На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Программа социально-психологической адаптации - Тренинговая программа "Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании"
Программа социально-психологической адаптации - Тренинговая программа "Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании"
Коррекционная работа психолога в школе - Программы
Индекс материала
Программа социально-психологической адаптации
Психологический тренинг по профилактике курения и других форм зависимого поведения у подростков 12-17 лет
Групповая профилактическая работа с молодежью
Тренинговая программа "Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании"
Циклы коррекционно-развивающих занятий для подростков 13 –15 лет с элементами арт-терапии
Приложение
Все страницы

 

Тренинговая программа "Профилактика табакокурения,
алкоголизма и наркомании"

На современном этапе развития общества вполне очевидным является тот факт, что молодое поколение России переживает кризисную социально психологическую ситуацию в связи с личностным становлением. Разрушены прежние, во многом устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка же новых происходит подчас хаотично и бессистемно. На фоне экономической и социальной депривации подрастающего поколения всё большую остроту приобретает их приобщение к употреблению наркотических средств, что весьма часто рассматривается как один из вариантов решения личностных психологических проблем.
В отечественной литературе работы по проблемам наркомании стали появляться относительно недавно, в середине 70-х годов. Их можно условно разделить на научно-клинические исследования (Александров А.Н. "Употребление наркотиков при психопатологии и акцентуациях личности", Личко А.Е. "Подростковая психиатрия"); научно-публицистические и научно-статистические издания, которые стали появляться в середине 80-х годов (Бабаян Э., Гонопольский В, "Наркология", Рощин А.Н. "Путь в бездну" и т.д.).
В работе того времени акцент в борьбе ставился на пропаганду здорового образа жизни, лечение наркомании и уголовную ответственность за употребление наркотиков. И лишь в середине 90-х годов пришло понимание того, что беседами, лекциями, запугиваниями невозможно прекратить или хотя бы приостановить рост наркомании. Необходимо, чтобы информация о последствиях употребления наркотических веществ была не просто прослушана, а интериоризирована во внутреннюю систему ценностей, чтобы при каждом "опасном случае" в голове подростка четко вырисовывались последствия каждого выбора.
Опираясь именно на этот подход, нами была разработана тренинговая программа "Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании" для учащихся 7 - 8 классов, рассчитанная на 3 занятия по 1,5 - 2 часа каждое. Вашему вниманию мы предлагаем план-конспект третьего занятия по профилактике наркомании.
План занятия.
I. Введение. Разминка. Ожидания участников. (Продолжительность 15 мин.)
- Представление темы занятия.
- Разминка.
Разминка проводится с целью снятия напряжения среди участников, создания рабочей атмосферы. Для этого проводится Упражнение "Черные шнурки". Все участники рассаживаются по кругу. Ведущий, находясь в центре круга, предлагает поменяться местами тем, у кого черные шнурки. Задача всем найти себе место, в том числе и ведущему. Тот, кто место не нашел, становится ведущим (стульев в кругу должно быть меньше чем участников, на один стул).
- Ожидания участников группы.
Ведущий интересуется ожиданиями участников от занятия. Он проводит опрос и фиксирует ответы ребят.
II. Оценка уровня информированности. Актуализация проблемы. (Продолжительность 25 мин.)
- Эта часть занятия начинается с упражнения "Ассоциации". На листе бумаги вертикально пишется слово "Наркотик" и участникам предлагается написать к каждой букве этого слова свою ассоциацию.
- Проведение мини-опроса. Цель: выявления уровня информированности детей по следующим вопросам:
1) что такое наркотики?
2) какие вещества относятся к наркотическим?
3) как вы думаете, зачем некоторые люди употребляют наркотики?
4) как вы считаете, легко ли прекратить употреблять наркотики?
III. Информационный блок. (Продолжительность 30 мин.)
В информационном блоке используются разные формы работы:
- рассказ о различных исторических фактах (первые упоминания о наркотических веществах, археологические и мифологические сведения, первые применения в медицине и т.п.), о видах наркотиков, о механизмах действия наркотиков, о последствиях употребления наркотиков;
- демонстрация тематических буклетов, журналов;
- зачитывание отрывков из книг;
- беседа с использование техники "Чистый экран".
Техника "Чистый экран" Давайте представим себе:
Родился ребенок (рисуем на ватмане маленького человечка).
Он идет в детский сад (рисуем маленький домик, подписываем его, перед входом рису-ем человечка побольше).
Теперь он подрос и идет в школу (рисуем и подписываем здание школы).
Зачастую, именно в период школьного обучения, происходит следующая ситуация:
- Наш человечек возвращается из школы или просто гуляет (рисуем идущего из школы человечка. Перед ним две дороги. Первая плавно поднимается вверх (голубого или зеленого цвета). Вторая - плавно опускается вниз (черного цвета).
- На второй дороге в самом начале рисуется бездонная яма, в которой находится человечки, протягивающие вверх руки.
- Компания (люди в яме) предлагает нашему герою: "Хочешь попробовать? Давай с нами, знаешь, какой кайф! Все проблемы сразу исчезают. Ты что, лох что ли?"
Теперь перед нашим героем стоит выбор. Какой? (Вопрос адресован к участникам.)
Давайте рассмотрим оба варианта выбора. Итак, наш герой решил попробовать предложенный наркотик (рисуем человечка, прыгающего в яму). Что происходит с ним на этой дорожке?
Зачастую, при первой пробе наркотика человек не испытывает ничего необычного, либо наоборот, первые дозы вызывают наиболее яркий кайф… На этом этапе проще всего отказаться от наркотика (рисуем дорожку, ведущую вверх, к голубой дороге).
Наш герой продолжает принимать наркотик, но получает уже меньше кайфа. Для того, чтобы получать желаемые ощущения нужно либо увеличить дозу, либо принимать другой, более сильный наркотик (…здесь, в Москве, доза у меня выросла до полутора стаканов в день, это много. И еще я всегда оставлял на утро, чтобы раскумариться. Это вроде похмелья, как у алкашей. У нас называется - кумар. То есть кайфа уже не было. Понимаете, вначале ловишь кайф, а потом привыкаешь и уже нет ничего, только бы раскумариться. Вначале кайф, а потом вся жизнь идет на то, чтобы стать нормальным. Уколешься с утра - и вроде голова прояснилась, глаза все видят, соображаешь, что к чему. То есть просто становишься нормальным, как все, а о кайфе уже и речи нет. И как бы получается, что овчинка выделки не стоит. Хотя можно и потом ловить кайф. Это если перейти на более сильный наркотик. "Сны золотые", стр.20.)
Но теперь "друзья" не дают наркотик просто так, а хотят за него деньги. ("Сны золотые", стр. 55.). Но и затем, наркотик не дает кайфа, а только позволяет человеку чувствовать себя нормально.
Что же происходит с человеком, что он не может остановиться? Унижается, ворует, подсаживает других на наркотик, лишь бы заработать себе на дозу?
На свободном месте рисуется схема. Представьте себе, человек идет по улице, очень жарко, а по близости нет ни ларька, ни магазина, где бы он мог купить воды.
Вопрос к участникам: "Что он чувствует сейчас? Приятные или неприятные ощущения?" В левой стороне пишется "жажда" с минусом сверху. Но вот он видит на улице колонку с водой, напивается воды. Вопрос: "Что он чувствует?" Напротив слова "жажда" пишем - "удовольствие".
Так уж устроено природой, что человек, испытывая хорошие ощущения, одновременно приносит и организму пользу (утоление голода, жажды полезно для организма), и не может без этих действий существовать.
Что же происходит с организмом, когда человек принимает наркотик? Дело в том, что в мозгу человека присутствуют в малых дозах вещества сходные по составу с наркотическими, и когда к этому малому количеству присоединяется большее количество наркотика, происходит "взрыв" ощущений.
Таким образом, наркотик одевает "маску" полезного вещества, неся на самом деле вред организму.
Со временем организм настолько привыкает к наркотику, что при малейшем перерыве в приеме он начинает "требовать" следующую, большую дозу.
Продолжаем рисовать на первом рисунке. Изображаем больного человечка. Если организм не получает дозу наркотика, то начинаются так называемые "ломки" (просмотр отрывка фильма "На игле", либо зачитывание отрывка из книги "Сны золотые" стр.21.)
С этого момента человек осознает, что он стал рабом наркотика, а часто и человека, у которого он получает наркотик (отрывок из книги "Сны золотые" стр.54 - 56.)
Если человек продолжает употреблять наркотики, то он неизбежно погибает. Смерть может наступить в результате передозировки, несчастного случая в состоянии опьянения, самоубийств в состоянии опьянения, очень часто наркоманы заражаются ВИЧ, переходящим в СПИД. Либо сам организм изнашивается настолько, что не в состоянии жить.
Но ведь есть и второй выбор, вторая дорога (возвращаемся на "распутье"). Человечек обходит яму (рисуем соответствующий рисунок). Он оканчивает школу, имеет возможность радоваться солнечному дню, первому снегопаду, он может вдыхать морозный воздух, переживать первую влюбленность, создавать свою семью, воспитывать своих детей (во время перечислений делать соответствующие зарисовки на голубой дороге). Можно дать участникам самим "рисовать" события на голубой дороге.
Теперь, ребята, вы знаете, что ожидает человека за каждым выбором. Только вы сами можете принимать решения в своей жизни. Но, принимая то или иное решение, помните о двух дорогах.
Сделать надписи в правой верхней части рисунка "Жизнь без наркотиков" и в правой нижней части рисунка "Существование с наркотиками".
IV. Приобретение практических навыков. (Продолжительность 30 мин.)
- Упражнение "Ассоциации". На обратной стороне отложенных листов на то же слово "наркотики" пишутся ассоциации. Обратить внимание, изменились ли первоначальные ассоциации.
- Создание ролика антирекламы.
Участники разбиваются на две команды. Ведущий дает инструкцию: представьте, что вам представилась возможность рассказать или показать информацию о вреде наркотиков по телевидению. Вам выделили 5 минут рекламного времени. Вы должны создать пятиминутный видеоролик. Можно использовать подручные материалы - бумагу, маркеры, ватман, скотч и т.д.
V. Завершение работы. (Продолжительность 10 мин.)
- Заполняется "Листок впечатлений". Участники в свободной форме записывают свои впечатления о программе.
- Подведение итогов занятия, обсуждение полезности и новизны полученных знаний. Прощание с участниками программы.

Список используемой литературы:

Сирока Н.А., Чистова Е.А. Профилактика наркомании и алкоголизма в подростковой молодежной среде. Москва.2000 г.
Котляков В.Ю. Профилактика наркозависимости в школе. Кузбассвузиздат."1997 г.
Яшина Е., Камалдинов Д. "Я хочу провести тренинг". Новосибирск "Гуманитарный проект", 2000 г.
Давыдов С.В., Камалдинов Д.О. "Знаю как избежать". М. 1996 г.
Абрамова Г.С., Степанович В.А. "Деловые игры". Екатеринбург. 1999 г.
Игры: обучение, тренинг, досуг под ред. В.В. Петрусинского. М. 1994 г.

Автор программы- психолог ЦВР
Октябрьского р-на г. Минска Кунигель Т.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.