На главную Психологическое консультирование Консультирование психолога в школе Сказкотерапия как форма организации психологического консультирования младших школьников - ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование эффективности коррекции самооценки ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ СКАЗКОТЕРАПИИ
Сказкотерапия как форма организации психологического консультирования младших школьников - ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование эффективности коррекции самооценки ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ СКАЗКОТЕРАПИИ
Психологическое консультирование - Консультирование психолога в школе
Индекс материала
Сказкотерапия как форма организации психологического консультирования младших школьников
1.3. Особенности метода сказкотерапии в психологическом консультировании
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ПОНЯТИЕ САМООЦЕНКА
ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование эффективности коррекции самооценки ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ СКАЗКОТЕРАПИИ
3.3. Эффективность коррекционной программы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Все страницы

3.1. Изучение уровня самооценки и застенчивости детей младшего школьного возраста

Исследование самооценки и застенчивости детей младшего школьного возраста проводилась в начальной школе №11, города Ч. Забайкальского края.
Начальная школа №11, города Х является муниципальной общеобразовательной школой, в ней обучаются дети с 1-го по 4-й класс. Общая численность учащихся составляет 240 человек, учителей – 15 человек.
Общая численность испытуемых составила 46 человек. В исследовании приняли участие дети 4 «а» и «в» классов.
Состав исследуемых детей представлен в таблице 1 и 2 соответственно.

Таблица 1 – Состав учащихся в 4 «а» класса


№ п\п

Имя

№ п\п

Имя

1

Вася М.

12

Сережа Л.

2

Катя Н.

13

Вера К.

3

Рома Ц.

14

Вика Н.

4

Антон Ш.

15

Лера С.

5

Лена М.

16

Таня Б.

6

Оксана Р.

17

Рита К.

7

Лена Р.

18

Оля Я.

8

Оля П.

19

Коля М.

9

Максим В.

20

Витя О.

10

Денис К.

21

Света С.

11

Леша К.

22

Аня Ш.

23

Галя Н.

Таблица 2 – Состав учащихся в 4 «в» классе


№ п\п

Имя

№ п\п

Имя

1

Сергей К.

12

Вера М.

2

Аня Н.

13

Антон Ф.

3

Таня М.

14

Саша Б.

4

Рома Ч.

15

Леша З.

5

Женя П.

16

Лена В.

6

Дима С.

17

Яна Г.

7

Аня Л.

18

Оля К.

8

Лена Т.

19

Коля О.

9

Виталя С.

20

Толя К.

10

Саша Т.

21

Слава К.

11

Оля Ш.

22

Оксана В.

23

Настя Ч.

Исследование по выявлению уровня самооценки проводилась с помощью методики «Лесенка» и методики Т. Дембо - С.Л. Рубинштейна. Для изучения эмоционального состояния подростков мы использовали проективную методику «Рисунок несуществующего животного»
Тест «Лесенка»
Стимульный материал теста «Лесенка». Рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. Данная лестница была оформлена в виде бланка (образец в приложении 1).
Инструкция: Посмотрите на лесенку на бланке.). На самую нижнюю ступеньку ставят самых плохих детей. Они злые, завистливые. На ступеньке выше – ребята получше. Еще ступеньку выше (показывать на бланке или доске) ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На какую ступеньку вы сами себя поставите? Нарисуйте себя там, куда вы себя относите.
Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок объяснение, в случае необходимости следует повторить его.
Если ребенок поставил себя на 1 или 2 ступеньку, то это говорит о низкой (заниженной) самооценке. Если ребенок выбрал 3,4 или 5 ступеньку – это свидетельствует о нормальном (адекватном) уровне самооценки. Если школьник выбрал 6 или 7 ступеньку, то говорит о наличии у него высокой (завышенной) самооценке.
В результате исследования в группах по указанным выше методикам были получены количественные и качественные экспериментальные данные.
Результаты исследования в 4 классах по методике «Лесенка» отображены в таблице 3.

Таблица 3 – Результаты исследования младших школьников по методике
«Лесенка»


Класс 4»а»

Класс 4 «в»

Имя

Самооценка

Имя

Самооценка

1

Вася М.

нормальная

1

Аня Н.

завышенная

2

Катя Н.

заниженная

2

Таня М.

заниженная

3

Рома Ц.

заниженная

3

Рома Ч.

нормальная

4

Антон Ш.

нормальная

4

Женя П.

нормальная

5

Лена М.

заниженная

5

Дима С.

завышенная

6

Оксана Р.

завышенная

6

Аня Л.

заниженная

7

Лена Р.

нормальная

7

Лена Т.

нормальная

8

Оля П.

заниженная

8

Виталя С.

завышенная

9

Максим В.

нормальная

9

Саша Т.

заниженная

10

Денис К.

завышенная

10

Оля Ш.

заниженная

11

Леша К.

заниженная

11

Сергей К.

заниженная

12

Сережа Л.

нормальная

12

Вера М.

заниженная

13

Вера К.

заниженная

13

Антон Ф.

нормальная

14

Вика Н.

завышенная

14

Саша Б.

завышенная

15

Лера С.

заниженная

15

Леша З.

нормальная

16

Таня Б.

нормальная

16

Лена В.

завышенная

17

Рита К.

нормальная

17

Яна Г.

завышенная

18

Оля Я.

нормальная

18

Оля К.

заниженная

19

Коля М.

заниженная

19

Коля О.

заниженная

20

Витя О.

заниженная

20

Толя К.

заниженная

21

Света С.

нормальная

21

Слава К.

завышенная

22

Аня Ш.

заниженная

22

Оксана В.

заниженная

23

Галя Н.

заниженная

23

Настя Ч.

нормальная

В результате, у 15 школьников (33%) – нормальная самооценка, у 11 (24%) – завышенная, у 20 (43%) – заниженная.

в 4 «а» классе: 38%-9 детей с нормальной самооценкой, 43% -10 детей с низкой самооценкой и 17%- 4 детей с завышенной самооценкой, а в 4 «в» классе: 26%-6 детей с нормальной самооценкой, 43% -10детей с заниженной самооценкой и 31%-7 детей с завышенной самооценкой. Мы считаем, что на формирование самооценки может оказывать и педагогическое влияние.
Исследование самооценки младших школьников с помощью методики Т. Дембо - С.Л. Рубинштейна (см. Приложение II).
Ребенку предлагается семь отрезков длиной 100 мм каждый, расположенные параллельно друг другу. Каждый отрезок является шкалой, измеряющей самооценку ребенка по следующим характеристикам: рост, здоровье, ум, характер, авторитет у сверстников, положение в школе, положение в семье. Шкала роста является тренировочной, остальные – зачетными.
Инструкция: «Представь себе, что всех людей ты можешь разместить на этом отрезке по росту. На самом верху находятся очень большие люди – великаны, в самом низу (показать) – люди очень маленького роста. А где находишься ты? А где учитель? А где твой друг? А где бы ты хотел быть?».
После того, как ребенок оценил себя по каждому пункту на определенном уровне, точки соединяются и полученная кривая интерпретируется.
При явно завышенной самооценке линия проходит по краю справа: идеализированное представление о своей личности, своих возможностях. Ребенок игнорирует свои неудачи ради сохранения привычной для него самооценки, своих дел и поступков. Любой неуспех принимается как следствие неблагоприятного отношения к нему.
При адекватной самооценке кривая расположена несколько правее середины между 5 и 6 делением.
Заниженная самооценка (крайняя левая линия) указывает на неуверенность ребенка в себе, невозможность реализовать свои задатки и способности. Такие дети не ставят перед собой труднодостижимых целей и слишком самокритичны к себе.
Результаты исследования самооценки представлены в таблице 4.

Результаты исследования самооценки у детей по методике
Т. Дембо - С.Л. Рубинштейна Таблица 4


Испытуемые

Уровни самооценки

завышенная

адекватная

заниженная

Количество, чел.

12

15

19

Доля из общего числа, %

25

32

43

Детей с неадекватной завышенной самооценкой среди 46 испытуемых - 12 человек. Детей с адекватной самооценкой – 15 человек. Детей с неадекватной заниженной самооценкой – 19 человек.

детей, имеющих адекватный уровень самооценки составляет одна третья часть испытуемых, т. е. 32 %. Дети с низким уровнем самооценки составили почти половину испытуемых -43%. Также исследование выявило детей, обладающих завышенной самооценкой, их 25%.
Согласно взглядов отечественных и зарубежных психологов от младшего школьного возраста к подростковому самооценка у детей повышается до уровня адекватной. В этом возрасте ребенок начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок на внутренние.
Проведенное исследование кроме детей с адекватным уровнем самооценки, выявило детей с неадекватной самооценкой.
На рис. 2 отмечено количество детей с неадекватно заниженной самооценкой. Как показало исследование, около половины из всех испытуемых - дети с низким уровнем самооценки.
Дети с заниженной самооценкой – это чаще всего дети, имеющие ограниченный круг общения и деятельности. Значительное влияние на уровень самооценки оказывает семья. Дети, страдающие низким уровнем самооценки, часто встречаются в распавшихся семьях или семьях, где родители мало интересуются жизнью своих детей, пренебрегают их интересами, их мнением, и в результате дети чувствуют себя незащищенными, неуверенными и одинокими.
Дети с низкой самооценкой по своим интеллектуальным способностям ничем не отличаются от других детей, но во многих ситуациях внутренняя скованность, неуверенность в себе не позволяет им проявить себя. Между тем они довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать, но одаренность и даже выраженные таланты блокированы неуверенностью в себе, внутренним напряжением при общении, как со сверстниками, так и со взрослыми. Ребенок с низким уровнем самооценки не может проявить себя, показать хорошие результаты, свою состоятельность.
Часто низкий уровень самооценки у подростков сопровождается повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью и застенчивостью.
Наличие неадекватной заниженной самооценкой у детей нельзя оставлять без внимания, иначе в дальнейшем это может сыграть отрицательную роль в обучении и профессиональной деятельности.
Психологические особенности застенчивых людей можно свести в основном к следующему: смущение при контактах с людьми, высокая тревожность, страх, зависимость от мнения окружающих, безосновательное чувство вины.
Застенчивый ребенок доброжелательно относится к другим людям, в том числе и посторонним, хочет общаться с ними, но одновременно испытывает большое внутреннее напряжение. Оно проявляется в состоянии эмоционального дискомфорта, боязни общения с окружающими, проявления своих желаний.
У застенчивых детей наблюдаются такие особенности, как скованность движений и позы, тихий голос, боязнь отвечать у доски, дрожь и покраснение лица, опущенный вниз взгляд.
Для изучения эмоционального состояния подростков мы использовали проективную методику «Рисунок несуществующего животного» (Р.Н.Ж.).
Этот метод использовался нами как дополнительный с целью уточнения, расширения и углубления полученной информации.
Беседа проводилась по следующей схеме:

  • Сбор данных о жизни испытуемого.
  • Знакомство и налаживание контакта с испытуемым. Выяснение отношения к прелагаемой работе.
  • Планы на будущее — способность сопоставить возможные трудности и собственные способности, соотносить желаемое и действительное.
  • Знакомство с семьей испытуемого, выяснение состава семьи и особенностей психологического климата.
  • Наиболее тяжелые события в прошлом, реакции испытуемого на них.

В процессе выяснения вышеперечисленных обстоятельств нами учитывалась возможность не только сознательного искажения или желания скрыть сведения о себе, но и подсознательные механизмы психологической защиты [48].
На основании методики «Рисунок несуществующего животного» (описание методики см. в приложении) можно утверждать наличие испытуемых эмоциональной нестабильности, низкой самооценки, тревожности и выраженной защиты своего внутреннего мира вплоть до агрессивных реакций.
Особое внимание нужно обратить на расположение рисунка на листе. Повышение положения рисунка на листе говорит о стремлении соответствовать высокому социальному стандарту, стремление к эмоциональным принятию со стороны окружения. У большинства испытуемых рисунок расположен чуть ниже от центра листа, это говорит о неуверенности в себе, заниженной самооценки.
Анализируя рисунки, мы видим элементы агрессии, которые проявляются в таких символах агрессии, как острые зубы, оскал животного. Дети также рисовали животных с длинными пальцами с острыми когтями. Для рисунков характерно большое количество острых углов, глаза – пустые глазницы, а также агрессивная поза животных (поза нападения).
Мы можем говорить об агрессии и по названию рисунков, вот лишь некоторые из них: динозавр-острозуб, женщина-кобра, человек-инопланетянин, колючий шип, человек-конь, смертельный глаз и т.д.
Также в рисунках мы видим признаки тревожности, напряженности, низкой самооценки: дети по много раз стирают рисунок, прикрывают его рукой при выполнении. При рисовании либо сильно нажимают на карандаш, либо наоборот линии еле заметны, встречаются рисунки очень маленькие по размеру, а также во многих рисунках затушеваны туловища, сам лист. Большинство рисунков имеют «запачканный» вид, что тоже говорит о напряженности и повышенном уровне тревожности.
Также есть ряд рисунков которые символизируют добро, но мы даже в этих рисунках можем проследить не выраженность линий, отсутствие твердой почвы под ногами, соотношение туловища и несущих конечностей не пропорционально. Наличие контуров и больших глаз говорит о присутствии тревоги, закрытости.
Есть рисунки, которые отличаются ярким цветом, правильным расположением, что не маловажно, и даже трудовой деятельностью, которую выполняет «несуществующее животное», это говорит о самовыражении, адекватной самооценки, присутствие творческой деятельности.
По результатам методики «Рисунок несуществующего животного» мы можем сделать следующий вывод. Анализируя рисунки мы наглядно видим признаки заниженной самооценки, неуверенности в себе.
После завершения обследования составили контрольную и экспериментальную группы из двух классов, которые составили по 10 детей. В эгруппу включены дети, которые показали низкий – неадекватным уровень самооценки.

Программа коррекции застенчивости и самооценки в младшем школьном возрасте

После первичной диагностики уровня самооценки младших школьников мы приступили ко второму этапу нашего исследования: разработка и проведение психокоррекционной работы по повышению уровня самооценки школьников экспериментальной группы.
Трудности и противоречия, связанные с формированием самооценки подростка и влияющие на их характер, его взаимодействие с социальным окружением, с референтной группой, с близкими людьми, нередко создают атмосферу страха, вызывая ощущение «одиночества среди толпы», рождая чувства неуверенности, замешательства, бессилия. Их можно преодолеть.
Опыт, приобретенный на сказкотерапевтических занятиях, способствует не только формированию адекватной самооценки, но и оказывает эффект «поддержки» в сложный для школьников период, создает социально-психологический «иммунитет», помогающий решать сложные проблемы, возникающие в межличностном общении. Новые положительные установки, а также навыки и умения, которые формируются в процессе программы, помогут эффективно преодолевать сложности реального мира [1].
Данная психокоррекционная программа составлена исходя из возрастных особенностей детей, и выявленной проблематике.
Психокоррекционная работа проводилась нами в трех основных направлениях:

  • во-первых, по повышению самооценки ребенка;
  • во-вторых, по обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
  • в-третьих, по отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Работа проводилась по всем трем направлениям параллельно.
Программа предназначен для методиста – психолога, школьного психолога при работе с детьми.
Цель работы – помочь детям определить свои возможности, раскрыть их, поверить в себя, повысить свою самооценку, избавиться от тревожности.
Задачи:

  • Повышение самооценки;
  • Повышение уверенности в себе;
  • Развитие интереса к себе;
  • Накопление эмоционально-положительного опыта;
  • Снятие напряжения, тревожности, агрессивности;
  • Формирование мотивации на самопознание;
  • Развитие вариативности мышления;
  • Стимулирование творческого самовыражения;

Рекомендации, используемые в психокоррекционной работе:
Организационные:

  • При формировании группы учитывается принцип добровольности.
  • Состав группы: дети не более 10 человек.
  • На все время проведения занятий одно и то же помещение.
  • Ведущий может быть участником группы.
  • При выполнении упражнений в парах желательна схема партнеров, тем самым обогащаться индивидуальный познавательный опыт, нарабатывается больше стратегий обучения, общения, понимания.
  • Стимульный материал готовится заранее и находится «под рукой».
  • Время (45 мин )

Методические:

  • На начальном этапе лучше давать больше упражнений, которые выполняются в парах. Это позволяет быстрее вовлечь всю группу в активную творческую работу. С помощью игр-шуток происходит выравнивание эмоционального фона группы, активизация или концепция внимания перед предстоящей работой.
  • Ведущий должен иметь четкую, конкретную цель на занятие, на каждый день и каждое утро.
  • Особое внимание стоит уделять первой встрече, процедуре знакомства.
  • Нужно помнить, что центральная процедура всех занятий – рефлексия, выраженная на языке чувств. Сначала она носит схематический характер, затем постепенно переходит в личностный.
  • Позиция, стили, методы работы психолога в течение занятия должны быть разнообразны, гибки, мобильны. Стратегия работы находится в зависимости от потребностей, целей участников, контекста групповой ситуации, уровня развития группы и др.
  • Сначала практика – потом теория. Таким образом, участники учатся действовать, думая, а думать действуя.

Повышение самооценки – один из самых эффективных приемов борьбы с тревогой в школе. Нужно отметить, что во всех без исключения передовых системах обучения, созданных известными современными педагогами-новаторами – В.Ф. Шаталовым, Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильиным и другими, создаются элементы, направленные на внушение ему уверенности в своих возможностях, положительного мнения о себе.
Возраст
Возраст участников — 10–11 лет. Но если произвести модификацию, то программу можно использовать как с детьми начальной школы, так и с учащимися старших классов.
Структура программы
Программа состоит из 10 занятий, с учетом учебной занятости детей. Одно занятие в среднем длится 40-45 минут. Занятия проводятся в конце недели и построены по алгоритму сказкотерапевтического занятия, что позволяет за очень короткий промежуток времени ощутить себя в «сказочном мире».
Материал основан на метафорах с использованием сказкотерапевтических упражнений и игр. Программа заканчивается в тот момент, когда дети еще хотят путешествовать по сказке, здесь используется эффект «незавершенного действия».
Перевоплощение в сказочных героев помогает ребятам раскрыть свои внутренние способности, решить личностные проблемы, развить себя как личность. Дети не только слушают сказки, но и сочиняют свои собственные, что позволяет на бессознательном уровне проработать личностные проблемы, повысить уровень самооценки.
Занятия с группой проводились в соответствии с разработанным планом, который описан в таблице 5.
Табл. 5
Тематический план занятий

название занятий

Цели и задачи

Время

1.

Встреча со сказкой детства

Цель: помочь подросткам в понимании единых смысловых линий в своих действиях и поступках через выполняемую ими деятельность.
Задачи: осознание групповой принадлежности, развитие способности рассуждения и анализа действий.

45 мин

2.

Мой внутренний мир

Цель: рефлексия устойчивых личностных качеств (черт характера).
Задачи: диагностика самопринятия; формирование представлений о чертах характера.

45 мин

3.

За маской

Цель: критическая оценка своей личности со стороны, выделение положительного.
Задачи: осознание своих внутренних качеств.

45 мин

4.

Театр масок

Цель: развитие способности самовыражения.
Задачи: накопление положительного опыта, способность к совместной творческой деятельности, проявление творческого потенциала.

45 мин

5.

Сказочный мир

Цель: содействие в осмыслении существования волшебства и чудес в реальном мире.
Задачи: рассказать о волшебстве в реальном мире; ознакомить с природой созидательной и разрушительной силы человека; развить фантазию и воображение.

45 мин

6.

Мы – разные

Цель: демонстрация индивидуальных особенностей человека.
Задачи:изменить отношение к непохожим людям; разработать модель конструктивного взаимодействия с самим собой и с окружающими людьми.

45 мин

7.

Люди и куклы

Цель: повышение самооценки, развитие позитивной Я-концепции.
Задачи: психодиагностика, развитие интереса к себе, развитие саморегуляции и самоуправления.

45 мин

8.

Весь мир – театр

Цель: осознание собственных поведенческих реакций (поступков).
Задачи: показать важность осознания своих поступков; развить способность к децентрации, умение встать на место другого и посмотреть на себя со стороны; сформировать умение регулировать свое поведение.

45 мин

9.

Могущество Я

Цель: оказание помощи участникам в раскрытии их сильных сторон.
Задача: актуализация их личностных ресурсов.

45 мин

10.

Окна в будущее

Цель: интеграция опыта.
Задачи: интеграция Я-схемы прошлого, настоящего и будущего, преодоление ролевого смещения и достижение эго-идентичности.

45 мин

Подробное описание хода занятий представлено в приложении III.
Обсуждение занятия предполагает краткий разговор о проведенном упражнении и происходит почти на каждом занятии. Детям задаются такие вопросы, как:
- С кем из детей ты играл дольше всего?
- Какие моменты тебе больше всего понравились?
- С кем из детей было легче работать?
- Хотел бы ты еще поиграть в эту игру на следующих занятиях?
Рефлексия занятия – обсуждение того, что нового узнали дети, что понравилось, а что нет. Рефлексия проводится в заключение каждого занятия.
На последних занятиях особо стеснительные дети таких проблем уже не обнаруживали, произошло раскрепощение, повысилась уверенность в себе, смелость, активность детей.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.