На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Просвещение, консультации для педагогов Выбор профессии (материал для классного руководителя). Продолжение.
Выбор профессии (материал для классного руководителя). Продолжение.
Работа психолога с педагогическим коллективом - Просвещение, консультации для педагогов
Индекс материала
Выбор профессии (материал для классного руководителя). Продолжение.
Ошибки в выборе профессии
Мои мечты. Будущее. Карьера. Успех
Все страницы

Я могу. Способности. Профессиональная пригодность

Лучше всё же делать то,
что ты делать мастер.
(песня из к/ф "Про Красную Шапочку")

Следующий шаг после определения круга собственных интересов – определение своих возможностей, ответ на вопрос: "Что я могу? Что у меня получается?". Это ответ на вопрос о наличии способностей.
Способности – индивидуально-психологические особенности человека, ведущие к успешному овладению определенной деятельности (деятельностей), но не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, которые у него уже есть (Б. М. Теплов).

В психологии выделяют общие и специальные способности. С помощью общих способностей человек может достичь успеха в самом широком смысле, в самых различных видах деятельности. К общим способностям можно отнести умственные, речевые, мнемические (память) и т. д. В отличие от общих, специальные способности определяют успехи человека в отдельных, конкретных видах деятельности (например, музыкальные, математические, спортивные, организаторские, технические способности).
Каждый человек имеет потенциальные возможности для развития способностей. Они становятся реальными, когда возникает необходимость развивать те или иные способности. Таким образом, способности не есть нечто застывшее, неподвижное, они могут развиваться. В связи с этим выделяют уровни развития способностей:

  1. Задатки (природные предпосылки способностей)
  2. Способности
  3. Талант
  4. Гениальность.

Наличие способностей к определенному виду деятельности является первым компонентом профессиональной пригодности.
Профессиональная пригодность – соответствие физических и психологических показателей человека (его здоровья, способностей, личностных качеств) требованиям конкретной профессии.
Второй компонент профессиональной пригодности – собственно личностные особенности человека: направленность личности, особенности эмоционально-волевой сферы, темперамента, характера, коммуникативные качества. К этому же компоненту относится необходимый уровень развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления и т. д. Для каждой    профессии   существуют   профессионально   важные  качества (ПВК). Так, водителю необходимы высокая концентрация внимания, помехоустойчивость, продавцу – коммуникабельность, эмоциональная устойчивость.
Третий (по порядку, но не по значимости) компонент профессиональной пригодности – отсутствие медицинских противопоказаний. Особенно высоки требования к физической подготовке в профессиях, требующих высокого уровня выносливости – летчик, космонавт, милиционер, спортсмен. У работников типографии, например, недопустимы аллергии и заболевания опорно-двигательного аппарата.
Если отсутствует какой-либо компонент профессиональной пригодности к выбранной профессии, есть два пути – либо корректировать свой выбор, либо развивать или компенсировать (если это возможно) недостающие качества. Известно, например, что Бетховен писал музыку, уже потеряв слух, а изначально физически слабый, малорослый А. В. Суворов стал великим полководцем. Правда, для того, чтобы идти по второму пути, необходимы недюжинные волевые качества, настойчивость, целеустремленность, уверенность в себе.

Вопросы для обсуждения с учащимися:

  • Какие профессионально важные качества необходимы в работе ветеринара, менеджера, программиста, бухгалтера, дизайнера, журналиста, автослесаря?

Какие качества необходимы вам для овладения профессиями, которые вы подобрали себе по результатам теста? Что у вас уже есть? Что необходимо развивать?

НАДО. Требования современного рынка труда

Для совершения правильного выбора в любой жизненной ситуации в первую очередь необходимо собрать как можно больше информации, которая может помочь в принятии решения. Выбор профессии и планирование жизненного пути – не исключение. И тому, кто выбирает, и тому, кто помогает совершать этот выбор, необходима информация о личности выбирающего – его интересах, склонностях, способностях, жизненных ценностях, которые важны для него. Но, кроме знаний о своей личности, нужно ещё владеть информацией об окружающей действительности, в ситуации профессионального выбора – о рынке труда. В рыночном хозяйстве, где рабочая сила является товаром, движение работников – собственников своей рабочей силы относительно рабочих мест опосредуется рынком труда. На рынке труда осуществляется купля-продажа рабочей силы.

  • рабочей силы на конкретных рабочих местах;

В психологическом контексте человека, совершающего выбор, или людей, помогающих ему в этом, могут заинтересовать те личные качества, которые необходимы для успешного, эффективного поведения на рынке труда, выбора верной стратегии.
Кроме того, рынок труда на современном этапе предъявляет достаточно высокие требования к специалистам.  В качестве основных черт современного рынка труда можно выделить следующие:
– необходимость постоянного обучения. Практически для всех профессиональных сфер сегодня характерно стремительное развитие, появление новых технологий, новых профессий. В связи с этим процесс обучения приобретает характер постоянной незавершенности, открытости. Несколько десятилетий назад профессия выбиралась "один раз и на всю жизнь". Единственная запись в трудовой книжке считалась предметом гордости. Сейчас ситуация изменилась. Специалистам постоянно требуется повышение квалификации, а в некоторых случаях – и смена профессии.
– "постарение" кадров. Во многих профессиональных сферах (в наибольшей степени в промышленности) наблюдается значительный возрастной разрыв среди сотрудников. Очень мало сотрудников среднего возраста. Квалифицированные специалисты с большим опытом работы приближаются к пенсионному возрасту. Молодым специалистам, в свою очередь, как правило, недостает профессионального опыта. Поэтому нужно стремиться к как можно более раннему получению профессионального опыта и быть готовым к тому, что работа, удовлетворяющая всем требованиям, найдется не сразу после окончания профессионального учебного заведения.
– увеличение требований к профессионализму сотрудников. Современный специалист – профессиональный, активный и самостоятельный. Сейчас все больше шансов получить хорошую работу благодаря своим профессиональным и личным качествам, а не только с помощью знакомства или протекции. Правда, и требования к этим самым качествам, соответственно, выше.
– становление гибких форм занятости (распространение частичной и временной занятости, более частое приспособление работника к меняющимся требованиям производства). Это обстоятельство особенно благоприятно для молодежи, так как предоставляет возможность ранней профессионализации, совмещения работы с обучением.
– противоречивость и неоднозначность. Например, среди требований к соискателям на вакансии одинаково распространены требования к возрасту (который должен быть достаточно молодым) и к опыту работы (который должен быть не таким маленьким).
Данные особенности позволяют предположить, что у каждого человека есть в большей или меньшей степени выраженные предпосылки к успешному и продуктивному взаимодействию с окружающей действительностью – в данном случае с рынком труда. Это могут быть свойства личности, слабо поддающиеся изменению (например, темпераментальные характеристики, свойства нервной системы) или те, которые можно целенаправленно развивать и формировать.
Вопросы для обсуждения с учащимися:

  • Составьте перечень тех навыков, умений, личностных качеств, которые у вас есть уже сейчас и которые могут пригодиться в будущей профессиональной деятельности.

Составьте следующий список: перечень того, что вам нужно приобрести (в личностном, психологическом, профессиональном смысле) для будущей успешной профессиональной деятельности.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.