На главную Психологическое консультирование Консультирование психолога в школе Сказкотерапия как форма организации психологического консультирования младших школьников - ПРИЛОЖЕНИЕ
Сказкотерапия как форма организации психологического консультирования младших школьников - ПРИЛОЖЕНИЕ
Психологическое консультирование - Консультирование психолога в школе
Индекс материала
Сказкотерапия как форма организации психологического консультирования младших школьников
1.3. Особенности метода сказкотерапии в психологическом консультировании
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ПОНЯТИЕ САМООЦЕНКА
ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование эффективности коррекции самооценки ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДОМ СКАЗКОТЕРАПИИ
3.3. Эффективность коррекционной программы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Все страницы

Приложение I

 

Образец бланка к методике «Лесенка»

Имя и фамилия _________________________________________

Нарисованная лесенка

Приложение II
Методика определения уровня самооценки детей Т. Дембо - С.Л. Рубинштейна

Ребенку предлагается семь отрезков длиной 100 мм каждый, расположенные параллельно друг другу. Каждый отрезок является шкалой, измеряющей самооценку ребенка по следующим характеристикам: рост, здоровье, ум, характер, авторитет у сверстников, положение в школе, положение в семье. Шкала роста является тренировочной, остальные – зачетными. Инструкция: «Представь себе, что всех людей ты можешь разместить на этом отрезке по росту. На самом верху находятся очень большие люди – великаны, в самом низу (показать) – люди очень маленького роста. А где находишься ты? А где учитель? А где твой друг? А где бы ты хотел быть?».
Интерпретация полученных данных


Уровни самооценки

Баллы

Содержание рефлексивных качеств

Результаты диагностики

Завышенная

60-72

При явно завышенной самооценке линия проходит по краю справа: идеализированное представление о своей личности, своих возможностях. Ребенок игнорирует свои неудачи ради сохранения привычной для него самооценки, своих дел и поступков. Любой неуспех принимается как следствие неблагоприятного отношения к нему.

5

Адекватная

24-59,5

Кривая расположена несколько правее середины между 5 и 6 делением.

16

Заниженная

12-23,5

Заниженная самооценка (крайняя левая линия) указывает на неуверенность ребенка в себе, невозможность реализовать свои задатки и способности. Такие дети не ставят перед собой труднодостижимых целей и слишком самокритичны к себе.

9

Приложение III
Методика «Рисунок несуществующего животного»
Аспекты анализа рисунка разделяются на формальные и содержательные. К формальному аспекту относятся:
а) семантика расположения в пространстве;
б) графологические признаки;
Семантика пространства проективного рисунка. Пространство рисунка семантически неоднородно. Оно связано с эмоциональной окраской переживаний и временным периодом — настоящим, прошедшим и будущим., а также с действенным и идеальным.
На листе левая сторона и низ рисунка связан с отрицательно окрашенными эмоциями, депрессией, неуверенностью, пассивностью. Правая сторона (соответственно доминантой правой руке) и верх — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.
В норме рисунок расположен по средней линии (или несколько левее) и чуть выше середины листа бумаги. Положение листа ближе к верхнему краю листа (чем больше, тем лучше выражена) трактуется как высокая самооценка и неудовлетворенность собственным положением в обществе и недостаточным признанием окружающих, претензии на продвижение, тенденция к самоутверждению, потребность в признании. Повышение положения рисунка на листе бумаги говорит о стремлении соответствовать высокому социальному стандарту, стремлением к эмоциональному принятию со стороны окружения. Повышение рисунка также связано с уменьшением фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей.
Положение в нижней части листа — обратный показатель: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, нет заинтересованности в своем социальном положении, отсутствие стремления быть принятым окружением, склонность к фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей.
Правая и левая полуплоскость листа имеют противоположную конотацию по оппозициям «пассивность – деятельность», «внутреннее— внешнее», «прошлое – будущее». Соответственно расценивается местоположение рисунка вправо и влево от средней линии листа, а также ориентация головы и тела животного вправо, влево, в фас. Местоположение скорее символизирует готовые к реализации состояния и реакции на момент рисования, в то время как ориентация головы и тела символизирует общую направленность в сторону достижения тех или иных состояний в рамках указанных позиций.
Необходимо осторожно подходить к интерпретации рисунков, занимающих более 2/3 площади листа бумаги. Особую категорию составляют маленькие рисунки, расположенные в левом верхнем углу листа. Этот тип локализации часто свидетельствует о высокой тревожности, склонности к регрессивному поведению и эскапизму (желание выйти из ситуации, уход в прошлое, либо в фантазию), избежанию новых переживаний. Возможна выраженная дисгармония между самооценкой и уровнем притязаний.
К ряду интерпретационных приемов работы с пространством относится обращение внимания на ощущения, вызванные рисунком (например, шаткость-устойчивость, что относится к ориентации в социуме, самооценке и пр.) Можно попытаться представить, куда двинется животное, если его «открепить» от плоскости (вправо или влево, вверх или вниз) или оно останется на месте.
Б) Графологические аспекты интерпретации.
К первому аспекту относится анализ линии.
Колеблющаяся, прерывающаяся линия, «островки» перекрывающие друг друга линии, несоединенные узлы, «запачканные» рисунки говорят о легкой напряженности, повышенном уровне тревожности, что свойственно невротикам. Контуры рисунка здесь могут быть размытыми, «волосатыми», во всем исполнении может чувствоваться неуверенность, неловкость.
Во втором аспекте анализируется направление линии и характер контура.
«Падающие линии» и преимущественное направление сверху вниз влево свидетельствует о быстро истощаемом усилии, низком тонусе, возможной депрессии.
«Поднимающиеся линии», преобладание движения снизу вверх направо — хорошее энергетическое обеспечение движения, склонность к трате энергии, агрессивности.
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером острых углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии— когти, клювы, зубы.
Этот метод использовался нами как дополнительный с целью уточнения, расширения и углубления полученной информации.
Беседа проводилась по следующей схеме:

  1. Сбор данных о жизни испытуемого.
  2. Знакомство и налаживание контакта с испытуемым. Выяснение отношения к прелагаемой работе.
  3. Планы на будущее — способность сопоставить возможные трудности и собственные способности, соотносить желаемое и действительное.
  4. Знакомство с семьей испытуемого, выяснение состава семьи и особенностей психологического климата.
  5. Наиболее тяжелые события в прошлом, реакции испытуемого на них.

В процессе выяснения вышеперечисленных обстоятельств нами учитывалась возможность не только сознательного искажения или желания скрыть сведения о себе, но и подсознательные механизмы психологической защиты [3].

ПРИЛОЖЕНИЕ IV
ЗАНЯТИЕ 1. «ВСТРЕЧА СО СКАЗКОЙ ДЕТСТВА»
Цель: Помочь подросткам в понимании единых смысловых линий в своих действиях и поступках через выполняемую ими деятельность
Задачи: Осознание групповой принадлежности, развитие способности рассуждения и анализа действий.
«Имя» (игра)
Задача. Знакомство участников.
Ход работы: Каждый участник называет свое имя. Затем на первую и последнюю букву своего имени он называет свои качества, которые ему помогают и мешают в общении. Знакомство происходит по кругу [19].
Несмотря на то, что ребята уже знакомы, мы должны провести данную процедуру во вновь образовавшейся группе, чтобы закрепить групповую принадлежность, и дать возможность критически оценить себя и разглядеть в себе положительные качества.
Принятие групповых норм
После знакомства необходимо рассказать участникам о групповых нормах, и помочь в их разработке.

  1. Правил «Здесь и теперь». Предметом анализа и обсуждения могут быть те процессы и события, которые происходят в группе в данный момент. Этот же принцип распространяется на мысли, чувства и переживания. Подросткам следует продемонстрировать важность того, что происходит именно сейчас. Это позволяет им, в процессе занятий сосредоточить внимание на себе и будет способствовать развитию навыков самоанализа и рефлексии.
  2. Искренность и открытость – соглашение о том, чтобы не лицемерить и не лгать. Самораскрытие, направленное на другого, позволяет стать самим собой, получить и предоставить честную обратную связь.
  3. Принцип «Я» - основное внимание сосредоточено на процессах самопознания, самоанализе и рефлексии. Оценка другого осуществляется через высказывание собственных чувств и переживаний. Допустимы только Я-высказывания.
  4. Активность – желательно активное участие всех участников.

Конфиденциальность – вся информация относительно конкретных участников должна сохраняться в группе – это условие психологической безопасности и самораскрытия [57].
«Рисунок на сказочную тему» (основное задание)
Участникам группы предлагается разный изобразительный материал и дается задание нарисовать любимую сказку детства или любимого сказочного героя.
Обсуждение.

  1. Каждый подросток рассказывает о своей работе так, как он этого хочет, - это основополагающее правило.
  2. Подростку дается возможность прокомментировать те или иные части рисунка, прояснить их значение, описать определенные формы, предметы как персонажи. Следование этому плану поможет избежать преждевременных предположений относительно содержания работы.
  3. Можно попросить подростка описать работу от первого лица и, возможно сделать это с каждым из элементов изображения. Он может построить диалог между отдельными частями работы, не зависимо от того, являются ли эти части персонажами, геометрическими формами или объектами. Комментарии подростка могут касаться внешних или внутренних свойств предмета.
  4. Если ребенок не знает, что означает та или иная часть его работы, можно дать объяснение, однако следует спросить подростка, на сколько это объяснение представляется ему верным.
  5. Необходимо побуждать подростка фокусировать внимание на цветах. О чем они говорят ему? Даже если он не знает, что цвет означает, фокусируясь на цвете, он может что-то осознать.
  6. Необходимо помогать, подростку осознавать связь между его высказываниями о работе или ее частях и его жизненной ситуацией, осторожно задавая ему, вопросы о том, что в его жизни происходит и как это может отражать его работа.
  7. Необходимо также обращать внимание на отсутствующие части рисунка и на пустые места на рисунке.
  8. Иногда следует принять изображение буквально, иногда следует искать нечто противоположное изображенному, в особенности, если есть основания для такого предположения. Если изображение не соответствует реальному образу, эта может быть изображение подростка с сильным Эго, уверенного в себе, либо нереалистический образ «Я» ребенка со слабым Эго.
  9. Можно попросить ребенка рассказать о том, что он чувствовал в процессе создания работы, до ее начала, а также после ее завершения. Необходимо спрашивать ребенка о его самочувствии в разные периоды работы; таким образом можно избежать многих защитных реакций.
  10. Важно предоставить, подростку работать в удобном для него темпе и с сознанием того, что он будет изображать нечто, что может изобразить, и отразить те состояния, которые он готов отражать.
  11. Необходимо стремиться выделять в работах подростков наиболее устойчивые темы и образы. Со временем каждый подросток будет готов увидеть в своих работах единые смысловые линии.

Каждый берет в руки свою работу и садится в круг. Далее необходимо представлять свою работу, рассказать, что нравится в герое, почему выбрана та или иная сказка и т. д. по предложенной схеме обсуждения[1].
«На какой я ступеньке?» (упражнение)
Цель: Помочь участникам выстраивать адекватную самооценку.
Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней. Дается инструкция: "Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь".
После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:
- 1-4 ступенька - самооценка занижена
- 5-7 ступенька - самооценка адекватна
- 8-10 ступенька - самооценка завышена
Таким образом, можно проследить результаты проведенной работы.
«Первое впечатление»
Группа сидит в кругу. «Посмотрите еще раз, пожалуйста, на соседей справа и слева. Прежде чем вы пойдете домой, встаньте и скажите ребятам, с которыми сегодня познакомились, либо уже были знакомы, каждому в отдельности, что вам понравилось в них».
Большую рефлексию не проводим после каждого упражнения, так как это первое занятие, детям необходимо адаптироваться в данной обстановке. Но уже основное упражнение подводит к тому, что все, что мы делаем, необходимо анализировать, даже сказочные рисунки говорят о многом. Это вызывает интерес, жажду самопознания и самораскрытия, что очень важно в коррекции самооценки, ведь в первую очередь, ребенок должен полюбить себя и быть себе интересным, и только тогда он будет любим другими и окружающие потянутся к нему.

ЗАНЯТИЕ 2. «МОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР»
Цель: рефлексия устойчивых личностных качеств (черт характера).
Задачи: диагностика самопринятия; формирование представлений о чертах характера;
«Зеркальный Оракул» (упражнение)
Ход работы:
В одной волшебной стране есть ущелье Зеркального Оракула. Каждый из героев сталкивается с ним на своем пути. Только тот сможет продолжить с нами путь дальше, кто задаст Оракулу вопросы и получит на них ответы.
Это Волшебное зеркало. Каждый, кто посмотрится в него, сможет увидеть себя таким, каков он есть на самом деле, каким его видят окружающие, и таким, каким он видит себя сам. Сейчас у нас есть возможность заглянуть в это зеркало.
Но необходимо не просто заглянуть, а посмотреть на себя и задать несколько вопросов, на которые вам должен дать ответ Зеркальный Оракул.
- Кто Я?
- Что Я люблю?
- Что я не люблю?
- Что меня пугает?
- Что имеет для меня большое значение?
- Что я хочу?
Рефлексия упражнения:
Какой вопрос оказался для вас самым сложным? Что отвечал Оракул? Были ли не однозначные ответы или ответы не до конца правдивые? Какой ответ понравился больше всего? Для чего на ваш взгляд в волшебной стране существует зеркальный оракул? [40]
«Общий признак» (разогрев)
Задачи: Снижение напряженности, повышение настроения, активизация внимания и мыслительных процессов.
Ход работы: Участники садятся в круг, в центре которого стоит Ведущий. Стоящий в центре круга предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например: «пересядьте все те, у кого кари глаза» - и все у кого карие глаза должны поменяться местами.
При этом ведущий тоже принимает участие в игре и должен успеть занять освободившееся место, оставшийся без места продолжает игру. По окончании игры можно спросить у подростков: «Как вы себя чувствуете?»
«Деревья-характеры» (сказка)
Задача: анализ своих действий и поступков, выявление своего «дерева - характера»
Ход работы: Детям предлагается разместиться по удобнее, кто хочет, может откинуться на спинку стула, закрыть глаза и прослушать сказку, но не просто прослушать, а представить, прокрутить ее как мультик. Сказка о Деревьях – Характерах.
Сказка о Деревьях — Характерах. (см. Приложение В).
Далее идет рефлексия прослушанной сказки.
Рефлексия:
Далее идет обсуждение по кругу своих деревьев-характеров.
Что в вашем дереве вам нравиться? В чем особенность вашего дерева-характера? Как в жизни нам может помочь наше дерево-характер?
Что бы вы хотели в нем изменить? Что нужно делать, чтобы оно было красивое, цветущее? Нужно ли человеку периодически обращать внимание на свое Дерево — Характер?
Дети, описывая свое дерево, анализируют черты своего характера.
Для того чтобы дерево вашего характера было красивым, нужно чаще заглядывать в волшебный лес и следить за своим деревом.
Пусть они всегда будут красивыми, цветущими, радуют не только нас, но и окружающих [34].
«Комплименты» (завершение работы)
Задачи: Стабилизация и повышение самооценки подростков, актуализация их личностных ресурсов.
Ход работы: Участники делятся на 2 группы, образуя 2 круга, один в другом. Внутренний и внешний круг стоят лицом друг к другу. «Сейчас я засеку время – одну минуту, - в течение которой те, кто стоят во внешнем круге, будут говорить комплименты стоящему напротив участникам внешнего круга. Через минуту они меняются, и стоящие во внутреннем круге говорят комплименты стоящим напротив участникам внешнего круга. Затем внешний круг передвигается по часовой стрелке на одного человека, и задание повторяется уже с другими партнерами. Вешний круг двигается, пока первые пары не совпадут».

ЗАНЯТИЕ 3. «ЗА МАСКОЙ»
Цель: Критическая оценка своей личности со стороны, выделение положительного.
Задачи: Осознание своих внутренних качеств.
«Цветик семицветик» (упражнение)
Цель: создание благоприятной атмосферы, установка на предстоящий тренинг.
Ход работы: Каждому участнику предоставляется лепесток от волшебного цветка, на котором он должен с одной стороны написать ожидание от данного тренинга, а на другой стороне пожелание для воплощения данных ожиданий. На обдумывание дается 3 минуты.
Рефлексия. Обсуждение, зачитывание всех ожиданий и пожеланий. 5-7 минут.
Как вы уже заметили, наш тренинг начался с необыкновенного, даже с волшебного предмета. Этим самым я хочу вас настроить на необычный лад, а именно окунуться в мир фантазии и волшебства. И мое большое пожелание, чтобы этот тренинг прошел в творческой и сказочной атмосфере. Но хочу вас заранее предупредить, что на тренинге вы будете не просто Катя, Оля, Наташа, а какие-то сказочные персонажи, олицетворяющие вашу личность.
«Создай маску» (основное задание)
Ход работы: Подросткам предлагается сделать маску. Главное, чтобы маска каждого отражала его внутренний мир, характеризовала его. Перед началом работы следует рассказать о том, для чего в разных культурах применяются маски, что маска может означать для человека, одевшего ее.
На листе бумаги рисуется овал по размеру лица подростка, определяется место для глаз и рта и затем, с использованием красок, карандашей, журналов и других материалов маска наполняется содержанием. В своей творческой работе дети остаются свободными от каких-либо правил.
После завершения изображения маску необходимо вырезать, надеть себе на лицо.
Обсуждение: По очереди оживают маски всех участников, и каждой маске предоставляется время для выступления.
Психолог обращается к ним с вопросом, что они бы хотели рассказать о своем владельце. Затем группа делится на пары, происходит обмен масками. Надев на себя маску партнера, подросток повторяет те слова, которые сказала эта маска на предыдущем этапе. Другой ребенок в паре должен проговорить то, что он чувствует, когда видит эту маску и слышит эти слова [23].

«Сильные стороны» (завершение работы)
Задачи: Создание положительного эмоционального настроя в конце занятия, получение каждым подростком личностной обратной связи, которая так важна для него.
Ход работы: Бросая по очереди мяч, друг другу, будем говорить о сильных сторонах того, кому направляем мяч. Мяч должен побывать у каждого.

ЗАНЯТИЕ 4. «ТЕАТР МАСОК»
Цель: Развитие способности самовыражения.
Задачи: накопление положительного опыта, способность к совместной творческой деятельности, проявление творческого потенциала.
«Путаница» (разогрев)
Задачи: Манипуляция психологическими пространствами с целью тренировки реакции подростков на трансформацию зон комфорта.
Ход работы: Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. По моей команде все начинают движение в центр круга, делая плавательные движения правой рукой. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Я могу помогать, вашим рукам соединиться, и слежу за тем, чтобы каждый держал за руку двух партнеров. Участники открывают глаза и их задача - распутаться, не разжимая рук, разрешается изменение положения кисти без расцепления рук. В результате могут быть такие варианты: круг, несколько кругов и пары.
Рефлексия: По окончании ребята высказываются, как они находили варианты распутывания узлов: методом проб и ошибок, пытались сначала прогнозировать исход действий, кто-то один руководил распутыванием или решали все вместе?
Было ли кому-то сложно, хотелось самому отпустить? Может, кто-то не доволен, что его не слушали и делали все в точности на оборот, а не так как он хотел? переживали ли вы не только за свои звенья в цепочке?
«Драматизация с масками» (основное задание)
Ход работы: Каждый подросток берет свою маску, изготовленную на прошлом занятии. Задача – придумать историю, в которой будут участвовать эти маски, а затем проиграть ее. В сюжете и драматизации обязательно должны быть задействованы все маски.
Время на выполнение этого задания – 30 минут.
Лучше не помогать подросткам, придумывать историю. Они сами должны решить, кто будет сценаристом, кто – режиссером, либо они найдут групповое решение. Когда история будет готова, можно помочь им в случае необходимости, организовать пространство для драматизации. Поскольку важны спонтанность и драматизация, представление начинается без предварительных репетиций.
Рефлексия: Участники возвращаются в круг. Каждому подростку предлагается рассказать о своих чувствах и переживаниях, связанных с работой, о том опыте, негативном или позитивном, который он получил.
Важно узнать, как себя чувствовал подросток в данной роли, комфортно ли ему было? Что не доставало ему? Если же подростку не комфортно, то можно попробовать переиграть ту или иную роль и снова провести рефлексию, но не оставлять этот дискомфорт при нем.
Драматизация, в которой наиболее полно реализуются основные принципы личностного роста подростков – событийность, театральность, демократичность, экологичность – позволила подросткам «примерить» различные маски и роли, получая в психологически защищенной, комфортной обстановке тот опыт, который они смогут применить в реальной жизни.
Следующее за ней обсуждение, происходившего направленно на то, чтобы они научились проговаривать свои переживания и принимать переживания других.
«Покажи пальцем» (завершение работы)
Задача: Реализация обратной связи в группе.
Ход работы: Участники садятся в круг. Психолог просит каждого поднять вверх любую руку с вытянутым пальцем. Затем он предлагает показывать пальцем на того, кто, с точки зрения каждого участника, обладает определенным свойством. Он задает следующие вопросы: «Покажи самого активного сегодня. Самого веселого. Самого обаятельного. Того, кто сегодня удивил. Того, кто помог вам сегодня. Того, кто был звездой группы. Того, кто особенно много шутил и т. д.».

ЗАНЯТИЕ 5. «СКАЗОЧНЫЙ МИР»
Цель: Содействие в осмыслении существования волшебства и чудес в реальном мире.
Задачи: Рассказать о волшебстве в реальном мире; ознакомить с природой созидательной и разрушительной силы человека; развить фантазию и воображение.
«Шеренга» (разогрев)
Задачи: Осознание невербальных средств установление контакта, апробация их в безопасных условиях группы, предоставление шанса проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, что, прежде всего, необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь.
Ход работы: Сейчас вам предстоит построиться в шеренгу по цвету глаз: от самых светлых, к самым темным. При построении запрещается разговаривать. Итак, начали! На построение дается 2 минуты. Потом предлагается построиться по цвету волос: от самых светлых, к самым темным. Условие те же.
Последнее задание самое сложное: необходимо построиться по росту, с закрытыми глазами и не разговаривая.
Рефлексия упражнения: Что вы сейчас чувствуете? Что вам больше всего понравилось? Какой из этапов был самый сложный? Кто являлся лидером и помогал в организации? Что каждый из вас сделал, чтобы получилась шеренга? Какой вывод вы вынесли из этого упражнения? [16]
«Сотворение мира» (основное задание)
Ход работы:
Для занятия потребуются: большой лист ватмана; краски, кисти, различные крупы, макароны, спичечные коробки, бусинки, цветная бумага, клей, нжницы; спокойная музыка.
Сегодня мы с вами превратимся в маленьких волшебников. Мы сами будем создавать Сказочную страну, сами будем придумывать героев и сами будем сочинять те удивительные истории, которые с ними приключились. Для этого мы возьмем волшебный лист бумаги, положим его на середину.
Теперь по очереди, каждый понемногу, мы должны создать Сказочную страну. Но сначала закройте глаза и представьте себе ту Сказочную страну, которую вы будете создавать на бумаге. Каждый из вас, конечно, представляет свою страну и, когда каждый из нас нарисует кусочек своей страны, у нас получится Настоящая Волшебная страна... А теперь открывайте глаза, и начинаем творить!
Дети начинают продумывать над созданием волшебной страны и приступают к работе, необходимо, чтобы у каждого были свои роли, и они не мешали друг другу.
Важным элементом данной работы является необычайность материалов, которые применяются, это вызывает еще больший интерес и способствует развитию творческих идей.
Когда Сказочная страна нарисована, мы продолжаем работу по следующей схеме. Теперь дети должны составить сказку про созданный ими мир.
В Сказочной стране обязательно кто-то живет. И поэтому сейчас вы закроете глаза и увидите, кто живет в созданной нами Сказочной стране; увидите, что происходит с теми, кто живет в этой стране". Дети закрывают глаза, играет музыка, примерно 1,5 минуты они представляют себе сказку. Когда дети открыли глаза, ведущий может начать сказку, например, так: "В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были..." Далее ведущий показывает глазами какому-либо ребенку, чтобы он продолжал. Если сюжет заходит в тупик, ведущий может внести "новую струю" в развитие повествования. В случае, когда сказке явно не хватает интриги или приключений, можно использовать "эффект неожиданности". Например, "но вдруг... почернело все вокруг, загрохотало и...", или "и вот, все так быстро переменилось, и они увидели...". Важно, чтобы эти слова были сказаны очень эмоционально, тогда дети быстро подхватят и разовьют Вашу идею. Если Вы чувствуете, что детям никак не закончить сказку — помогите им. Сказка тогда запомнится детям, когда она не будет слишком длинной (чтобы дети не устали) и будет иметь хороший конец.
Данное упражнение помогает ребенку воплотить мечты в нечто реальное, то есть то, что было нарисовано, в сказке ожило. Создавая сказку, ребенок проявляет свой накопленный опыт и расширяет его, создавая новые образы и героев. В сказочной реальности ребенок не боится проигрывать то, что можно осуществить на яву, например, быть художником и т.п., а сказка позволяет такие превращения. Создавая сказку, дети осуществляют в ней эталонные отношения между жителями, что важно в укреплении каких-либо принципов общения, правила, создаваемые детьми.
Рефлексия: Что вам больше всего понравилось в сотворенном вами мире? Может быть, что-то кому-то хочется изменить? Что не хватает в данной композиции? Что бы вы хотели перенести из вашей волшебной страны в реальность? Что для этого нужно сделать? [18]
«Подарок» (завершение работы)
Дети встают в круг. Упражнение начинает ведущий. Необходимо без слов с помощью пантомимы показать и вручить подарок соседу слева. Он, в свою очередь, демонстрирует свой подарок (придуманный им) и передает соседу слева. Повторяться нельзя.
Рефлексия: Когда подарок получает и ведущий, можно предложить ребятам рассказать: отгадали ли они, что им подарили, почему дарящие сделали именно этот подарок, какой подарок понравился больше всего и почему.

ЗАНЯТИЕ 6. «МЫ - РАЗНЫЕ»
Цель: демонстрация индивидуальных особенностей человека.
Задачи:изменить отношение к непохожим людям; разработать модель конструктивного взаимодействия с самим собой и с окружающими людьми.
«Слушай команду» (Разминка)
Цель: Создание непринужденной обстановки для раскрытия внутреннего потенциала, повышение уровня сплоченности коллектива.
Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети свободно двигаются по комнате. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются в разной последовательности: спокойные и энергичные. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание.
«Сказка о Купце»
(см. Приложение IV).
Рефлексия: Что запомнилось вам в сказке? Как вы думаете, правильно ли вел себя купец? Если нет, то в чем он не прав? Чем отличались люди невиданного острова? Что в них не устраивала купца? Что важного узнал купец? Что вам понравилось в этой сказке? Как данную сказку можно применить в обыденной жизни? Случаются ли у вас такие случаи? Чему учит эта сказка? [5]
«Похожие и разные» (игра)
Ход работы: Ребята, сейчас мы проведем небольшую игру, которая позволит нам понять наши сходство и различия. Для этого нам нужно поделиться на две команды. От каждой команды вызывается по одному добровольцу. Сейчас двум командам предстоит в течение одной минуты находить сходство и различия в добровольцах. Одна команда находит только сходство, а другая — различия. За каждый правильный ответ я буду ставить на доске плюс. Затем мы увидим, чего же в двух людях больше: сходства или различий. Так как это соревнование, то будьте очень внимательны, вам нужно выиграть.
При желании игру можно повторить с другими участниками.
Рефлексия: Что понравилось, что не понравилось в игре? Что запомнилось? Какие выводы мы можем сделать?
«Сотвори себе друга» (сказочная имидж-терапия)
Материалы: разноцветные ленты, ткань.
Ход работы: Мы с вами проведем небольшой эксперимент — постараемся узнать, как выглядят те люди, которые нам нравятся и которые не нравятся. Мы разделимся на две команды. Каждая команда должна будет придумать одежду из лент и ткани для человека, который нравится или не нравится. Из каждой команды нужен один доброволец. Одна команда будет придумывать одежду для человека, который нравится, а другая для того, кто не нравится.
Рефлексия: Понравилась или не понравилась вам игра? Что особенно запомнилось? Какие выводы мы можем сделать, глядя на наряды двух людей? Похожи ли между собой два одетых человека («приятный» и «неприятный»)? Что можно сказать про людей, которые будут одеты подобным образом? (Перечислить личностные качества.) Чем похожи эти люди на каждого из вас? Найти сходства и отличия.
Выводы: «неприятного» человека дети одевают в темные цвета, очень небрежно, как бы стараясь его спрятать. «Приятного» человека одевают очень тщательно, в яркие, красивые цвета. Темные цвета ассоциируются со злостью, вредностью, лживостью человека. Яркие цвета напоминают о доброте, веселье, мягкости, честности человека. Бывает ли такое, что хороший человек надевает черную одежду, а злой и вредный — красивую и разноцветную? Делаем вывод, что по одежде судить о человеке нельзя («Встречают по одежде, а провожают по уму»). Нет только плохих или хороших людей, в каждом человеке есть хорошее и плохое.
Исходя из сказочной имидж-терапии, мы показали детям в первую очередь, что не внешний вид говорит о человеке, а внутренний, но при этом сами дети, создавая костюмы, расставили приоритеты на том, что неопрятный человек им неприятен, а чистый и аккуратно одетый человек – это хороший, приятный человек. Соответственно, на этом моменте мы тоже должны сделать акцент, чтобы выделить важность опрятного внешнего вида в общении с людьми. [27]
«Мы с тобой сегодня похожи и непохожи…» (игра)
Ход работы. Ребята, наше занятие на сегодня закончилось. Посмотрите внимательно на вашего соседа слева. Подумайте, чем он сегодня похож и непохож на вас. Каждый из нас скажет своему соседу такую фразу: «Мы с тобой сегодня похожи… и непохожи…» и передаст клубочек соседу. Говорить будем по очереди, я начну первой.
Детям с заниженной самооценкой первоначально необходимо знать, что они такие же, как и их одноклассники, и совсем не хуже, но при этом у них есть свои плюсы и минусы, есть свои таланты, свои положительные качества. Для этого, мы приводим сравнение, чтобы еще раз убедить детей, что нет плохих или хороших, все индивидуальны и особенны по-своему.

ЗАНЯТИЕ 7. «ЛЮДИ И КУКЛЫ»
Цель: Повышение самооценки, развитие позитивной Я-концепции.
Задачи: Психодиагностика, развитие интереса к себе, развитие саморегуляции и самоуправления.

«Атомы» (разогрев)
Ход работы. Все участники становятся в круг. «Представим себе, что вы все атомы. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное. Здесь оно будет зависеть от того, какое число я назову. Все мы сейчас начнем быстро двигаться по классу, и я время от времени буду говорить какое-то число. И тогда атомы должны будут объединиться в молекулы соответственно этому числу».
Рефлексия: По окончании упражнения психолог может спросить у подростков: «Как вы себя чувствуете?», «Что вам понравилось?» и т.д.
Изготовление марионетки (основное задание)
Задачи: Психодиагностика, развитие интереса к себе, повышение самооценки, развитие саморегуляции и самоуправления.
Необходимые материалы: Два куска ткани размером примерно 50×50. Футляр от киндер-сюрприза, как основа для головы. 4-5 мелких предметов: бусинки, кнопки, бисер. Эти бусинки помещаются в футляр от киндер-сюрприза. Каждый предмет наделяется качеством, которого у подростка нет, но которое ему хотелось бы иметь и развивать в себе (эффект «мозгов» Страшилы из сказки «Волшебник изумрудного города»). При движении марионетки мелкие предметы в футляре будут шуметь, создавая тем самым эффект действия заложенных качеств, их присутствия. Вата для головы и рук. Чулок для головы и рук. Нитки, мочалка, лента или пряжа для изготовления волос. Пуговицы или клеящаяся бумага для изготовления глаз и рта. Нитки типа ирис, для подвязывания марионетки. Ножницы, клей, иглы. Украшения для марионетки.
Ход работы. Вам нужно изготовить свой автопортрет марионетку. Портретное сходство не обязательно, важно, чтобы кукла передавала основные черты характера, того, кто ее делает.
Далее идет изготовление кукол-марионеток, психолог участвует в изготовлении, тем самым, показывая все этапы работы. Не стоит тратить время на украшение марионетки, это дети должны будут сделать дома. Время работы – 30 минут. Эта работа проходит под музыкальное сопровождение. Музыка должна быть спокойной, гармонизирующей эмоциональное состояние.
Обсуждение. Участники возвращаются в круг. У каждого в руках своя марионетка. Необходимо представить ее, назвать ее имя, рассказать о ее характере, предназначении и д.р. Важно, чтобы участники познакомились со всеми марионетками. Подростки должны рассказать также о тех чувствах, которые у них вызывают их марионетки.
Способ изготовление марионеток (см. Приложение Д). [1], [6]

«Представление марионеток» (завершение работы)
Задачи: Осознание регулятивных ресурсов, гармонизация эмоционального состояния группы, снижение напряженности, в том числе и телесной, более глубокое знакомство друг с другом и с самим собой.
Ход работы. Участники становятся в круг, держа в руках марионетки. «Сейчас каждый из вас должен представить свою марионетку по очереди всем другим. Марионетки должны познакомиться друг с другом, и сказать друг другу, чем одна нравится другой. Будьте внимательны, вы должны познакомиться со всеми марионетками».
Ребята могут забрать марионетки домой, чтобы доработать и украсить их, но необходимо им напомнить, чтобы они не забыли их принести.

ЗАНЯТИЕ 8 « Весь мир – театр»
Цель: осознание собственных поведенческих реакций (поступков).
Задачи: показать важность осознания своих поступков; развить способность к децентрации, умение встать на место другого и посмотреть на себя со стороны; сформировать умение регулировать свое поведение.
«Стул» (разогрев)
Ход работы. Из круга убирается один стул. Участники встают вокруг оставшихся стульев. «Сейчас мы се будем хаотично двигаться по комнате. По команде «Стул!» каждый должен занять стул, который ближе всего к нему находится. Ведущий тоже двигается со всеми и неожиданно подает команду, занимая свободный стул. Тот, кто остался без стула становится ведущим».
Время игры 5-7 минут.
Импровизация с марионетками (основное задание)
Задача: Обучение управления собой, своими чувствами и эмоциями посредством управления своей марионеткой.
Ход работы. Участники садятся в круг. У каждого в руках его марионетка. «Сейчас вам необходимо будет придумать сказку с участием сказочных героев – ваших марионеток, а затем разыграть ее».
Время на подготовку – 15 минут.
Делается импровизированная сцена из 3-х стульев, за которыми стоят подростки и «водят» своих марионеток по сцене.
После того как сказка готова, подростки проигрывают ее на импровизированной сцене.
Рефлексия: Участники садятся в круг. Каждому подростку предлагается поделиться своими чувствами, переживаниями после проделанной работы, полученным опытом (позитивным или негативным).
Исходя из данного сюжета, и тех ролей, которые играл каждый, мы можем сделать выводы о состоянии подростка, о том, что происходит у него внутри и, исходя из этого, строить дальнейшую работу.
«Комплименты-2» (завершение работы)
Задача. Создание эмоционально-положительного настроя, повышение самооценки.
Ход работы. «Сейчас мы все по очереди будем делать комплименты. Начнем с Коли. Посмотрите на него. Вспомните его действия, мысли, то, как он говорит, смеется. А теперь мы все по очереди сделаем ему комплимент».
Упражнение проводится по кругу, пока каждый подросток не получит свою «норму» комплиментов.

ЗАНЯТИЕ 9. «МОГУЩЕСТВО»

Цель: Оказание помощи участникам в раскрытии их сильных сторон.
Задача: Актуализация их личностных ресурсов.
«Невербальное приветствие» (разогрев)
Задачи. Повышение степени внимания друг к другу, создание благоприятной для работы атмосферы.
Ход работы. «Сегодня мы начнем наше занятие с того, что поздороваемся друг с другом. Способы приветствия не должны повторяться и делать это надо невербально (без слов). Будьте внимательны!».
«Могущество»
Ход работы. Всем участникам последовательно предлагаются следующие задания:
1. Закончить предложение «Я могу…» (не менее 20 предложений).
2. Подчеркнуть из них то, что может только автор списка и некоторые его знакомые.
3. Зачитать группе свой перечень.
Обсуждение. После этого психолог предлагает участникам по рассуждать о том, что такое могущество: «Как вы думаете, что такое могущество? Правильно, его основу составляют умения. И чем больше их у человека, тем он могущественнее, тем больше он может, умеет что-то делать, создавать, творить. Могущественный – это сильный человек и не обязательно физически. Сила этого человека в том, что он многое умеет и рассчитывает на свои силы, не сдается и не опускает руки, он готов научиться еще чему-нибудь, если чувствует такую необходимость. Будьте же сильными, могущественными, учитесь создавать, творить и обязательно сумейте довести каждое дело до конца».
Ход работы. Затем каждому предлагается задание составить новый список, предложения в котором будут начинаться со слов «Я смогу…». На его выполнение дается 5 минут [25].
Коллаж «Грани моего Я» (основное задание)
Ход работы. «Необходимо вырезать из газет, журналов картинки и лозунги, слова, части текста и из них на бумаге составить композицию на заданную тему. Если в композиции чего-то не хватает, то это можно дорисовать или дописать самостоятельно».
Во время работы над коллажом, может звучать приятная музыка. Время работы – 15 минут.
Обсуждение. Все участники возвращаются в круг и представляют свои коллажи. Хорошо если подросток раскроет значение каждого символа в своем коллаже. Это позволит глубже осознать составляющей Я-концепции каждого.
Данное упражнение очень важно проводить на этом этапе, то есть если бы оно было проведено раньше, то подросток из-за заниженной самооценки не смог бы адекватно посмотреть на свои возможности и способности. В данный момент, его потенциал раскрыт, он не боится выражать свои мысли, демонстрировать свои возможности и умения. С помощью данного упражнения он еще раз сможет обратить внимание на свой потенциал, выделить свои возможности и особенности и закрепить это.

«Обыкновенное чудо»
Упражнение является заключительным. С помощью данного упражнения проводим рефлексию всего занятия, заряжаемся положительной энергией на будущее, дарим ее друг другу.
Ход работы. Ведущий держит в руках камень. Ощупывая его говорит, о том что чувствует (тяжелый, холодный, шероховатый). Не очень приятно держать его в руке. Но я постараюсь согреть этот камень, прежде чем передать ее сидящему слева. Вы берете камень в ладони, сжимаете его и произносите: возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь к людям, мою преданность, передай камень мои чувства группе.
Рефлексия. Удалось ли согреть камень? Получилось ли передать и получить положительные эмоции через камень? [19]

ЗАНЯТИЕ 10. «ОКНА В БУДУЩЕЕ»
Цель: Интеграция опыта.
Задачи: Интеграция Я-схемы прошлого, настоящего и будущего, преодоление ролевого смещения и достижение эго-идентичности.
«Лабиринт» (разогрев)
Ход работы. Участники встают в круг, взявшись за руки. Через плечо ведущего перекинут круг из корсажной ленты либо обруч. «Сейчас мы будем путешествовать по лабиринту. Не разнимая рук. Только помогая друг другу, мы можем справиться с этим заданием. Если кто-то разнимет руки, лабиринт начинаем с начала».
Второй этап игры можно усложнить, свернув ленту вдвое, таким образом, сузив проход в лабиринт.
Подростковый триптих «Окно» (основное задание)
Задачи: Интеграция опыта, интеграция Я-схемы прошлого, настоящего и будущего, преодоление ролевого смещения и достижение эго-идентичности.
Необходимые материалы. Восковые, мелки, карандаши, по три одинаковых листа бумаги на каждого, скотч для скрепления частей триптиха.
Ход работы. «Перед каждым из вас три оконных стекла одного окна, что в искусстве называется триптих – картина состоит из трех объединенных частей. Представьте, что вы смотрите через каждое стекло и видите себя в разные периоды жизни: в прошлом, настоящем и будущем. Для каждого стекла можно сделать свое обрамление. Начните с прошлого. Обращайтесь к вашей памяти и воображению. Затем всмотритесь в настоящее и будущее. Каждую часть триптиха можно подписать. Приступайте!»
Рисунки можно прикреплять к стене класса либо скреплять между собой на столе или полу. Первым рисуется прошлое, затем настоящее и будущее. Они скрепляются между собой в этом порядке, чтобы получился триптих.
По окончании работы организуется выставка триптихов. Подросткам необходим дать время, чтобы познакомиться с работам других.
Обсуждение. Обсуждая триптих, необходимо остановится на каждой его детали. Подросток может вставать с места, подходить к своей работе и рассказывать о том, что вложил в нее. Важно так же, чтобы он смог поделиться своими чувствами и переживаниями, связанными с процессом создания и уже готовой работой.
«Ожерелье пожеланий» (завершение работы)
Задача. Интеграция эмоционально-положительного опыта, полученного на занятиях.
Ход работы. В центре комнаты стоит стул, на котором лежат заранее подготовленные по числу участников отрезки шерстяной нити по 60 сантиметров. И достаточно большое количество отрезков шерстяной нити по 10 сантиметров разного цвета.
«Сейчас, каждый из вас возьмет себе один отрезок нити, который по больше и, повесив его на грудь, завяжет узелком, сделав основу под «ожерелье пожеланий». Затем каждый берет несколько маленьких отрезков разных цветов, каждый из которых он будет привязывать к ожерелью другого человека, сопровождая своим пожеланием. Очень важно пожелать человеку то, что ему действительно нужно. Будьте внимательны, не пропустите никого».
В результате у каждого на груди должно получиться «ожерелье пожеланий» из разноцветных ниточек, закрепленных в разных местах, разными способами.
Подведение итогов.
Так как это последнее занятие, необходимо подвести итоги проделанной работы. Можно предложить подросткам написать на ватмане маркерами, чему они научились, какими стали, что им дали эти занятия. Хорошо, если каждый подросток по кругу расскажет о том, с чем он уходит с этих занятий, поделится своими планами на будущее, выразит пожелание другим участникам.
Психолог тоже может остановиться на каждом подростке и дать каждому положительную обратную связь, пожелание на будущее[1].

Приложение IV
Сказка о «Деревьях Характерах».
В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, росли… Деревья — Характеры. Это были необычайные растения. Их внешний вид был отражением характеров людей, живущих далеко-далеко за горами.
У каждого Дерева — Характера от ствола отходили четыре главные ветви и множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева — Характера эти ветви имели свою, не похожую на других, форму, свою особенность.
На одном Дереве — Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что несла черту правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и умеренно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях — Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.
Очень разные Деревья — Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля — такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь — от корней до кроны — покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками — это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и даже стелющиеся по земле.
Так непохожи были Деревья — Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно?
Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья — Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не клонились под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви.
Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево — Характер. Но попасть в этот лес не может никто, и узнать, какой у тебя характер, можно, только изучая самого себя и свои поступки.
Дети открывают глаза. И психолог просит представить и нарисовать свое дерево характера.

«Сказка о Купце»

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был купец. Была у него лавка богатая. Все в ней было: и шелка, и снадобья, и кушанья изысканные. Купец по всем странам ездил, привозил отовсюду разные диковины.
Однажды решил он поплыть на другую сторону земли. Там было загадочное восемьдесят девятое царство. Кого ни спрашивал купец, никто там еще не был. Разные легенды ходили про эту землю: про двухголовую собаку, которая врагов за сто верст чуяла, про птицу-орлана, которая видела, что на другом краю земли делается, про прекрасную царевну, которая всех женихов от себя прогоняет. До того стало купцу интересно, что решил он туда попасть.
Путь предстоял неблизкий. Собрал купец самых лучших матросов, самый крепкий корабль купил, запасся припасами и поплыл. Плыли они долго, разных чудес насмотрелись, много бурь страшных выдержали. Иной раз хотелось купцу назад повернуть, к дому родному, но что-то останавливало его, вперед гнало. Устали моряки, измучились, к дому повернуть просят. Тут крик раздался: «Земля, земля!» Только сошли они на берег, как на море шторм поднялся.
Пошли матросы на ночлег размещаться. Купец тем временем узнал, где можно лавку открыть. Разложил он товары свои по полкам. Стали к нему жители местные заходить, товарами интересоваться. А купец от всех нос воротит: мол, запах от них противный, да и одеты они уж больно грязно, манерам не обучены. Весь день купец нос платком закрывал и глаза отводил, чтобы жителей не видеть. Да еще нос задирал: мол, вы все глупые, необразованные, а я-то уж и в университетах обучался. Несподручно, мол, мне с вами разговаривать.
Покупатели недовольными из его лавки выходить начали. Никто туда идти не хочет. Призадумался купец: «Если так и дальше будет, разорюсь я, по миру пойду. Что же делать мне?» Сидел он и горевал возле своей лавки. Проходил мимо старичок. Остановился, на купца посмотрел и сказал: «Все люди — что цветы на поляне: красивые и незаметные, душистые и без запаха. Разные они. Только все они к солнышку тянутся». Сказал старичок слова эти и пропал.
Всю ночь купец не спал, над словами старичка думал. Что же они значить могут? Уж солнышко встало, а купец все лежит, лавку открывать не торопится. «Пойду-ка я на поляну схожу, может, там ответ найду». Пришел он на поляну лесную, цветов там видимо-невидимо. Красивые и незаметные, душистые и почти без запаха — стоят они, на ветру качаются, к солнышку красному лепестки тянут. Заулыбался купец, повеселел, слова старичка вспомнил и понял, что они значат: цветы, как люди, разными бывают, и каждому человеку хочется любви и уважения. Если ко всем по-доброму относиться, то и люди будут тебе улыбаться и радоваться встрече.
Постоял купец немного на поляне, цветами полюбовался и пошел лавку свою открывать. Открыл лавку, ждет покупателей. Зашли богато одетые, красивые люди — купец стал им улыбаться, товары разные предлагать. Ушли они довольными, обещали вернуться. К вечеру в лавку к нему стали заходить бедно одетые люди, тихие, скромные. К таким покупателям купец не спешил, широко им не улыбался. Думал, что с бедняков взять можно?
Пришла пора домой собираться, лавку закрывать. Идет купец домой, радостный, довольный. Тут вчерашнего старичка встречает. Говорит старичок: «Вижу, дела у тебя хорошо идут. Понял ты слова мои. Запомни еще: каждый человек — что непознанная книга: сначала неинтересен, а потом зачитаешься». Сказал старичок слова эти и пропал.

Приложение V

Способ изготовления кукол марионеток.

Кукла состоит из головы и платья, в которое вшиты кисти рук. Одна нить служит для управления головой, другая нить помогает управлять руками. Кукла может быть с лицом и без него. Если кукла изготовлена без лица, это позволяет ребенку фантазировать — в каком настроении, состоянии находится кукла. То, какое ребенок придумывает выражение лица и настроение куклы, помогает определить его собственную актуальную проблематику.
Важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления куклы и каким характером он его наделяет.
Для изготовления куклы-марионетки потребуются следующие материалы:
1. Небольшой камешек или красивая бусинка
2. Капсула от "Киндер-сюрприза"
3. Вата (или синтепон)
4. Чулки или трикотаж телесного цвета
5. Белая ткань 50 х 50 см
6. Цветная ткань на верхнее платье 52 х 52 см
7. Пакля или пряжа, шерстяные нитки (для волос)
8. Нитки, иголки, ножницы
9. Толстая длинная игла
10. Толстая нить (лучше ирис)
11. Украшения.
Ведущий рассаживает детей за большим общим столом и просит разложить на нем все те материалы, которые они принесли из дома. Затем ведущий включает спокойную музыку, предлагает детям зажать в кулачке бусинки, закрыть глаза, загадать желание и представить себе, что оно рке сбылось. Далее бусинка помещается в капсулу от "Киндер-сюрприза", и ведущий просит представить образ куклы, которая сегодня будет вызвана из Сказочной страны. Затем ведущий предлагает подумать над образом того, кого они будут шить: мужской это или женский персонаж; он будет "королевской" или "простой" крови; какой у него будет характер и т.д. Далее ведущий объясняет детям, как шьется кукла.
1. Изготовление куклы начинается с головы. Для этого капсула от "Киндер-сюрприза" (с начинкой) плотно оборачивается ватой или синтепоном. Если у куклы должна быть большая голова, значит нужно сделать "кокон" побольше (использовав больше ваты или синтепона). После того как основа головы готова, сверху она обтягивается чулком телесного цвета и сшивается на "затылке" куклы. Затем поверх облицованной основы снова обтягивается чулком телесного цвета или другой тканью для лица (куклу можно сделать темнокожей, розовой и т.д.). Важно, чтобы в том месте, где у куклы начинается шея, остался "хвостик;" из ткани или чулка не менее 5 см. Итак;, голова готова. Волосы и украшения на голову пришиваются в последнюю очередь.
2. Изготовление "нижнего платья". Для этого возьмите белую ткань 50 х 50 см, найдите середину кусочка. На середине нужно сделать маленькую дырочку и просунуть в нее "хвостик;", который остался на голове куклы. Далее необходимо пришить "нижнее платье" к "шее" куклы.
3. Одевание. Костюм куклы шьется из цветной красивой ткани размером 52 х 52 см. В кусочке ткани надрезается середина и вдевается "нижнее платье". Далее ткань расправляется и также пришивается к "шее" куклы. По бокам к костюму куклы пришиваются руки. Для изготовления рук берется та же ткань, что и для лица. Из нее нужно вырезать два прямоугольника 7x4 см, сшить их и оставить небольшую дырочку, чтобы можно было набить руки ватой. Когда костюм куклы готов и руки вшиты, можно подумать об украшении куклы: сделать ей прическу, дополнительные детали костюма. Все, что подскажет воображение изготовителей куклы. На этом этапе важно, чтобы ребенок принимал особенно деятельное участие в процессе.
4. Когда кукла будет полностью готова, можно ее "подвязать". Для этого берется толстая длинная игла, заправленная толстой нитью (лучше, если это будет ирис). С помощью иглы голова куклы протыкается в области висков. Таким образом кукла повиснет на нитке, пропущенной сквозь ее голову. Длина нити над головой куклы должна быть не больше 12—15 см (для того, чтобы ребенку было удобно ее "водить"). Концы нити (иглу к этому времени нужно вытащить) связываются. Для того чтобы "подвязать" руки, потребуется еще одна толстая длинная нить. Один ее конец привязывается к запястью правой руки куклы, а другой конец нити привязывается к левому запястью куклы.
Итак, кукла готова, осталось только ее "оживить": взять в руки и начать "водить". Для этого ребенок берет в одну руку нить, управляющую головой, а в другую руку — нить, управляющую руками куклы. На этом этапе родитель помогает ребенку учить "ходить" куклу.
Можно придумать специальные ритуалы "оживления".
Изготовление куклы-марионетки (без отделки) занимает примерно 50 минут. Если дети не успели дошить куклу или хотят сделать особую отделку или прическу, они могут сделать это дома.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.