Н. Г. Кормушина Институт бизнеса и политики, г. Оренбург, Россия В настоящее время следует признать, что образовательная среда школы, являясь частью жизненной среды старшего подростка, оказалась не защищена от неблагоприятных тенденций общества. Субъекты образовательного пространства школы подвергаются как внутренним, так и внешним негативным воздействиям. Неясность перспектив социального развития жизни и общества, материальные трудности ведут к тому, что старшие подростки с большой тревогой, страхом и опасениями смотрят в завтрашний день.
В старшем подростковом возрасте, как периоде бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей, школьные фобии появляются в изменённой форме. Преобладают социальные и экзистенциальные страхи. Экзистенциальный страх смерти парализует социальную жизнь старшего подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. В свою очередь, большое число экзистенциальных страхов у старших подростков понижает уверенность в себе, без которой невозможны адекватная самооценка, личностная интеграция, принятие себя, претворение планов в жизнь. Актуализируется невротический страх «быть не собой», т. е. быть не способным владеть собой и контролировать чувства. Это вызывает прогрессирующее чувство страха как ощущения необратимости происходящих изменений [2, с. 72]. Старший подросток, которому не удалось достичь самоидентичности, испытывает сомнения в себе, ролевую размытость, может увлечься саморазрушительной деятельностью [6, с. 77]. Анализ выявленных особенностей позволил обнаружить, что данный возрастной период обладает большим потенциалом для психолого-педагогической коррекции экзистенциальных страхов: активно формируется самосознание, существенное развитие претерпевает самооценка, неразрывно связанная с чувством самоуважения, уверенностью в себе, развивается личностная рефлексия, повышается уровень коммуникативной и эмоциональной компетентности. Психолого-педагогическая коррекция экзистенциальных страхов старших подростков может носить не только личностную ориентацию, направленную на прояснение временной перспективы будущего, но и относиться к условиям, в которых осуществляется жизнедеятельность старших подростков. Предлагая программу психолого-педагогической коррекции экзистенциальных страхов у старших подростков «Песчаный оазис», мы ориентировались на здоровую личность старших подростков, имеющих в повседневной и школьной жизни психологические трудности: высокий уровень личной и школьной тревожности, выраженности экзистенциальных страхов. Программа «Песчаный оазис» направлена на психологопедагогическую коррекцию экзистенциальных страхов старших подростков, регуляцию эмоционального состояния посредством снижения личностной и школьной тревожности, закреплению конструктивных паттернов поведения [1, с. 193]. Разрешение личностных проблем старших подростков осуществляется через работу с образом личного и коллективного бессознательного. Эти образы в процессе песочной арт-терапии могут корректировать неадаптивные установки и иррациональные представления старших подростков. Игровой характер самого процесса манипулирования с естественными природными материалами (песок и набор фигурок микромира) делают песочную арт-терапию способом символической коммуникации. В соответствии с подходом М. Кляйн, символизм и талант взаимосвязаны, «символы не только являются основой фантазирования и сублимации, благодаря им развивается способность субъекта к взаимодействию с внешним миром» [3, с. 21]. Помимо коррекции экзистенциальных страхов старших подростков песочная арт-терапия позволяет решать широкий спектр разнообразных психолого-педагогических проблем, а именно: способствует снижению уровня личностной и школьной тревожности и страхов, позволяет закрепить новые формы поведения и взаимодействия в образовательной среде, активизирует потенциальные ресурсы старшего подростка, умение адекватно выражать различные состояния, способствует формированию эмоциональной устойчивости.
Библиографический список 1. Долгова В. И., Кормушина Н. Г. Коррекция страха смерти у старших подростков : монография. - Челябинск : ООО РЕКПОЛ, 2009. - 324 с. - С. 193. 2. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М. : Апрель пресс, 2000. - 448 с. - С. 72. 3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. - СПб. : Издательство «Речь», 2003. - 400 с. - С. 21. 4. Кормушина Н. Г. Коррекция экзистенциального страха смерти старших подростков в процессе песочной арт-терапии / / Научные исследования: информация, анализ, прогноз : монография / коллектив авторов (НИ-26). Международная культурно-информационная ассоциация «Наука: информ». - Воронеж : Изд-во Воронежского гос. пед. ун-та, 2009. - С. 260- 274. 5. Кормушина Н. Г. Психологические особенности проявления школьных страхов // Бизнес, политика и образование в России: перспективы и стратегии: материалы VII межрегион. науч. конф. Москва-Оренбург, 20-25 ноября 2006 года : в 2 ч. - Оренбург : Скорпион, 2006. - С. 276-282. 6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб. : Питер, 2000. - 624 с. - С. 77. 7. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб. : Речь, 2007. - 160 с. 8. Лебедева Е. С., Лопес Е. Г. Применение песочной терапии в психологическом консультировании. Материалы Международ. научно-практ. конф. Психологическое консультирование и психотерапия: на стыке наук, времен, культур. - Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2007. - С. 363. 9. Риман Ф. Основные формы страха: исследование в области глубинной психологии / пер. с нем. - М. : Алетейа, 1999. 10. Щербатых Ю. В. Психология страха: популярная энциклопедия. - М. : Изд- во Эксмо, 2007. - 512 с. - С. 112-122. Источник: Психология XXI века: теория, практика, перспектива: материалы II международной научно-практической конференции 15-16 февраля 2012 года. - Пенза - Ереван - Витебск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. - 116 с. |