На главную Работа с родителями Рекомендации родителям Коррекции поведения гиперактивных детей
Коррекции поведения гиперактивных детей
Работа с родителями - Рекомендации родителям

гиперактивный ребенок

Дети, которым свойственны высокая подвижность и быстрая смена занятий, неусидчивость и отвлекаемость, часто получают характеристику «гиперактивность». Частые проявления такой особенности: продолжительная «беготня», неумение «усидеть на месте», нарушение правил и опасные для здоровья действия, плохое поведение на занятиях и, поэтому, недостаточная успеваемость. Что делать?!

 

Рекомендации четко, коротко и понятно ориентируют родителей на правильные методы общения, воспитания и обучения таких детей. Это гораздо лучше применения успокаивающих препаратов, потому что формирует у гиперактивного ребенка навыки и умения по саморегуляции поведения. Наблюдения показывают, что гиперактивность постепенно компенсируется и к 12 годам, как правило, ребенок успокаивается (если нет психиатрического диагноза). При психопатологии у ребенка эти рекомендации также помогут родителям, правда, с меньшим процентом эффективности и стабильности...


1. Нужен постоянный контроль: не нотации, ругань и наказания, а:
■ действенные меры (взять за руку),
■ установки-инструкции — ясно, лаконично, наглядно (1-2 предложения: объяснить, что надо делать!),
■ похвала за малейшие удачи (такие дети уже часто носят ярлык «проказник, хулиган» и т.п., поэтому похвала- это неожиданный и более действенный способ воздействия на них),
■ мелкие нарушения поведения могут пройти без внимания или не должны повлечь наказания.


2. Сложные задания делить на небольшие части (не « убери комнату!», а «собери игрушки в ящики», потом «разложи книги на полки», потом «положи одежду в шкаф»).


3. Соблюдать режим и давать возможность расхода энергии в физических упражнениях, прогулках, беге, спорте (плавание, восточные единоборства).


4. Выработать свод правил и проговорить (записать) их с ребёнком (количество правил можно соотнести с возрастом ребенка: 2 года- 2 правила и т.д.).


5. Не переутомлять в занятиях, ограничить участие в мероприятиях с большим числом людей.


6. Наказания (при необходимости) должны наступать быстро и незамедлительно, поощрения -тоже.


7. Не ругать самого ребёнка, но правильно критиковать поступки (начали с положительного, потом сказали о неправильном поступке: «Хорошо, что быстро прибежал, только Ваню толкать было лишним!»).


8. Нельзя проводить негативные сравнения с другими детьми и людьми.


9. Снизить время просмотра ТВ и время компьютерных игр (по возрасту за один сеанс: 2-3 года — 20-30 мин., 4-5 лет — 40 мин., 6-7 лет — 50-60 мин. и т.д. И не более 2-3 сеансов в день!)


10. Рекомендован ЩАДЯЩИЙ распорядок обучения (минимальное количество детей в группе — до 12 чел., занятия продолжительностью до 30 мин. В школе — по возможности).


11. Использовать возможности немедикаментозной терапии: транскраниальной микрополяризации, БОС, лечебного плавания, ипотерапии, остеопатии.


12. Для успокоения при скандалах и агрессии подойдет метод тайм-аута (см. с. 45).


13. Освоить упражнения для релаксации: глубокое дыхание, йога, «смирный котенок» (см. сс. 74-75).


14. Не бросать угрозы (особенно невыполнимые), а предупреждать заранее или договариваться о последствиях.


15. Сдерживать собственные бурные эмоции (не давать дополнительного негативного эмоционального заряда), использовать метод Я-сообщений (см. 43).


16. Обеспечить успокаивающую организацию жизни (интерьер, режим, одежда, еда):


■ употребление сладостей снизить вообще и давать только до 18.00 — они возбуждают детей («У нас теперь такое правило!»);
■ красный цвет в комнате и одежде заменить на спокойный синий/зеленый;
■ перед сном избегать шумных игр, снизить освещённость квартиры, перенести купание и ужин на более раннее время.


17. Ввести круг обязанностей, которые будут поднимать самооценку ребенка (унизительные дела использовать нельзя!), и мягко следить за их исполнением, чаще хвалить.


18. Избегать слов «НЕТ» и «НЕЛЬЗЯ», а предупреждать об опасности, давать положительные инструкции или инструкции-альтернативы (не «Нельзя трогать мои украшения!», а «Да, тебе интересно посмотреть на мои украшения. Но смотреть мы их будем только вместе и аккуратно!»)

Источник: Жихарева Ю.Б. Практические рекомендации для специалистов и родителей по воспитанию, развитию и коррекции детей. Из опыта работы детского логопеда и психолога : методическое пособие / Ю.Б. Жихарева. — М.: Издательский Центр ВЛАДОС, 2023. — 103 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.