На главную Коррекционная работа психолога в школе Психотерапия Общая характеристика подходов к работе с личными фотодокументами клиента (членов группы, семьи)
Общая характеристика подходов к работе с личными фотодокументами клиента (членов группы, семьи)
Коррекционная работа психолога в школе - Психотерапия

Личные фотодокументы клиента {а также участников группы или семьи — при проведении групповой или семейной психотерапии) могут включать отдельные фотографии, их группы, а также специально сделанные подборки снимков, такие, например, как семейные альбомы или компьютерные архивы персональных или семейных фото. Большую ценность для психотерапии могут иметь и носимые клиентом с собой фотографии, в том числе его фото в различных документах (паспорте, водительском удостоверении и др.). помещаемые в бумажник фото близких людей.

 

Такие фотодокументы могут иногда предъявляться клиентом в ходе психотерапии спонтанно, по мере того как, рассказывая о себе и своих отношениях и вспоминая различные ситуации в своей жизни, он начинает испытывать потребность проиллюстрировать их фотоснимками. Очевидно, что работа с личными фотодокументами клиента неотделима от построения и развития психотерапевтических и групповых отношений (при проведении групповых занятий) и может реализоваться лишь по мере формирования доверия клиента к специалисту и другим участникам группы.

Имея в ходе общения с психотерапевтом фотоснимки, клиенту бывает сложнее, чем в их отсутствии, уклониться от рассказа о тех чувствах и обстоятельствах, к которым у него возникло сложное отношение. Наличие фотографий нередко позволяет ослабить психологические защиты и сопротивление клиента, а также увидеть, когда в силу действия психологических защит клиент начинает в процессе рассказа искажать реальные события. Фотографии могут выступать в качестве триггеров или «пусковых стимулов», оживляющих в клиенте определенные воспоминания и связанные с ними чувства.
Во время показа и комментирования фотографий и запечатленных на них событий клиент может прийти к их новому восприятию, представить себе новые варианты их развития, критически оценить характерные для себя схемы мышления и обозначить поведенческие альтернативы. Неслучайно, ссылаясь на Берри [Barry, 1996], М Барби [2006] пишет о трех используемых им при психотерапевтическом обсуждении фотографий стратегиях исследования — проясняющей, раскрывающей и трансформативной.
Иногда клиент может в ходе общения со специалистом вспомнить про какую-либо из имеющихся у него фотографий, связанную с затронутой в ходе сессии темой. Специалист также может просить клиента вспомнить про одну или несколько из имеющихся у него фотографий, которые могли бы проиллюстрировать те или иные ситуации из его прошлого или настоящего или даже принести их на следующую встречу. При этом специалист может сфокусировать внимание клиента на тех или иных темах или аспектах его опыта, например, предложить принести фотографии, отражающие его детство и отношения с родителями, его профессиональную деятельность, увлечения, общение с друзьями, его нынешнюю семью и т. д.
Нередко, проводя групповые фототерапевтические занятия, я прошу участников принести на следующую встречу несколько фотографий, которые отражают их прошлое и настоящее — семейные и профессиональные роли, увлечения. Я говорю, что на фотографиях могут быть представлены они одни или со своими родственниками, сослуживцами или друзьями, и что они сами могут решить, какие именно фотографии они готовы были бы показать ведущему группы и другим ее участникам. Я могу объяснить, что фотографии помогут им представить себя группе и лучше узнать друг друга. Примерно то же самое можно делать при проведении индивидуальной психотерапии,

предлагая клиенту принести ряд фотографий, которые помогли бы ему рассказать о себе, а мне — узнать, что он за человек. при этом добавляю, что при желании клиент может принести й целый альбом или даже несколько альбомов.
В некоторых случаях отбор готовых снимков для предстоящего обсуждения может определяться запросом или проблематикой клиента. Так, например, если у подростка имеется сложное отношение к собственной внешности, можно предложить ему принести те фотографии, на которых он себе нравится или не нравится, добавив, что ему будет дано право самому уже в ходе предстоящей встречи решить, показывать ли те фотографии, на которых он себе не нравится, или нет. Осознание этого права сделает для него ситуацию более безопасной и даст ощущение контроля над сложными чувствами по поводу своей внешности.
Чаще всего люди приносят некоторое количество фотографий, которые не помещены специально в альбом и поэтому могут предъявляться в любом порядке, в зависимости от контекста обсуждения. В то же время в процессе их рассказа о себе фотографии располагаются в определенной последовательности, группируются, выделяются наиболее значимые для клиента или участников группы снимки, то есть происходит организация личных фотоматериалов и к концу занятия они уже представляют собой упорядоченную совокупность снимков.
В некоторых случаях предъявление фотографий с рассказом клиента или участников группы о себе может продолжаться в течение нескольких занятий либо возобновляться спустя несколько занятий, по мере того как мы переходим от одной темы или сферы отношений к другой.
Нередко при попытке клиента отобрать фотографин для последующего обсуждения будут проявляться психологические защиты и сопротивления. Очевидно, что в ряде обстоятельств (например, при работе в группе, которой клиент не доверяет) клиент будет бояться показывать фотографии, которые отражают его слабости или недостатки либо способны вызвать у него неприятные чувства. Иногда, однако, для того чтобы стимулировать клиента к раскрытию, специалист может предложить ему отобрать те снимки, которые ему неприятны, и, если он будет все же готов их обсудить, принести их на следующую встречу, Хотя подобная «провокация» может быть весьма полезна, следует все же учитывать реакции клиента на такое предложение Работа с психологически сложным материалом может служить прояснению, в каком направлении клиент хотел бы развиваться или что в своей жизни и отношениях он хотел бы изменить Такая работа, кроме того, позволяет к\иенту осознать свои потребности, латентные роли и свойства личности, а также понять, что внутри или во внешнем мире мешает ему измениться Работа с совокупностями личных фотографий может предполагать применение техник фото-арт-терапии, например создание тематического плаката, художественной рамки для особо значимых для клиента фотографий, рисунка семейного дерева с расположенными на нем фото клиенте и его родственников, ролевой карты с обозначением множества социальных ролей клиента путем помещения в нее фотоснимков и т. д. Визуально пластическая работа с фотографиями, даже в самом простом виде, например путем ранжирования фото по степени их субъективной ценности для клиента, может давать очень много для терапевтической проработки психологического материала. Зачастую клиентам удается осознать важные обстоятельства, повлиявшие на них в прошлом и продолжающие определять их отношения в настоящем, свои потребности, жизненные приоритеты и ценности

Совокупности фотографий также создают богатые возможности для исследования системы отношений клиента, то есть фактически позволяют реализовать личностно-ориенти-рованный подход в консультировании При наличии достаточного фотоматериала могут проявляться повторяющиеся темы и жизненные ситуации, устойчивые, характерные для клиента модели поведения и реагирования, его отношений с окружающими. Это не только позволяет специалисту получить более полное представление о развитии и функционировании клиента как целостной личности, но и, что особенно важно, дает самому клиенту возможность понять себя как личность, а также развернуть о себе целое повествование, соединяя воедино порой разрозненные страницы книги своей жизни.

фототерапия3

Рис. 4. Примеры фото-арт-терапевтической работы с личными фотографиями клиентов: А — семейное дерево с расположенными на нем фото клиента и его родственников; Б — художественная рамка для двух фотографий с портретами клиентки в детстве и в настоящий момент

Большое значение при работе с личными фотодокументами клиента (семьи, членов психотерапевтической группы) имеет умение специалиста фасилитировать процесс его самораскрытия и самопознания. Необходимым условием для эффективной работы с личными фотодокументами является достаточное развитие у специалиста навыков эмпатического слушания и вербальной обратной связи. Эмпатическое слушание и вербальная обратная связь психотерапевта с клиентом в процессе фототерапии в значительной мере строятся на фундаменте образной (проективно-символической) коммуникации. Именно визуальные, фотографические образы создают основу для психотерапевтического диалога, использования психотерапевтом различных вопросов, интерпретации, воздействующего резюме, исследования ассоциативного ряда клиента, применения техник нарративного подхода и многих других психотерапевтических техник.
Степень обстоятельности и глубина обсуждения личных фотодокументов клиента могут быть различны. В одних случаях клиент может лишь показать свою работу и ограничиться всего несколькими словами. В других случаях он может говорить подолгу. Психотерапевт может по-разному стимулировать клиента к рассказу. Он может, например, сказать клиенту: «Расскажи о себе посредством этих фотографий все, что считаешь нужным. Мне важно узнать, что ты за человек, чем ты занимаешься, с кем общаешься, каковы твои интересы. Возможно, благодаря этим фотографиям нам станут лучше понятны причины твоих проблем и пути их решения».
В процессе работы с личными фотодокументами клиента психотерапевт может использовать закрытые, полуоткрытые или открытые вопросы. Закрытые вопросы предполагают наличие ограниченного набора ответов, таких, например, как «да» или «нет», «нравится» или «не нравится». Полуоткрытые вопросы позволяют клиенту говорить более обстоятельно и в случае необходимости проговаривать свои варианты ответов либо развивать или корректировать проговоренные психотерапевтом варианты. Открытые же вопросы дают клиенту неограниченную свободу выбора способов описания фотоматериала и самого содержания рассказа. Примером такого вопроса может быть обращение специалиста к клиенту со словами «Что ты можешь сказать про этот снимок? » Полуоткрытым же будет вопрос: «Какие чувства эта фотография у тебя вызывает?»
Обстоятельность рассказа, проявляемая, в частности, в разнообразии привлекаемых во время обсуждения фотографий ассоциаций и широте охвата разных сфер отношений клиента и этапов его развития, имеет большое значение не только для проверки диагностических гипотез, но и для достижения психотерапевтического эффекта. Словесное описание чувств и обстоятельств нередко помогает пережить катарсис, упорядочить представления и достичь инсайта. Следует, однако, учесть, что каждому клиенту присущ индивидуальный темп работы и разная степень готовности к обстоятельному рассказу и установлению ассоциативных связей. Вполне возможно, что дополнения к сказанному по поводу фотоснимка будут возникать у клиента постепенно, и психотерапевту не следует его торопить, пытаясь «вытянуть» из него во время одной встречи все ассоциации и признания.
При обсуждении личных фотодокументов клиента психотерапевт может задавать те вопросы, которые направлены на проверку имеющихся у него предположений (гипотез), объясняющих причины и характер проблем клиента, его отношение к окружающим и самому себе и т. д. Специалист может обращать особое внимание на то, как фотографии клиента (например, его биографический фотоматериал) отражают историю биопсихосоциогенеза (то есть причинные факторы и механизмы возникновения и развития), проблем или заболевания. Он, в частности, может зафиксировать определенные нарушения в ранних семейных отношениях, длительно сохраняющиеся патогенные факторы и т. д. Столь же важно обращать внимание на отражение на фотографиях различных внешних и внутренних ресурсов, а также присущих клиенту адаптационных Механизмов, помогающих ему справляться со сложными ситуациями или с болезнью в прошлом и настоящем. Такими выявляемыми по фотографии ресурсами могут, в частности, быть здоровые интересы и увлечения клиента, наполненные творческой активностью и переживанием радости от деятельности и отношений моменты его жизни и т. д.

Когда проводится работа с готовыми фотографиями (например, фотографиями из семейного альбома), которые клиент выбрал из большого числа снимков, всегда имеет смысл спросить, почему он принес именно эти фотографии и почему не принес другие, которые у него также имеются. Это позволяет лучше прояснить систему отношений, в частности, выявить, на каких снимках клиент сам себе нравится, а на каких — нет; общение с какими людьми он предпочитает продемонстрировать, а общение с какими — скрыть.
Помимо вопроса о том, какие чувства вызывает та или иная фотография, специалист может прояснять чувства клиента по поводу отдельных деталей фотоснимка — людей, предметов и элементов окружающей среды, ситуаций и т. д. Обсуждению также подлежит то, что на фотографии не видно, например, то, что предшествовало изображенной на снимке ситуации, что за ней последовало, какие еще варианты развития событий были возможны, если бы клиент повел себя по-другому и т. д.
Нередко много важного в психотерапевтическом плане материала можно получить, спросив клиента, кто производил съемку и в каких отношениях с этим человеком клиент находился и находится. Очень ценно это, например, делать при обсуждении фотографий, отражающих семейные или профессиональные отношения. Благодаря этому часто удается прояснить роли клиента в этих отношениях и то, насколько они ему приятны или неприятны. Когда съемку производил сам клиент либо когда его снимал кто-то другой, можно спросить, кто еще присутствовал при этом, как этот человек (эти люди) вел себя в изображенной ситуации, в каких отношениях он находился с клиентом.
При обсуждении фотодокументов клиента Д. Вайзер рекомендует использовать следующие вопросы:

  1. Какие три вещи тебе больше всего нравятся на этой фотографии?
  2. Что наиболее ярко проявляется на данной фотографии?
  3. Как бы ты охарактеризовал изображенного на фотографии человека твоему знакомому, который эту фотографию не видел?
  4. О каких известных тебе качествах представленного на фотографии человека невозможно или трудно догадаться?
  5. Как бы ты назвал эту фотографию?
  6. Какие секреты заключает в себе данная фотография?
  7. Какие потребности выражает эта фотография?
  8. Какое состояние передает данная фотография?
  9. К чему данная фотография тебя побуждает, на что вдохновляет?
  10. Чего не хватает данной фотографии?
  11. О чем эта фотография тебе напоминает?
  12. Как ты думаешь, для кого и зачем данная фотография создавалась?
  13. Какие три вещи, характерные и не характерные для твоей повседневной жизни, отражает данная фотография?
  14. Если бы изображенный на этой фотофафии человек мог заговорить, что он мог бы тебе сказать?
  15. Если бы изображенный на этой фотографии человек начал действовать, что бы он сделал?
  16. О чем бы ты мог спросить изображенного на этой фотографии человека и о чем он мог бы спросить тебя?
  17. Что бы ты мог сказать изображенному на фотографии человеку?
  18. Что бы изображенный на фотографии человек мог тебе сказать?
  19. Назови три вещи, которые можно было бы изменить на этой фотографии.
  20. Кому ты хотел бы отдать или подарить данную фотографию?
  21. Кому ты ни в коем случае не хотел бы отдать или подарить данную фотографию?
  22. Если бы твои родители (или твои близкие друзья, дети, другие значимые для тебя люди, незнакомцы) увидели эту фотографию, как бы они на нес прореагировали? Что они могли бы почувствовать, о чем они могли бы подумать, что могли бы сделать или сказать? Что бы их обеспокоило?
  23. Если бы ты был для изображенного на фото человека психотерапевтом, какое представление о нем, как о клиенте, у тебя могло сложиться? О чем ты хотел бы его спросить?

При обсуждении фотографий психотерапевт может прибегать к интерпретациям. Интерпретация связана, в частности, с обозначением специалистом не осознаваемых клиентом его личностных особенностей и психологических механизмов (причинных факторов, защит и др.) его поведения и реагирования в разных жизненных ситуациях, а также природы и механизмов развития имеющихся у него проблем (симптомов и симптомо-комплексов). В тех ситуациях, когда в ходе психотерапии клиент предъявляет какой-либо визуальный материал (рисунки, фотографии), интерпретация бывает также связана с комментированием специалистом того, какие именно психологические, личностные особенности отражает этот материал. Интерпретация как составная часть психотерапии и один из приемов воздействия на клиента — не прямой аналог диагностики, она часто имеет гипотетический характер и направлена на то, чтобы активизировать клиента. Она должна применяться весьма осторожно и в контексте диалога с клиентом, в качестве мнения (впечатления) специалиста на основе предъявленного клиентом вербального, визуального или какого-либо иного личного материала. При работе с личными фотографиями клиента специалист может произвольно переводить фокус его внимания с одного «измерения» [Рутан Дж. и Стоун У., 2002] на другое, например. переводить его внимание с прошлого на настоящее, с внешних отношений клиента — на отношения с психотерапевтом или участниками группы; с его чувств — на значения действий или событий и т. д. В широком диапазоне могут также варьировать позиции психотерапевта в области его активности и пассивности, директивности и недирективности, открытости и закрытости, поддержки (поощрения) клиента и его фрустрации. Например, директивность психотерапевта при обсуждении фотографий может быть связана с его стремлением «вести» клиента, задавая ему вопросы, предлагая ему выполнить те или иные действия (например, уничтожить фотографию, которая клиента фрустрирует), а также с попытками интерпретировать действия клиента, давать ему советы, прибегать к убеждению и т. д. Находясь же в недирективной позиции, специалист будет «следовать» за клиентом, поддерживать его инициативы, «присоединяться» к тем темам, которые клиент спонтанно предъявляет при показе фотографий.
Открытость психотерапевта может проявляться в описании им своих чувств и ассоциаций, связанных с фотоматериалами клиента. При определенных обстоятельствах психотерапевт может обозначить в общении с клиентом связанные с его фотографиями или созданной на их основе продукцией собственные чувства и ассоциации. Это может способствовать установлению и поддержанию эмоционального резонанса и активизации психотерапевтического «диалога», хотя основное внимание должно быть все же уделено тому, чтобы помочь клиенту как можно полнее выразить свои ассоциации и чувства.
Что касается позиций поддержки и фрустрации, то поддержка клиента при обсуждении фотографий будет связана, например, с акцентированием внимания на его положительных качествах и достижениях, в то время как фрустрация — с преимущественным вниманием к его сложным чувствам, проблемам или недостаткам.
При работе с \ичными фотографиями участников в группе ведущий выполняет следующие функции:
• обозначает те или иные темы для обсуждения или помогает членам группы их выбрать;
• организует обсуждения, определяя порядок и регламент обмена мнениями;
• использует в случае необходимости собственные интерпретации и комментарии по поводу представленного фотоматериала членов группы — например, характерных для отдельных участников или группы в целом тем, проблем и ресурсов;
• дает свои оценки внутригрушювым отношениям или предлагает членам группы самим это сделать;
• является для участников группы источником разнообразной информации, помогает им расширить диапазон возможностей описания своего опыта на основе фотографий;
• инициирует разные виды творческой работы (рассчитанные на индивидуальную, парную, микрогрупповую или общегрупповую активность) на основе личных фотодокументов.

В одних случаях в процессе работы в группе возможность показать и прокомментировать личные фотоматериалы может быть предоставлена каждому, в том числе путем деления участников на малые группы. В других случаях внимание фокусируется на одном или нескольких участниках и их визуальном материале. В некоторых случаях благодаря показу личных фотоматериалов участников группа может переходить к более развернутой дискуссии, особенно если в ходе показа фотографий выявлены общие для членов группы темы или проблемы. Иногда на обсуждение выносится процесс групповой работы и достигнутые участниками за тот или иной период результаты. Так, участники могут подобрать и предъявить фотографии, которые показывают происходящие в их жизни и состоянии изменения, подводят своеобразный итог терапии.
В целом формы работы с личными фотодокументами клиента и участников группы могут варьироваться в широком диапазоне и опреде\ячься следующими факторами:
• целями и задачами индивидуальной или групповой психотерапии и ее общей продолжительностью (так, способы обсуждения фотоснимков при решении задач психокоррекции и развивающих занятий будут различны);
• этапом психотерапии (так, на начальном этапе работы фотоматериал может служить сбору первичной информации о клиенте, прояснению его проблем и запроса, знакомству с ним и установлению раппорта, сближению участников
группы и т. д.);
• индивидуальными характерисгиками клиента или участников группы (в частности, степенью их активности и самостоятельности, способностью и желанием комментировать фотографии и удерживать на визуальном материале свое внимание и т. д.);
• общей продолжительностью занятия;
• лежащей в основе работы теоретической моделью и видом вмешательства (так, при обсуждении фотографии на основе феминистского подхода специалист может обращать особое внимание на исследование структуры и содержания тендерных отношений и т. д.);
• индивидуальным стилем деятельности специалиста.



Пример группового фототерапевтического занятия
Приводимое ниже описание группового фототерапевтического занятия показывает, каким образом уже в самом начале работы личные фотодокументы членов группы могут использоваться с целью их знакомства, формирования доверия и определения значимых тем. Целью работы группы являлся личностный рост и творческое самораскрытие участниц. Предполагалось, что основными инструментами работы будут различные изобразительные материалы и средства, прежде всего фотография. Участницы группы были заранее предупреждены о необходимости уже на первом занятии иметь ряд снимков биографического характера, которые могли бы «рассказать» о них собеседникам и отражать разные события их жизни, отношения, интересы, профессиональную деятельность. В группу входило восемь женщин; возраст большинства из них был в пределах 25 - 30 лет, лишь двум участницам было больше 40 лет. На первом занятии участницам было предложено продемонстрировать друг другу некоторые из своих фотографий и сопроводить их краткими комментариями. Фотографии для показа они выбирали сами из числа принесенных из дома, ориентируясь на актуальное состояние и атмосферу в группе.
Участницам было предложено самим определить, в каком составе они будут проводить показ и обсуждение фотографий. Большинство заявило о желании проводить их в подгруппах, с тем чтобы создать более доверительную атмосферу и иметь больше времени на общение. Ведущий предупредил, что через некоторое время группе предстоит подвести итоги работы в подгруппах, вернувшись в общий круг. На показ и обсуждение фотографий в подгруппах было дано 45 минут. Когда время закончилось, участницам группы было предложено поделиться своими впечатлениями. Что они узнали друг о друге? Могут ли они сейчас охарактеризовать собеседниц, исходя из того, что узнали о них по фотографиям и рассказам? Какие сходства и различия в опыте, интересах, проблемах и образе жизни им удалось обнаружить? В одной подгруппе участницы обратили внимание на некоторые общие темы, обнаружившиеся в результате фотознакомства. Одной из значимых тем, вызвавшей преимущественно негативные чувства, оказалась тема «Фотография на документе». Одна из участниц группы, Валентина, забыла дома фотографии, и у нее не было больше ни одной фотографии, кроме той, которая была вклеена в служебное удостоверение.
В процессе ее рассказа о своих чувствах, связанных с этим снимком, другие участницы также начали говорить о том, как они воспринимают свои изображения на документах. Они обратили внимание на то, что фотографии на документах, как правило, черно-белые, что еще больше усиливает ощущение отсутствия эмоций и какой-то «холодности» и «безжизненности» снимка. Валентина заявила: «На самом деле я не такая, как на этой фотографии, — гораздо живее и эмоциональнее». Она связала такое впечатление от снимка также с тем, что, «когда человек фотографируется на документ, у него, как правило, нет выбора; он должен соответствовать определенному шаблону; ему говорят, как нужно смотреть, как располагаться в кадре». Таким образом, было выявлено обостренное восприятие участницами данной подгруппы тех ситуаций, когда их кто-то контролирует, особенно когда это касается их эмоционального состояния, тела, внешности. Создалось впечатление, что значимым фактором их самоидентификации выступают эмоциональные проявления; для женщин очень важно иметь возможность продемонстрировать свои эмоции, тем самым почувствовать себя живыми, непосредственными.
В другой подгруппе общей темой оказалась «Роль мужчины в процессе фотографирования». Показывая свои фотографии, в том числе сделанные во время летнего отдыха на море вместе с другом, Яна отметила его важную роль в том, что она, отчасти благодаря ему, стала в большей степени себя принимать. Она остановила внимание на одной из фотографий, где она сфотографирована выходящей из моря. Хотя, как она призналась, ее внешность и фигура «далеки от совершенства», ей приятно сейчас на себя смотреть. У нее возникает ощущение собственной естественности и непринужденности на снимке. Ее партнер часто говорит ей комплименты, и, как ей кажется, совершенно искренне.
Это занятие помогло участницам многое узнать друг о друге, и, как они сами признались, это произошло легко и непри нужденно, несмотря на то, что это было первое занятие. В группе отмечалось эмоциональное оживление. Благодаря обнаружению общих тем женщины сблизились. Показ и обсуждение снимков в подгруппах происходили без посредничества ведущего. Таким образом, уже на первом занятии участницы полагались на собственную инициативу при установлении контакта и способность слушать друг друга.

Источник: А. И. Копытин. "Техники фототерапии" Издательство «Речь», 2010

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.