Как помочь гендерно неконфортным подросткам
Работа психолога с педагогическим коллективом - Просвещение, консультации для педагогов

Мальчик, похожий на девочку. Девочка, похожая на мальчика. Такие дети попадают в группу риска, потому что не вписываются в формирующееся в классе сообщество. Обнаруживать свою непохожесть но сверстников - трудно и для подростка, и для ею семьи. Насмешки и травля в школе могут усугубить эмоциональное состояние и подтолкнуть к аутоагрессии. Расскажите классному руководителю и родителям, как строить отношения с такими детьми, чем им помочь.

 


И.С. Адмиральская,
психолог, специалист по семейному консультированию


Если в начальной школе дети играют и общаются все вместе, а основной лидер класса - учитель, то ближе к средней школе учебная группа распадается на два сообщества - мальчиков и девочек. В каждом появляется свой лидер и его ближний круг, Несколько детей занимают нейтральную позицию - не присоединяются ни к одной из групп. Один-два ребенка становятся «белыми воронами», или изгоями,
Групповая динамика основана на иерархии, и, так как дети приближаются к возрасту полового созревания, иерархия имеет четкую тендерную маркировку. Это означает, что во главе девочек оказывается самая нарядная, модная, властная и контролирующая других школьница. Мальчиками руководит самый сильный, высокий, ловкий, смелый.
Дети-лидеры часто обладают развитым эмоциональным интеллектом, отлично общаются и чувствуют себя как рыбы в воде в сложных хитросплетениях коалиций и противостояний внутри группы. А что происходит с теми, кто не смог войти ни в одну из групп, потому что не проходит тендерный «фейс-контроль», кто не похож на окружающих его мальчиков или окружающих ее девочек? Какое место в классе занимают феминные мальчики и маскулинные девочки?

Словарь педагога-психолога
Маскулинность и фемининность {от лат. masculinui - мужской, feiwininus - женский) -нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей.

Феминные мальчики и маскулинные девочки: какие они

Время детской возни и игр проходит, дети начинают терять пухлость и угловатость, мальчики становятся выше, крепнут и оо-растают мышцами, у девочек появляются округлые формы.
Вместе с телом меняется поведение - подростки пробуют существующие в обществе тендерные роли. Среди них начинают выделяться те, кто «выпадает» из диктуемых социумом шаблонов или имеет противоположный своему полу тендерный «профиль» - мягкие, плавные и чувствительные мальчики; активные,
агрессивные и стремительные девочки.
Особняком стоят подростки, чей гендерный статус трудно определить с первого взгляда - это и мальчики с грушевидной фигурой, и девочки без выраженных вторичных половых признаков.
Ученики, отличающиеся по внешнему виду от своих сверстников, зачастую становятся изгоями, их высмеивают и не принимают в свой круг. Это больше касается мальчиков - в их сообществе требования к телу, силе, ловкости, смелости, агрессивности, готовности отстаивать себя выше. Кроме того, в обществе нет социально одобряемой ниши для «нежного мальчика», если он не «умник», «ботаник». Сложившаяся ситуация становится проблемой не только для женственных мальчиков, но и для мальчиков с лишним весом или низкорослых ребят.
Девочка, внешне и в поведении похожая на мальчика, тоже может чувствовать себя в изоляции, поскольку не разделяет интересов и увлечений «девочкового кружка» своего класса. Здесь социальная «отбраковка» в условиях жесткой (и жестокой) конкуренции может проходить не только по линии внешности, но и если у девочки нет возможности купить модные и красивые аксессуары, она скромно одевается, ею не интересуются мальчики.

Важно

Дети, не вписывающиеся в тендерные шаблоны, не нуждаются в коррекции и педагогической «проработке». Они и так прекрасно знают, как должны выглядеть и вести себя мальчики и девочки. И если они так не выглядят, это означает, что у них на это есть серьезные причины.

Почему они не такие, как все

Причины могу быть самые разные и ни одна из них не зависит от ребенка, не является результатом его осознанного и добровольного выбора. Среди таких причин могут быть: замедленное половое развитие (ученик продолжает выглядеть как ребенок, в то время как сверстники уже оформляются в «женщин» и «мужчин»); личностные особенности, которые традиционно приписывают противоположному полу (чувствительность, высокая тревожность, мнительность, впечатлительность для мальчиков и напористость, агрессивность, склонность к рискованному поведению -для девочек);
• особенности семейного воспитания, выраженные в гиперопеке и сверхконтроле (например, мальчику запрещается проявлять активность, спорить,
• гневаться, от него требуют послушания и покорности, у него нет адекватной физической нагрузки и т.д.);
• особенности здоровья;
• особенности психосексуального развития;
• хромосомные нарушения, влияющие на внешний вид и т. д.


Отметим и другие причины
Интерсексуальность (от латинского inter - между и sexus -пол) - врожденная особенность полового развития человека, в связи с чем он обладает признаками и женского, и мужского пола. Эти признаки могут не иметь ничего общего со строением его гениталий и проявляются на гормональном или хромосомном уровне.
Период полового созревания - это критический период для выявления интерсексуальности, поскольку становится возможным обнаружить, в каком направлении меняется тело под действием половых
гормонов.
Транссексуальность - особенность, переживаемой половой принадлежности с анатомической данностью. В подростковом возрасте, когда тело начинает активно оформляться в противоположном желаемому направлении, подростку может быть особенно трудно переживать это несовпадение.
Требовать или ожидать от транссексуального подростка поведения в соответствии с принятыми в сообществе тендерными нормами - означает усугублять его переживания и углублять дезадаптацию.
Гомосексуальность - еще одна причина для гендерно неконформного поведения. В ряде случаев гомосексуальный мальчик может быть более феминным, чем сверстники (например, придает одежде большое значение, предпочитает яркие цвета, любит украшать себя, очень аккуратный и т. п.). Гомосексуальная девочка - более маскулинной, чем ее одноклассницы (уделяет одежде мало внимания, любит ходить в брюках, мужских рубашках, бесформенных куртках). Важно знать, женственный мальчик и мужественная девочка таковы не обязательно из-за того, что они гомосексуальны. Есть и женственные гомосексуальные девочки, и маскулинные гомосексуальные мальчики. Это не правило и не диагностический признак, а частный случай.

Проблема

Дети, чья сексуальная ориентация отличается от гетеронормативного стандарта, не только попадают в группу риска, но и оказываются в изоляции - потому что:
1) в традиционном обществе гомосексуальность - основание для осуждения;
2) свободный разговор с несовершеннолетним о том, что гомосексуальность -это вариант нормы, может рассматриваться как пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений (ст. 6.21 КоАП).

Что рекомендовать классным руководителям

Если в классе есть дети, отвергаемые группой из-за особенностей внешности и/или поведения, рекомендуйте организовать работу так, чтобы дети получали больше опыта переживания уникальности каждого и уважения к различиям и особенностям.
Предложите посвятить классные часы историям знаменитых людей, которые преодолели свои ограничения (Стивен Хокинг, Пабло Пинеда, Лиззи Веласкес, Ник Вуйчич и др.); просмотру кон ференций TED по этой теме; беседе о человеческих качествах, которые в разных ситуациях могут быть как преимуществами, так и недостатками и т. д.

Рекомендуйте организовывать образовательную деятельность с делением на микрогруппы так, чтобы каждый ребенок в классе имел возможность взаимодействовать со всеми и в процессе этого взаимодействия «обнаруживать» и лучше узнавать своих одноклассников. Педагогу необходимо акцентировать внимание учеников на сильных сторонах каждого и поддерживать в них гордость за себя, за класс, помогая таким образом переживать сплоченность и общность.
Важно избегать замечаний ученикам по поводу их внешности и поведения, особенно если они касаются тендерных особенностей. Фраза «Соколова, веди себя, как девочка» должна быть под запретом в классе, где есть гендерно неконформные подростки. Для благополучного психологического развития подростков лучше совсем избегать подобной риторики, даже если в классе нет таких детей.

Как работать с родителями

Для детей, не вписывающихся в структуру класса, необходимо создать альтернативную зону успешности. Такой зоной может быть спорт, художественное и музыкальное образование, предметные олимпиады, тематические проекты, общение в группах по интересам вне школы, участие в психологической группе для подростков, любительские театральные проекты, волонтерство и т. п.

Что такое TED-конференция

TED-конференция - интеллектуальное шоу, включающее в себя разговор на животрепещущие темы, демонстрацию научно-технических достижений, выступления людей, получивших уникальный жизненный опыт. Это своего рода группа (курс) по самомотивации, сцена, с ко-торой озвучиваются инновационные свежие. нестандартные идеи
Аббревиатура TED означает: Technologies (технологии), Entertainment (искусство, развлечения), Design (дизайн, проектирование, конструирование). На самом деле- список тем, рассматриваемых в рамках мероприятий TED, шире: это и наука, и бизнес, и искусство, и образование. Единственное табу - политика. Длительность одного выступления TED не превышает 18 минут. В разные годы на конференциях и других проектах TED выступали кинорежиссер Джеймс Кэмерон, основатель корпорации Microsoft Билл Гейтс, бывший премьер-министр Великобритании Гордон Браун лидер рок-группы LJ2 Боно и многие другие выдающиеся личности.

Записи TED-конференций на различные темы можно найти в Интернете, в том числе и переведенные на русский язык.


Очень важно найти и поддержать интерес подростка, наполняющий его жизнь смыслом, ростом, перспективой, общением. Объясните родителям, что в этом процессе они играют важную роль, потому что именно они становятся для ребенка проводниками в альтернативную зону успешности. Если не помочь подростку втянуться, за углом его всегда готовы заключить в радостные объятия маргиналы и распространители наркотиков. Им даже не придется подыскивать аргументы: изгой часто рад присоединиться к любой компании, лишь бы его приняли, Объясните родителям, как важно принимать своего ребенка и не предъявлять к нему те же невыполнимые, по сути, требования, что предъявляет школьное сообщество. Не надо его заставлять «быть мужчиной», а ее - «начать, наконец, краситься и отрастить волосы».

Словарь педагога-психолога

Маргинальность - понятие асоциальной психологии, которое обозначает промежуточность или «пограничность» культурной ориентации и положения отдельного человека по отношению к каким бы то ни было группам в обществе. Это определение, как правило, относят к людям, чье поведение противоречит культурным и этическим нормам общества или же несовместимо с общепринятыми нормами поведения

Задача педагога-психолога - помочь родителям разглядеть в своем ребенке живого человека, нуждающегося в их поддержке, любви и принятии. Зачастую для родителя это означает встретиться со своим чувством вины и вопросом «Что же я сделал(а) не так, что мой ребенок не похож на остальных?». Но эта работа уже выходит за рамки психологического консультирования в образовательной организации. В данном случае педагог-психолог выполняет диспетчерскую функцию - направляет семью к специалистам для получения квалифицированной психологической и психотерапевтической помощи.

Источник Справочник педагога-психолога №11, 2016г

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.