На главную Подросток Психологические особенности возраста Воспитание подростков по различным системам - Система воспитания с художественноэстетическим уклоном
Воспитание подростков по различным системам - Система воспитания с художественноэстетическим уклоном
Подросток - Психологические особенности возраста
Индекс материала
Воспитание подростков по различным системам
Воспитание со спортивным уклоном
Система воспитания с художественноэстетическим уклоном
Все страницы

 


4. Система воспитания с художественноэстетическим уклоном


Художественно-эстетический цикл - это эффективная форма повышения квалификации в условиях традиционной системы образования. При этом интеграция предметов художественно-эстетического цикла выступает как средство развития творческого потенциала подростков.
Художественно-эстетический цикл направлен на решение следующих задач:
1) обеспечение полихудожественного развития воспитанников, ориентированных на единый общий результат;
2) акцентирование внимания на развитии индивидуальных познавательных творческих способностей подростка через внедрение в образовательный процесс ведущих педагогических технологий на основе личностно ориентированного воспитания;
3) воспитание активной жизненной позиции через присвоение социальной роли художника-творца, осмысление действительности и выявление своего собственного отношения к происходящему;
4) формирование и развитие духовно-нравственной среды в пространстве школы через изучение предметов художественно-эстетического цикла;
5) внедрение проектного подхода, обновление содержания образования по предметам художественно-эстетического цикла;
6) организация и проведение промежуточной и итоговой аттестации подростков по предметам художественно-эстетического цикла.
Система воспитания с художественно-эстетическим уклоном с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла работает в рамках концепции художественного образования, утвержденной министром образования В. М. Филипповым и министром культуры М. Е. Швыдким, которая опирается на основополагающий государственный документ «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». Концепция устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Концепция отражает волю государства в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина России в области культуры и искусства.
Образовательная область «Искусство» в системе воспитания с художественно-эстетическим уклоном представлена следующими предметами:
- музыка;
- изобразительное искусство;
- хореография;
- театр.
Нужно отметить, что ни одно из искусств никогда не выступает для подростка отдельно от другого и от жизни в целом, образующей культуру общества.
Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, помогает видеть и слышать окружающий мир. Слияние различных видов искусства - изображения, музыки, художественного слова - имеет большое значение в развитии эмоциональной отзывчивости на прекрасное. Законы искусства лежат в основе художественной педагогики, т. е. выступают средством воспитания творческой личности учащегося. П. Блонский, Н. Бунаков, Я. Коменский, А. Макаренко, В. Сухомлинский, С. Шацкий и другие педагоги использовали театр как средство воспитания подрастающего поколения. Западноевропейские гуманистические воспитательные системы ХХ века (Г. Винекен, Я. Корчак, А. Нейлл, С. Френе и др.) подчеркивали природосообразность театральной деятельности.


5. Сравнительный анализ личностных особенностей подростков, воспитывающихся по системе с художественноэстетическим уклоном и традиционной системе


Среди объективных показателей поведения численного различия не наблюдается. Различия по блоку «Успеваемость» незначительны. Различий числовых показателей результатов по методике «Личностный опросник для старшеклассников (HSPQ)» Р. Б. Кеттелла нет. Самооценка имеет одинаковую тенденцию к несформированности. Однако тенденция к завышению доминирует у подростков, обучающихся по традиционной системе воспитания. Значимыми для подростков с художественно-эстетическим уклоном являются такие предметы, как химия, геометрия, история, биология.
Ведущие предметы у подростков-«традиционщиков» несколько иные - география, русский язык, литература, химия. Различий по блоку «Успеваемость» в числовых значениях не наблюдается, а по ранжированию показателей блока успеваемости различия качественные, что обусловливается особенностями систем воспитания.
Наиболее значимые показатели в блоке объективных показателей поведения у подростков в классе с художественно-эстетическим уклоном - дисциплинированность (1-е место), ответственность (2-е место) и активность (3-е место). У подростков, обучающихся по традиционной системе воспитания, на первом месте также стоит дисциплинированность, на втором - ответственность, на третьем - самостоятельность. Особенности системы воспитания с художественно-эстетическим уклоном предполагают развитие морально-нравственной сферы и ее доминирование, формируют коммуникативные и познавательные качества, т. е. активность.
Сравнивая ведущие личностные показатели выделенных сфер, можно отметить, что у подростков в классе с художественноэстетическим уклоном ведущим показателем в волевой сфере является фактор «I» (суровость - мягкосердечность), на втором месте стоит фактор «Q3» (импульсивность - контроль желаний), на третьем - фактор «G» (недобросовестность - высокая совестливость).
У подростков, обучающихся по традиционной системе воспитания, в волевой сфере на первом месте стоит фактор «Q3» (импульсивность - контроль желаний), на втором находятся - факторы «G» (недобросовестность - высокая совестливость) и «I» (суровость - мягкосердечность). Системы воспитания предполагают формирование различных волевых качеств личности, что отражается в количестве корреляционных связей.
У подростков в классе с художественно-эстетическим уклоном ведущим показателем в эмоциональной сфере выступает фактор «С» (эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость), на втором месте стоит фактор «Q4» (нефрустрированность - фрустрированность), на третьем - фактор «D» (уравновешенность - беспокойство).
У подростков, обучающихся по традиционной системе воспитания, в эмоциональной сфере на первом месте находится фактор «Q4» (нефрустрированность - фрустрированность), на втором - фактор «Н» (робость - смелость), на третьем - фактор «С» (эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость). У подростков в классе с художественно-эстетическим уклоном ведущий показатель в коммуникативной сфере - фактор «О» (самоуверенность - склонность к чувству вины), на втором месте стоит фактор «I» (суровость - мягкосердечность), на третьем - фактор «Q2» (зависимость от группы - индивидуальность). У подростков, обучающихся по традиционной системе воспитания, в коммуникативной сфере на первом месте находится фактор «F» (озабоченность - беспечность), на втором - фактор «Н» (робость - смелость), а на третьем - фактор «А» (обособленность - сердечность). В системе воспитания с художественно-эстетическим уклоном, так же как и в традиционной системе, ведущим показателем в морально-нравственной сфере воспитания считается фактор «Q3» (импульсивность - контроль желаний), на втором месте стоят факторы «G» (недобросовестность - высокая совестливость) и «Е» (покорность - настойчивость), т. е. обе системы учат контролю желаний добросовестности и настойчивости (на последнем месте), а порой даже и покорности.
Под воздействием системы воспитания с художественноэстетическим уклоном у подростков можно выделить следующие типы акцентуаций характера: застревающий, демонстративный, гипер- тимный. В то время как у подростков, обучающихся по традиционной системе воспитания, наиболее значимыми в характерологическом блоке выступают такие показатели, как «Гипертимный тип» и «Экзальтированный тип».
Сопоставляя данные самооценочного блока, можно отметить, что под действием художественно-эстетического уклона первостепенное значение имеет развитие групповых качеств личности, а также адекватной самооценки. В то время как традиционная система воспитания не обусловливает этого, наблюдается развитие лично-престижной мотивации и несформированной самооценки с тенденцией к занижению.
Таким образом, внутри каждого блока показателей личности наблюдаются различия в ведущих показателях у художественноэстетического класса по сравнению с традиционным. В блоке «Успеваемость» у подростков, обучающихся в классе с художественноэстетическим уклоном, ведущими предметами являются геометрия и биология, в то время как у обучающихся по традиционной системе воспитания - химия и география. В блоке объективных показателей поведения ведущим у подростков в классе с художественноэстетическим уклоном и у подростков, обучающихся по традиционной форме воспитания, является дисциплинированность. У подростков в классе с художественно-эстетическим уклоном в волевом блоке первое место занимает фактор «I» (суровость - мягкосердечность), а у подростков-«традиционщиков» - фактор «Q3» (импульсивность - контроль желаний). В эмоциональном блоке у «эстетов» ведущим показателем выступает фактор «С» (эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость), а у учеников традиционной системы воспитания - фактор «Q4» (нефрустрированность - фрустрирован- ность). У подростков в классе с художественно-эстетическим уклоном в коммуникативном блоке фактор «О» (самоуверенность - склонность к чувству вины) считается ведущим, а у подростков, воспитывающихся по традиционной системе, - фактор «F» (озабоченность - беспечность). В морально-нравственном блоке у подростков в классе с художественно-эстетическим уклоном и у подростков, обучающихся по традиционной системе, ведущим показателем является фактор «Q3» (импульсивность - контроль желаний). У «эстетов» в характерологическом блоке главный показатель - «Застревающий тип», а у «традиционщиков» - «Гипертимный тип». В самооценочном блоке у подростков в классе с художественно-эстетическим уклоном ведущим показателем выступает «Уровень развития деловых коллективистских качеств личности, адекватной самооценки», а у подростков, воспитывающихся по традиционной системе, - «Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно заниженной самооценки».
На основании корреляционного анализа сопоставления результатов и факторного анализа автору удалось просчитать взаимосвязь показателей не только внутри блоков, но и между выделенными блоками личности. Интеллектуальная сфера у подростков, обучающихся по программе с художественно-эстетическим уклоном, не имеет прямых непосредственных взаимосвязей с другими блоками. Блок успеваемости имеет тесную взаимосвязь с волевым блоком, что указывает на сильную взаимосвязь успеваемости и волевой сферы. Блок успеваемости также не имеет отдельного показателя корреляции с самооценочным блоком, что говорит о слабой зависимости успеваемости и самооценки. Блок успеваемости связан и с блоком коммуникативной сферы, но имеет только несколько связей, что свидетельствует об их слабой зависимости друг от друга. Самооценочный блок является ведущим. Он связан с коммуникативным блоком на уровне гср. = 0,475, при р < 0,01; данная взаимосвязь обусловлена тремя показателями, что подтверждает сильное взаимодействие самооценки и коммуникативной сферы. Самооценочный блок также связан с эмоциональным на уровне гср = 0,50, при р < 0,01; данная взаимосвязь обусловлена тремя показателями, что говорит о сильном взаимодействии самооценки и эмоциональной сферы. Самооценка слабо связана с волевым, морально-нравственным блоками, а также блоком успеваемости. Морально-нравственная сфера имеет слабые взаимосвязи с эмоциональным и коммуникативным блоками. Для эмоциональной сферы характерны слабые взаимосвязи с волевым и коммуникативным блоками.
Сопоставляя взаимосвязи блоков художественно-эстетического класса и класса, обучающегося по традиционной системе воспитания, можно полагать, что у них идет разное развитие. Так, блок интеллектуальной сферы у подростков, обучающихся по традиционной системе воспитания, взаимосвязан с блоками успеваемости, коммуникативных качеств, самооценочным и эмоциональным блоками, чего не наблюдается у класса с художественно-эстетическим уклоном. Различие связей наблюдается и между блоками. В классе с художественноэстетическим уклоном связи между эмоциональной сферой и блоком успеваемости не наблюдается. Качественно отличается взаимосвязь волевого и самооценочного блока. В классе с традиционной системой воспитания связь слабая (гср = 0, 39, при р < 0,05), в то время как связь между идентичными блоками в художественно-эстетическом классе непосредственно обратная (гср = -0, 46, при р < 0,05). В художественно-эстетическом классе отсутствуют взаимосвязи между коммуникативным и волевым блоками, а в традиционной системе воспитания - между блоками успеваемости и волевой сферы. Основное отличие в структурах - в системе с художественно-эстетическим уклоном ведущим является самооценочный блок, а в группе, воспитывающейся по традиционной системе, ведущим выступает блок коммуникативной сферы, что отражается в количестве значимых взаимосвязей.
Таким образом, наблюдаются различия в выраженности сфер личности. Структуры личностных особенностей подростков, обучающихся по традиционной системе воспитания и по системе воспитания с художественно-эстетическим уклоном, различаются ведущими показателями в каждой сфере и взаимосвязями между блоками личностных особенностей.
Причины отклонения в поведении подростков
Отклонения в поведении подростков могут быть вызваны следующими причинами:
1) социально-педагогической запущенностью, когда ребенок, подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированности негативных стереотипов поведения;
2) глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по классу и т. д.;
3) отклонениями в психическом и физическом здоровье, возрастными кризами, акцентуациями характера и другими причинами психоневрологического и физиологического свойства;
4) отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных жизненных целей и планов;
5) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей с позитивных на негативные.

Источник: Великова, С. А. Межличностные отношения подростков, воспитывающихся в различных условиях : учеб. пособие / С. А. Великова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2018. - 104 с



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.