На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Программа социально-психологической адаптации - Циклы коррекционно-развивающих занятий для подростков 13 –15 лет с элементами арт-терапии
Программа социально-психологической адаптации - Циклы коррекционно-развивающих занятий для подростков 13 –15 лет с элементами арт-терапии
Коррекционная работа психолога в школе - Программы
Индекс материала
Программа социально-психологической адаптации
Психологический тренинг по профилактике курения и других форм зависимого поведения у подростков 12-17 лет
Групповая профилактическая работа с молодежью
Тренинговая программа "Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании"
Циклы коррекционно-развивающих занятий для подростков 13 –15 лет с элементами арт-терапии
Приложение
Все страницы

Циклы коррекционно-развивающих занятий для подростков 13 –15 лет с элементами арт-терапии

1 цикл ( 12 занятий) – «Мои сильные и слабые стороны»

Данные занятия представляют собой совокупность рисуночных заданий, тестов, психогимнастических упражнений, экспериментов, направленных помочь подросткам освоить разные виды творческого и осмысленного времяпрепровождения и расширить их временную перспективу.
Выбор Арт-технологий не случаен, ибо, что, как не художественное творчество, способно открыть созидательную сторону человека, пробудить в нем Творца, активизировать личностные ресурсы и показать человеку его индивидуальность и неповторимость. Именно с помощью творческих заданий можно удовлетворить потребность подростка в «путешествиях», в стремлении найти другой мир, где его понимают, его любят, принимают, мир в котором он герой, способный вынести тяготы и боль жизни.
Изучение подростком других миров на наших занятиях, начинается для них с познания такого близкого, однако такого незнакомого мира – самого себя. Акцент в работе психолога стоит на формировании у подростка осознанности, осмысленности самого себя и бытия. Со-бытие, т.е. групповые занятия, дает возможность заглянуть не только в собственный мир, но и посетить другие миры, не только узнать свое время и расширить его, но и побывать в «другом» времени – времени другого человека. Наряду с активно используемыми в ходе занятий заданиями и упражнениями творческого характера, регулярно проводится техника «Ритмическое эхо». Эта техника помогает решать задачи развития чувствительности к собственной двигательной активности, активности других участников, а также задачу формирования децентрации, осознавания различия позиций «главный – подчиненный», задачу снятия мышечных зажимов и координации не только двигательной , но и позиционной, мировоззренческой.
Задачи:

  1. укрепление идентичности, определение границ своего Я;
  2. развитие внутренних критериев самооценки;
  3. формирование интереса к себе и к другим;
  4. поддержка и развитие творческого самовыражения;
  5. тренировка навыков самоконтроля и постановки цели;
  6. накопление эмоционально- положительного опыта и повышение внимания

к происходящим изменениям у самого себя и у других;

  1. формирование осознания необходимости самопознания;
  2. развитие вариативности мышления.

Занятие 1. Знакомство.
Цели и задачи: установление контакта с подростками, создание положительной мотивации к предстоящему циклу занятий, освоение приемов самодиагностики и способов самораскрытия и самовыражения.

  1. Знакомство с ведущим. Участникам предлагается, рассмотрев кабинет, определить, чем любит заниматься человек, работающий в нем.
  2. Знакомство друг с другом. Дается задание нарисовать свою комнату или свое место в квартире, а затем назвать себя и рассказать о себе, используя рисунок. (Если бы я пришла к тебе домой, что я могла бы узнать о тебе, просто рассматривая твою комнату?
  3. Упражнение «Каракули». Участникам предлагается нарисовать несколько непроизвольных линий на листе бумаги и передать свой рисунок соседу слева. Тот в свою очередь передает свои каракули соседу слева. И так все одновременно получают чужие каракули. Необходимо увидеть в каракулях какой-либо образ и дорисовать его. Затем все по очереди демонстрируют созданные образы.
  4. Разминка. Упражнение «Ритмическое эхо». Под музыку участники группы или по-другому «эхо», повторяют за ведущим те движения, которые он задает

( танцевальные, гимнастические, голосовые, мимические). Ведущий решает задачу синхронизации движений всех членов группы, поэтому движения даются посильные, интересные, повторяющиеся до тех пор, пока все не начинают выполнять их в едином ритме. Упражнение выполняется на каждом занятии, что способствует сплочению группы.

  1. Техника «Круг воли». Участники отвечают на вопросы о том, как они понимают, что такое сила воли, а также, описать безвольного человека. Затем даются определения волевых качеств. После этого предлагается заполнить бланк техники «Круг воли». (приложение 1)
  2. Завершение. Каждый рассказывает, что нового он о себе узнал и заполняет схему «Окно» (приложение 2). На листе формате А-4 нарисовано окно. В одно половине окна надпись вверху: «Узнал о себе сам», в другой – «Об этом сказали другие», оставлена форточка, как скрытая область знаний о себе. Схема «Окно» заполняется в конце каждого занятия. Если на листе не осталось свободного места для заполнения, то такое же окно рисуется с другой стороны и т.д.

Занятие 2 Начало путешествия
Цели и задачи: поддержка дальнейшего самораскрытия, самопознания, прояснения Я-концепции; развитие умения анализировать и определять психологические характеристики; активизация сенсорных анализаторов и механизмов творческого воображения.

  1. Разминка «Ритмическое эхо».
  2. Продолжаем знакомство. 1)«Нарисуй себя в виде какого-нибудь предмета на одной стороне листа и животного на другой». 2)Представьтесь теперь от имени предмета (я – пуговица, блестящая, красивая, люблю…, хочу…., не люблю…. И т.п.).
  3. Тест на работоспособность. Теппинг-тест.
  4. Эксперимент «Как мозг воспринимает то, что мы видим?».

Участникам предлагается рассмотреть несколько рисунков, обманывающих зрение. Рисунки показываются по отдельности, предъявляются по одному. После рассмотрения каждого рисунка, участник записывает то, что он видел. Затем ответы сравниваются. Ведущий подводит участников к пониманию того что, хотя каждый и видит все по-своему, существует множество всеобщих законов восприятия. А многие люди, опираясь только на свое восприятие, воспринимают собственное мнение как непреложный факт. Здоровые и счастливые отношения между людьми основаны на понимании того, что у другого может быть своя точка зрения, свое восприятие.

  1. Путешествие на планету «Творчество». Ведущий выдвигает гипотезу: изменение восприятия – способ попутешествовать, узнать другие миры, уйти от данной действительности. Люди-путешественники свое стремление превращают в профессию: актеры, художники, музыканты и т.п. Вселенная творчества огромна: музыкальные миры, мир театра, кино, живописи, скульптуры, мир танца, пластики, мир самой Природы и еще много-много разных миров. Давайте организуем наше первое путешествие на планету «Творчество». Каждый из вас нарисует по одному материку, даст ему название, нанесет ландшафт (горы, реки, озера, долины, города, замки и т.п.) – придумает для всего названия. Обязательно нужно проложить путь по материку, выделив начало и конец этой дороги.

Участникам дается лист А-4, из которого они вырезают материк любой формы. В заключении – все материки размещаются на готовой нарисованной заготовке планеты, участники представляют свой материк и отвечают на вопрос: «На какой материк ты хотел бы попасть?», «Как вы думаете, где может находиться эта планета?»

  1. Тест-опросник самоотношения (В.В.Столин, С.Р.Пантелеев).
  2. Завершение. Что нового ты узнал о себе? Заполни схему «Окно». (Приложение).

Занятие 3. Такой неповторимый мир.
Цели и задачи: углубление процессов самораскрытия, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов. Познание себя с помощью группы. Дальнейшее знакомство с разнообразными способами творческого самовыражения.

  1. Разминка «Ритмическое эхо».
  2. Шуточный тест «Китайская рулетка». Участникам предлагается закончить предложения:

Если бы я был деревом, то хотел бы быть

То не хотел бы быть ….

Если бы я был одеждой, то хотел бы быть

То не хотел бы быть ….

Если бы я был животным, то хотел бы быть

То не хотел бы быть ….

Если бы я был машиной, то хотел бы быть

То не хотел бы быть ….

Если бы я был напитком, то хотел бы быть

То не хотел бы быть ….

Если бы я был писателем, то хотел бы быть

То не хотел бы быть ….

Если бы я был цветком, то хотел бы быть

То не хотел бы быть ….

Если бы я был игрушкой, то хотел бы быть

То не хотел бы быть ….

Если бы я был киногероем, то хотел бы быть

То не хотел бы быть ….

Если бы я был взрослым, то хотел бы быть

То не хотел бы быть ….

Можно изучить животных, о которых написал испытуемый, сравнить способы защиты данного животного и данного человека, а также рассмотреть положительные их качества.
Интерпретация теста такова: то, кем или чем ты хотел бы быть – это ты в будущем, а то кем или чем не хотел – такой ты в настоящем. (Шутка).

  1. Путешествие в страну Превращений. Игра «Полянка». Проводится при наличии 5-6 и более участников. Участникам предлагается представить, что перед ними зеленая полянка в лесу. «Трава. Лето. Светит солнце. Тепло. Вокруг зеленый лес. На этой полянке вы, сидящий в круге, - кто или что? Давайте попробуем выбрать, в кого или во что каждый из нас, мог бы поиграть».участники по очереди заявляют в кого или во что они будут «превращаться». На втором этапе роли разыгрываются. При обсуждении игры участникам задаются вопросы:»вы довольны выбранной вами и прожитой в игре ролью? Удалось ли повлиять на происходящие события? Или они остались в стороне от вас? Какие переживания вы испытывали?»…. – т.д.
  2. Разминка рук перед рисованием. Разминка представляет собой растирание, разминание, массаж кисти руки и пальцев. Проводится до появления в пальцах ощущения покалывания, ощущения увеличения кистей рук. Рисунок «Реклама». Нарисуйте рекламу для самого себя, включив в нее короткий текст.
  3. Что нового вы узнали о себе? Заполнение «Окна».

Домашнее задание: нарисуйте или сделайте коллаж на тему: «Таким я хочу быть».

Занятие 4. Путешествуем вместе.
Цели и задачи: тренировка способности сотрудничать, умения учитывать чувства и интересы других и ориентироваться на них в своем поведении; тренировка невербальной коммуникации.

  1. Разминка.
  2. Эксперимент “Зачем нужны вопросы?” Взаимопонимание при общении людей зависнт от очень большого количества факторов. В этом эксперименте исследуется следующий вопрос: “Насколько необходима и важна для общения обратная связь?” Задача в нем ставится так: «Что будет, если вы не сможете задать вопрос?”

Материалы:
• 2 одинаковых набора деталей разной формы и цвета. Если готовых нет, вырежьте из картона треугольники. квадраты, прямоугольники, круги зеленого, синего, красного и желтого цветов - по нескольку каждого цвета и формы. Не важно сколько, лишь бы оба набора были одинаковыми. Можно использовать наборы кубиков “Сложи узор”, “Уникуб”.
Блокнот, тетрадь поле для какой-нибудь игры с фишками.
Бумага и карандаш для записи наблюдений и результатов.
Ход эксперимента:
I. Сесть за стол - вы по одну сторону, напарник - по другую. Поставить блокнот или картонку в качестве перегородки. Взять себе один набор деталей и отдать другой напарнику.
2.Так, чтобы не видел напарник, построить из деталей какое-нибудь сооружение или выложить плоский орнамент. Теперь объясните напарнику, что вы (а не он) на космическом корабле облетаете планету Зуг, обитатели которой настроены к вам дружелюбно, но не имеют никакого понятия о земной технике. На космическом корабле обнаружились неисправности, и вам нужна посадка, но прежде чем вы ее совершите, зуггианский лоцман (ваш напарник) должен понять, как выглядит ваш пульт управления. К счастью, вы можете говорить на одном языке, поэтому все детали пульта можно описать.
Но, к несчастью, зуттианцы не могут отвечать вам или задавать вам вопросы, потому что у них испортился передатчик. К тому же они не могут вас видеть, и вы не можете объясниться с ними жестами.
У вашего напарника есть такой же, как у вас, набор де­талей. Вы описываете свой пульт управления, а он или она пытается сделать точную его копию. Помните, что ваше общение может быть только односторонним. А под конец уберите перегородку и проверьте, насколько точно напарнику удалось воспроизвести ваше сооружение. Сможете ли вы совершить посадку на планете Зуг?
Обсуждение результатов.
Возможно ли взаимопонимание при одностороннем общении, когда говорит только один, а другой не может ни ответить, ни задать вопрос?
Насколько это важно, чтобы была возможность задавать вопросы и получать на них ответы?
Насколько важен при общении язык жестов?

  1. Заполнение схемы «Круг поддержки» (приложение 7).
  2. Разминка рук. Общий рисунок (молча), на тему предварительно выбранную группой сообща, можно общаться с помощью жестов.
  3. Что нового вы узнали о себе? Заполнение «Окна».

Д/З: Напиши письмо инопланетянину. Письмо должно быть кратким и содержать в смешной форме информацию, по которой «инопланетянин» смог бы найти автора письма среди миллионов жителей Земли.

Занятие 5. Могущество.
Цели и задачи: помощь участникам в раскрытии своих сильных сторон; актуализация их личностных ресурсов.

  1. Разминка.
  2. Упражнение «Могущество».
  3. Закончите предложение «Я могу ….» (не менее 20 предложений).
  4. Подчеркните то, что можете только Вы и некоторые ваши знакомые.
  5. Зачитайте ваши «Могушки».
  6. Ведущий. Как вы думаете, что такое могущество? Правильно, - это умения. И чем больше их у человека, тем он могущественнее, тем больше он может, умеет что-то делать, создавать, творить. Могущественный человек – это сильный человек и совсем не обязательно физически. Сила этого человека в том, что он многое умеет и рассчитывает на свои силы, не сдается, не опускает руки, он готов научиться еще чему-нибудь, если чувствует такую необходимость. Будьте же сильными, могущественными, учитесь создавать, творить и обязательно сумейте довести каждое дело до конца.
  7. Закончите предложение «Я смогу …» – 5 минут.
  8. Обсуждение рисунков «Таким я хочу стать»
  9. Упражнение «Моя Вселенная». Ведущий говорит о том, что «звездная карта» каждого показывает, что у всех много возможностей; много того, что делает каждого из нас уникальным, и того, что нас объединяет. Участники заполняют готовую «звездную карту». Предлагается по желанию добавить звезды и планеты с собственными характеристиками.
  10. Разминка рук. Рисунок «Мандала». Инструкция: «Нарисуйте круг, размером с голову и разрисуй его. Можно рисовать только в круге. Не имеет значения от центра или с края ты начнешь рисовать».

Обсуждение. Вопросы: «Как ты назовешь свой круг?», «Если бы круг мог говорить, чтобы он тебе сказал?»

  1. Что нового вы узнали о себе? Заполнение «Окна».

Д/З: Напишите оду Лени, восхваляйте ее, пишите о ней только хорошее и как можно больше.

Занятие 6. Перекрестки.
Цели и задачи: осознание собственного влияния на людей и их влияния на себя; помощь в определении личностных ценностей; помощь в определении своих личностных, индивидуальных особенностей.

  1. Разминка
  2. Зачитывание и обсуждение «Писем к инопланетянину»

3. Эксперимент
Можно ли влиять на чужое поведение?
Ход эксперимента
Назначить одного испьпуемого на роль Голодной Лабораторной Крысы, а другого - на роль Кормушки. Тот, кто будет Крысой, уходит из комнаты, а вы вместе с наблюдателями решаете, какое поведение надо выработать у Крысы. Например, Крыса должна будет стоятъ около батареи отопления, или сидеть на определенном стуле, или смотреть в окно.
Пригласите Крысу в комнату. Не объясняйте ей, чего вы от нее ждете. Просто наблюдайте. Когда действия Крысы будут ближе к тому, что вы от нее хотите, Кормушка бу­дет говорить: «Умница». Это единственное слово надо произносить каждый раз одинаково, и больше ничего не говорить.
Эксперимент заканчивается, когда Крыса начинает вести ебя так, как было решено.
Выводы:
- Легко ли было выдрессировать Крысу?
- Можете ли вы придумать способы формирования поведения, которые могли бы улучшать взаимоотношения людей?
Дает вам этот Эксперимент какие-нибудь ключи к пониманию того, как на поведении людей может сказываться влияние их сверстников?
- Теперь, когда вы знаете, что «доброе слово и крысе приятно», вспомните кого-нибудь из ваших знакомых, чье настроение всегда кажется плохим. Может быть, это просто неприятный человек. Но подумайте, как вы можете изменить его поведение? Могут ли ваши собственные действия или слова повлиять на его поведение по отношению к вам? Обсуждение рассказов участников.

  1. Разминка рук. Рисунок «Изобразите себя на перекрестке дорог с обозначением направлений дальнейшего движения». После этого предлагается на этом же рисунке дорисовать «Кто или что влияет на твой выбор пути».
  1. Рисунок «Части моего Я». Участникам предлагается вспомнить, какими они бывают в разных ситуациях в зависимости от обстоятельств (порой действуют так непохоже на себя самих, как будто они другие люди), как они, случается, ведут внутренний диалог, и попытаться нарисовать эти разные части своего «Я». Это можно сделать так, как получится, быть может, символически.
  1. Что нового вы узнали о себе? Заполнение «Окна».

Д/З: Нарисуйте четыре Я: реальное, воспринимаемое с внешней стороны, идеальное, будущее.

Занятие 7. Эмоции и чувства.
Цели и задачи: актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере. Тренировка умения выражать свое эмоциональное состояние и понимать его.

  1. Разминка.
  2. «Имена» чувств. Участники записывают столько «имен» чувств, сколько сможет. Тот, кто записал наибольшее количество, зачитывает их. Остальные ищут совпадения этих слов и слов других членов группы. Актуализируются наиболее известные эмоции и эмоциональные состояния, объясняется разница между эмоцией и эмоциональным состоянием. Дети заносят в таблицу чувства (приложение 9), которые для них характерны, и те чувства, которые они испытали сегодня.

В первой колонке выписываются «имена» чувств. Затем выбирается ячейка, соответствующая месту, где это чувство возникает, в ячейках проставляются крестики. Можно по 5 – 10 балльной системе оценить интенсивность чувств.

  1. Возможно, при наличии времени провести методику «Карта страны чувств».

Участникам предлагается нарисовать самих себя во весь рост спереди и спиной, затем отметить в каких местах тела они чувствуют: обиду, страх, радость и т.д.

  1. Упражнение «Зеркало».

А. Один из участников показывает какую-либо гримасу сосуду. Тот, в свою
очередь, «передразнивает» его как можно точнее и передает дальше
своему соседу. «Гримаса» передается по кругу. Упражнение
заканчивается, когда гримаса возвращается к первому участнику. Таким
же образом «передаются» еще несколько эмоций.
Обсуждение:
- Каков механизм узнавания чувств?

  1. Какие мышцы задействованы?
  2. Бывают ли бесполезные или стопроцентно вредные чувства?
  3. Бывают ли чувства, не приносящие абсолютно никакого вреда?

Б. Я предлагаю для исследования два чувства: любовь и гнев.
Участники могут работать парами или в одиночку и заполняют таблицу:

Эмоция

Ее польза

Ее вред

ЛЮБОВЬ
ГНЕВ

Затем, ответы участников озвучиваются.

  1. Разминка рук. «Рисование ощущений». Лист формата А-4 складывается так, что на нем образуются 8 ячеек, в которых участники должны карандашом нарисовать свои ощущения гнева, радости, спокойствия, депрессии, энергичности, женственности, болезни и любого на свой выбор состояния.

Инструкция: Каждый рисунок выполняется линиями. Вы можете использовать для рисунка одну линию, много линий, можете покрыть всю ячейку линиями, если считаете это правильным. Вы можете наносить длинные штрихи или короткие, тонкие или широкие, нажимать на карандаш сильно или слабо. Если нужно пользуйтесь резинкой.
В каждой ячейке поочередно нарисуйте то, что для вас олицетворяет записанное внизу слово. Ограничение – вы не должны рисовать никаких картинок или пользоваться какими- либо символами (звезды, сердца, молнии, геометрические фигуры и т.п.). только линии – быстрые, медленные, светлые, темные, гладкие, шероховатые, ломаные, плавные – какие вы считаете правильными для того, что пытаетесь выразить. Передайте линиями, как ощущается вами это эмоциональное состояние.
Обсуждение. Ваш рисунок делает ваше чувство видимым. Опишите, какими линиями вы выразили ваши эмоции? Давайте сравним все рисунки гнева и т.д.

  1. Что нового вы узнали о себе? Заполнение «Окна».

Д/З: Нарисуйте одно из самых ранних ваших воспоминаний, связанных с сильными чувствами.

Занятие 8. Мои проблемы.
Цели и задачи: осознание своих сильных и слабых сторон, положительных и негативных качеств; обучение распознаванию своих проблем и нахождению способов их решений, преодолению трудностей, мешающих полноценному самовыражению.

  1. Разминка
  2. Обсуждение Д/З: Зачитывание рассказов о Лени. Общее название сказок: «Вселенная – это где все ленятся». Можно зачитать вслух сказку Д.Соколова «Лень».
  3. Упражнение «Преодоление». Ведущий: «Жизнь – это борьба. Эту формулу вы, безусловно слышали много раз. С ней можно не соглашаться, спорить. Действительно, лучше жить в мире и согласии с собой и окружающими. Но жизнь часто ставит перед нами серьезные проблемы, создает препятствия, которые нужно преодолевать. Именно это в значительной мере стимулирует рост и развитие личности.

Вспомните о тех препятствиях, которые вам пришлось преодолевать за последнее время. После этого найдите то общее, что помогло вам преодолевать эти трудности.
А теперь мы выслушаем всех и особое внимание уделим способам преодоления препятствий. Мы составим общий перечень и назовем его «Преодоление». У каждого из вас в трудную минуту будет под рукой наш общий опыт успешного преодоления трудностей».

  1. Опросник «Держу ли я удар?»( Приложение)
  2. – Все мы читали сказки, легенды о смелом воине, убивающем дракона или Змея Горыныча. Помните, как было страшно, когда богатырь отрубал у дракона одну голову, а на ее месте тут же вырастала другая? И, казалось, этому не будет конца. Дракон (он же Змей Горыныч) непобедим. Но слетала еще одна голова и еще. И вдруг оказывалось, что дракон обезглавлен, побежден. Говоря современным языком, количество запасных голов было ограничено.

У каждого из нас есть свой дракон. Он появляется как маленький, почти безобидный дракоша, но, если его вовремя не уничтожить, он может вырасти и стать опасным для самого человека и всех его близких. Почти каждый из нас в один прекрасный момент решает убить своего дракона. Но у того на месте отрубленной головы вырастает другая, потом третья. И мы часто отступаем. Не боремся с драконом, а приручаем его или стараемся «поселить» его как-нибудь так, чтобы его никто не заметил. И тогда остается только удивляться: почему из скромного, тихого дома вдруг вырываются клубы пламени и время от времени вдруг слышится рык дикого зверя, а иногда даже вдруг качается земля. Самое обидное, что, занятые своим драконом, мы не можем и не успеваем сделать больше ничего.
Поэтому лучше всего воевать с драконом, пока он еще мал и пока у вас самого еще достаточно сил. Самое главное – помнить, что количество голов у него не беспредельно и его можно победить.
Разминка рук. Участникам предлагается нарисовать своего «дракона» и назвать его в целом и каждую голову в отдельности.

  1. Сочинение сказки или истории о том, как они победят своих драконов. История может быть изображена в виде комикса, представлена в виде рассказа или сценария к фильму. Желающие могут объединиться в группы и придумать общую историю, но драконов, и героев должно быть столько же, сколько участников.
  2. Что нового вы узнали о себе? Заполнение «Окна».

Д/З: «Мой герб». Участникам предлагается изобразить свой герб, который отражает ваше жизненное кредо, отношение к себе и к миру в целом.

Занятие 9. Дом моей души.
Цели и задачи: определение личностных ценностей, формирование способности понимать невербальное поведение, актуализация личностных ресурсов, повышение уверенности в себе; групповое сплочение.

  1. Разминка.
  2. Делимся ранними воспоминаниями. Обсуждаем д/з: «Рисунок одного из ранних воспоминаний о событии, сопровождаемого яркими, сильными чувствами».
  3. Разминка рук. Рисование «Дом моей души». Ставиться спокойная, мелодичная музыка. Участникам предлагается вначале представить место, где им хорошо, их самое любимое место, рассмотреть пейзаж вокруг. Затем предлагается мысленно построить там дом и постараться запомнить все детали образа. И в заключении – нарисовать увиденный образ.

4. Об отношении к жизни. Оптимисты и пессимисты. Упражнение: Закончите предложение: “Чувствовать себя счастливым хорошо, потому что … (5 вариантов) и чувствовать себя несчастным хорошо, потому что…”
Классическая игра «Цепочка хороших и плохих следствий».
Игра хорошо развивает быстроту мышления, смелость высказывать свои мысли, находчивость и уверенность.
Методика игры: участвуют все присутствующие, ведущий называет исходную ситуацию и спрашивает первого: “Что в этом хорошо?” Первый участник отвечает. Ведущий спрашивает второго: «А что в этом плохо?” У третьего спрашивает: «Что в этом хорошо?”, у четвертого: «Что в этом плохо? и так далее. Или другой вариант той же самой игры: ведущий задает по очереди пару строго повторяющихся вопросов: «Это ХОРОШО, потому что?..», а после ответа новый вопрос: «Это ПЛОХО, потому что?..», потом «Это хорошо, потому что?..» и т. д.
Исходная ситуация: “промочить ноги”.
Промочить ноги — это ПЛОХО, потому что...
— ...можно заболеть.
Заболеть — это ХОРОШО(!), потому что...
— ...не надо ходить в школу.
Не ходить в школу — это ПЛОХО, потому что...
— ...скучно сидеть дома.
Сидеть дома — это ХОРОШО, потому что...
— ...научишься играть самостоятельно.
Играть самостоятельно ПЛОХО, потому что...
— ...отвыкаешь от детей.
Отвыкать от детей ХОРОШО, потому что...
...когда меня увезут в деревню, я не буду скучать. И т. д.
Можно начать разговор и с обратного вопроса.
Промочить ноги — это ХОРОШО, потому что...
...узнаешь, что текут ботинки.
Узнать, что текут ботинки ПЛОХО, потому что...
— ...надо покупать новые.
Покупать новые ботинки — это ХОРОШО, потому что...
...в новых ботинках можно безбоязненно ходить по лужам.
Ходить по лужам ПЛОХО, потому что...
...будет ругать мама.
Когда рутает мама — это ХОРОШО, потому что...
— ...она меня чему-то учит...
Ведущему надо безошибочно чередовать вопросы «хорошо» и «гшохо». Не судите строго ответы участников. Им трудно, их все слушают, а времени на обдумывание нет.

  1. Разминка рук. Коллективный рисунок «Дерево». (Приложение 14) Готовый рисунок должен представлять собой большое дерево. Участникам раздаются листы формата А-4. Главное условие – не разговаривать друг с другом. Участники должны выбрать каждый для себя ту часть дерева, которую они будут рисовать (вслух договариваться нельзя), затем скомпоновать нарисованные части в целое.
  2. Что нового вы узнали о себе? Заполнение «Окна».

Д/З: написать 50 слов, соответствующих понятию «Отлично».

Занятие 10. Творческая личность.
Цели и задачи: углубление процесса самораскрытия, расширение границ когнитивного восприятия мира, активизация сенсорной памяти

  1. Разминка.
  2. Рассматривание, анализ, сравнение рисунков на тему «Мой герб».
  3. Методика «Пиктограмма». Участникам предлагается дать работу своей памяти, потренировать ее. Инструкция: участникам предлагается запомнить слова и выражения. Чтобы было легче запомнить, участникам предлагается к каждому слову нарисовать что-либо такое, что могло бы помочь вспомнить заданное слово. Каждый участник получает бумагу и карандаш. (Приложение 13)
  4. Упражнение «Закончи предложение»: «Успех в жизни для меня – это…». Участники письменно отвечают на вопрос: Каковы мои притязания в жизни? Что я буду считать успехом, что неудачей? Обсуждение ответов.
  5. Разминка рук. Общий рисунок «Четыре стихии». Природа нашего мира является одновременно и Творением и Творцом. Жизнь, силы Природы представлены четырьмя стихиями. Участники обсуждают по очереди стихии:
  6. Земля. Качества, формируемые благодаря проявлению этой стихии: прочность, твердость, тяжесть, шероховатость, грубость, устойчивость. Образы: скала, земля, гномы, леший, домовые и т.п.
  7. Вода. Качества, формируемые на ее основе: текучесть, плавность, равномерность, подвижность, неподвижность. Образы: духи воды, капля, водопад, русалка и т.п.
  8. Воздух. Качества, формируемые на основе этой стихии: свобода, полетность, вдохновенность, легкость, проникаемость и т.п. Образы: мельница, листья, птицы, духи ветра, сновидение, мечты и т.п.
  9. Огонь. Качества, порождаемые огненной стихией: температурные ощущения, ощущения энергии, быстрота, резкость, активность. Образы: духи огня, саламандра, птица-Феникс, Огневушка-поскакушка и т.п.

Затем участники должны совместно создать композицию (коллаж, рисунок), в которой будут присутствовать элементы всех стихий. Участники договариваются между собой, кто какие элементы хотел бы нарисовать, выполняют это, затем придумывают название своей работе.

  1. Что нового вы узнали о себе? Заполнение «Окна».

Д/З: Нарисовать рисунок левой рукой.

Занятие 11. Тайны времени.
Цели и задачи: изучение восприятия категории движения: времени; актуализация и обобщение знаний о своем будущем; получение обратной связи.

  1. Разминка
  2. Упражнение: «Подбери ассоциации к понятию «время». Вначале ведущий рассказывает миф о Хроносе (образы времени: пожирающее, потерянное, чистое, тянущееся и т.п.). Участникам дается задание закончить предложение « Время – это …». При анализе определяем к какой стихии принадлежат данные высказывания, какая стихия преобладает в личном времени.
  3. Рассматривание рисунков Времени (Ведущему целесообразно подобрать несколько рисунков – иллюстраций, картин, которые будут символизировать время.)

Разминка рук. Рисование под музыку (спонтанное). Участники пытаются изобразить, вызванные музыкой основные впечатления или образы.

  1. Упражнение: «Настоящее – есть будущее». Ведущий предлагает поразмышлять о том, что события настоящего (наши мысли, чувства, поступки) формируют наше будущее. Если в настоящем взгляд человека на будущее размыт, нечеток, не сфокусирован, то и будущее не оформляется, не приобретают форму наши желания, наши цели – ведь он не представлял их. Чтобы точно попасть в цель, получить желаемый результат, необходимо стрелу-энергию послать в определенную мишень.

Это - проблема, существующая у многих людей – неопределенность, слишком неопределенные желания, слишком неопределенные цели. Препятствием на пути реализации целей является отсутствие твердой уверенности в том, что они действительно чего-то хотят, непонимание того, зачем это нужно. Некоторые люди не могут определиться с тем, что для них наиболее важно, и растрачивают свою энергию по мелочам, не умея определиться с приоритетами.
Многие люди не могут начать действовать потому, что не знают, чего они хотят или же хотят так много, что не могут ничего добиться, потому что им не хватает сосредоточенности. Некоторые люди также ставят себе нереалистичные, невозможные цели, которые в действительности напоминают несбыточные грезы – это можно хотеть, но не принимать всерьез, (например вести расточительную жизнь кинозвезды в Голливуде).
Инструкция: «Возьмите лист бумаги и запишите вопрос, на который хотите получить ответ: «Чего я хочу? Чего я действительно хочу?» Закройте на несколько минут глаза и сосредоточьтесь на поставленных вопросах. Как только ответы начнут приходить к вам, начинайте записывать их. Продолжайте задавать те же вопросы до тех пор, пока ответы не перестанут приходить». (Время 15 минут).
Обсуждение: «Проанализируйте какие цели самые близкие, исполнение каких рассчитано на более длительный отрезок времени, самые дальние цели. Оцените, реалистичны ли ваши цели, какое значение они имеют с точки зрения желаемого будущего. Пристально, внимательно разглядев сейчас свои цели, вы сделали первый шаг к достижению этих целей. Вы – путешественники во времени, вы побывали в будущем, где эти цели уже достигнуты».

  1. Разминка рук. Рисунок «Психологический портрет». Участники разбиваются на пары и в дальнейшем изображают друг друга. Перед ними ставится задача создания психологического портрета своего партнера. Рисунок выполняется молча, в течение 15 – 20 минут. Можно предложить участникам прислушаться к ассоциациям, которые вызываются образом данного человека, или создать конкретный образ, или воспринять его облик в виде какого-то конкретного предмета, а может узора, орнамента, рисунка из цветных пятен. Предлагается почувствовать и представить образ души данного человека: ее музыку, форму, поверхность, материал этой души. После завершения работы рисунки располагаются для всеобщего обозрения и последующего обсуждения чувств, вызванных процессом создания «портретов».
  2. Что нового вы узнали о себе? Заполнение «Окна».

Д/З: Рисунок «Я хочу вам подарить». Инструкция: « Представьте, что у нас у всех день рождение один день, и нам необходимо подарить всем подарки. Нарисуйте те подарки, которые действительно, на ваш взгляд, необходимы для каждого конкретного участника нашей группы. У вас должно получиться столько подарков, сколько человек в группе. Постарайтесь, чтобы ваш подарок был по-настоящему нужен и ценен, чтобы он действительно помог человеку измениться.
Помните, вы ничем не ограничены. Дарить можно все что угодно: от картины кисти великого Леонарда до конкретных личностных качеств; от виллы на Багамских островах, от засохшего прошлогоднего одуванчика до вечной жизни. Каждый нарисованный подарок необходимо адресовать (подписать для кого он предназначен).

Занятие 12. Король умер. Да здравствует, король!
Цели и задачи: закрепление представлений участников о самих себе; анализ и обобщение опыта изменений, обогащение сознания позитивными, эмоционально окрашенными образами личности, закрепление дружеских отношений между членами группы.

  1. Разминка.
  2. Заполнение карты «Жить – это значит расти и меняться». (Приложение 12)
  3. Участники по очереди зачитывают то, что они узнали о себе за время занятий (Техника «Окна»). В заключении ведущий обращает внимание на то, что участники начали путешествие по своему внутреннему миру, протоптав тропинки к реке творчества, обнаружив в себе сферу (круг) воли и т.д.
  4. Опросник самоотношения Столина-Пантелеева. (Приложение 3). Опросник проводиться еще раз для анализа результатов изменения самоотношения у участников программы «Творческая лаборатория».
  5. Разминка рук. Рисунок: «Клумба, луг, лес, роща» и т.п. Инструкция:«Нарисуйте себя и других членов группы в виде растения на том или ином этапе его развития». При обсуждении обращается внимание на свои ощущения, связанные с воображаемым процессом роста растений.
  6. Заполнение бланка «Круг воли», сравнивание результатов первого и второго бланков. Обсуждение участниками знаний о волевой сфере, полученных в ходе занятий.
  7. Прощание. Участники делятся своими впечатлениями от путешествия, длиною в 12 занятий, перебирают работы, сделанные за это время, а также обсуждают выполненное домашнее задание - рисунок «Я хочу вам подарить».

Литература:

  1. Анн Людмила «Психологический тренинг с подростками», Москва, 2003г.
  2. Практикум по арт-терапии, под редакцией А.И.Копытина, С.-Петербург, 2000г.
  3. Прихожан А.М. «Психология неудачника», Москва, 2001г.
  4. Тамберг Ю.Г. «Развитие творческого мышления ребенка» , С.-Петербург, 2002г.
  5. Цукерман Г.А. «Психология саморазвития», Москва, 1995.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.