На главную Подросток Общение Общение подростков в социальных сетях
Общение подростков в социальных сетях
Подросток - Общение

Феклисова Татьяна Александровна
студентка
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область


Ключевые слова: подростки, социальные сети, общение.


Социальные сети приобрели колоссальную популярность на сегодняшний день и принимают участие в жизни почти каждого человека. Наиболее активными пользователями социальных сетей - подростки. Большую часть знакомых молодых людей составляют виртуальные друзья из социальных сетей. Это повлияло на коммуникативную сферу жизни подростков, их восприятие реальной и виртуальной дружбы, умение взаимодействовать с людьми в реальной жизни.
Обзор работ зарубежных ученых.
Авторами из США Ж. Неси, С. Чукас-Брэдли и М.Дж. Принштейн было проведено крупномасштабное аналитическое исследование о том, какое влияние на общение и межличностное взаимодействие среди современных подростков, которые не имеют психологических отклонений, влияют социальные сети.
Исследователи выделяют несколько уникальных характеристик, связанных с коммуникационными процессами, которые отличают социальные сети от реального и традиционного общения. Мы назовем эти особенности общения в социальных сетях характеристиками, которые могут вызвать преследование и издевательства в Интернете.


1. Анонимность. Умение скрывать информацию о себе (выбирать возраст и пол), показывать себя только с хорошей стороны.
2. Постоянство или неизменность. Он характеризуется тем, что текстовое или видеосообщение, однажды отправленное в социальной сети, можно использовать навсегда для повторного чтения или просмотра таким же образом.
3. В процессе общения отсутствие невербальных сигналов, таких как тон голоса, зрительный контакт (жесты и мимика), способствует персонализации и, как следствие, облегчает инициирование агрессии. В другом своем исследовании авторы изучили особенности преследования в социальных сетях (киберзапугивание).

Следователи сообщают, что среди подростков стало популярным преследовать сверстников-изгоев, анонимно рассылая клеветническую и вводящую в заблуждение информацию о нем друзьям жертвы.
Еще одним видом травли является взлом аккаунта жертвы и распространение путем рассылки - сообщений непристойного характера или личных данных, фотографий жертвы.
Одним из видов издевательств является спор между двумя людьми в социальной сети. Один человек - буллер, другой - жертва. За спором наблюдают другие участники травли и постепенно включаются в спор, становясь на сторону агрессора. Спор двух людей превращается в групповую травлю. Такие действия наносят вред самооценки подростка, принижают его статус. Из-за хранения информации в интернете - доказательства травли остаются в соц. сети. Это напоминает подростку, что он стал жертвой травли из-за постоянной доступности к этой информации, что значительно ухудшает его состояние.
В других исследованиях также отмечаются такие виды кибербуллинга, как удаление из общей группы в социальной сети и последующее обсуждение подростка в негативном ключе, создание «страницы ненависти», отдельной группы в социальной сети, посвященной оскорблениям и клевете в отношении жертвы. Встречаются издевательства в сети по расовому, религиозному, социальному и половому признакам, а также на сексуальной почве.
Б. Мартинес-Феррер, Д. Морено, Г. Муситу - ученые из Испании также изучили особенности агрессии и виктимизации среди нормативных подростков в социальных сетях. Авторы провели тестирование 1952 школьников в возрасте от 11 до 16 лет. В результате выяснилось, что часть подростков, наиболее часто использующих социальные сети, демонстрирует повышенный уровень агрессивности, в особенности словесной. Также были продемонстрированы гендерные различия: мальчики чаще, чем девочки, используют все анализируемые измерения агрессии в социальных сетях, за исключением реляционной агрессии (агрессивное поведение, направленное на разрушение вашего места в обществе). Девочки демонстрируют более высокие баллы по данному виду агрессии. Исследования показывают, что подростки, часто использующие социальные сети, практически постоянно сталкиваются с словесной и реляционной агрессией, происходит их виктимизация.
Реляционный тип агрессии оказывает наиболее негативное влияние на школьников. Подростки, которые подвергаются нападкам вынуждены применять обратную агрессию. Таким образом агрессия порождает агрессию. В социальных сетях, в отличие от реальной мира, где агрессия, оскорбления, клевета несут за собой уголовную ответственность, дает возможность остаться безнаказанным, так как нарушитель может быть анонимным. Возникает невозможность выявления личности агрессора [9].


Обзор работ отечественных ученых


В России также проводились исследования затрагиваемой темы. По исследованиям В.С. Собкина и А.В. Федотовой основными пользователями социальных сетей являются 95% российских подростков [6, с. 120].
В России наиболее популярными социальными сетями являются Одноклассники, ВКонтакте, Фейсбук и Живой Журнал. Человек, образуя сообщество в социальных сетях, пытается привлечь внимание других пользователей к собственной персоне путем размещения информации, которая может быть интересна для других. Тем самым он пытается создать вокруг себя «клуб по интересам», собрать сообщество единомышленников или попросту «группу товарищей» [5].


Исследователи В.А. Михайлов и С.В. Михайлов обозначили ряд особенностей, характерных для всех форм виртуального общения:
1. Виртуальность. В связи с развитием новых информационных технологий образуется виртуальное пространство, которое основывается на преобразование жизненных сфер в виртуальность.
2. Виртуальное общение отличается своей глобальностью. Под глобализацией коммуникации подразумевается «предельное расширение того пространства, в котором происходят различные виды общения». Пользователей интернета становиться все больше, сама сеть с каждым днем развивается и увеличивается.
3. Отличимой чертой глобальности является потенциальность. Индивид вступает в диалог с небольшим количеством людей, но потенциально может выстраивать контакт с каждым.
4. В виртуальной коммуникации могут участвовать как знакомые друг с другом люди для поддержания контакта, так и незнакомые для поиска новых знакомств.
5. Виртуально общение - интерактивно. Современная коммуникация ориентирована на индивидуальное использование информации, то есть человек сам выбирает необходимую ему информации, в отличие от традиционных средств массовой информации, где информация предоставляется массовым потоком.
6. Другой характеристикой является кратковременность. Для написания сообщений в интернете используются сокращения, упрощения слов и предложений.
7. Также виртуальное общение отличается гипертекстуальностью. Под гипертекстуальностью понимается многозначность, полидискурсив- ность виртуального общения, которые возникают за счет участья в общении представителей разнообразных культур.
8. Креативность выступает еще одной чертой виртуального общения. Оно связано с тем, что человек детально придумывает свой образ, используя свой потенциал, но тем самым он теряется значение собственного «я».
9. Анонимность, которая выражается в использовании псевдонимов («ников») и отсутствии какой-либо значимой реальной информации об участнике общения.
10. Последней чертой виртуального общения выделяют мозаичность. Данная черта выражается в рассеянности и отсутствии иерархии виртуальной среды.

Отсутствие центра вызывает появление хаотичных структур, не имеющих какой-либо упорядоченности. Это приводит к нарушение целостности личности человека [4].


Отрицательные воздействия социальных сетей на подростка


Отрицательные воздействия социальных сетей на подростка проявляются в проблемах социализации; неумение строить межличностные отношения в реальной жизни. Навыки живого общения люди могут отработать только в реальной жизни, а социальные сети и активная виртуальная жизнь ставит ребенка в ситуацию, когда эти навыки не используются, и, как следствие, не развиваются и атрофируются [1].
Общение в реальной жизни у подростков вызывают затруднение, они н могут подобрать слов, первыми завести разговор или хоть как-то его поддержать. При общении в интернет-чатах не применяются правила грамматики или пунктуации, используются максимальной простые формулировки предложений из-за чего словарный запас ребенка скуднеет, реальные эмоции заменяются - смайликами, эмоджи, стикерами [2].
Социальные сети занимают большую часть времени современных подростков. Из-за этого у детей не остается времени на хобби, спорт, домашние дела и живое общение со сверстниками и взрослыми. Это становится причиной ухудшений отношений с родителями и учителями; потери связей с одноклассниками, различных неудач и неуспехов. Также проведение большей части дня в социальных сетях приводит к пассивности подростка, такой образ жизни отражается на здоровье. Введение малоподвижного образа жизни провоцирует спектр заболеваний, увеличение веса. Самооценка таких подростков заниженная.
В Интернете подросток может выдавать себя за любого человека, быть раскрепощенным и уверенным в себе. Но в реальной жизни он остается закомплексованным ребенком и прячет это за маской другого человека на своей интернет-странице. Он может писать о себе все что угодно, наделять себя теми качествами, которыми не обладает в реальной жизни; приукрашивать свою жизнь; использовать большое количество фотошопа или выкладывать не свои фото в профиль. Все это искажает реальное представление о себе. Такие люди не могут себя презентовать при живом общении.
Вместе с тем «погружённость» в интернет и социальные сети несёт в себе определённые риски для подростков, такие как столкновение с сексуальным и негативным контентом, недостоверной информацией, мошенничеством и хищением личных данных. С одной стороны, «чрезмерное использование интернета», т. е. интернет-зависимость, способно вызвать психологическое неблагополучие подростка. Более того, такая зависимость встречается у российских школьников чаще, чем у европейских [7, с. 87].


Положительные воздействия социальных сетей на подростка


Использование подростками социальных сетей может вызывать «ощущение включённости (connectivity) в совместных онлайн-играх, приобщения к повседневной жизни друзей, получения от них поддержки и снижения чувства одиночества... и, как следствие, рост благополучия».
Так, например, количество онлайн-друзей в социальной сети Facebook снижает риск смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, передозировки наркотиков и суицида [3, с. 4; 5; 7].
Социальные сети содержат много информации об образовании, саморазвитие. Мы можем использовать социальные сети, чтобы научиться чему-то новому - играть на гитаре, рисовать, выучить иностранных язык и т. д. Изучать различные научные статьи, книги, фильмы. Школьники могут подтянуть свой уровень знаний по школьным предметам. Подростки вступают в группы по интересам, находят себе единомышленников, общаются с ними. В процессе общения также узнают от собеседника что-то новое и полезное, расширяя свой кругозор. В социальных сетях создаются учебные группы, чаты, где дети обмениваются информацией о домашних заданиях, передают друг другу конспекты, компенсируя пропущенный школьный материал.
Некоторые ребята находят друзей из других городов. В подростков возрасте наиболее значимым становиться общение со сверстниками. Не имея друзей в своем окружении, они находят подругу или друга по интернет-переписке. Делятся с ними своими чувствами, переживания, проблемами, не
боясь осуждения со стороны. Такой вид общения для них наиболее безопасный и комфортный. Так как человек из другого города не будет ничего рассказывать общим знакомым, распространяя его секреты. Это не создаст травли в школе и никак не дойдет до знакомых из своего города. Поэтому подросткам нравятся заводить виртуальных друзей.
Таким образом, общение в социальных сетях для подростка остается одним из приоритетных и является одной из форм проведения досуга. Социальные сети влияют так положительно, так и отрицательно на формирующуюся личность. Поэтому проблематика интернет-общения носит противоречивый характер.
С одной стороны - для подростков это более доступный и комфортный вариант общения, позволяющий ему восполнить потребность в эмоциональном контакте, близости, понимании. С другой - социальные сети несут многие деструктивные моменты, такие как кибербулинг; агрессия и т. д. Также из-за сетевого общения подростки испытываю проблемы в реальном общении из-за недоразвитости коммуникативных навыков.


Список литературы
1. Балашов А.И. Психология подростка / А.И. Балашов. - М., 2017. - С. 121.
2. Батманов И. Л. 11 законов эффективного воспитания подростка / И.Л. Батманов. - М., 2018. - С. 52.
3. Бочавер А.А. Использование социальных сетей в интернете и депрессивная симптоматика у подростков / А.А. Бочавер, С.В. Докука, Е.В. Сивак, И.Б. Смирнов // Клиническая и специальная психология. - 2019. - Т. 8, №3. - С. 1-18. DOI: 10.17759/psycljn.2019080301
4. Волокитина Ю.О. Особенности виртуального и реального общения подростков, имеющих зависимость от общения в социальных сетях / Ю.О. Волокитина, Е.Э. Френкель
5. Жмырко К. С. Особенности общения подростков посредством интернета / К.С. Жмырко. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - №10 (90). - С. 13331335
6. Собкин В.С. Сеть как пространство социализации современного подростка / В.С. Собкин, А. В. Федотова // Консультативная психология и психотерапия. - 2019. - Т. 27, №3. - С. 119-137.
7. Солдатова Г.У. Чрезмерное использование Интернета: факторы и признаки / Г.У. Солдатова // Психологический журнал. - 2013. - Т. 34, №4. - С. 79-88.
8. Шубин С.Б. Психологические особенности цифровой активности подростков на примере социальных сетей: обзор иностранных исследований / С. Б. Шубин // Педагогика и психология образования. - 2020. - №3. - С. 173-191.
9. Martinez-Ferrer B. Are adolescents engaged in the problematic use of social networking sites more involved in peer aggression and victimization? / B. Martinez-Ferrer, D. Moreno, G. Musitu // Frontiers in Psychology. - 2018. - УО1. 9. - P. 801.
Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.