Эмоциональные проблемы детей из алкогольных семей
Работа психолога с педагогическим коллективом - Просвещение, консультации для педагогов

УО администрации Первомайского района г. Минска

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ ИЗ АЛКОГОЛЬНЫХ СЕМЕЙ
(консультация для педагогов)

Материал подготовила:
педагог-психолог Д\У № 162
II кв. категории
Белинская Е.В.

 

 

СТРАХ И ТРЕВОГА У ДЕТЕЙ ИЗ АЛКОГОЛЬНЫХ СЕМЕЙ

Опыт работы с группой детей, чьи родители злоупотребляют алкоголем, показал: эмоциональные проблемы их обусловлены наличием страха и тревоги.
Состояние безотчётного чувства страха и тревоги порождает боязнь определённых объектов или мыслей. Например, мысли о том, всё ли будет в порядке дома, как пройдёт день и т.п., являются для ребёнка объединяющим началом для появления страха и тревоги.
Внешне это выражается в том, что ребёнок теряется, когда его спрашивают, к  нему обращается, например, взрослый. Ребёнок не находит слов, чтобы ответить на обращение, у него дрожит голос, возникает заикание. Внутренние ощущения («всё холодеет», «Сердце сильно стучит») приводят к внешним проявлениям: движения становятся хаотичными, лишними; в других случаях возникает скованность, ребёнок теряет присущую ему подвижность. Все эти  изменения свидетельствуют о перенапряжении психофизиологических возможностей организма, что приводит к их нарушению.
У детей дошкольного и младшего школьного возраста бывают возрастные и невротические страхи.  Возрастные страхи, возникающие под влиянием следующих факторов: наличие страхов у родителей; родительская тревожность; изоляция ребёнка от общения со сверстниками; необоснованные и частые запреты со стороны близких и взрослых; полное предоставление ребёнку свободы родителем другого пола ( в нашей ситуации – пьющим родителем); угрозы со стороны взрослых реализуемые, но особенно нереализуемые; отсутствие возможности у ребёнка  идентифицировать себя с родителем   того же пола, особенно у мальчиков; конфликтные отношения между родителями; полученные ранее психические травмы, например, испуг, пережитый ребёнком, неудачный (негативный) опыт общения с другими и т.д.
Для большинства детей из алкогольных семей характерно наличие многих из этих факторов, это и объясняет повышенный уровень страха у детей данной категории.
Неблагоприятная семейная обстановка создаёт предпосылки для развития неврозов у детей, чьи родители злоупотребляют спиртным. Показателями их образования являются невротические страхи, обусловленные следующими факторами: наличием большой эмоциональной напряжённости; стремлением ребёнка избежать объекты страха, что-то новое и неизвестное; трудностью преодоления возрастных страхов, их длительностью, постоянством; взаимосвязью с другими расстройствами и переживаниями и т.д.
Неопределённые возрастные страхи, нередко не без участия взрослых, усугубляют состояние ребёнка появлением невротических реакций. Это делает ситуацию тяжёлой и достаточно трудной для преодоления. Особенно страдают чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями, дети: предоставление их о себе и своих особенностях искажены, они не могут полагаться на взрослых даже тогда, когда они выступают как источники безопасности, любви и авторитета.
Изложенное имеет отношение и к семейной жизни детей, и к школьной. Школа возлагает новые и достаточно сложные обязанности на ребёнка: формирование новой социальной позиции школьника требует от него ответственности, выполнения ряда обязанностей, с которыми ему мешает справиться переживание «быть не тем». Относительно семьи, родителей у него уже возникают ( и возникали!) переживания, что «у них не так, как у других».  Страх быть «не тем» в школе усугубляет психологическое и психическое неблагополучие ребёнка. В описываемом нами возрасте страх «быть не тем» достигает максимального развития, поскольку ребёнок стремиться овладеть новыми знаниями, стать хорошим школьником и получать удовлетворяющие его и взрослых оценки. Неудачи в учении, обусловленные в том числе и отсутствием внимания и поддержки со стороны родителей, приводят к школобоязни: боязни вызвать недовольство, отвержение и т.п. Из-за недостаточного опыта общения со взрослыми ребёнок боится не оправдать ожидания взрослых. Возникают, как следствие, проблемы адаптации в школьном коллективе и страх перед учителем. Постепенно появляется и страх отвечать у доски. В младшем школьном возрасте отметки – не просто оценка конкретного результата, субъективно она для ребёнка означает и оценку всей его личности.
Дети из неблагополучных, в частности, алкогольных семей, довольно часто получают низкие оценки , а это порождает чувство неуверенности и сопровождается различными страхами. Страх перед школой может быть вызван и конфликтом со сверстниками, так как быть успешным ребёнку пьющих родителей редко удаётся, и боязнью физической расправы с их стороны.  Социальное расслоение усилило тенденцию в детской среде. Дети из алкогольных семей достаточно часто составляют группу, которая подвергается высмеиванию, отвержению и даже насилию со стороны более благополучных сверстников. Поэтому боязнь физической агрессии побуждает неблагополучных эмоционально детей объединяться, защищаться, обособляться. Нередко нападение используется как способ преодоления страхов: «Лучший способ защиты – нападение». Есть основание считать, что именно в этом одна из причин роста неблагополучия и негативных тенденций в данной группе детей.
С возрастом, как известно, обозначенные выше страхи меняют характер, иногда исчезают при условии благополучного стечения обстоятельств: улучшения семейной обстановки, активной поддержки со стороны учителя, улучшения взаимоотношений со сверстниками и т.п. Однако отсутствие благоприятных условий, длительный характер существования страхов формирует у ребёнка чувство бессилия, неспособности справиться со своими чувствами, их контролировать, что делает его поведение неадекватным.
Как мы уже отмечали, ситуация с детьми, чьи родители (родитель) злоупотребляют спиртным, усугубляется и наличием страхов, связанных с жизнью семьи. Дети алкоголиков испытывают страхи, порождённые семейным неблагополучием: узнают от родителей (родителя), о том, как трудно материально, что у него чего-то нет и т. д.

 

Специалисты выделяют две тактики преодоления страхов и тревожности.

  1. Выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребёнка ситуациях, а также овладение приёмами, позволяющими справиться с волнением, тревогой.
  2. Укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представления о себе, забота о развитии личности ребёнка.

Следуя в этих направлениях, необходимо обратить внимание на: развитие и обогащение оперативных навыков общения, поведения, деятельности; новые навыки и умения помогут ребёнку избавиться от неправильно сложившихся способов, позволят выбирать продуктивные формы поведения; снятие излишней напряжённости.

Одобрение, похвала закрепляют достигнутые результаты. Работая с детьми, испытывающими страхи и тревогу, следует учитывать их особое отношение к успеху – неуспеху, оценке и результату. Как известно, дети с эмоциональным неблагополучием чрезвычайно чувствительны к результатам собственной деятельности, до болезненности боятся и избегают неуспеха. Одновременно им очень трудно самим оценить результаты собственной деятельности, они затрудняются в принятии  решения «правильно-неправильно», ждут оценки от взрослого. Подобное отношение к  успеху – неуспеху повышает травмирующую вероятность неудач, объясняют их собственной неполноценностью, отсутствием способностей. Предстоит научить ребёнка воспринимать успех не как окончательный результат, а как ориентир на пути к овладению новыми знаниями, умениями, навыками. Сняв ориентацию на результат, мы можем помочь ребёнку менее зависеть от собственных успехов и неудач, сфокусировать внимание на самой деятельности, общении, поведении. Определёнными возможностями в связи с этим обладает и соревновательность, благодаря которой победа или поражение достаточно относительны – легко переходят от одного ребёнка к другому.
Взрослому, работающему с детьми обсуждаемой группы, не следует допускать поведения «непререкаемого судьи», наделённого ореолом, наоборот, надо стремиться к намеренному «обытовлению» поведения.
Стимулирование усилий ребёнка  к повышению компетентности, стремления быть не хуже других, не мириться с «неполноценностью» - эта задача должна проходить через всё, что связано с коррекцией страхов и тревожности. Каждый ребёнок может быть компетентным в какой-либо области, достигать хороших результатов, получить признание, т.е. обрести уверенность как важнейшую предпосылку для преодоления и профилактики страхов и тревожности.

Литература:
Богословская В.С.
Программа САН (самочувствие,
активность, настроение)—Мн.: УП
«ИВЦ Минфина», 2004

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.