Страница 2 из 2
3. Техники краткосрочного позитивного направления в консультировании и психотерапии
Если ты дашь человеку рыбу, то он насытится только один раз. Если же ты научишь его ловить рыбу, то он будет сыт всегда. Восточная мудрость
Техника 1. Придумывание имен и ярлыков
|
Главная функция нового наименования - помочь людям, причастным к проблеме, избавиться от различных отрицательных ассоциаций, связанных с традиционным названием. Однако удачно выбранное новое имя может одновременно послужить целям облегчения разговора о проблеме и сыграть роль трамплина для новых творческих решений. Образцы вопросов: • Есть ли у вас какое-то прозвище (или уменьшительное имя) для этой проблемы? • Может быть, начнем с того, что дадим этой проблеме симпатичное название? Что бы это могло быть? • Как бы старое поколение, до того как появились психиатрия и психология, назвало проблему такого рода? Следует подчеркнуть, что новое название проблемы не должно подрывать ее серьезности. Например, не следует называть злоупотребление лекарственными препаратами или наркотиками «исследованием» или жестокое обращение с домашними - «проявлением темперамента». Новое название не должно стать оправданием непринятия никаких мер по поводу проблемы, оно должно быть взаимно приемлемым термином, который дает возможность людям стать активными в решении этой проблемы.
Техника 2. Работа с «визитером»
|
Образцы вопросов: • Чья идея была, чтобы вы пришли сюда? • Что заставляет N думать, что вам надо сюда прийти? • Что должно произойти, чтобы N оставил вас в покое? • Что, по мнению N, вам необходимо делать по-другому? • Как вы полагаете, чем, по мнению N, ваш приход сюда будет вам полезен?
Техника 3. Установление связи с другими проблемами
|
При подходе к проблемам с ориентированной на решение позиции лучше воздерживаться от предположения причинных соотношений между существующими"проблемами. Образцы вопросов: • У вас, по всей видимости, одновременно несколько проблем. Согласны ли вы, если мы сначала сфокусируемся на этой и рассмотрим другие позже, если в этом будет необходимость? • Вы упомянули несколько проблем. Какую из них вы хотели бы разрешить в первую очередь? • Возможно, разрешение какой-то одной из ваших проблем окажет положительный эффект на остальные. Какая, по-вашему, наиболее перспективна в этом отношении? • Известен ли вам древний вопрос о курице и яйце? Считаете ли вы, что он применим к вашим проблемам? • Вы назвали несколько проблем. Какая из них больше всех научила вас чему-то? Можете ли вы применить то, чему научились благодаря этой проблеме, для решения некоторых остальных?!
Техника 4. Проблема как друг
|
Образцы вопросов: • Существует поговорка: «У каждой тучи есть светлая сторона». Применимо ли это в какой -то мере к вашей проблеме? • Многие думают, что проблемы и страдания не напрасны. А что думаете вы? • Если эта проблема научила вас чему-то важному о жизни, о себе или о других людях - что это было в вашем случае? • Знаете, иногда невозможно сразу понять, чему человека научили проблемы, это происходит значительно позже. • Представим себе, что мы встретились через несколько лет, и я задаю вам этот вопрос. Как вы думаете, что бы вы ответили? • Представим себе, что в один прекрасный день, когда у вас будут дети или внуки, вы захотите научить их чему-то важному о жизни, чему научили в свое время вас эти самые проблемы. О чем бы вы им сказали?
Техника 5. Знаки улучшения
|
Образцы вопросов: • Давайте вообразим, что произошло чудо и вдруг в один прекрасный день проблема окончилась. По каким признакам вы заметили бы, что ее больше нет? • Как могут заметить другие люди, что произошла перемена?
Техника 6. Шкальные оценки
|
В технике шкальных оценок вычерчивают графическую 10балльную шкалу, где 10 баллами обозначен идеальный результат, а начало шкалы - наихудшее положение дел. Пациента просят отметить на этой шкале его сегодняшнюю ситуацию, а затем описать, какой должна быть его жизнь, чтобы он смог оценивать си - туацию на один балл больше. Следует не ограничиваться метками на бумаге или доске, а проговорить вслух их содержание. Техники знаков улучшения и шкальных оценок индуцируют идею продвижения «со ступеньки на ступеньку». В краткосрочной позитивной психотерапии считается, что единственный перспективный вопрос, о котором следует говорить с пациентами, - это как им представляется будущее без их проблемы. Создание положительных фантазий о будущем имеет много преимуществ. Разговор о том, какие у человека надежды на будущее, порождает оптимизм. Это также помогает людям ставить перед собой конкретные цели, что представляется нам предпосылкой к изменению. Положительные представления а будущем также обладают силой изменять взгляд на настоящее и прошлое. Когда людям помогают предвидеть хорошее для себя, они автоматически начинают смотреть на свои трудности в настоящем как на переходную фазу, а не как на вечную изнурительную ситуацию. Мечта о позитивном будущем также проливает новый свет на прошлые и настоящие проблемы. Открывается возможность посмотреть на них в более благоприятном свете, не только как на бессмысленное страдание, но, скорее, как на трудности, которые, в конечном счете, содействуют способности человека достигнуть своей цели. Фантазии о будущем также помогают людям думать о возможных способах решения проблем, увидеть изменения, которые уже происходят, и понять, как разные люди могли бы способствовать осуществлению желаемого результата. В технике «Воспоминание из будущего» интересуются представлением пациента о сроках, когда проблема уже не будет существовать (цель будет достигнута); затем, предоставив возможность эмоционально «окунуться» в это замечательное время, любопытствуют насчет того, как удалось к этому прийти. Психотерапевт разговаривает, используя глаголы совершенного вида и прошедшего времени так, словно это замечательное измене - ние - свершившийся факт.
Техника 7. Создание положительных представлений о будущем
|
Образцы вопросов: • Представим себе, что эта встреча окончена. Предположим, что уходя вы поймете, что встреча была для вас полезной. В таком случае, на какие вопросы вы получили ответы? • Давайте предположим, что мы встретились снова через год и этой проблемы больше нет. Как в таком случае выглядит теперь ваша жизнь? • Когда проблема, наконец, больше не будет существовать, кого, кроме себя, вы будете благодарить? • Давайте пофантазируем, что мы - в будущем и проблема довольно давно уже не существует. Мы случайно встречаемся. Мне интересно знать, как вы поживаете, я вас об этом спрашиваю. Что вы мне ответите? Я продолжаю интересоваться и спрашиваю, благодаря чему стала возможна эта перемена? Что вы ответите?
Техника 8. Нахождение выгод от достижения цели
|
Образцы вопросов: • Какие положительные события начнут происходить, когда проблемы больше не будет? А еще? • Какие из этих перемен уже начались? А еще? • Что изменится в вашей жизни, когда вы достигнете того, что вы намечаете? А еще?
Образцы вопросов: • Вы говорите, что собираетесь сменить свою работу на более интересную и выше оплачиваемую. Да зачем вам это надо? Ведь на этой работе спокойнее и есть свободное время. • Вы говорите, что хотите бросить пить, чтобы сохранить брак. Да найдите себе другую жену! В этой технике в вопросах психотерапевта должны звучать нотки любопытства, юмора и уважения намерений, а не суггестия и недоверие (в последнем случае можно не усилить, а ослабить мотивацию).
Техника 10. Выявление ресурсов пациентов
|
Образцы вопросов: • Если бы мне пришлось пройти через то, через что прошли вы, я бы, наверное, не выжил. Как вам удалось выжить? Откуда у вас взялись силы? • Вам так долго удавалось избегать этой проблемы. Какие ресурсы вы для этого использовали? • Есть ли что -то такое, что вам хорошо удается? Как можно было бы использовать это ваше умение в разрешении данной проблемы? • Какая у вас самая хорошая черта характера? Как вы до сих пор использовали эту черту характера в подходе к этой проблеме? Что еще вы могли бы сделать, что позволило бы вам использовать эту черту для решения проблемы? • Существуют ли сходные проблемы, которые вам приходилось решать до этого? Могли бы вы подумать о том, как использовать решение аналогичного типа в данном случае? • Кто, по-вашему, мог бы разрешить эту проблему? Как вы себе представляете, что бы он или она сделали? Краткосрочные позитивные психотерапевты склонны искать ресурсы везде и повсюду, например в прошлой жизни пациента.
Техника 11. Ревизия прошлого
|
Образцы вопросов: • Если бы можно было каким -то образом узнать, имеют ли ваши прошлые переживания отношение к вашим текущим проблемам, и выяснилось бы, что ваша проблема не имеет ничего общего с вашим прошлым, будет ли ваш подход к своей проблеме другим? • Есть ли что-то такое, чему вы научились из всего, через что вам пришлось пройти, что могло бы оказаться полезным в разрешении этой проблемы? • Может быть, это к лучшему, что у вас было такое богатое событиями детство? Разве это неправда, что человек, прошедший через все, что пережили вы, с большей вероятностью сможет разрешить такого рода трудные проблемы, чем, скажем, человек, у которого было счастливое детство? • Как вы думаете, трудное детство делает человека сильнее или слабее? • Давайте представим себе, что прошло десять лет. В течение довольно долгого времени ваша проблема больше не существует, и, если вы оглянетесь на свое прошлое, как, по-вашему, прошлые переживания помогли вам преодолеть свою проблему? Мысль о том, что прошлое пациента больше способствовало увеличению его внутренних ресурсов, чем возникновению проблем, должна быть высказана в сердечной манере, предпочтительнее в форме рассказанной истории или мягкой аллюзии. Это должно входить в задачу пациента - не психотерапевта - произвести обзор своей жизни в соответствии с этой более положительной позицией.
Техника 12. Признание компетентности пациентов
|
Образцы вопросов: • Предположим, что ваш друг с проблемой вроде вашей пришел к вам за советом. Что бы вы ему сказали? • Представьте, что в один прекрасный день вы получаете приглашение прочесть лекцию профессионалам о проблеме, подобной вашей. Что бы вы им рассказали? • У меня есть предположение о том, что вы могли бы сделать, но, вероятно, вы лучше всех можете предвидеть, что произойдет. • Предположим, после этой встречи у вас будет чувство, что наш разговор был успешным. Как вы представляете, какие темы мы обсуждали бы в этом разговоре? • Какое из ваших собственных решений проблемы на сегодняшний день оказалось самым успешным? Что еще, по-вашему, вам хотелось бы испробовать? • Можете ли вы составить список решений проблемы, которые вы испробовали или предлагали, но убедились, что они неприменимы в вашем случае?
Техника 13. Фокусирование на исключениях и прогрессе
|
Образцы вопросов: • Были когда-нибудь такие ситуации или времена, когда проблема отсутствовала? Как вы это объясняете? • Мы выяснили, что часто в момент, когда мы встречаемся с людьми, желаемая перемена уже начала происходить. Вы не заметили, что уже наметился прогресс? • Давайте предположим, что ваша проблема в ее худшей стадии была равна 3 баллам. Какой балл сейчас? Как вы объясняете эту перемену? • Бывали ли такие ситуации, при которых проблема не возникала, несмотря на то что вы ожидали ее возникновения? Как вы объясняете такие ситуации? • Бывали ли такие ситуации, когда вам удавалось устоять перед соблазном отреагировать так, как вы обычно реагируете? Как вы это сделали?
Техника 14. Обмен личным опытом
|
Образцы вопросов: • Есть ли у кого-нибудь в этой группе подобный опыт, которым он хотел бы поделиться? • Если у кого-нибудь есть настроение поделиться опытом из собственной жизни, который, по-вашему, мог бы принести пользу, прошу вас. Помните, что вы не обязаны говорить, что это были вы, можете сказать, что это был ваш сосед. • Сегодня у нас с вами была эмоциональная дискуссия, и я подозреваю, что она на всех нас произвела впечатление. Хочет ли кто-то из участников поделиться своим личным опытом, и если да, то интересно ли вам (пациентам) послушать, что он скажет? Одна из наиболее трудных задач при обсуждении проблемы - задача, связанная с выработкой решения. Когда такая дискуссия ориентирована на решение проблемы, то сама атмосфера вдохновляет на решение. При работе в больших группах целесообразно деление групп на меньшие, перед которыми ставится задача предлагать способы решения проблемы пациента.
Техника 15. Выработка продуктивных решений
|
Образцы вопросов: • Если бы вам пришлось испробовать что -то другое, когда проблема возникнет в следующий раз, что бы вы сделали? • Давайте искать творческое решение этой проблемы. Мы могли бы изобрести что-то немного абсурдное. Что бы это могло быть? • Как, по вашему представлению, можно было бы разрешить проблему такого рода в стране, где нет психотерапевтов и других профессионалов? • У нас есть для вас предложение... Что вы о нем думаете? Не захотите ли вы им воспользоваться? Как вы полагаете, что произошло бы, если бы вы так поступили? Я знаю одного человека с похожей проблемой, который поступил так... Не думаете ли вы, что нечто подобное могло бы помочь в вашем случае? Техника «Признание вклада других лиц в успех», или «Распределение заслуг», помогает пациентам развивать более теплые и поддерживающие отношения с их семьями, знакомыми и другими людьми. Сам акт размышления о том вкладе, который внесли другие люди в решение проблемы, автоматически отменяет осуждение в отношениях и поощряет уважение и благодарность, усиливая тем самым сотрудничество. И даже в тех случаях, когда сотрудничеству что -то угрожает, появляется возможность возродить его, разделив с другими заслугу в достижении прогресса.
Техника 16. Распределение заслуг
|
Образцы вопросов: • Как объяснить эту перемену? Что вы сами сделали? В чем проявилось участие вашей семьи? Что сделали помощники - профессионалы, чтобы помочь вам? • Ваша девочка делает быстрые успехи за то время, когда она находится здесь на лечении. Что сделали вы, что могло бы объяснить эти изменения? • Предположим, вы захотели бы поблагодарить всех тех людей, которые до сих пор вам помогали. Что бы вы сказали каждому из них? • Представим себе, что в будущем, когда эта проблема какое-то время уже не будет существовать, вы решите устроить прием, чтобы отпраздновать эту перемену. Кого бы вы пригласили? Как бы вы отметили заслуги этих людей? • Есть ли кто-то, кто, по-вашему, ничем не помог вам в разрешении этой проблемы? Можно ли все -таки думать, что даже этот человек внес каким-то образом свой вклад? Как бы вы ему (ей) об этом сказали? Работа с объяснениями В любой момент психотерапевтической работы мы можем услышать, что пациент сам объясняет проблему тем или иным образом. Диагноз (наименование) и объяснение - это совмещающиеся концепции, так как название, употребляемое в разговоре о проблеме, часто подразумевает представление о ее причине. Интерес профессионала к объяснениям пациентов (без согласия или несогласия с ними) имеет следующие преимущества: • создает атмосферу равенства и взаимного уважения; • уменьшает опасность споров; • препятствует вовлечению в коалицию с кем -то из членов семьи против другого члена семьи; • предупреждает фиксацию пациента на ранее существующих объяснениях; • способствует извлечению на свет вредных объяснений, заподозренных психотерапевтом («извлечение скелетов из фамильных шкафов»). Если вредные объяснения, о которых втайне думают пациенты, не сделать явными, они могут усиливаться; • стимулирует выявление и образование новых полезных объяснений, способных продвинуть к новым типам решений. Психотерапевт в разговоре должен избегать согласия или несогласия с объяснениями пациентов. Такой «взгляд с высоты птичьего полета» достигается с помощью «метавопросов». Образцы вопросов: • Если бы все мы сейчас поверили в то, что депрессия Саши связана с его детскими переживаниями, что произойдет? Будет ли из-за этого Саша чувствовать себя лучше или хуже? Как с отношением Саши к родителям? Изменится ли оно? • Итак, вы думаете, что причина проблемы в том, что ваш муж пьет. Если бы это было именно так, помогло бы это при решении проблемы или только все ухудшило?
Техника 17. Формирование объяснений
|
Образцы вопросов: • Давайте придумаем творческое или шутливое объяснение того, почему существует эта проблема. Это может помочь нам подумать о новых типах решений. Есть ли у вас какие-нибудь предложения о совершенно ином типе объяснения? • Представим себе всего лишь на несколько минут, что причиной ваших трудностей является не какая-либо эмоциональная проблема, а то, что у вас избыточная сексуальная энергия. Я знаю, что это может звучать несколько странно, но предположим, что в этом есть доля истины; что бы вы сделали для решения этой проблемы? • У меня интуитивное чувство, которое может показаться странным, но я хочу, чтобы вы подумали об этом, потому что у меня есть некоторые доказательства, подкрепляющие его. А именно: вы уже излечились от своей проблемы, но по той или иной причине пока не обнародовали это внутреннее изменение. Что вы скажете? Я не совсем ошибаюсь, да? • Возможно, вы и правы, думая, что ее побег из дома с этим ее приятелем вызван тем, что она проходит трудную фазу независимости. Но возможно и другое: она посвятила себя тому, чтобы помочь этому мальчику снова встать на ноги. Это иногда бывает с молодыми женщинами. Это называется «фаза социального работника». Что вы думаете? А если бы это было именно так, что бы вам следовало сделать? • Предположим, ваша проблема - не психологическая, а больше связана с планированием в сфере призвания. Если бы это было так, вам была бы нужна не психотерапия, а вместо нее что -то другое. Что бы это было? • Никогда не следует оспаривать взгляды клиентов на причину проблемы, потому что обычно это заставляет их защищать свою позицию и тем самым еще больше укрепляет их в своем мнении. Поэтому новое объяснение должно выдвигаться в форме не более чем эксперимента или альтернативного взгляда на проблему. Другой вариант - это внести такое новое объяснение косвенно, в форме истории о ком -то другом с похожей проблемой. Для того чтобы объяснения были полезными, они необязательно должны быть традиционными или благоразумными. Необыкновенные, богатые воображением объяснения (например, содержащие сексуальные нотки) - превосходные катализаторы для нахождения решений. Все психотерапевты хорошо знакомы с опытом предложения идеи человеку, который выглядит незаинтересованным ее принять. Важно быть мягким, предлагая новые объяснения пациентам. Высказывая не одно, а несколько разноплановых объяснений, мы напоминаем пациентам (и себе) о важности держать разум открытым. Лучше рассказать человеку историю, чем инструктировать, что ему думать о причине проблемы. Такая история - приглашение стать партнером в поисках плодотворных объяснений. Рассказы из собственной жизни или из литературы, однажды увиденные случаи - путь предложения новых способов мышления. Истории оставляют пациентам «дверь открытой». Они могут сами решать, принять или отвергнуть различные объяснения, содержащиеся в истории.
Источник: Позитивное направление в консультировании и психотерапии: учебно-методическое пособие для студентов высших учеб. заведений / Авт.- сост. С.А. Вьюжанина, Я.С. Сунцова. - Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2018. - 126 с.
|