Можно ли любить всех одинаково?
Современные специалисты по вопросам воспитания утверждают: это иллюзия. Невозможно всех детей в семье любить одинаково. Уже потому хотя бы, что они разного возраста (воспитание близнецов — особый разговор). Так что не стоит упрекать себя, если не получается уделить внимание всем детям поровну. Да и как это можно измерить? Тем более, что к детям разного возраста внимание и любовь нужно проявлять по-разному. Главное, чтобы не было явного предпочтения одного ребёнка другому.
Стоит понаблюдать за своими реакциями на одни и те же поступки и проявления старших и младших детей. Беспокойство и плач малыша воспринимаются как естественная реакция на какое-то неудобство или как проявление потребности. А такое же поведение старшего ребёнка хочется назвать непослушанием и распущенностью. Между тем у него есть и свои потребности, и свои причины для недовольства.
Ревность братьев и сестёр
Ревность может испытывать любой человек независимо от его возраста и статуса. Чаще всего это чувство возникает как проявление низкой самооценки, неуверенности в себе, страха лишиться чьей-то привязанности. Понятно, что ребёнок не должен испытывать недостатка в любви и заботе близких. С другой стороны, не следует формировать у него чувство исключительности. Постепенно он поймёт, что забота требуется не только ему одному. Например, ещё бабушке и дедушке, другим близким людям. Тогда появление другого ребёнка в семье не станет для него источником нескончаемых переживаний. Нередко взрослые более явно и оперативно реагируют на неодобряемое поведение ребёнка. А положительное поведение воспринимают как нечто само собой разумеющееся. Некоторые дети понимают это так: легче получить негативное внимание, чем трудиться и делать что- то хорошее. Постарайтесь, чтобы ваш ребёнок понял: он получит от вас больший отклик и интерес, если будет вести себя одобряемыми способами. Речь идёт о выработке у ребёнка так называемого «положительного самопредъявления». Не исключено, что через какое-то время он поменяется ролями с младшим ребёнком: скорее того будут воспринимать как капризулю и озорника.
Профилактикой болезни заниматься легче, чем лечением. Поэтому профилактика конфликтов между детьми тоже приятнее и полезнее: 1. До рождения младшего ребёнка уменьшать эгоцентризм старшего: ■ подчеркивать, что мама заботится не только о нем, но и о себе, о других членах семьи — уделяет этому время и внимание, ■ не кормить ребенка одного, лучше за стол садиться одновременно всем вместе, кто есть дома. ■ учить заботиться о ком-то ещё: дедушка, рыбки, кошка, птички зимой и т.д. 2. Вместе со старшим ребенком помогать обустраивать жизнь будущего новорожденного (выбирать вещи, игрушки, имя). 3. Почитать книги на данную тему, вместе пофантазировать, как вы будете жить вместе, упоминая не только положительные моменты, но и заранее решая трудные конфликтные ситуации. 4. Повышать самооценку ребенка за счет личных успехов в деятельности, а не за счет внимания взрослых. 5. Понаблюдав за собой, максимально снизить проявления гиперопеки (приходить на помощь только тогда, когда ПОЗОВЕТ! И то: сначала предложить попробовать самому, потом ВМЕСТЕ! Но не ВМЕСТО!) 6. Не упрекать старшего ребенка, что он что-то делает «не так» с малышом, а сразу показывать «как надо», и хвалить за ту заботу (пусть пока еще призрачную!), которую он проявляет. Источник: Жихарева Ю.Б. Практические рекомендации для специалистов и родителей по воспитанию, развитию и коррекции детей. Из опыта работы детского логопеда и психолога : методическое пособие / Ю.Б. Жихарева. — М.: Издательский Центр ВЛАДОС, 2023. — 103 с.
|