» (недобросовестность - высокая совестливость) и фактор «I» (суровость - мягкосердечность).
Таким образом, программа воспитания обусловливает формирование различных волевых качеств, а также влияет на личность, что отражается в количестве корреляционных связей.
У подростков в классе со спортивным уклоном ведущим показателем в эмоциональной сфере является фактор «Q4» (нефрустриро- ванность - фрустрированность), на втором месте - фактор «С» (эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость), на третьем месте - фактор «Е» (покорность - настойчивость). Показатели отражены в табл. 6.
Таблица 6
Ранжирование показателей эмоционального блока у подростков в классе со спортивным уклоном
Ранг |
Показатель |
Корреляционные |
Среднеарифметический показатель корреляционных связей |
1 |
Q4 |
5 |
0,59 |
2 |
С |
4 |
0,58 |
3 |
E |
3 |
0,55 |
4 |
A |
2 |
0,595 |
5 |
D |
2 |
0,555 |
6 |
Н |
1 |
0,75 |
У подростков, воспитывающихся по традиционной системе, в эмоциональной сфере на первом месте также находится фактор «Q4» (нефрустрированность - фрустрированность), на втором - фактор «Н» (робость - смелость), на третьем - фактор «С» (эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость).
Несмотря на то, что у подростков в обоих классах на первом месте стоит фактор «Q4», различия наблюдаются уже со второго места, что указывает на формирование эмоционального блока в процессе становления личности.
У подростков в классе со спортивным уклоном ведущим показателем в коммуникативной сфере является фактор «F» (озабоченность - беспечность), на втором месте - фактор «I» (суровость - мягкосердеч
ность), на третьем месте - фактор «Q2» (зависимость от группы - индивидуальность). Показатели отражены в табл. 7.
Таблица 7
Ранжирование показателей коммуникативного блока у подростков в классе со спортивным уклоном
Ранг |
Показатель |
Корреляционные |
Среднеарифметический показатель корреляционных связей |
1 |
F |
10 |
0,57 |
2 |
I |
7 |
0,57 |
3 |
Q2 |
3 |
0,7 |
4 |
E |
3 |
0,55 |
5 |
A |
2 |
0,595 |
6 |
О |
2 |
0,565 |
7 |
D |
2 |
0,555 |
8 |
Н |
1 |
0,75 |
У подростков, воспитывающихся по традиционной системе, в коммуникативной сфере на первом месте также стоит фактор «F» (озабоченность - беспечность), но на втором - фактор «Н» (робость - смелость), а на третьем - фактор «А» (обособленность - сердечность).
Таким образом, коммуникативный блок, так же как и эмоциональный, отличается, начиная со второго места; ведущим показателем в обоих классах выступает фактор «F» (озабоченность - беспечность). Различия указывают на развитие коммуникативного блока в процессе становления личности.
Сопоставляя результаты, можно отметить, что у подростков в классе со спортивным уклоном ведущим показателем в моральнонравственной сфере является фактор «G» (недобросовестность - высокая совестливость), на втором месте стоит фактор «Е» (покорность - настойчивость). Причем фактор «Q3» (импульсивность - контроль желаний) не имеет значимых корреляционных связей. Показатели отражены в табл. 8.
Ранжирование показателей морально-нравственного блока у подростков в классе со спортивным уклоном
Ранг |
Показатель |
Корреляционные |
Среднеарифметический показатель корреляционных связей |
1 |
G |
3 |
0,60 |
2 |
E |
3 |
0,55 |
3 |
Q3 |
0 |
0 |
У подростков, воспитывающихся по традиционной системе, в морально-нравственной сфере на первом месте находится фактор «Q3» (импульсивность - контроль желаний), на втором месте - фактор «G» (недобросовестность - высокая совестливость) и фактор «Е» (покорность - настойчивость).
Таким образом, программы воспитания со спортивным уклоном обусловливают добросовестное отношение к деятельности, определенную настойчивость в достижении результатов, в то время как традиционная система воспитания учит контролю желаний, добросовестности, а порой даже и покорности; настойчивость стоит на последнем месте.
Корреляционный анализ показал, что наиболее значимыми показателями в характерологическом блоке у подростков в классе со спортивным уклоном являются «Застревающий тип», «Эмотивный тип», «Дистимный тип» (табл. 9).
Таблица 9
Ранжирование показателей характерологического блока у подростков в классе со спортивным уклоном
Ранг |
Показатель по шкалам |
Корреляционные |
Среднеарифметический показатель корреляционных связей |
1 |
Застревающий тип |
7 |
0,56 |
2 |
Дистимный тип |
4 |
0,63 |
3 |
Эмотивный тип |
4 |
0,60 |
У подростков, воспитывающихся по традиционной системе, наиболее значимыми в характерологическом блоке считаются такие показатели, как «Гипертимный тип» и «Тревожный тип» (табл. 10).
Ранг |
Показатель |
Корреля |
Среднеарифметический показатель корреляционных связей |
1 |
Уровень развития деловых коллективистских качеств личности, адекватной самооценки |
6 |
0,65 |
2 |
Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно завышенной самооценки |
6 |
0,63 |
3 |
Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно заниженной самооценки |
5 |
0,56 |
Таким образом, под воздействием программы воспитания со спортивным уклоном можно выделить следующие типы акцентуаций характера у подростков: застревающий, дистимный, эмотивный. Это означает, что под воздействием спортивного уклона подростки «вязнут» в процессе своих тренировок, отрабатывая то или иное движение, упражнение. Причем они склонны быстро впадать в отчаяние и так же быстро приходить в восторг от полученных результатов.
Корреляционный анализ показал, что наиболее значимым показателем в самооценочном блоке у подростков в классе со спортивным уклоном является «Уровень развития деловых коллективистских качеств личности, адекватной самооценки» (табл. 11).
Ранжирование показателей самооценочного блока
у подростков в классе со спортивным уклоном
Таблица 11
Ранг |
Показатель |
Корреля |
Среднеарифметический показатель корреляционных связей |
1 |
Уровень развития деловых коллективистских качеств личности, адекватной самооценки |
6 |
0,65 |
2 |
Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно завышенной самооценки |
6 |
0,63 |
3 |
Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно заниженной самооценки |
5 |
0,56 |
У подростков, воспитывающихся по традиционной системе, в самооценочном блоке наиболее значимым показателем выступает «Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно заниженной самооценки» (табл. 12).
Таблица 12
Ранг |
Показатель |
Корреля |
Среднеарифметический показатель корреляционных связей |
1 |
Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно заниженной самооценки |
13 |
0,42 |
2 |
Уровень развития деловых коллективистских качеств личности, адекватной самооценки |
7 |
0,41 |
3 |
Уровень развития личнопрестижной мотивации, неадекватно завышенной самооценки |
4 |
0,42 |
Сопоставляя данные самооценочного блока, можно отметить, что влияние спорта на развитие групповых качеств личности, а также адекватной самооценки имеет первостепенное значение. В то время как традиционная система воспитания не обусловливает этого, наблюдается развитие лично-престижной мотивации и несформированной самооценки с тенденцией к занижению.
Таким образом, внутри каждого блока показателей личности существуют различия в ведущих показателях у подростков спортивного класса по сравнению с традиционным. В блоке «Успеваемость» у подростков, обучающихся в классе со спортивным уклоном, ведущие предметы - география и геометрия, в то время как у класса, обучающегося по традиционной системе воспитания, ведущие предметы - химия и география. В блоке объективных показателей поведения ведущим у спортсменов является ответственность, у «традиционщиков» - дисциплинированность. У подростков в классе со спортивным уклоном ведущим показателем в волевом блоке выступает фактор «I» (суровость - мягкосердечность), а у подростков, воспитывающихся по традиционной системе, на первом месте стоит фактор «Q3» (импульсивность - контроль желаний). В эмоциональном блоке у спортсменов и учеников традиционной системы воспитания ведущим показателем считается фактор «Q4» (нефрустрированность - фрустрированность). У подростков в классе со спортивным уклоном и у подростков, воспитывающихся по традиционной системе, ведущим показателем в коммуникативном блоке выступает фактор «F» (озабоченность - беспечность). В морально-нравственном блоке у подростков в классе со спортивным уклоном фактор «G» (недобросовестность - высокая совестливость) - ведущий показатель, а у подростков, воспитывающихся по традиционной системе, - фактор «Q3» (импульсивность - контроль желаний). У спортсменов в характерологическом блоке ведущим показателем выступает «Застревающий тип», а у «традиционщиков» - «Гипертимный тип». В самооценочном блоке у подростков в классе со спортивным уклоном ведущий показатель - «Уровень развития деловых коллективистских качеств личности, адекватной самооценки», а у воспитанников, обучающихся по традиционной системе, - «Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно заниженной самооценки».
На основании корреляционного анализа сопоставления результатов и факторного анализа автору удалось просчитать взаимосвязь показателей не только внутри блоков, но и между выделенными блоками личности (см. рис. П2). Схема показывает, что интеллектуальная сфера у подростков восьмого класса, обучающихся по программе со спортивным уклоном, не имеет прямых непосредственных взаимосвязей с другими блоками. Блок успеваемости взаимосвязан с блоком морально-нравственных качеств лишь у отдельных показателей, что указывает на слабую взаимосвязь успеваемости и моральнонравственной сферы. Также блок успеваемости опосредованно связан с блоком эмоциональной сферы, что говорит о слабой зависимости успеваемости от эмоций. Блок успеваемости напрямую связан с ведущим блоком коммуникативной сферы. Он влияет на успеваемость на уровне р < 0,05. Коммуникативный блок также связан с самооценочным блоком на уровне гср = 0, 56, при р < 0,01. Взаимосвязь коммуникативной и волевой сфер обусловлена взаимосвязью одного показателя, что говорит о слабом взаимодействии друг с другом. Коммуникативная сфера и эмоциональная также слабо взаимосвязаны.
Сопоставив взаимосвязи блоков спортивного класса и класса, обучающегося по традиционной системе воспитания, можно утверждать, что развиваются они по-разному. Так, блок интеллектуальной сферы у подростков, обучающихся по традиционной системе воспитания, взаимосвязан с такими блоками, как: самооценочный, успеваемость, коммуникативные качества, эмоциональный, чего не наблюдается у класса со спортивным уклоном. Различие связей очевидно и между блоками. Качественно отличается взаимосвязь волевого и самооценочного блоков. В классе с традиционной системой воспитания связь слабая (гср = 0, 39, при р < 0,05), в то время как связь между идентичными блоками в спортивном классе непосредственно обратная (гср = -0, 62, при р < 0,01). Наблюдается в классе с традиционной системой воспитания и взаимосвязь, которой не было в классе со спортивным уклоном между блоками морально-нравственной и эмоциональной сфер. Иной характер носит и взаимосвязь интеллектуальной и морально-нравственной сфер (данной связи не наблюдалось в классе со спортивным уклоном). Тем не менее общим в структурах является то, что и в классе со спортивным уклоном, и в классе, обучающемся по традиционной системе воспитания, ведущим выступает блок коммуникативной сферы, что отражается в количестве значимых взаимосвязей.
Таким образом, несмотря на идентичность выраженности сфер личности, структура личностных особенностей воспитанников, обучающихся по традиционной системе воспитания и по системе воспитания со спортивным уклоном, отличается ведущими показателями в каждой сфере и взаимосвязями между блоками личностных особенностей.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |