Воспитание подростков по различным системам |
Подросток - Психологические особенности возраста | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Воспитание по традиционной системеТрадиционная система воспитания существует почти 400 лет. Она разработана крупнейшим чешским ученым и педагогом Яном Амосом Коменским (1592 - 1670). Он впервые обосновал идею всеобщего воспитания на родном языке, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочную форму воспитания. Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии:
2. Воспитание со спортивным уклоном
|
Ранг |
Учебный |
Корреляционные |
Среднеарифметический показатель корреляционных связей |
1 |
География |
12 |
0,63 |
2 |
Геометрия |
11 |
0,78 |
3 |
Химия |
10 |
0,772 |
4 |
Физика |
9 |
0,78 |
Сравнительный анализ среднего балла значимых корреляционных связей блока успеваемости показал, что ведущими предметами у подростков, воспитывающихся по традиционной системе, являются несколько иные предметы: география, русский язык, литература, химия (табл. 2).
Ранжирование блока успеваемости у подростков, воспитывающихся по традиционной системе
Ранг |
Учебный |
Корреляционные |
Среднеарифметический показатель корреляционных связей |
1 |
Химия |
17 |
0,55 |
2 |
География |
14 |
0,59 |
3 |
Литература |
13 |
0,55 |
4 |
Русский язык |
11 |
0,60 |
Различия по блоку «Успеваемость» наблюдаются в числовых значениях только по одному показателю «Пропуски», а по ранжированию показателей блока успеваемости отличия качественные, что предполагает особенности программ.
Корреляционный анализ показал, что наиболее значимыми показателями в блоке объективных показателей поведения у подростков в классе со спортивным уклоном выступают ответственность (1-е место), самостоятельность (2-е место) и активность (3-е место). Показатели отражены в табл. 3.
Таблица 3
Ранжирование блока объективных показателей поведения у подростков в классе со спортивным уклоном
Ранг |
Показатель |
Корреляционные |
Среднеарифметический показатель корреляционных связей |
1 |
Ответственность |
2 |
0,565 |
2 |
Самостоятельность |
2 |
0,560 |
3 |
Активность |
2 |
0,53 |
У подростков, воспитывающихся по традиционной системе, на первом месте стоит дисциплинированность, на втором - ответственность, а на третьем - самостоятельность (табл. 4).
Ранг |
Показатель |
Корреляционные |
Среднеарифметический показатель корреляционных связей |
1 |
Дисциплинированность |
9 |
0,42 |
2 |
Ответственность |
7 |
0,5 |
3 |
Самостоятельность |
4 |
0,37 |
Следовательно, особенности программы воспитания по традиционной системе полагают развитие качеств и их доминирование в морально-нравственной сфере, в то время как программа воспитания со спортивным уклоном, помимо указанных выше сфер, формирует еще коммуникативные и познавательные качества, т. е. активность.
Сравнивая ведущие личностные показатели выделенных сфер, можно отметить, что в классе со спортивным уклоном ведущим показателем в волевой сфере выступает фактор «I» (суровость - мягкосердечность), на втором месте - фактор «G» (недобросовестность - высокая совестливость), на третьем месте - фактор «Е» (покорность - настойчивость). Показатели отражены в табл. 5.
Таблица 5
Ранжирование показателей волевого блока у подростков в классе со спортивным уклоном
Ранг |
Показатель |
Корреляционные |
Среднеарифметический показатель корреляционных связей |
1 |
I |
7 |
0,57 |
2 |
G |
3 |
0,60 |
3 |
E |
3 |
0,55 |
4 |
Q3 |
0 |
0 |
У подростков, воспитывающихся по традиционной системе, в волевой сфере на первом месте стоит фактор «Q3» (импульсивность - контроль желаний), на втором - фактор «G» (недобросовестность - высокая совестливость) и фактор «I» (суровость - мягкосердечность).
Таким образом, программа воспитания обусловливает формирование различных волевых качеств, а также влияет на личность, что отражается в количестве корреляционных связей.
У подростков в классе со спортивным уклоном ведущим показателем в эмоциональной сфере является фактор «Q4» (нефрустриро- ванность - фрустрированность), на втором месте - фактор «С» (эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость), на третьем месте - фактор «Е» (покорность - настойчивость). Показатели отражены в табл. 6.
Таблица 6
Ранжирование показателей эмоционального блока у подростков в классе со спортивным уклоном
Ранг |
Показатель |
Корреляционные |
Среднеарифметический показатель корреляционных связей |
1 |
Q4 |
5 |
0,59 |
2 |
С |
4 |
0,58 |
3 |
E |
3 |
0,55 |
4 |
A |
2 |
0,595 |
5 |
D |
2 |
0,555 |
6 |
Н |
1 |
0,75 |
У подростков, воспитывающихся по традиционной системе, в эмоциональной сфере на первом месте также находится фактор «Q4» (нефрустрированность - фрустрированность), на втором - фактор «Н» (робость - смелость), на третьем - фактор «С» (эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость).
Несмотря на то, что у подростков в обоих классах на первом месте стоит фактор «Q4», различия наблюдаются уже со второго места, что указывает на формирование эмоционального блока в процессе становления личности.
У подростков в классе со спортивным уклоном ведущим показателем в коммуникативной сфере является фактор «F» (озабоченность - беспечность), на втором месте - фактор «I» (суровость - мягкосердеч
ность), на третьем месте - фактор «Q2» (зависимость от группы - индивидуальность). Показатели отражены в табл. 7.
Таблица 7
Ранжирование показателей коммуникативного блока у подростков в классе со спортивным уклоном
Ранг |
Показатель |
Корреляционные |
Среднеарифметический показатель корреляционных связей |
1 |
F |
10 |
0,57 |
2 |
I |
7 |
0,57 |
3 |
Q2 |
3 |
0,7 |
4 |
E |
3 |
0,55 |
5 |
A |
2 |
0,595 |
6 |
О |
2 |
0,565 |
7 |
D |
2 |
0,555 |
8 |
Н |
1 |
0,75 |
У подростков, воспитывающихся по традиционной системе, в коммуникативной сфере на первом месте также стоит фактор «F» (озабоченность - беспечность), но на втором - фактор «Н» (робость - смелость), а на третьем - фактор «А» (обособленность - сердечность).
Таким образом, коммуникативный блок, так же как и эмоциональный, отличается, начиная со второго места; ведущим показателем в обоих классах выступает фактор «F» (озабоченность - беспечность). Различия указывают на развитие коммуникативного блока в процессе становления личности.
Сопоставляя результаты, можно отметить, что у подростков в классе со спортивным уклоном ведущим показателем в моральнонравственной сфере является фактор «G» (недобросовестность - высокая совестливость), на втором месте стоит фактор «Е» (покорность - настойчивость). Причем фактор «Q3» (импульсивность - контроль желаний) не имеет значимых корреляционных связей. Показатели отражены в табл. 8.
Ранжирование показателей морально-нравственного блока у подростков в классе со спортивным уклоном
Ранг |
Показатель |
Корреляционные |
Среднеарифметический показатель корреляционных связей |
1 |
G |
3 |
0,60 |
2 |
E |
3 |
0,55 |
3 |
Q3 |
0 |
0 |
У подростков, воспитывающихся по традиционной системе, в морально-нравственной сфере на первом месте находится фактор «Q3» (импульсивность - контроль желаний), на втором месте - фактор «G» (недобросовестность - высокая совестливость) и фактор «Е» (покорность - настойчивость).
Таким образом, программы воспитания со спортивным уклоном обусловливают добросовестное отношение к деятельности, определенную настойчивость в достижении результатов, в то время как традиционная система воспитания учит контролю желаний, добросовестности, а порой даже и покорности; настойчивость стоит на последнем месте.
Корреляционный анализ показал, что наиболее значимыми показателями в характерологическом блоке у подростков в классе со спортивным уклоном являются «Застревающий тип», «Эмотивный тип», «Дистимный тип» (табл. 9).
Таблица 9
Ранжирование показателей характерологического блока у подростков в классе со спортивным уклоном
Ранг |
Показатель по шкалам |
Корреляционные |
Среднеарифметический показатель корреляционных связей |
1 |
Застревающий тип |
7 |
0,56 |
2 |
Дистимный тип |
4 |
0,63 |
3 |
Эмотивный тип |
4 |
0,60 |
У подростков, воспитывающихся по традиционной системе, наиболее значимыми в характерологическом блоке считаются такие показатели, как «Гипертимный тип» и «Тревожный тип» (табл. 10).
Ранг |
Показатель |
Корреля |
Среднеарифметический показатель корреляционных связей |
1 |
Уровень развития деловых коллективистских качеств личности, адекватной самооценки |
6 |
0,65 |
2 |
Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно завышенной самооценки |
6 |
0,63 |
3 |
Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно заниженной самооценки |
5 |
0,56 |
Таким образом, под воздействием программы воспитания со спортивным уклоном можно выделить следующие типы акцентуаций характера у подростков: застревающий, дистимный, эмотивный. Это означает, что под воздействием спортивного уклона подростки «вязнут» в процессе своих тренировок, отрабатывая то или иное движение, упражнение. Причем они склонны быстро впадать в отчаяние и так же быстро приходить в восторг от полученных результатов.
Корреляционный анализ показал, что наиболее значимым показателем в самооценочном блоке у подростков в классе со спортивным уклоном является «Уровень развития деловых коллективистских качеств личности, адекватной самооценки» (табл. 11).
Ранжирование показателей самооценочного блока
у подростков в классе со спортивным уклоном
Таблица 11
Ранг |
Показатель |
Корреля |
Среднеарифметический показатель корреляционных связей |
1 |
Уровень развития деловых коллективистских качеств личности, адекватной самооценки |
6 |
0,65 |
2 |
Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно завышенной самооценки |
6 |
0,63 |
3 |
Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно заниженной самооценки |
5 |
0,56 |
У подростков, воспитывающихся по традиционной системе, в самооценочном блоке наиболее значимым показателем выступает «Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно заниженной самооценки» (табл. 12).
Таблица 12
Ранг |
Показатель |
Корреля |
Среднеарифметический показатель корреляционных связей |
1 |
Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно заниженной самооценки |
13 |
0,42 |
2 |
Уровень развития деловых коллективистских качеств личности, адекватной самооценки |
7 |
0,41 |
3 |
Уровень развития личнопрестижной мотивации, неадекватно завышенной самооценки |
4 |
0,42 |
Сопоставляя данные самооценочного блока, можно отметить, что влияние спорта на развитие групповых качеств личности, а также адекватной самооценки имеет первостепенное значение. В то время как традиционная система воспитания не обусловливает этого, наблюдается развитие лично-престижной мотивации и несформированной самооценки с тенденцией к занижению.
Таким образом, внутри каждого блока показателей личности существуют различия в ведущих показателях у подростков спортивного класса по сравнению с традиционным. В блоке «Успеваемость» у подростков, обучающихся в классе со спортивным уклоном, ведущие предметы - география и геометрия, в то время как у класса, обучающегося по традиционной системе воспитания, ведущие предметы - химия и география. В блоке объективных показателей поведения ведущим у спортсменов является ответственность, у «традиционщиков» - дисциплинированность. У подростков в классе со спортивным уклоном ведущим показателем в волевом блоке выступает фактор «I» (суровость - мягкосердечность), а у подростков, воспитывающихся по традиционной системе, на первом месте стоит фактор «Q3» (импульсивность - контроль желаний). В эмоциональном блоке у спортсменов и учеников традиционной системы воспитания ведущим показателем считается фактор «Q4» (нефрустрированность - фрустрированность). У подростков в классе со спортивным уклоном и у подростков, воспитывающихся по традиционной системе, ведущим показателем в коммуникативном блоке выступает фактор «F» (озабоченность - беспечность). В морально-нравственном блоке у подростков в классе со спортивным уклоном фактор «G» (недобросовестность - высокая совестливость) - ведущий показатель, а у подростков, воспитывающихся по традиционной системе, - фактор «Q3» (импульсивность - контроль желаний). У спортсменов в характерологическом блоке ведущим показателем выступает «Застревающий тип», а у «традиционщиков» - «Гипертимный тип». В самооценочном блоке у подростков в классе со спортивным уклоном ведущий показатель - «Уровень развития деловых коллективистских качеств личности, адекватной самооценки», а у воспитанников, обучающихся по традиционной системе, - «Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно заниженной самооценки».
На основании корреляционного анализа сопоставления результатов и факторного анализа автору удалось просчитать взаимосвязь показателей не только внутри блоков, но и между выделенными блоками личности (см. рис. П2). Схема показывает, что интеллектуальная сфера у подростков восьмого класса, обучающихся по программе со спортивным уклоном, не имеет прямых непосредственных взаимосвязей с другими блоками. Блок успеваемости взаимосвязан с блоком морально-нравственных качеств лишь у отдельных показателей, что указывает на слабую взаимосвязь успеваемости и моральнонравственной сферы. Также блок успеваемости опосредованно связан с блоком эмоциональной сферы, что говорит о слабой зависимости успеваемости от эмоций. Блок успеваемости напрямую связан с ведущим блоком коммуникативной сферы. Он влияет на успеваемость на уровне р < 0,05. Коммуникативный блок также связан с самооценочным блоком на уровне гср = 0, 56, при р < 0,01. Взаимосвязь коммуникативной и волевой сфер обусловлена взаимосвязью одного показателя, что говорит о слабом взаимодействии друг с другом. Коммуникативная сфера и эмоциональная также слабо взаимосвязаны.
Сопоставив взаимосвязи блоков спортивного класса и класса, обучающегося по традиционной системе воспитания, можно утверждать, что развиваются они по-разному. Так, блок интеллектуальной сферы у подростков, обучающихся по традиционной системе воспитания, взаимосвязан с такими блоками, как: самооценочный, успеваемость, коммуникативные качества, эмоциональный, чего не наблюдается у класса со спортивным уклоном. Различие связей очевидно и между блоками. Качественно отличается взаимосвязь волевого и самооценочного блоков. В классе с традиционной системой воспитания связь слабая (гср = 0, 39, при р < 0,05), в то время как связь между идентичными блоками в спортивном классе непосредственно обратная (гср = -0, 62, при р < 0,01). Наблюдается в классе с традиционной системой воспитания и взаимосвязь, которой не было в классе со спортивным уклоном между блоками морально-нравственной и эмоциональной сфер. Иной характер носит и взаимосвязь интеллектуальной и морально-нравственной сфер (данной связи не наблюдалось в классе со спортивным уклоном). Тем не менее общим в структурах является то, что и в классе со спортивным уклоном, и в классе, обучающемся по традиционной системе воспитания, ведущим выступает блок коммуникативной сферы, что отражается в количестве значимых взаимосвязей.
Таким образом, несмотря на идентичность выраженности сфер личности, структура личностных особенностей воспитанников, обучающихся по традиционной системе воспитания и по системе воспитания со спортивным уклоном, отличается ведущими показателями в каждой сфере и взаимосвязями между блоками личностных особенностей.
Художественно-эстетический цикл - это эффективная форма повышения квалификации в условиях традиционной системы образования. При этом интеграция предметов художественно-эстетического цикла выступает как средство развития творческого потенциала подростков.
Художественно-эстетический цикл направлен на решение следующих задач:
1) обеспечение полихудожественного развития воспитанников, ориентированных на единый общий результат;
2) акцентирование внимания на развитии индивидуальных познавательных творческих способностей подростка через внедрение в образовательный процесс ведущих педагогических технологий на основе личностно ориентированного воспитания;
3) воспитание активной жизненной позиции через присвоение социальной роли художника-творца, осмысление действительности и выявление своего собственного отношения к происходящему;
4) формирование и развитие духовно-нравственной среды в пространстве школы через изучение предметов художественно-эстетического цикла;
5) внедрение проектного подхода, обновление содержания образования по предметам художественно-эстетического цикла;
6) организация и проведение промежуточной и итоговой аттестации подростков по предметам художественно-эстетического цикла.
Система воспитания с художественно-эстетическим уклоном с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла работает в рамках концепции художественного образования, утвержденной министром образования В. М. Филипповым и министром культуры М. Е. Швыдким, которая опирается на основополагающий государственный документ «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». Концепция устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Концепция отражает волю государства в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина России в области культуры и искусства.
Образовательная область «Искусство» в системе воспитания с художественно-эстетическим уклоном представлена следующими предметами:
- музыка;
- изобразительное искусство;
- хореография;
- театр.
Нужно отметить, что ни одно из искусств никогда не выступает для подростка отдельно от другого и от жизни в целом, образующей культуру общества.
Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, помогает видеть и слышать окружающий мир. Слияние различных видов искусства - изображения, музыки, художественного слова - имеет большое значение в развитии эмоциональной отзывчивости на прекрасное. Законы искусства лежат в основе художественной педагогики, т. е. выступают средством воспитания творческой личности учащегося. П. Блонский, Н. Бунаков, Я. Коменский, А. Макаренко, В. Сухомлинский, С. Шацкий и другие педагоги использовали театр как средство воспитания подрастающего поколения. Западноевропейские гуманистические воспитательные системы ХХ века (Г. Винекен, Я. Корчак, А. Нейлл, С. Френе и др.) подчеркивали природосообразность театральной деятельности.
Среди объективных показателей поведения численного различия не наблюдается. Различия по блоку «Успеваемость» незначительны. Различий числовых показателей результатов по методике «Личностный опросник для старшеклассников (HSPQ)» Р. Б. Кеттелла нет. Самооценка имеет одинаковую тенденцию к несформированности. Однако тенденция к завышению доминирует у подростков, обучающихся по традиционной системе воспитания. Значимыми для подростков с художественно-эстетическим уклоном являются такие предметы, как химия, геометрия, история, биология.
Ведущие предметы у подростков-«традиционщиков» несколько иные - география, русский язык, литература, химия. Различий по блоку «Успеваемость» в числовых значениях не наблюдается, а по ранжированию показателей блока успеваемости различия качественные, что обусловливается особенностями систем воспитания.
Наиболее значимые показатели в блоке объективных показателей поведения у подростков в классе с художественно-эстетическим уклоном - дисциплинированность (1-е место), ответственность (2-е место) и активность (3-е место). У подростков, обучающихся по традиционной системе воспитания, на первом месте также стоит дисциплинированность, на втором - ответственность, на третьем - самостоятельность. Особенности системы воспитания с художественно-эстетическим уклоном предполагают развитие морально-нравственной сферы и ее доминирование, формируют коммуникативные и познавательные качества, т. е. активность.
Сравнивая ведущие личностные показатели выделенных сфер, можно отметить, что у подростков в классе с художественноэстетическим уклоном ведущим показателем в волевой сфере является фактор «I» (суровость - мягкосердечность), на втором месте стоит фактор «Q3» (импульсивность - контроль желаний), на третьем - фактор «G» (недобросовестность - высокая совестливость).
У подростков, обучающихся по традиционной системе воспитания, в волевой сфере на первом месте стоит фактор «Q3» (импульсивность - контроль желаний), на втором находятся - факторы «G» (недобросовестность - высокая совестливость) и «I» (суровость - мягкосердечность). Системы воспитания предполагают формирование различных волевых качеств личности, что отражается в количестве корреляционных связей.
У подростков в классе с художественно-эстетическим уклоном ведущим показателем в эмоциональной сфере выступает фактор «С» (эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость), на втором месте стоит фактор «Q4» (нефрустрированность - фрустрированность), на третьем - фактор «D» (уравновешенность - беспокойство).
У подростков, обучающихся по традиционной системе воспитания, в эмоциональной сфере на первом месте находится фактор «Q4» (нефрустрированность - фрустрированность), на втором - фактор «Н» (робость - смелость), на третьем - фактор «С» (эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость). У подростков в классе с художественно-эстетическим уклоном ведущий показатель в коммуникативной сфере - фактор «О» (самоуверенность - склонность к чувству вины), на втором месте стоит фактор «I» (суровость - мягкосердечность), на третьем - фактор «Q2» (зависимость от группы - индивидуальность). У подростков, обучающихся по традиционной системе воспитания, в коммуникативной сфере на первом месте находится фактор «F» (озабоченность - беспечность), на втором - фактор «Н» (робость - смелость), а на третьем - фактор «А» (обособленность - сердечность). В системе воспитания с художественно-эстетическим уклоном, так же как и в традиционной системе, ведущим показателем в морально-нравственной сфере воспитания считается фактор «Q3» (импульсивность - контроль желаний), на втором месте стоят факторы «G» (недобросовестность - высокая совестливость) и «Е» (покорность - настойчивость), т. е. обе системы учат контролю желаний добросовестности и настойчивости (на последнем месте), а порой даже и покорности.
Под воздействием системы воспитания с художественноэстетическим уклоном у подростков можно выделить следующие типы акцентуаций характера: застревающий, демонстративный, гипер- тимный. В то время как у подростков, обучающихся по традиционной системе воспитания, наиболее значимыми в характерологическом блоке выступают такие показатели, как «Гипертимный тип» и «Экзальтированный тип».
Сопоставляя данные самооценочного блока, можно отметить, что под действием художественно-эстетического уклона первостепенное значение имеет развитие групповых качеств личности, а также адекватной самооценки. В то время как традиционная система воспитания не обусловливает этого, наблюдается развитие лично-престижной мотивации и несформированной самооценки с тенденцией к занижению.
Таким образом, внутри каждого блока показателей личности наблюдаются различия в ведущих показателях у художественноэстетического класса по сравнению с традиционным. В блоке «Успеваемость» у подростков, обучающихся в классе с художественноэстетическим уклоном, ведущими предметами являются геометрия и биология, в то время как у обучающихся по традиционной системе воспитания - химия и география. В блоке объективных показателей поведения ведущим у подростков в классе с художественноэстетическим уклоном и у подростков, обучающихся по традиционной форме воспитания, является дисциплинированность. У подростков в классе с художественно-эстетическим уклоном в волевом блоке первое место занимает фактор «I» (суровость - мягкосердечность), а у подростков-«традиционщиков» - фактор «Q3» (импульсивность - контроль желаний). В эмоциональном блоке у «эстетов» ведущим показателем выступает фактор «С» (эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость), а у учеников традиционной системы воспитания - фактор «Q4» (нефрустрированность - фрустрирован- ность). У подростков в классе с художественно-эстетическим уклоном в коммуникативном блоке фактор «О» (самоуверенность - склонность к чувству вины) считается ведущим, а у подростков, воспитывающихся по традиционной системе, - фактор «F» (озабоченность - беспечность). В морально-нравственном блоке у подростков в классе с художественно-эстетическим уклоном и у подростков, обучающихся по традиционной системе, ведущим показателем является фактор «Q3» (импульсивность - контроль желаний). У «эстетов» в характерологическом блоке главный показатель - «Застревающий тип», а у «традиционщиков» - «Гипертимный тип». В самооценочном блоке у подростков в классе с художественно-эстетическим уклоном ведущим показателем выступает «Уровень развития деловых коллективистских качеств личности, адекватной самооценки», а у подростков, воспитывающихся по традиционной системе, - «Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно заниженной самооценки».
На основании корреляционного анализа сопоставления результатов и факторного анализа автору удалось просчитать взаимосвязь показателей не только внутри блоков, но и между выделенными блоками личности. Интеллектуальная сфера у подростков, обучающихся по программе с художественно-эстетическим уклоном, не имеет прямых непосредственных взаимосвязей с другими блоками. Блок успеваемости имеет тесную взаимосвязь с волевым блоком, что указывает на сильную взаимосвязь успеваемости и волевой сферы. Блок успеваемости также не имеет отдельного показателя корреляции с самооценочным блоком, что говорит о слабой зависимости успеваемости и самооценки. Блок успеваемости связан и с блоком коммуникативной сферы, но имеет только несколько связей, что свидетельствует об их слабой зависимости друг от друга. Самооценочный блок является ведущим. Он связан с коммуникативным блоком на уровне гср. = 0,475, при р < 0,01; данная взаимосвязь обусловлена тремя показателями, что подтверждает сильное взаимодействие самооценки и коммуникативной сферы. Самооценочный блок также связан с эмоциональным на уровне гср = 0,50, при р < 0,01; данная взаимосвязь обусловлена тремя показателями, что говорит о сильном взаимодействии самооценки и эмоциональной сферы. Самооценка слабо связана с волевым, морально-нравственным блоками, а также блоком успеваемости. Морально-нравственная сфера имеет слабые взаимосвязи с эмоциональным и коммуникативным блоками. Для эмоциональной сферы характерны слабые взаимосвязи с волевым и коммуникативным блоками.
Сопоставляя взаимосвязи блоков художественно-эстетического класса и класса, обучающегося по традиционной системе воспитания, можно полагать, что у них идет разное развитие. Так, блок интеллектуальной сферы у подростков, обучающихся по традиционной системе воспитания, взаимосвязан с блоками успеваемости, коммуникативных качеств, самооценочным и эмоциональным блоками, чего не наблюдается у класса с художественно-эстетическим уклоном. Различие связей наблюдается и между блоками. В классе с художественноэстетическим уклоном связи между эмоциональной сферой и блоком успеваемости не наблюдается. Качественно отличается взаимосвязь волевого и самооценочного блока. В классе с традиционной системой воспитания связь слабая (гср = 0, 39, при р < 0,05), в то время как связь между идентичными блоками в художественно-эстетическом классе непосредственно обратная (гср = -0, 46, при р < 0,05). В художественно-эстетическом классе отсутствуют взаимосвязи между коммуникативным и волевым блоками, а в традиционной системе воспитания - между блоками успеваемости и волевой сферы. Основное отличие в структурах - в системе с художественно-эстетическим уклоном ведущим является самооценочный блок, а в группе, воспитывающейся по традиционной системе, ведущим выступает блок коммуникативной сферы, что отражается в количестве значимых взаимосвязей.
Таким образом, наблюдаются различия в выраженности сфер личности. Структуры личностных особенностей подростков, обучающихся по традиционной системе воспитания и по системе воспитания с художественно-эстетическим уклоном, различаются ведущими показателями в каждой сфере и взаимосвязями между блоками личностных особенностей.
Причины отклонения в поведении подростков
Отклонения в поведении подростков могут быть вызваны следующими причинами:
1) социально-педагогической запущенностью, когда ребенок, подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированности негативных стереотипов поведения;
2) глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по классу и т. д.;
3) отклонениями в психическом и физическом здоровье, возрастными кризами, акцентуациями характера и другими причинами психоневрологического и физиологического свойства;
4) отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных жизненных целей и планов;
5) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей с позитивных на негативные.
Источник: Великова, С. А. Межличностные отношения подростков, воспитывающихся в различных условиях : учеб. пособие / С. А. Великова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2018. - 104 с
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |