На главную Профилактическая работа психолога в школе Аддиктивное поведение Деструктивная онлайн-коммуникация: киберагрессия
Деструктивная онлайн-коммуникация: киберагрессия
Профилактическая работа психолога в школе - Аддиктивное поведение

• Термин «кибер-агрессия» (введен в употребление в 2007 г. доктором философии Д. Шабро) означает форму девиантного поведения в интернет- среде. К нему относятся оскорбления, унижения, издевательства, разоблачения, агрессивные нападки, преследования посредством коммуникативных технологий, манипулирование. По определению Дороти Григг: киберагрессия - это нанесение посредством использования цифровых устройств намеренного вреда одному человеку или группе людей, который воспринимается как оскорбительный, уничижительный, наносящий ущерб или нежеланный (Grigg, 2010). Некоторые исследователи предлагают использовать термин «нецивилизованность онлайн» (incivility online) или «кибернецивилизованность» (cyber incivility).
Чаще всего жертвами кибер-агрессии становятся дети и подростки.

ВИДЫ КИБЕРАГРЕССИИ

• Флейминг- разжигание спора, оскорбления и эмоциональный обмен репликами в Интернете между участниками в равных позициях. Происходит, как правило, в открытом публичном пространстве виртуальной сети (реже в частной переписке) посредством публикации вульгарных обращений и замечаний, оскорбительных комментариев.
• Троллинг- размещение в Интернете провокационных сообщений с целью вызвать негативную эмоциональную реакцию или разжечь конфликты между участниками посредством нарушения правил сетевого этикета. С помощью различных механизмов разжигания конфликта между пользователями агрессор способен создать напряжение сразу в нескольких сетевых сообществах, при этом получая от процесса моральное удовольствие. От нападок сетевых агрессоров- манипуляторов не застрахован ни один из участников виртуальной коммуникации, поэтому можно с уверенностью утверждать, что троллинг, как социально-психологическое явление, крайне негативно влияет на сетевую коммуникацию в целом.
• Хейтинг-негативные комментарии и сообщения, иррациональная критика в адрес конкретного человека или явления, часто без обоснования своей позиции.
• Киберхаррассмент (домогательство, нападки) - настойчивые повторяющиеся оскорбительные сообщения незнакомых людей конкретной жертве, вызывающие у нее тревогу, раздражение и стресс. Харрасмент в многопользовательских сетевых играх осуществляют так называемые гриферы — агрессивные игроки, целенаправленно преследующие других игроков, проявляющие игровой вандализм.
• Очернение (распространение слухов, клеветы) — умышленное
выставление жертвы в негативном свете посредством публикации в сети унижающей и ложной информации о человеке, его искаженных изображений. Одним из агрегаторов клеветы являются «онлайн слэм- буки» — сайты, на которых американские одноклассники публикуют разнообразные рейтинги и комментарии, часто грубые и неприятные. Некоторые студенты посещают их лишь для того, чтобы проверить, не стали ли они сами очередным объектом клеветы.
• Имперсонация (использование фиктивного имени, самозванство). Преследователь, воспользовавшись украденным паролем, рассылаете взломанного аккаунта жертвы негативную, дискредитирующую или неадекватную информацию ее знакомым. Публичное разглашение личной информации. Включает распространение в интернете персональной, секретной, конфиденциальной информации о жертве с целью оскорбить или шантажировать (может являться частью буллинга и онлайн-груминга).
• Эксклюзия# остракизм (социальная изоляция). Исключение из виртуального сообщества или группы, отказ общаться.
• Киберсталкинг (продолжительное домогательство и преследование). Использование средств электронной коммуникации для систематического преследования кого-либо через повторяющиеся сообщения, вызывающие тревогу и раздражение. Сопровождается угрозами и домогательствами. Стыд или страх могут вызывать так называемые «сексты» — сообщения с вложением фото- и видеоматериалов с обнаженными и полуобнаженными людьми. Длительное и непрерывное преследование может привести человека к мысли о самоубийстве. Открытая угроза физической расправы. Прямые или косвенные угрозы убийства кого-либо или причинения телесных повреждений.
• Хеппислепинг. Публикация в сети видеозаписей физического насилия или хулиганского нападения. Используется для усиления чувства унижения у жертвы преследования.
• Астротурфинг — искусственное формирование общественного мнения или эмуляция общественной поддержки путем масштабного комментирования в среде интернет-коммуникаций с использованием особого программного обеспечения и/или специально нанятых пользователей. Применяется для вытеснения мнения реальных людей на веб-форумах, для организации поддельных кампаний в интернете, которые создают впечатление, что большое количество людей требуют чего-то конкретного, либо выступают против чего-либо. Для достижения своих целей астротерферы нередко используют троллинг для дискредитации каких-либо неугодных заказчику идей.
• Киберсуицид (согласованные самоубийства). Одна из новейших
интернет-угроз, зафиксированных в различных странах мира. Подростки посредством социальных сетей договариваются о совместном самоубийстве, своего рода флешмоб самоубийц. Обоснованием такого поведения является утверждение, что совместный уход из жизни проще, чем самоубийство в одиночестве.

• Кибербуллинг-агрессивные, умышленные, продолжительные во времени действия, совершаемые группой лиц или одним лицом с использованием цифровых форм контакта и повторяющиеся неоднократно в отношении жертвы, которой трудно защитить себя (Солдатова, Зотова, 2011, Patchin, Hinduja, 2006; Smith et al., 2008; Tokunaga, 2010). Кибербуллинг выражается насильственными действиями антисоциального характера. Некоторые исследователи выделяют травлю посредством группы людей в отдельный подвид агрессии — кибермоббинг (от англ, mob - толпа). Троллинг и кибербуллинг имеют схожие цели — получение удовольствия от негативной реакции жертвы.

• Кибербуллинг является самым опасным видом кибер-агрессии, так как может нанести не только психический, эмоциональный, но и физический вред: психическое расстройство, нарушение психического развития, появление депрессии, потеря социальных контактов, мысли о суициде. В научной литературе все чаще можно встретить термин «буллицид», означающий гибель жертвы буллинга.
• Основное количество участников кибер-травли (как агрессоров, так и жертв) приходится на подростковый возраст (11-16 лет), характеризующийся высокой чувствительностью к любым социальным неудачам.
• Жертвами кибербуллинга обычно становятся подростки, которые чаще всего преследуются сверстниками и в реальной жизни: уязвимые и не уверенные в себе, по сравнению со своими сверстниками имеющие какие-то отличия в поведении, во внешнем виде, в происхождении, состоянии здоровья, они же впоследствии чаще всего становятся агрессорами интернет-травли.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КИБЕРАГРЕССИИ


• • Анонимность и дистантность агрессора, в связи с чем агрессор чувствует себя менее уязвимым и ответственным.
• • В качестве агрессора могут выступать и знакомые, и незнакомцы.
• • Не видна эмоциональная реакция жертвы, что может снижать уровень сочувствия к ее переживаниям со стороны агрессора или наблюдателей.
• • Независимость от времени и места, возможность проявлять агрессию 24 часа.
• • Один источник (фото, пост и т. д.) угрозы может использоваться множество раз.
• • Увеличение аудитории наблюдателей.
• • Жертвой киберагрессии может стать каждый вне зависимости от статуса.
• • Отсутствие физических следов у жертвы, незаметность для окружающих и близких.
• • Асинхронность онлайн-коммуникации, то есть возможность отсроченного реагирования, что создает дополнительное время на подготовку деструктивного действия.


РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ КИБЕРАГРЕССИИ


• Значительная часть подростков и молодых людей (86 %) в той или иной роли, в первую очередь, как наблюдатели, сталкиваются хотя бы с одним из приведенных видов агрессии. Лишь одному из семи посчастливилось не встретиться в сети с агрессией. Каждый второй подросток сталкивался с тремя и более видами онлайн-агрессии, среди молодежи - каждый третий. При этом пятая часть родителей пребывает в полной уверенности, что их дети вообще не встречаются с онлайн-агрессией. Таким образом, данные свидетельствуют о высокой распространенности агрессии в онлайн-среде, а также о недостаточной осведомленности взрослых о таком опыте у своих детей.


ПРИЧИНЫ, ФОРМЫ И ТЕРРИТОРИИ КИБЕРАГРЕССИИ


• Внешность, личностные особенности и особенности здоровья и развития лидируют в качестве поводов для киберагрессии. Каждый второй молодой человек также выделяет в качестве причины киберагрессии сексуальную ориентацию и национальную принадлежность. Для подростков часто причиной становятся хобби и увлечения, а для молодежи - принадлежность к группе или субкультуре. Киберагрессия, выбирая в качестве мишени все, что может составлять инаковость (внешность, особенности здоровья и развития, увлечения, принадлежность к субкультуре), становится инструментом подавления разнообразия. Таким образом, можно сделать вывод, что для киберагрессии достаточно поводов, а не реальных причин, вынуждающих проявлять агрессию.

ПСИХОДИНАМИКА КИБЕРАГРЕССИИ

Агрессия заразительна, и наблюдение за киберагрессией создает негативную психодинамику у свидетелей в результате следующих причин: необходимость выбора между фигурами сильного и слабого, как правило, в пользу первой; диффузия личной ответственности и повторение групповых, а не выработка индивидуальных траекторий поведения; ослабление чувства сострадания по причине как частоты таких ситуаций, так и по причине отсутствия непосредственного наблюдения за реакцией жертвы; блокирование механизмов восприятия многообразия как нормы. Мало того, что свидетели киберагрессии в силу своего равнодушия и молчаливого согласия - главные союзники агрессора, на них также оказывается значительное негативное психологическое воздействие.

МОТИВЫ КИБЕРАГРЕССИИ

Основными мотивами киберагрессии у подростков и молодежи выступили власть и развлечения. Так, агрессор может демонстрировать свою силу и превосходство, самоутверждаться за счет жертвы травли. С другой стороны, еще чаще мотивом становится развлечение - проявление киберагрессии рассматривается как забава. В таком случае агрессор может не воспринимать тот урон, который наносится жертве. Особенности Интернета способствуют этому - возможность анонимности самого агрессора, невидимость эмоциональной реакции жертвы и как результат обесценивание наносимого урона со стороны агрессора приводят к тому, что большинство респондентов единогласно выделяют этот мотив.
Для каждого второго молодого человека и подростка характерен еще один мотив - освобождение от накопившегося негатива. Интернет-пространство становится местом слива для негативных переживаний и эмоций, зачастую за счет переадресации этих эмоций другим более слабым и уязвимым (феномен «козла отпущения»). Подростки также часто выбирают желание отомстить и причинить вред другому, т. е. намеренную агрессию. Групповой характер киберагрессии выявляется и частотой выбора мотива «за компанию с друзьями» - такой мотив характерен для трети молодых людей.
Еще треть подростков и молодых людей считают, что агрессия в сети возникает из-за желания поддержать свою репутацию и добиться определенной цели или выгоды. В этом случае киберагрессия может становиться инструментом расчетливого социального продвижения, что не может не настораживать.
Четверть подростков и молодежи указывают на желание поэкспериментировать и посмотреть на реакцию других людей. Треть подростков и четверть представителей молодежи предполагает, что киберагрессия может использоваться для выражения своего отношения или собственного мнения. Это свидетельствует о низком уровне конфликтной компетентности среди молодого поколения, когда предпочитаются деструктивные стратегии поведения в конфликте, направленные на унижение достоинства другого, а не используются эффективные способы урегулирования разногласий и прояснение ситуации в личном общении.

КИБЕРБУЛЛИНГ


• У кибербуллинга есть свои специфические особенности:
• • преднамеренность совершаемых действий агрессоров против жертвы,
• • регулярность совершаемых действий,
• • неравенство сил в пользу агрессора,
• • групповой характер процесса с заданной ролевой структурой (агрессор, жертва, хамелеоны, наблюдатели)
• • не заканчивается сам по себе, требуя вмешательства
• • негативное психологическое воздействие ситуации на всех участников вне зависимости от роли.

ПРОФИЛЬ КИБЕРБУЛЛЕРА


• • чаще мальчики или юноши;
• • низкая успеваемость;
• • активные пользователи цифровых устройств;
• • низкий уровень эмпатии;
• • низкая самооценка;
• • высокая импульсивность в поведении;
• • нарушители правил;
• • участники буллинга офлайн;
• • не сформированы нравственные установки;
• • ведут себя обособленно;
• • родители не контролируют и не осведомлены об онлайн-активности;
• • отсутствие поддержки и эмоциональной включенности со стороны родителей.

ЖЕРТВЫ КИБЕРБУЛЛЕРА


• • чаще девочки или девушки;
• • низкая успеваемость;
• • активные пользователи цифровых устройств;
• • слабо развиты навыки общения;
• • низкая самооценка;
• • выражены депрессивность и социальная тревожность;
• • низкий уровень социальной адаптации;
• • хамелеоны;
• • недостаток социальной поддержки в школе;
• • отвергнуты другими сверстниками;
• • родители не контролируют и не осведомлены об онлайн-активности;
• • отсутствие поддержки и эмоциональной включенности со стороны
родителей.


КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ КИБЕРАГРЕССИИ И КИБЕРБУЛЛИНГУ


Общие рекомендации для подростков и молодежи:
• Помните, что информация, попавшая в Интернет, может стать доступной множеству людей и быть использована против вас.
• Добавляя незнакомых френдов в социальной сети, подумайте, насколько это безопасно. Они могут стать как ресурсом для развития, так и возможным источником агрессивных действий.
• Используйте настройки приватности, чтобы защитить информацию о себе от ненужных глаз. Не забывайте про техническую безопасность: используйте надежные пароли, регулярно меняйте их и никому не сообщайте.
• Если по отношению к вам проявляют агрессию, не реагируйте. Ваша эмоциональная реакция - это то, чего добивается агрессор.
• Сохраняйте доказательства. Делайте скриншоты или распечатки сообщений, сохраняйте доказательства действий обидчика. Эти доказательства помогут защитить себя при обращении к классному руководителю, администрации школы или полиции.
• Отправляйте обидчиков в «черный список», блокируйте.
• Сообщайте об агрессорах модератору или службе поддержки сайта или социальной сети, используя, например, кнопку «Пожаловаться».
• Не оставайтесь с агрессией наедине - расскажите об этом тому, кому доверяете. Обратитесь за помощью: к родителям или знакомому взрослому, в службу психологической помощи.
• Не будьте равнодушными. Если вы видите, что кого-то обижают, то поддержите и защитите его. Помните, от буллинга страдают все. Оцените опасность ситуации, если вы понимаете, что не можете самостоятельно помочь или для вас это может быть небезопасно, обратитесь к специалисту, которому доверяете.
• Размещая пост, репост, статус или фото, подумайте, не могут ли они обидеть других людей. Представьте, что бы вы чувствовали, оказавшись на месте того, кого вы хотели обидеть или обидели.

МОББИНГ

• Моббинг (от англ, mob — агрессивная толпа, банда) — форма психологического насилия в виде травли сотрудника в коллективе, как правило, с целью его последующего увольнения. Моббинг, как социологический термин, означает издевательство над человеком со стороны группы в любом контексте, например в семье, группе сверстников, школе, на рабочем месте, в районе, сообществе или в Интернете.

• По последствиям для здоровья и психики моббинг сравнивают с изнасилованием. Моббинг способен спровоцировать у жертвы травли депрессию, панические атаки, инфаркт, инсульт, суицид.
• Распространенной формой мообинга является физическое и эмоциональное насилие на рабочем месте, такое как «сговор» со стороны коллег, подчиненных или начальников, чтобы заставить кого-то покинуть рабочее место посредством слухов, недосказанности, запугивания, унижения, дискредитации и изоляции.
• «Базовые» способы психологического террора и гонения на рабочем месте проявляются:
• — в лживых утверждениях по поводу поведения сотрудника в коллективе («зазнался»);
• — в выражении сомнений по поводу профессионализма и компетентности сотрудника;
• — в умышленном непредоставлении работнику важной информации;
• — в дискредитации сотрудника в глазах руководства, коллег и студентов;
• — в создании сфабрикованных коллективных жалоб и докладных на него;
• — в организации собраний, на которых коллеги клеймят «козла отпущения» позором;
• — в тщательном контроле посещения занятий и рабочего места;
• — в нелегитимных решениях, принятых в отсутствие сотрудника;
• — в предвзятом отношении к студентам, руководимым сотрудником (в случае иных сфер деятельности — к протеже, или подчинённым сотрудника);
• — в оскорбительных высказываниях в адрес сотрудника.


ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ МОББИНГУ


• - Создавайте иллюзию игнорирования с вашей стороны всех попыток вас запугать, обидеть и т. д. Без психологического эффекта мотивация у организаторов моббинга продолжать его пропадает.
• - Выявите лидера моббинга и дискредитируйте его всеми возможными средствами. Дискредитация лидера или даже попытки такой дискредитации позволят прекратить травлю из-за социального самосохранения. Если не представляется возможным дискредитировать лидера — дискредитируйте самого социально слабого участника моббинга. Это переключит группу на него и одновременно продемонстрирует другим участникам моббинга опасность действий против вас.
Чаще всего моббингу подвергаются:
• лучшие члены коллектива;
• худшие члены коллектива;
• непохожие члены коллектива (белые вороны).


ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ МОББИНГУ


• 1. Не позволяйте унижать себя, давайте отпор. Будьте доброжелательны, но при этом не заискивайте перед коллегами, чтобы всем понравиться. Будьте открыты, но не рассказывайте сразу всем о своих личных проблемах. Добросовестно выполняйте свои обязанности и не сплетничайте о других.
• 2. Если все-таки столкнулись с травлей, первое, что стоит сделать — это оценить собственные силы: хватит ли вам ресурсов для того, чтобы противостоять агрессии.
• 3- Научитесь не воспринимать травлю на свой счет. Скорее всего, это «болезнь» конкретного коллектива.
• 4. При предвзятом отношении со стороны шефа, постарайтесь перевести все задания и претензии к вам в письменную форму. Так будет сложнее обидчику завести вас в тупик.
• 5. Не нарушайте границы других и не позволяйте нарушать свои: от банального обращения на «ты» и до повышения голоса на вас, или обсуждения ваших личных тем.
• 6. Общаясь с руководителем, не теряйте нить разговора. Очень часто нападки происходят, не имея никакого отношения к делу.
• 7. Если вышеперечисленные способы не помогли, обратитесь к вышестоящему руководству. Не стыдитесь, того, что вам пришлось столкнуться с травлей. В такую ситуацию может попасть любой. Однако огласка часто способствует разрешению ситуации.
• 8. Если ситуация не меняется, стоит задуматься о смене работы. Травля всегда наносит сильный ущерб здоровью.

ТРОЛЛИНГ


Троллинг — размещение в Интернет (в соцсетях, чатах, на форумах, в группах новостей, в вики-проектах, ЖЖ и др.) провокационных сообщений с целью вызвать флейм, конфликты между участниками, оскорбления и тому подобное. Тролль — это человек, занимающийся троллингом, он определяется следующими признаками:
• 1. Размещает провокационные сообщения.
• 2. Имеет целью вызвать флейм, конфликты между участниками, вызвать у них острые негативные эмоции, и тому подобные деструктивные цели.
• Троллинг может быть целевым и нецелевым.
• Целевой троллинг - это написание статей или сообщений с определенной целью, например, реклама или информационная война.
• Нецелевой троллинг - удел людей, которым попросту нечего делать, которым хочется реализоваться в сети за счет других, которым не с кем поговорить или попросту по глупости.
• Троллинг является эффективным инструментом влияния, управления и сдерживания. Поэтому его применение возрастает и социальные медиаплатформы (Facebook, Twitter, Instagram, YouTube,...) усиливают борьбу против дезинформации с фейковых аккаунтов.

ПЛАТНЫЙ ТРОЛЛИНГ


• Платный троллинг — действия организованных групп интернет-пользователей, за денежное вознаграждение занимающихся формированием общественного мнения в определённом направлении и манипуляциями общественным мнением в Интернете. Используются обычно в политических целях, зачастую правительствами, и имеют разные названия в зависимости от страны или организации, которую представляют. Их цель — пустить пыль в глаза и сформировать ложное общественное мнение на острые события. Такой троллинг развивается во многих странах. В статье Bloomberg UA Global Guide to State-Sponsored Trolling" мастером спорта в этом деле, ключевым экспортером данной тактики и родиной троллинга называют Россию: "Комбинируя виртуальные банды ненависти, слежку, дезинформацию, анонимные угрозы и вторжение в частную жизнь жертв, государства и политические партии по всему миру создали все более агрессивную онлайн- игру, которую платформам трудно обнаружить или противодействовать".


ТЕХНИКИ ТРОЛЛЕЙ


апелляция к личности оппонента, а не к его доводам, переход на личности. Над этим шутил Жванецкий: «Какие взгляды на архитектуру может высказать мужчина без прописки? Пойманный с поличным, он сознается и признает себя побеждённым. И вообще, разве нас может интересовать мнение человека лысого, с таким носом? Пусть сначала исправит нос, отрастит волосы, а потом и выскажется»
поиск обстоятельств, якобы заставляющих оппонента выдвигать данный тезис: «вам выгодно защищать позицию колорадского жука, ведь у вас на даче не растет картошка!»
указание на то, что оппонент сам поступает вопреки своим доводам: «если Windows так плох, как вы сами можете его использовать?»
нахождение легко критикуемого единомышленника, эта ошибка со временем родила самостоятельное явление «аргумент Гитлера» — когда демонизируется все, что поддерживал или мог поддерживать Гитлер: «Гитлер был вегетарианцем, а значит все вегетарианцы — зло». Как следствие распространенности «аргумента Гитлера» в дискуссиях, в сети Usenet впервые был сформулирован «Закон Годвина», который гласит, что по мере разрастания дискуссии вероятность употребления сравнения с нацизмом или Гитлером стремится к единице. Во многих группах Usenet существует традиция, согласно которой, как только подобное сравнение сделано, обсуждение считается завершённым, и сторона, прибегнувшая к этому аргументу в его негативном смысле, считается проигравшей.
апелляция к большинству: «Все думают так, а значит это правильно».
апелляция к авторитету либо, часто, высмеивание апелляции к авторитету: «Дариса Лолина сказала в интервью, что это лекарство отлично помогает от всех страшных болезней, потому я его пью», апелляция к традиции: «Так делали наши предки, значит так правильно».
апелляция к милосердию: «Если вы со мной не согласитесь — вы поступите жестоко». Применяется потому, что в Интернете многие пытаются быть более милыми, чем это необходимо. Анекдотическим случаем применения аргумента следует считать реальный случай, когда малолетний преступник, убивший своих родителей, умолял о смягчении приговора на основании того что он сирота.
апелляция к незнанию: отсутствие доказательств чего-то считается доказательством обратного: «Докажите мне, что гомеопатия не действует. Не можете? Значит действует». В 1952 году английский философ Бертран Рассел в своей статье «Есть ли Бог?» писал об этом. Питер Эткинс (британский ученый-химик) в своем материале Atheism and Science для The Oxford Handbook of Religion and Science высказывает мнение, что основная идея чайника Рассела заключается в том, что учёный не может доказывать негативные утверждения и, следовательно, в соответствии с принципом бритвы Оккама, из двух теорий, объясняющих одно и то же, теория с лишними сущностями (в которой, наряду с прочим, присутствуют высшие существа) должна быть отвергнута, и вместо неё должна быть принята теория без лишних сущностей.
«аргумент к тошноте»: повторение тезиса (возможно, разными людьми) до тех пор, пока противная сторона не потеряет интерес к его оспариванию.
апелляция к страху: аргумент с позиции силы «Я тебя по айпи вычислю, если не согласишься со мной».
выдача желаемого за действительное: «Если я буду достаточно сильно в это верить, так и произойдет, и только твое неверие мне мешает!»
соломенное чучело: упрощение или искажение аргументов собеседника до абсурдного вида. «Если равноправие женщин будет применено, женщины будут иметь право использовать также и мужские туалеты», мнимая логическая связь: «Раз Маша бросила Петю, значит, он ей изменял, а значит уйдет к Свете».
после этого — значит по причине этого: «Дождь пошел после того, как я станцевал ритуальный танец, а значит, я его вызвал».
«то же посредством того же», «порочный круг»: «Бог существует, ведь он создал Землю. Ты живешь на Земле, не можешь же отрицать, что она существует, а, значит, Бог есть, ведь он ее создал».
приписывание утверждений.

 

ОНЛАЙН-ГРУМИНГ


• Онлайн-груминг-криминальная онлайн-активность по установлению дружеских отношений и эмоциональной связи с ребенком или подростком для завоевания его доверия с целью сексуальной эксплуатации. После установления контакта и доверия процесс может начинаться с отправки эротических изображений для «нормализации» обсуждения сексуальных тем, а затем нередко происходит переход к просьбам о позировании в обнаженном виде и каких-либо сексуальных действиях на веб-камеру.
• Онлайн-груминг может происходить с помощью различных цифровых технологий и платформ: социальные сети, игровые сайты, электронная почта, мессенджеры, форумы и чаты. Подростки-уязвимые мишени. Грумеры используют психологические приемы и методы, чтобы попытаться изолировать детей от своих семей и друзей, и часто выбирают для контакта более уязвимых детей, которыми легче манипулировать.
• Чаще жертвами грумеров становятся девочки и девушки. Наиболее уязвимы подростки женского пола, неуверенные в себе и находящиеся в процессе исследования собственной сексуальности - последнее касается и юношей. Другим факторами могут выступать низкая самооценка молодого человека, ограниченные возможности здоровья, в том числе психического, социальная изоляция и слабая поддержка со стороны сверстников (Whittle et al., 2013).
• Для поиска потенциальных жертв грумеры могут использовать приложения и веб-сайты, которые популярны среди подростков и молодежи. При поиске жертв грумеры могут связываться с сотнями людей онлайн, чтобы повысить свои шансы на успех.
• Грумеры могут преследовать различные цели, выходящие за рамки онлайн-взаимодействия:
• • совершить сексуальные действия онлайн без непосредственного физического контакта;
• • совершить сексуальные действия в реальности;
• • установить длительные сексуальные отношения;
• • получить интимные изображения;
• • использовать интимные материалы для шантажа и вымогательства.
• Стратегии онлайн-грумеров. Можно выделить несколько этапов в реализации стратегии онлайн-грумеров:
• • Поиск уязвимости: грумеры могут мониторить социальные сети, чтобы найти жертв с открытой личной информацией.
• • Доверие: грумеры используют непринужденный разговор на отвлеченные темы (small talk), обмен личной информацией (хобби, отношения), проявление сочувствия, комплименты, лесть и подарки, чтобы установить доверие и построить отношения с жертвой.
• • Изоляция: грумеры заставляют жертву чувствовать себя изолированной (как физически, так и психически) от близких людей в своей жизни.
• • Проверка: грумеры при общении проверяют, насколько крепки их отношения с жертвой.
• • Получение удовольствия: грумеры начинают говорить о сексуальных и романтических аспектах для снижения чувствительности к допустимости сексуального поведения, а затем, например, предлагают обменяться «голыми» сел фи.
• • Шантаж: после получения интимных фото грумеры могут шантажировать жертву их обнародованием, принуждая продолжать отношения - высылать интимные фото и видео или даже вступить в реальный сексуальный контакт.
ОНЛАИН-ГРУМИНГ
• Какие переживания испытывает жертва онлайн-груминга?
• Среди наиболее распространенных переживаний жертв онлайн- груминга можно выделить:
• • стыд;
• • отрицание того, что произошло;
• • ревиктимизация при повторном использовании интимных изображений;
• • ощущение предательства;
• • утрата уверенности в собственных суждениях;
• • одиночество;
• • чувство ловушки и невозможности обратиться за помощью;
• • униженность.
• Типы онлайн-грумеров. В рамках проекта «European Online Grooming Project» (2012) было выделено несколько типов онлайнгрумеров и их основные особенности.
• 1. Стремящиеся к интимности: не меняют свою личность, проводят много времени в общении с жертвой, более вероятно, что это приведет к офлайн-встрече.
• 2. Адаптирующиеся: могут использовать интимные изображения с детьми, адаптируют свою личность и стиль общения в соответствии с жертвой, относятся к встрече как к настоящим отношениям.
• 3. Гиперсексуализированные: имеют обширные коллекции интимных изображений с детьми, используют одновременно разные «личности» при общении, на аватарке часто помещают что-то грубое и вульгарное, контакт с жертвой сильно сексуализирован и очень быстрый.

Источник ГАЛЕЦКИЙ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСШЕЙ
ШКОЛЫ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
МАСТЕРСТВА
Профилактика деструктивных
коммуникации в интернет-среде
Минск 2021

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.