На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Программа «Дети + Родители» гармонизирует детско-родительские отношения с помощью куклотерапии
Программа «Дети + Родители» гармонизирует детско-родительские отношения с помощью куклотерапии
Коррекционная работа психолога в школе - Программы

Какие методы в коррекционно-развивающей работе с ребенком с различной степенью отклонений в интеллектуальной, поведенческой сферах вы применяете? Предлагаем одну из программ, в которой расскажем, как в формате детско-родительской группы с помощью арт-методов оказать психологическую помощь в развитии процессов социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Оксана Голерова,

методист, ГБУ Городской психолого- педагогический центр Департамента образования города Москвы,

Ирина Григолашвили
педагог-психолог ГБУ Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы


Психокоррекционная работа в формате детско-родительской группы - это психологическая коррекция, которая сфокусирована на практических техниках обучения через непосредственное взаимодействие с ребенком. Основной способ реализации занятий - совместное сочинение и проигрывание историй, продуктивное творчество детей и родителей.

Формат детско-родительской группы дает возможность родителям исследовать способы общения и взаимодействия, заботы 1 и поддержки; позволяет лучше понять своего ребенка, взглянуть со стороны на процесс коммуникации с ребенком и сделать его более эффективным.
Основные темы, которые затрагиваются в ходе проведения группы, - ресурсные зоны ребенка; конструктивное общение с родителями; взаимодействие с родителями и сверстниками; процесс сепарации.
На занятиях с родителями обсуждаются вопросы:
что помогает им признавать способности своего ребенка к чему-либо и поддерживать его самостоятельность;
как они учат ребенка обращаться за помощью и помогать другим;
как оказывают ему эмоциональную поддержку и теплоту, учат ставить цели и достигать их.
Кто выигрывает от такой формы работы? Детско-родительская группа полезна родителям, которые хотят улучшить отношения
уктивно общаться. У детей развиваются инициативность, повышается самооценка, уровень развития коммуникативной компетенции, умение действовать самостоятельно в различных жизненных ситуациях.
Для педагогов такая форма работы - это дополнительный ресурс для развития ребенка и его интеграции в образовательное пространство, развития детского коллектива и детско-родительского сообщества.
Как это работает? Совместная продуктивная творческая деятельность (например, изготовление флористической композиции или сказочной куклы-марионетки) и совместное проигрывание придуманной истории позволяет организовать детско-родитель- ский диалог, почувствовать границы заботы родителя и самостоятельности ребенка.
Когда участники группы совместно придумывают и разыгрывают истории, они расширяют свой ролевой репертуар социального взаимодействия, прорабатывают различные конфликтные ситуации, которые возникают в процессе детско-родительского взаимодействия, повышают уровень доверия друг к другу и осваивают новые модели конструктивного взаимодействия.

с детьми и готовы прод)

ПРОГРАММА ИМЕЕТ ГРИФ «ОДОБРЕНО ФЕДЕРАЦИЕЙ ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ», ЯВЛЯЕТСЯ ЛАУРЕАТОМ V ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ «НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ "НОВОЙ ШКОЛЫ"» (2012)

Цель: психолого-педагогическая помощь в развитии процессов социализации и адаптации детей, в т. ч. детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и их родителей с помощью арт-методов.
Задачи;
развивать коммуникативную компетенцию ребенка:
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- умение договариваться и распределять функции и роли в совместной деятельности;
- адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты, учитывая интересы сторон и сотрудничества;
развивать самостоятельность, инициативность, творческую активность детей; развивать эмоционально-волевую сферу детей и произвольность психических процессов.
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 8-12 лет для детей с ОВЗ, 7-8 лет для детей с нормативным развитием.
Диагностические методики: тест «Семейная социограмма» (ЭТ. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис); анкета «Ребенок глазами родителей» (О.М. Щедринская); методика «Опросник родительских установок (PARI)» (ЕС. Шефер, Р.К. Белл).
Помещение для проведения занятий: игровой зал, кабинет, учебный класс или другое помещение, где можно мобильно переставлять столы и организовывать свободное пространство.
Материалы. Для создания кукол приготовьте: перчатки, картон, носки, эластичные чулки, вату, нитки (простые и мулине), иголки (тонкие и большие), губки (мочалки), пуговицы, бусины, коробочки от киндер-сюрприза, куски ткани размерами: 70 х 70 см и 50 х 50 см, кусочки кожи и меха, клей.
Для создания коллажей необходимы: ватман (4 листа), склеенный вместе, или обои, листы формата A3 на каждого участника, журналы с красочными картинками, старые детские книги, ножницы, клей, ручки, фломастеры, цветная бумага.
Для оценки эффективности программы используются; итоговая оценка динамики развития коммуникативной компетенции ребенка; оценка результативности программы родителями (отзывы, результаты диагностического обследования, анкетирования);
самооценка результативности программы самим ребенком (отзыв ребенка в свободной форме); 
оценка результативности программы педагогами, классным руководителем (отзыв учреждения).


Структура занятия:
1. Вводная часть. Педагог-психолог проводит игровые и тренинговые упражнения, чтобы настроить участников на совместную работу. Родители вместе с детьми готовят материалы для создания куклы и организуют рабочее место.
На следующем занятии, когда куклы уже готовы, участники группы в вводной части урока обсуждают сценарий истории, которую они будут разыгрывать,
2. Основная часть. Родители вместе с детьми изготавливают куклу. Психолог рассказывает, в какой последовательности собирается кукла, и показывает, как это делается. В остальном участники свободно самовыражаются в процессе совместной продуктивной деятельности.
Перед тем как участники будут разыгрывать историю, педагог- психолог проговаривает, что в истории должна соблюдаться сюжетная линия. В рамках придуманного сюжета участники могут действовать спонтанно.
3. Завершение. Участники группы приводят рабочие места в порядок, прощаются с куклой и убирают ее на место. Психолог подводит итоги занятия. Родители рассказывают об открытиях, которые они сделали, и задают вопросы.
Дети и родители говорят друг другу: «Мне сегодня понравилось, как ты делал ,..».
Во время занятия психолог проводит динамические паузы и использует психогимнастические методы в зависимости от динамики работы группы, чтобы снизить напряжение и повысить работоспособность.
Сроки реализации: 1 год, 2 занятия 1 раз в две недели, длительность одного занятия 40 минут .
Учебно-тематический план психокоррекционной работы в формате детско-родительской группы смотрите в таблице.


Учебно-тематический план программы

Наименование разделов и тем

Количество часов

В том числе
теория практика

Форма контроля, форма представления результата

«Знакомство и ориентировка», Первичное диагностическое обследование. Инструктаж по технике безопасности

Подготовительный этап
1 1

Анкетирование родителей по методике «Ребенок глазами родителей»

«Родительское собрание»

1

1

 

Диагностическая методика «Опросник родительских установок» (PARI)

Всего по разделу 2 2
Основной этап. Модуль «Дети + Родители»
Создавать вместе - 2 0,4 1,6 Диагностическая методика это просто «Семейная социограмма».
Создание продукта совместного творчества (пальчиковой куклы)

Наша первая история

2

0,4

1,6

Наблюдение.
Создание совместной истории и ее разыгрывание

Кукла, которая умеет говорить

2

 

 

Наблюдение.
Создание продукта совместного творчества (кукла на руку). Создание совместной истории и ее разыгрывание

Образ «Я» (какой Я)

2

0,4

1,6

Наблюдение. Создание части продукта совместного творчества (голова куклы-марионетки)

Образ «Я»: границы (Я и мир)

2

0,4

1,6

Наблюдение. Создание части продукта совместного творчества (туловище куклы-марионетки}

Образ «Я»: поиск ресурсов (Я и будущее)

2

0,4

1,6

Наблюдение.
Создание части продукта совместного творчества (украшение куклы-марионетки)

День рождения куклы

2

0,4

1,6

Наблюдение.
Обучение управлению куклой- марионеткой. Создание и разыгрывание индивидуальных историй

Волшебная история

2

0,4

1,6

Наблюдение.
Создание и разыгрывание совместной истории в группе

Всего по разделу

16

6,4

9,6

 

 

Наименование разделов и тем

Количество

В том числе

Форма контроля,

часов

теория

практика

форма представления результата

Основной этап. Модуль «Дети»

Кукла для родителя

2

0,4

1,6

Наблюдение.
Создание продукта совместного творчества.
Создание и разыгрывание совместной истории

Сказочная кукла

б

0,4

1,6

Наблюдение.
Создание продукта совместного творчества (сказочного персонажа).
Создание и разыгрывание совместной истории

Я и другие

2

0,4

16

Наблюдение.
Создание совместной истории со сложным сюжетом и ее разыгрывание

Я и мир

2

0,4

1,6

Наблюдение.
Создание и разыгрывание совместной истории с элементами спонтанной игры

Всего по разделу

12

4,8

7,2

 

 

Заключительный этап

 

Детский коллаж «Город кукол»

2

0,4

1,6

Наблюдение.
Создание продукта совместного творчества (коллаж «Город кукол»)

Итоговое родительское собрание. Итоговое диагностическое обследование и оценка эффективности программы

1

1

1

Анкетирование родителей по методике «Ребенок глазами родителей».
Отзывы родителей в свободной форме

Итоговое занятие.

2

0,4

1,6

Создание совместного

Детско-родительский коллаж «Образ будущего»

 

 

 

творческого продукта (коллаж «Образ будущего»). Отзывы детей в свободной форме

Всего по разделу

5

1,8

3,2

 

ИТОГО

35

15

20

 

 

Как изготовить куклу


Все куклы для куклотерапии изготавливают из подручных материалов. Чтобы сделать пальчиковую куклу, отрежьте один из пальцев от старой перчатки - это туловище куклы. Последовательно прикрепите к нему глаза, нос, рот и другие элементы по желанию.


Этапы изготовления пальчиковой куклы: выберите персонаж (из мультфильма);
• расскажите, какой это персонаж, что он умеет делать лучше всех и о чем мечтает;
• нарисуйте своего персонажа;
• подготовьте детали для создания куклы: туловище, глаза, нос, рот, уши и т. д.;
• сделайте куклу;
• придумайте историю, в которой персонаж проявляет себя и его мечта осуществляется;
• разыграйте представление в театре кукол (используйте ширму).
Чтобы изготовить куклу на руку приготовьте носок и твердый картон. Из картона вырежьте овал и пришейте внутрь носка от мыска до пятки с изнаночной стороны. С лицевой стороны прикрепите глаза-пуговицы, нос и другие элементы.

Этапы изготовления куклы на руку:

• выберите персонаж (любое животное). Персонаж окончательно формируют в процессе изготовления куклы;
• расскажите о персонаже и его домике. Нарисуйте домик, в котором есть секретное место;
• подготовьте детали для создания куклы: глаза, нос, рот (возможно, языка и зубов), уши и другие части;
• сделайте куклу;
• разыграйте историю с персонажем - «Город кукол». При желании включите в историю отрицательного героя и преодоление препятствий. Соотнесите реальные нормы и правила взаимодействия с игровыми, подключите всех участников во взаимодействие.
Изготовить куклу-марионетку сложнее. Для такой куклы понадобятся:
• «душа»: в коробочку из-под киндер-сюрприза положите бусины, пуговицы, маленькие камешки. Каждому элементу коробочки присвойте какое-либо качество личности - это качества, которыми будет обладать будущая кукла;
• голова: коробочку оберните плотно спрессованной ватой, положите в женский эластичный чулок, завяжите на узел; из ваты сформируйте нос, рот и закрепите нитками; пришейте или приклейте глаза, волосы;
• руки и туловище: для рук набейте плотно ватой эластичный чулок и завяжите узел. Вторая рука делается аналогично. Пришейте руки к углам ткани (50 х 50 см), которая сложена по диагонали. Проденьте голову сначала через небольшой надрез в ткани размером 50 х 50 см, затем в ткани - 70 х 70 см, если нужно зафиксируйте нитками.
Чтобы управлять марионеткой, прикрепите две нитки прочной структуры разной длины (одна короче - для головы, другая длиннее - для рук - 50-70 см); пришейте к голове с двух сторон в области виска, к рукам привяжите; нитки регулируйте по длине для каждого ребенка и взрослого с учетом удобства управления ею.
Обучите, как управлять марионеткой: сказать «да», «нет», поздороваться с соседом, покивать головой, поклониться и т. п.

Этапы изготовления куклы-марионетки:

• выберите персонаж (для выбора используйте ассоциативные или метафорические карты; персонаж формируется в процессе изготовления);
• расскажите о персонаже;
• подготовьте детали для создания куклы: «душа», голова, руки, туловище, украшение;
• сделайте куклу;
• придумайте и разыграйте историю про сплочение коллектива.


Какие методы психокоррекционной работы применяются


При психокоррекционной работе в формате детско-родительской группы используйте методы арт-терапии, сказкотерапии, групповой работы и элементы психодрамы.
Арт-методы. 8 детско-родительской группе каждый участник изготавливает самостоятельно куклу и разыгрывает сказочную историю. Групповая работа такого формата имеет развивающий и психотерапевтический эффект.

Словарь педагога-психолога
Копинг-поведение (от англ. coping - совладение) - готовность человека решать жизненные проблемы. Предполагает сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса.

Когда ребенок создает куклу, у него развиваются: самостоятельность и инициативность, коммуникативная компетенция, воображение, способность к концентрации внимания и самоконтролю, речь, мелкая моторика. Сочинение совместной истории актуализирует внутренние потребности участников и способы преодоления сложных жизненных ситуаций, что расширяет ролевой репертуар и копинг-поведение.
Совместное творчество создает эмоциональную атмосферу, где каждый имеет возможность к творческому самовыражению в психологически безопасной обстановке.
Когда дети разыгрывают истории с куклой, педагог устанавливает границы роли и делает структурирующие предложения, которые открывают детям новые модели конструктивного общения и взаимодействия. Также педагог помогает детям адекватно реагировать на роли других детей и их исполнение.
Сказкотерапия позволяет актуализировать и осознать существующие у человека проблемы, а также найти различные варианты, чтобы их преодолеть. Сказкотерапия может быть представлена в разных вариантах: рассказ, анализ, сочинение, рисунок, ролевое проигрывание, разыгрывание истории с помощью готовых игрушек или изготовленных собственноручно кукол и пр.
Методы групповой работы. Опыт работы с группами, в т. ч. с детьми с ОВЗ, показывает эффективность использования тренинговых технологий в комплексной коррекционной работе. В данной программе используются метод дискуссии и психогимнастика. Психогимнастика позволяет: создать педагогу благоприятный психологический климат в процессе проведения группы, настроить группу на работу снять эмоциональное напряжение, организовать смену деятельности. Метод дискуссии используется при работе с родителями: организуется тематическая дискуссия в процессе изготовления кукол или при обсуждении сценария будущей совместной истории.
Элементы психодрамы. Участники групповой работы активно проживают и проигрывают конфликты в совместной игре, примеряют новые роли, проверяют границы допустимого, пробуждают и развивают спонтанность и творчество, развивают коммуникативные навыки и навыки сотрудничества, преодолевают эгоцентризм в процессе социализации.


Чтобы усилить символическое развитие событий во время проигрывания придуманной истории, используйте психодраматические техники:


1. Провокация - психолог своим поведением, собственной игровой активностью провоцирует детей на игру, проявляет
спонтанность, креативность. Мимика, жесты, голос психолога о должны быть яркими, но оставаться на позиции взрослого.
2. Дублирование - дублируя поведение ребенка, психолог может одобрять, воодушевлять его или предлагать альтернативные варианты поведения.
3. Интервенция путем интерпретации- психолог интерпретирует поведение ребенка или всей группы в игре на символическом уровне. Интерпретации должны соответствовать языку и уровню эмоционального и когнитивного развития ребенка. Результат интерпретации можно распознать по развитию игры.


Кто участвует в программе
Дети и родители - добровольно принимают участие в занятиях, выполняют задания, предложенные в группе.
Классный руководитель - помогает организовать и подготовить занятие, информирует родителей, мотивирует их на участие в программе, наблюдает динамику, участвует в консилиумах по вопросам изменения и дополнения программы, соблюдает принцип конфиденциальности (если программа реализуется на базе школы).
Педагоги-психологи - подготавливают и проводят занятия с детьми и родителями, готовят психодиагностический материал, отслеживают динамику групповых процессов, осуществляют индивидуально-ориентированный подход на занятиях, оказывают психолого-педагогическую помощь детям и родителям в процессе развития адаптации и социализации, соблюдают этический кодекс психолога.
Источник: Справочник педагога-психолога. Школа №8,2017

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.