На главную Работа с родителями Рекомендации родителям Коррекция поведения старшего ребенка в семье
Коррекция поведения старшего ребенка в семье
Работа с родителями - Рекомендации родителям

сиблинги

Очень остро дети переживают появление младшего брата или сестры. Особенно если разница в возрасте между ними меньше 3 лет. Они нередко испытывают сильную тревогу или ревность, проявляют агрессивность, капризничают. Это связано с естественным уменьшением внимания матери к ним. Но не менее естественна и такая реакция ребёнка: чтобы вернуть внимание мамы, надо снова стать маленьким, вести себя как младенец.

 

Иногда появление сибса провоцирует не только изменения в поведении, но и появление разных невротических реакций. Эти рекомендации помогут в обоих случаях, как воспитание и коррекция одновременно.

 

Родителям стоит попробовать конструктивно отнестись к такому повороту событий. То есть не осуждать и, тем более, не наказывать за такое поведение (это только может ухудшить ситуацию).

Лучше:


1. Просто дать ребёнку возможность вновь побыть младенцем, НО в игре с определёнными правилами. Такой игре можно отвести 15-30 минут в день. И это должно быть время исключительно для общения мамы и старшего ребёнка (она не будет отвлекаться на телефонные звонки и домашние дела, за младшим присмотрит кто-нибудь из домашних). В эти полчаса старшему сыну или дочери разрешается вести себя как младенцу: пить из бутылочки, есть, сидя на высоком стульчике, попросить маму покормить с ложечки или укачать на руках, поиграть с мамой в младенческие игры и т.д.

 

2. Можно предложить ребёнку вместе посмотреть фотографии или видеофильм, где он в таком же возрасте, как сейчас его братик или сестричка.


3. Можно достать одежду, из которой он вырос, его прежние игрушки.


4. Рассказать, как все были рады в своё время его появлению, его первой улыбке, первым шагам и т.д. Вспомнить смешные и милые случаи, связанные с его младенчеством.

Приёмы могут быть разнообразные. Главное, чтобы ребёнок понял: его любили тогда и продолжают любить сейчас.
Играть так со старшим ребёнком может не только мать, но и другие члены семьи. Но лучше, если при этом не будет зрителей. Играйте регулярно, пока ваш маленький ревнивец не потеряет интерес к этому занятию.
Ребенок может попытаться изображать младенца постоянно, а не только во время, отведённое для игры. Давайте ему понять: во внеигровое время вы ждёте от него более зрелого поведения.
Подчёркивайте: вы гордитесь тем, что у вас есть взрослый, самостоятельный и умелый ребёнок, к которому можно обратиться за помощью. Но это не значит, что у него появились только новые обязанности. Дайте старшему сыну или дочери почувствовать преимущества их нового положения. Например, можно разрешить ложиться позже спать или предоставить другие привилегии.

Появление младшего брата или сестры в семье может быть для старшего ребенка сложным переживанием. Возможно, ему придется делить внимание родителей, игрушки, пространство, а также вырабатывать новые навыки и привычки. Для того, чтобы помочь старшему ребенку адаптироваться к новым условиям, можно применять следующие методы:

1. Подготовьте ребенка к переменам - начинайте говорить о рождении младшего брата или сестры заранее, и объясняйте, что это означает для всей семьи. Показывайте картинки, рассказывайте истории и задавайте вопросы.

2. Продолжайте заниматься со старшим ребенком, читайте, рисуйте, занимайтесь физкультурой, ходите в театр, музеи. Это поможет ребенку сохранить чувство стабильности и снизит воздействие стресса.

3. Делите своё время между детьми, позволяйте старшему оставаться рядом с вами, давайте ему задания и задавайте вопросы.

4. Хвалите и поощряйте - отмечайте, когда старший кормит брата или сестру, играет с малышом или помогает. Постарайтесь хвалить и поощрять старшего ребенка за любое положительное действие к сиблингу.

5. Разделите обязанности - доверьте старшему ребенку маленькие задания, например, помощь с прогулкой с младшим или ухода за ним, в меру возраста и способностей старшего.

6. Расскажите о том, как замечательно иметь брата/сестру.

Будьте терпеливыми и понимающими, не забывайте проявлять свою любовь и внимание к обоим детям.


Источник: Жихарева Ю.Б. Практические рекомендации для специалистов и родителей по воспитанию, развитию и коррекции детей. Из опыта работы детского логопеда и психолога : методическое пособие / Ю.Б. Жихарева. — М.: Издательский Центр ВЛАДОС, 2023. — 103 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.