На главную Подросток Психологические особенности возраста Воспитание подростков по различным системам
Воспитание подростков по различным системам
Подросток - Психологические особенности возраста
Индекс материала
Воспитание подростков по различным системам
Воспитание со спортивным уклоном
Система воспитания с художественноэстетическим уклоном
Все страницы

1. Воспитание по традиционной системе

Традиционная система воспитания существует почти 400 лет. Она разработана крупнейшим чешским ученым и педагогом Яном Амосом Коменским (1592 - 1670). Он впервые обосновал идею всеобщего воспитания на родном языке, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочную форму воспитания.
В процессе воспитания в традиционной школе реализуются следующие цели: развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления.

Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии:
• учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав в течение всего периода школьного воспитания;
• класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
• основной единицей занятий является урок;
• урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
• работой подростков на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе подростков в следующий класс;
• учебники применяются в основном для домашней работы.
Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, домашнее задание, отметки - все это составляющие классно-урочной системы. Она способствовала развитию у школьников тех качеств, которые были необходимы для достойной жизни в условиях ремесленного производства. В течение всей своей жизни человек мог заниматься одним и тем же делом, выполняя его одними и теми же методами.
К поколениям россиян, выросших в ХХ веке, практически предъявлялись те же требования, они также имели возможность в течение жизни заниматься одной профессией, в которой мало что менялось.
Традиционное обучение по своей философской основе считается педагогикой принуждения. Основная цель воспитания - формирование системы знаний, овладение основами наук, что выражается в наличии стандарта воспитания. Массовая школа с традиционной технологией остается «школой знаний», где основной акцент ставится на информированность личности, а не на ее культурное развитие.
Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось еще в годы советской власти. Оно определялось задачами индустриализации страны, погоней за уровнем технически развитых капиталистических стран, общей ролью научно-технического прогресса. И по сей день содержание образования в массовой школе является технократическим. Знания адресуются в основном к рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности. Доказано, что 75 % учебных предметов школы направлено на развитие левого полушария мозга, на эстетические предметы отводится лишь 3 % от общего числа школьных дисциплин.
Основу традиционного воспитания составляют принципы, сформулированные еще Я. Коменским:
1) научность (ложных знаний быть не может, могут быть только неполные);
2) природосообразность (обучение определяется развитием ученика, не форсируется);
3) последовательность и систематичность (линейная логика процесса воспитания, от частного к общему);
4) доступность (от известного к неизвестному, от легкого - к трудному);
5) прочность (повторение - мать учения);
6) сознательность и активность (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);
7) принцип наглядности;
8) принцип связи теории с практикой;
9) учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Традиционная технология - авторитарная технология, в которой
обучение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, практически отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих поисков личности. Как и любая технология воспитания, традиционное обучение имеет свои сильные и слабые стороны. К положительным сторонам в первую очередь следует отнести:
1) систематический характер воспитания;
2) упорядоченную, логически правильную подачу материала;
3) организационную четкость;
4) оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.
Система ориентирована на овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной формах. На основании языковых знаний и умений подростки овладевают и речевыми умениями. Не менее важно эмоциональное и литературное развитие школьника, формирование его научного мировоззрения, постоянное обогащение знаниями об окружающем мире, что, в свою очередь, связано с такими качествами личности, как любознательность, целеустремленность, трудолюбие [38].
Система предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у школьников познавательной самостоятельности: умения самостоятельно планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами и т. д.), способности к самооценке и самоконтролю. Под планированием понимается общий способ учебной деятельности - осознание ребенком цели выполняемой работы, необходимых познавательных действий и учебных средств [38].
Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя как умственного действия, протекающего во внутреннем плане [41]. Курс литературного чтения нацелен на развитие способности полноценно воспринимать художественное воспроизведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение подростков, ассоциативное мышление [43].
Курс математики предполагает формирование у школьников пространственных представлений, развитие образного и логического мышления, воображения. С самого начала воспитания у детей формируются некоторые важные обобщения (на примере чисел первого десятка выясняется, как образуется каждое следующее число в натуральном ряду, устанавливается соотношение между любым числом ряда и всеми предшествующими числами).
Учебный предмет «Окружающий мир» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности. Развиваются умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи [24].
Учебный предмет «Музыка» способствует развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сфер подростков. Занятия музыкой воспитывают и формируют у подростков эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать другому человеку, развивают художественное творческое мышление, воображение, интуицию [25].
Успеваемость подростков, воспитывающихся по традиционной системе, представляет собой целостный аспект жизнедеятельности. Максимальную значимость имеют такие предметы, как русский язык, литература, география и химия, что видно по высокой корреляционной зависимости со всеми остальными предметами. Другими словами, успеваемость по русскому языку предопределяет успеваемость по вышеуказанным предметам. На втором месте по значимости успеваемости стоит физическая культура, которая имеет одну корреляционную связь с изо. Успеваемость по предметам «Физическая культура», «Изо», «Музыка» имеет максимальные баллы; количество подростков, успевающих выше среднего балла выборки, больше 50 % и достигает 75 % по предмету «Музыка». Сложными предметами для ребят являются русский язык, алгебра, геометрия, история, география и физика. На это указывает низкий средний балл (3,4 ± 0,2 балла) и процент распределения подростков с баллами выше и ниже среднего, который варьируется в пределах от 36 % (география) до 46 % (русский язык и физика). Пропуски уроков в классе, где обучаются по традиционной системе воспитания, незначительны: 28,5 % учеников не пропускают занятия вообще; 46,5 % пропускают только по болезни; у 25 % пропуски варьируются от 1 до 5 дней по неуважительной причине. В среднем на класс приходится 3,3 дня пропусков в полугодие.
Показатель активности подростков равен 6,9 балла из 10 возможных. Это говорит о том, что класс в целом активный. Однако активность у данных подростков связана, как правило, с внеучебной деятельностью, следовательно, чрезмерная активность на уроках снижает успеваемость по ряду предметов. Об этом свидетельствуют обратно-значимые корреляционные связи между показателями «Изо» и «Активность» (г = -0,43 при р = 0,05), «Химия» и «Активность» (г = -0,42 при р = 0,05), «Физика» и «Активность» (г = -0,36 при р = 0,05), «Биология» и «Активность» (г = -0,47 при р = 0,01), «Алгебра» и «Активность» (г = -0,39 при р = 0,05). Значимая корреляционная связь между «Активностью» и фактором «Q4» (г = 0,37 при р = 0,05) говорит о наличии побуждений, которые не находят практической разрядки в процессе деятельности.
У 50 % подростков показатель дисциплинированности превышает средний балл выборки, а у 50 % показатель составляет от 2 до 5 баллов. Дисциплина важна на таких предметах, как биология, физическая культура, физика и алгебра. Об этом свидетельствуют корреляционные связи между показателями.
Ответственность важна для таких предметов, как химия, алгебра, биология, физика и геометрия. Взаимосвязь показателей «Ответственность» и акцентуации «Тревожный тип» (г = 0,41 при р < 0,05) свидетельствует о том, что у подростков рано формируются чувства долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности они стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Для них характерны высокое чувство ответственности, целеустремленности, добросовестности, аккуратности. Ученики воспринимают и выполняют правила и нормы поведения, предъявляемые взрослыми.
У 79 % подростков выражена акцентуация «Гипертимный тип», у 71 % подростков показатель по «Экзальтированному типу» находится в пределах выраженной акцентуации. Значимые корреляционные связи между показателями «Гипертимный тип» и «Уровень развития деловых коллективистских качеств личности, адекватной самооценки» (г = 0,4 при р = 0,05) говорят о влиянии адекватной самооценки на активность и подвижность, легкость в установлении контактов. Обратная взаимосвязь «Гипертимный тип» и «Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно заниженная самооценка» (r = -0,36 при р = 0,05) свидетельствуют об отрицательном влиянии неадекватной самооценки на подвижность.
Методика акцентуации характера Г. Шмишека показывает, что у подростков, обучающихся по традиционной системе, максимальным показателем является «Гипертимный тип» - 19,2 балла, на втором месте «Экзальтированный тип» - 19 баллов.
Показатель «Уровень развития деловых коллективистских качеств личности, адекватной самооценки» имеет среднее значение - 73,5 балла из 100 возможных у 78,5 % «традиционщиков»; показатель «Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно заниженной самооценки» имеет среднее значение - 47,2 % у 61 % подростков. Показатель «Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно завышенной самооценки» составляет 62 % из 100 % возможных у 64 % выборки. Обратно-значимые корреляционные связи между показателями самооценки и баллами успеваемости говорят об отрицательном влиянии заниженной самооценки на успеваемость по таким предметам, как алгебра, химия и физика. Следовательно, самооценка полностью не сформирована, но у большинства подростков наблюдается адекватная самооценка.
Уровень интеллекта у 89 % подростков, воспитывающихся по традиционной системе, находится в пределах среднестатистической нормы и выше. Оценки отражают хороший уровень развития вербального интеллекта, таких его функций, как обобщение, выделение частного из общего, овладение логическими и математическими операциями, легкость усвоения новых знаний. Корреляционные связи фактора «В» (по методике Р. Кеттелла) свидетельствуют, что география, изо, русский язык, литература, история, биология, химия оказывают влияние на развитие абстрактного мышления. Подросткам свойственны эмоциональный аспект действий и определенный рационализм. «Традиционщики» уверены в себе и, соответственно, спокойны, стабильны, лучше подготовлены к успешному выполнению школьных требований (+С). Такие подростки не расстраиваются из-за пустяков, чувствуют себя хорошо приспособленными. На эмоциональную устойчивость оказывают влияние социальная смелость, умение хорошо контролировать свои эмоции и поведение, активность, подвижность, адекватная и завышенная самооценка (значимые корреляционные взаимосвязи с факторами «Н», «Q3», «Гипертимный тип», «Уровень развития деловых коллективистских качеств личности, адекватной самооценки», «Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно завышенной самооценки»). 89 % подростков - обладатели высоких и нормальных оценок. Фактор отражает склонность к самоутверждению, противопоставлению себя как детям, так и взрослым, подростки отличаются стремлением к лидерству и доминированию, независимости. Проявление этого свойства у детей нередко сопровождается поведенческими проблемами, агрессией; лидерские тенденции часто не находят реального воплощения, так как им еще предстоит обучиться многим формам социального взаимодействия. У детей проявление этого фактора нередко выражается в виде «разговорчивости» (+Е). Данный аспект подтверждают результаты: 53 % испытуемых, которые отличаются энергичностью, активностью, отсутствием страха в ситуации повышенного риска, как правило, присущи переоценка своих возможностей и чрезмерный оптимизм. Они живут, не задумываясь всерьез над событиями, легко относятся к жизни, верят в удачу; о будущем, как правило, не заботятся, строят жизнь по принципу «авось пронесет» (+F). В то же время это ответственные, целеустремленные, добросовестные, аккуратные молодые люди (+G). «Традиционщики» (89 %) непринужденны и смелы в общении, они легко вступают в контакт со взрослыми, невосприимчивы к угрозе, решительны, тяготеют к риску и острым ощущениям. Лица с высокими значениями по этой шкале не теряются при столкновении с неожиданными обстоятельствами, о неудачах быстро забывают, не делают надлежащих выводов из пережитых наказаний (+H). Для них характерны реалистичный подход к решению проблемы, практицизм, мужественная независимость. Они больше верят рассудку, чем чувствам (-I).
Подростки (50 %) экспрессивны, деятельны и некритичны (-J). Высока вероятность исправления поведения под влиянием воспитания. 93 % испытуемых - веселые, жизнерадостные ребята, уверенные в успехах и своих возможностях. Они живо откликаются на все происходящие события (-/+О). 89 % подростков несамостоятельны, зависимы, привязаны к группе. Эти лица в своем поведении ориентируются на групповое мнение, нуждаются в постоянной опоре, поддержке окружающих, в совете и одобрении. Они предпочитают жить и работать вместе с другими людьми не потому, что являются очень общительными, а скорее потому, что у них отсутствует инициатива и смелость в выборе собственной линии поведения. Подростки, воспитывающиеся по традиционной системе, стараются контролировать свои эмоции и поведение, действовать планомерно и упорядоченно, упорно преодолевать препятствия, не разбрасываться, начатое дело доводить до конца, осознавать социальные требования и стараться их аккуратно выполнять, заботиться о впечатлении, которое производят своим поведением (+Q3). При этом они обладают избытком побуждений, которые не находят практической разрядки в процессе деятельности, в их поведении господствует нервное напряжение: они беспокойны, возбуждены, неусидчивы, чувствуют себя разбитыми, усталыми (+Q4).
Таким образом, для подростков, воспитывающихся по традиционной системе, характерны эмоциональная устойчивость (±С), настойчивость (±Е), совестливость (±G), смелость (±Н), суровость (-/+7), интерес к участию в общих делах (-/+J), самоуверенность (-/+О), зависимость от группы (-/+Q2).
Для межличностного общения важны все сферы личности. Методами математической статистики было выяснено, что коммуникативная, интеллектуальная, волевая сферы подростков-«традиционщиков» развиты, показатели соответствуют среднестатистической норме. Эмоциональная и морально-нравственная сферы развиты сильнее. Структура корреляционных связей представлена на рис. П1.

 


 

2. Воспитание со спортивным уклоном


Учитывая, что формирование личности будущего специалиста начинается в школьные годы, обучение по системе воспитания со спортивным уклоном осуществляется планомерно и целенаправленно. Полагается, что у подростков развиваются профессиональный интерес, склонность к физкультурно-спортивной деятельности, физическая подготовленность, коммуникативная компетентность, потребность в самосовершенствовании, ценностные ориентации. На этом этапе ведущим становится формирование ценностных ориентаций, стержневой, мотивационной основой которых выступает социальная ответственность. Ее становление связано с развитием самостоятельности, инициативы, готовности к принятию решений, способности предвидеть результаты и последствия своей деятельности или конкретного поступка.
Воспитание в системе воспитания со спортивным уклоном состоит в создании таких условий в школах, чтобы каждый учащийся нашел себя, понял, к какой сфере деятельности он склонен и наиболее способен. Совершенно естественно, что, сделав выбор, подросток вправе рассчитывать на то, что получит в школе такой уровень подготовки, который обеспечит ему возможность поступить в соответствующее среднее специальное или высшее учебное заведение. Поэтому введение системы воспитания со спортивным уклоном преследует еще одну цель - обеспечить преемственность старшей ступени школы и учреждений среднего и высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта. Профиль подготовки как раз и задает определенную сферу деятельности, соответствующую индивидуальным склонностям школьников.
Специфика профильного воспитания позволяет учащимся выбрать конкретную приоритетную область для более глубокого изучения. Поскольку выбор предполагает ряд вариантов, то переход к профильному обучению - это, прежде всего, расширение свободы, вариативности школьного образования. В отличие же от углубленного изучения отдельных предметов, профильное обучение позволяет школьникам изучать не один, а группу предметов, взаимодополняющих друг друга.
Профильное обучение в области физической культуры в общеобразовательной школе, предусматривающее отбор и профессиональную ориентацию школьников, будет способствовать профессиональному самоопределению подростков в соответствии с профилем избранной специальности и индивидуальными способностями, формированию устойчивой профессиональной мотивации.
Развитие в системе воспитания со спортивным уклоном решает задачи рационального сочетания образовательной и спортивной деятельности в рамках единого учебно-воспитательного и учебнотренировочного процесса; повышения качества образования и укрепления здоровья школьников средствами физической культуры и спорта. В то же время воспитание со спортивным уклоном предполагает создание профильных и лицейских классов физкультурнопедагогической и спортивной направленности во всех школах, где есть необходимая материально-спортивная база и трудятся квалифицированные учителя.
Спортивный класс - это форма организации деятельности подростков, направленная на создание и обеспечение профильного уровня среднего (полного) образования с целью обеспечения преемственности профессиональной ориентации подростков. Основные задачи спортивно-педагогического класса:
1) создание благоприятных условий для разностороннего развития личности и более полного удовлетворения образовательных запросов и потребностей учащегося на основе ранней диагностики способностей и резервов развития;
2) формирование общей культуры личности подростков на основе оптимального сочетания общего среднего образования и профильного воспитания;
3) создание условий для развития индивидуальных способностей обучающихся и эффективной подготовки спортивного резерва из числа физически одаренных детей;
4) формирование мотивационно-ценностного отношения к педагогической профессии и допрофессиональное образование подростков в области физической культуры;
5) формирование умений и навыков научно-исследовательской работы в области физической культуры;
6) повышение качества подготовки выпускников в области выбранных ими учебных предметов и видах деятельности, разрешение проблем перехода от одной ступени воспитания к другой в системе непрерывного физкультурно-педагогического образования;
7) сохранение и укрепление здоровья подростков средствами физической культуры, формирование ценностно-ориентированного отношения к физической культуре и спорту, внедрение здорового образа жизни;
8) обеспечение условий для рационального сочетания учебы с углубленным учебно-тренировочным процессом.
В спортивно-педагогический класс подростков принимают на основании закона Российской Федерации «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении и Порядка приема выпускников второй ступени общего образования в государственные общеобразовательные учреждения на ступень среднего (полного) общего образования.
Образовательная система спортивного класса включает базовые общеобразовательные, профильные общеобразовательные и элективные курсы для профильного воспитания.
Реализация общеобразовательных программ в спортивном классе предусматривает углубленное изучение биологии, ОБЖ, образовательной области «Физическая культура» и ориентирована на овладение навыками самостоятельной проектной и учебно-исследовательской деятельности. Обучение в спортивном классе осуществляется на профильном уровне трудности при обязательной реализации государственных образовательных стандартов.
На занятиях по элективным курсам преобладают вузовские формы их организации и виды учебной деятельности: обзорные и установочные лекции, семинары, коллоквиумы, лабораторно-практические занятия, зачеты. Элективные курсы для подростков спортивного класса в основном углубляют и расширяют рамки действующих общеобразовательных и профильных предметов, выявляют специфику педагогической деятельности и профессиональных требований к специалистам по физической культуре.
Обучение строится на основе гибких форм организации образовательного процесса, способствующих формированию знаний, навыков исследовательского труда, ориентированных на индивидуальные способности обучающихся и их развитие через различные виды деятельности, допускающие право выбора самими обучающимися.
Наиболее подготовленные учащиеся могут заниматься по индивидуальным учебным планам и программам, осваивать отдельные курсы в порядке экстерната.
При проведении уроков и практических занятий по профильным предметам классы делят на две подгруппы.
На занятиях по физической культуре класс делят на подгруппы по уровню физической подготовленности и спортивным интересам обучающихся.
Учебно-тренировочные занятия проводят по видам спорта в ДЮСШ (СДЮШОР) или непосредственно в условиях школы.
Для обеспечения круглогодичных учебно-тренировочных занятий и активного отдыха подростков в период зимних и летних каникул организуется оздоровительно-спортивный лагерь.
За здоровьем учащихся следит врач школы. Если его нет, то подростки наблюдаются в кабинете врачебного контроля соответствующей территориальной поликлиники или во врачебно-физкультурном диспансере.
Обучение в спортивном классе способствует формированию и развитию не только спортивных достижений, но и всех компонентов личности: морально-нравственного, коммуникативного, волевого, эмоционального и интеллектуального.


3. Сравнительный анализ личностных особенностей подростков, воспитывающихся по системе со спортивным уклоном и традиционной системе


Сравнительный анализ личностных особенностей подростков, участвовавших в исследовании, показал, что по ряду показателей, таких как «Пропуски по болезни», «Русский язык», «Литература», «Алгебра», «Геометрия», «История», «География», «Биология», «Физика», «Химия», «Музыка», «Изо», «Физическая культура», они отличаются незначительно. Единственное различие по блоку «Успеваемость» наблюдается в показателе «Пропуски». Разница между показателями составляет 5,5 дня (Тст = 2,3 при р < 0,05) - это говорит о том, что подростки в классе со спортивным уклоном пропускают больше занятий, что можно связать с их тренировками, соревнованиями, выступлениями.
Исследование, проведенное по методике Р. Б. Кеттелла «Личностный опросник для старшеклассников (HSPQ)», не выявило различий среди объективных показателей поведения и числовых показателей результатов.
Значимые результаты наблюдаются по методике «Акцентуации характера» Г. Шмишека по показателям «Гипертимный тип», «Дистим- ный тип». Сформированность гипертимности доминирует у подростков, воспитывающихся по традиционной системе, т. е. они имеют более поверхностные интересы, а подростки, обучающиеся в классе со спор-
тивным уклоном, более сосредоточены, упорны, целенаправленны, легче относятся к рамкам социальных запретов. Позерство и демонстративность преобладают у подростков-«традиционщиков». Надо сказать, что самооценка имеет одинаковую тенденцию к несформи- рованности. Однако тенденция к завышению доминирует у подростков, воспитывающихся по традиционной системе.
На основании полученных результатов у подростков из класса со спортивным уклоном выделены аналогичные блоки проявлений особенностей личности: успеваемость, объективных показателей поведения, волевой, эмоциональный, интеллектуальный, коммуникативный, морально-нравственный, характерологический и самооценочный. Сопоставление результатов выраженности данных блоков показывает тождественность развития сфер (рис. П2).
Наиболее значимыми показателями в блоке «Успеваемость» у подростков в классе со спортивным уклоном являются такие предметы, как география, геометрия, химия, физика. В табл. 1 отражен среднеарифметический показатель корреляционных связей.


Таблица 1
Ранжирование показателей блока успеваемости у подростков в классе со спортивным уклоном

Ранг

Учебный
предмет

Корреляционные
связи

Среднеарифметический показатель корреляционных связей

1

География

12

0,63

2

Геометрия

11

0,78

3

Химия

10

0,772

4

Физика

9

0,78

Сравнительный анализ среднего балла значимых корреляционных связей блока успеваемости показал, что ведущими предметами у подростков, воспитывающихся по традиционной системе, являются несколько иные предметы: география, русский язык, литература, химия (табл. 2).

Ранжирование блока успеваемости у подростков, воспитывающихся по традиционной системе

Ранг

Учебный
предмет

Корреляционные
связи

Среднеарифметический показатель корреляционных связей

1

Химия

17

0,55

2

География

14

0,59

3

Литература

13

0,55

4

Русский язык

11

0,60

 

Различия по блоку «Успеваемость» наблюдаются в числовых значениях только по одному показателю «Пропуски», а по ранжированию показателей блока успеваемости отличия качественные, что предполагает особенности программ.
Корреляционный анализ показал, что наиболее значимыми показателями в блоке объективных показателей поведения у подростков в классе со спортивным уклоном выступают ответственность (1-е место), самостоятельность (2-е место) и активность (3-е место). Показатели отражены в табл. 3.


Таблица 3
Ранжирование блока объективных показателей поведения у подростков в классе со спортивным уклоном

Ранг

Показатель

Корреляционные
связи

Среднеарифметический показатель корреляционных связей

1

Ответственность

2

0,565

2

Самостоятельность

2

0,560

3

Активность

2

0,53

У подростков, воспитывающихся по традиционной системе, на первом месте стоит дисциплинированность, на втором - ответственность, а на третьем - самостоятельность (табл. 4).

Ранг

Показатель

Корреляционные
связи

Среднеарифметический показатель корреляционных связей

1

Дисциплинированность

9

0,42

2

Ответственность

7

0,5

3

Самостоятельность

4

0,37

Следовательно, особенности программы воспитания по традиционной системе полагают развитие качеств и их доминирование в морально-нравственной сфере, в то время как программа воспитания со спортивным уклоном, помимо указанных выше сфер, формирует еще коммуникативные и познавательные качества, т. е. активность.
Сравнивая ведущие личностные показатели выделенных сфер, можно отметить, что в классе со спортивным уклоном ведущим показателем в волевой сфере выступает фактор «I» (суровость - мягкосердечность), на втором месте - фактор «G» (недобросовестность - высокая совестливость), на третьем месте - фактор «Е» (покорность - настойчивость). Показатели отражены в табл. 5.


Таблица 5
Ранжирование показателей волевого блока у подростков в классе со спортивным уклоном

Ранг

Показатель

Корреляционные
связи

Среднеарифметический показатель корреляционных связей

1

I

7

0,57

2

G

3

0,60

3

E

3

0,55

4

Q3

0

0

 

У подростков, воспитывающихся по традиционной системе, в волевой сфере на первом месте стоит фактор «Q3» (импульсивность - контроль желаний), на втором - фактор «G» (недобросовестность - высокая совестливость) и фактор «I» (суровость - мягкосердечность).
Таким образом, программа воспитания обусловливает формирование различных волевых качеств, а также влияет на личность, что отражается в количестве корреляционных связей.
У подростков в классе со спортивным уклоном ведущим показателем в эмоциональной сфере является фактор «Q4» (нефрустриро- ванность - фрустрированность), на втором месте - фактор «С» (эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость), на третьем месте - фактор «Е» (покорность - настойчивость). Показатели отражены в табл. 6.


Таблица 6
Ранжирование показателей эмоционального блока у подростков в классе со спортивным уклоном

Ранг

Показатель

Корреляционные
связи

Среднеарифметический показатель корреляционных связей

1

Q4

5

0,59

2

С

4

0,58

3

E

3

0,55

4

A

2

0,595

5

D

2

0,555

6

Н

1

0,75

 

У подростков, воспитывающихся по традиционной системе, в эмоциональной сфере на первом месте также находится фактор «Q4» (нефрустрированность - фрустрированность), на втором - фактор «Н» (робость - смелость), на третьем - фактор «С» (эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость).
Несмотря на то, что у подростков в обоих классах на первом месте стоит фактор «Q4», различия наблюдаются уже со второго места, что указывает на формирование эмоционального блока в процессе становления личности.
У подростков в классе со спортивным уклоном ведущим показателем в коммуникативной сфере является фактор «F» (озабоченность - беспечность), на втором месте - фактор «I» (суровость - мягкосердеч
ность), на третьем месте - фактор «Q2» (зависимость от группы - индивидуальность). Показатели отражены в табл. 7.


Таблица 7
Ранжирование показателей коммуникативного блока у подростков в классе со спортивным уклоном

Ранг

Показатель

Корреляционные
связи

Среднеарифметический показатель корреляционных связей

1

F

10

0,57

2

I

7

0,57

3

Q2

3

0,7

4

E

3

0,55

5

A

2

0,595

6

О

2

0,565

7

D

2

0,555

8

Н

1

0,75

У подростков, воспитывающихся по традиционной системе, в коммуникативной сфере на первом месте также стоит фактор «F» (озабоченность - беспечность), но на втором - фактор «Н» (робость - смелость), а на третьем - фактор «А» (обособленность - сердечность).
Таким образом, коммуникативный блок, так же как и эмоциональный, отличается, начиная со второго места; ведущим показателем в обоих классах выступает фактор «F» (озабоченность - беспечность). Различия указывают на развитие коммуникативного блока в процессе становления личности.
Сопоставляя результаты, можно отметить, что у подростков в классе со спортивным уклоном ведущим показателем в моральнонравственной сфере является фактор «G» (недобросовестность - высокая совестливость), на втором месте стоит фактор «Е» (покорность - настойчивость). Причем фактор «Q3» (импульсивность - контроль желаний) не имеет значимых корреляционных связей. Показатели отражены в табл. 8.


Ранжирование показателей морально-нравственного блока у подростков в классе со спортивным уклоном

Ранг

Показатель

Корреляционные
связи

Среднеарифметический показатель корреляционных связей

1

G

3

0,60

2

E

3

0,55

3

Q3

0

0


У подростков, воспитывающихся по традиционной системе, в морально-нравственной сфере на первом месте находится фактор «Q3» (импульсивность - контроль желаний), на втором месте - фактор «G» (недобросовестность - высокая совестливость) и фактор «Е» (покорность - настойчивость).
Таким образом, программы воспитания со спортивным уклоном обусловливают добросовестное отношение к деятельности, определенную настойчивость в достижении результатов, в то время как традиционная система воспитания учит контролю желаний, добросовестности, а порой даже и покорности; настойчивость стоит на последнем месте.
Корреляционный анализ показал, что наиболее значимыми показателями в характерологическом блоке у подростков в классе со спортивным уклоном являются «Застревающий тип», «Эмотивный тип», «Дистимный тип» (табл. 9).


Таблица 9

 

Ранжирование показателей характерологического блока у подростков в классе со спортивным уклоном

 

Ранг

Показатель по шкалам

Корреляционные
связи

Среднеарифметический показатель корреляционных связей

1

Застревающий тип

7

0,56

2

Дистимный тип

4

0,63

3

Эмотивный тип

4

0,60

 

У подростков, воспитывающихся по традиционной системе, наиболее значимыми в характерологическом блоке считаются такие показатели, как «Гипертимный тип» и «Тревожный тип» (табл. 10).

 

Ранг

Показатель

Корреля
ционные
связи

Среднеарифметический показатель корреляционных связей

1

Уровень развития деловых коллективистских качеств личности, адекватной самооценки

6

0,65

2

Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно завышенной самооценки

6

0,63

3

Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно заниженной самооценки

5

0,56


Таким образом, под воздействием программы воспитания со спортивным уклоном можно выделить следующие типы акцентуаций характера у подростков: застревающий, дистимный, эмотивный. Это означает, что под воздействием спортивного уклона подростки «вязнут» в процессе своих тренировок, отрабатывая то или иное движение, упражнение. Причем они склонны быстро впадать в отчаяние и так же быстро приходить в восторг от полученных результатов.
Корреляционный анализ показал, что наиболее значимым показателем в самооценочном блоке у подростков в классе со спортивным уклоном является «Уровень развития деловых коллективистских качеств личности, адекватной самооценки» (табл. 11).
Ранжирование показателей самооценочного блока
у подростков в классе со спортивным уклоном


Таблица 11

Ранг

Показатель

Корреля
ционные
связи

Среднеарифметический показатель корреляционных связей

1

Уровень развития деловых коллективистских качеств личности, адекватной самооценки

6

0,65

2

Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно завышенной самооценки

6

0,63

3

Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно заниженной самооценки

5

0,56

 


У подростков, воспитывающихся по традиционной системе, в самооценочном блоке наиболее значимым показателем выступает «Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно заниженной самооценки» (табл. 12).


Таблица 12

Ранг

Показатель

Корреля
ционные
связи

Среднеарифметический показатель корреляционных связей

1

Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно заниженной самооценки

13

0,42

2

Уровень развития деловых коллективистских качеств личности, адекватной самооценки

7

0,41

3

Уровень развития личнопрестижной мотивации, неадекватно завышенной самооценки

4

0,42


Сопоставляя данные самооценочного блока, можно отметить, что влияние спорта на развитие групповых качеств личности, а также адекватной самооценки имеет первостепенное значение. В то время как традиционная система воспитания не обусловливает этого, наблюдается развитие лично-престижной мотивации и несформированной самооценки с тенденцией к занижению.
Таким образом, внутри каждого блока показателей личности существуют различия в ведущих показателях у подростков спортивного класса по сравнению с традиционным. В блоке «Успеваемость» у подростков, обучающихся в классе со спортивным уклоном, ведущие предметы - география и геометрия, в то время как у класса, обучающегося по традиционной системе воспитания, ведущие предметы - химия и география. В блоке объективных показателей поведения ведущим у спортсменов является ответственность, у «традиционщиков» - дисциплинированность. У подростков в классе со спортивным уклоном ведущим показателем в волевом блоке выступает фактор «I» (суровость - мягкосердечность), а у подростков, воспитывающихся по традиционной системе, на первом месте стоит фактор «Q3» (импульсивность - контроль желаний). В эмоциональном блоке у спортсменов и учеников традиционной системы воспитания ведущим показателем считается фактор «Q4» (нефрустрированность - фрустрированность). У подростков в классе со спортивным уклоном и у подростков, воспитывающихся по традиционной системе, ведущим показателем в коммуникативном блоке выступает фактор «F» (озабоченность - беспечность). В морально-нравственном блоке у подростков в классе со спортивным уклоном фактор «G» (недобросовестность - высокая совестливость) - ведущий показатель, а у подростков, воспитывающихся по традиционной системе, - фактор «Q3» (импульсивность - контроль желаний). У спортсменов в характерологическом блоке ведущим показателем выступает «Застревающий тип», а у «традиционщиков» - «Гипертимный тип». В самооценочном блоке у подростков в классе со спортивным уклоном ведущий показатель - «Уровень развития деловых коллективистских качеств личности, адекватной самооценки», а у воспитанников, обучающихся по традиционной системе, - «Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно заниженной самооценки».
На основании корреляционного анализа сопоставления результатов и факторного анализа автору удалось просчитать взаимосвязь показателей не только внутри блоков, но и между выделенными блоками личности (см. рис. П2). Схема показывает, что интеллектуальная сфера у подростков восьмого класса, обучающихся по программе со спортивным уклоном, не имеет прямых непосредственных взаимосвязей с другими блоками. Блок успеваемости взаимосвязан с блоком морально-нравственных качеств лишь у отдельных показателей, что указывает на слабую взаимосвязь успеваемости и моральнонравственной сферы. Также блок успеваемости опосредованно связан с блоком эмоциональной сферы, что говорит о слабой зависимости успеваемости от эмоций. Блок успеваемости напрямую связан с ведущим блоком коммуникативной сферы. Он влияет на успеваемость на уровне р < 0,05. Коммуникативный блок также связан с самооценочным блоком на уровне гср = 0, 56, при р < 0,01. Взаимосвязь коммуникативной и волевой сфер обусловлена взаимосвязью одного показателя, что говорит о слабом взаимодействии друг с другом. Коммуникативная сфера и эмоциональная также слабо взаимосвязаны.
Сопоставив взаимосвязи блоков спортивного класса и класса, обучающегося по традиционной системе воспитания, можно утверждать, что развиваются они по-разному. Так, блок интеллектуальной сферы у подростков, обучающихся по традиционной системе воспитания, взаимосвязан с такими блоками, как: самооценочный, успеваемость, коммуникативные качества, эмоциональный, чего не наблюдается у класса со спортивным уклоном. Различие связей очевидно и между блоками. Качественно отличается взаимосвязь волевого и самооценочного блоков. В классе с традиционной системой воспитания связь слабая (гср = 0, 39, при р < 0,05), в то время как связь между идентичными блоками в спортивном классе непосредственно обратная (гср = -0, 62, при р < 0,01). Наблюдается в классе с традиционной системой воспитания и взаимосвязь, которой не было в классе со спортивным уклоном между блоками морально-нравственной и эмоциональной сфер. Иной характер носит и взаимосвязь интеллектуальной и морально-нравственной сфер (данной связи не наблюдалось в классе со спортивным уклоном). Тем не менее общим в структурах является то, что и в классе со спортивным уклоном, и в классе, обучающемся по традиционной системе воспитания, ведущим выступает блок коммуникативной сферы, что отражается в количестве значимых взаимосвязей.
Таким образом, несмотря на идентичность выраженности сфер личности, структура личностных особенностей воспитанников, обучающихся по традиционной системе воспитания и по системе воспитания со спортивным уклоном, отличается ведущими показателями в каждой сфере и взаимосвязями между блоками личностных особенностей.

 


 


4. Система воспитания с художественноэстетическим уклоном


Художественно-эстетический цикл - это эффективная форма повышения квалификации в условиях традиционной системы образования. При этом интеграция предметов художественно-эстетического цикла выступает как средство развития творческого потенциала подростков.
Художественно-эстетический цикл направлен на решение следующих задач:
1) обеспечение полихудожественного развития воспитанников, ориентированных на единый общий результат;
2) акцентирование внимания на развитии индивидуальных познавательных творческих способностей подростка через внедрение в образовательный процесс ведущих педагогических технологий на основе личностно ориентированного воспитания;
3) воспитание активной жизненной позиции через присвоение социальной роли художника-творца, осмысление действительности и выявление своего собственного отношения к происходящему;
4) формирование и развитие духовно-нравственной среды в пространстве школы через изучение предметов художественно-эстетического цикла;
5) внедрение проектного подхода, обновление содержания образования по предметам художественно-эстетического цикла;
6) организация и проведение промежуточной и итоговой аттестации подростков по предметам художественно-эстетического цикла.
Система воспитания с художественно-эстетическим уклоном с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла работает в рамках концепции художественного образования, утвержденной министром образования В. М. Филипповым и министром культуры М. Е. Швыдким, которая опирается на основополагающий государственный документ «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». Концепция устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Концепция отражает волю государства в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина России в области культуры и искусства.
Образовательная область «Искусство» в системе воспитания с художественно-эстетическим уклоном представлена следующими предметами:
- музыка;
- изобразительное искусство;
- хореография;
- театр.
Нужно отметить, что ни одно из искусств никогда не выступает для подростка отдельно от другого и от жизни в целом, образующей культуру общества.
Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, помогает видеть и слышать окружающий мир. Слияние различных видов искусства - изображения, музыки, художественного слова - имеет большое значение в развитии эмоциональной отзывчивости на прекрасное. Законы искусства лежат в основе художественной педагогики, т. е. выступают средством воспитания творческой личности учащегося. П. Блонский, Н. Бунаков, Я. Коменский, А. Макаренко, В. Сухомлинский, С. Шацкий и другие педагоги использовали театр как средство воспитания подрастающего поколения. Западноевропейские гуманистические воспитательные системы ХХ века (Г. Винекен, Я. Корчак, А. Нейлл, С. Френе и др.) подчеркивали природосообразность театральной деятельности.


5. Сравнительный анализ личностных особенностей подростков, воспитывающихся по системе с художественноэстетическим уклоном и традиционной системе


Среди объективных показателей поведения численного различия не наблюдается. Различия по блоку «Успеваемость» незначительны. Различий числовых показателей результатов по методике «Личностный опросник для старшеклассников (HSPQ)» Р. Б. Кеттелла нет. Самооценка имеет одинаковую тенденцию к несформированности. Однако тенденция к завышению доминирует у подростков, обучающихся по традиционной системе воспитания. Значимыми для подростков с художественно-эстетическим уклоном являются такие предметы, как химия, геометрия, история, биология.
Ведущие предметы у подростков-«традиционщиков» несколько иные - география, русский язык, литература, химия. Различий по блоку «Успеваемость» в числовых значениях не наблюдается, а по ранжированию показателей блока успеваемости различия качественные, что обусловливается особенностями систем воспитания.
Наиболее значимые показатели в блоке объективных показателей поведения у подростков в классе с художественно-эстетическим уклоном - дисциплинированность (1-е место), ответственность (2-е место) и активность (3-е место). У подростков, обучающихся по традиционной системе воспитания, на первом месте также стоит дисциплинированность, на втором - ответственность, на третьем - самостоятельность. Особенности системы воспитания с художественно-эстетическим уклоном предполагают развитие морально-нравственной сферы и ее доминирование, формируют коммуникативные и познавательные качества, т. е. активность.
Сравнивая ведущие личностные показатели выделенных сфер, можно отметить, что у подростков в классе с художественноэстетическим уклоном ведущим показателем в волевой сфере является фактор «I» (суровость - мягкосердечность), на втором месте стоит фактор «Q3» (импульсивность - контроль желаний), на третьем - фактор «G» (недобросовестность - высокая совестливость).
У подростков, обучающихся по традиционной системе воспитания, в волевой сфере на первом месте стоит фактор «Q3» (импульсивность - контроль желаний), на втором находятся - факторы «G» (недобросовестность - высокая совестливость) и «I» (суровость - мягкосердечность). Системы воспитания предполагают формирование различных волевых качеств личности, что отражается в количестве корреляционных связей.
У подростков в классе с художественно-эстетическим уклоном ведущим показателем в эмоциональной сфере выступает фактор «С» (эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость), на втором месте стоит фактор «Q4» (нефрустрированность - фрустрированность), на третьем - фактор «D» (уравновешенность - беспокойство).
У подростков, обучающихся по традиционной системе воспитания, в эмоциональной сфере на первом месте находится фактор «Q4» (нефрустрированность - фрустрированность), на втором - фактор «Н» (робость - смелость), на третьем - фактор «С» (эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость). У подростков в классе с художественно-эстетическим уклоном ведущий показатель в коммуникативной сфере - фактор «О» (самоуверенность - склонность к чувству вины), на втором месте стоит фактор «I» (суровость - мягкосердечность), на третьем - фактор «Q2» (зависимость от группы - индивидуальность). У подростков, обучающихся по традиционной системе воспитания, в коммуникативной сфере на первом месте находится фактор «F» (озабоченность - беспечность), на втором - фактор «Н» (робость - смелость), а на третьем - фактор «А» (обособленность - сердечность). В системе воспитания с художественно-эстетическим уклоном, так же как и в традиционной системе, ведущим показателем в морально-нравственной сфере воспитания считается фактор «Q3» (импульсивность - контроль желаний), на втором месте стоят факторы «G» (недобросовестность - высокая совестливость) и «Е» (покорность - настойчивость), т. е. обе системы учат контролю желаний добросовестности и настойчивости (на последнем месте), а порой даже и покорности.
Под воздействием системы воспитания с художественноэстетическим уклоном у подростков можно выделить следующие типы акцентуаций характера: застревающий, демонстративный, гипер- тимный. В то время как у подростков, обучающихся по традиционной системе воспитания, наиболее значимыми в характерологическом блоке выступают такие показатели, как «Гипертимный тип» и «Экзальтированный тип».
Сопоставляя данные самооценочного блока, можно отметить, что под действием художественно-эстетического уклона первостепенное значение имеет развитие групповых качеств личности, а также адекватной самооценки. В то время как традиционная система воспитания не обусловливает этого, наблюдается развитие лично-престижной мотивации и несформированной самооценки с тенденцией к занижению.
Таким образом, внутри каждого блока показателей личности наблюдаются различия в ведущих показателях у художественноэстетического класса по сравнению с традиционным. В блоке «Успеваемость» у подростков, обучающихся в классе с художественноэстетическим уклоном, ведущими предметами являются геометрия и биология, в то время как у обучающихся по традиционной системе воспитания - химия и география. В блоке объективных показателей поведения ведущим у подростков в классе с художественноэстетическим уклоном и у подростков, обучающихся по традиционной форме воспитания, является дисциплинированность. У подростков в классе с художественно-эстетическим уклоном в волевом блоке первое место занимает фактор «I» (суровость - мягкосердечность), а у подростков-«традиционщиков» - фактор «Q3» (импульсивность - контроль желаний). В эмоциональном блоке у «эстетов» ведущим показателем выступает фактор «С» (эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость), а у учеников традиционной системы воспитания - фактор «Q4» (нефрустрированность - фрустрирован- ность). У подростков в классе с художественно-эстетическим уклоном в коммуникативном блоке фактор «О» (самоуверенность - склонность к чувству вины) считается ведущим, а у подростков, воспитывающихся по традиционной системе, - фактор «F» (озабоченность - беспечность). В морально-нравственном блоке у подростков в классе с художественно-эстетическим уклоном и у подростков, обучающихся по традиционной системе, ведущим показателем является фактор «Q3» (импульсивность - контроль желаний). У «эстетов» в характерологическом блоке главный показатель - «Застревающий тип», а у «традиционщиков» - «Гипертимный тип». В самооценочном блоке у подростков в классе с художественно-эстетическим уклоном ведущим показателем выступает «Уровень развития деловых коллективистских качеств личности, адекватной самооценки», а у подростков, воспитывающихся по традиционной системе, - «Уровень развития лично-престижной мотивации, неадекватно заниженной самооценки».
На основании корреляционного анализа сопоставления результатов и факторного анализа автору удалось просчитать взаимосвязь показателей не только внутри блоков, но и между выделенными блоками личности. Интеллектуальная сфера у подростков, обучающихся по программе с художественно-эстетическим уклоном, не имеет прямых непосредственных взаимосвязей с другими блоками. Блок успеваемости имеет тесную взаимосвязь с волевым блоком, что указывает на сильную взаимосвязь успеваемости и волевой сферы. Блок успеваемости также не имеет отдельного показателя корреляции с самооценочным блоком, что говорит о слабой зависимости успеваемости и самооценки. Блок успеваемости связан и с блоком коммуникативной сферы, но имеет только несколько связей, что свидетельствует об их слабой зависимости друг от друга. Самооценочный блок является ведущим. Он связан с коммуникативным блоком на уровне гср. = 0,475, при р < 0,01; данная взаимосвязь обусловлена тремя показателями, что подтверждает сильное взаимодействие самооценки и коммуникативной сферы. Самооценочный блок также связан с эмоциональным на уровне гср = 0,50, при р < 0,01; данная взаимосвязь обусловлена тремя показателями, что говорит о сильном взаимодействии самооценки и эмоциональной сферы. Самооценка слабо связана с волевым, морально-нравственным блоками, а также блоком успеваемости. Морально-нравственная сфера имеет слабые взаимосвязи с эмоциональным и коммуникативным блоками. Для эмоциональной сферы характерны слабые взаимосвязи с волевым и коммуникативным блоками.
Сопоставляя взаимосвязи блоков художественно-эстетического класса и класса, обучающегося по традиционной системе воспитания, можно полагать, что у них идет разное развитие. Так, блок интеллектуальной сферы у подростков, обучающихся по традиционной системе воспитания, взаимосвязан с блоками успеваемости, коммуникативных качеств, самооценочным и эмоциональным блоками, чего не наблюдается у класса с художественно-эстетическим уклоном. Различие связей наблюдается и между блоками. В классе с художественноэстетическим уклоном связи между эмоциональной сферой и блоком успеваемости не наблюдается. Качественно отличается взаимосвязь волевого и самооценочного блока. В классе с традиционной системой воспитания связь слабая (гср = 0, 39, при р < 0,05), в то время как связь между идентичными блоками в художественно-эстетическом классе непосредственно обратная (гср = -0, 46, при р < 0,05). В художественно-эстетическом классе отсутствуют взаимосвязи между коммуникативным и волевым блоками, а в традиционной системе воспитания - между блоками успеваемости и волевой сферы. Основное отличие в структурах - в системе с художественно-эстетическим уклоном ведущим является самооценочный блок, а в группе, воспитывающейся по традиционной системе, ведущим выступает блок коммуникативной сферы, что отражается в количестве значимых взаимосвязей.
Таким образом, наблюдаются различия в выраженности сфер личности. Структуры личностных особенностей подростков, обучающихся по традиционной системе воспитания и по системе воспитания с художественно-эстетическим уклоном, различаются ведущими показателями в каждой сфере и взаимосвязями между блоками личностных особенностей.
Причины отклонения в поведении подростков
Отклонения в поведении подростков могут быть вызваны следующими причинами:
1) социально-педагогической запущенностью, когда ребенок, подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированности негативных стереотипов поведения;
2) глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по классу и т. д.;
3) отклонениями в психическом и физическом здоровье, возрастными кризами, акцентуациями характера и другими причинами психоневрологического и физиологического свойства;
4) отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных жизненных целей и планов;
5) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей с позитивных на негативные.

Источник: Великова, С. А. Межличностные отношения подростков, воспитывающихся в различных условиях : учеб. пособие / С. А. Великова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2018. - 104 с

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.