Программа «Дети + Родители» гармонизирует детско-родительские отношения с помощью куклотерапии |
Коррекционная работа психолога в школе - Программы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Какие методы в коррекционно-развивающей работе с ребенком с различной степенью отклонений в интеллектуальной, поведенческой сферах вы применяете? Предлагаем одну из программ, в которой расскажем, как в формате детско-родительской группы с помощью арт-методов оказать психологическую помощь в развитии процессов социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Оксана Голерова, методист, ГБУ Городской психолого- педагогический центр Департамента образования города Москвы, Ирина Григолашвили
Формат детско-родительской группы дает возможность родителям исследовать способы общения и взаимодействия, заботы 1 и поддержки; позволяет лучше понять своего ребенка, взглянуть со стороны на процесс коммуникации с ребенком и сделать его более эффективным.
Цель: психолого-педагогическая помощь в развитии процессов социализации и адаптации детей, в т. ч. детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и их родителей с помощью арт-методов.
|
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
В том числе |
Форма контроля, форма представления результата |
|
«Знакомство и ориентировка», Первичное диагностическое обследование. Инструктаж по технике безопасности |
Подготовительный этап |
Анкетирование родителей по методике «Ребенок глазами родителей» |
||
«Родительское собрание» |
1 |
1 |
|
Диагностическая методика «Опросник родительских установок» (PARI) |
Всего по разделу 2 2 |
||||
Наша первая история |
2 |
0,4 |
1,6 |
Наблюдение. |
Кукла, которая умеет говорить |
2 |
|
|
Наблюдение. |
Образ «Я» (какой Я) |
2 |
0,4 |
1,6 |
Наблюдение. Создание части продукта совместного творчества (голова куклы-марионетки) |
Образ «Я»: границы (Я и мир) |
2 |
0,4 |
1,6 |
Наблюдение. Создание части продукта совместного творчества (туловище куклы-марионетки} |
Образ «Я»: поиск ресурсов (Я и будущее) |
2 |
0,4 |
1,6 |
Наблюдение. |
День рождения куклы |
2 |
0,4 |
1,6 |
Наблюдение. |
Волшебная история |
2 |
0,4 |
1,6 |
Наблюдение. |
Всего по разделу |
16 |
6,4 |
9,6 |
|
Наименование разделов и тем |
Количество |
В том числе |
Форма контроля, |
|
часов |
теория |
практика |
форма представления результата |
|
Основной этап. Модуль «Дети» |
||||
Кукла для родителя |
2 |
0,4 |
1,6 |
Наблюдение. |
Сказочная кукла |
б |
0,4 |
1,6 |
Наблюдение. |
Я и другие |
2 |
0,4 |
16 |
Наблюдение. |
Я и мир |
2 |
0,4 |
1,6 |
Наблюдение. |
Всего по разделу |
12 |
4,8 |
7,2 |
|
|
Заключительный этап |
|
||
Детский коллаж «Город кукол» |
2 |
0,4 |
1,6 |
Наблюдение. |
Итоговое родительское собрание. Итоговое диагностическое обследование и оценка эффективности программы |
1 |
1 |
1 |
Анкетирование родителей по методике «Ребенок глазами родителей». |
Итоговое занятие. |
2 |
0,4 |
1,6 |
Создание совместного |
Детско-родительский коллаж «Образ будущего» |
|
|
|
творческого продукта (коллаж «Образ будущего»). Отзывы детей в свободной форме |
Всего по разделу |
5 |
1,8 |
3,2 |
|
ИТОГО |
35 |
15 |
20 |
|
Все куклы для куклотерапии изготавливают из подручных материалов. Чтобы сделать пальчиковую куклу, отрежьте один из пальцев от старой перчатки - это туловище куклы. Последовательно прикрепите к нему глаза, нос, рот и другие элементы по желанию.
Этапы изготовления пальчиковой куклы: выберите персонаж (из мультфильма);
• расскажите, какой это персонаж, что он умеет делать лучше всех и о чем мечтает;
• нарисуйте своего персонажа;
• подготовьте детали для создания куклы: туловище, глаза, нос, рот, уши и т. д.;
• сделайте куклу;
• придумайте историю, в которой персонаж проявляет себя и его мечта осуществляется;
• разыграйте представление в театре кукол (используйте ширму).
Чтобы изготовить куклу на руку приготовьте носок и твердый картон. Из картона вырежьте овал и пришейте внутрь носка от мыска до пятки с изнаночной стороны. С лицевой стороны прикрепите глаза-пуговицы, нос и другие элементы.
• выберите персонаж (любое животное). Персонаж окончательно формируют в процессе изготовления куклы;
• расскажите о персонаже и его домике. Нарисуйте домик, в котором есть секретное место;
• подготовьте детали для создания куклы: глаза, нос, рот (возможно, языка и зубов), уши и другие части;
• сделайте куклу;
• разыграйте историю с персонажем - «Город кукол». При желании включите в историю отрицательного героя и преодоление препятствий. Соотнесите реальные нормы и правила взаимодействия с игровыми, подключите всех участников во взаимодействие.
Изготовить куклу-марионетку сложнее. Для такой куклы понадобятся:
• «душа»: в коробочку из-под киндер-сюрприза положите бусины, пуговицы, маленькие камешки. Каждому элементу коробочки присвойте какое-либо качество личности - это качества, которыми будет обладать будущая кукла;
• голова: коробочку оберните плотно спрессованной ватой, положите в женский эластичный чулок, завяжите на узел; из ваты сформируйте нос, рот и закрепите нитками; пришейте или приклейте глаза, волосы;
• руки и туловище: для рук набейте плотно ватой эластичный чулок и завяжите узел. Вторая рука делается аналогично. Пришейте руки к углам ткани (50 х 50 см), которая сложена по диагонали. Проденьте голову сначала через небольшой надрез в ткани размером 50 х 50 см, затем в ткани - 70 х 70 см, если нужно зафиксируйте нитками.
Чтобы управлять марионеткой, прикрепите две нитки прочной структуры разной длины (одна короче - для головы, другая длиннее - для рук - 50-70 см); пришейте к голове с двух сторон в области виска, к рукам привяжите; нитки регулируйте по длине для каждого ребенка и взрослого с учетом удобства управления ею.
Обучите, как управлять марионеткой: сказать «да», «нет», поздороваться с соседом, покивать головой, поклониться и т. п.
• выберите персонаж (для выбора используйте ассоциативные или метафорические карты; персонаж формируется в процессе изготовления);
• расскажите о персонаже;
• подготовьте детали для создания куклы: «душа», голова, руки, туловище, украшение;
• сделайте куклу;
• придумайте и разыграйте историю про сплочение коллектива.
Какие методы психокоррекционной работы применяются
При психокоррекционной работе в формате детско-родительской группы используйте методы арт-терапии, сказкотерапии, групповой работы и элементы психодрамы.
Арт-методы. 8 детско-родительской группе каждый участник изготавливает самостоятельно куклу и разыгрывает сказочную историю. Групповая работа такого формата имеет развивающий и психотерапевтический эффект.
Словарь педагога-психолога |
Когда ребенок создает куклу, у него развиваются: самостоятельность и инициативность, коммуникативная компетенция, воображение, способность к концентрации внимания и самоконтролю, речь, мелкая моторика. Сочинение совместной истории актуализирует внутренние потребности участников и способы преодоления сложных жизненных ситуаций, что расширяет ролевой репертуар и копинг-поведение.
Совместное творчество создает эмоциональную атмосферу, где каждый имеет возможность к творческому самовыражению в психологически безопасной обстановке.
Когда дети разыгрывают истории с куклой, педагог устанавливает границы роли и делает структурирующие предложения, которые открывают детям новые модели конструктивного общения и взаимодействия. Также педагог помогает детям адекватно реагировать на роли других детей и их исполнение.
Сказкотерапия позволяет актуализировать и осознать существующие у человека проблемы, а также найти различные варианты, чтобы их преодолеть. Сказкотерапия может быть представлена в разных вариантах: рассказ, анализ, сочинение, рисунок, ролевое проигрывание, разыгрывание истории с помощью готовых игрушек или изготовленных собственноручно кукол и пр.
Методы групповой работы. Опыт работы с группами, в т. ч. с детьми с ОВЗ, показывает эффективность использования тренинговых технологий в комплексной коррекционной работе. В данной программе используются метод дискуссии и психогимнастика. Психогимнастика позволяет: создать педагогу благоприятный психологический климат в процессе проведения группы, настроить группу на работу снять эмоциональное напряжение, организовать смену деятельности. Метод дискуссии используется при работе с родителями: организуется тематическая дискуссия в процессе изготовления кукол или при обсуждении сценария будущей совместной истории.
Элементы психодрамы. Участники групповой работы активно проживают и проигрывают конфликты в совместной игре, примеряют новые роли, проверяют границы допустимого, пробуждают и развивают спонтанность и творчество, развивают коммуникативные навыки и навыки сотрудничества, преодолевают эгоцентризм в процессе социализации.
Чтобы усилить символическое развитие событий во время проигрывания придуманной истории, используйте психодраматические техники:
1. Провокация - психолог своим поведением, собственной игровой активностью провоцирует детей на игру, проявляет
спонтанность, креативность. Мимика, жесты, голос психолога о должны быть яркими, но оставаться на позиции взрослого.
2. Дублирование - дублируя поведение ребенка, психолог может одобрять, воодушевлять его или предлагать альтернативные варианты поведения.
3. Интервенция путем интерпретации- психолог интерпретирует поведение ребенка или всей группы в игре на символическом уровне. Интерпретации должны соответствовать языку и уровню эмоционального и когнитивного развития ребенка. Результат интерпретации можно распознать по развитию игры.
Кто участвует в программе
Дети и родители - добровольно принимают участие в занятиях, выполняют задания, предложенные в группе.
Классный руководитель - помогает организовать и подготовить занятие, информирует родителей, мотивирует их на участие в программе, наблюдает динамику, участвует в консилиумах по вопросам изменения и дополнения программы, соблюдает принцип конфиденциальности (если программа реализуется на базе школы).
Педагоги-психологи - подготавливают и проводят занятия с детьми и родителями, готовят психодиагностический материал, отслеживают динамику групповых процессов, осуществляют индивидуально-ориентированный подход на занятиях, оказывают психолого-педагогическую помощь детям и родителям в процессе развития адаптации и социализации, соблюдают этический кодекс психолога.
Источник: Справочник педагога-психолога. Школа №8,2017
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |