На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Модель формирования здорового образа жизни и укрепление здоровья школьников при использовании собственных возможностей учреждения образования
Модель формирования здорового образа жизни и укрепление здоровья школьников при использовании собственных возможностей учреждения образования
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Лазарёнок Т.А.

Главнейшей задачей школы, определённой Законом об образовании в Республике Беларусь является формирование личности подрастающего поколения в духе государственной политики страны. Личность должна быть здорова и в моральном, и в физическом аспекте. В этом заинтересованы и родители, и врачи, и, естественно, мы, педагоги, которым государство поручило сделать всё возможное, чтобы наши ученики входили в жизнь максимально готовыми к непростым проблемам, которые их ожидают в реальной жизни.
На практике наблюдаются процессы, свидетельствующие об ухудшении состояния психического и физического здоровья детей школьного возраста. В учреждениях образования, а наша школа не является исключением, растёт количество детей, относящихся к специальной медицинской группе.

По последним данным медицинского осмотра школьников в нашей школе следующая ситуация. 72% учащихся - практически здоровые дети, относящиеся к I группе здоровья. 24% имеют отклонения в здоровье и относятся ко II и III группе здоровья. 2% - дети - инвалиды, относящиеся к специальной медицинской группе. 8% учащихся имеют заболевания органов дыхания, 9% - эндокринные заболевания, 5% учащихся - нарушение осанки. Внимательно изучив данные осмотра, коллектив школы считает для себя важным формировать умения, навыки здорового образа жизни школьников в процессе образования и таким образом снизить уровень заболеваемости посредством работы УО в следующих направлениях: организация учебной деятельности; рациональное питание; оптимальная двигательная активность; организация отдыха; борьба с вредными привычками.
Итак, что же мы делаем в школе по ранее перечисленным направлениям?
Говоря о здоровье, здоровом образе жизни наших учащихся, мы, конечно же, на первое место ставим те составляющие учебно-воспитательного процесса, которые заложены государственными программами. Три часа уроков физического воспитания, которые выделены для укрепления здоровья наших детей, может и недостаточны для полноценного достижения цели. Но всё же грамотно и методически правильно организованный и проведённый урок может дать многое для укрепления физического здоровья, привития уважения к спорту, спортивным достижениям наших соотечественников. Поэтому мы ориентируем учителей физической культуры на то, чтобы они, в первую очередь, знали состояние здоровья каждого ученика класса и планировали свою деятельность на уроке исходя из среднего уровня физической подготовки в классе. Также должны предусматривать дифференцированный подход к определению заданий на уроке и дома. Учитель должен следить за полноценным выполнением и сохранением всех этапов урока: разминки, выполнении комплексов заданий, основной части при прохождении темы урока, закреплении, игровых моментов. Учить уважительному отношению к себе, к собственному здоровью нужно на всех этапах учебно-воспитательной деятельности. Так, наши учителя на уроке стараются контролировать физическое состояние каждого ученика. Мы вернулись к тому, чтобы в каждом классе был физорг, который вместе с учителем физической культуры разработал комплекс упражнений для каждого класса. Не лишними, а скорее обязательными, должны быть физкультминутки для глаз, напоминания о правилах посадки за партой.
Большое внимание в школе мы уделяем и внеклассной работе по физической культуре. В школе на протяжении всей её работы существует спортивная секция, а в отдельные периоды работы – туристический кружок, которые с удовольствием посещали и посещают большинство учащихся школы (в 2007-08 учебном году – 89% всех учащихся школы). Укреплению физического здоровья, гармоничному развитию способствует и посещение танцевального кружка"Фиеста",который работает в школе восьмой год. Посещаемость его также довольно высока.
Большое количество спортивных мероприятий не только на пользу здоровью, но и сплачивают коллектив. Организаторы мероприятий стараются привлечь не только большинство учащихся, но не остаются в стороне учителя, родители. Хотелось бы , чтобы это стало традицией.
Немаловажным аспектом всего воспитательного процесса и одним из основных мероприятий курса «Здоровый образ жизни» в 2-10 классах является работа по профилактике и борьбе с вредными привычками. Территория школы – зона, свободная от курения. Это правило неукоснительно выполняется всеми взрослыми членами коллектива. Ведь это наглядный пример, которому должен следовать каждый ученик.
В школе проводится большое количество воспитательных мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек: «Осторожно – СПИД!», «В здоровом теле – здоровый дух», «Скажи «нет» наркотикам», «Болезни XXI века», «Береги своё здоровье», «Твоя жизнь в твоих руках» и многие другие. На родительских собраниях ежегодно заслушиваются вопросы формирования здорового образа жизни школьников. К сожалению, в одностороннем порядке мы не можем справиться с проблемами курения, пьянства среди отдельных родителей учащихся школы. Ведь основной жизненный пример дети видят у себя в семье. И педагогу всё труднее и труднее убедить их в обратном.
Тем не менее, работа, которую ведёт коллектив – системная, и мы думаем, что не бесполезная.
Для укрепления физического, психического здоровья учащихся немаловажным считаем и создание комфортных условий в учреждении образования для учёбы, организации питания, свободного времяпровождения.
Известная истина, что для поддержания нормальной жизнедеятельности и сохранения здоровья на достаточном уровне каждый человек должен получать не только необходимое количество различных питательных веществ, но и рациональное питание. Уделяет большое внимание организации питания и наш коллектив. Благодаря тому, что государство выделяет дотацию на питание всех сельских школьников, мы имеем возможность организовать горячее питание абсолютно всех учеников школы. Уже второй год, предварительно изучив запросы детей и родителей, ученики имеют возможность получать на обед, кроме второго и третьего блюда, первое. Вначале дети без особого желания ели супы, разнообразные овощные салаты. Но, изучив желаемые запросы детей, повар школы совместно с диетсестрой составили комплексы меню, которые удовлетворяют потребности большинства учащихся школы. Меню разнообразное, питательное, витаминизированное. Дети получают йогурты, соки. Правильно организованное дежурство учащихся позволяет подавать блюда горячими. Питание организовано в два приёма: для 1-5 классов после третьего урока, для 6-10 классов после четвёртого урока. Полноценную добавку питанию дети имеют в группе продлённого дня.

Уже четвёртый год учащиеся школы имеют возможность отдохнуть в каникулярное время в школьном оздоровительном лагере «Дружба». Все проводимые мероприятия, походы, трудовые акции направлены на сохранение и укрепление здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни. Выделяемые государством средства на питание полностью используются.
Вся работа коллектива школы, направленная на формирование здорового образа жизни, будет иметь результат, если в системе работы в единой цепочке будут связаны и учебная, и воспитательная стороны всего школьного процесса.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.