Страница 3 из 4
Программа коррекции импульсивного поведения младших школьников средствами игры
(Ящук Е. С, социальный педагог)
Программа создана на основании запроса родителей, обратившихся в Городской Центр социальной помощи семье и детям с проблемой поведенческих нарушений у детей. Около 37% процентов родителей в качестве основной причины обращения к специалистам назвали расторможенность и импульсивность своих детей. Импульсивность - одно из наиболее распространенных поведенческих нарушений в младшем школьном возрасте. Импульсивность является одной из разновидностей аффективной возбудимости ребенка, вследствие которой любое стремление к удовольствию должно немедленно удовлетворяться без учета конкретных возможностей достижения этого удовольствия и при недостатке волевой регуляции побуждений и поступков (Кащенко В.П.). Необходимо отличать импульсивность от гиперактивности, которая является следствием минимальных мозговых дисфункций (ММД) и требует серьезного и длительного медикаментозного и психотерапевтического лечения. Импульсивность же является следствием недостатков семейного воспитания или негативных взаимоотношений с педагогами и сверстниками в школе. У мальчиков импульсивность фиксируется значительно чаще, чем у девочек. Основные симптомы импульсивности проявляются в том, что ребенок: • беспокоен в движениях и не может усидеть на месте; • нетерпелив и не может ждать своей очереди в играх и во время занятий; • выкрикивает ответ, не дослушав вопрос; • любопытен, но не любознателен; • ни одно из начатых дел не доводит до конца; • не умеет играть тихо, сосредоточенно и спокойно; • непредсказуем в реакциях, часто сам удивлен негативными последствиями своего поведения и огорчается из-за них; • вмешивается в игры и занятия других детей; • раздражителен; • испытывает затруднения в общении с другими детьми (Шейдер Р.). Импульсивность впервые проявляется уже в дошкольном возрасте. Однако в этот период может выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируется нормальным уровнем интеллектуального и социального развития. С началом школьного обучения основным требованием к ребенку становится достаточно высокий уровень развития произвольных процессов и вообще произвольности поведения. В этом случае импульсивность становится серьезным препятствием на пути школьной адаптации ребенка. Именно импульсивность детей младшего школьного возраста вызывает наибольшую тревогу у их родителей и педагогов, а следовательно, именно эту проблему приходится довольно часто решать социальным педагогам и психологам. Коррекционная работа с импульсивными детьми должна носить системный характер: иметь четкие этапы и логику продвижения от простого к сложному; учитывать конкретные особенности детей с данным поведенческим нарушением и их возрастные характеристики; охватывать не только самих детей, но и их родителей. Основным методом в работе с импульсивными детьми младшего школьного возраста выступает игра, которая способствует развитию у ребенка произвольности поведения, механизмов управления им. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служит образ другого человека, чье поведение копирует ребенок. Первоначально ребенку необходим внешний контроль со стороны его товарищей по игре (дети контролируют друг друга, а затем - каждый самого себя) и руководителя группы. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребенка непосредственно. Затем осуществляется перенос формирующегося в игре механизма произвольности в другие неигровые ситуации в жизни ребенка. Таким образом, ребенок постепенно научается управлять не только своими отдельными Действиями, но и поведением целиком. Основными видами игр, используемых при работе с Импульсивными детьми, являются: • игры с элементами мышечной релаксации (по принципу «через утомление - к расслаблению»); • подвижные и спортивные игры; • игры с правилами и ограничениями (ограничительными целями); • игры, позволяющие научить ребенка разбивать сложное действие на ряд простых операций и сосредоточиваться на выполнении каждой их них, доводя ее до логического завершения; • игры, развивающие у детей произвольные процессы (память, Внимание, мышление) и навыки самоконтроля поведения; • игры, обучающие детей приемам эффективного взаимодействия со сверстниками, требующие подчинения индивидуальных желаний групповым интересам и совместной деятельности. При условии, что все занятия объединены общей игровой тематикой и проходят в виде длительной игры-сказки, они не только становятся для детей более интересными, но и вызывают максимальный коррекционный эффект. Единая логика всего курса занятий позволяет выстроить его структуру от простого к сложному, формируя и развивая у детей навыки управления поведением. Цель программы: коррекция импульсивных проявлений младших школьников, развитие произвольности поведения и навыков самоконтроля. Задачи: • обучение детей навыкам саморегуляции двигательной активности при помощи приемов мышечной релаксации; • развитие произвольных психических процессов (внимания, памяти, мышления, воли); • развитие навыков саморегуляции поведения, необходимых для эффективного взаимодействия со сверстниками. Тематический план
№ |
Тема занятия
|
Часы
|
Форма
|
1. Диагностический этап
|
1.
|
Диагностика поведенческих особенностей младших школьников
|
4
|
тестовые и проективные методики
|
2. Установочный этап
|
2.
|
Установочный семинар для родителей по проблемам организации детской коррекционной группы
|
2
|
минилекция, дискуссия
|
3.
|
«Привет!» (знакомство детей друг с другом и руководителем группы)
|
2
|
игровое занятие
|
3. Коррекдионный этап
|
4.
|
«Давай дружить!» (сплочение группы, создание атмосферы взаимного принятия и сотрудничества)
|
2
|
игровое занятие
|
5.
|
«Рассмотри, запомни, отгадай» (развитие произвольных психических процессов: внимания, памяти, мышления)
|
2
|
игровое занятие
|
6.
|
«Слушай задание» (развитие умения слушать, слышать и выполнять команды, следовать правилам)
|
4
|
игровое занятие
|
7.
|
«Играем вместе» (развитие навыков самоконтроля, необходимых для успешной совместной деятельности)
|
4
|
игровое занятие
|
8.
|
Индивидуальное консультирование родителей в процессе работы детской группы
|
6
|
беседа
|
4. Оценочно-рефлексивный этап
|
9.
|
Диагностика изменений, произошедших в поведении ребенка в результате занятий
|
4
|
тестовые и проективные методики
|
10.
|
Оценка занятий (рефлексия детской группы)
|
2
|
игровое занятие
|
11.
|
Оценка изменений, произошедших с детьми (рефлексия родительской группы)
|
2
|
дискуссия
|
Всего часов
|
34
|
|
Диагностический этап
Занятия № 1-2. Диагностика поведенческих особенностей младших школьников Цель: диагностика поведенческих особенностей младших школьников. Задачи: знакомство и установление доверительных отношений с детьми; выявление поведенческих особенностей и нарушений в поведении младших школьников при помощи тестовых и проективных методик; анализ поведенческих особенностей младших школьников с точки зрения родителей и/или воспитателей (анкетный опрос); выявление запроса со стороны родителей на коррекцию отдельных сторон поведения ребенка. Используемые методики: 1) методика Рене Жиля и/или детский вариант теста Розенцвейга; 2) проективная методика «Кактус» (Панфилова М. А.); 3) анкета для родителей и анкета для воспитателей (при работе в школе); Примечание: диагностика проводится индивидуально, по ее результатам формируется коррекционная группа детей в возрасте 7-Ш лет с общей проблемой (импульсивность). Установочный этап Занятие № 3. Установочный семинар для родителей по проблемам организации детской коррекционной группы Цель: ознакомление родителей с основными принципами игровой групповой коррекционной работы с детьми. Задачи: знакомство специалиста с родителями; актуализация специфики импульсивного поведения ребенка в связи с особенностями младшего школьного возраста; знакомство родителей со спецификой групповой формы игровой коррекционной работы с детьми; определение порядка дальнейшего сотрудничества родителей со специалистом. 1. Представление себя как специалиста. 2. Знакомство с группой родителей. 3. Специфика импульсивного поведения в младшем школьном возрасте: проблемы, их причины и возможности устранения (минилекция). 4. Объяснение специфики групповой работы и демонстрация возможностей игры как средства коррекции поведенческих нарушений в младшем школьном возрасте (минилекция с обсуждением). Примечание: подчеркивается необходимость сотрудничества родителей со специалистом в целях наиболее эффективного разрешения проблем детей. 5. Диагностика родительского отношения к перспективе групповой работы с их детьми (ожидания и опасения) и сотрудничеству со специалистом (экспресс-интервью в устной форме и оценочные бланки). 6. Определение режима работы детской группы (сколько раз в неделю, в какие дни, в какое время) и встреч с родителями для индивидуальных бесед и консультирования.
Занятие № 4. «Привет!»
Цель: знакомство детей друг с другом и со специалистом. Задачи: знакомство детей друг с другом; создание доверительной игровой атмосферы и благоприятного эмоционального фона; выработка правил общения в игровой коррекционной группе. 1. Организационный блок. Руководитель знакомит детей с игровой комнатой, в которой будут проходить групповые занятия. Некоторое время им разрешается свободно походить по комнате, рассмотреть имеющиеся в ней игрушки и материалы (комната оформлена в виде космической станции). Затем руководитель проводит маленькую «экскурсию» по комнате, одновременно вводя некоторые правила поведения и ограничения: • «волшебный коврик» у входа в комнату (каждый раз приходя на занятие каждый из детей должен минутку постоять на этом коврике, успокоиться и подумать о том приятном, что ожидает его во время занятия); • мягкий уголок в игровой комнате (туда можно тихонько уйти во время занятия и какое-то время спокойно посидеть или полежать); • с игрушками можно делать что угодно, нельзя только ломать их или уносить с собой и др. 2. Основной блок. 1. Игра «Цветные имена». Сидя в кругу, каждый из детей по очереди называет свое имя и говорит, какого оно цвета и почему. Если дети испытывают затруднения, игру должен начать руководитель. 2. Игра «Галерея шариков». Каждый из детей берет себе воздушный шарик того цвета, который ему нравится. Дети надувают шарики (при необходимости руководитель группы помогает им в этом). Затем каждый толстым фломастером или маркером рисует на шарике свой автопортрет и пишет свое имя. Руководитель группы вешает все шарики на стену, получается групповой портрет «Это мы». Дети рассматривают портреты друг друга. 3. Игра «Ласковые имена». Дети сидят в кругу, передавая друг другу эстафету («волшебную палочку»). При этом они называют друг друга ласковым именем (Танюша, Димочка и т.п.). Руководитель обращает внимание детей на запоминание имен друг друга и ласковую интонацию. 4. Игра «Аплодисменты». Группа образует публику. Все сидят полукругом, повернувшись лицом к двери. По очереди друг за другом каждый из детей выходит из комнаты и заходит снова. При появлении каждого человека вся публика разражается бурными аплодисментами. Игрок, которого приветствуют, может поклониться публике или просто кивнуть и т.д. 5. Ритуал группового приветствия. Руководитель группы вводит ритуал группового приветствия: пожать правую руку, затем - левую, обе руки одновременно, обняться. Объясняется, что каждый раз приходя на занятия, каждый должен здороваться с каждым именно таким специальным «секретным» способом (этим достигается эффект сплочения группы, возникновение первой внутригрупповой традиции). 6. Игра «Астронавты». Руководитель группы спрашивает детей, знают ли они, кто такие астронавты (обычно объяснение этого слова не встречает затруднений, поскольку есть большое количество известных детям мультфильмов и книг об астронавтах). Далее руководитель объясняет, что каждый раз, приходя на занятия, дети будут превращаться в умных, сильных и смелых астронавтов. Эти астронавты будут много путешествовать, встречать на своем пути множество удивительных вещей и персонажей. Астронавтам понадобятся многие качества: выдержка, фантазия, умение работать вместе и т.п. Однако для начала необходимо всем вместе построить космическую станцию «Аватар», которая станет базой астронавтов. Руководитель группы предлагает детям набор конструктора ЛЕГО «Космическая станция». Дети должны все вместе (при помощи руководителя) построить космический корабль. Примечание: в процессе игры руководитель следит за тем, чтобы никто из детей не оставался в стороне, чтобы у каждого была своя часть работы, а также поощряет детей к проявлению собственной выдумки и фантазии и сотрудничеству. Необходимо создать благоприятную эмоциональную атмосферу в процессе игры, чтобы дети раскрепостились, почувствовали себя в безопасности и увлеклись общим делом. 7. Правила общения в группе. Руководитель группы сообщает детям, что теперь все они - одна команда, им придется много времени проводить вместе и часто работать сообща- Поэтому им необходимо уважительно относиться друг к другу. В этом им помогут правила: называть друг друга по имени; не драться, не толкаться, не кусаться; не обзываться. Руководителю необходимо проверить, запомнили ли дети эти правила. 3. Рефлексивный блок Рефлексивная форма «Звездное небо». Рефлексивная форма -именная для каждого ребенка, одна на весь цикл занятий. Каждому из детей предлагается лист бумаги А4 темно-синего цвета (небо). В зависимости от своего отношения к прошедшему занятию, ребенок приклеивает к небу звезду (понравилось) или| комету (не понравилось). Устно каждый поясняет свою оценку. Коррекдионный этап
Занятие № 5. «Давай дружить!»
Цель: сплочение группы, создание атмосферы взаимного принятия и сотрудничества. Задачи: создание условий для более близкого знакомства детей друг с другом; развитие интереса и внимания к партнерам по групповому общению. 1. Организационный блок. • «Волшебный коврик» (Дети собираются за пределами игровой комнаты и прежде чем войти в нее получают от руководителя группы указание: «Входя в игровую, представьте, что входите в будущее». На двери игровой висит табличка: «Космическая станция «Аватар». Макет станции, построенный из ЛЕГО на прошлом занятии, стоит на почетном месте в комнате). • Ритуал группового приветствия. 2. Основной блок. 1. «Клятва астронавтов». Руководитель группы говорит: «Сейчас 2200 год. Мы находимся в космосе, на станции «Аватар». Каждый из вас - капитан своего собственного космического корабля. Вас выбрали для этого полета, потому что вы все знаете, сколько проблем может возникнуть у ребенка, который ни минуты не может посидеть спокойно, всегда куда-то стремится, хочет многое успеть и пытается делать все одновременно. Наша миссия состоит в том, чтобы разобраться, что происходит с такими детьми на Земле и помочь им». С этого момента руководитель группы обращается к каждому из детей, называя его «капитан», а самого его называют «навигатор». Руководитель группы раздает астронавтам заготовленные листы с текстом клятвы. Дети вносят в текст свои имена и подписываются под ним, а затем хором клянутся. Текст, клятвы. Я, капитан (имя ребенка), даю согласие руководить космическим кораблем.. Я обещаю работать совместно с другими капитанами. Я не буду ссориться с ними, обзываться и драться. Я буду их внимательно слушатъ, когда они будут говорить, пока не наступит моя очередь. Я также обещаю слушаться навигатора (имя руководителя группы), для того чтобы не сбиться с пути и добраться до цели. 2Совет капитанов». Руководитель группы: «Каждый раз перед началом работы мы с вами будем устраивать совет капитанов, чтобы определить наши основные задачи на день и обсудить, как именно мы будем их выполнять. Сегодня наша с вами основная задача - получше узнать друг друга, выяснить, кто что умеет делать лучше всего. Это понадобится нам в наших дальнейших путешествиях. Мы уже будем знать, на какую помощь со стороны каждого из нас смогут рассчитывать остальные при выполнении нашего основного задания, будем больше доверять друг другу». 3. Веселая зарядка «Иди и стой». Руководитель группы: «Всем капитанам необходимо быть очень внимательными и наблюдательными, чтобы точно и правильно исполнять все задания. А еще им нужно уметь хорошо маскироваться, чтобы иметь возможность выполнять секретные поручения. Сейчас мы проверим, насколько каждый из вас внимателен». Группа двигается под музыку по комнате. При остановке музыки все должны тотчас замереть на месте. Во время фазы оцепенения детям даются новые задания для различных видов движения, выполнение которых начнется с началом музыки: двигаться как робот, футболист, машина, пловец и т.п. После каждого задания на движение следует остановка музыки и фаза «замирания». Примечание: во время игры руководитель группы следит за выполнением правил и команд, поощряет тех детей, которые наиболее точно выполняют игровые задания. 4. Игра «Радио». Дети сидят полукругом так, чтобы хорошо видеть друг друга. Руководитель группы внимательно смотрит на детей и запоминает цвета их одежды, волос и т.п. Затем он поворачивается спиной к группе и объявляет: «Внимание! Внимание! Потерялся капитан». Идет описание кого-либо из детей в группе. Пусть она (он) подойдет к навигатору. Дети внимательно слушают и смотрят друг на друга. Они должны понять, о ком идет речь, и назвать имя ребенка. 5. Игра «Улиточка». Дети стоят в кругу. Один из играющих встает в центр круга и закрывает глаза. Каждый из участников, изменяя голос, спрашивает: Улиточка, улиточка, Высунь-ка рога. Дам тебе я сахару, Кусочек пирога. Угадай, кто я? Ребенок, стоящий в центре круга, называет имя товарища. Тот, чей голос водящий узнал, сам становится «улиточкой». 6. Игра «Считаем вместе». Во время игры детям запрещено разговаривать. Руководитель группы сообщает, что он будет показывать определенное количество пальцев на руках, и столько же человек должно, не сговариваясь, встать (если встало меньше человек, быстро должен встать кто-то еще; если встало больше - кто-то должен быстро сесть, чтобы количество стоящих стало равно количеству показанных пальцев). 7. Игра «Паровоз». Дети встают друг за другом в колонну и ,£ держатся за плечи впереди стоящего (они - «паровоз»). В таком1 положении они преодолевают различные препятствия: подняться и • сойти с детского стульчика; проползти под столами, обогнуть широкое «озеро»; пробраться через «дремучий лес»; прятаться от «диких животных». На протяжении всей игры дети не должны отцепляться от своего партнера. 8. Игра «Куклы». Игра проводится в парах. Один из игроков в каждой паре - «кукла», второй - ее хозяин. «Кукла» стоит спокойно, не двигаясь. По сигналу ведущего хозяева выполняют определенные действия с собственной куклой (поворачивает ей голову в сторону, передвигает одну ногу вперед и т.п.). Куклы должны приближаться друг к другу и в конечном итоге образовать общую скульптуру. 9. Общий рисунок «Встреча». Руководитель группы дает детям инструкцию закрыть глаза и представить себе встречу капитана космического корабля с инопланетянином (на это дается 1-2 минуты, может быть предложена особая релаксационная формула, облегчающая этот процесс). Затем дети открывают глаза, и каждый из них начинает рисовать только что проигранную картину. Через 1 минуту по сигналу руководителя группы каждый передает свой рисунок соседу справа, который продолжает его. Игра продолжается до тех пор, пока к каждому не вернется его рисунок. В игре может участвовать и руководитель группы. 10. «Сухой паек». Каждому из детей вручается бумажный пакет с надписью «Сухой паек», в котором лежит печенье, конфеты, фрукты и т.п. Командиры космических кораблей должны как следует подкрепиться после длительного путешествия. Организуется совместное чаепитие, в процессе которого руководитель группы поощряет детей к свободному неформальному общению и выясняет отношение детей к прошедшему занятию. 3. Рефлексивный блок Именная рефлексивная форма «Звездное небо» (См. первое занятие).
Занятие № 6. «Рассмотри, запомни, отгадай»
Цель: развитие произвольных психических процессов. Задачи: развитие внимания (произвольности, объема, устойчивости, переключаемости), памяти, мышления и воображения; развитие у детей внимательного отношения другу к другу. 1. Организационный блок. 2. Основной блок. 1. «Совет капитанов». Руководитель группы: «Вы все опытные капитаны, вы много часов провели в полетах. Скажите, пожалуйста, какие качества вы считаете самыми необходимыми для капитана?» Дети перечисляют (очень вероятно, что дети не назовут внимание среди основных качеств). Руководитель группы: «Все вы правы, но вспомните, была ли у вас такая ситуация, когда только ваша внимательность и наблюдательность помогла вам вовремя заметить опасность и спасти корабль и экипаж?» Дети рассказывают воображаемые ситуации или просто соглашаются. Руководитель группы: «Согласны ли вы с тем, что внимание - одно из самых важных для капитана качеств? Вот сегодня мы и будем проверять, насколько мы внимательны, и тренировать наше внимание». 2. Игра «Кто за кем? Или парад капитанов». Из группы детей выбирается водящий. Дети должны выстроиться в шеренгу в соответствии с цветом их волос (от самых светлых до самых темных). Это - капитаны космических кораблей на параде. Объясняться можно жестами и мимикой, но не словами. В это время водящий стоит отвернувшись. Затем он поворачивается и, посмотрев на детей, выстроившихся в шеренгу друг за другом, ведущий должен отвернуться и, стоя спиной к шеренге, перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой ребенок. И детям предлагается выстроиться в шеренгу в соответствии с цветом одежды (или по другим признакам). Задача водящего остается прежней. 3. Игра «Какого цвета не стало?». Выбирается один ребенок, который будет водящим. Перед ним на столе раскладывают цветные карандаши (фломастеры) различных цветов (основные цвета и их оттенки). Ребенка просят внимательно посмотреть на них и запомнить цвета. Затем ребенок закрывает глаза, руководитель группы убирает один (два, три) карандаша, просит ребенка открыть глаза и сказать, карандашей какого цвета (цветов) не стало. Примечание: можно пояснить, что это - пробы земли с разных планет, на которых побывали капитаны, что они собраны с большим трудом, и к ним необходимо относиться очень бережно. Вариант: тоже самое можно проделывать с различными предметами, например, маленькими игрушками, канцелярскими принадлежностями и т.п. Вариант: детям предлагается построенный из конструктора ЛЕГО замок, дерево или другой предмет; ребенок рассматривает его 20-30 секунд, после этого он закрывает глаза, а руководитель группы изменяет построенный предмет; задача ребенка - восстановить его первоначальный вид. Примечание: необходимо, чтобы в роли водящего побывал, по возможности, каждый ребенок. 4. Игра «Найди себе пару». Руководитель группы сообщает на ухо каждому ребенку название какой-либо геометрической фигуры (треугольник, круг, квадрат), причем в группе должно быть обязательно по два ребенка, которым сообщили названия одинаковых фигур. После этого руководитель говорит детям, что на протяжении всей игры им будет запрещено разговаривать. Каждый ребенок должен найти свою пару. Дети подходят друг к другу и рисуют пальцем на спине свою геометрическую фигуру. Затем при помощи мимики и жестов, выясняют, одинаковые ли у них фигуры. Игра продолжает, пока каждый из детей не найдет себе пару. 5. Игра «Раскрасим вместе». Руководитель группы просит каждого из детей найти себе пару. Каждой паре он дает рисунок, который необходимо раскрасить, и набор цветных карандашей (мелков). Каждая пара участников должна раскрасить рисунок, работа сообща. 6. «Чего не хватает?» Игра проводится в парах. Каждой паре предлагается серия рисунков. На каждом из рисунков не хватает какой-то существенной детали. Дети получают задание как можно быстрее определить и назвать все отсутствующие детали. Можно ввести соревновательный элемент (пары соревнуются между собой). 7. Игра «Какие предметы спрятаны в рисунке?» Игра проводится в парах. Каждой паре предлагается набор контурных рисунков, в котором «спрятаны» многие известные им предметы. Каждая пара должна как можно быстрее назвать все «спрятанные» предметы. 8. Игра «Нелепицы». Каждому ребенку предлагается рисунок, на котором имеется ряд довольно нелепых ситуаций с животными. Дети получают инструкцию: «Внимательно рассмотрите картинку и скажите, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь неправильно, вы должны указать на это и сказать, почему это не так. Потом нужно объяснить, как это должно быть на самом деле». Каждый их участников группы получает возможность объяснить одну нелепицу. 3. Рефлексивный блок Именная рефлексивная форма «Звездное небо»
Занятие № 7. «Слушай задание»
Цель: развитие произвольных психических процессов и навыков саморегуляции поведения. Задачи: развитие умения слушать, слышать и выполнять команды, следовать правилам; развитие внимания (произвольности, объема, устойчивости, переключаем ости), памяти, мышления и воображения; развитие у детей внимательного отношения другу к другу. 1. Организационный блок. 2. Основной блок. 1. «Совет капитанов». Руководитель группы: «Для того, чтобы как следует выполнить свою миссию, капитанам надо быть не только внимательными, ни и уметь правильно и точно выполнять указания навигатора. Только в этом случае корабль не собьется с пути и .долетит до цели. Сегодня мы будем выполнять разные задания для того, чтобы научиться слышать команды и точно их исполнять». 2. Игра «Что слышно?» Руководитель группы: «Вы летите в космическом корабле. Вдруг что-то случилось с двигателем, и весь шум внутри корабля затих, стал слышен каждый шорох, каждое движение за бортом. Капитан прислушивается ко всему происходящему снаружи и пытается выяснить причину неполадок». Дети прислушиваются и запоминают то, что происходит за окном, на улице, в комнате. Каждый должен посчитать количество звуков, которые он услышал (можно выбрать победителя). 3. Игра «Улавливай шепот» Руководитель группы выступает в роли ведущего. Он говорит, что в жизни капитанов бывают разные задания, в том числе и очень секретные. Руководитель группы исполняет роль ведущего и дает команды играющим («руки вверх», «в стороны», «повернись» и т.п.). Сначала все команды подаются громким шепотом, затем все тише и тише. Вариант: ведущий дает команду громким голосом, а шепотом называет имя того ребенка, который должен выполнить задание. Примечание: если детям удается сосредоточиться, кто-то из них может попробовать выступить в роли ведущего (это может быть знаком особого поощрения за хорошее выполнение предыдущих игровых заданий). 4. Игра «Незнайкины небылицы». Незнайка слетал на Луну, когда он вернулся в свой Солнечный город, он сочинял множество историй о своем путешествии, но как обычно все в них перепутал. Когда он стал рассказывать свои истории, все громко смеялись и говорили, что так не бывает. Вы - мужественные капитаны, которые не раз бывали на Луне. Помогите выяснить, что напутал Незнайка. Летом девочки и мальчики надевают теплые шапки, теплые сапоги, шубы и отправляются кататься на санках. Весной все звери готовятся к зимней спячке. Зимой на Луне все любят купаться и загорать, любоваться цветами и собирать ягоды. Все люди ходят на головах. может быть и т.п. (темы высказываний могут быть различны) Примечание: одним из вариантов игры придумывание небылиц самими детьми. 5. Игра «Прогулка с шорохами». Руководитель группы предлагает участникам движения и звуки при помощи одной истории: «Мы прилетели на очень далекую планету. Мы идем на прогулку (хлопать руками по бедрам). И вот мы приходим на луг и слышим, как шелестит трава (потереть ладошкой об ладошку). Вот деревянный мостик (постучать кулаками по груди). И снова луг. На лужке дерево, мы забираемся на дерево (перебирать руками как будто взбираешься на дерево) и осматриваем местность (приставить ладонь к глазам как козырек). Мы видим пещеру. Мы быстро спускаемся с дерева и осторожно подходим к пещере. Мы осторожно прокрадываемся в пещеру (протягиваем руки вперед и ощупываем то, что находится перед нами). Ой, медведь. Быстро назад! (Теперь дорога назад: все проделывается в обратном порядке, только быстрее)». 6. Игра «Баскетбол». Все играющие крепко держатся за покрывало и взмахивают им таким образом, чтобы оно высоко поднялось. Ведущий бросает на покрывало легкую корзину и набивной мяч среднего размера. Участники пытаются, поднимая и опуская покрывало, отправить мяч в корзину. Игра может повторяться несколько раз. 7. Игра «Танец на острове». Руководитель группы с помощью ковров или покрывал выкладывает на полу большой красный остров, а посередине - маленькие желтый и зеленый островки. Под музыку все танцуют или произвольно двигаются вокруг островов. При остановке музыки руководитель показывает карточку с одним (или сразу двумя) из цветов. Все игроки должны найти место показанного цвета на «острове», а при возобновлении музыки уйти с острова и снова начать танцевать. 8. Игра «Ах, как я устал». Подушки (по количеству участников) раскладываются на полу. Все участники делают танцевальные движения под музыку. Когда музыка обрывается, все становятся такими усталыми, что должны сразу же лечь. Подушки служат для удобного положения. Играющие продолжают лежать, руководитель группы включает спокойную музыку или запись звуков природы (ветра, воды и т.п.). 3. Рефлексивный блок Именная рефлексивная форма «Звездное небо»
Занятие № 8. «Слушай задание»
Цель: развитие произвольных психических процессов и навыков саморегуляции поведения. Задачи: развитие умения слушать, слышать и выполнять команды, следовать правилам; развитие внимания (произвольности, объема, устойчивости, переключаемости), памяти, мышления и воображения; развитие у детей внимательного отношения другу к другу; развитие у детей умения сотрудничать и действовать сообща. 1. Организационный блок. 2. Основной блок. 1. «Совет капитанов». Руководитель группы: «Уважаемые капитаны! Позвольте навигатору сообщить вам основную задачу на сегодня. Мы будем продолжать учиться точно и правильно исполнять команды, но задания сегодня будут гораздо более сложными и потребуют слаженной работы в парах и всем вместе». 2. Игра «Слоны». По команде руководителя группы дети должны выстроиться по росту в колонну друг за другом. Каждый просовывает руку между ногами назад и берет левую руку стоящего сзади. Первый игрок использует свободную левую руку в качестве хобота, и все стадо слонов движется друг за другом по всей комнате. 3. Игра «Что не так?» Руководитель группы говорит следующие предложения, а участники группы отвечают ему да или нет: У всех людей зеленые носы. Все окна из пряников. У всех людей есть ноги. Все столы опрокидываются. Все люди синие. Все брюки с дырками. Летом всегда тепло. и т.п. 4. Игра «Смешение рук» В большой картонной коробке (например, от телевизора) для каждого играющего вырезаются по два отверстия, размером с кулак, на высоте 15 см от дна коробки. В коробке находятся различные предметы для ощупывания и распознавания (мелкие игрушки, кусочки различных по фактуре материалов, пуговицы и др.). Игроки называют предметы, которые они нашли и ощупали. Наряду с осязательной деятельностью возникает огромное количество контактов рук. Дети могут передавать ощупанные предметы друг другу и т.п. 5. Игра «Кого нет?» Всем участникам игры завязывают глаза. Они свободно двигаются по комнате (возможно под медленную музыку). Руководитель группы тихонько подходит к одному из участников и выводит его за дверь. Останавливается музыка. Сняв повязки, дети стараются обнаружить, кого же не стало. 6. Игра «Магическая веревка» Канат со связанными концами положен в форме круга на полу, вокруг него стоят игроки. Каждый двумя руками берется за канат. Его медленно поднимают вверх. Теперь можно выполнять различные движения: круг поворачивается один раз вправо, один раз влево; немного отклонясь назад, круг может осторожно балансировать; все поворачиваются в одну сторону, поднимают одну ногу, перешагивают через канат и скачут на нем верхом. Если очень медленно и плавно положить канат на пол, магическая сила переходит в игроков, и они могут выполнять особые действия. 7. Игра «След веревки». Игра проводится в парах. У каждого из детей есть веревка, каждому завязывают глаза. Оба должны с завязанными глазами выложить из этой веревки на полу какую-нибудь фигуру. Выложив фигуры, дети меняются местами и ощупывают фигуру, выложенную партнером по игре. Каждый должен определить, какая фигура получилась у партнера. 8. Игра «Найди различия» Игра проводится в парах (они могут остаться прежними после предыдущей игры, или поменяться). Руководитель группы предлагает каждой паре детей две похожие картинки, в которых есть 10 отличий. Задача - как можно быстрее обнаружить все отличия. 9. Игра «Погодный массаж». Игра проводится в парах. Один из игроков в каждой паре лежит на животе на маленьком коврике. Второй игрок делает ему массаж четко в соответствии с инструкцией руководителя группы (при необходимости руководитель группы может демонстрировать все движения): • слепой дождик: легонько барабанить всеми пальцами по телу; • ливень: указательным и средним пальцами имитировать удары крупных капель по телу; • проливной дождь: хлопать ладошками по телу; • ветер: в одном ритме и направлении гладить тело, сопровождая движения звуками, похожими на звук ветра; • буря: трясти тело; • солнце: легко положить руки на тело, чтобы лежащий почувствовал тепло; • нанесение крема: гладить тело. Затем игроки меняются ролями. После окончания второй серии массажа руководитель группы может включить спокойную музыку, и дети могут какое-то время просто полежать на ковриках и расслабиться. 3. Рефлексивный блок Именная рефлексивная форма «Звездное небо».
Занятие № 9. «Играем вместе»
Цель: развитие навыков самоконтроля, необходимых для успешной совместной деятельности. Задачи: развитие у детей эмоционально положительного отношения друг к другу; развитие умения сотрудничать и действовать сообща; развитие навыков самоконтроля поведения и умения подчинять свои интересы интересам группы. 1. Организационный блок. 2. Основной блок. 1. «Совет капитанов». Руководитель группы: «Сегодня на нашей космической станции «Аватар» необычный день. Сегодня все мы должны пройти суровую проверку перед отправкой на очередное задание. Мы должны выдержать проверку на то, насколько мы дружная команда. Испытание будет нелегким, а отчет о том, как мы его пройдем, будет отравлен специальной комиссии. По результат испытания нам могут либо доверить, либо не доверить выполнение задания. 2. Игра «Колено к колену». Группа движется под музыку (веселую, но не быструю). Когда музыка останавливается, каждый должен найти себе пару. В каждом заходе они устанавливают между собой определенный контакт и продолжают двигаться в такой позиции дальше: руки к рукам, спина к спине, колено к колену, большой палец к большому пальцу, плечо к плечу, стопа к стопе, руки к плечу и т.п. Между отдельными заданиями пары распадаются, и дети возобновляют самостоятельное движение. 3. Игра «Узелки на нитках». Руководитель группы держит в руках, взяв по середине, разноцветные нитки. Каждый играющий должен взять конец одной из ниток. Потом ведущий отпускает нитки. Дети же продолжают держать их в руках. Каждый должен найти своего партнера на другом конце нитки и, не отпуская ее, попытаться освободиться из общей путаницы. Игра заканчивается, когда все нашедшие друг друга пары освобождаются. 4. Игра «Мяч и полотенце». Образовавшиеся после предыдущей игры пары сохраняются. Каждой паре дают по одному полотенцу и по одному мячу. Задания могут быть различными: просто принести-отнести, окатить, бросить и снова поймать и т.п. В конце концов, мяч должен быть доставлен в специально подготовленный ящик. 5. Игра «Инструменты». Руководитель группы готовит к игре разнообразные кухонные принадлежности и инструменты (кастрюли, крышки, половники, ложки, терки, небьющиеся чашки и тарелки и т.п.). В начале игры всем детям демонстрируют подготовленный инструментарий (его можно потрогать, пощупать, осмотреть и т.п.). Потом все предметы складываются за лежащим на боку столом (ширмой). Один из играющих уходит за стол и заставляет какой-то инструмент зазвучать. При необходимости звук можно повторить. Задача остальных игроков - отгадать, какой инструмент издал этот звук. Если инструмент отгадан, за столом прячется следующий игрок и т.д. После отгадывания можно устроить совместный концерт, играя на всех инструментах сразу. 6. Игра «Вез шляпы». Все играющие сидят на стульях в кругу. В центре круга горой лежат шляпы (по количеству играющих). Ведущий включает музыку, когда он останавливает ее, каждый должен схватить шляпу. Примечание: этот вариант можно использовать в качестве подготовительного к следующему. Вариант. В центре круга лежат шляпы (на одну меньше, чем участников группы). Ведущий включает музыку, когда он останавливает ее, каждый должен схватить шляпу. Проигравший выбывает из игры. Побеждает тот, кто будет самым внимательным и быстрым. 7. Игра «Танец со шляпами». Каждый из детей в группе получает по гимнастической палке. Для игры понадобятся две шляпы, каждую из которых насаживают на конец палки кого-либо из играющих. Руководитель группы включает медленную плавную музыку. Дети танцуют или просто двигаются под музыку по комнате, передавая шляпы с палки на палку. Музыка постепенно замедляется, руководитель группы прости детей отложить в сторону шляпы и палки и просто продолжать спокойно двигаться под музыку. 3. Рефлексивный блок Именная рефлексивная форма «Звездное небо»
Занятие № 10. «Играем вместе»
Цель: развитие навыков самоконтроля, необходимых для успешной совместной деятельности. Задачи: развитие у детей эмоционально положительного отношения друг к другу; развитие умения сотрудничать и действовать сообща; развитие навыков самоконтроля поведения и умения подчинять свои интересы интересам группы. 1.Организационный блок. 2. Основной блок. 1. «Совет капитанов». Руководитель группы: «Уважаемые капитаны! Сегодня мы с вами должны подготовить специальное сообщение, которое мы отправим на планету Альфа Центавра. На этой планете обитатели никогда ничего не слышали о землянах, и мы должны рассказать им о себе: какие мы, чем любим заниматься, как общаемся друг с другом, что у нас есть интересного и т.д.». 2. Игра «Паутина». Один игрок держит в руках клубок шерсти и обматывает себя вокруг талии один раз. Потом клубок передают следующему игроку, он проделывает то же самое, пока все не будут связаны. Потом клубок начинают сматывать снова, группа опять распадается (игру можно повторить несколько раз). 3. Игра «Ящик с фокусами». Группа получает коробку с предметами (по одному предмету для каждого игрока). Примечание: предметы могут быть тематическими (члены семьи, дети, фигурки животных и людей и т.п.). Руководитель группы: «Итак, мы начинаем составлять рассказ о нас, землянах для обитателей Альфа-Центавры». Детям дается 15 минут на придумывание истории с этими предметами. Все предметы необходимо включить в свою историю. После этого история проигрывается. 4. Игра «Радиоспектакль». Игра является продолжением предыдущей. Та же придуманная история должна быть проиграна при помощи различных шумов. Примечание: если история, придуманная детьми, не подходит для этой цели, руководитель группы должен иметь другую заранее заготовленную историю. Пример: когда я проснулся утром (кричит петух, зевота); кто-то постучал в дверь (тук-тук); дверь открывается (скрип двери) и т.д. 3. Рефлексивный блок Именная рефлексивная форма «Звездное небо» См. первое занятие Оценочно-рефлексивный этап
Занятие № 11 (заключительное). Цель: выявление отношения детей ко всем занятиям, проведенным с группой. Задачи: выявление отношения детей к самим занятиям и отдельным играм; друг к другу и групповой форме работы; к руководителю группы. 1. Организационный блок. 2. Основной блок. 1. «Групповой рисунок». Руководитель группы предлагает детям большой лист ватмана (или даже два листа склеенных между собой) и карандаши двух цветов: красного и синего. Дети должны нарисовать коллективный рисунок о том, что им понравилось и что не понравилось на занятиях. Красным цветом дети рисуют то, что им понравилось, а синим - то, что не понравилось во время занятий. 2. «Ладошки». Дети сидят в кругу. Каждый из детей берет лист бумаги А4 и цветным карандашом обводит на нем свою ладошку (при желании можно ее раскрасить). Потом каждый передает свой листок соседу справа. Сосед пишет на листе свои самые добрые пожелания. Затем листочки переходят дальше. Игра продолжается до тех пор, пока к каждому ребенку не вернется его листок. 3. Чаепитие. Организуется чаепитие и сладкий стол. Руководитель группы поощряет свободный обмен мнениями о прошедших занятиях, уточняет отношение каждого из детей к отдельным моментам, играм, людям, поступкам и т.п. Занятия № 12 - 13. Диагностика изменений, произошедших в поведении ребенка в результате занятий Цель: диагностика изменений, произошедших в поведении; ребенка в результате занятий. Задачи: выявление поведенческих особенностей и нарушений поведении младших школьников при помощи тестовых проективных методик; анализ поведенческих особенностей младших школьников с точки зрения родителей и/или воспитателей (анкетный опрос); выявление запроса со стороны родителей на коррекцию отдельных сторон поведения ребенка. Используемые методики: 1) методика Рене Жиля и/или детский вариант теста Розенцвейга; 2) проективная методика «Кактус»; 3) анкета для родителей, которая была проведена в начале коррекционной работы с детьми.
Занятие № 14. Заключительная встреча с родителями
Цель: выяснение родительской оценки изменений, произошедших в поведении их детей в результате проведенных занятий. Задачи: выяснение отношения родителей к форме, в которой проводились занятия; изменениям, которые произошли в поведении ребенка в результате занятий; к руководителю детской группы и его стилю поведения; необходимости подобных занятий и помощи специалистов в подобной проблеме в принципе. Основной блок. Заключительная встреча с родителями происходит в форме экспресс-интервью по заранее составленному плану (для создания более свободной атмосферы можно проводить его в процессе чаепития). Родителей просят оценить эффект, полученный от занятий по пятибалльной системе (количественная оценка эффективности). После этого они более подробно выражают свое отношение (качественная оценка) по перечисленным выше критериям. Заключение Эффективность групповых занятий с элементами социально-психологического тренинга всегда имеет высокую степень вероятности успеха. Специалист не может заранее предугадать результат. Занятия могут быть удачными и очень эффективными для участников группы, а могут быть иными, не весьма эффективными. Однако опыт работы в ГЦСПСиД показал, что они никогда не бывают безрезультативными. Групповая работа помогает и детям и родителям в саморазвитии, способствует улучшению детско-родительского взаимодействия. Работа в группе направлена на раскрытие внутреннего воспитательного потенциала родителей, развитие их позитивного взгляда на ребенка, принятие его индивидуальности, ощущение - радости общения со своим ребенком. Предлагаемые программы имеют творческий характер и авторский почерк. Они могут стать ориентиром в деятельности специалистов, работающих с семьей, при решении детско-родительских проблем. Закончить книгу нам хотелось бы замечательным классическим произведением журналистки У. Ливингстон Ларнед «Раскаяние отца». Это маленькое произведение послужило для многих родителей во время групповой работы стимулом для осмысления своих отношений с ребенком. Раскаяние отца. «Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь; твоя маленькая ручка подложена под щечку, а вьющиеся белокурые волосы слиплись на влажном лбу. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжелая волна раскаяния. Я пришел к твоей кроватке с сознанием своей вины. Вот о чем я думал, сын: я сорвал на тебе свое плохое настроение. Я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол. За завтраком я тоже к тебе придирался. Ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол. Ты слишком густо намазал хлеб маслом. А затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свидания, папа!», я же нахмурил брови и ответил: «Распрями плечи!» Затем, в конце дня, все началось снова. Идя по дороге домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих чулках были дыры. Я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти домой впереди меня. Чулки дорого стоят - и если бы ты должен был покупать их на собственные деньги,.то был бы более аккуратным! Вообрази только, сын, что это говорил твой отец! Помнишь, как ты вошел затем в библиотеку, где я читал, - робко, с болью во взгляде? Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери. «Что тебе нужно?», - резко спросил я. Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую бог вложил в твое сердце и которую даже мое пренебрежительное отношение не могло иссушить. А затем ты ушел, семеня ножками, верх по лестнице. Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула у меня из рук, и мною овладел ужасный, тошнотворный страх. Что со мною сделала привычка? Привычка придираться, распекать - такова была моя наград тебе за то, что ты маленький мальчик. Нельзя ведь сказать, что я не любил тебя, все дело в том, что я ожидал слишком много от юности и мерил тебя меркой своих собственных лет. А в твоем характере так много здорового, прекрасного и искреннего. Твое маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далекими холмами. Это проявилось в твоем стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать меня перед отходом ко сну. Ничто другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришел к твоей кроватке в темноте и, пристыженный, преклонил перед тобой колени! Это слабое искупление. Я знаю, ты не понял бы этих вещей, если бы я сказал тебе все это, когда ты проснешься. Но завтра я буду настоящим отцом! Я буду дружить с тобой, страдать, когда ты страдаешь, и смеяться, когда ты смеешься. Я прикушу свой язык, когда с него будет готово сорваться раздраженное слово. Я постоянно буду повторять как заклинание: «Он ведь только мальчик, маленький мальчик!» Боюсь, что я мысленно видел в тебе взрослого мужчину. Однако сейчас, когда я вижу тебя, сын, устало съежившегося в твоей кроватке, я понимаю, что ты еще ребенок. Еще вчера ты был на руках у матери, и головка твоя лежала на ее плече. Я требовал слишком многого, слишком многого».
Литература 1. Алан Джон Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках. Пер. с англ. Ю.М. Донца. Под общей ред. В.В. Зеленского. - ЗАО «Диалог» - ИП «Лотаць». -СПб - Мн., 1997. - 256 с. 2. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Семейная психотерапия в центре психолого-педагогической помощи: Научно-методическое пособие. - М.: НИИ семьи, 1998.-112с. 3. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. - М, 1987. - С.67-80. 4. Берн Э. Трансактный анализ в группе. - М.: Лабиринт, 1994. - 176 с. 5. Большаков В.Ю. Психотренинг: Социо динамика. Упражнения. Игры. - СПб.: "Социально-психологический центр", 1996. - 380 с. 6. Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика: Монография. - 4.1. - Минск, 1995.- 240 с. 7. Гордон Т. Р., Е. Т. Повышение родительской эффективности / Популярная педагогика. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. 8. Тормоза Т.В. Проблемы детской тревожности // Адукацыя i выхаванне. - 1997. - №3. - С.44-48. 9. Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения. Практикум. -М.: Совершенство, 1997. - 116с. 10. Желдак И. М. Искусство быть семьей: Практическое руководство. - Мн.: МП «Лерокс», 1998. - 160с. 11. Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям). «РЕСПЕКС», СПб: 1995, - 192 с. 12. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. -Спб.: Издательство «Речь», 2000. - 313с. 13.Исурина Г. Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции / / Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Л.: Медицина, 1983. - С.231-254. 14. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997 - 191 с. 15. Карточки с играми для специальной и лечебной педагогики. -Мн.: БелАПДИ, 1996. - 112с. 16. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 304с. 17. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль: Академия развития, - 1997. - 240с. 18. Крижанская Ю.С. Третьяков В.П. Грамматика общения. - 2-е изд. - М.: Смысл; Академический проект, 1999. - 279с. 19. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с, ил. 20. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232с. 21. Кэдьюсон X., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. -СПб.: Питер, 2000. - 416с. 22. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. -М., 1991. 23. Лопатина А., Скребцова М. Азбука мудрости. - М., «Русский Раритет», 1997. - 576 с. 24. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ. / Предисл. А. Я. Варга. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 368с. 25.Марасанов Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. - Киров, 1995. - 152 с. 26.Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. -СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000. - 150 с. 27.Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. -М. : АРКТИ, 2000. - 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника.) 28. Мицкевич Ж. И. Сборник методических материалов по психолого-педагогической разгрузке учащихся., Мн. - 1995. - 95 с. 29. Мустакас К. Игровая терапия. - СПб.: «Речь», 2000. - 182с. 30. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. - 2-е изд., дораб. - М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. - 352с. 31. Оклендер Вайолет Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. Пер с англ. Под ред. Ф.Б. Березина, Е. А. Спиркиной, Е. Д. Соколовой, Москва, КЛАСС. - 1997. - 335 с. 32. Панфилова Н. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. - 160с. 33. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер. с англ., нем. - М.: Смысл, 1993. - 332с. 34. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. - М.: изд-во МГУ, 1989. - 216 с. 35. Популярная психология для родителей / Под редакцией А. А. Бодалева, А. С. Спиваковской, Н. Л. Карповой. - М.: Флинта: Московский психолого - социальный институт, 1998. - 400с. 36. Психиатрия / Под ред. Р. Шейдера. Пер. с англ. - М.: Практика, 1998. -485с. 37. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. -СПб.: «Ювента», И. Т., 1999. - 256с. 38. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: «Академия», 1998. - 160с. 39. Роджерс Карл Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1999. - 464 с. 40. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М., Диакт, 1992. --256 с. 41. Саксе А. Сказки о цветах. - Издательство «Лиесма». - Рига, 1979. 42. Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ. - М.: Педагогика - Пресс, 1992. - 192 с. 43. Словарь практического психолога / Сост. СЮ. Головин. -Минск: Харвест, 1998. - 800 с. 44. Спиваковская А. С. Нарушения игровой деятельности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 132с. 45. Урунтаева Г.А., Афонышна Ю.А. Как я расту: Советы психолога родителям. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. - 111 с. 46. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 1. - М.: «Генезис», 2000. - 160с. 47. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т.2. - М.: «Генезис», 1998. - 160с 48. Фурманов И. А. Детская агрессивность: Психодиагностика и коррекция. - Мн.: Ильин В. П., 1996. - 276с. 49. Цветопсихологический тест М. Люшера / Сост. В. Драгунский. -Екатеринбург, 1995. -240 с. 50. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. - М.: Международная пед. академия, 1996. - 228 с.
|