На главную Психологическое консультирование Теория и практика Психологическое консультирование, психокоррекция и основы психотерапии
Психологическое консультирование, психокоррекция и основы психотерапии
Психологическое консультирование - Теория и практика

1. Психологическое консультирование

Психологическое консультирование — это профессиональная помощь клиенту (пациенту) в поиске решения проблемной ситуации, которая отличается от психотерапии тем, что клиент воспринимается консультантом как дееспособный субъект, ответственный за решение своей проблемы. Объектом работы является не личность, а проблема.
В психологическом консультировании можно выделить несколько направлений:
1. Информационное — обращено к рациональности клиента (сообщение результатов психодиагностического обследования с предоставлением рекомендаций; сообщение научной информации по интересующему клиента вопросу);

2. Личностное — обращено к эмоциональности (помощь в разрешении личностной проблематики).
По длительности можно выделить краткосрочное и долгосрочное консультирование.
Основная цель психологического консультирования — помощь клиенту в усилении его способности справляться с проблемами.

 

Задачи психологического консультирования:
1. Эмоциональная поддержка.
2. Внимание к переживаниям клиента.
3. Расширение зоны осознания.
4. Повышение психологической компетентности.
5. Изменение отношения к проблеме (от «тупика» к «выбору решения»).
6. Повышение стрессоустойчивости.
7. Развитие реалистичности мировоззрения.
8. Расширение границ принятия.
9. Развитие чувства ответственности.
10. Развитие творческого и гибкого подхода к жизни.
Психологическое консультирование помогает человеку приспосабливаться к ситуациям, вызывающим дезадаптацию и нарушение в развитии. Этот вид психологической помощи направлен не на лечение заболевания, а на решение жизненных трудностей.
При этом усилия психолога направлены на решение основных личностных проблем клиента, таких как:
1) осознание фактов личностной истории, обусловивших идентификацию с деструктивными эмоциональными и поведенческими моделями семьи и социума, которые заблокировали установку «я могу»;
2) возрождение доверия к самому себе, веры в духовный авторитет;
3) освобождение от интенсивных эмоций страха, стыда, вины, обиды, гнева, порождающих гипертрофию установки «я не могу» и затрудняющих позитивную активность личности: баланс напряжения и расслабленности в теле, рефлексию и ответственность;
4) изменение негативных эмоционально насыщенных установок, искажающих адекватное восприятие ситуации общения, привычных агрессивных и инфантильных моделей общения и овладение соучастной стратегией контакта;
5) самостоятельное развитие обретенных навыков в реальной практике общения.
Решение проблем требует осознания и разрешения конфликта между установками «я могу» и «я не могу», нарушающего гармоничное общение посредством возрождения веры в духовный авторитет, свое собственное личностное совершенство и позитивную сущность другого человека.


2. Психокоррекции


Процесс психологической коррекции представляет собой систему из семи взаимосвязанных элементов:
• анализ проблем во взаимоотношениях и личностной истории клиента;
• развитие позитивного отношения к миру;
• расширение самосознания;
• восстановление позитивной психической активности;
• эмоционально-рефлексивное очищение восприятия;
• овладение соучастной стратегией контакта;
• дифференциация и интеграция механизма идентификации- обособления.
• Каждый элемент системы психологической коррекции выполняет строго определенную ему функцию в общем процессе эмоционально- рефлексивного освобождения личности.
Самым важным в процессе психокоррекции является взаимодействие психолога с клиентом.
Психолог при этом использует разные методы, исходя из индивидуальных особенностей клиента. Однако независимо от характера и содержания общения психолога с клиентом неизменной остается сама суть процесса изменения: психолог осознанно использует механизм идентификации-обособления как главный инструмент воздействия.
Процессуальная сторона психологической коррекции представлена пятью главными шагами:
1) психолог устанавливает доверие с клиентом, «включая» механизм идентификации: оба — в совместном пространстве общения;
2) психолог усиливает доверие, отождествляя себя с клиентом: переходит в его индивидуальное пространство;
3) психолог «включает рефлексию», ставя клиента перед выбором:
оставим все, как есть, или изменим видение ситуации; оба — в совместном пространстве общения;
4) психолог «усиливает» ответственность: клиент формирует свое видение ситуации общения в пространстве психолога;
5) психолог «усиливает» доверие клиента к самому себе: помогает клиенту почувствовать уверенность, взять ответственность за свое развитие на себя и постепенно отделиться от пространства психолога.
Основные действия психолога и клиента, направленные на овладение потенциалами продуктивного стиля общения, представлены в табл. 3.


Таблица 3. Действие психолога и клиента в процессе психоконсультирования

Основные действия психолога


Установление доверия с клиентом, определение проблемы
Определение цели психологической коррекции с учетом потребностей, желаний, ожиданий и стремлений клиента
Исследование индивидуального стиля клиента, поиск и выделение ресурсов продуктивного стиля общения
Разработка программы психологической коррекции: подбор различных вариантов решения задач и наиболее приемлемых способов их решения с учетом индивидуальных особенностей и конкретных запросов клиента Заключение контракта с клиентом; установление связи: проблема — цели — способ движен
ия Использование техник и приемов, адекватных задачам и индивидуальным особенностям клиента Преодоление сопротивления и защит
Предвидение возможного влияния изменений на клиента, его основных партнеров по взаимодействию Диагностика изменений в стиле общения и помощь клиенту в осознании объема возросших ресурсов и продуктивных потенциалов Оценка достижений клиента и определение проблем, мешающих достижению успешных результатов на практике
Разработка программы коррекции самим клиентом на основе сравнений результатов с желаемыми индивидуальными стандартами
Диагностика изменений в стиле общения и помощь клиенту в осознании объема возросших ресурсов и продуктивных потенциалов Оценка достижений клиента и определение проблем, мешающих достижению успешных результатов на практике Разработка программы коррекции самим клиентом на основе сравнений результатов с желаемыми индивидуальными

Основные действия клиента

Установление доверия с психологом, рассказ о проблеме Определение желаемых результатов, выделение приоритетов
Осознание объема имеющихся ресурсов продуктивного стиля общения
Участие в разработке программы; оценка предлагаемых вариантов стандартами
Основные действия клиента решения задач и выбор наиболее приемлемых способов их решения
Заключение контракта с психологом, предусматривающего ответственность за совершенствования стиля общения
Реализация программы и достижение результата
Осознание и преодоление сопротивления
Осознание влияния изменений лиц и основных партнеров по взаимодействию
Осознание изменений и объема возросших ресурсов продуктивного стиля общения
Осознание своих достижений и новых задач, требующих дальнейшего совершенствования стиля общения на практике Разработка программы самокоррекции своего стиля общения на основе сравнений результатов с желаемыми индивидуальными стандартами
Осознание изменений и объема возросших ресурсов продуктивного стиля общения
Осознание своих достижений и новых задач, требующих дальнейшего совершенствования стиля общения на практике Разработка программы самокоррекции своего стиля общения на основе сравнения полученных и желаемых результатов

 

3. Понятие психотерапии

Психотерапия — это система лечебного воздействия на психику, а через психику — на весь организм и поведение человека.
Психотерапия является специфическим методом лечения, так как лечебный эффект достигается не физическими или фармацевтическими средствами, а словом или информацией и тем эмоциональным зарядом, который содержится в ней. Принято разделять психотерапию в узком медицинском смысле как метод лечения и в более широком смысле, включающем в себя профилактику психотравмирующих факторов, повышение стрессоустойчивости для лиц, работающих в специальных условиях (космонавты, подводники, работники МЧС), а так же для спортсменов. В этих случаях принято говорить о психопрофилактике или психогигиене.
Психотерапия может применяться как самостоятельный метод, так и в комплексе с другими методами лечения. Она может осуществляться как при непосредственном контакте с врачом, так и при использовании видео, радиозаписей, средств массовой информации или средств искусств. Однако самым эффективным является непосредственное общение с врачом — психотерапевтом.
В психотерапии условно выделяют два направления: клинически ориентированное и личностно ориентированное. Клинически ориентированную терапию используют для лечения в различных клиниках. Речь идет в первую очередь о лечении широкого спектра психосоматических заболеваний и неврозов. Однако нередко психотерапия используется при лечении кожных заболеваний, в акушерстве и гинекологии, в хирургической клинике, при лечении табакокурения, алкоголизма и наркомании.
Личностно ориентированную психотерапию используют для помощи пациенту в решении его жизненных трудностей, проблем, конфликтов, для обучения методам повышения стрессоустойчивости. Это направление помогает человеку найти выход из сложной ситуации, справиться со стрессом, что может предотвратить развитие невротических реакций, неврозов и психосоматических заболеваний.
Главное в работе психотерапевта не изготовление для клиента «психических протезов», а стремление раскрыть перед ним его резервные скрытые возможности. Это требует соблюдения ряда важных условий, таких как:
• выбор психотерапевтических методов базируется на правильном диагнозе и соответствующей оценке тяжести заболевания;
• нет «хороших» и «плохих» методов психотерапии, они должны применяться своевременно, с учетом механизма заболевания, самостоятельно или в комбинации с другими методами лечения, сменяя, дополняя или усиливая друг друга;
• даже в групповых вариантах психотерапия должна быть индивидуализированной личностно и социально ориентированной.
Существует множество классификаций методов психотерапии.


4. Классификация методов психотерапии


По характеру воздействия (внушения) на клиента: прямое — косвенное.
По этиопатогенетическому принципу: каузальная — симптоматическая.
По цели воздействия: седативная, активирующая, амнезирую- щая.
По участию больного: мобилизирующе-волевая, пассивная.
По виду воздействия врача: авторитарная, разъяснительная, обучающая, тренирующая.
По месту воздействия: гетерогенная, аутогенная.
По направленности относительно патогенных установок: синергичная переживаниям, антагоническая, дискуссионная.
По тактике врача: выборочная, комбинированная или комплексная.
По числу лиц, с которыми работает врач: индивидуальная, коллективная, групповая.
Следует различать методы и формы (техники) психотерапии. Под методом понимается общий принцип лечения, который определяется пониманием характера заболевания. Способ применения того или иного метода психотерапии называется формой психотерапевтического лечения. Так, метод рациональной психотерапии может применяться в форме беседы с группой или в форме лекции.
Комплекс различных методов, объединенных общим принципиальным подходом к лечению, образует систему или направление в психотерапии. В настоящее время наибольшее распространение получили такие направления, как психоаналитическое, бихевио- ральное, экзистенционально- гуманистическое. Из большого количества методов психотерапии в практике широко применяется суггестивная психотерапия, групповая, поведенческая, семейная, игровая, рациональная, самовнушение. Все чаше используют психоанализ, трансактный анализ, гештальттерапию и др.

5. Направления психотерапии


Психоанализ
Психоанализ — основанное З. Фрейдом направление психологии и психиатрии: созданное для анализа мотивов поведения личности, рассматриваемое как совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей, переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами.
Психоанализ использует технику свободной ассоциации, интерпретации слов, обмолвок и т. д. с целью выявления вытесненных представлений и их устранения.
Психодрама
Психодрама — вид групповой психотерапии, когда пациенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей. Роли пациентов направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью устранения неадекватных эмоциональных реакций, более глубокого самопознания. Психодрама характеризуется спонтанностью, активностью и импровизированностью поведения.
Трансактный анализ
В этом направлении личность человека рассматривается как совокупность трех состояний «Я», условно названных «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок». Сутью каждого из них является генетически запрограммированная модель поведения и проявления эмоциональных реакций. Основная цель трансактного анализа состоит в том, чтобы помочь человеку понять особенности его взаимодействия с окружающими и обучить его оптимальному поведению.
Когнитивная психотерапия
Основная идея — это то, что различные эмоциональные расстройства возникают в связи с имеющимися у человека отклонениями в оценке реальной действительности в виде «систематических предубеждений». Целью когнитивной психотерапии является исправление ошибочной переработки информации и модификация убеждений в сторону их рационализации и выработки жизненной стратегии здравого смысла.
Семейная психотерапия
Семейная психотерапия — особый вид психотерапии, направленный на психологическую коррекцию отношений и на устранение психических расстройств в семье.
Семейная психотерапия
Социальная психотерапия — система методов воздействия на социальное поведение, использующихся для коррекции всех форм отклонений.
Гештальттерапия
В гештальттерапии акцент смещается с решения проблемы на обучение способам здорового функционирования и признание ответственности за изменения самого клиента (пациента).
Телесная психотерапия
Телесная терапия — направление психотерапии, которое рассматривает психические расстройства человека как следствия неправильного функционирования его тела и лечит их путем специальных средств воздействия на тело человека: массаж, дыхательные упражнения и др.
Поведенческая психотерапия
Терапия поведения — метод психотерапии, основанный на принципах бихевиоризма, рассматривающий психические и эмоциональные расстройства как нарушение адаптации индивида к существующим условиям. Задачей терапии поведения является формирование привычек, облегчающих приспособление человека к действительности.
Нейролингвистическое программирование
Это система психологических манипуляций на основании изучения лингвистической мегамодели человека. Одной из основных составляющих этой модели является понятие «модальности» — наиболее типичный для человека способ восприятия окружающей действительности. После определения модальности предполагается коррекция поведения, которая может осознаваться или не осознаваться самим человеком. Целью программирования является выработка определенной стратегии поведения, желательной для человека или окружения. Основной техникой считается «рефрейминг» — переформирование личности, придание ей осознания причин проблемы и устранения ее.
Суггестивные методы
К ним относят разнообразные психологические воздействия с помощью прямого или косвенного внушения с целью создания у человека определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Нередко внушение сопровождается изменением сознания пациента. Подобные виды психотерапии, самым известным из которых является гипноз, направлены на снятие эмоциональных, невротических симптомов, нормализацию психического состояния в кризисные периоды, после воздействия психических травм и т. д.
Рациональная психотерапия
Рациональная психотерапия (РПТ) применяется в том случае, когда у пациента складываются ложные представления, суждения о своем заболевании. Метод основан на развитии у больного путем логической аргументации, а также эмоционального воздействия (убеждения) правильного отношения к болезни и понимания ее природы. РПТ может использоваться как основной метод или сочетаться с другими формами психотерапии.
Рациональная психотерапия осуществляется при максимальном участии самого пациента в лечебном процессе. При этом пациента можно ознакомить с определенной медицинской документацией, способной поколебать его убеждения. Большую роль играет авторитет, престиж, высокий профессиональный уровень врача, что способствует формированию адекватной ВКБ.
Рациональная психотерапия направлена также на выработку у пациента устойчивого фона настроения, снятие агрессии и эмоциональных расстройств. С помощью рациональной психотерапии может быть достигнута коррекция установок и характерологических особенностей, способствующих невротизации. Такая коррекция необходима, в частности, с целью предотвращения рецидивов заболевания. Кроме того показаниями к РПТ являются психосоматические заболевания, психопатии, алкоголизм, наркомания. Рациональной терапии должно предшествовать тщательное обследование, в ходе которого у больного возникает убеждение, что его заболевание понятно врачам. Для психотерапевтического воздействия используются положительные стороны оценки больным существующей ситуации, поощрение тех мотивов, которые могут лечь в основу формирования адаптивного поведения и здорового образа жизни. Критика взглядов, побуждений, установок больного должна быть тактичной, осторожной, не вызывающей сомнений в доброжелательном отношении врача и его уважении к больному.
Рациональная психотерапия внешне напоминает «обычную беседу», хотя это не так. Название происходит от слова «рацио» — разум. Основой рациональной психотерапии, несомненно, является логическая аргументация. Кроме того, метод включает разъяснение, внушение, эмоциональное воздействие, изучение и коррекцию личности, дидактические и риторические приемы. В процессе такой «беседы» выясняются и логически прорабатываются история болезни и необходимая стратегия действий.

Источник: Жук И.А. Основы клинической психологии : учебник для студентов высших учебных заведений / И. А. Жук. — М. : ООО «Торговый дом «Советский спорт», 2020. — 206 с. — (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений.)

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.