Страница 3 из 6
Групповая профилактическая работа с молодежью
(Методические рекомендации для медицинских работников, педагогов и лиц, занимающихся профилактической работой с подростками) Халиман Г.И., зав.отделением гигиенического воспитания Центра медицинской профилактики.
Общество, в котором мы живем, характеризуется крайней степенью социально-психологической и политической нестабильностью. В таких условиях всегда возникает почва для негативных явлений, таких как преступность, падение нравов, алкоголизм и наркомания. Неуверенность в завтрашнем дне, девальвация культурных ценностей, неспособность части населения, особенно подростков и молодежи, активно справляться с жизненными трудностями - вот те предпосылки, которые обеспечивают наркомании прочные позиции в обществе. Наркомания - это следствие, у которого есть свои причины. Профилактическая работа должна быть направлена на минимизацию этих причин. Особое место в первичной профилактике занимает просветительская деятельность в молодежных группам. Формы работы по профилактике наркозависимости в подростковом коллективе могут быть самыми разнообразными. Прописная истина - для работы с группой эффективнее использовать групповые методы. Конечно, можно вызубрить информацию наедине с книгой, но это, скорее всего не приведет к изменению поведения. Не все методы работы с группой одинаково эффективны. Существует так называемая "пирамида познания", которая показывает, что чем больше степень участия обучаемых в процессе познания, тем больше информации и навыков усваивается участниками. ЛЕКЦИЯ - (5% усвоения) - наиболее быстрый способ предоставления необходимой информации неограниченному количеству слушателей. Недостатком этого метода является то, что лекция ставит участника в пассивную позицию слушателя, что приводит к зеванию, засыпанию, бумажкокиданию, соседотолканию, трудностям с концентрацией внимания. ЧТЕНИЕ - (10% усвоения) - хорошо забытое многими молодыми людьми занятие. Может происходить в одиночку или в компании. Знания, приобретенные таким образом, дают теорётическую подготовку и никаких практических навыков. Одно дело знать, как пользоваться презервативом и другое - уметь это делать. АУДИО-ВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА - (20% усвоения) - Люди любят смотреть кино и слушать радио. Поэтому просмотр или прослушивание хорошего материала замечательный способ для эмоционального переживания информации. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ - (30% усвоения). Используя наглядные пособия, ведущий помогает участникам запомнить и усваивать информацию всеми каналами восприятия: зрением, слухом, осязанием и обонянием. ОБСУЖДЕНИЕ В ГРУППАХ - (50% усвоения) - позволяет участникам поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определенной темы. Дискуссии и "мозговые штурмы" ценны тем, что позволяют участникам думать, подробно рассказывать о собственных выводах, выслушивать самые разнообразные мнения других. ОБУЧЕНИЕ ПРАКТИКОЙ ДЕЙСТВИЯ - (70% усвоения) - это ролевые игры, проигрывание ситуаций, практические занятия и самостоятельные исследования. Приобретенный таким образом опыт помогает более успешно усвоить информацию, полученную на тренинге. Например, проигрывание ситуации "во время вечеринки с дачи вернулись родители" позволяет усвоить навык уборки "территории" в течение 30 секунд. ВЫСТУПЛЕНИЕ В РОЛИ ОБУЧАЮЩЕГО - (90% усвоения). Хочешь выучить и понять сам - объясни другому. Предлагаемый подход - групповой тренинг, направленный на формирование устойчивости к наркотической зависимости - является наиболее эффективной формой профилактической работы с молодежью. ТРЕНИНГ - потрясающий, увлекательный процесс! Человек, который хотя бы раз в жизни принимал участие в тренинге, запомнит это событие надолго. В широком смысле ТРЕНИНГ - это: познание себя и окружающего мира; изменение собственного "Я" через общение; общение в доверительной атмосфере и неформальной обстановке; эффективная форма работы для усвоения знаний; инструмент для формирования умений и навыков. Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно, когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы и тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод, вовлекает участников в процесс и сам процесс обучения становится легче и интереснее. Неформальную обстановку на тренинге обеспечивает ведущий. Он общается с участниками на равных: он такой же, как и все, он - часть группы. Он вместе с группой устанавливает правила работы. Он ведет группу к поставленной цели. Все вышесказанное отличает тренинг от традиционных занятий. Кроме того, для тренинга характерно необычное расположение участников в аудитории, и, это очень важно, - они рассаживаются по кругу. Круг, или как его еще называют, тренинговый круг, является необходимым условием таких занятий. Поэтому аудитория для тренинга должна быть просторной, со свободно передвигающейся мебелью. В ней не должно быть никаких препятствий, отгораживающих людей друг от друга. Круг способствует возникновению доверительной атмосферы, позволяет участникам видеть всех, свободно общаться друг с другом и ведущим. Кроме того, нахождение в кругу ассоциируется в сознании человека с безопасностью, чувством доверия, наличием интереса и внимания. К одной из особенностей тренинга можно отнести большие затраты времени для работы с небольшим количеством участников. Какой размер группы наиболее оптимальный? Все зависит от возможностей тренера, но оптимальным количеством участников в группе считается 14-18 человек. Если семинар ведут два тренера, то группа может быть и больше. 20 человек - максимальное число участников, при котором возможно создание атмосферы доверия. Любому человеку проще довериться небольшому числу людей. Атмосфера малой группы способствует более быстрому сближению участников и сплочению группы. Если же группа участников больше, то следует продумать программу и упражнения таким образом, чтобы задания были групповыми, так как индивидуальные задания требуют много времени, и внимание участников становится рассеянным. Продолжительность тренинга зависит от: целей (более продолжительный тренинг дает более значительные результаты); организационных и материальных возможностей; возможностей тренера. Чтобы тренинг был тренингом, существуют специальные правила. Эти правила - законы группы, по которым она живет во время всего занятия. Правила принимаются всей группой вместе с ведущим в самом начале работы. Они нужны для создания такой обстановки, чтобы каждый участник: Мог открыто высказываться и выражать свои чувства и взгляды. Не боялся стать объектом насмешки и критики. Был уверен в том, что все личное, что обсуждается на занятии, не выйдет за пределы группы. Получал информацию сам и не мешал получать ее другим. Вот несколько основных правил, которые помогают обеспечить атмосферу доверия: конфиденциальность, взаимоуважение, пунктуальность, безоценочное отношение к мнениям и высказываниям каждого. Известно, что бывают разные виды тренингов: коммуникативные, личностного роста и др. Чем профилактический тренинг отличается от остальных? Самое главное отличие в том, что профилактический тренинг может провести инструктор, не имеющий специального психологического образования. Выло бы желание, необходимые знания и представления о групповой работе. На тренинге личностного роста идет работа над глубинными личностными установками участников, направленная на духовный рост и изменение индивидов. На тренинге развития коммуникативных навыков группа и групповой процесс являются инструментом для того, чтобы участники научились свободно общаться с разными людьми и в разных коллективах. Профилактический тренинг тоже развивает коммуникативные навыки. В процессе его проведения затрагиваются проблемы ответственного поведения. Но главной функцией такого тренинга все же является информирования и формирование жизненных навыков. Важно, чтобы ведущий имел опыт собственного участия в подобных профилактических тренингах. Цель группового профилактического тренинга - помочь подростку осознать проблему наркозависимости и выработать у него навыков защитного поведения. Все профилактические тренинги состоят из одних и тех же этапов. Но объемное соотношение в каждом отдельном семинаре может быть различным. Это зависит от: целей занятия (если это только информационный семинар, то этап формирования практических навыков может быть сильно сокращен); целевой группы (чем моложе целевая группа, тем больше игр, разминок и тем меньше информационный блок); продолжительности занятия; уровня подготовленности группы (если группа хорошо информирована, большее количество времени можно посвятить формированию навыков). Специалисты рекомендуют следующую структуру занятия: Введение (5% рабочего времени). 1 этап. Знакомство участников (5% рабочего времени). 2 этап. Ожидание участников (3% рабочего времени). 3 этап. Принятие правил работы группы (5% рабочего времени). 4 этап. Оценка уровня информированности (5-10% р. врем.). 5 этап. Актуализация проблемы (10% рабочего времени). 6 этап. Информационный блок (20-40% рабочего времени). 7 этап. Приобретение практических навыков (20-60% р.в.). 8 этап. Завершение работы (5% рабочего времени). Задачи этого этапа: 1) подвести итоги семинара; 2) выяснить, сбылись ли ожидания участников; 3) оценить изменение уровня информированности. Продолжительность профилактических занятий может длиться от 1,5 часов до нескольких дней. Различные причины определяют длительность семинара и в каждом случае есть свои плюсы и минусы. 1,5-часовой семинар незаменим в ситуации школьного/вузовского обучения. Дает возможность осуществить только краткое введение в проблему; не позволяет уделить достаточного внимания развитию практических навыков. 1-дневный семинар хорош уже тем, что это целых 6 часов группового процесса. Такая продолжительность - это великолепная возможность заинтересовать подростков, т.к. за это время их невозможно утолить, зато можно поразить необычной формой подачи информации. Таких однодневных семинаров, связанных собой одной целью, может быть сколько угодно. Наиболее предпочтительная форма работы - 3-дневный семинар, т.к. в процессе его проведения имеется больше возможностей для реализации целей и задач профилактической работы. Однако, такая форма занятия требует отрыва от учебы, материальных средств на организацию и решения многих административных проблем. Особенность 3-дневного семинара в том, что этапы структуры семинара повторяются изо дня в день, накладываются друг на друга и претерпевают изменения. Далее предлагаем Вам описания некоторых наиболее эффективных методов групповой работы, которые широко используются при проведении семинаров-тренингов. Такие методы работы с группами, как лекция, чтение, использование аудиовизуальных средств и наглядных пособий - общеизвестны и не нуждаются в подробных комментариях. Однако, дискуссия, "мозговой штурм", "ролевые игры", коллективные групповые задания, по нашему мнению, достойны особого внимания. ДИСКУССИЯ возникает тогда, когда каждый участник высказывает свое мнение по той или иной теме на основании своих знаний и опыта. Это - обмен мнениями. Дискуссии можно проводить в любых коллективах, но они более эффективны, когда проводятся в маленьких группах. Групповое обсуждение стимулирует свободный обмен мнениями и помогает молодежи получить четкое представление о понятиях, чувствах и точках зрения. Дискуссия проходит особенно хорошо, если ей предшествует завязка, например, изучение случая, рассказа. Часто, когда заявляемая проблема касается жизненных принципов и личных переживаний участников, дискуссия принимает острый характер и не всегда стороны достигают единодушия. Такая дискуссия может подвинуть человека задуматься, изменить или пересмотреть свои установки. У подростков эти споры проходят более жарко, чем у взрослых, но и изменениям они поддаются проще. Чтобы спор не вышел за пределы занятия, ведущему нужно подытожить рассуждения всех сторон и обсудить сходство и различие позиций. "МОЗГОВАЯ АТАКА" ("МОЗГОВОЙ ШТУРМ") - это метод групповой работы, при котором принимается любой ответ учащегося, имеющий отношение к обсуждаемому вопросу. При этом важно не давать оценку высказанным точкам зрения, а принимать все и записывать мнение каждого участника на доске или листе бумаги. Подростки должны знать, что от них не потребуют давать обоснование своему ответу или объяснять, почему он так считает. "Мозговой штурм" представляет собой хороший способ быстрого включения всех членов коллектива в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу. После завершения "мозгового штурма", который не должен занимать слишком много времени, необходимо предоставить время для обдумывания или определения первоочередности высказываемых идей. "Мозговой штурм" является эффективным методом при необходимости: обсуждения деликатных и спорных вопросов; стимулирования неуверенных учащихся принять участие в обсуждении; сбора большого количества идей в течение короткого периода времени. Этот метод хорош тем, что помогает демократически и ненавязчиво обсуждать многие проблемы. Он также помогает определить уровень знаний и основные направления интересов участников группы. Собранная информация может служить для более глубокой, содержательной работы и дискуссий. "РОЛЕВАЯ ИГРА" - это разыгрывание без предварительной подготовки коротких ситуаций, имитирующих возможные реальные. Во время ролевой игры участники обычно выражают чувства какого-либо героя. А это часто легче сделать, чем выразить свои собственные точки зрения и чувства. Ролевая игра является очень эффективным методом, но овладеть им непросто. Нижеследующие рекомендации помогут Вам: выберите добровольцев или разговорчивых и энергичных учащихся; возьмите себе одну из ведущих ролей; расскажите участникам, в каком направлении они должны действовать, или предложите сценарий; используйте "реквизит" - шляпы, карточки с именами и пр.; обыгрывайте ситуацию с юмором, если это уместно; разбейте всю группу на подгруппы по 2-3 человека, и пусть каждая подгруппа разыгрывает роли. Таким образом, можно избежать смущения, вызванного необходимостью предстать перед всей группой. Ролевая игра - это хорошая наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники. Им предоставляется возможность: показать существующие стереотипы реагирования в различных ситуациях; разработать и использовать новые стратегии поведения; отработать, пережить свои внутренние опасения и проблемы. После окончания игры "актеры" и "зрители" обмениваются впечатлениями и мыслями по поводу "спектакля". Далее идет совместное обсуждение и выработка наиболее эффективных стратегий поведения в определенных ситуациях. При проведении "ролевой игры" следует придерживаться правил: четко инструктировать участников по сценарию и характерам персонажей; распределять роли таким образом, чтобы каждый участник мог изменить свое амплуа, попробовать играть разные роли, изменить отношение к проблеме; следить за тем, чтобы игровая ситуация или поведение участников не травмировали кого-нибудь. Если это происходит - вмешаться и остановить процесс; играя, важно не переусердствовать; после игры "актеров" нужно возвратить к реальности, напомнить им, что это только игра, тренировка; не стоит позволять одному и тому же участнику несколько раз играть однотипные роли, чтобы он не остался этим персонажем в глазах товарищей; необходимо установить лимит времени на игру и вмешаться или прекратить ее, если что-то произошло не так и может навредить участникам. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ. Этот вид обучения представляет собой поиск выхода из предлагаемой ситуации. Ситуация - это описание события, факта, истории, в которой содержится конфликт. После полученной информации (рассказ, история, отрывок из фильма и др.) группа пытается разобраться, дать оценку тому или иному персонажу, придумать и предложить альтернативы его действиям. Изучаемый случай может быть незаконченным. Участники сами должны решить, какие выводы можно сделать, и какие последствия будут иметь место. И, наконец, они должны решить, как наилучшим образом могла бы завершиться эта ситуация. Занятие считается эффективным в том случае, если оно достигло поставленной цели. Поэтому важно при подготовке занятия или семинара-тренинга четко осознавать его цели и задачи. Обычно целью профилактической работы является повышение уровня информированности молодежи, а также формирование мотивации для изменения поведения на более безопасное. В связи с этим можно выделить следующие критерии оценки эффективности групповых методов работы: повышение уровня информированности аудитории по обсуждаемым вопросам и темам; формирование установок на изменение поведения; оценка занятия как процесса.
В.В. Страхова
|