На главную Подросток Личностное развитие Воспитание ответственности во внеурочных формах работы
Воспитание ответственности во внеурочных формах работы
Подросток - Личностное развитие

В.П. Прядеин, О.В. Мухлынина
С учащимися проводились различные внеклассные мероприятия и игры, направленные на повышение гармонических и снижение ангармонических составляющих ответственности.
При подготовке к игре «Колесо истории» учащиеся просматривают, перерабатывают огромное количество исторического материала, готовят вопросы, сценки и костюмы к ним. В подготовке костюмов самое активное участие принимают и родители учащихся, а затем во время игры активно болеют за участников. Не вдаваясь в педагогические и методические подробности мероприятия, остановимся лишь на психологических аспектах и в первую очередь, на выработке ответственности. Участие в игре не является обязательным. У учащихся есть право выбора быть активным или пассивным участником. Учащиеся, тем не менее, очень ответственно подходят и к подготовке игры, и к ее проведению. Мы наблюдаем проявление у подростков социоцентрической мотивации. Я несу ответственность не только за себя, но и за своих товарищей. Ведь если я узнал что-то новое, поделился своими знаниями с товарищами, то моя команда может победить (эргичность, социоцентрическая мотивация, мотивационно-стилевое стремление, общественно значимый ответственный результат). Учащиеся направлены на достижение общественно значимого ответственного результата. Они проявляют активность в коллективном мероприятии.

Традиционно в школе проводится «День Здоровья», когда учащиеся всей школы вместе с учителями и родителями выезжают за город, но не просто погулять, а провести уроки и спортивные мероприятия. Каждый класс готовится заранее и получает свой участок подготовки. Учащимся доверяют. Они знают, что если подойдут к подготовке безответственно, то их выезд потеряет всю прелесть и превратится в скучное, никому не нужное мероприятие, т.е. они просчитывают конечный результат (экстрополяция).
Говоря об ответственности учащихся, в данном примере мы должны отделить ее от простой исполнительности. Возможно, что первоначально (в пятом классе) учащиеся исполнительны и выполняют то, что им поручают, но затем они уже берут ответственность на себя. Они предпочитают проявлять свою инициативу, действовать уже не по указке, проявлять свою независимость и ответственность. Причем наблюдается, что чем меньше их контролируют, тем более ответственно они подходят к своему поручению (интерналь-ность). Они начинают понимать, что за них это никто не сделает (взятие ответственности на себя). Поскольку учащиеся приходят в школу с пятого класса, то у них уже есть опыт сравнения. А еще можно рассказывать своим друзьям, как интересно они проводят время в школе, как необычно у них проходят уроки и мероприятия. И в данном случае они также чувствуют, что отвечают не только за себя, но и за школу в которой они учатся.
Праздник – «Новый Год» отмечается в школе особенно. Учащиеся всей школы, с пятого по одиннадцатый класс, все работники школы и родители отмечают праздник в течение целой ночи. На празднике подводятся итоги за полугодие. Учащиеся награждаются за различные заслуги в учебе, трудовых делах, участие в олимпиадах и т.д. Ни один учащийся не забыт. В каждом находят что-то, за что его можно отметить. Зная, что о нем скажут перед всеми, учащиеся стараются ответственнее подходить к выполнению различных заданий в течение года. На этом же празднике традиционно проводится КВН между командой учащихся и командой учителей. Многие учащиеся стремятся поучаствовать в работе «Клуба Веселых и Находчивых». Они ответственно подходят и к подготовке и к отбору, ведь у них будет очень сильный соперник – их учителя.
Одной из особенностей школы являются образовательные поездки учеников в Санкт-Петербург (работа в образовательном центре рассчитана на несколько лет). В учебно-образовательных поездках класс разделяется на группы по пять-шесть человек, и каждая группа получает свое задание по работе на определенном маршруте. Вечером они рассказывают о выполненной работе, стараясь представить «свой» маршрут наиболее ярко, образно и интересно. На маршрутах учащиеся проявляют активную деятельность, т.к. они представляют не только себя и школу, но и по их знаниям, инициативе, активности, ответственности судят о регионе в целом.
Такие поездки позволяют учащимся проявить свою самостоятельность и ответственность. Во-первых, рядом нет родителей, которые не только не хотят передавать ответственность детям, считают их маленькими, но и не пытаются решать за них большинство вопросов (интернальность). Во-вторых, от ответственной работы каждого ученика на маршруте зависит групповой результат, где каждый старается выполнить свое задание как можно лучше (социоцентрическая мотивация).
Традиционно в школе проводятся дни самоуправления, когда всех работников школы заменяют учащиеся. Они остаются полностью самостоятельными, им доверяю, им приходится решать все «взрослые» вопросы управления. Несомненно, данная форма работы направлена на повышение ответственности.
Интересной и не традиционной формой работы по выработке ответственности является выставление отметок учителям. Учащимся предлагается оценить по пятибалльной системе всех учителей работающих в классе и администрацию школы. Кроме того, им предлагается прокомментировать свои оценки. Если пять баллов, то, что нравится в учителе, а если три, что не нравится (поскольку коллектив школы подобран очень тщательно, то тройки редки, а двоек практически не бывает). Данная работа способствует взятию ответственности на себя учащимися и повышает осмысленность (понимание сути ответственности). Важным моментом в работе является то, что учащимся доверяют, к их мнению прислушиваются. Не смотря на то, что работа проводится анонимно, большая часть учащихся подписывают свои фамилии, т.е. берут на себя ответственность.
С учащимися проводились тренинговые занятия, направленные на повышение самостоятельности и выработку уверенного, ответственного поведения.
Основная задача тренинга: повышение самооценки, осознание ситуаций в которых учащиеся чувствуют себя уверенно и ответственно, а где наоборот.
Занятия проводились в несколько этапов:
1) этап создания работоспособности; цель этапа – создание благоприятной среды для продвижения вперед в содержательном плане;
2) этап ориентации; цель – конкретизация цели каждым участником;
3) этап обучения; цель – осознание, апробирование и тренировка уверенного, ответственного поведения;
4) этап целостного действия; цель – возможность осознать, что усвоено, и на что надо обратить внимания.
5) этап обратной связи; каждый участник получает от группы обратную связь, что ему нужно еще сделать для уверенного и ответственного поведения.

Основная мысль тренинга – уверенный человек несет ответственность за выбор формы поведения.
Приведем примеры некоторых заданий, используемых в тренинге.
Задание. Вспомнить ситуации, когда чувствуете себя уверенно, а когда не уверенно. Выделить качества, которые помогают быть уверенным и качества, мешающие уверенности.
Задание. Учащимся предлагается бланк для самооценки личности. В бланке список из 20 качеств. Задание: выберите из них наиболее ярко выраженное у Вас качество и в колонке справа поставьте № 1, затем выберете следующее качество и поставьте № 2, наименее выраженное качество получит номер 20, т.е. проранжируйте.
1. Уступчивость.
2. Смелость.
3. Умение брать ответственность на себя.
4. Общительность.
5. Зависимость от окружающих.
6. Неорганизованность.
7. Целеустремленность.
8. Доброжелательность.
9. Энергичность.
10. Желание помогать окружающим.
11. Уступчивость.
12. Грубость.
13. Умение предвидеть результат.
14. Самоуверенность.
15. Красноречие.
16. Терпеливость.
17. Смелость.
18. Упрямство.
19. Поспешность.
20. Несдержанность. Данный бланк позволяет учащимся еще раз оценить свои качества, задуматься над тем, нужно ли им что-то в себе менять.
Домашнее задание: подумай, какие качества ты бы хотел у себя развить, а какие исправить.
Задание. Вспомните ситуации из жизни, когда вы вели себя ответственно, какие качества помогали вам. Вспомните ситуацию, когда вы повели себя безответственно, какие ваши качества не позволили взять на себя ответственность. После того, как учащиеся вспоминают ситуации, они их обсуждают в малых группах. В группах составляют список качеств:
а) помогающих взять ответственность на себя;
б) список качеств, мешающих брать ответственность на себя.
Обсуждение в общем круге и составление общих списков.
Данные упражнения помогают учащимся осознать свои сильные и слабые стороны
в ответственных делах. Учащиеся знакомятся с результатами тестирования. Перед тем, как ознакомить учащихся с результатами, мы их подготавливаем к тому, что если тебе что-то в себе не нравится, ты можешь себя изменить. Мы проговариваем с учащимися, что любое качество может быть как положительным, так и отрицательным, многое зависит от ситуаций.
Задание. Несколько ситуаций, которые приводят учащиеся, по ответственному и безответственному поведению, мы обсуждаем и по желанию даже проигрываем. Учащиеся предлагают свои способы решения проблемы. После проделанной работы, мы приступаем к следующему упражнению. Учащиеся предлагается написать друг другу несколько пожеланий. Предложение они начинают с фразы: «Имя, ты будешь еще более ответственным если (когда)». Данное упражнение позволяет еще раз переосмыслить свое поведение и увидеть себя со стороны.
После осознания своих сильных и слабых сторон при выполнении ответственных заданий учащимся предлагалось подписать контракт с самим собой. Контракт начинался с фразы: «Для повышения ответственности Я буду…».
Приведем еще ряд заданий, которые помогают учащимся в осознании и выработке ответственного поведения.
Задание. Как наше ответственное и безответственное поведение зависит от других людей. Учащиеся сидят в кругу и перекидывают мяч. Кому попадает мяч, продолжает фразу: Я беру на себя ответственность, если окружающие … или Я не беру на себя ответственность, если (когда) окружающие …
Задание. Представь, что ты чувствуешь, когда:
1. Тебе не хочется что-то делать, но ты настраиваешь себя на то, чтобы все-таки сделать это (опиши или нарисуй, что ты чувствуешь).
2. Ты справился с очень трудным поручением (опиши, изобрази или нарисуй свои чувства).
3. Необходимо нарисовать газету от класса, или пойти на олимпиаду, всем некогда. Ты берешь всю ответственность на себя (опиши или изобрази свои чувства).
Задание. Разыграть следующие ситуации:
1. Друзья зовут гулять, а уроки не сделаны.
2. Хочется посмотреть телевизор, почитать книгу, а хлеб не куплен.
3. Одноклассник попросил помощи при подготовке к контрольной работе, а у тебя на вечер свои планы.
Все задания проводятся и обсуждаются с учащимися в круге. Выслушивается без комментариев мнение каждого учащегося. В ходе работы учащиеся выявляют качества, помогающие ответственному поведению, и качества, мешающие проявлению ответственности, намечают для себя планы повышения ответственности в жизненных различных ситуациях.

Таким образом, мы считаем, что в ходе тренинга учащиеся начинают лучше осознавать смысл ответственности. Начинают понимать, что есть в жизни ситуации, когда кроме них ни кто не сможет принять решение. В ходе тренинга мы так же работаем и над изменением ряда факторов, которые составляют ответственность: активность, независимость, социоцентрическая мотивация, эмпатия, стремление к достижению результата и взятие ответственности на себя.
Выводы: групповые и индивидуальные формы работы с учащимися на уроках и во внеурочное время способствуют повышению гармонических составляющих ответственности и снижению агармонических составляющих ответственности.
Источник: Воспитание ответственности у подростков : науч.-метод. пособие / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; науч. ред. В.П. Прядеин. – Сургут : РИО СурГПУ, 2013. – 173 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.