На главную Работа с родителями Программы для родителей Комплекс программ по детско-родительскому взаимодействию - Групповой социально-педагогический практикум для родителей
Комплекс программ по детско-родительскому взаимодействию - Групповой социально-педагогический практикум для родителей
Работа с родителями - Программы для родителей
Индекс материала
Комплекс программ по детско-родительскому взаимодействию
Групповой социально-педагогический практикум для родителей
Программа коррекции импульсивного поведения младших школьников средствами игры
Приложения
Все страницы

 

2. Программа групповой работы с родителями

2.1. Групповой социально-педагогический практикум для родителей
(Рымашевская Е. Э., социальный педагог)
Необходимость оказания социально-педагогической и психоло­гической помощи современной семье обуславливается целым рядом причин, среди которых особое место занимают проблемы в детско-родительских отношениях: отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми; снижение значимости коммуникативных контактов в детско-родительских отношениях; отклонения в социальной и эмоциональной сферах ребенка; проблемы личностного роста и развития ребенка.
Обозначенные проблемы подтверждают необходимость оказания целенаправленной профессиональной помощи родителям, способст­вующей гармонизации взаимоотношений с детьми.
Исследуя сущность понятий «профилактическое воспитание родителей», «родительская терапия», мы пришли к выводу, что в основе этих понятий лежит именно коррекция родительских устано­вок на воспитание детей в процессе которой достигается эффект гармонизации детско-родительских отношений.
Как показывает опыт работы, родители, обращающиеся за помощью к специалистам ГЦСПСиД, не всегда готовы принять свободную тренинговую форму сотрудничества как ведущий способ проведения занятий с группой, объединяющей людей со сходными проблемами. Мы пришли к выводу о необходимости более приемлемой формы совместной работы, в качестве которой был избран групповой социально-педагогический практикум для родителей, сочетающий в себе элементы тренинговой работы с возможностью доступного изложения теоретических аспектов проблем, интересующих родителей.
Преимущество группового метода в работе с родителями мы видим в том, что в нем действует принцип «терапия» (therapy (лат.) -помогающий), который означает*, что совместная работа оказывает терапевтическое воздействие на самого помогающего (им может быть любой член группы), так как дает ему возможность почувствовать свою полезность для других.
Групповая работа с родителями обеспечивает позитивную структуру межличностной групповой поддержки, улучшающей самовосприятие родителей: они начинают осознавать собственную значимость и верить в свои возможности. Возникающее чувство группы и групповой сплоченности - важные характеристики процесса родительской терапии.
Целью работы социально-педагогического практикума для родителей является:
1. Осмысление родителями новых установок на воспитание ребенка;
2. Приобретение психолого-педагогических знаний о личности ребенка, тактике взаимодействия с ним;
3. Коррекция и развитие новых установок и стратегий общения в диаде «родители - ребенок»;
Задачи, реализуемые в ходе групповой работы с родителями:
• повышение сензитивности родителей к чувствам и переживаниям детей на основе понимания скрытого значения их поведения;
• обучение родителей навыкам регуляции поведения ребенка;
• активизация познавательной активности родителей в сфере взаимодействия с ребенком;
• обучение родителей навыкам конструктивного взаимодействия на основе развития навыков эмпатии и «активного слушания»;
• обучение методам рефлексии и саморефлексии как эффективным способам анализа детско-родительских отношений.
Значимость групповой работы с родителями мы видим в особой социально-педагогической направленности всего курса занятий, которая предполагает не только осмысление участниками группы особенностей межличностных взаимоотношений, что дает родителям возможность понять причины конфликтности ребенка, но и стимулирует родителей к изменению тактики взаимодействия с ним. Родители приобретают
знания о способах поведения в конкретных внутрисемейных ситуациях, моделируют отдельные аспекты взаимоотношений с ребенком, анализи­руют способы преодоления трудностей в общении с ребенком. Потен­циальные возможности групповой работы с родителями подтверждают ее значимость для гармонизации детско-родительских отношений.

 

Тематический план


Тема занятия

Часы

1.

Знакомство и объединение участников в группу. Формирование представлений об особенностях работы группового социально - педагогического практикума для родителей.

2

2.

Анализ особенностей взаимоотношений в семье, определение типичных ошибок в детско-родитель­ских отношениях.

2

3.

Психолого - педагогические особенности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

2

4.

Эмоциональное благополучие в семье, его роль в детско-родительских отношениях.

2

5.

Развитие коммуникативной компетентности роди­телей в системе детско-родительских отношений.

2

6.

Регуляция поведения ребенка в семье, пути и средства.

4

7.

Игра в жизни ребенка.

4

8.

Подведение итогов групповой работы. Последействие.

2

Всего часов

20

Занятие №1

Тема: знакомство и объединение участников в группу, формирование представлений об особенностях работы группового социально - педагогического практикума для родителей.
Цель: формирование у родителей адекватной рабочей установки и положительной настроенности на занятия.
Задачи: введение родителей в атмосферу занятия; знакомство с особенностями работы в родительской группе; снятие смысловых и внутриличностных барьеров; проведение первичного диагности­рования.
Организационная часть.
1. Приветствие группы.
2. Знакомство с родителями.

• Оформление беджей. Представление родителей друг другу. Краткая история о себе (возраст, образование, специальность, семейное положение и т.д.).
• Дискуссия с родителями (вопросы: «Кто такой психолог, социальный педагог?», «Что такое социально - педагогический прак­тикум?», «Знаете ли Вы кого-нибудь, кто обращался за помощью к психологу или социальному педагогу? Какова реакция этих людей?»).
Руководитель обобщает ответы родителей, делает вывод.
3. Знакомство родителей со спецификой работы социально -педагогического практикума. Рассказ о формах и методах, используемых в работе. Знакомство со схемой каждого занятия и тематикой курса. Согласование расписания следующих занятий.
4. Выработка правил взаимодействия в группе.
• называть друг друга так, как указано в бедже;
• приходить на занятия вовремя;
• предупреждать заранее о пропуске занятий;
• активно участвовать в работе на занятиях;
• уважать точку зрения других;
• не критиковать других, а отстаивать свою точку зрения; Группа обсуждает предложенные правила и дополняет их. Активная часть.
1. Исследование причин прихода родителей в группу.
Анонимное заполнение проблемного листа (родителям предлага­ется чистый бланк, в котором они записывают проблемы, для разрешения которых им необходима помощь психолога). После того, как все бланки будут заполнены, их складывают в центре стола и перемешивают, а затем снова разбирают и, передавая друг другу, прочитывают.
После прочтения всех бланков руководитель спрашивает у родителей встречались ли им бланки, в которых указывались те нее проблемы, что были заявлены у них? Если да, то их необходимо записать на отдельном листе и передать руководителю. После окончания занятия они будут внесены в общий проблемный лист и на следующем занятии родители смогут познакомиться с его содержанием. Индивидуальные проблемные листы также собирают­ся, анализируются и вносятся в отдельный список, который будет представлен на следующем занятии.
Примечание. По желанию родителей данный опрос может проходить в открытой форме (руководителю необходимо заранее приготовить флипчарт или лист ватмана на котором будут записываться слова родителей).
2. Упражнение «Презентация моего ребенка».
Руководитель предлагает родителям «сосватать» своего ребенка (каждый родитель получает чистый бланк, на котором ему необходимо записать несколько положительных характеристик своего ребенка, а затем по очереди представить своего ребенка, стараясь чтобы описание было как можно лучше).
По окончании упражнения, каждый участник группы отвечает на следующие вопросы:
• Было ли Вам сложно ответить на вопросы в бланке?
• Как Вы можете объяснить трудности, возникшие в процессе выполнения этого задания?
• Ваши ответы искренние, или Вы включили в список характеристики, которые скорее хотели бы видеть в своем ребенке?
• Хотели бы Вы, чтобы данное упражнение давалось Вам без труда и с удовольствием?
Лекционная часть.
1. Минилекция «Стили семейного воспитания».
Основные вопросы для обсуждения: 1) что такое стиль взаимоотношений; 2) какие существуют стили семейных взаимо­отношений; 3) в чем заключаются особенности каждого стиля; 4) влияние родительской позиции на развитие ребенка.
2. Диагностическое исследование.
• Методика «Анализ семейного воспитания». Рефлексия.
Домашнее задание.
• Провести с ребенком методику «Кинетический рисунок семьи», интерпретация результатов которой пройдет на следующем занятии.
• Завести тетрадь для наблюдений, записей и выполнения домашних заданий.
Рекомендуемая литература. Медведева И. Я., Шишова Т. Л. «Разноцветные белые вороны»
Стимульный материал:
беджи; бланки индивидуальных проблемных листов; чистые листы А5; бланки «Презентация моего ребенка»; бланки рефлексии; бланки методики «АСВ»; фломастеры; бланки карты включенного наблюдения.

Занятие № 2

Тема: анализ особенностей взаимоотношений в семье, определение типичных ошибок в детско-родительских отношениях.
Цель: формирование у родителей установки на активное восприятие родительской стратегии и детско - родительских отношений.

Задачи: актуализация проблем детско-родительских отношении обучение родителей навыкам саморефлексии во взаимоотношениях с ребенком.
Организационная часть.
1. Приветствие группы.
2. Анализ результатов методики «АСВ».
3. Обсуждение результатов домашнего задания, вопросов, возник­ших при проведении методики «Кинетический рисунок семьи».
4. Введение родителей в атмосферу занятия.
5. Анализ проблемных листов. Активная часть.
1. Минианкета «Как я оцениваю себя как родителя? - Как мой ребенок оценивает меня как родителя?».
Участники группы анализируют свои ответы. В том случае, если ответы в параллельных анкетах не сходятся, родители делают предположения о причине этого явления.
2. Дискуссия на тему «Кто я как родитель?», вопросы:
• Нравится ли Вам быть родителем?
• Нравится ли Вам быть таким родителем каким Вы есть на самом деле?
• Что именно в Ваших родительских функциях Вам нравиться больше всего, а что нет? Почему?
• Как хорошо Вы знаете своего ребенка? По каким критериям Вы делаете подобный вывод?
• Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка?
• Как Вам кажется, Ваш ребенок смог бы соответствовать этому образу?
• Что для этого надо?
• Знает ли Ваш ребенок то, каким бы Вы хотели его видеть?
• Он стремиться к тому, чтобы соответствовать этому образу?
• Вы часто обращаетесь к специалистам или читаете в книгах об особенностях развития личности ребенка. Если да, то для чего Вы это делаете?
По итогам дискуссии группа анализирует ответы, обсуждает спорные вопросы.
3. Интерпретация результатов методики «Кинетический рисунок семьи».
Руководитель объясняет родителям, в чем значимость методики «КРС», какие аспекты внутрисемейных отношений она выявляет, затем предлагает каждому участнику группы самостоятельно обра­ботать рисунок его ребенка, для этого он медленно зачитывает симптомы КРС (Овчарова Р. В.), поясняет их значение, отвечает на возникающие вопросы родителей. После того, как родители завершат интерпретацию и подсчитают количество баллов по каждому симптомокомплексу, руководитель помогает им обобщить получен­ные результаты.
По окончании интерпретации руководитель раздает родителям бланки симптомокомплексов для самостоятельного проведения методики.
4. Диагностический этап:
• Заполнение «Визитной карточки моего ребенка».
5. Минилекция «Ребенок глазами родителей».
Основные вопросы для обсуждения: 1) что такое родительские притязания; 2) как родители реагируют на изменения в поведении ребенка; 3) как ребенок реагирует на непонимание родителей.
Рефлексия.
Домашнее задание. Заполнение ребенком «Моей визитки».
Рекомендуемая литература: Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. - М., 1982.
Стимульный материал:
сводный проблемный лист; бланки анкеты «Как я оцениваю себя как родителя. - Как мой ребенок оценивает меня как родителя»; бланк с дискуссионными вопросами; бланки «Визитка моего ребенка»; бланки «Моя визитка»; бланки симптомокомплексов методики «КРС»; план минилекции «Ребенок глазами родителя»; фломастеры; бланки рефлексии; бланки карты включенного наблюдения.

Занятие №3

Тема: психолого-педагогические особенности ребенка дошколь­ного и младшего школьного возраста.
Цель: повышение психолого-педагогической компетенции родителей.
Задачи: стимулирование познавательного интереса родителей к изучению механизма поведения ребенка; формирование у родителей внимательного отношения к пониманию поведения и переживаний ребенка; информационное обеспечение родителей.
Организационная часть.
1. Приветствие (руководитель предлагает родителям попривет­ствовать друг друга, начиная фразу словами «Я рад(а) видеть вас» и продолжить монолог рассказом о том, что хорошего за минувшую неделю произошло в их жизни).
2. Сбор бланков «Визитка моего ребенка», обсуждение возникших вопросов.
3. Введение аудитории в атмосферу занятия. Лекционная часть.
1. Дискуссия с родителями, вопросы:
• Были ли в жизни вашего ребенка такие периоды, когда вы просто не узнавали его, когда в нем появлялись такие признаки, которых вы раньше не замечали?
• Как вам кажется, с чем связано появление этих изменений?
• Как вы отреагировали на появление изменений в ребенке?
• Изменялись ли отношения между вами вашим ребенком за период с его рождения и до настоящего времени?
• В чем причина этих изменений?
• Как другие члены вашей семьи относятся к вашему ребенку?
4. Минилекция «Почему ребенок - это не маленький взрослый». Основные вопросы для обсуждения: 1) возрастные особенности
ребенка младшего школьного и дошкольного возраста; 2) позиции, которые занимает родитель по отношению к ребенку. Активная часть.
1. Упражнение «Что я знаю о своем ребенке?».
• Выпишите по порядку 10 слов, фраз, которые наиболее полно характеризуют вашего ребенка. Оцените степень проявление этих характеристик (10 - ярко проявляется, 5 - средняя степень проявления, 1 - проявляется иногда).
• Определите, сколько из перечисленных характеристик можно отнести к одной из следующих категорий: положительная (+); отрицательная (-); нейтральная (0).
• Поставьте себя на место ребенка, которого вы только что характеризовали и одним словом оцените свои чувства по поводу этой оценки.
2. Упражнение «Мой уникальный ребенок».
Руководитель предлагает аудитории следующую ситуацию: "Представьте, что какой-то сумасшедший генетик создал точную копию вашего ребенка, которая внешне абсолютно во всех деталях на него похожа. Ваша задача узнать, где истинно ваш ребенок».
• Вспомните и расскажите, что в вашем ребенке есть такого, что нельзя продублировать.
• Есть ли в окружении вашего ребенка такой человек, который знает его уникальные качества и сможет идентифицировать реального человека от копии?
• Наличие какого качества сам в себе отмечает ваш ребенок? Что именно по его мнению может отличить его от любой, даже самой совершенной копии?
Ответы родителей анализируются. Необходимо, чтобы участники группы сами оценили свои суждения и определились, нравится ли им тот образ ребенка, который они только что представили, как бы им на самом деле хотелось отвечать на поставленные вопросы и почему.
3. Упражнение «Белое - черное».
Руководитель предлагает родителям разобраться, какое влияние на их жизнь имеют разные люди, и дает следующее задание:
• Выпишите, пожалуйста, пять самых приятных событий, которые произошли в вашей жизни. После каждого пункта отметьте, благодаря кому оно произошло.
• Выпишите пять самых крупных неприятностей, случившихся в вашей жизни. После каждого пункта отметьте, кем или чем были вызваны эти неприятности.
По окончании упражнения руководитель просит родителей оце­нить по каждому из 2-х этапов, сколько набралось событий, за кото­рые ответственны они сами, а за сколько ответственен их ребенок.
Рефлексия.
Домашнее задание. Родителям в течении недели необходимо внимательно понаблюдать за своим ребенком и в дневнике наблюдений ответить на следующие вопросы, подтвердив их конкретными примерами:
• Насколько внимателен мой ребенок?
• Насколько развита у моего ребенка кратковременная и долговременная память?
• В каких ситуациях наиболее ярко проявляется темперамент моего ребенка.
Рекомендуемая литература: Спиваковская А. С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). - М.,1986.
Стимульный материал:
бланк с дискуссионными вопросами и текст минилекции «Почему ребенок - это не маленький взрослый»; бланки для упражнения «Что я знаю о своем ребенке»; бланки для упражнения «Белое - черное»; бланки рефлексии; фломастеры; бланки карты включенного наблюдения.

Занятие №4
Тема: эмоциональное благополучие в семье, его роль в детско-родительских отношениях.
Цель: гармонизация эмоциональной сферы детско-родительских отношений.
Задачи: анализ актуального состояния эмоциональной сферы детско-родительских отношений; формирование у родителей представлений об особенностях эмоциональных взаимоотношений с
детьми; развитие навыков рефлексивного анализа детско-родительских отношений. Организационная часть.
1. Приветствие родителей.
2. Анализ домашнего задания и возникших вопросов.
3. Упражнение «Письмо себе»
Родителям предлагается вспомнить то время, когда они только научились писать и затем написать о себе небольшой рассказ, стара­ясь имитировать детский почерк (получившиеся сочинения родители передают друг другу и делятся своими впечатлениями). Необходимо, чтобы родители обратили внимание на те чувства и эмоции, которые они испытывали в процессе выполнения этого задания.
4. Введение родителей в тематику занятия. Основная часть
1. Упражнение «Ситуационное реагирование».
Раздаются карточки, где описаны различные ситуации взаимодействия с детьми. Родителям необходимо описать свою реакцию на подобную ситуацию, акцентируя внимание на своих словах и фразах.
2. Лекционный фрагмент. Минилекция «Я - высказывания».
3. Упражнение «Я - высказывание».
Родители получают чистые бланки, которые им необходимо заполнить по следующей схеме:
• «Когда ....»(описание проблемной ситуации с ребенком);
• «Я чувствую ...»(описание ваших чувств);
• «Мне бы хотелось, чтобы ...»(описание желательного варианта). Родители зачитывают свои варианты высказываний, анализируют
услышанное, предлагают свои формулировки.
4. Упражнение на закрепление навыков Я - высказывания.
Раздаются бланки, где записаны примеры обидных высказы­ваний. Задача родителей, используя Я - высказывания переформу­лировать каждый пример.
Заполнив бланки, родители зачитывают каждый свой вариант высказывания, анализируют услышанное.
Основная часть
1. Минилекция «Эмоциональный мир ребенка».
Основные вопросы для обсуждения: 1) особенности эмоциональной сферы ребенка дошкольника и младшешкольника; 2) специфика эмоциональных взаимоотношений с ребенком вы семье; 3) благоприятная эмоциональная атмосфера в семье как залог гармоничных детско - родительских отношений.
2. Упражнение «Эмоциональная реакция ребенка» (таблица).
Родителям предлагается таблица, где в одной колонке представ­лены различные ситуации, участником которых может быть их ребенок. Участники группы должны продумать какие чувства и эмоции испытывает ребенок, попавший в подобную ситуацию и записывают их во вторую колонку, затем варианты ответов зачиты­ваются, родители обмениваются мнениями, анализируют замечания.
3. Введение и групповое обсуждение правил управления эмоциями.
• Уважайте выражение чувств других.
• Терпеливое отношение к тому, кто переживает бурную эмоциональную реакцию.
• Эмоциональное поощрение только желаемого для вас поведения собеседника.
• Отказ от негативной борьбы за доминирование.
• Игнорирование желания отомстить.
• Отказ от упреков и критики.
Руководитель поясняет значение каждого правила. Группа анализирует услышанное. Участники предлагают свои примеры ситуаций, в которых необходимо применение предложенных правил.
Рефлексия
Домашнее задание
• Составление эмоционального словаря.
• Заполнение таблицы типичных эмоциональных реакций в ситуации взаимодействия с ребенком (Приложение 1).
Рекомендуемая литература: Азаров Ю. П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. - М., 1993.
Стимульный материал:
листы А4; карандаши простые; фломастеры; карточки с ситуациями; бланки для упражнения «Я - высказывания»; текст минилекций «Я -высказывания», «Эмоциональный мир ребенка»; бланки для упражнения на закрепление Я - высказываний; бланки «Таблицы типичных эмоциональных реакций в ситуации взаимодействия с ребенком»; бланки с таблицей «Эмоциональная реакция ребенка»; бланки рефлексии; бланки карты включенного наблюдения.

Занятие № 5

Тема: развитие коммуникативной компетентности родителей в системе детско-родительских отношений.
Цель: гармонизация коммуникативной сферы детско-родитель­ских отношений.
Задачи: анализ актуального состояния коммуникативной сферы детско-родительских отношений; развитие у родителей навыков конструктивных коммуникативных взаимоотношений с детьми.
Организационная часть.
1. Приветствие родителей.
2. Анализ домашнего задания.
3. Введение родителей в тематику занятия.
4. Упражнение «Я - мой собственный ребенок».
Руководитель зачитывает ситуацию и просит каждого участника группы поставить себя на место ребенка, от лица которого произносится монолог.
Прослушав текст, родителям необходимо определить какие чувства испытывал ребенок в данной ситуации, каковы причины и что нужно сделать, чтобы изменить положение.
Лекционная часть.
1. Упражнение «Эффективное общение»
• на первом этапе группа обсуждает, какие качества важны для успешного межличностного и внутрисемейного общения;
• на втором - каждый участник группы на индивидуальном бланке записывает те качества, которые по его мнению способствуют успешному общению (в этот список могут войти не только те качества, которые были названные при групповом обсуждении, а также и те, которые по каким-либо причинам не были поддержаны группой);
• затем, каждый должен оценить степень проявления качества, указанных в индивидуальном списке по шкале от 1 до 6, после того, как все оценят себя, оценочный лист сдается руководителю, так как он будет нужен для дальнейших занятий.
2. Дискуссионное обсуждение, вопросы:
• Сколько времени в день вы уделяете общению с вашим ребенком?
• В какое время дня вы чаще всего общаетесь с ребенком?
• На какие темы вы разговариваете с ребенком чаще всего?
• Вы общаетесь с ребенком также как и с близкими друзьями? Почему?
• Нравится ли вам то, как вы общаетесь с ребенком? Почему?
3. Минилекция «Роль общения в детско-родительских отношениях».
Основные вопросы для обсуждения: 1) что такое общение; 2) како­ва структура общения; 3) специфика коммуникаций в детско -родительских отношениях.
Активная часть.
1. Упражнение «Резервные возможности коммуникаций».
• 1-я часть-слушание.
Руководитель просит родителей записать, а затем прокомменти­ровать несколько извкестных им способов активного слушании.
• 2-я часть - информирование.
Группа разбивается на пары. Задача каждого собеседника узнать, что именно партнер подразумевает под той или иной фразой, для этого один собеседник сообщает какое-нибудь утверждение, а другой выражает свою реакцию на это фразами, начинающимися: словами: «Ты имеешь в виду, что ...», и дальше переформулирует утверждение так, чтобы дать понять, что смысл произнесенного понят. Цель -трижды добиться согласия. Затем собеседники меняются ролями.
• 3-я часть - подтверждение.
Группа разбивается на пары. Один из партнеров сообщает какое-либо утверждение, например «Мой сын плохо учится». Задача второго собеседника, во-первых - узнать какие эмоции и чувства испыты­вает его партнер, сообщающий тот или иной факт, во-вторых - передать своими отловами чувства собеседника и попытаться пересказать их смысл одной фразой (целесообразно использование слов «Я понимаю Вас ...»). Собеседники меняются ролями.
Примечание. Руководителю необходимо на примере показать как выполняется каждая часть этого упражнения.
2. Упражнение «Ситуационное реагирование».
Раздаются карточки, где записаны детские утверждения. Родителям необходимою спланировать и записать свою реакцию на услышанное по следующей схеме:
• Убедиться в том, что утверждение понято правильно - «Ты имеешь в виду, что…».
• Подтвердить то, что вы действительно поняли услышанное - «Я понимаю тебя ...».
• Показать, что вы: разделяете чувства ребенка - «Мне тоже ...».
• Убедить ребенка в том, что проблема разрешима - «Мы вместе ...». Выполнив упражнение родители зачитывают друг другу свои варианты высказываний и комментируют услышанное.
3. Дискуссия на тему «Саботажники общения».
Родителям предлагается серия высказываний содержащих элементы деструктивности. Задача группы выявить в чем ошибочность этих фраз и изменить их.
• «Если ты немедленно не сядешь за уроки, я не позволю тебе вечером пойти гулять на улицу», «Либо ты сейчас же идешь спать, либо я закрываю тебя: в темной комнате одного» - Угроза.
• «Быстро домой!»,, «Марш в постель!», «Садись за стол!» - Приказы.
*«Ты опять плохо порезал хлеб», «Ты очень неаккуратно ешь», «Ты . неряха» - Негативная критика.
* «Ты поступил как дурак», «Ты упрямый как осел» -Оскорбительные прозвища.
* «Ты должна слушать каждое мое слово», «Ты должен делать так как я говорю», «Вы не должны так кричать когда играете» - Слова-«должники».
Рефлексия.
Домашнее задание. Самонаблюдение (родителям необходимо обратить внимание на то, как они предъявляют требования ребенку, как ребенок обычно реагирует на просьбы родителей, а также проанализировать как часто и каким способом они хвалят ребенка).
Рекомендуемая литература: Ле Шан Э. Когда ваш ребенок вас сводит с ума. - М., 1990.
Стимульный материал:
текст минилекции «Роль общения в детско-родительских отношениях» и дискуссионных вопросов; текст упражнения «Я - мой собственный ребенок»; листы А4; фломастеры; карточки с ситуациями для упражнения «Ситуационное реагирование»; бланк упражнения «Саботажники общения»; бланки рефлексии; бланки карты включен­ного наблюдения.

Занятие № 6

Тема: регуляция поведения ребенка в семье, пути и средства.
Цель: обучение родителей навыкам регуляции поведения ребенка.
Задачи: анализ актуальных способов регуляции поведения ребенка; развитие навыков активного восприятия деятельности и поведения ребенка; обучение родителей техникам конструктивного воздействия на поведение ребенка.
Организационная часть
1. Приветствие родителей. Введение в атмосферу занятия.
2. Анализ домашнего задания. Основная часть
1. Дискуссионное общение (1), вопросы:
* Часто ли вы наказываете своего ребенка?
* Что в поведении вашего ребенка чаще всего вызывает ваш гнев?
* Как вы реагируете на плохое поведение вашего ребенка?
* Как ваш ребенок реагирует на наказания?
* По вашему мнению избранный вами метод наказаний эффективен? Почему?
* Вашему ребенку нравится когда вы его хвалите?
* Вы часто его хвалите?
* Как вы реагируете на хорошее поведение вашего ребенка?
• Как вам кажется, ваш ребенок доволен тем как его хвалят и как часто это делают или ему хотелось бы большего? Почему?
2. Упражнение «Ситуационное реагирование»
Группа разбивается на пары, каждой паре руководитель зачитывает несколько одинаковых ситуаций конфликтного взаимодействия с ребенком. Каждая пара должна продумать, а потом продемонстрировать реакцию родителя на подобную ситуация с учетом заданной заранее установки:
• первая пара - агрессивно, со злостью;
• вторая пара - с насмешкой;
• третья пара - при помощи иронической похвалы;
• четвертая пара - с косвенным неодобрением.
Группа анализирует предложенные варианты реагирования, делает вывод об их приемлемости и предлагает наиболее эффективный по их мнению способ поведения в каждой из предложенных ситуаций (продемонстрировать на примере).
3. Дискуссионное общение (2), вопросы:
• Какую вы преследуете цель, когда наказываете своего ребенка?
• Какие чувства вы испытываете, когда наказываете ребенка?
• Что испытывает ваш ребенок, когда его наказывают? Примечание. В процессе обсуждения необходимо попросить
родителей вспомнить наиболее яркую ситуацию из их жизни, когда они оказались в роли обвиняемого, и обсудить, что в этой ситуации задело их больше всего, какие эмоции они связывают с этой ситуацией.
• Как вам кажется, что в наказании наиболее задевает ребенка 1) Содержание (смысл, суть) наказания, 2) ваши жесты и мимика, 3)выражения, слова, которыми вы изъясняетесь с ребенком?
• Наказывая ребенка вы стремитесь его обидеть, унизить, поставить его на место и т.п.?
• Вспомнив последние ссоры с ребенком вы можете с уверенностью сказать, что вы действительно не затронули его чувства, не обидели его, а лишь указали на ошибку?
Родители должны сделать вывод из услышанного, прийти к единому мнению относительно того, что в действительности должно содержать в себе наказание и каково его влияние на ребенка.
4. Групповое обсуждение темы (3) «Как правильно наказывать ребенка», вспомогательные вопросы:
• Случалось ли, что вы несколько раз наказывали ребенка за один и тот же проступок? Какова реакция вашего ребенка на повторные обвинения?
. Бывало ли, что наказывая ребенка вы использовали оскорбительные выражения? Как реагирует на это ваш ребенок?
• Случалось ли, что незначительный проступок ребенка вызывал у вас взрыв гнева и массу обвинений? Какова была реакция вашего ребенка?
• Были ли у вас такие ситуации, когда вам достаточно было один раз наказать ребенка, чтобы он больше никогда не повторял этой же ошибки? Что это была за ситуация и как вы реагировали?
• Вспомните как в детстве вас наказывали ваши родители, когда наказание действительно задевало вас и вам хотелось измениться и больше никогда так не поступать?
• Если среди ваших родственников или друзей человек, являющийся для вас авторитетом? Обращались ли вы к нему за советом в сложной для вас ситуации? Что и как говорил вам этот человек, чтобы вы прислушались к его словам и поступили так как он рекомендует?
5. В качестве обобщения данной темы, руководитель предлагает группе самостоятельно сформулировать требования, предъявляемые к наказанию.
Примечание. Необходимо, чтобы группа сделала следующий вывод:
Наказание не должно:
• Вредить здоровью
• Употребляться в сомнительных случаях
• Быть унизительным
• Быть страшным для ребенка (ребенок должен боятся не наказания, а огорчить родителей)
Наказание должно
• Применяться один раз за один проступок
• Следовать сразу за проступком, а не отсрочено и сопровождаться прощением
• По серьезности соответствовать проступку
6. Упражнение «Ситуационное реагирование».
Раздаются карточки с ситуациями, где указаны реплики родители, наказывающих детей за проступок. Задача родителей изменить предложенные высказывания на более приемлемые.
Лекционная часть
1. Обсуждение темы «Поощрение».
Руководитель предлагает группе обсудить предложенную тему минилекции и вводит правила того «как передать любовь ребенку» (желательно, чтобы участники группы комментировали каждый пункт правил и делились своими замечаниями):
Контакт глаз - родители должны почаще смотреть на ребенка, стараясь выразить свою любовь к нему.
Физический контакт - необязательно целовать ребенка, достаточно прикоснуться к руке, обнять за плечи, погладить по голове, потрепать по волосам, шутливо потолкаться и т.п.
Пристальное внимание - почаще бывать с ребенком наедине, тщательно планировать свою жизнь с ребенком, внимательно относиться к ребенку в присутствии других людей.
Дисциплина - необходимо педагогически грамотное общение с ребенком на основе безусловного принятия его, единство требований родителей к ребенку.
Опора на положительные качества ребенка - если вы колеблитесь стоит ли наказывать ребенка или не стоит - лучше не наказывайте вовсе, помните, что ваш ребенок искренне верит вам и если вы говорите только о его недостатках, то именно таки никчемным человеком он себя и считает и наоборот. 2. Упражнение «Ситуационное реагирование».
Раздаются карточки с ситуациями, где необходимо эффективно похвалить ребенка. Каждый родитель демонстрирует то, как бы он повел себя в подобной ситуации с учетом полученных знаний.
Домашнее задание. Самонаблюдение (родителям необходимо понаблюдать за игрой ребенка, обратить внимание на то, какие игры предпочитает ребенок, с кем он любит играть, как он себя ведет во время игры). Рефлексия.
Рекомендуемая литература: Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка.-М., 1989.
Стимульный материал:
• бланки с дискуссионными вопросами (1), (2), (3); карточки с ситуациями конфликтного взаимодействия с ребенком; карточки с ситуациями положительного взаимодействия с ребенком; текст минилекции «Поощрение и наказание»; бланки с правилами «Поощре­ние», «Наказание»; бланки рефлексии; листы А4; фломастеры; бланки карты включенного наблюдения.

Занятие № 7

Тема: игра в жизни ребенка.
Цель: формирование у родителей навыков сотрудничества и недирективных взаимоотношений с ребенком.
Задачи: формирование у родителей представлений об особенно­стях конструктивных взаимоотношений с ребенком в семье; знакомство родителей с особенностями игровой деятельности ребенка; активизация творческой активности родителей.
Организационная часть.
1. Приветствие родителей. Введение в тематику занятия.
2. Анализ домашнего задания. Лекционная часть.
1. Вводное упражнение «Продолжение фразы».
Ведущий придумывает фразу (количество слов равно количеству игроков в группе), записывает ее на листе бумаги. Затем лист переворачивается, на обратной стороне записывается первое слово задуманной фразы. Второй участник игры, продолжив фразу предполагаемым словом, передает лист следующему участнику и т. д. Когда фраза возвращается к ведущему, лист переворачивается и фразы сравниваются.
Примечание. Необходимо, чтобы в роли ведущего побывало несколько человек (желательно, чтобы цель данного упражнения и его значимость определили сами участники группы).
3. Дискуссионное обсуждение (в форме мозгового штурма), вопросы:
• Что включает в себя понятие - «игра»?
• Что значит игра в жизни вашего ребенка?
• Каковы потенциальные возможности игры?
3. Упражнение «На что направлена игра».
Каждый родитель получает карточку с инструкцией к какой-нибудь игре, необходимо определить на что направлена данная игра.
4. Минилекция «Игра в жизни ребенка».
Основные вопросы для обсуждения: 1) что такое детская игра и каково ее значение в жизни ребенка; 2) особенности игровой деятельности дошкольника и младшешкольника; 3) значимость игры в детско - родительских отношениях.
Активная часть
1. Каждый родитель получает «Набор успешного родителя» (список с играми, которые распределены в соответствии с проблематикой: игры на развитие эмоциональной сферы, на развитие коммуникативной сферы, на сотрудничество и т.п.).
• Вся группа разбивается на подгруппы. Задача подгруппы определить, на что направлена каждая категория игр, и объяснить, каким образом они сделали подобный вывод.
• Каждый родитель должен определить, какая категория игр необходима для их ребенка.
2.Упражнение «Идеальный ребенок- Идеальный родитель».
Работа проводится в подгруппах. Каждая подгруппа получает одинаковый набор предметов: лист A3, фломастеры, карандаши, ножницы, набор цветной бумаги, клей, скотч, ластик. Задача
родителей - проанализировать, какими качествами, по их мнению, должен быть наделен идеальный ребенок и идеальный родитель, вспомнить все характеристики, которые они вкладывают в понятие «идеальный», и создать творческую модель идеальных родителя и ребенка, используя все предложенные материалы.
По окончании работы каждая подгруппа представляет свой проект, рассказывает и поясняет его содержание, делится впечатле­ниями.
Рефлексия
Домашнее задание. Самонаблюдение.
Рекомендуемая литература: Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М., 1994.
Стимульный материал:
листы А4; фломастеры; текст минилекции «Игра в жизни ребенка»; список дискуссионных вопросов; подборка игр «Набор успешного родителя»; бланк с таблицей «Что я могу»; бланки рефлексии; бланки карты включенного наблюдения.

Занятие № 8

Тема: подведение итогов групповой работы, последействие.
Цель: оценка эффективности коррекционного курса.
Задачи: анализ изменений, произошедших во взаимоотношениях с ребенком за последний период; развитие саморефлексии.
Организационная часть
1. Приветствие родителей. Введение в тематику занятия.
2. Анализ домашнего задания. Основная часть
1. Анкета «Оценка эффективности коррекционного курса».
2. Упражнение «Анализ».
Родители получают бланки схемы - плаката «Я - родитель», в которой выделены следующие переменные: Что я хочу. Что я могу. Что мне еще надо.
Примечание. Для того, чтобы стимулировать творческую активность родителей, руководителю необходимо подготовить специальный бланк схемы - плаката, который на последнем занятии будет возвращен родителю в качестве напутствия и памятки.
3. Анализ сводного проблемного листа, который был составлен родителями на первом занятии, обсуждение изменений произо­шедших в детско-родительских отношениях за последнее время.
4. Упражнение «Зеркало».
Родители получают бланки, где изображена декоративная рамка, которую они подписывают и передают соседу. Каждый родитель должен написать на полученной рамке те пожелания и напутствия,
которые он хотел бы сообщить хозяину «зеркала», а затем рамка передается дальше по кругу.
5. Последействие.
Руководитель договаривается с группой о следующей встрече, на которой родители расскажут о том, как изменились их взаимоотношения с ребенком, с какими трудностями они столкнулись, а какие проблемы стали для них разрешимыми.
Неформальная часть
В дружеской, непринужденной обстановке подведение итогов групповой работы, обмен мнениями, пожеланиями и напутствиями на будущее.
Стимульный материал:
анкета «Оценка эффективности коррекционного курса»; бланки схемы - плаката «Я - родитель»; бланки для упражнения «Зеркало»; сводный проблемный лист; фломастеры; бланки карты включенного наблюдения.
3. Специфика игровой терапии в групповой работе с родителями н детьми
Групповые занятия (различные формы) в ГЦСПСиД строятся на игровой технологии. Психологический механизм игры позволяет использовать ее в процессе оказания помощи родителям в их взаимодействии с детьми. В чем особенности игры? Прежде всего, игра обладает уникальными терапевтическими и коррекционными возможностями. Уникальность ее состоит в косвенном воздействии на человека. Она значима и для ребенка и для взрослого, поскольку в игровой коррекции идет сближение родителей и детей. Игра возвращает родителей в детство, а дети принимают родителей как своих сверстников. В групповой коррекции идет обучение и детей, и родителей на понимание, принятие и использование в жизне­деятельности семьи правил взаимодействия в качестве норм этики, ориентированных на взаимное сотрудничество.
«Эффект игровой терапии определяется практикой новых отношений, в которых игра ставит ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии приводят в конце концов к терапевтическому эффекту», - отмечал Д. Б. Эльконин.
«Новые отношения» и поведение родителей в групповых занятиях •обусловлены тем, что игра «форма психологического поведения», т.е. °на раскрывает то, что внутренне присуще личности (Д. Б. Узнадзе). Игра сама по себе является особым «полем самовыражения», в котором человек наиболее естественен, искренен, открыт, а это позволяет родителям и детям стать ближе друг другу.
Игровая терапия в детско-родительских группах представляет собой систему специальных занятий, игр, упражнений, направ­ленную на преодоление трудностей и нарушений, возникающих у родителей в общении с детьми, на формирование и развитие конструктивного общения в диаде «родители-дети».
Игровая терапия способствует развитию эмоционально-личностной, поведенческой и когнитивной сферам личности ребенка и взрослого. Кроме того, игровая терапия выполняет и релакса-тивную функцию: в процессе занятий снимается или уменьшается эмоциональное, физическое и интеллектуальное напряжение.
Избирая форму групповой работы с родителями и детьми по проблеме общения игровую терапию, специалист может ставить следующие организационные цели:
• отбор в группу детей с аналогичной проблемой (например, расторможенные, агрессивные дети), что позволяет сделать занятия более целенаправленными;
• подбор игр и разработка игровой тематики в соответствии с психолого-педагогическими особенностями проблем коммуникативных нарушений в семье;
• разработка правил сотрудничества в группе взрослых и детей, которые формируют стили поведения как детей, так и взрослых.
Правила группы могут быть таковы (они характерны для большинства тренинговых групп):
• доверительный стиль отношений;
• общение по принципу «здесь и теперь»;
• персонификация высказывания;
• искренность общения;
• конфиденциальность всего происходящего в группе;
• опора на позитивные качества личности;
• оценивание поступка, а не личности;
• активное участие в происходящем;
• уважение друг к другу.
Эти правила принимаются в группе взрослых и детей, могут j дополняться или изменяться участниками группы.
Однако в совместных детско-родительских игровых занятиях родителям предлагается перечень дополнительных правил, позво­ляющих реализовать принцип духовного взаимодействия с ребенком, когда родители воспринимаются ребенком не с позиции родителя-воспитателя, а друга, понимающего его проблемы:
• ставить себя на место ребенка;
• стараться понять его точку зрения;
• идти в общении за ребенком;
• говорить на его языке;
• быть гибким, стараться варьировать в поведении с ребенком, адаптироваться к нему;
• показывать ребенку преимущества совместной деятельности;
• не давать оценочных суждений;
• не регулировать поведение ребенка.
Для коррекции нарушений в общении и развитии комму­никативных умений детей используются ситуативно-ролевые игры и упражнения, направленные на формирование и развитие навыков конструктивного общения. С этой целью используются различные ситуации общения: общение на прогулке, общение с братьями и сестрами, общение с гостями и т.д. Особую значимость приобретают:
• упражнения на развитие способности чувствовать и понимать эмоциональное состояние партнера по общению (психологические этюды, ролевые игры, метод пиктограмм (работа с картинками, изображающими эмоциональное состояние человека);
• использование упражнений с элементами психодрамы, позво­ляющих самовыразить себя и детям и взрослым;
• формирование в ролевых играх знаний и умений адекватного выражения эмоций и саморегуляции их;
• упражнения, способствующие навыкам конструктивного обще­ния в коллективном сотрудничестве (нарисовать картину, построить ДОМ).
В основном вся работа строится на анализе и драматизации конкретных жизненных ситуаций, предлагаемых как участниками семейной группы, так и ведущим группы.
Таким образом, предлагаемые игры и упражнения, этюды на групповых занятиях родителей с детьми помогают взрослым в первую очередь формировать ребенка, который:
• не провоцирует конфликты в общении с родителями, а пытается находить компромисс совместно с родителями;
• умеет свободно высказывать свое мнение, самораскрыться, выражать свои чувства;
• обладает коммуникативностью, умеет общаться с любым человеком (взрослым и ребенком); открыт людям, при этом оставаясь самим собой.
В данных занятиях применяются упражнения диагностического характера и творческие задания, ролевые игры, психогимнастика, групповые дискуссии. Перед началом занятий должны использоваться вводные беседы для родителей, дающие ключ к будущему игровому действию на занятиях. В процессе бесед с родителями доминантой является расширение психолого-педагогических знаний и формирование у них установки на восприятие и понимание ими эмоциональной стороны общения с ребенком, осознания его эмоционального состояния и создания атмосферы социальной и психологической безопасности ребенка.
Стержневым компонентом каждого занятия является какой-либо элемент: воображаемая ситуация, игровое действие, игровые взаимоотношения, игровой материал.
Игровая позиция участника облегчает каждому момент вступления во взаимодействие в процессе проигрывания ролевых игр, выполнения заданий и ситуаций творческого характера.
Взрослые и дети сближаются, формируется необходимая эмоциональная связь взрослых и детей. Одновременно осуществляется коррекция как родительской тактики по отношению к ребенку, так и коррекция психических свойств ребенка: памяти, наблюдательности, внимания, координации движений, динамизм, креативность и др.
Широко используются в игровых занятиях и вспомогательные средства: музыка, движение, танец, рисунок.
В игровой терапии доминирующая роль специалиста, поскольку именно грамотный подбор игровой тематики и компетентность специалиста позволяют достигнуть эффективности в работе.
Специалист при составлении игровой терапевтической программы должен учитывать следующие правила:
• соответствие игровой тематики конкретной проблеме ребенка и родителя или группы детей; в группу необходимо объединять детей со сходной проблемой (непослушные дети, агрессивные, капризные); игры в последующих занятиях должны подбираться в соответствии с особенностями эмоциональных, коммуникативных и когнитивных проявлений данной группы детей;
• учет уровня психолого-педагогической компетенции родителей, их тактики поведения в общении с детьми, чтобы подбор игр способствовал осознанию ими своих коммуникативных ошибок;
• учет возрастных особенностей детей. Игра как метод групповой коррекции наиболее эффективна в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Однако игра применяется в работе и с подростками и со взрослыми;
• учет психологических особенностей возраста при подборе игр. При работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста надо учитывать свойственные им подражательность и суггестивность (внушаемость). В игре обязательно должны присутствовать образец, демонстрация использования упражнения, действия – компонента социального обучения технике. При использовании игры в работе с детьми старших возрастов необходимо наряду с поведенческими элементами использовать аналитические (когнитивные) элементы. Для подростков и взрослых значим внутренний подтекст игры, ее психологический смысл, возможность понять внутреннее «Я» через игру;
• учет задач и целей конкретного этапа занятия, на котором используется игра.
Групповые занятия с детьми и родителями в нашем опыте представлены следующей структурой.
Первый этап - начало занятия, ритуал группового приветствия, введение детей и родителей в атмосферу группового занятия, ознакомление их с темой занятия. Самая главная цель специалиста на этом этапе - установить доверительный контакт с группой, заинтересовать участников.
Второй этап - релаксационный: мышечная релаксация или релаксация по представлению (представлены в программах).
Третий этап - основной коррекционный этап, включающий в себя психогимнастические игры, этюды, упражнения. В процессе этого этапа необходим отдых для детей, представляющий собой блок подвижных игр, игр-развлечений, танцев (у М. Г. Чистяковой этот блок называется «Минутка шалости»).
Четвертый этап - заключительная релаксация - отдых по представлению, и преследующая цель снятия психоэмоционального напряжения, закрепление положительного настроения. Часто в релаксации по представлению используется музыка с размеренным ритмическим движением. Это поможет участникам достигнуть психофизического покоя и восстановить силы.
Пятый этап - рефлексия - механизм обратной связи: возможность узнать результат занятий, отношение участников к нему (структура, содержание); к специалисту, ведущему занятия, к самим участникам занятий. Рефлексия имеет различный характер: для взрослых предпочтительно именная или вербальная рефлексия, где анализируется: что особенно понравилось? Почему? Что не принято группой? Что было сложнее? Что не понравилось? Что хотелось сделать по-другому? Какие пожелания, претензии к руководителю? и др. Для младших детей и дошкольников характерна рисуночная и поведенческая рефлексия (если занятие понравилось, потопайте ножками; если занятие не понравилось, похлопайте ручками).
Шестой этап - домашние задания (разные или одинаковые для детей и родителей). Домашнее задание позволяет логически связать между собой отдельные занятия цикла, объединить их общей идеей и достичь внутренней структурности.
Седьмой этап - ритуал прощания.
В игровых занятиях с детьми особое место принадлежит тактике работы специалиста со столь сложной детско-родительской группой. Такая тактика предусматривает следующую специфику действий по отношению к детям: подготовку детей к игре, инструктаж; объяснение и демонстрацию способов выполнения игрового задания; проверка правильности выполнения игрового задания каждым из детей; анализ, рефлексия игры.
По отношению к взрослым важна специфика взаимоотношений; руководителя с родителями. Он должен быть компетентен в области андрогогики (обучения взрослых) и помочь родителям войти в игровую роль, которая, благодаря своей двуплановости, помогает осознавать себя как родителя и воспитателя и способствует личностным изменениям, выражающимся в снятии стереотипного понимания процесса воспитания и осознания своей неверной тактики.
Самое же главное в игровой терапии детско-родительских отношений для ведущего не стать в позицию морализатора, учителя, ментора. Изменить воспитательные установки родителей по отношению к детям, помочь детям в их саморазвитии, приблизить родителей и детей друг к другу возможно лишь с помощью игры, когда участники игры осознают благодаря ей свои ошибки, проблемы и видят позитивные пути их решения через собственный анализ и осмысление игры.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.